МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ СССР
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 12 августа 1991 г. N 40
Москва
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСПЕКЦИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Руководствуясь статьей 18 Основ законодательства Союза ССР и
республик о занятости населения, и в соответствии с пунктом 2
постановления Совета Министров СССР от 23 октября 1990 г. N 1071
"О государственной службе занятости" в целях реализации задач по
осуществлению контроля за обеспечением прав и гарантий граждан в
области занятости Министерство труда и социальных вопросов СССР
П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
Утвердить Рекомендации об организации деятельности инспекции по
контролю за соблюдением законодательства о занятости населения,
согласованные с Минюстом СССР и ВКП СССР, согласно приложению.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Министерства
труда и социальных вопросов СССР
от 12 августа 1991 г. N 40
Р Е К О М Е Н Д А Ц И И
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСПЕКЦИИ ПО КОНТРОЛЮ
ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
1. Инспекция по контролю за соблюдением законодательства о за-
нятости населения<1> входит в состав государственной службы заня-
тости и осуществляет контроль за исполнением государственными и
общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями
(независимо от форм собственности и хозяйствования), фермерами и
другими работодателями законодательства о правах граждан на труд и
занятость.
В своей деятельности инспекция руководствуется законодательст-
вом Союза ССР и республик, иными нормативными актами и работает в
тесном взаимодействии с исполнительными комитетами местных Советов
народных депутатов, правоохранительными органами, профессиональны-
ми союзами, координационными комитетами содействия занятости.
<1> В дальнейшем именуется "инспекция".
2. Инспекция создается на всех территориальных уровнях госу-
дарственной службы занятости и включает в себя:
инспекцию Главного управления занятости Минтруда СССР;
инспекции республиканских комитетов занятости (главных управле-
ний, департаментов или иных органов с аналогичными функциями);
инспекции областных, краевых, окружных управлений занятости
(или иных органов с аналогичными функциями);
инспекции городских (районных, межрайонных) центров занятости.
В городах и районах с малой численностью жителей, где инспекции
могут быть не созданы как отдельное структурное подразделение
центра занятости, в его состав вводится должность инспектора по
контролю за соблюдением законодательства о занятости населения.
3. Начальник инспекции республиканского комитета занятости
(главного управления, департамента или иного органа с аналогичными
функциями) назначается на должность и освобождается от должности
руководителем государственного органа республики, на который воз-
ложена ответственность за проведение политики занятости, по
представлению руководителя республиканского комитета занятости
(главного управления, департамента или иного органа с аналогичными
функциями) и является его заместителем.
Начальник инспекции областного, краевого, окружного управления
занятости (или иного органа с аналогичными функциями), городского
(районного, межрайонного) центра занятости (инспектор по контролю
за соблюдением законодательства о занятости населения) назначается
на должность и освобождается от должности руководителем вышестоя-
щего органа службы занятости по представлению руководителя соот-
ветствующей службы занятости и, как правило, является его замести-
телем.
При назначении начальника инспекции учитывается мнение коорди-
национного комитета содействия занятости данной территории.
Начальник инспекции (инспектор) подчиняется руководителю службы
занятости данной территории, а по вопросам применения законода-
тельства о занятости населения - руководителю вышестоящей инспек-
ции.
В республиках может быть установлен иной порядок подчиненности
инспекции, назначения на должность и освобождения от должности на-
чальника инспекции (инспектора).
4. К основным задачам инспекции следует отнести:
4.1. Обеспечение прав и гарантий граждан в области занятости
путем осуществления мер по предупреждению и устранению выявленных
нарушений законодательства о занятости населения.
4.2. Осуществление государственного контроля за правильностью
применения законодательства о занятости населения со стороны госу-
дарственных органов, включая органы государственной службы заня-
тости, предприятий, учреждений, организаций (независимо от форм
собственности и хозяйствования), фермеров и других работодателей.
4.3. Осуществление контроля за деятельностью коммерческих бюро,
агентств и других организаций, оказывающих платные услуги гражда-
нам, связанные с профориентацией, повышением профессионального
уровня и подготовкой к новой работе, трудоустройством.
4.4. Организация правовой учебы работников предприятий, учреж-
дений, организаций и других работодателей и проведение разъясни-
тельной работы среди населения по законодательству о правах граж-
дан на труд и занятость.
4.5. Обеспечение совместно с финансовыми органами контроля за
своевременным перечислением предприятиями, учреждениями, организа-
циями и кооперативами независимо от форм собственности и хо-
зяйствования средств в Государственный фонд содействия занятости
по нормативам, установленным законодательством Союза ССР и респуб-
лик.
5. Инспекция Главного управления занятости Минтруда СССР:
а) координирует деятельность инспекций республиканских служб
занятости, изучает практику и обобщает опыт их работы, оказывает
необходимую организационную и методическую помощь в выполнении
возложенных на них задач;
б) подготавливает разъяснения о порядке применения законода-
тельных и иных нормативных актов по вопросам занятости населения,
обеспечивает единообразное применение указанного законодательства
на всей территории СССР, разрабатывает предложения по его совер-
шенствованию;
в) контролирует надлежащее исполнение всеми органами госу-
дарственной службы занятости нормативных актов Союза ССР в части
обеспечения ими минимальных и обязательных прав и гарантий соци-
альной и экономической защищенности граждан;
г) с целью изучения положения дел на местах участвует в органи-
зуемых республиканскими инспекциями проверках деятельности органов
службы занятости;
д) осуществляет контроль за выполнением республиканскими орга-
нами службы занятости основных мероприятий, предусмотренных в
государственных общесоюзных программах занятости населения;
е) организует своевременное рассмотрение предложений, заявлений
и жалоб граждан, предприятий, учреждений и организаций по воп-
росам, входящим в компетенцию инспекции.
6. Инспекции республиканских комитетов занятости (главных уп-
равлений, департаментов или иных органов с аналогичными функция-
ми), областных, краевых, окружных управлений занятости (или иных
органов с аналогичными функциями):
осуществляют контроль за надлежащим исполнением соответствующи-
ми органами службы занятости нормативных актов Союза ССР и респуб-
лик, обеспечивающих права и гарантии социальной и экономической
защищенности граждан в сфере занятости, а также выполнением основ-
ных мероприятий, предусмотренных в республиканских, областных,
краевых и окружных программах занятости;
контролируют правильность расходования средств фонда занятости;
проводят обобщение и анализ предложений, заявлений и жалоб
граждан, предприятий, учреждений и организаций по вопросам приме-
нения законодательства о занятости населения;
осуществляют в пределах своей территории функции применительно
к функциям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Рекомендаций, за
исключением подпункта "в" данного пункта.
По усмотрению республиканских комитетов (главных управлений за-
нятости, департаментов или иных органов с аналогичными функциями)
на указанные инспекции также могут быть возложены отдельные функ-
ции инспекций городских, районных, региональных (межгородских,
межрайонных) центров занятости.
7. Инспекции городских (районных, межрайонных) центров заня-
тости выполняют следующие основные функции:
а) осуществляют контроль за соблюдением законодательства о за-
нятости населения, в том числе по вопросам:
обеспечения на местах гарантий и прав граждан на труд и заня-
тость, включая дополнительные гарантии, предоставляемые лицам,
нуждающимся в социальной защите (молодежи, одиноким и многодетным
родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, детей-инвали-
дов, лицам предпенсионного возраста, воинам-интернационалистам,
инвалидам, лицам, освобожденным из учреждений, исполняющих наказа-
ние или осуществляющих принудительное лечение по решению суда);
своевременной реализации на соответствующей территории госу-
дарственных и региональных программ занятости, направленных на
удовлетворение потребностей граждан в работе, предотвращение без-
работицы и социальную защиту от ее последствий;
участия предприятий, учреждений, организаций независимо от форм
собственности и хозяйствования в реализации государственной поли-
тики занятости, включая создание ими в установленном порядке спе-
циализированных рабочих мест для инвалидов;
организации местными Советами народных депутатов оплачиваемых
общественных работ и обеспечения предусмотренных действующим зако-
нодательством гарантий, предоставляемых гражданам при их выполне-
нии;
правильности определения размеров и выплаты стипендий в период
профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподго-
товки незанятых граждан;
обеспечения особых гарантий материальной поддержки работников,
высвобождаемых с предприятий, из учреждений, организаций;
соблюдения условий и сроков выплаты пособий по безработице,
правильности определения их размеров для различных категорий граж-
дан;
выполнения гражданами, зарегистрированными в службе занятости,
обязанностей, предусмотренных действующим законодательством о за-
нятости населения;
б) контролируют деятельность коммерческих бюро, агентств и дру-
гих организаций, оказывающих платные услуги гражданам, связанные с
профориентацией, повышением профессионального уровня, подготовкой
к новой работе, трудоустройством, в соответствии с сертификатом,
выданным государственной службой занятости;
в) осуществляют свою контрольную работу по соблюдению прав
граждан на труд и занятость в тесном взаимодействии с исполкомами
местных Советов народных депутатов, профессиональными союзами,
правоохранительными и другими контролирующими органами, в том
числе по вопросам, связанным с приемом на работу и увольнением
граждан;
г) рассматривают заявления, предложения и жалобы граждан,
предприятий, учреждений и организаций по вопросам, связанным с
применением законодательства о занятости населения;
д) обеспечивают правильность и своевременность применения санк-
ций, установленных законодательством республик, за нарушение зако-
нодательства о занятости населения должностными лицами предприя-
тий, учреждений, организаций.
е) осуществляют совместно с финансовыми органами контроль за
своевременным и правильным поступлением обязательных отчислений
предприятий, учреждений, организаций и кооперативов независимо от
форм собственности и хозяйствования в Государственный фонд со-
действия занятости;
ж) контролируют правильность расходования средств фонда со-
действия занятости.
8. Для осуществления возложенных задач республиканским законо-
дательством инспекции необходимо предоставить следующие права:
а) в целях проведения проверок надлежащего исполнения законода-
тельства о занятости населения в установленном порядке посещать
предприятия, учреждения и организации независимо от форм собствен-
ности и хозяйствования, получать от них, а также от органов управ-
ления и статистики данные действующей отчетности, необходимые
справки и сведения.
Результаты проверок оформляются актами, в которых отражается
положение дел с исполнением законодательства о занятости населе-
ния. Акты подписываются должностными лицами инспекции, другими
участниками проверки и руководителями данного предприятия, учреж-
дения, организации, которые в случае несогласия с результатами
проверки могут сделать запись о возражениях с соответствующими
объяснениями;
б) при выявлении нарушений законодательства о занятости населе-
ния на основании акта проверки выдавать администрации предприятий,
учреждений и организаций предписания об устранении нарушений. По
фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответствен-
ность, передавать материалы в правоохранительные органы.
Предписания инспекции подлежат обязательному исполнению в
месячный срок с сообщением о принятых мерах в инспекцию;
в) ставить перед руководителями предприятий, учреждений, орга-
низаций или вышестоящих хозяйственных органов вопрос о наказании
должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о занятости
населения.
Требования инспекции в части соблюдения законодательства о за-
нятости населения являются обязательными для всех подразделений
службы занятости соответствующей территории. За невыполнение или
нарушение этих требований виновные могут лишаться по распоряжению
руководителя органа службы занятости премий полностью или частич-
но, а в необходимых случаях привлекаться к ответственности в уста-
новленном законом порядке;
г) приостанавливать деятельность коммерческих бюро, агентств и
других организаций, оказывающих платные услуги, связанные с профо-
риентацией, повышением профессионального уровня и подготовкой
граждан к новой работе, трудоустройством, путем лишения их выдан-
ного ранее сертификата в случае, если условия и характер деятель-
ности коммерческих организаций не соответствуют основным принципам
государственной политики занятости, положениям, предусмотренным в
документах, регламентирующих работу этих организаций;
д) вносить за подписью руководителя соответствующего органа
службы занятости предложения в Советы народных депутатов о при-
остановке на срок до 6 месяцев решения предприятий, учреждений,
организаций о массовом высвобождении работников в случае затрудне-
ния их последующего трудоустройства;
е) налагать штрафы на должностных лиц, виновных в нарушении за-
конодательства о занятости населения;
ж) отменять незаконные решения нижестоящих инспекций в части
обеспечения прав и гарантий граждан в области занятости, примене-
ния соответствующих санкций за нарушение законодательства о заня-
тости населения;
з) приостанавливать действие приказов, инструкций и других ре-
шений государственных и общественных органов, предприятий, учреж-
дений и организаций, противоречащих законодательству о занятости
населения, а также нормам трудового законодательства в части прие-
ма и увольнения граждан. В необходимых случаях вносить в вышестоя-
щие по подчиненности органы предложения об их отмене.
9. Работники инспекции обязаны:
обеспечивать качественное проведение проверок соблюдения зако-
нодательства о занятости населения и объективность их результатов;
информировать руководителей предприятий, учреждений, организа-
ций или вышестоящих хозяйственных органов о выявленных нарушениях
законодательства о занятости населения для принятия мер по их уст-
ранению, вносить предложения о привлечении виновных лиц к от-
ветственности;
оказывать помощь предприятиям, учреждениям и организациям в ре-
шении вопросов, связанных с применением законодательства о заня-
тости населения, организацией правовой учебы работников;
проводить работу по разъяснению и пропаганде законодательства о
занятости населения, анализировать практику применения его основ-
ных положений и вносить предложения по их совершенствованию.
10. Действия работников инспекции могут быть обжалованы в вы-
шестоящий по подчиненности орган, а также в суд в порядке, уста-
новленном Законом СССР о порядке обжалования в суд неправомерных
действий органов государственного управления и должностных лиц,
ущемляющих права граждан.
|