Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 27.08.86 N 2 О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО БОРЬБЕ С ПЬЯНСТВОМ И АЛКОГОЛИЗМОМ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

           ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                       от 27 августа 1986 г. N 2

                 О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ
            РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО БОРЬБЕ
                       С ПЬЯНСТВОМ И АЛКОГОЛИЗМОМ

            (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ
                           от 21.12.93 N 11)

       Обсудив деятельность  судов Российской Федерации по применению
   антиалкогольного  законодательства,  Пленум  отмечает,   что   они
   активизировали  свою  работу  в направлении преодоления пьянства и
   алкоголизма.
       Вместе с  тем,  некоторые  суды,  несмотря  на  наличие в деле
   соответствующего медицинского заключения,  не обсуждают  вопрос  о
   применении к алкоголикам, совершившим преступления, принудительных
   мер медицинского характера.  Встречаются  факты,  когда  суды  без
   приведения   мотивов   не   признают  обстоятельством,  отягчающим
   ответственность, совершение преступления в состоянии опьянения.
       По делам о преступлениях,  совершенных лицами, находившимися в
   состоянии  алкогольного  опьянения,  суды  не  всегда  требуют  от
   органов   дознания   и   предварительного   следствия   полного  и
   тщательного  исследования   условий,   создавших   правонарушителю
   возможность  для пьянства.  Зачастую по таким делам не выясняется,
   не связано ли приобретение  и  употребление  спиртных  напитков  с
   нарушениями  правил  торговли либо непринятием должностными лицами
   мер к предотвращению пьянства на производстве.
       Нередко остаются  без должной проверки и реагирования данные о
   содержании  притонов  для  распития  спиртных   напитков   или   о
   систематическом предоставлении помещений для этих целей.
       По многим делам  о  сбыте,  изготовлении  и  хранении  крепких
   спиртных  напитков  домашней выработки с целью сбыта не выявляются
   источники приобретения сырья, не принимаются меры по привлечению к
   ответственности   всех   лиц,   причастных   к   совершению   этих
   преступлений, и не проверяются должным образом доводы обвиняемых о
   том,   что   указанные   спиртные   напитки   предназначались  для
   собственного потребления и отсутствовала цель их сбыта.
       Рассматривая дела  о преступлениях,  совершенных подростками в
   состоянии опьянения,  суды часто не  выясняют  обстоятельств,  при
   которых  несовершеннолетние  приобретали  и  употребляли  спиртные
   напитки,  не выявляют лиц,  виновных  в  доведении  подростков  до
   состояния  опьянения  либо  продавших  им  спиртные напитки,  и не
   решают вопрос о  привлечении  таких  лиц  к  административной  или
   уголовной ответственности.
       При разрешении  гражданско-правовых  споров,  возникающих   на
   почве  злоупотребления  некоторыми гражданами спиртными напитками,
   суды  зачастую  не  вскрывают  конкретные   причины   и   условия,
   способствовавшие   пьянству  на  производстве  и  в  быту,  а  при
   установлении фактов нарушения антиалкогольного законодательства  -
   не всегда реагируют на это частными определениями.
       Не всеми  судами  уделяется  должное   внимание   профилактике
   пьянства  и  алкоголизма;  нуждается  в  дальнейшем  расширении  и
   укреплении связь судов с трудовыми  коллективами  и  общественными
   организациями.   По   многим   делам,   связанным   с   нарушением
   антиалкогольного  законодательства,  не   обеспечивается   широкая
   гласность  судебных  процессов,  а  их  результаты не доводятся до
   сведения трудовых коллективов и общественности.
       В целях  устранения  указанных  ошибок  и недостатков в работе
   судов Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет:
       1. Судам   принять   меры  к  обеспечению  неукоснительного  и
   правильного   выполнения   всех    требований    законодательства,
   направленного  на  искоренение  пьянства  и алкоголизма,  созданию
   обстановки нетерпимости и осуждения вокруг  лиц,  злоупотребляющих
   спиртными напитками.
       2. При рассмотрении  конкретных  судебных  дел  принимать  все
   необходимые  меры  к  выявлению  причин и условий,  способствующих
   пьянству на производстве и в быту.  Устанавливать и при наличии  к
   тому  оснований  добиваться  привлечения к предусмотренной законом
   ответственности всех лиц,  виновных в нарушении законодательства о
   борьбе с пьянством и алкоголизмом.
       3. Не  оставлять  без   рассмотрения   вопрос   о   применении
   принудительных мер медицинского характера при наличии в материалах
   дела медицинского заключения,  а также в случае установления судом
   в судебном заседании данных о злоупотреблении подсудимым спиртными
   напитками.
       При этом   необходимо   проверять   соответствие  медицинского
   заключения  требованиям  Министерства  здравоохранения  Российской
   Федерации,   устанавливающего   порядок  освидетельствования  лиц,
   привлеченных к уголовной ответственности,  на предмет применения к
   ним   принудительных   мер   медицинского  характера,  выясняя,  в
   частности,  не  имеется  ли  противопоказаний  к   принудительному
   лечению лиц от алкоголизма.
       При отсутствии  в  материалах  дела  данных,  необходимых  для
   решения   вопроса   о   применении   принудительного   лечения  от
   алкоголизма,  суды обязаны принимать меры к их установлению (в том
   числе  и  к  медицинскому освидетельствованию подсудимого),  а при
   невозможности  восполнения  этих  сведений  в  судебном  заседании
   возвращать дело для дополнительного расследования.
       4. Судам необходимо неукоснительно выполнять требование закона
   о признании совершения преступления лицом, находящимся в состоянии
   опьянения,   обстоятельством,   отягчающим   ответственность,    и
   учитывать  это  при  обсуждении  вопроса  о  назначении  наказания
   виновному.
       Вместе с тем, в соответствии с п. 10 ст. 39 УК РСФСР суд может
   не признать указанное обстоятельство  отягчающим  ответственность,
   если состояние опьянения не связано с содеянным или когда виновный
   оказался в таком состоянии помимо своей воли.  Суд в любом  случае
   должен привести в приговоре мотивы в обоснование своего решения.
       5. Разъяснить судам,  что к  указанным  в  ст.  158  УК  РСФСР
   "другим  крепким  спиртным  напиткам  домашней  выработки" следует
   относить любые крепкие спиртные напитки,  изготовленные в домашних
   условиях   путем   перегонки  либо  полученные  иным  способом  из
   продуктов брожения.
       К ним  не относятся домашние вина,  пиво,  квас,  а также иные
   напитки,  полученные путем естественного брожения.  В тех случаях,
   когда эти напитки изготовляются в целях их последующей переработки
   в самогон или другие крепкие спиртные напитки,  действия  виновных
   должны  квалифицироваться  как  покушение  на самогоноварение (ст.
   ст. 15 и 158 УК РСФСР).
       6. Наложение  административного  взыскания  на  основании ч. 3
   ст. 162 КоАП РСФСР за распитие спиртных  напитков  в  общественных
   местах и появление там же в пьяном виде возможно лишь при условии,
   если   на   виновного   дважды   в   течение    года    налагалось
   административное взыскание за такие же правонарушения.
       Поэтому при  рассмотрении  дел  следует  тщательно   проверять
   обстоятельства,   связанные   с  привлечением  к  административной
   ответственности  за  предыдущие   правонарушения,   законность   и
   обоснованность  наложения  административных взысканий за каждое из
   этих правонарушений.
       Ответственность по  ч.  3  ст.  162 КоАП РСФСР может наступить
   лишь в течение года со дня наложения  административного  взыскания
   за предыдущее повторное правонарушение.
       Лицо, подвергнутое административному взысканию в  соответствии
   с  ч.  3  ст.  162 КоАП РСФСР и вновь до истечения годичного срока
   совершившее действия,  предусмотренные ч.  3 ст.  162 КоАП  РСФСР,
   подлежит ответственности по ч. 3 той же статьи.
       7. В целях предупреждения случаев необоснованного осуждения за
   хулиганство  лиц,  совершивших  в состоянии опьянения преступления
   против здоровья,  чести и достоинства  граждан,  судам  необходимо
   тщательно  исследовать  все  обстоятельства  этих  правонарушений,
   совершаемых  на  почве  бытового   пьянства.   Следует   полно   и
   всесторонне выяснять мотивы таких правонарушений, взаимоотношения,
   сложившиеся  между  подсудимым  и  потерпевшим,   а   также   иные
   существенные обстоятельства дела.
       8. Учитывая,   что   несовершеннолетние   нередко    совершают
   правонарушения   в   состоянии   опьянения,  судам  следует  остро
   реагировать  на  все  выявленные  при  рассмотрении   дел   случаи
   вовлечения  подростков  в  пьянство,  доведения  их  до  состояния
   опьянения,  продажи  им  спиртных  напитков  и  решать  вопрос   о
   привлечении   виновных   в   этом   лиц  к  установленной  законом
   ответственности.
       Особое внимание  необходимо уделять исследованию обстоятельств
   доведения несовершеннолетних  до  состояния  опьянения  лицами,  в
   служебной зависимости от которых находились подростки.
       Ответственность по ст.  210.1 УК РСФСР наступает за  доведение
   несовершеннолетнего до состояния опьянения как во время работы или
   учебы, так и в нерабочее или неучебное время.
       9. Судам    следует    повысить    качество   профилактической
   деятельности по делам о правонарушениях,  связанных с пьянством  и
   алкоголизмом,   активно   использовать   в   воспитательных  целях
   возможности рассмотрения таких дел в выездных судебных  заседаниях
   непосредственно на предприятиях,  в учреждениях, организациях и по
   месту жительства правонарушителей.
       Необходимо всячески   расширять  и  укреплять  связи  судов  с
   трудовыми коллективами и общественными  организациями;  приглашать
   их  представителей  в  судебные  заседания  по  актуальным делам о
   преступлениях и других правонарушениях,  связанных с  пьянством  и
   алкоголизмом;  направлять копии судебных решений по таким делам по
   месту работы,  учебы или жительства правонарушителя;  выступать  с
   информацией о результатах рассмотрения таких дел на предприятиях и
   в  организациях;  использовать  иные  формы  расширения  гласности
   правосудия,   информирования   населения   о   выносимых  судебных
   решениях.
       10. Верховным    судам   республик,   краевым,   областным   и
   соответствующим  им  судам  повысить  эффективность   надзора   за
   судебной деятельностью по правильному применению законодательства,
   направленного на усиление борьбы против  пьянства  и  алкоголизма,
   искоренение  самогоноварения,  анализировать  практику  исполнения
   этого  законодательства  и  принимать  меры  к  предотвращению   и
   устранению ошибок и недостатков в работе судов по рассмотрению дел
   и  материалов  о  правонарушениях,   связанных   с   пьянством   и
   алкоголизмом.


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz