Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПРИКАЗ ГОСОБРАЗОВАНИЯ СССР ОТ 19.09.90 N 616 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ В СИСТЕМЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


         ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
   
                                 ПРИКАЗ
                      от 19 сентября 1990 г. N 616
   
           ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ
                    В СИСТЕМЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
   
       В целях  развития  психологической  службы в системе народного
   образования приказываю:
       1. Утвердить  Положение  о  психологической  службе  в системе
   народного образования (Приложение).
       2. Контроль  за  реализацией  данного  Положения  возложить на
   главного психолога Гособразования СССР т. Асмолова А.Г.
   
                                                         Председатель
                                                           Г.А.ЯГОДИН
   
   
   
   
   
   
                                                           Приложение
                                        к Приказу Гособразования СССР
                                         от 19 сентября 1990 г. N 616
   
                               ПОЛОЖЕНИЕ
        О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ В СИСТЕМЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
   
                       Раздел 1. Общие положения
   
       1. Психологическая  служба  является  необходимым  компонентом
   системы    народного    образования,    обеспечивающим    развитие
   личностного,   интеллектуального  и  профессионального  потенциала
   общества.  Основные  цели   службы   -   содействие   формированию
   подрастающего    поколения,    становлению    индивидуальности   и
   творческого  отношения  к  жизни  на  всех  этапах  дошкольного  и
   школьного  детства;  развитие  способностей  и  склонностей детей,
   изучение  особенностей  их  психического   развития,   определение
   психологических    причин   нарушения   личности   и   интеллекта,
   профилактика    подобных     нарушений.     Центральная     задача
   психологической  службы  -  формирование развивающего образа жизни
   личности в различных учебно-воспитательных  учреждений  в  системе
   непрерывного образования.
       2. Важнейшим условием  эффективности  работы  службы  является
   правильное  понимание  психологом  и  педагогическими  работниками
   существа их  профессионального  взаимодействия  в  единой  системе
   образования и воспитания,  взаимодополняемость позиций психолога и
   педагога  в  подходе  к  ребенку,  в  решении  проблем  учебно   -
   воспитательного учреждения.
       3. Психологическая служба  осуществляет  свою  деятельность  в
   тесном  контакте  с  родителями  или  лицами,  их  заменяющими,  с
   органами   опеки   и   попечительства,   инспекциями   по    делам
   несовершеннолетних,   представителями   общественных  организаций,
   оказывающими воспитательным  учреждениям  помощь  в  воспитании  и
   развитии  детей  и  подростков.  Для  обеспечения  успешной работы
   службы необходимы творческие контакты с медицинскими учреждениями.
       4. Деятельность  психологической  службы  в  системе народного
   образования  обеспечивается  специалистами,   окончившими   высшее
   учебное  заведение  по  специальности  "психология" или прошедшими
   переподготовку и получившими квалификацию "практический  психолог"
   (диплом установленного Гособразованием образца).
   
               Раздел 2. Структура психологической службы
                    в системе народного образования
   
       1. Научно-методический центр по  практической  психологии  при
   Министерстве народного образования.
       Центр создается  при  участии  отделения  Общества  психологов
   СССР.
       2. Центр психологической помощи (Центр психологической  помощи
   и профориентации).
       Центр может создаваться при  областном  (городском,  районном)
   Управлении  (отделе)  народного образования или при местном Совете
   народных депутатов в установленном порядке.
       3. Методист по практической психологии в методическом кабинете
   при районном (городском,  областном) управлении (отделе) народного
   образования.
   
           Раздел 3. Направления деятельности психологической
                 службы в системе народного образования
   
       Задачи психологической службы:
       формирование развивающего  образа  жизни  личности  в учебно -
   воспитательном учреждении;
       обеспечение полноценного   личностного,   интеллектуального  и
   профессионального развития человека на каждом возрастном этапе;
       обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку;
       психолого-педагогическое изучение детей;
       профилактика и   коррекция  отклонения  в  интеллектуальном  и
   личностном развитии;
       социально-психологическая реабилитация  детей - сирот и детей,
   оставшихся  без  попечения  родителей,  детей   и   подростков   с
   отклонениями в физическом или умственном развитии;
       оказание помощи детям,  подросткам,  педагогам и  родителям  в
   экстремальных и критических ситуациях;
       консультирование родителей или лиц, их заменяющих, по вопросам
   воспитания детей, создания благоприятного семейного микроклимата.
       Работа практического  психолога  осуществляется  по  следующим
   основным направлениям:
       Психопрофилактическая работа  -  формирование   у   педагогов,
   детей,  родителей  или лиц,  их заменяющих,  общей психологической
   культуры,  желания использовать психологические знания в работе  с
   детьми или в интересах собственного развития; создание условий для
   полноценного  развития  ребенка  на   каждом   возрастном   этапе;
   своевременное  предупреждение  нарушений  в становлении личности и
   интеллекта.
       В зависимости  от  типа  учебно-воспитательного учреждения,  в
   котором работает психолог, психопрофилактическая работа включает в
   себя:
       адаптацию детей  к  детскому саду,  рекомендации родителям или
   лицам, их заменяющим,  по оказанию помощи  детям  в  адаптационный
   период;
       обследование детей   при   переходе   из   старшей   группы  в
   подготовительную в плане их готовности к обучению,  подготовка для
   родителей или лиц,  их заменяющих,  и воспитателей рекомендаций по
   ликвидации возможных отставаний и пробелов в подготовке к школе;
       определение психологической  готовности к обучению в школе для
   оптимального  выбора   учебного   заведения,   раннего   выявления
   способностей, отклонений в развитии и их коррекции;
       подготовка совместно  с  учителем   программы   индивидуальной
   работы с теми детьми, которые в этом нуждаются;
       проведение психологического обследования детей при поступлении
   в  учреждение  интернатного  типа  с  целью  создания  максимально
   благоприятных  условий  для   развития   детей   и   социально   -
   психологической реабилитации;
       предупреждение психологической  перегрузки   и   невротических
   срывов   у   детей,  вызванных  условиями  их  жизни,  обучения  и
   воспитания;
       создание благоприятного    психологического   микроклимата   в
   учебно-воспитательном учреждении через  оптимизацию  форм  общения
   педагогов   с   детьми,   педагогов   с  коллегами  и  родителями,
   консультирование работников учреждения по широкому кругу проблем.
       Психодиагностическая работа     -     психолого-педагогическое
   исследование детей на протяжении всего периода дошкольного детства
   и  школьного,  выявление  индивидуальных особенностей их развития,
   определение причин нарушения личности и интеллекта.
       Для реализации  этих  задач  практический  психолог проводит в
   случае необходимости психологическое обследование ребенка с  целью
   определения хода его психического развития,  соответствия развития
   возрастным нормам;
       проводит изучение   психологических   особенностей  детей,  их
   интересов,  способностей и склонностей с целью ранней  диагностики
   одаренности,   обеспечения   индивидуального   подхода  к  каждому
   ребенку, помощи в профессиональном и жизненном самоопределении;
       диагносцирует психологические     причины     отклонений     в
   интеллектуальном и личностном  развитии  детей  разного  возраста,
   причины   нарушения   поведения,  уровень  овладения  необходимыми
   навыками и умениями;
       проводит диагностику    общения    детей    со   взрослыми   и
   сверстниками, выявляет психологические причины нарушения общения.
       Развивающая и психокоррекционная работа - активное воздействие
   практического психолога на процесс формирования личности  ребенка.
   Ее  задачи  определяются  ориентацией  психологической  службы  на
   обеспечение соответствия развития  возрастным  нормативам,  помощь
   педагогическим   коллективам   в   индивидуализации   обучения   и
   воспитания   детей,   развитии   их   способностей,   склонностей,
   становлении  личности.  Особое место в данном направлении занимает
   работа по преодолению отклонений в развитии,  нарушений в обучении
   и поведении детей и подростков.
       Для осуществления  развивающей  и  психокоррекционной   работы
   практический психолог разрабатывает и осуществляет:
       программы, направленные  на  формирование  личности  с  учетом
   задач развития ребенка на каждом возрастном этапе;
       программы коррекции,  направленные на устранение отклонений  в
   психическом развитии;
       программы психологической   помощи   детям    и    подросткам,
   оказавшимся в экстремальных и критических жизненных ситуациях.
       Программы развивающей  и  психокоррекционной  работы  включают
   психологическую  и  педагогическую  части.  Психологическая  часть
   планируется  и  осуществляется  психологом.  Педагогическая  часть
   разрабатывается  психологом совместно с педагогом,  родителями или
   лицами,  их  заменяющими,  и  выполняется  последними  с   помощью
   психолога.
       Развивающая и психокоррекционная работа  может  проводиться  в
   процессе  специальной  работы практического психолога с отдельными
   детьми,  с группами детей,  в русле воспитательных мероприятий,  с
   участием  родителей,  лиц,  их  заменяющих,  других  родственников
   ребенка.
       Психолого-педагогическая коррекция    осуществляется   в   тех
   случаях,  когда отклонения  и  нарушения  не  являются  следствием
   органического    поражения   центральной   нервной   системы   или
   психического заболевания.
       Консультативная работа   -   консультирование   администрации,
   педагогов,  родителей, лиц, их заменяющих, по проблемам обучения и
   воспитания детей;
       консультирование детей,  родителей,  лиц,  их  заменяющих,  по
   вопросам выбора   учебного  заведения  и  программы  обучения  при
   поступлении в школу, при переходе с одной ступени на другую;
       консультирование работников  учреждений  интернатного типа для
   детей - сирот и детей,  оставшихся  без  попечения  родителей,  по
   вопросам социально-психологической реабилитации детей;
       проведение совместных   консультаций   работников   учебно   -
   воспитательных  учреждений  для детей - сирот и детей,  оставшихся
   без  попечения  родителей  (школы  -  интернаты,  детские   дома),
   педагогов  школ,  в  которых  обучаются  эти дети,  представителей
   шефствующих организаций  с  целью  обеспечения  преемственности  в
   работе с детьми;
       проведение индивидуальных и групповых  консультаций  детей  по
   проблемам обучения,   развития,   жизненного  и  профессионального
   самоопределения, взаимоотношений  со  взрослыми  и   сверстниками,
   самовоспитания и др.;
       консультирование администрации  учреждения   при   составлении
   плана  учебно-воспитательных  мероприятий  с учетом как возрастных
   особенностей детей, так и тех, что обусловлены организацией жизни,
   обучения и воспитания в каждом конкретном учреждении.
   
                Раздел 4. Права и обязанности работника
                         психологической службы
   
       Работник психологической   службы    в    системе    народного
   образования обязан:
       руководствоваться соответствующими директивными и нормативными
   документами Совета Министров СССР,  Гособразования СССР, настоящим
   Положением,  и другими документами, регламентирующими деятельность
   службы;
       рассматривать вопросы и принимать решения  строго  в  границах
   своей профессиональной компетенции;
       знать новейшие  достижения  психологической  науки,  применять
   современные  научно обоснованные методы диагностики,  развивающей,
   психокоррекционной, психопрофилактической работы;
       препятствовать проведению диагностической,  психокоррекционной
   и  других  видов  работ  лицами,  не  обладающими  соответствующей
   профессиональной подготовкой;
       в решении всех вопросов исходить только из интересов  ребенка,
   его полноценного развития;
       хранить профессиональную тайну,  не  распространять  сведения,
   полученные  в результате диагностической или коррекционной работы,
   если ознакомление с ними  может  нанести  ущерб  ребенку  или  его
   окружающим;
       оказывать необходимую помощь администрации  и  педагогическому
   коллективу в  решении  основных проблем,  связанных с обеспечением
   полноценного психического развития детей,  индивидуального подхода
   к ребенку,  оказывать  необходимую  и  возможную  помощь  детям  в
   решении их индивидуальных проблем;
       работать в  тесном  контакте с администрацией и педагогическим
   коллективом учреждения;
       по запросам администрации подготавливать необходимые материалы
   для психолого-медико-педагогических консультаций;
       участвовать в  рассмотрении  спорных вопросов воспитания детей
   (выбор  формы  устройства,  передача  на  воспитание   одному   из
   родителей и др.);
       выполнять распоряжения администрации  учреждения  образования,
   управления   (отдела)   образования,   если  эти  распоряжения  не
   находятся в  противоречии  с  психологической  наукой  и  если  их
   выполнение    обеспечено    наличием    у   него   соответствующих
   профессиональных знаний.
       Работник психологической службы имеет право:
       определять приоритетные направления работы с учетом конкретных
   условий учебно-воспитательного учреждения;
       формулировать конкретные задачи работы с детьми  и  взрослыми,
   выбирать формы  и  методы этой работы,  решать вопрос об очередном
   проведении различных видов работ;
       отказываться от  выполнения  распоряжений  администрации в тех
   случаях, когда эти распоряжения противоречат принципам или задачам
   его работы, определенным настоящим Положением;
       знакомиться с документацией учебно-воспитательного учреждения,
   обращаться с запросами в медицинские учреждения;
       участвовать с правом совещательного голоса в работе  различных
   органов и комиссий,  решающих судьбу детей.  В случае несогласия с
   принятым решением обратиться в  вышестоящую  инстанцию  и  довести
   свое мнение;
       участвовать в  разработке  новых   методов   психодиагностики,
   психокоррекции  и  других  видов  работ,  оценке их эффективности,
   проводить   в   учебно-воспитательном   учреждении   групповые   и
   индивидуальные  психологические  исследования  и  эксперименты для
   исследовательских целей, выступать с обобщением опыта своей работы
   в научных и научно-популярных журналах и пр.;
       обращаться в  случае   необходимости   через   руководство   с
   ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным
   с защитой интересов ребенка (изменение режима работы родителей или
   лиц, их заменяющих, санаторное обеспечение и т.п.);
       обращаться в центры психологической помощи и профориентации по
   вопросам профессионального  самоопределения  школьников  и  другим
   вопросам, связанным с защитой интересов ребенка.
   
   
   ------------------------------------------------------------------


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz