Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОМИТЕТА КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА СССР ОТ 11.10.1991 N 26 (2-1) О РАЗРЕШИТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ПРОПИСКИ ГРАЖДАН

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                 КОМИТЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА СССР

                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ
                   от 11 октября 1991 г. N 26 (2-1)

               О РАЗРЕШИТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ПРОПИСКИ ГРАЖДАН

       В связи с принятием Съездом народных депутатов СССР Декларации
   прав  и свобод  человека  Комитет конституционного надзора СССР по
   собственной   инициативе   возобновил   рассмотрение   вопроса   о
   законодательстве по вопросам прописки и установил следующее.
       Заключением  Комитета  конституционного  надзора  СССР  от  26
   октября  1990  года  N 11  (2-1)  было  признано,  что положения о
   прописке  ограничивают  право  граждан  на  свободу передвижения и
   свободу   выбора   местожительства   и должны  быть  устранены  из
   законодательства    путем    его    пересмотра   с  целью   замены
   разрешительного порядка прописки регистрационным.
       После принятия указанного Заключения не были,  однако, приняты
   необходимые меры к отмене или изменению положений о разрешительном
   порядке прописки.
       Положения о прописке, содержащиеся в действующих до настоящего
   времени   Положении   о  паспортной   системе  в СССР  (утверждено
   Постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г. N 677),
   Постановлении Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г. N 678 "О
   некоторых  правилах  прописки  граждан",  Положении  о прописке  и
   выписке   населения  в городе  Москве  (утверждено  Постановлением
   Совета  Министров СССР от 25 июня 1964 г.  N 585),  Постановлениях
   Совета   Министров   СССР   об   ограничении  прописки  граждан  в
   Ленинграде,  Киеве и других местностях, а также изданных на основе
   решений  Правительства  СССР  ведомственных  актах и актах местных
   органов  власти  и управления,  возлагают  на  каждого  гражданина
   обязанность  получать  от  административных  органов разрешение на
   проживание  или  нахождение в избранном им месте,  предусматривают
   тем  самым  всеобщий  административный  контроль  за передвижением
   граждан   внутри   страны   и  устанавливают   ответственность  за
   неисполнение  соответствующих  положений.   При  этом  возможность
   получения гражданином такого разрешения в виде прописки поставлена
   в  зависимость  от  наличия  различного  рода условий и усмотрения
   административных органов, осуществляющих прописку.
       С  принятием  и введением  в действие Декларации прав и свобод
   человека   отпали   правовые   основания   для  оставления  в силе
   постановлений  Совета  Министров  СССР и других подзаконных актов,
   предусматривающих   разрешительную   систему   прописки   на  всей
   территории страны.
       Статья  21  Декларации  закрепляет  право  каждого человека на
   свободное  передвижение  внутри  страны,  выбор  местожительства и
   местопребывания.
       Декларация,  равно  как и международно - правовые акты (статья
   13  Всеобщей  декларации  прав человека и статья 12 Международного
   пакта   о  гражданских   и  политических  правах),   не  допускает
   ограничения   данного  права  правительственными  и ведомственными
   регламентами.  Более  того,  отсутствуют  правовые  основания  для
   установления  подзаконными актами ограничений свободы передвижения
   для  всех  граждан  и на всей территории страны.  В соответствии с
   указанным  Международным  пактом и по смыслу Декларации о правах и
   свободах  человека  ограничения  свободы  передвижения  могут быть
   предусмотрены   только  законом  и только  в случаях,   когда  это
   необходимо для охраны государственной безопасности,  общественного
   порядка,  здоровья  или нравственности населения или прав и свобод
   других лиц.
       Разрешительная  система  прописки,  необоснованно  ограничивая
   свободу    передвижения   граждан,    препятствует   осуществлению
   гражданами также и других прав и свобод.
       В  зависимость  от наличия прописки поставлено трудоустройство
   граждан.  Установлена  ответственность должностных лиц за прием на
   работу  граждан, проживающих  без  прописки  (пункт 36 Положения о
   паспортной   системе   в СССР).   Пунктом  2 Постановления  Совета
   Министров СССР от 25 июня 1964 года N 585 установлен прямой запрет
   принимать  на  работу  в г.  Москве граждан,  проживающих в других
   местностях.  Эти  и другие аналогичные правила противоречат статье
   40  Конституции  СССР,  устанавливающей  право  граждан  на  выбор
   профессии,  рода  занятий  и работы,  статье  23 Декларации прав и
   свобод   человека,   провозглашающей  право  каждого  человека  на
   свободный   выбор   работы  и отказ  от  работы,   статье  5 Основ
   законодательства  Союза  ССР  и республик  о занятости населения и
   аналогичным  положениям  законов  республик,  закрепляющим свободу
   выбора рода занятий и работы.
       Правила   о  прописке   противоречат   положениям   статьи  11
   Конституции  СССР,  статьи  24  Декларации прав и свобод человека,
   статьи 7 Закона СССР "О собственности в СССР" и аналогичных статей
   законов  республик  о собственности,  закрепляющих  право  граждан
   владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся в их
   собственности, по своему усмотрению.  Продажа, дарение гражданином
   принадлежащих ему жилых домов и квартир,  дач, гаражей, сдача их в
   аренду,  совершение  с ними  других  сделок  для многих местностей
   обусловлены  в настоящее  время  тем,  имеет  ли приобретатель или
   наниматель   право   на   прописку   в данном  населенном  пункте.
   Необоснованно препятствуя развитию рынка жилья, правила о прописке
   препятствуют  также  свободному  предпринимательству,   свободному
   движению денег, товаров, услуг.
       Ставя  административные препятствия для выбора местопребывания
   и местожительства, разрешительная система прописки непосредственно
   затрагивает  право  граждан  на свободу объединения в общественные
   организации,  на  благоприятную окружающую среду,  на образование,
   охрану здоровья и отдых.
       Имея  в виду,  что  регистрация  и учет  граждан  по  месту их
   жительства,   равно   как   и  установление   условий   и  порядка
   удостоверения фактов их постоянного или временного жительства,  не
   связанные  с получением  разрешения  административных  органов  на
   нахождение,  проживание, работу, учебу и отдых в данной местности,
   не   являются   сами   по   себе  ограничением  права  на  свободу
   передвижения, выбор местожительства и местопребывания;
       учитывая,  что  разрешительная  система  въезда,  пребывания и
   выезда  может  быть  установлена  в пограничных  районах,   местах
   нахождения  оборонных  объектов  и в  других  случаях,  когда  это
   необходимо    для    обеспечения   государственной   безопасности,
   общественного  порядка,  здоровья или нравственности населения или
   прав и свобод других лиц;
       принимая  во  внимание,   что  вопросы  введения  обоснованных
   ограничений свободы передвижения должны решаться только в законах,
   принятых   высшими   представительными   органами  государственной
   власти,  для  которых положения о разрешительной системе прописки,
   введенные подзаконными актами, не являются обязательными;
       руководствуясь статьей 124 Конституции СССР и статьями 21 - 23
   Закона СССР "О конституционном надзоре в СССР",
       Комитет  конституционного  надзора  СССР  пришел  к следующему
   заключению:
       1.  Положения  о прописке (Постановление Совета Министров СССР
   от  25  июня 1964 г.  N 585 "Об утверждении Положения о прописке и
   выписке населения в городе Москве"; Положение о прописке и выписке
   населения  в городе  Москве,  утвержденное  Постановлением  Совета
   Министров СССР от 25 июня 1964 г. N 585; пункты 6, 23, 26, 34 - 36
   Положения    о   паспортной    системе   в  СССР,    утвержденного
   Постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г.  N 677;
   Постановление Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г. N 678 "О
   некоторых   правилах   прописки  граждан";   Постановление  Совета
   Министров СССР от 10 апреля 1981 г. N 351 "Об ограничении прописки
   граждан  в городах  Кавказских Минеральных Вод и прилегающих к ним
   населенных  пунктах";  Постановление  Совета  Министров  СССР от 5
   марта 1982 г. N 183 "Об ограничении прописки граждан в Пригородном
   районе  Северо - Осетинской АССР";  Постановление Совета Министров
   СССР  от 4 марта 1985 г.  N 203 "Об ограничении прописки граждан в
   г. Сочи"; Постановление Совета Министров СССР от 6 августа 1985 г.
   N  737  "О  некоторых  ограничениях прописки граждан в г.  Киеве";
   Постановление  Совета Министров СССР от 24 декабря 1987 г.  N 1476
   "Об  ограничении  прописки  граждан в некоторых населенных пунктах
   Крымской   области   и  Краснодарского   края",   а  также  другие
   постановления  Правительства  СССР  по вопросам прописки) в части,
   обязывающей  граждан  получать разрешение административных органов
   на  проживание,  устройство  на  работу  и учебу,  приобретение  в
   собственность  жилых  домов,   квартир,   дач,  гаражей,  а  также
   устанавливающей ответственность за нарушение этих обязанностей, не
   соответствуют Конституции СССР,  Декларации прав и свобод человека
   и международным актам о правах человека.
       2.  Принятие  настоящего  Заключения  не  исключает применения
   правил   о  прописке   в  качестве   правил   регистрации  и учета
   передвижения   граждан,   удостоверения  факта  их  постоянного  и
   временного  местожительства,  а также введения законом ограничений
   свободы передвижения граждан, когда это необходимо для обеспечения
   государственной  безопасности,  общественного порядка,  здоровья и
   нравственности населения, прав и свобод граждан.
       3.  Положения  о прописке,  указанные  в пункте  1 Заключения,
   утрачивают  силу  с 1 января 1992 года.  Исходить из того,  что до
   этого  срока  высшими  представительными  органами государственной
   власти будут приняты акты о порядке регистрации и учета граждан по
   месту  их  жительства,   а  также  о сфере  и условиях  применения
   разрешительного  порядка  въезда,  проживания и выезда в отдельных
   местностях.
       Положения о прописке, которые ограничивают право собственников
   по   своему   усмотрению  владеть,   пользоваться  и распоряжаться
   принадлежащими им жилыми домами, квартирами и другим имуществом, а
   также   положения   об   ответственности   граждан   за  нарушение
   разрешительного   порядка   прописки   утрачивают  силу  с момента
   принятия настоящего Заключения.
       4.  Считать  необходимым,  чтобы  органы прокурорского надзора
   принесли  протесты  на  ведомственные  акты,  акты местных органов
   власти  и управления,  устанавливающие  необоснованные ограничения
   права   на   свободу   передвижения,   выбора   местожительства  и
   местопребывания,  а  также  на действия государственных органов по
   продаже права на прописку.

                                                Председатель Комитета
                                        конституционного надзора СССР
                                                           С.АЛЕКСЕЕВ



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz