Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ ПИСЬМО ОТ 1 ОКТЯБРЯ 1991 Г. ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О КЛИРИНГОВОМ УЧРЕЖДЕНИИ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


                           ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
                         О КЛИРИНГОВОМ УЧРЕЖДЕНИИ

                                 Введение



        Настоящее положение  разработано  в  соответствии  с  Законами
    РСФСР  "О  банках  и  банковской   деятельности   в   РСФСР",   "О
    предприятиях  и  предпринимательской  деятельности",  "О  товарных
    биржах и биржевой торговле",  "Положением о безналичных расчетах в
    Российской   Федерации"   и   постановлением  ВС  и  Правительства
    Российской  Федерации  от  25.05.92  г.  "О  неотложных  мерах  по
    улучшению    расчетов    в    народном   хозяйстве   и   повышении
    ответственности предприятий за их финансовое состояние".


                 1. Понятие клирингового учреждения


        1.1. Клиринг - система  безналичных  расчетов,  основанная  на
    зачете взаимных требований и обязательств.

        1.2. Последовательность  действий,  обеспечивающих  проведение
    клиринга  по  правилам,  определенным  Положением  о   безналичных
    расчетах в Российской Федерации, составляет клиринговые операции.

        1.3. Клиринг   осуществляется   через   банки  или  специально
    созданные расчетные центры, палаты, дома - клиринговые учреждения.

         Клиринговое учреждение   -   это   организация,    являющаяся
    юридическим   лицом   по  законодательству  Российской  Федерации,
    заявившая себя в качестве центра  взаимных  расчетов,  которой  на
    основании   лицензии,   выдаваемой   ЦБ  РФ,  предоставлено  право
    осуществлять   расчетные   (клиринговые)   операции,    а    также
    ограниченное   количество   банковских   операций,  поддерживающих
    выполнение клиринга.

         1.4. Основные цели создания клирингового учреждения:

         - ускорение и оптимизация расчетов между  банками  и  другими
    кредитными   учреждениями   в   Российской  Федерации,  с  другими
    государствами;

         - повышение достоверности и надежности расчетов;

         - развитие и  обеспечение  новых  форм  безналичных  расчетов
    (чеков, векселей, кредитных карточек и др.);

         - наиболее   рациональное  использование  временно  свободных
    ресурсов банков;

         - внедрение современных международных технологий, стандартов,
    протоколов, постепенное вхождение в мировую банковскую систему;

         - создание современной информационной банковской структуры.

         Клиринговое учреждение,   оснащенное  программно-техническими
    комплексами, должно обеспечивать:

         - прием,  передачу данных по каналам связи  с  использованием
    аппаратных   и   программных   средств  криптозащиты  (электронная
    подпись),   способов    шифрования    данных,    сертифицированных
    уполномоченным органом;

         - надежную      многоуровневую      защиту      данных     от
    несанкционированного   доступа,   использования,    искажения    и
    фальсификации на этапах обработки и хранения;

         - контроль достоверности данных на всех этапах.

         Учредителями клирингового  учреждения могут быть коммерческие
    банки,  Центральный банк РФ и его учредители, другие юридические и
    физические  лица,  за  исключением Советов народных депутатов всех
    уровней,  их исполнительных органов,  политических  организаций  и
    специализированных общественных фондов

         Клиентами клирингового   учреждения   могут  быть  учредители
    клирингового учреждения,  а также привлекаемые в качестве  таковых
    на договорной основе коммерческие банки,  биржи и другие кредитные
    учреждения.

         1.6. Организационная  структура  и   управление   клиринговым
    учреждением  в  зависимости  от  формы  собственности определяются
    действующими нормативно-правовыми актами.

         Экономические принципы     функционирования      клирингового
    учреждения,  образование и расходование фондов и средств,  вопросы
    собственности на имущество,  оказанные услуги, полученные доходы и
    прочее - определяются его уставом.

         1.7. Клиринговые   учреждения   могут   образовывать   союзы,
    ассоциации и иные объединения для координации своей  деятельности,
    защиты  своих интересов и осуществления совместных программ,  если
    их   создание   не   противоречит   требованиям   антимонопольного
    законодательства  Российской  Федерации  и  другим законодательным
    актам Российской Федерации.

         1.8. Термин    "клиринговый"    ("расчетный")    или     иные
    словосочетания   с   использованием  данного  термина  могут  быть
    применены  в  фирменном  наименовании  или  рекламных  целях  лишь
    юридическими  лицами,  имеющими  лицензию  на совершение расчетных
    (клиринговых)) операций.

         1.9. Сеть  клиринговых  учреждений,  оснащенных  современными
    программно-техническими  средствами  и  системами передачи данных,
    функционирующих  на  единой  нормативно-правовой  базе,   образуют
    клиринговую систему.


                  2. Деятельность клирингового учреждения


         2.1. Клиринговое  учреждение  создается на основе любой формы
    собственности,   предусмотренной   законодательством    Российской
    Федерации,   и  осуществляет  свою  деятельность  на  коммерческой
    основе.

         2.2. Деятельность клирингового  учреждения  определяется  его
    уставом  и  осуществляется  на  основании  лицензии  на совершение
    клиринговых операций,  выдаваемой  Центральным  банком  Российской
    Федерации.

         После получения  лицензии клиринговому учреждению в РКЦ ГУ ЦБ
    открывается балансовый счет N 162 "Корреспондентские счета центров
    взаимных  банковских  расчетов",  в самом клиринговом учреждении -
    счета клиентам.

         2.3. Клиринговые операции,  проводимые без  лицензии  ЦБ  РФ,
    считаются недействительными, а полученный от них доход изымается в
    пользу государства.

         2.4. Клиринговым    учреждениям    запрещено     осуществлять
    посредническую  деятельность,  деятельность  в сфере материального
    производства и  торговли  материальными  ценностями,  операции  по
    страхованию  всех  видов,  за  исключением  страхования  валютных,
    кредитных  рисков   и   сделок   в   пределах,   необходимых   для
    гарантирования   сделок   и   возмещения   ущерба   в   случае  их
    неисполнения,  а также виды деятельности,  в  которых  может  быть
    использована    конфиденциальная   информация,   циркулирующая   в
    клиринговой системе.

         2.5. Надзор   за   деятельностью   клирингового    учреждения
    осуществляет  Центральный  банк России и его главные управления по
    месту нахождения клирингового учреждения.

         2.6. Деятельность клирингового учреждения подлежит  ежегодной
    проверке аудиторскими организациями.


         3. Операции,  обеспечивающие  проведение   клиринга   (состав
            клиринговых операций):


         - прием  расчетных  документов   от   клиентов   клирингового
    учреждения в электронной форме по каналам связи;

         - ввод с автоматизированных рабочих мест расчетных документов
    с магнитных носителей  (допускается  использование  документов  на
    бумажных  носителях  в  соответствии  с  "Положением о безналичных
    расчетах в Российской Федерации");

         - идентификация и контроль поступающих  расчетных  документов
    на  наличие  банка-плательщика  и  банка-получателя  в базе данных
    клирингового учреждения;

         - контроль на наличие заявленной к  платежу  суммы  на  счете
    банка-плательщика;

         - открытие  и ведение счетов клиентов клирингового учреждения
    по внутренним и нешним проводкам;

         - сортировка   (адресование)   первичных   и   результирующих
    расчетных документов для проводки и последующей рассылки;

         - осуществление   проводок  расчетных  документов  по  счетам
    клиентов клирингового  учреждения  с  зачетом  взаимных  платежей,
    формирование сводных авизо;

         - перерасчет валютного курса;

         - печать  выписок по счетам клиентов на основании электронных
    прототипов;

         - подведение баланса по окончании операционного дня;

         - рассылка  выписок  по  счетам  клиентов,  других   отчетных
    документов (по каналам связи в электронной форме, на магнитных или
    бумажных  носителях)   клиентам   и   банкам   корреспондентам   в
    соответствии с регламентом обслуживания;

         - передача   отчетных   документов   в  учреждении  ЦБ  РФ  в
    установленных формах, порядке и сроках.

         Конкретная реализация   указанных    операций    определяется
    внутренними  для  клирингового учреждения "Правилами (технологией)
    проведения  расчетных  (клиринговых)  операций  через  клиринговое
    учреждение"  с  учетом  требований  ЦБ  РФ к форматам передаваемых
    сообщений,  методам и  средствам  защиты  информации,  шифрования,
    электронной подписи и т.д.


        4. Банковские операции, поддерживающие выполнение клиринга:


         - привлечение    вкладов    (депозитов)    и   предоставление
    краткосрочных кредитов по соглашению с заемщиком;

         - открытие     и     ведение      счетов      клиентов      и
        банков-корреспондентов;

         - осуществление    расчетов    по    поручению   клиентов   и
    банков-корреспондентов;

         - оказание брокерских и консультационных услуг, осуществление
    лизинговых операций;

         - приобретение   права   требования  по  поставке  товаров  и
    оказанию услуг,  принятие рисков  исполнения  таких  требований  и
    инкассировать эти требования (форфейтинг), а также выполнение этих
    операций  с  дополнительным   контролем   за   движением   товаров
    (факторинг).

         Эти операции  могут  производиться  как  в  рублях,  так  и в
    иностранной валюте при наличии соответствующей лицензии.


                5. Учет и отчетность клирингового учреждения


         5.1. Вопросы  учета,  контроля  и   отчетности   определяются
    нормативно-правовыми актами ЦБ РФ, в том числе:

         - положением о безналичных расчетах в Российской Федерации;

         - правилами  ведения  бухгалтерского  учета  и  отчетности  в
        банках;

         - планом счетов бухгалтерского учета в банках;

         - указаниями по применению плана счетов бухгалтерского  учета
    в банках.

         5.2. Учет  и  отчетность  клирингового  учреждения ведется по
    плану  счетов  бухгалтерского  учета   в   банках   с   ежедневным
    составлением    баланса    и    отражением   своих   операций   на
    корреспондентском счете в учреждении ЦБ РФ.

         5.3. Клиринговое  учреждение  получает  от   своих   клиентов
    установленную  ЦБ  РФ  и Министерством финансов РФ бухгалтерскую и
    статистическую   отчетность   для   решения   задач   клиринга   и
    предоставления  кредитов,  а также для составления отчетности в ЦБ
    РФ, в том числе связанную с расчетом риска.

         5.4. Клиринговое  учреждение  представляет  в  ЦБ  Российской
    Федерации  статистическую и бухгалтерскую отчетность по формам и в
    срок, установленные для коммерческих банков.


         6. Взаимодействие  клирингового  учреждения с учреждениями ЦБ
            РФ,   клиентами,   банками-корреспондентами   и    другими
            клиринговыми учреждениями


         6.1. Взаимодействие   клирингового   учреждения   со   своими
    клиентами,   банками-корреспондентами   и   другими   клиринговыми
    учреждениями,  права и обязанности сторон, принципы организации их
    взаимоотношений  определяются уставом клирингового учреждения и на
    основе договоров.

         6.2. Взаимодействие клирингового учреждения с учреждениями ЦБ
    РФ,  а также на межгосударственном уровне определяются "Положением
    о безналичных расчетах в Российской Федерации".


            7. Порядок открытия клиринговым учреждением филиалов


         7.1. Клиринговое учреждение, получившее лицензию ЦБ РФ, имеет
    право  открывать  филиалы  на территории Российской Федерации и за
    границей.  Филиалы действуют как юридические лица в соответствии с
    положением  о  них,  имеют  собственный  баланс,  который входит в
    баланс клирингового учреждения.  Филиалы  клирингового  учреждения
    открывают   субкорреспондентские   счета   с  разрешения  главного
    управления  ЦБ  РФ  по  месту   их   предполагаемого   нахождения,
    согласованного  с  главным  управлением  ЦБ РФ по месту нахождения
    клирингового учреждения.

         Создание филиалов за границей регулируется  законодательством
    Российской Федерации.

         7.2. Клиринговое учреждение для открытия филиала представляет
    Центральному банку РФ следующие документы:  мотивированную заявку,
    протокол  (или выписку) с решением о создании филиала,  сведения о
    профессиональной  пригодности  руководителя  филиала  и   главного
    бухгалтера,  нотариально  заверенные - положение о филиале,  копию
    устава клирингового учреждения.

         7.3. Деятельность    филиала    не    должна    противоречить
    действующему  законодательству,  уставу  клирингового учреждения и
    выходить    за    рамки    операций    клирингового    учреждения,
    зафиксированных в полученных лицензиях.

         7.4. Филиал  клирингового  учреждения  получает  лицензию  на
    совершение  клиринговых  операций  в  порядке,  установленном  для
    клирингового учреждения.


                 8. Ответственность клирингового учреждения


         8.1. Клиринговому   учреждению,   допускающему  недостатки  в
    работе и нарушения правил  проведения  операций,  перечисленных  в
    п.п.3,4  данного положения,  Главное управление ЦБ РФ,  на которое
    возложен  надзор  за  их  деятельностью,  имеет  право   применять
    различные меры воздействия:

         - направлять  своих  представителей  в клиринговое учреждение
    для выяснения причин имеющихся недостатков и выработки предложений
    по их устранению;

         - давать  рекомендации  руководству клирингового учреждения о
    возможных путях устранения недостатков;

         - предъявлять  требования  к   высшему   органу   руководства
    клирингового  учреждения  в принятии мер по устранению нарушений в
    определенные  сроки,  включая  замену  руководителей  клирингового
    учреждения;

         - вносить на рассмотрение совета директоров ЦБ РФ предложений
    о  приостановлении  действия  лицензии,  введении  ограничений  на
    проведение клиринговых операций, отзыве лицензии.

         8.2. Лицензия  может быть отозвана или введены ограничения на
    проведение операций в следующих случаях:

         - обнаружение недостоверных сведений,  на  основании  которых
    выдана лицензия;

         - предоставление  недостоверных  или  вводящих  в заблуждение
    балансовых данных,  статистической отчетности и  других  сведений,
    или непредоставление требуемых данных;

         - задержка  начала деятельности клирингового учреждения более
    чем на один год с даты получения лицензии на клиринговые операции;

         - осуществление банковских  операций,  выходящих  за  пределы
    предоставленной лицензии;

         - нарушение безопасности проведения клиринговых операций.

         8.3. Клиринговое   учреждение  предоставляет  своим  клиентам
    гарантии    своевременности    проведения    расчетов,    передачи
    расчетно-денежных  документов,  выписок  по счетам,  достоверности
    сформированных документов.

         8.4. Юридическая и финансовая ответственность сторон, порядок
    разрешения   споров  (клирингового  учреждения  и  его  клиентов))
    регулируются договором.

         Споры по   договору   разрешаются   арбитражным    судом    в
    установленном порядке.

         8.5. Ответственность     клирингового     учреждения    перед
    государственными  органами   (Министерство   финансов,   налоговой
    инспекцией и др.) определяется действующим законодательством.


            9. Прекращение деятельности клирингового учреждения


         9.1. Деятельность  клирингового  учреждения  прекращается  на
    основании   решения   высшего   органа   управления    клиринговым
    учреждением о ликвидации учреждения.

         Ликвидация клирингового  учреждения осуществляется в порядке,
    предусмотренном уставом клирингового учреждения.

         9.2. Отзыв лицензии на  совершение  клиринговых  операций  не
    действует как решение о ликвидации клирингового учреждения.

         Без лицензии  клиринговое  учреждение может работать по своим
    ограниченным функциям, определяемым в уставе.


         10. Порядок    разрешения    противоречий   между   настоящим
             положением и уставом клирингового учреждения


         Противоречия между    настоящим    положением    и    уставом
    клирингового учреждения разрешаются Центральным банком России  при
    выдаче лицензии на совершение клиринговых операций.



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz