Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ВОЕННАЯ ДОКТРИНА СССР

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

               ВОЕННАЯ ДОКТРИНА СОВЕТСКОГО СОЮЗА

         В Советском Союзе вследствие августовских событий  ускорились
    осуществление  реорганизации  государственной структуры и процессы
    демократизации общества,  значительно активизировалась и приобрела
    новые черты военная реформа.  Это дало мощный импульс поиску новых
    форм равноправного сотрудничества суверенных республик  на  основе
    взаимных   интересов   в   различных   сферах   межгосударственных
    отношений. В целом события последнего времени кардинальным образом
    ускорили   экономическое,  политическое,  правовое  реформирование
    общества,  придали им необычайно динамичный характер. Эти процессы
    самым непосредственным образом затронули и сферу обороны,  вызвали
    необходимость    коренного    пересмотра    принципов     военного
    строительства,    изменения   военной   доктрины,   которая,   как
    представляется,  должна быть единой,  коалиционной, т.е. учитывать
    принципиальные   положения   концепций   обеспечения  национальной
    безопасности всех республик, которые будут входить в будущий Союз.
         Каковы же основные. положения будущей военной доктрины?
        Новая военная доктрина должна в корне отличаться от  положений
    доктрины    строительства    военной   организации,   традиционное
    предназначение которой - достижение политических целей государства
    военным  путем.  Военная доктрина в ядерный век - это прежде всего
    доктрина     предотвращения     войны,     мирного      разрешения
    межгосударственных  конфликтов.  Речь  идет не о простой доработке
    или  совершенствовании  ныне  действующей   доктрины,   а   о   ее
    радикальном  пересмотре.  Это необходимо и потому,  что принятый в
    мае   1987    года    Политическим    консультативным    комитетом
    государства-участников  Варшавского  Договора  известный документ,
    считающийся  и  поныне  военной  доктриной  Союза,   при   строгом
    рассмотрении   не  является  таковым.  В  нем  есть  лишь  наметки
    отдельных доктринальных установок,  главным образом  политического
    характера. Военная же сторона доктрины - ее военно-стратегические,
    военно-технические, военно-экономические, военно-правовые и другие
    аспекты - не получили сколько-нибудь основательной разработки.
         Военная доктрина  обновленного  Союза  должна   исходить   из
    объективных    военно-стратегических    реалий,   существующих   и
    перспективных  оборонных  целей  и  приоритетов.  В   ней   должны
    содержаться  ответы  на  такие вопросы:  кто в настоящее время и в
    обозримой  перспективе  будет   потенциальным   противником,   кто
    союзником  в  возможных  военных  конфликтах,  в санкционированных
    международных операциях  с  использованием  военной  силы?  Каковы
    вытекающие  из общенациональных и национальных интересов в области
    обороны цели военной политики и весь спектр решаемых в  ее  рамках
    основных задач? Каковы пути, методы и средства решения этих задач?
    Похоже, что структурное и содержательное ядро обновленной доктрины
    должны   составить   установки   на   предотвращение  как  внешних
    (межгосударственных),  так и внутренних (межнациональных) войн как
    с применением средств массового поражения,  так и обычных средств7
    При  этом  речь   должна   идти   о   предотвращении   не   только
    крупномасштабных   войн,   но   и   вооруженных  конфликтов  любой
    интенсивности;  не только о недопущении, предотвращении войн, но и
    о  их  локализации,  разрешении  конфликтов,  которые  не  удалось
    предотвратить.
         В содержании  разрабатываемой  доктрины  будут  предусмотрены
    конкретные  установки  (положения)  по  вопросам  строительства  и
    использования  Вооруженных  Сил (ВС),  развития и функционирования
    оборонно-промышленного  комплекса,  использования  материальных  и
    людских   ресурсов   в   интересах   обороны,  военно-политической
    деятельности  государства  в  межгосударственных  и  внутрисоюзных
    отношениях. Словом, новая военная доктрина должна стать доктриной,
    содействующей решению двуединой  задачи  -  строительству  системы
    региональной  и  международной  безопасности,  а также обеспечению
    общенациональной  безопасности  страны  на  основе  сохранения   и
    радикальной    перестройки    ее    единого   военно-политического
    пространства.
         Военная доктрина  обновленного  Союза,  как  составная  часть
    общей  концепции  национальной  безопасности  должна  представлять
    собой систему официально принятых, научно обоснованных взглядов на
    войну  и  ее  предотвращение,  военное  строительство,  подготовку
    страны и единых Вооруженных Сил к отражению возможной агрессии,  а
    также на способы ведения вооруженной борьбы по защите суверенитета
    и  территориальной  целостности.  Ее оборонительная направленность
    воплощена в принципиальных положениях о том,  что Союз  суверенных
    государств  никогда не развяжет войны,  не применит первым ядерное
    оружие,  что военное  строительство  ведется  и  будет  вестись  в
    соответствии  с  принципом  достаточности  для отражения возможной
    агрессии,  охватывающим военно-политические, военно-экономические,
    военно-технические, военно-научные и собственно военные аспекты, и
    направлено на защиту территориальной целостности  и  независимости
    страны.
         Военная доктрина неразрывно связана как с внешней,  так  и  с
    внутренней политикой Союза.  Международное сообщество будет теперь
    иметь  дело  со  страной,  в  состав  которой  войдут   свободные,
    демократические  республики,  многие  десятки наций и народностей.
    При этом обновленный Союз,  как и раньше,  не будет связывать свое
    будущее с военным решением международных проблем. Он безоговорочно
    отвергает войны как средство разрешения межгосударственных  споров
    и   противоречий  экономического,  политического,  идеологического
    характера и каких бы то ни было других.
         Безопасность Союза   рассматривается   как   составная  часть
    всеобщей  безопасности  и   связывается   с   прекращением   гонки
    вооружений,  осуществлением реального разоружения.  В планы нового
    государства не входит  нанесение  ущерба  чьей-либо  безопасности.
    Союз   к  военному  превосходству  не  стремится  и  рассматривает
    взаимное  сокращение  ядерных  и  обычных  вооружений  как  задачу
    огромного исторического значения.
         В соответствии с политическими установками военно-техническая
    сторона   новой   доктрины  будет  охватывать  вопросы  оборонного
    строительства,  технического оснащения единых  Вооруженных  Сил  в
    новых   экономических   условиях,   определения  форм  и  способов
    отражения возможной агрессии и подготовки  войск,  авиации  и  сил
    флота  к  решению  этой  задачи.  В  этих  условиях она раскрывает
    проблемы,  касающиеся  характера  военной  угрозы,  определяет   к
    отражению  какой  агрессии  необходимо  готовить  Союз  суверенных
    республик и его Вооруженные Силы.
         В оценке  военной  угрозы  сегодня исходной позицией является
    то,  что угроза развязывания мировых ядерной  и  обычной  войны  и
    широкомасштабных военных конфликтов в Европе практически сведена к
    минимуму.  Однако, с чисто военной точки зрения, говорить о полном
    устранении  военной опасности для Союза было бы преждевременно.  В
    настоящее время повысилась угроза локальных конфликтов  на  основе
    территориальных, межнациональных, этнических, религиозных и других
    противоречий.  Сохраняется угроза перерастания  любого  локального
    конфликта в крупномасштабные военные действия.
         Безопасность Советского   Союза   в   условиях   изменившейся
    военно-политической  обстановки  предполагается обеспечить по двум
    главным направлениям:  первое - ядерное сдерживание, которое будет
    обеспечиваться  реорганизованными стратегическими ядерными силами;
    второе направление заключается в поддержании  обычных  вооруженных
    сил   в   таком   минимальном   составе,  который  обеспечивал  бы
    территориальную целостность и независимость  страны,  а  в  случае
    агрессии - ее надежное отражение. Предотвращение такой ситуации, а
    в  случае  начала  конфликта   -   исключение   эскалации   должны
    обеспечивать прежде всего развернутые силы.
         В настоящее  время   прорабатывается   возможность   глубоких
    преобразований и значительного сокращения Вооруженных Сил в рамках
    радикальной  военной  реформы.   В   ходе   ее   предусматривается
    пересмотреть   систему  военных  округов,  армейских  и  корпусных
    управлений   с   целью   их   сокращения,   уменьшить   количество
    общевойсковых дивизий. В результате этого Союз будет иметь меньшие
    по  составу  и  численности  реорганизованные  Вооруженные   Силы,
    обеспечивающие реальное сдерживание, но не создающие угрозу.
        Основными направлениями реформы Вооруженных Сил  являются:  -
        Преобразование структуры и руководства ВС.
        Реорганизация и  сокращение  управленческого   аппарата   (МО,
    Генштаб, главные и центральные управления);
        - уточнение  военно-административного   деления   страны;
        - изменение  оргштатной  структуры  объединений,  соединений и
    частей,  оперативно-стратегической  группировки  войск  и  системы
    комплектования ВС;
        - уточнение военно-технической политики;
        - реорганизация  военно-научной  работы,  системы  ВУЗов  и их
    количественное сокращение;
        - ускорение решения социальных проблем военнослужащих. Реформа
    уже    началась.   Осуществлена   деполитизация   и   департизация
    Вооруженных Сил.
        Руководство едиными    Вооруженными    Силами    и    обороной
    обновленного Союза в целом предусматривается осуществлять по  двум
    взаимодействующим  вертикальным  структурам  -  административной и
    оперативной.
         Административная линия   руководства    включает    в    себя
    объединенное   Министерство  обороны  Союза  -  как  высший  орган
    упраления Вооруженными  Силами,  функционирующий  на  объединенной
    межреспубликанской  основе.  Оно  будет  осуществлять разработку и
    реализацию планов и программ строительства ВС и их видов.
         Административными органами могут стать комитеты объединенного
    Министерства обороны страны, управления центрального подчинения, а
    также  соответствующие структуры министерств обороны или комитетов
    по вопросам обороны республик.
         Оперативная линия   руководства   Вооруженными  Силами  будет
    охватывать  области  оперативно-стратегического   планирования   и
    боевого использования группировок вооруженных сил,  поддержание их
    в соответствующей боевой готовности, управление ими в ходе военных
    действий,   а   также  руководство  стратегическим  развертыванием
    Вооруженных  Сил.  Высшими  инстанциями  оперативного  руководства
    являются: Президент - Верховный Главнокомандующий ВС страны, Совет
    Обороны, Министр обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил.
         Предусматривается, что  Вооруженные  Силы  будут  состоять из
    четырех видов:  Стратегические силы сдерживания,  Военно-воздушные
    силы, Военно-Морской Флот, Войска наземной обороны. Таким образом,
    структура  и  функции  органов  управления   Вооруженными   Силами
    приводятся  в  соответствии  с  их  предназначением  и  принципами
    государственного устройства Союза и суверенных республик.
         Говоря о    новой    структуре   Вооруженных   Сил,   следует
    подчеркнуть,  что независимо  от  устройства  страны  коллективная
    оборона  в  принципе  должна быть единой,  как и Вооруженные Силы.
    Важным является сохранение единых стратегических  ядерных  сил  со
    строго централизованной системой оперативного управления, надежной
    системой   охраны   и    обеспечения,    полностью    исключающими
    несанкционированное их применение.
         Сегодня современные средства воздшуно-космического  нападения
    способны   самостоятельно  решать  не  только  оперативные,  но  и
    стратегические задачи,  а в  некоторых  случаях  определять  исход
    войны   до   ввода  в  сражение  наземных  войск.  Это  подтвердил
    вооруженный конфликт в зоне  Персидского  залива.  Таким  образом,
    воздушно-космическое  пространство  становится  единой и неделимой
    сферой возможного ведения военных действий.
         Широкомасштабным операциям  противника  в воздухе и в космосе
    должны быть противопоставлены не меньшие по размаху ответные меры,
    которые  вынудили бы его отказаться от своих замыслов.  Решить эту
    задачу можно только путем  создания  системы  воздушно-космической
    обороны  (ВКО) страны как важнейшей составляющей Вооруженных Сил в
    условиях действия оборонительной  военной  доктрины.  Эта  система
    должна  быть  единой,  строиться  на  территориях  всех республик,
    входящих в состав обновленнго Союза,  и  выполнять  оборонительные
    функции в едином воздушно-космическом пространстве.  Дробление сил
    ВКО (будь то по республикам или по видам ВС) неминуемо приведет  к
    значительным    затратам   на   создание   параллельных   структур
    управления.
         В условиях  сокращения  расходов  на оборону сложно создавать
    мощные группировки сил ВКО во всех районах  страны.  Значит,  надо
    иметь   мобильные  силы,  которые  в  короткие  сроки  могут  быть
    переброшены с одного направления на другое.  А это возможно только
    при централизованном управлении.
         Воздушно-космическая оборона  должна   включать   комплексные
    системы   разведки   и   предупреждения   о   воздушно-космическом
    нападении,  ракетно-космической  и  противовоздушной  обороны.   В
    мирное  время  на  них  могут быть возложены контроль воздушного и
    космического  пространства,  разведка  и  предупреждение,   охрана
    государственных  границ  суверенных республик.  В военное - защита
    важнейших  группировок,  пунктов   военного   и   государственного
    управления,   военных   и  экономических  объектов,  коммуникаций,
    административно-политических центров союзных государств от  ударов
    с воздуха и из космоса.
         Будет продолжен курс на снижение  производства  вооружений  и
    сокращение  военного бюджета.  Уже в 1991 году по сравнению с 1988
    годом были уменьшены поставки стратегических ракет  на  40  проц.,
    средних танков - на 66 проц., БМП - на 80 проц., орудий ПА - на 60
    проц.,  боевых самолетов - почти на 50 проц.  В целом ассигнования
    на  закупку  вооружений и техники в 1991 году в сопоставимых ценах
    снизились почти на 25 проц.
         В военной   реформе  Вооруженных  сил,  проводимой  в  рамках
    реализации новой военной доктрины,  одним  из  важных  направлений
    являются  изменения  в составе,  оргштатной структуре соединений и
    частей,  принципах  комплектования  войск   (сил   флота)   личным
    составом.
         В соответствии с Договором об  обычных  вооруженных  силах  в
    Европе  количество  основных  видов вооружений в европейской части
    СССР уменьшится на 23427 единиц, в том числе: самолетов - на 1461,
    танков - на 8508,  ББМ - на 13000,  артсистем - на 1843.  Из этого
    количества  17499  ограничиваемых   Договором   вооружений   будут
    ликвидированы,  4425  единиц - переоборудуются для использования в
    народнохозяйственных целях.
         Структурные изменения Вооруженных Сил в ближайшей перспективе
    планируется  провести  в  целях  обеспечения  принципа  "оборонной
    достаточности" как одного из основных положений доктрины.
         Основой решения    этих    задач    является    завершившееся
    одностороннее  сокращение  численности Вооруженных Сил на 500 тыс.
    военнослужащих,  планомерный вывод советских  войск  с  территории
    других   стран;   завершившаяся  ликвидация  РСМД;  преобразование
    оргструктуры  общевойсковых  дивизий   в   направлении   изменения
    соотношения  между  наступательными и оборонительными средствами в
    пользу последних,  изъятие из их состава значительного  количества
    ударных  средств;  ликвидация  оперативных маневренных групп,  так
    называемых "танковых кулаков";  создание  в  Военно-Морском  Флоте
    нового  рода сил - войск береговой обороны,  которые предназначены
    для обороны главным образом важных  военно-морских  баз.  Все  это
    значительно   приблизило   Вооруженные  Силы  к  уровню  оборонной
    достаточности.
         Для усиления    гражданского    контроля   за   деятельностью
    Вооруженных Сил в аппарате Министерства обороны планируется  иметь
    ряд  комитетов и комиссий:  военной политики и экономики;  заказов
    техники,  вооружения  и  НИОКР;  бюджетно-финансовый;  правовой  и
    социальной  защиты;  гражданской  обороны;  тылового  обеспечения;
    строительства и расквартирования  войск  и  других.  В  их  состав
    войдут  также и представители суверенных республик.  Возглавлять и
    составлять их будут в основном  гражданские  лица.  Предполагается
    также    создание    соответствующих    органов   по   связжям   с
    общественностью, информации.
         Претерпят структурные  изменения  соединения  и части в видах
    ВС. Значительно уменьшится количество различного рода соединений и
    частей,   частично   укомплектованных   личным  составом,  а  сами
    структуры   создаются   так,   чтобы   максимально    использовать
    профессионализацию  личного  состава.  Для  этого  будет  уточнена
    структура соединений и частей  войск  наземной  обороны  и  других
    видов ВС.
         Агрессия с нескольких направлений вряд ли  возможна.  Поэтому
    оперативной основой концепции оборонного строительства должна быть
    мобильная оборона.  Понятно, что ввести ее можно только мобильными
    средствами. В чем суть концепции?
         Численность боеготовых частей и  соединений,  развернутых  на
    том  или ином направлении,  должна быть такой,  чтобы ни у кого не
    возникал соблазн спровоцировать кризисную ситуацию  или  локальный
    конфликт.  А  если  все  же  конфликт  будет  развязан,  то нельзя
    допустить его эскалации.  Главная цель  мобильной  обороны  -  это
    возможность    проведения    соответствующих   перегруппировок   и
    выдвижения мобильных резервов в короткие сроки в  целях  изменения
    соотношения сил и средств в том или ином регионе в свою пользу для
    отражения агрессии.
         Войска наземной обороны как вид ВС, наиболее точно отвечающий
    сущности  будущих  сухопутных  сил,  начинают  приобретать   новое
    качество.  Совсем  недавно  имелось  20  крупных  объединений - 16
    военных округов и четыре группы войск.  Сегодня - 11 округов и три
    группы войск. Сокращения продолжаются.
         К концу 1994 года в европейской части Союза  должны  остаться
    следующие уровни вооружений: танков 13150 единиц, в том числе 2650
    - на складах;  артсистем - 13175,  в том числе 235- - на  складах;
    боевых бронемашин - 20000,  в том числе 2000 - на складах; ударных
    вертолетов -  1500.  Исходя  из  этого  определится  и  количество
    соединений.  Таким  образом,  с  учетом  того  что  прекратил свое
    существование Варшавский  Договор,  сухопутные  силы  Союза  будут
    несколько   уступать   армиям   НАТО.   Естественно,   создаваемые
    группировки должны отличаться большей активностью, маневренностью,
    мобильностью,   а   соединения   -  гибкой  организационно-штатной
    структурой.
         На случай   войны   сейчас  отработана  следующая  структура.
    Военный округ,  как правило, выделяет фронт, который имеет в своем
    составе  армии  и  корпуса.  Новые концепции предусматривают уже в
    мирное  время  исключение  армейских  структур,  а   корпус,   как
    планируется, будет состоять из бригад.
         Корпуса, бригады   более   маневренны,    чем    существующие
    тактические   единицы.   Так,   в   существующем  ныне  полку  все
    подразделенияы (элементы боевого  порядка)  связаны  между  собой,
    батальонам самостоятельно трудно вести бой.  В бригаде же командир
    имеет  возможность  варьировать  своими  батальонами  и  создавать
    мобильные   группы   на  различных  направлениях,  более  свободно
    распоряжаться резервами.
         И тем не менее в концепцию по реформированию сухопутных войск
    закладываются следующие положения: иметь в приграничных округах на
    наиболее  вероятных  направления  развязывания конфликтов одну-две
    армии,  один-два  корпуса.  Армии  и  корпуса  будут  состоять  из
    дивизий. Этот вариант представляется наиболее целесообразным.
         Надо иметь в виду,  что армия и корпус  -  гибкие  структуры.
    Армия   может  включать  две-три  мотострелковые  дивизии  и  одну
    танковую,  плюс  армейский  комплект  (ракетная  и  артиллерийская
    бригады,   реактивная   артиллерийская   бригада,  противотанковых
    артиллерийский полк,  вертолетный полк,  соединения и  части  ПВО,
    инженерных войск, разведки, связи и другие).
         Сегодня в  ряде  военных  округов  нет  развернутых  дивизий,
    готовых  немедленно выполнить поставленную боевую задачу.  Одна из
    главных  целей  военной  реформы  -  создать  дивизии   постоянной
    готовности.  Мотострелковая  дивизия  должна  иметь  не менее 7500
    человек,   танковая   -   около   7000   человек   при   полностью
    укомплектованных  подразделениях  обеспечения.  Словом,  в войсках
    наземной обороны планируется наличие полнокровных соединений.
         Уже претерпели   изменения   организация   и   штаты  дивизий
    Сухопутных войск.  В 1989-1990 годах  переведены  на  новые  штаты
    мотострелковые   и  танковые  дивизии.  В  мотострелковой  дивизии
    уменьшено количество танков с 260 до 150.  Из ее состава исключены
    десантно-переправочные   средства,  подразделения,  обеспечивающие
    повышенный  маневр  на  поле  боя  и  марше.   Всего   в   дивизии
    насчитывается  150  танков,  637  бронемашин,  216 артсистем,  479
    противотанковых средств и 269  средств  ПВО.  В  танковой  дивизии
    вместо   одного   танкового   полка   включен   мотострелковый,  в
    инженерно-саперном батальоне переправочно-десантная рота  заменена
    на  инженерную роту заграждений,  в место отдельной роты химзащиты
    включен батальон химзащиты с дымовой  ротой.  Дивизия  засчитывает
    два  танковых  и  два  мотострелковых  полка.  Всего в дивизии 250
    танков,  402 бронемашины, 210 артсистем и 233 средства ПВО. Основу
    бригад  будут  составлять  мотострелковые батальоны.  В их составе
    будут подразделения,  обеспечивающие  профессиональную  подготовку
    личного  состава.  Всего  в  бригаде  предполагается  иметь  2,5-3
    тыс.человек,  50-60 танков,  200-250 бронемашин, около 50 орудий и
    минометов,  50  единиц  средств  ПВО  малой  и  средней дальности.
    Бригада будет усилена комплектом инженерно-саперных подразделений.
    Ее оборонительный потенциал будет значительным.  Возможны и другие
    варианты структуры соединений и  частей  войск  наземной  обороны.
    Количество  корпусов  и  бригад  в  европейской части страны будет
    определяться исходя  из  наличия  вооружения  и  техники,  личного
    состава, ограниченных Договором по обычным вооружениям в Европе.
         В структуре войск наземной обороны  останутся  базы  хранения
    военной  техники.  На  них  будет  хранится  обычное  вооружение и
    техника,  ограничиваемые Договором.  Базы представляют собой места
    постоянного складского хранения,  содержат сооружения для хранения
    вооружения  и  его  технического  обслуживания  и  насчитывают  до
    400-500   человек   обслуживающего   персонала.  Изменяются  также
    структура и штаты подразделений,  частей и  соединений  боевого  и
    тылового обеспечения.
         Планируется реформирование  сети  военно-учебных   заведений,
    направленное на повышение качества обучения слушателей,  получение
    ими больших профессиональных знаний,  причем не только военных, но
    и в области политики, экономики, социологии и других.
         Таким образом,   военной   реформой    охватываются    органы
    управления,    войска,   ВУЗы,   НИУ,   обеспечивающие   структуры
    Министерства  обороны,  с  одновременным  реформированием   систем
    управления,  заказов  вооружений,  техники,  материальных средств.
    Руководит военной реформой  Комитет  по  подготовке  и  проведению
    военной реформы при Президенте СССР.
         Система комплектования  ВС   личным   составом,   прохождение
    воинской  службы.  В  настоящее  время  комплектование  ВС  личным
    составом осуществляется на основе всеобщей  воинской  обязанности.
    Как  показывает  опыт  других  стран,  переход на профессиональную
    армию становится  объективной  необходимостью.  Поэтому  в  рамках
    военной   реформы   предусматривается   постепенный   переход   на
    профессиональную  основу   комплектования   войск   как   наиболее
    прогрессивную в современных условиях.
         Однако должное содержание  полностью  профессиональной  армии
    требует  значительных  финансовых  затрат,  что  в настоящее время
    государство обеспечить пока не может. В связи с этим в сложившихся
    условиях   и   на   ближайшую   перспективу   считается   наиболее
    рациональной  смешанная  система  комплектования  Вооруженных  Сил
    личным составом,  при которой сочетались бы комплектование войск и
    сил флота по призыву граждан  на  военную  службу  с  добровольным
    поступлением  их  на эту службу по контракту.  Наряду с внедрением
    смешанной  системы  комплектования  в  дальнейшем   предполагается
    сократить   продолжительность   срочной   военной  службы  солдат,
    матросов, сержантов и старшин с двух до полутора лет.
         При этом  с  личным  составом,  предназначенным для замещения
    должностей  младших  командиров   и   специалистов,   определяющих
    боеготовность   войск  (сил  флота),  предусматривается  проводить
    подготовку  в  учебных  частях  продолжительностью  до  пяти-шести
    месяцев,   а   остальной   личный   состав,   не  требующий  такой
    фундаментальной  подготовки,  готовить  непосредственно  в  боевых
    войсках   по  специально  разработанным  программам  путем  сборов
    продолжительностью от одного до трех месяцев.
         Первоначальный срок   службы   по   контракту  предполагается
    установить до трех лет. Военнослужащим, завершившим первоначальный
    срок   службы  по  контракту,  может  предоставляться  возможность
    продления контракта на три,  пять или 10  лет.  Реальность  набора
    предусматриваемого  количества добровольцев в первую очередь будет
    зависеть  от  устанавливаемых  им  льгот   и   окладов   денежного
    содержания.   Все   эти   мероприятия   требуют   законодательного
    подкрепления,  а также  выделения  дополнительных  материальных  и
    финансовых ресурсов.
         При сокращении  продолжительности  срочной   военной   службы
    возрастают  объемы  сменяемости  личного  состава  в  частях  и на
    кораблях, что соответственно потребует увеличения объемов призывов
    граждан  на  военную  службу  и дополнительных призывных ресурсов,
    нехватка которых при сокращенном сроке службы возрастет. В связи с
    этим   встают   новые  задачи  перед  местными  органами  военного
    управления в свете широкомасштабной работы по  набору  граждан  на
    военную  службу  в  добровольном  порядке,  повышается  их  роль в
    воинской профориентации молодежи и популяризации военной службы.
         Переход к   смешанному   принципу   комплектования  потребует
    совместных  усилий  Министерства  (комитетов)  обороны   Союза   и
    суверенных    государств    по    обеспечению    качественного   и
    своевременного призыва граждан на действительную  военную  службу,
    решения вопросов о выделении финансовых и материальных средств для
    создания  необходимых  жилищно-бытовых   условий   военнослужащим,
    поступающим на военную службу по контракту.
         Система подготовки офицерских кадров.  Подготовка офицерскимх
    кадров  для  Вооруженных  Сил  осуществляется в военных академиях,
    высших  военных  инженерных  и  командных   училищах   и   средних
    авиационно-технических   училищах,   Переподготовка   и  повышение
    квалификации офицерского состава проводятся на курсах и в  учебных
    центрах. Сеть военно-учебных заведений и количепство обучающихся в
    них  определяются  исходя  из  потребности   Вооруженных   Сил   в
    офицерских кадрах.
         Повседневная военная деятельность  и  подготовка  Вооруженных
    Сил.  Их  проведение  осуществляется  в соответствии с положениями
    действующей военной доктрины и тенденциями ее  развития,  а  также
    стоящими   перед  Советской  Армией  и  Флотом  задачами.  Военная
    деятельность и подготовка ВС организуются  исходя  из  реальностей
    сегодняшнего  дня в условиях сокращения ассигнований на оборону на
    принципах взаимодействия между структурами суверенных  государств,
    составляющих обновленный Союз, с ценнтральными органами управления
    Вооруженными Силами.  Кроме того,  на подготовку  Вооруженных  Сил
    оказывают  влияние  особенности  дислокации  соединений  и частей,
    характер экономики и районы ее  концентрации,  а  также  состояние
    социально-политической   и   экологической   обстановки  в  каждом
    конкретном регионе.
         Принимая во внимание указанные факторы,  создана определенная
    система подготовки штабов и войск. Она имеет очень много общего во
    всех  видах  Вооруженных  Сил,  хотя  в  каждом  из  них есть свои
    особенности.  Необходимая степень обученности штабов,  войск и сил
    всех  видов  ВС  и их родов войск достигается в ходе оперативной и
    боевой подготовки.
         Оперативная подготовка.   Ее  основным  содержанием  является
    совершенствование знаний руководящим составом и  офицерами  штабов
    принципов   военного   искусства,   выработка   умения   принимать
    обоснованные решения на ведение боевых действий,  доводить  задачи
    до подчиненных,  планирование операций,  организации и поддержания
    управления,  взаимодействия и обеспечения войск при выполнении ими
    боевых   задач.  Кроме  того,  оперативная  подготовка  занимается
    слаживанием органов управления.  При этом обучение  осуществляется
    методом подготовки и проведения учений и тренировок,  изысканием и
    исследованием новых способов ведения операций и боевых действий.
         Что касается   боевой   подготовки,  то  основные  ее  задачи
    заключаются в обучении личного  состава,  прежде  всего  частей  и
    подразделений,  приемам  и  действиям  в  бою в различных условиях
    обстановки,  изучении ими вооружения и  боевой  техники,  привитии
    солдатам,  сержантам  и  офицерам  практических  навыков  в умелом
    использовании  оружия.  В  ходе   боевой   подготовки   проводится
    слаживание  подразделений,  частей  и  соединений  при ведении ими
    учебных боевых  действий  в  соответствии  с  их  предназначением,
    исходя из оборонительной стратегии.
         Подготовка органов  управления  и  войск  (сил)   достигается
    применением  различных  форм обучения:  командно-штабных и штабных
    учений;  оперативно-тактических учений;  командно-штабных  военных
    игр;  тренировок,  а  также  учебных сборов определенных категорий
    военнослужащих.  Высшей  формой  подготовки   являются   войсковые
    маневры,  однако  периодичность  их  проведения  в настоящее время
    пересматривается.
         На командно-штабных  учениях  проводится  совместное обучение
    командующих (командиров) штабов,  начальников родов войск и  служб
    управлению   войсками.  Это  комплексные  мероприятия  оперативной
    подготовки,  которые проводятся  по  темам,  включающим  отработку
    вопросов боевой и мобилизационной готовности, подготовки и ведения
    операций или боевых  действий,  управления  войсками,  организации
    всех  видов обеспечения.  Для отработки вопросов взаимодействия на
    учения  этого  типа  одного  вида  ВС  могут  привлекаться  органы
    управления объединений и соединений других видов Вооруженных Сил и
    родов войск как в полном составе,  так и только оперативные группы
    от  них.  Для проверки реальности оперативно-тактических расчетов,
    производимых на этих учениях,  и  действий  штабов  по  управлению
    войсками привлекаются отдельные соединения,  части и подразделения
    в качестве войск обозначения.
         На оперативно-тактических  учениях  совершенствуется  полевая
    (воздушная,  морская) выучка уже самих войск (сил)  и  достигается
    слаженность      объединений     и     соединений     в     целом.
    Оперативно-тактические   учения   проводятся    двусторонними    и
    односторонними.   В   последнее   время  все  больше  практикуются
    двусторонние  учения,  на  которых  обе   стороны   действуют   по
    организации и тактике войск Советской Армии.
         Штабные учения предназначены для  слаживания  работы  штабов.
    Они  бывают,  как  правило,  многостепенными с привлечением штабов
    подчиненных  объединений,  соединений  и  частей  с  занятием  ими
    подготовленных  и  полевых  пунктов  управления.  Штабы  на учения
    выводятся в полном составе со штатными частями  и  подразделениями
    связи и обеспечения.
         И наконец,  командно-штабные  военные   игры   и   тренировки
    проводятся в целях совершенствования навыков генералов,  адмиралов
    и офицеров в планировании операций,  слаживания в  работе  органов
    управления,   исследования   новых  вопросов  военного  искусства,
    организационной  структуры  войск  и  способов  их  применения.  В
    отличие  от  от  командно-штабных учений военные игры и тренировки
    проводятся на  учебных  пунктах  управления  или  на  повседневных
    рабочих   местах,   оборудованных  различными  средстами  связи  и
    автоматизированными системами управления.
         Составной частью  оперативной  подготовки офицерского состава
    является  их  командирская  подготовка.  В  ходе   самостоятельной
    работы,  на  специально  организованных  занятиях и учебных сборах
    изучаются  основы   военного   искусства,   проводится   овладение
    способами  применения  оружия  и боевой техники;  совершенствуются
    навыки офицеров в выполнении своих функциональных обязанностей  по
    управлению войсками как в мирное, так и в военное время; изучается
    опыт войн.  Кроме того,  перед командирской  подготовкой  ставятся
    цели по овладению офицерами передовым опытом обучения и воспитания
    личного  состава,  изучения  ими  вопросов   советского   военного
    законодательства, военной педагогики и психологии.
         В последнее время при  планировании  мероприятий  оперативной
    подготовки  сроки  их  проведения,  районы  местности,  количество
    привлеченных штабов и  войск  согласовываются  с  соответствующими
    органами  республик  и областей,  занимающимися вопросами обороны.
    Этого раньше не практиковалось.
         При обучении   войск  основные  усилия  сосредоточиваются  на
    проведении    боевого     слаживания     подразделений,     причем
    последовательно, сначала по одному из видов боя, затем по другому,
    более сложному.  Боевое слаживание  подразделений  организуется  и
    проводится в период ежемесячных выходов их на полигоны для занятий
    на полевой  учебной  базе.  Кроме  этого,  проводятся  батальонные
    полевые  выходы  продолжительностью  пять-шесть суток перед каждым
    тактическим учением с боевой стрельбой.  Занятия с личным составом
    проводятся на местности,  при штатном вооружении и на технике.  Не
    менее 30 проц.  всех полевых занятий  проводится  ночью.  Во  всех
    случаях  особое внимание уделяется отработке нормативов,  полнота,
    быстрота  и  качество  выполнения  которых  и  определяют  уровень
    полевой выучки личного состава.
         В последние годы значительно сокращена  военная  деятельность
    на  суше,  на  море  и  в  воздушном  пространстве.  Прежде  всего
    сокращено количество крупных  общевойсковых  учений.  Из  практики
    полностью    исключена   подготовка   войск   к   широкомасштабным
    наступательным действиям,  развертывание для нанесений упреждающих
    ударов.   Проявляется   сдержанность   и  в  повседневной  военной
    деятельности.
         Учитывая изменившиеся  условия военно-политической обстановки
    в мире и в Европе,  в перспективе  не  будут  проводиться  крупные
    учения  (выше  армейского  уровня),  а  тем более крупномасштабные
    маневры.  Подтверждением  тому  является   практика   уведомляемой
    военной деятельности.  Количество мероприятий военной деятельности
    ВС СССР, подлежащих уведомлению, из года в год сокращается. Так, к
    примеру,  в  1987  году  было  проведено  25  учений уведомляемого
    масштаба,  в 1991 году их  планировалось  четыре,  но  в  связи  с
    организационно-штатными   мероприятиями  и  социально-политической
    обстановкой в стране уровень участвующих в этих учениях войск  был
    снижен  и  вышел  из  рамок  уведомляемых.  Сократилось количество
    обязательных учений в Сухопутных войсках.  Если раньше с дивизиями
    или полками тактические учения проводились ежегодно, то сейчас они
    проводятся не чаще чем один раз в два года.
         В связи  с  образованием  и  признанием  суверенных республик
    изменился характер планирования боевой учебы и военной детельности
    на  их  территории.  Так,  практическая отработка главных вопросов
    учений,  связанных с передвижением войск,  начиная от батальона  и
    выше,  в обязательном порядке согласовываются с республиканскими и
    местными органами власти.
         Изменился характер  практической  деятельности  войск  (сил),
    дислоцирующихся  на  территории  Германии  и  Польши.  Значительно
    уменьшилась интенсивность их боевой подготовки.  Если раньше этапы
    проводимых учений включали вопросы  перегруппировок,  связанные  с
    перевозками  и  другими  передвижениями  войск,  которые требовали
    решения финансовых и  иных  проблем,  то  сейчас  эти  вопросы  по
    возможности   решаются   в   рамках  полигонов  и  вблизи  пунктов
    дислокации.  Другие передвижения и полеты заранее согласовываются.
    Все  это  заставляет  главное  внимание в подготовке войск уделять
    меньшим тактическим подразделениям (рота-батальон).
         По-новому в   настоящее  время  организуется  мобилизационная
    подготовка.  Сокращено  количество   личного   состава,   ежегодно
    призываемого   на  развертывание  частей  и  соединений  и  другие
    мероприятия.  В связи с этим повышена требовательность к  качеству
    мобилизационных  мероприятий,  так как частота их проведения также
    снижается.
         Применение Вооруженных Сил в настоящее время ориентировано на
    подготовку и ведения с началом агрессии  только  оборонительных  и
    контрнаступательных   действий   и   операций   в  пределах  своей
    территории.  Это находит  свое  отражение  в  основных  положениях
    разрабатываемой  кардинальной  военной  реформы и в соответствии с
    ней планируемой новой организационно-штатной структуре Вооруженных
    Сил.   С  принятием  оборонительной  доктрины  непосредственно  на
    отработку вопросов организации обороны сейчас отводится  не  менее
    50   проц.  учебного  времени,  на  отработку  контрнаступательных
    действий - 25 проц.  и еще 25 проц.  времени - на отработку других
    вопросов (марши,  встречные бои,  защита войск от оружия массового
    поражения,  радиоэлектронного  подавления,  ударов   высокоточного
    оружия и т.д.).
         Наряду с изменениями принципов подготовки органов  управления
    и   войск   в   последние   годы   ведется   поиск   новых   путей
    совершенствования  подготовки  военных  кадров   в   академиях   и
    училищах.   Существующая   система  подготовки  офицерских  кадров
    включает в себя военные академии и институты,.  военные факультеты
    при   гражданских   вузах,   высшие  и  средние  военные  училища.
    Офицерские кадры в военно-учебных заведениях  готовятся  с  высшим
    военным,  высшим  военно-специальным  и средним военно-специальным
    образованием   по    специальностям    командного,    инженерного,
    технического,  юридического и медицинского профиля как очно, так и
    заочно.  Офицеры с высшим военным образованием готовятся в военных
    академиях  и  предназначены  для  замещения  должностей в полковом
    звене и выше.  Офицеры с  высшим  военно-специальным  образованием
    готовятся  на  инженерных факультетах военных академий,  в военных
    институтах, на военных факультетах и в высших военных училищах для
    замещения   первичных   офицерских   должностей   с   перспективой
    выдвижения на  должности  в  батальонном  и  полковом  звеньях.  В
    процессе  прохождения воинской службы офицерский состав всех видов
    Вооруженных Сил постоянно совершенствует свои теоретические знания
    на  различных курсах,  факультетах как самостоятельных,  так и при
    высших училищах и академиях.
         В настоящее  время  переработаны  и  введены в действие новые
    программы,  определяющие организацию и  содержание  обучения.  Они
    приведены  в  соответствие  с  оборонительным характером советской
    военной доктрины,  состоянием, перспективами и прогнозами развития
    средств   и   способов  вооруженной  борьбы.  Содержание  обучения
    направлено на формирование  офицера  как  военного  профессионала,
    обладающего  широким  оперативно-тактическим  и военно-техническим
    кругозором,  высокой  общей   культурой,   способностью   уверенно
    руководить подразделениями и частями как в мирное, так и в военное
    время, обучать и воспитывать подчиненных.
         Подготовка военнослужащих   срочной   службы  организуется  в
    линейных и учебных подразделениях и частях и включает два этапа.
         Первый -  подготовка младших командиров и специалистов-солдат
    мотострелковых,  танковых подразделений, подразделений родов войск
    и специальных войск в учебных частях, где обучается более 80 проц.
    всего призываемого личного состава.  Здесь подготовка проводится в
    течение   одного  периода  обучения  (пять  месяцев)  и  включает:
    общевойсковую  подготовку  (полтора  месяца)   и   подготовку   по
    специальности  (три  с  половиной  месяца).  Незначительная  часть
    молодых солдат (15-20 проц.),  не проходящих  обучение  в  учебных
    частях,  проходит общевойсковую подготовку в своей части в войсках
    в течение одного месяца.
         Второй этап - совершенствование знаний и навыков,  полученных
    при  обучении  в  учебных   частях,   непосредственно   по   своей
    специальности    в    войсках    и    слаживание    подразделений.
    Продолжительность этапа - три периода  обучения  по  пять  месяцев
    каждый.
         Последовательность подготовки      (боевого       слаживания)
    подразделений  определяется  программами  боевой  подготовки  и  в
    течение периода  обучения  предусматривает:  одиночную  подготовку
    солдат;  подготовку в составе отделения,  экипажа,  взвода; боевое
    слаживание отделения, взвода, роты и батальона.
         В настоящее  время планируется снизить срок службы рядового и
    сержантского состава с двух  лет  до  полутора.  При  переходе  на
    смешанный  принцип  комплектования  первые  шесть  месяцев  солдат
    пробудет в учебном подразделении,  получит воинскую специальность,
    а  затем  сделает  выбор:  или после еще года службы уволиться или
    подписать контракт.
         В связи с переходом от принципа всеобщей воинской обязанности
    к  комплектованию  армии  по  найму  предстоит  коренным   образом
    реорганизовать  систему  подготовки младших специалистов в армии и
    на флоте, и в связи с этим очень бы пригодился опыт армий западных
    стран, в которых уже длительное время существуют кадровые армии.
         На качество подготовки  Вооруженных  Сил  будет  положительно
    влиять    и    возвращение   учебно-воспитательного   процесса   в
    естественное состояние в связи с упразднением в армии политических
    структур  и  департизацией.  Создается  цельная,  внутренне  четко
    организованная система  органов  боевой  подготовки,  воинского  и
    морально-психологического  воспитания,  все  структурные  элементы
    которой  направлены  на   формирование   высокоподготовленного   в
    профессиональном отношении воина.

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz