Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ГОСКОМТРУД СССР ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТ 14 ФЕВРАЛЯ 1986 Г. N 588-БГ ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АТТЕСТАЦИИ, РАЦИОНАЛИЗАЦИИ, УЧЕТЕ И ПЛАНИРОВАНИИ РАБОЧИХ МЕСТ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад



                            ГОСКОМТРУД СССР
                              ГОСПЛАН СССР
                              ГОССНАБ СССР
                                  ГКНТ
                             ГОССТРОЙ СССР
                            ГОССТАНДАРТ СССР
                                ЦСУ СССР
                                 ВЦСПС


                    Т И П О В О Е  П О Л О Ж Е Н И Е
                  ОБ АТТЕСТАЦИИ, РАЦИОНАЛИЗАЦИИ, УЧЕТЕ
                      И ПЛАНИРОВАНИИ РАБОЧИХ МЕСТ

                   Утв. 14  февраля 1986 г. N 588-БГ


                                ВВЕДЕНИЕ

      Выдвинутая партией  задача  ускорения  социально-экономического
   развития страны на основе интенсификации производства требует при-
   ведения в действие всех  резервов  по  эффективному  использованию
   производственного и трудового потенциала. Важное значение в ее ре-
   шении имеют планомерное осуществление аттестации и  рационализации
   рабочих  мест  в  промышленности  и  других отраслях народного хо-
   зяйства и обеспечение на этой основе повышения  производительности
   труда  и качества продукции,  эффективности использования основных
   фондов и капитальных вложений,  сбалансированности рабочих мест  с
   трудовыми  ресурсами.  Совет Министров СССР и ВЦСПС постановлением
   от 15 августа 1985 г. N 783 "О широком проведении аттестации рабо-
   чих  мест  и  их рационализации в промышленности и других отраслях
   народного хозяйства" обязали министерства и ведомства СССР, Советы
   Министров союзных и автономных республик,  исполкомы местных Сове-
   тов народных депутатов совместно с  соответствующими  профсоюзными
   органами обеспечить в 1985-1986 гг.внедрение аттестации и рациона-
   лизации рабочих мест на всех промышленных предприятиях и в органи-
   зациях строительства,  сельского и лесного хозяйства,  транспорта,
   связи,  материально-технического снабжения,  бытового обслуживания
   населения,  торговли  и  общественного питания,  а также на геоло-
   го-разведочных, топографо-геодезических предприятиях и в организа-
   циях<1>.
        Настоящее Типовое  положение  об аттестации,  рационализации,
   учете и планировании рабочих мест  разработано  в  соответствии  с
   указанным постановлением.  При  его  разработке учтен опыт практи-
   ческой работы передовых  предприятий,  научно-исследовательских  и
   проектно-конструкторских организаций, отраслевых и территориальных
   органов управления.
        Типовое положение служит  единой методологической основой для
   организации учета рабочих мест,  их аттестации,  рационализации  и
   планирования.
        На основании настоящего Типового положения министерства и ве-
   домства разрабатывают и совместно  с ЦК  профсоюзов утверждают от-
   раслевые положения. При их подготовке уточняются отдельные показа-
   тели, устанавливаются  нормативные  значения  и методы определения
   качественных характеристик рабочих мест с учетом отраслевой специ-
   фики.
        В отраслевых положениях также необходимо учитывать  накоплен-
   ный опыт  и  соответствующие  нормативно-методические материалы по
   аттестации технологических процессов,  производств, участков и це-
   хов имея в виду, что эта работа в дальнейшем должна получить широ-
   кое распространение.
        При проведении  аттестации и рационализации рабочих мест сле-
   дует прежде всего в полной мере привести в  действие  главный  ре-
   зерв, заключающийся в человеческом факторе,  в людях, - обеспечить
   развитие их инициативы, творческого, хозяйского отношения к делу.
        Последовательно реализуя  положения  Закона  СССР  о трудовых
   коллективах, необходимо усилить их роль в этой  работе, привлечь к
   участию в  ней каждого рабочего и служащего,  а итоги аттестации и
   рационализации рабочих мест регулярно рассматривать на общих  соб-
   раниях коллективов бригад, цехов и предприятий.
        Аттестация и рационализация рабочих мест должны стать органи-
   ческим элементом   системы   хозяйствования  и  управления  произ-
   водством, важным средством мобилизации резервов повышения произво-
   дительности труда, совершенствования его нормирования.
        Действенным стимулом в эффективном  проведении  аттестации  и
   рационализации рабочих  мест служат предоставленные предприятиям и
   организациям права использования фондов заработной платы,  матери-
   ального поощрения,  развития производства,  а также введение повы-
   шенных ставок и окладов и решения других социальных вопросов.
       С введением настоящего положения утрачивают силу Типовые мето-
   дические указания по планированию,  учету, аттестации и рационали-
   зации рабочих  мест  в объединениях (на предприятиях) машинострои-
   тельных министерств,  утвержденные  Госпланом  СССР,  Госкомтрудом
   СССР и ЦСУ СССР (N СА-2-Д от 3 января 1984 г.), и Временные межот-
   раслевые рекомендации по аттестации рабочих мест в промышленности,
   утвержденные  Госкомтрудом  СССР по согласованию с ВЦСПС 12 апреля
   1984 г.
        По мере совершенствования работы по аттестации,  рационализа-
   ции, учету и планированию рабочих мест в настоящее Типовое положе-
   ние могут быть внесены соответствующие изменения и дополнения.
   ---------------------
      <1> - В соответствии с постановлением Совета Министров СССР и
          ВЦСПС от 5 декабря 1985 г. N 1196.

                           1. Общие положения

        1.1.Основными целями аттестации, рационализации, учета и пла-
   нирования рабочих  мест  являются  повышение  эффективности произ-
   водства, качества продукции и рациональное использование  основных
   производственных фондов и трудовых ресурсов на предприятиях, в от-
   раслях, на территориях и в народном хозяйстве за счет:
        ускорения роста производительности труда на основе приведения
   рабочих мест в  соответствие  с  требованиями  научно-технического
   прогресса; сокращения  применения  ручного  и тяжелого физического
   труда, повышения содержательности и привлекательности труда;
        улучшения использования  основных фондов путем ликвидации из-
   лишних рабочих мест и рабочих  мест  с  устаревшим  оборудованием,
   концентрации работ на наиболее прогрессивном оборудовании, обеспе-
   чения сбалансированности числа рабочих мест и работающих и повыше-
   ния коэффициента сменности работы;
        улучшения условий труда и техники безопасности на каждом  ра-
   бочем месте, повышения культуры производства;
        повышения социальной активности  и  квалификации  работающих,
   широкого привлечения их к управлению, в том числе к оценке достиг-
   нутого уровня производства и определению мер по его  совершенство-
   ванию.
        1.2.Учет рабочих мест является первым этапом работы по их ат-
   тестации и предусматривает определение числа рабочих мест, класси-
   фикацию и группировку их по видам и  характеру  использования,  по
   категориям занятых на них работников и др.
        1.3.Аттестация рабочих мест представляет  собой  совокупность
   мероприятий, включающих  комплексную оценку каждого рабочего места
   на его соответствие передовому научно-техническому и организацион-
   ному уровню,  обеспечивающему повышение производительности труда и
   высокое качество  продукции,  анализ  достигнутого  уровня  произ-
   водства.
        1.4.Рационализация рабочих мест представляет  собой  совокуп-
   ность организационно-технических мероприятий,  направленных на со-
   вершенствование действующих рабочих мест и улучшение их  использо-
   вания.
        1.5.Планирование рабочих мест представляет собой расчет опти-
   мального количества  и  структуры рабочих мест в целях обеспечения
   их сбалансированности с трудовыми ресурсами,  занятыми в  народном
   хозяйстве, и роста призводительности труда.
        1.6.Организацию работ по учету,  аттестации, рационализации и
   планированию рабочих  мест  осуществляют руководители предприятий,
   организаций совместно с профсоюзными комитетами с широким  привле-
   чением рабочих   и  служащих,  научно-технической  общественности,
   изобретателей и рационализаторов, руководствуясь отраслевыми поло-
   жениями.
        1.7.Работе по аттестации и рационализации рабочих мест  пред-
   шествует анализ применяемых технологических процессов, организации
   производства, труда и управления в целом по структурному подразде-
   лению для  определения прогрессивных,  оптимальных направлений со-
   вершенствования рабочих мест.
        При постановке  на  производство новых видов продукции прово-
   дится внеочередная аттестация оборудования, оснастки, инструмента,
   средств контроля,  квалификации  работников,  организации  труда с
   целью обеспечения стабильности высокого качества продукции.

                          2. Учет рабочих мест

        2.1.Объектом учета являются рабочие места.
        Рабочее место - пространственная зона, оснащенная необходимы-
   ми средствами,  в которой совершается трудовая деятельность работ-
   ника или группы работников, совместно выполняющих производственные
   задания. Рабочее  место является частью производственно-технологи-
   ческой структуры предприятия (организации),  предназначено для вы-
   полнения части технологического (производственного) процесса и оп-
   ределяется на основе трудовых и других действующих норм и нормати-
   вов.
        2.2.В целях обеспечения полноты и достоверности учета исполь-
   зуются следующие основные классификационные признаки рабочих мест.
        2.2.1.По категориям работников:
        рабочие места рабочих, служащих.
        2.2.2.По наименованиям профессий (должностей) работников -  в
   соответствии с   Общесоюзным  классификатором  профессий  рабочих,
   должностей служащих и  тарифных  разрядов  (ОКПДТР),  утвержденным
   постановлением Госстандарта СССР от 10 ноября 1975 г. N 16, с уче-
   том последующих дополнений и изменений к нему.
        2.2.3.По количеству работников:
        индивидуальные, коллективные.
        Под коллективным  понимается такое рабочее место,  на котором
   занято несколько работников без закрепления за каждым из них инди-
   видуальной рабочей зоны.
        Коллективное рабочее место при учете приводится  к  индивиду-
   альным на  основании действующих трудовых и других норм и нормати-
   вов, а при проведении аттестации анализируется как единое целое.
        2.2.4.В зависимости от специфики производства министерства и
   ведомства могут вводить дополнительные классификационные  признаки
   рабочих мест, например, по наименованию выпускаемой продукции, по
   виду работ, подвижные, сезонные, периодического использования и др.
        2.3.Учету подлежат  все рабочие места всех категорий работни-
   ков, действующие и неиспользуемые, обеспеченные или необеспеченные
   рабочей силой на дату проведения учета,  а также резервные и учеб-
   ные рабочие места.
        2.4.При проведении  учета вне анализа не должна оставаться ни
   одна единица установленного оборудования или производственной пло-
   щади. В  то  же время рабочие зоны и оборудование не должны учиты-
   ваться дважды в составе разных рабочих мест.  При этом не учитыва-
   ются в качестве рабочих мест:
        оборудование общего пользования,  за которым нет закрепленных
   работников (переносные  сверлильные,  заточные  и  другие  станки,
   подъемно-транспортные средства);
        оборудование, находящееся в монтаже или смонтированное, но не
   сданное в эксплуатацию по акту, а также демонтированное;
        демонстрационные и экспонируемые образцы оборудования.
        2.5.Количество рабочих мест определяется следующим образом.
        2.5.1.Прямым счетом по количеству станков,  агрегатов, машин,
   механизмов, комплектам технологической и организационной  оснастки
   при обслуживании (по норме) каждой единицы - одним работником.
        Как одно  рабочее место учитываются несколько единиц оборудо-
   вания (многостаночное,  многоагрегатное обслуживание), обслуживае-
   мых по действующим нормам одним работником.
      Количество рабочих мест водителей,  механизаторов,  занятых  на
   автомобилях, тракторах,  самоходных машинах и т.  п., определяется
   по числу машин и действующим нормам обслуживания.
        2.5.2.По установленным зонам обслуживания  (рабочие  места
   уборщиков производственных и служебных помещений,  лесников,  гор-
   ничных, продавцов магазинов самообслуживания, почтальонов и др.).
        2.5.3.По рабочим  постам (рабочие места работников охраны,
   контроля, гардеробщиков, приемщиков и кассиров  учреждений сфе-
   ры обслуживания, киоскеров, диспетчеров и др.).
        2.5.4.В отдельных видах производства (например,  в  строи-
   тельстве, растениеводстве) количество рабочих мест определяется
   на основе  нормативной  трудоемкости  по  видам  работ,  произ-
   водственным процессам  или  их законченной части (рабочие места
   каменщиков, штукатуров, бетонщиков, проходчиков, монтажников).
        2.5.5.Рабочие места  отдельных  категорий рабочих и служа-
   щих, которые не могут быть определены одним из  вышеперечислен-
   ных методов, учитываются по утвержденным нормативам численности
   и другим трудовым нормам исходя из объема  работ  и  производи-
   тельности труда.
        2.6.Каждое рабочее место учитывается  как  одно независимо
   от того, используется оно в одну, две или более смен. Для рабо-
   чих мест,  которые используются не весь плановый период, указы-
   вается среднегодовая  длительность его использования независимо
   от того, функционирует оно на дату проведения учета или нет.
        2.7.По каждому  структурному подразделению учет ведется по
   специальной ведомости,  форма  которой определяется  отраслевым
   положением и  должна соответствовать требованиям машинной обра-
   ботки. Рекомендуемая форма ведомости приведена в приложении  1.
   На основе материалов первичного учета предприятия,  организации
   ежегодно представляют статистическую отчетность о наличии, дви-
   жении рабочих мест,  результатах их аттестации и рационализации
   по формам, утверждаемым ЦСУ СССР.

                       3. Аттестация рабочих мест

        3.1.В ходе аттестации  каждое  рабочее  место  оценивается
   комплексно по следующим трем уровням:
        техническому;
        организационному;
        условиям труда и техники безопасности.
        3.2.При оценке рабочих мест учитываются достижения передо-
   вого отечественного и зарубежного  опыта,  используются  ГОСТы,
   ОСТы, санитарные и строительные нормы и правила, нормы техноло-
   гического проектирования,  межотраслевые и отраслевые нормативы
   по труду,  типовые проекты (карты) организации труда на рабочем
   месте, методика оценки тяжести работ,  руководящие  технические
   материалы и документы, стандарты предприятий, а также специаль-
   но разработанные в отрасли нормативные материалы,  в том  числе
   нормативы производительности для основных типов рабочих мест.
        3.3.При оценке технического уровня рабочего места анализи-
   руются следующие основные показатели:
        прогрессивность применяемого   технологического   процесса
   (соответствие фактической трудоемкости проектной, используемого
   оборудования характеру и объемам выполняемых  работ,  оптималь-
   ность технологических режимов,  комплексное использование сырья
   и материалов);
        соответствие технологических    процессов,   оборудования,
   оснастки, инструмента и средств контроля требованиям  обеспече-
   ния стабильности высокого качества продукции (работ);
        уровень  производительности  оборудования  (производитель-
   ность применяемого оборудования в сравнении с прогрессивным вы-
   пускаемым);
        соотношение фактической  и проектной (паспортной) произво-
   дительности, а также возможность  обеспечения  производственной
   программы;
        технологическая оснащенность рабочего места (наличие  всей
   технологической оснастки и инструмента,  контрольно-измеритель-
   ных приборов,  предусмотренных технической документацией, прог-
   рессивность их конструкции и техническое состояние,  обеспечен-
   ность рабочего места подъемно-транспортными средствами), оправ-
   данность применения ручного труда.
        3.4.При оценке организованного уровня рабочего места  ана-
   лизируются следующие показатели:
        рациональность планировки (соответствие площади,  занимае-
   мой рабочим  местом,  нормам  технологического проектирования и
   рациональность размещения оборудования и оснастки);
        количество и комплектность организационной оснастки, прог-
   рессивность ее конструкции и техническое состояние;
        применение многостаночного  (многоагрегатного)  обслужива-
   ния, рациональность обслуживания рабочего места;
        соответствие форм  организации труда технологическому про-
   цессу, характеру и объемам выполняемых работ, передовым приемам
   и методам труда;  внедрение бригадной организации и оплаты тру-
   да, порядка, хозрасчета;
        квалификация работника и его соответствие сложности и тре-
   буемому качеству выполняемых работ;
        качество действующих  норм  труда  (уровень их прогрессив-
   ности и правильность расчета);
        эффективность использования    рабочего   места:   уровень
   использования оборудования по времени  (отношение  фактического
   времени работы оборудования за год к нормативному годовому фон-
   ду времени); коэффициент сменности, занятость рабочего произво-
   дительным трудом в течение смены.
        3.5.Для рабочих мест с оборудованием определяется  уровень
   съема продукции (произведение уровней производительности обору-
   дования и использования его по времени).  Этот  показатель   по
   участку, цеху, предприятию  в целом рассчитывается  как средне-
   взвешенная величина
        3.6.При оценке условий труда и техники безопасности на ра-
   бочем месте анализируются следующие основные показатели:
        соответствие санитарно-гигиенических условий труда (состо-
   яние воздушной среды, шум, вибрация, излучение и др.) норматив-
   ным требованиям;
        соответствие производственного процесса, оборудования, ор-
   ганизации рабочего места стандартам безопасности и нормам охра-
   ны труда;
        объемы ручного и тяжелого физического труда;
        наличие монотонного труда;
        обеспеченность работающих спецодеждой и спецобувью, средства-
   ми индивидуальной и коллективной защиты и их соответствие стандар-
   там безопасности труда и установленным нормам.
        3.7.При аттестации рабочих мест служащих оцениваются  следую-
   щие основные показатели:
        соответствие рабочего места типовому проекту организации тру-
   да, рациональность его планировки и прогрессивность оснастки;
        использование средств механизации труда,  вычислительной тех-
   ники, АСУ,  САПР, средств связи; степень информационного обеспече-
   ния;
        наличие норм времени,  обслуживания, управляемости, должност-
   ных инструкций;
        соответствие квалификации работника сложности и характеру вы-
   полняемых работ;  обеспечение выполнения плановых заданий,  подго-
   товки документации, работ требуемого качества, обоснованности при-
   нимаемых решений;
        соответствие санитарно-гигиенических  и  эстетических условий
   труда нормативным требованиям и т.п.
        Аттестации рабочих мест служащих предшествует анализ структу-
   ры и оперативности управления, технологии документооборота, проце-
   дур выполнения  работ,  положений  о  структурных  подразделениях,
   систем оценки результатов деятельности, оплаты труда материального
   и морального поощрения, организации повышения квалификации, социа-
   листического соревнования, условий труда и т.д.
        3.8.При разработке  отраслевых  положений основные показатели
   аттестации рабочих мест конкретизируются,  устанавливаются их нор-
   мативные значения  с учетом специфики производства.  Рекомендуется
   использовать небольшое число оценочных показателей, выбирая наибо-
   лее важные.
        3.9.При отсутствии соответствующих нормативных материалов для
   оценки отдельных  показателей  используется экспертный метод,  при
   котором в обязательном порядке учитывается передовой отечественный
   и зарубежный опыт в области техники, технологии, организации труда
   и производства, улучшения условий труда и техники безопасности.
        При аттестации значительного количества одинаковых или анало-
   гичных рабочих мест могут создаваться образцовые (эталонные) рабо-
   чие места  (с  совершенной техникой,  технологией,  благоприятными
   условиями труда, необходимой техникой безопасности, безупречно ор-
   ганизованные и обслуживаемые,  с соответствующими кадрами, обеспе-
   чивающие необходимый по технологии уровень трудоемкости и качества
   работ).
        3.10.По результатам аттестации каждое рабочее место относится
   к одной из трех групп:
        аттестованные - рабочие места,  показатели которых  полностью
   соответствуют предъявляемым при их оценке требованиям или превыша-
   ют их.
        К этой группе не может быть отнесено рабочее место, у которо-
   го хотя бы по одному  показателю  выявлены  отклонения  (например,
   не соблюдаются требования к качеству продукции,  применяются уста-
   ревшие нормы труда;  не обеспечены техническая или организационная
   оснащенность, механизация  ручного  и  тяжелого физического труда,
   требуемые условия труда, оснащенность и т.п.);
        подлежащие рационализации - рабочие места,  отдельные показа-
   тели которых не соответствуют установленным требованиям,  но могут
   быть доведены до уровня этих требований в процессе рационализации;
        подлежащие ликвидации - рабочие места,  показатели которых не
   соответствуют и  не  могут  быть  доведены до уровня установленных
   требований в результате рационализации. К этой же группе относятся
   рабочие места,  рационализация которых экономически нецелесообраз-
   на, а также излишние рабочие места.
        3.11.Результаты аттестации одного или нескольких рабочих мест
   и предложения по их рационализации отражаются в карте  аттестации,
   которая подписывается членами комиссии, проводившими аттестацию, и
   работниками, занятыми на этих рабочих местах (в приложении 2  при-
   ведена форма карты,  рекомендуемой для применения в отраслях маши-
   ностроения).
        3.12.Аттестация проводится  для  всех  рабочих мест,  включая
   учебные, не реже двух раз в пятилетку, а для рабочих мест, прошед-
   ших рационализацию,- по завершении соответствующих мероприятий.


                     4.Рационализация рабочих мест

        4.1.Разработка мероприятий  по  рационализации  рабочих  мест
   предприятия (организации) проводятся на основе анализа данных  ат-
   тестации, предложений  рабочих  и служащих,  занятых на конкретных
   рабочих местах, результатов смотров-конкурсов.
        Особое внимание  необходимо уделять активизации человеческого
   фактора путем широкого привлечения рабочих и служащих к разработке
   мероприятий по внедрению достижений науки и техники, научной орга-
   низации труда,  повышению качества продукции (работ), всемерно по-
   ощряя инициативу и творчество.
        4.2.По завершении аттестации  рабочих  мест  по  структурным
   подразделениям или  предприятию,  организации  в  целом проводится
   технико-экономический анализ, в ходе которого:
        рассматриваются результаты  оценки рабочих мест и предложения
   по их совершенствованию;
        устанавливается реальная  потребность  в каждом рабочем месте
   на основе утвержденных  планов  производства,  анализа  технологи-
   ческих процессов и результатов аттестации;
        определяются рабочие места,  на которых может  использоваться
   труд песионеров,  лиц  с ограниченной трудоспособностью,  учащихся
   средних школ,  а также рабочие места с режимом неполного трудового
   дня (рабочей недели);
        рассчитываются эффект  от доведения рабочих мест до норматив-
   ного уровня и необходимые для этого затраты;
        выявляются технические, материальные и финансовые возможности
   предприятия для проведения рационализации рабочих мест.
        4.3.По результатам анализа определяются основные  направления
   совершенствования производства,  объемы и этапы (сроки) рационали-
   зации, количество малоэффективных и излишних рабочих мест и  сроки
   их ликвидации, количество рабочих мест, подлежащих замене на новые
   рабочие места,  численность и профессиональный состав  работников,
   требующих повышения  квалификации  и подлежащих переподготовке,  а
   также высвобождаемых  работников  и  возможности  их   дальнейшего
   использования.
        Мероприятия по рационализации рекомендуется разрабатывать  по
   следующим основным направлениям.
        4.3.1.По повышению технического уровня рабочих мест:
        модернизация установленного  оборудования,  внедрение средств
   автоматизированного контроля,  высокопроизводительного инструмента
   и оснастки, средств малой механизации;
        повышение качества и надежности ремонта;
        внедрение прогрессивных, малооперационных, малоотходных, тех-
   нологических процессов; применение прогрессивных материалов, дета-
   лей и конструкций;
        использование новых  высокоурожайных  сортов  растений,   ин-
   тенсивных технологий растениеводства и животноводства;
        механизация и автоматизация основных и вспомогательных произ-
   водственных процессов,  инженерного и управленческого труда, широ-
   кое внедрение электронно-вычислительной техники; сокращение приме-
   нения ручного и тяжелого физического труда.
        4.3.2.По повышению организационного уровня рабочих мест:
        проектирование и  внедрение рациональных трудовых процессов и
   режимов рабочего времени,  приемов и методов труда, улучшение пла-
   нировки рабочих мест, применение прогрессивной оснастки, внедрение
   типовых проектов НОТ;
        внедрение многостаночного  и  многоагрегатного  обслуживания,
   совмещения профессий, расширение зон обслуживания; совершенствова-
   ние коллективных форм организации труда , в том числе широкое при-
   менение хозрасчета и бригадного подряда;
        разработка и  внедрение  в установленном  порядке  технически
   обоснованных норм  и  прогрессивных  нормативов,  приведение  всех
   действующих норм  трудовых  затрат  в  соответствие  с достигнутым
   уровнем техники и технологии,  организации производства  и  труда;
   расширение сферы нормирования труда;
        внедрение регламентированного  обслуживания   рабочих   мест,
   централизация вспомогательных служб;
        систематическое обучение работающих вторым и совмещаемым про-
   фессиям, передовым приемам и методам труда, правилам техники безо-
   пасности, регулярное повышение квалификации  работников  в  других
   формах обучения;
        проведение мероприятий  по  укреплению  трудовой  дисциплины,
   разработке соответствующих систем материального и морального поощ-
   рения;
        повышение коэффициента  сменности работы оборудования,улучше-
   ние специализации и кооперации труда по подразделениям;
        внедрение рациональных транспортных маршрутов, лучшее исполь-
   зование подвижного состава и других транспортных средств;
        совершенствование методов  оперативного планирования и управ-
   ления производством;
        разработка и  внедрение  прогрессивных  процедур (технологий)
   выполнения управленческих работ,  совершенствование документации и
   документооборота.
        4.3.3.По улучшению условий труда и  техники  безопасности  на
   рабочих местах:
        создание оптимального температурного и светового режима;
        устранение, изоляция  или подавление источников шума,  вибра-
   ции, загазованности,  запыленности, повышенной влажности в помеще-
   ниях, различных видов излучений;
        внедрение средств индивидуальной  и  коллективной  защиты  от
   неблагоприятного воздействия производственной среды;
        сокращение применения ручного,  тяжелого физического и  моно-
   тонного труда, оптимизация его темпа и ритма;
        внедрение рациональных  режимов  труда и отдыха;  эффективных
   методов восстановления работоспособности;
        создание безопасных условий труда.
        4.3.4.По ликвидации излишних и малоэффективных рабочих мест.
        4.4.Мероприятия по рационализации рабочих мест в  зависимости
   от их  содержания  включаются  в соответствующие разделы годовых и
   пятилетних планов экономического и социального развития  предприя-
   тий, организаций.
        4.5.Отчет о результатах учета,  аттестации  и  рационализации
   рабочих мест  в  установленном  порядке  направляется  вышестоящей
   организации.
        4.6.Финансирование мероприятий по рационализации рабочих мест
   осуществляется за счет собственных средств предприятий и организа-
   ций, а  также  кредитов  Госбанка  СССР  и Стройбанка СССР в соот-
   ветствии с пунктом 9 постановления Совета Министров СССР  и  ВЦСПС
   от 15 августа 1985 г. N 783.
        4.7.Высвобождаемое в результате аттестации  и  рационализации
   рабочих мест  оборудование реализуется в установленном порядке,  а
   полученные средства направляются в фонд развития производства.
        4.8.Расчеты экономической эффективности отдельных мероприятий
   в зависимости от их содержания осуществляется следующим образом:
        при проведении мероприятий по повышению технического уровня -
   в соответствии с  Методикой  (основными  положениями)  определения
   экономической эффективности использования в народном хозяйстве но-
   вой техники, изобретений и рационализаторских предложений, утверж-
   денной постановлением  ГКНТ,  Госплана СССР,  Академии наук СССР и
   Госкомизобретений от 14 февраля 1977 г. N 48/16/13/3, с учетом до-
   полнений и уточнений, содержащихся в Методических указаниях к раз-
   работке государственных планов экономического и социального разви-
   тия СССР,  утвержденных  постановлением  Госплана СССР от 31 марта
   1980 г. N 63;
        при проведении   мероприятий  по  повышению  организационного
   уровня и улучшению условий труда - по действующим методическим ре-
   комендациям;
        при ликвидации рабочих мест эффект определятся с учетом оста-
   точной стоимости высвобождаемого оборудования.  В случаях, когда с
   высвобождаемого  оборудования  операции  передаются на более прог-
   рессивное,  рассчитывается дополнительный  эффект,  получаемый  от
   снижения себестоимости, как при внедрении нового оборудования;
        при замене  рабочих мест на новые эффект определяется так же,
   как от мероприятий по повышению технического уровня с учетом оста-
   точной стоимости  высвобождаемого  оборудования.  Во  всех случаях
   абсолютного высвобождения работников  при  расчете  экономического
   эффекта дополнительно  учитываются выплаты из фондов общественного
   потребления в размере 40% фонда заработной платы<2>.
   -----------------------------
      <2> - В соответствии с Методикой определения оптовых цен и нор-
   мативов чистой продукции на новые машины,  оборудование и  приборы
   производственно-технического назначения,  утвержденной постановле-
   нием Госкомцен СССР от 7 декабря 1982 г. N 920.































                      5. Планирование рабочих мест

        5.1.Планирование рабочих мест на предприятиях (в организаци-
        ях).
        5.1.1.Основными  задачами  планирования  рабочих мест на
        предприятии (в организации) являются:  последовательная опти-
   мизация количества рабочих мест; обеспечение максимального съема с
   каждого рабочего места;  достижение и последующее поддержание сба-
   лансированности рабочих мест и работающих.
        5.1.2.Определение планируемого  количества  рабочих  мест  на
   предприятии (в организации) осуществляется на основе запланирован-
   ных объемов производства  продукции  (услуг,  работ),  заданий  по
   росту производительности труда, повышению сменности с учетом огра-
   ничений численности рабочих и служащих.
        5.1.3.Плановое количество рабочих мест персонала основной де-
   ятельности (Мn) в целом для предприятия (организации) в  отраслях,
   где планируется объем продукции (услуг, работ), рассчитывается как
   частное от деления планового объема продукции (П) на плановый съем
   продукции (услуг, работ) с одного рабочего места (Сn):
                              Мn = П / Сn
        Плановый съем  продукции  (услуг,  работ)  с  одного рабочего
   места определяется как произведение фактического съема  продуукции
   (услуг, работ)  с  одного  рабочего места в отчетном году (в стои-
   мостном выражении в целом по предприятию) на индекс роста  коэффи-
   циента сменности работы оборудования<3>.
        Фактический съем продукции (услуг,  работ)  определяется  как
   частное от деления объема производства продукции (услуг,  работ) в
   отчетном периоде (в стоимостном выражении) на среднегодовое  коли-
   чество рабочих мест<4>.
        Для производств,  где коэффициент сменности работы оборудова-
   ния не учитывается и не планируется, при определении съема продук-
   ции с одного рабочего места в плановом периоде можно  использовать
   другие показатели  (например:  коэффициент  использования годового
   фонда времени работы оборудования).
        Наряду с  вышеуказанными  показателями  при расчете планового
   съема продукции с одного рабочего места возможно применение  пока-
   зателя индекса роста коэффициента сменности рабочих.
        5.1.4.В структурных подразделениях предприятий и организаций,
   где выпуск объема продукции (услуг,  работ) не планируется,  коли-
   чество рабочих мест для персонала  основной и неосновной  деятель-
   ности в  плановом  периоде определяется на основе плановой числен-
   ности рабочих и служащих, деленной на установленный (плановый) ко-
   эффициент укомплектования рабочих мест работающими.
        5.1.5.Во всех случаях,  когда  планируются  объемы  продукции
   (услуг, работ), количество рабочих мест является основой для опре-
   деления численности персонала  предприятия (организации),  которая
   рассчитывается с учетом  коэффициента укомплектования рабочих мест
   работающими.
        Коэффициент укомплектования рабочих мест работающими отражает
   численность персонала, приходящуюся на одно индивидуальное рабочее
   место в течение всех смен.
        Коэффициент укомплектования рабочих мест работающими в плано-
   вом периоде рассчитывается как произведение фактического коэффици-
   ента укомплектования на индекс роста коэффициента сменности работы
   оборудования (рабочих) планового года или индекс роста другого по-
   казателя использования работы оборудования (например,  коэффициент
   использования годового фонда времени работы оборудования).
        5.1.6.Соответствие между количеством рабочих мест  и  числен-
   ностью рабочих  и  служащих оценивается показателем - степень сба-
   лансированности рабочих мест и работающих.
        Этот показатель  согласовывается  с  вышестоящей организацией
   для обеспечения сбалансированности рабочих мест и работающих в це-
   лом по министерству, ведомству.
        5.1.7.Степень сбалансированности рабочих мест и работающих по
   плану и  фактически - это отношение численности персонала по плану
   и фактически к численности персонала,  требующейся для укомплекто-
   вания всех рабочих мест с нормативной сменностью.
        Степень сбалансированности рабочих мест и работающих  опреде-
   ляется по следующей формуле:
                         Кс = Чобщ /Мо X Кн.у,
        где Чобщ - общая численность рабочих и служащих;
            Мо   - общее среднегодовое количество рабочих мест;
            Кн.у -  средний  нормативный  коэффициент укомплектования
   рабочих мест работающими.
        Нормативный коэффициент укомплектования рабочих мест работаю-
   щими определяется как численность,  приходящаяся на  одно  рабочее
   место при нормативной (проектной) сменности работы оборудования.
        При укрупненных расчетах нормативный коэффициент  укомплекто-
   вания рабочих мест работающими может быть определен как произведе-
   ние фактического коэффициента укомплектования рабочих мест на  ин-
   декс роста  коэффициента  сменности  работы оборудования (рабочих)
   или другого аналогичного показателя до нормативного уровня.
        Индекс роста  коэффициента сменности работы оборудования (ра-
   бочих) или другого аналогичного показателя до нормативного  уровня
   определяется отношением  его  нормативного (проектного) значения к
   уровню данного года.
        5.1.8.Количество выбывающих  рабочих мест (Мв) в плановом пе-
   риоде определяется исходя из планового количества рабочих мест, их
   наличия на начало планового периода и необходимого ввода новых ра-
   бочих мест.
        Количество выбывающих рабочих мест рассчитывается по формуле:
                          Мв = Мн   Мвв - Моб,

        где Мн - общее количество рабочих мест  на  начало  планового
                 периода, определяемое по результатам учета;
            Мвв - ввод  рабочих мест в плановом периоде в среднегодо-
                 вом исчислении;
            Моб - общее количество  рабочих  мест в плановом периоде в
                 среднегодовом исчислении.
        Количество вводимых рабочих мест в плановом периоде определя-
   ется заданиями  по  производству новых видов продукции,  требующих
   создания принципиально новых рабочих мест,  необходимостью  замены
   малоэффективных рабочих мест, а также заданиями по улучшению усло-
   вий труда и быта работающих.
        5.1.9.Количество вводимых и выбывающих рабочих мест определя-
   ется при разработке баланса рабочих мест по следующим  направлени-
   ям: техническое перевооружение, реконструкция, расширение действу-
   ющих предприятий,  ликвидация или передача цехов, участков или от-
   дельных видов оборудования другим предприятиям.
        Баланс рабочих мест (приложение 3<5>)разрабатывается одновре-
   мено с  планом экономического и социального развития предприятия в
   качестве его составной части, а количество рабочих мест отражается
   в паспорте предприятия.
        5.1.10.На вновь вводимых предприятиях количество рабочих мест
   является первичным, исходным показателем, а численность работающих
   должна соответствовать количеству  рабочих  мест  при  нормативной
   (проектной) сменности работы оборудования (рабочих).
        Количество рабочих мест отражается в проекте  предприятия,  а
   на стадии разработки проекта - в его технико-экономическом обосно-
   вании или других предпроектных материалах.
        5.1.11.Предприятия при разработке проектов пятилетних и годо-
   вых планов определяют основные  показатели  использования  рабочих
   мест  и  рабочей  силы (приложение 4),  на базе которых составляют
   проекты плановых балансов рабочих мест  (приложение  3).  Плановые
   балансы  рабочих мест разрабатываются в увязке с планами внедрения
   новой техники и технологии, заданиями по внедрению научной органи-
   зации  труда,  планами  воспроизводства основных фондов и развития
   мощностей.  В пятилетнем плане, исходя из больших возможностей для
   проведения  перестройки  действующего  производственного аппарата,
   главное внимание уделяется обеспечению сбалансированности  рабочих
   мест  и работающих за счет реконструкции и технического перевоору-
   жения предприятий. Планы технического перевооружения и реконструк-
   ции, наряду с другими материалами, обосновываются результатами ат-
   тестации.
        5.2. Планирование рабочих мест в министерствах (ведомствах).
        5.2.1.Основными задачами  планирования рабочих мест на уровне
   министерств (ведомств) являются обеспечение эффективного использо-
   вания производственного потенциала,  увязки имеющихся и вновь вво-
   димых рабочих мест с численностью работающих в  масштабе  отрасли,
   повышение обоснованности  распределения  капитальных  вложений  по
   направлениям использования и объектам.
        5.2.2.Министерства определяют основные показатели использова-
   ния рабочих мест согласно приложению 4 исходя  из  объемов  произ-
   водства, доводимых  Госпланом  СССР  в составе контрольных цифр на
   планируемый период,  и разрабатывают на этой основе проекты планов
   улучшения использования основных  фондов и  производственных  мощ-
   ностей, планов капитального строительства  и  планов  технического
   перевооружения предприятий  и  ликвидации  предприятий и цехов,  а
   также сокращения излишних рабочих мест и рабочих мест с устаревшим
   оборудованием в  целях обеспечения сбалансированности рабочих мест
   и работающих.
        При этом  средства на создание новых рабочих мест за счет но-
   вого строительства, расширения и реконструкции предприятий выделя-
   ются только  после выявления и использования возможностей увеличе-
   ния объема  производства на действующих производственных мощностях
   с учетом рационализации рабочих мест  и  их  сбалансированности  с
   численностью работающих.
        5.2.3.Среднегодовое количество  рабочих  мест  обеспечивается
   путем увязки  увеличения и уменьшения их количества в плановом пе-
   риоде на основе разработки балансов рабочих мест и численности ра-
   ботающих подведомственных предприятий и организаций.
        Пятилетний и годовой  балансы  рабочих  мест  (приложение  3)
   представляются в  Госплан СССР в составе форм и показателей проек-
   тов планов экономического и социального развития.
        5.2.4.Показатели баланса  рабочих мест,  удельные капитальные
   вложения в расчете на одно рабочее место (по направлениям) и  дан-
   ные о  количестве хранящегося на складах неустановленного оборудо-
   вания используются для расчетов ориентировочных объемов и  воспро-
   изводственной структуры   капитальных  вложений,  необходимых  для
   обеспечения запланированного ввода рабочих мест (приложение 5).
        5.2.5.Предложения об   увеличенни   числа   рабочих  мест  на
   действующих предприятиях или о строительстве новых  предприятий  и
   объектов, включая непроизводственную сферу, и соответствующем вво-
   де новых рабочих мест министерства и ведомства согласуют с  терри-
   ториальными плановыми органами  и органами по труду.
        5.2.6.Министерства согласовывают количество рабочих  мест  по
   сферам производства и отраслям народного хозяйства в соответствую-
   щие территориальные плановые органы и органы  по  труду  по  форме
   (приложение 6)  для  разработки  свободного баланса рабочих мест и
   трудовых ресурсов в территориальном разрезе.
        5.3. Планирование рабочих мест на народно-хозяйственном уровне
        5.3.1.Основными задачами планирования рабочих мест на  народ-
   но-хозяйственном уровне  являются определение  потребности в рабо-
   чих местах и рабочей силе, необходимых для производства запланиро-
   ванных объемов  продукции (услуг) по отраслям народного хозяйства,
   обеспечение их сбалансированности и эффективного использования,  а
   также более  обоснованное  определение  потребности  в капитальных
   вложениях.
        5.3.2.Показатели рабочих мест (количество и степень сбаланси-
   рованности) включаются в генеральную схему развития  и  размещения
   производительных сил,  в  схемы  развития  отраслей и регионов для
   последующего их  использования  при  разработке   проектов   госу-
   дарственных планов  экономического  и  социального развития СССР и
   балансов рабочих мест и работающих в отраслевом и  территориальном
   разрезах.
        5.3.3.В пятилетнем и годовых планах экономического и социаль-
   ного развития в целом по промышленности и другим отраслям народно-
   го хозяйства в разделе плана "Труд и кадры"  утверждается  показа-
   тель степени сбалансированности рабочих мест и работающих.
        Указанные показатели разрабатываются на основе представляемых
   министерствами проектов  "Основных показателей использования рабо-
   чих мест и рабочей силы" и  "Балансов  рабочих  мест"  (приложения
   3,4). При анализе этих проектов рассматривается обоснованность ве-
   личины съема продукции с одного рабочего места по плану  и  факти-
   чески в целом по министерству (ведомству) СССР, количества рабочих
   мест, их ввода и выбытия как по основной,  так и  неосновной  дея-
   тельности и других показателей. Основные показатели и плановые ба-
   лансы рабочих мест уточняются, увязываются с проектами планов про-
   изводства промышленной продукции,  воспроизводства основных фондов
   и развития мощностей, с заданиями по внедрению планов новой техни-
   ки и научной организации труда,  повышению производительности тру-
   да, заработной платы и улучшению  использования трудовых ресурсов.
        5.3.4.Численность работников по отраслям народного хозяйства
   в плановом периоде определяется с учетом расчетного количества ра-
   бочих мест  и достижения планового уровня сбалансированности рабо-
   чих мест и работающих.
        5.3.5.Количество вводимых  рабочих мест за счет нового строи-
   тельства и расширения действующих предприятий определяется необхо-
   димостью производства новых видов продукции, которая не может быть
   изготовлена на действующих предприятиях при условии их техническо-
   го перевооружения и реконструкции,  внедрения современной техноло-
   гии и новой техники,  а также необходимостью освоения новых  райо-
   нов. Кроме  того,  при  решении  вопросов о создании новых рабочих
   мест учитываются использование и  развитие  производственных  мощ-
   ностей и основных фондов и их планомерное обновление.
        5.3.6.Показатели баланса рабочих мест учитываются при  разра-
   ботке планов по труду и кадрам, капитального строительства, разви-
   тия производственных мощностей и  основных  фондов,  а  также  при
   составлении материальных  балансов и планов распределения оборудо-
   вания.
        5.4. Планирование рабочих мест на территориальном уровне.
        5.4.1.Советы Министров автономных республик,  исполкомы мест-
   ных Советов  народных  депутатов  на  основании разрабатываемых по
   территории  сводных  балансов  рабочих  мест  и  трудовых ресурсов
   (приложение 6)  совместно  с предприятиями и организациями,  неза-
   висимо от их ведомственной подчиненности,  принимают меры по  сба-
   лансированию рабочих  мест  и работающих.  С этой целью Советы Ми-
   нистров автономных республик,  исполкомы местных Советов  народных
   депутатов:
        представляют в вышестоящие органы,  а также  в  министерстваи
   ведомства, которым подчиняются предприятия и организации, располо-
   женные на территории, предложения о сокращении (увеличении ) числа
   рабочих мест,  а  также  к схемам развития и размещения производи-
   тельных сил и отраслей;
        контролируют выполнение планов совершенствования рабочих мест
   на территории и достижение на этой основе сбалансированности рабо-
   чих мест и работающих;
        оказывают помощь расположенным на территории  края,  области,
   района предприятиям и организациям, независимо и от их ведомствен-
   ной подчиненности,  в рациональном использовании  производственных
   мощностей, материальных,  трудовых  и  финансовых ресурсов с целью
   повышения загрузки высокоэффективного оборудования,  сменности ра-
   боты предприятий,  путем углубления специализации, расширения коо-
   перации между  предприятиями,  организациями,  совместного  строи-
   тельства объектов  производственной  и социальной инфраструктуры и
   т.п.
        совместно с  профсоюзными органами контролируют предусмотрен-
   ное планами сокращение рабочих  мест  на  предприятиях,  трудоуст-
   ройство, перераспределение  и переподготовку высвобождаемых работ-
   ников.
        5.4.2.Советы Министров автономных республик,  исполкомы мест-
   ных Советов народных  депутатов  рассматривают  представляемые  на
   согласование титульные  списки  строек  в  части объектов непроиз-
   водственной сферы,  сроки их ввода и сообщают министерствам и  ве-
   домствам предложения  о  необходимости  рвзвития  этих  объектов с
   учетом ввода новых рабочих мест.
        5.4.3.Сводный баланс  рабочих мест и трудовых ресурсов разра-
   батывается в составе проектов годовых и пятилетних планов в разде-
   ле "Труд и кадры" в разрезе союзных и автономных республик, краев,
   областей, а также по  Москве,  Ленинграду,  Московской  и  Ленинг-
   радской областям, а по РСФСР и УССР - по экономическим районам.
        5.4.4.Степень сбалансированности рабочих мест и работающих на
   территории рассчитывается как отношение численности рабочих и слу-
   жащих, занятых на государственных,  кооперативных  и  общественных
   предприятиях, в  учреждениях и  организациях,  учитываемой в плане
   по труду, к численности рабочих и служащих, требующейся для укомп-
   лектования рабочих мест с нормативной сменностью.  При этом разви-
   тие системы рабочих мест должно соответствовать трудовым  ресурсам
   территории и обеспечивать занятость трудоспособного населения.
        5.4.5.Избыток (недостаток) рабочих мест по предприятиям,  ор-
   ганизациям,  учреждениям,  расположенным на территории,  определя-
   ется как разность между количеством рабочих мест по плану и факти-
   чески и  требующимся  их  количеством  для  обеспечения занятых на
   государственных, кооперативных и общественных предприятиях, в  уч-
   реждениях и организациях,  учитываемых в плане по труду,  с норма-
   тивной сменностью (нормативное количество рабочих мест).
        При этом нормативное количество рабочих мест определяется как
   произведение количества рабочих мест по плану и фактически на сте-
   пень сбалансированности  рабочих  мест и работающих соответственно
   по плану и фактически.
        Избыток (недостаток)  рабочих мест по территории определяется
   как разность  между  количеством  рабочих  мест,  требующихся  для
   обеспечения занятости   трудоспособного  населения  с  нормативной
   сменностью и их имеющихся (плановым) количеством.
        5.4.6. Советы Министров союзных републик:
        в схемах развития и размещения производительных сил республи-
   ки  предусматривают сбалансированность рабочих мест и работающих;
        представляют в союзные органы предложения по проектам  планов
   министерств и  ведомств СССР,  имея в виду обеспечение сбалансиро-
   ванности рабочих мест с трудовыми ресурсами;
        при подготовке заключений по схемам развития и размещения от-
   раслей народного хозяйства,  разрабатываемым министерствами  и ве-
   домствами СССР,  учитывают количество и состав необходимых рабочих
   мест, требования к численности, половозрастному, профессиональному
   и квалификационному составу персонала для укомплектования этих ра-
   бочих мест;
        включают показатели  баланса  рабочих мест и их использования
   на предприятиях и в организациях союзного подчинения,  находящихся
   на территории данной республики, в проекты государственных пятиле-
   тних и годовых планов экономического и социального развития  союз-
   ной республики и представляют их в Госплан СССР.
        5.4.7.При планировании увеличения числа рабочих мест и  рабо-
   тающих с  целью обеспечения кадрами вновь строящихся и расширяемых
   предприятий территориальные плановые органы осуществляют  контроль
   за пропорциональным   развитием  объектов  непроизводственных  от-
   раслей, обслуживающих население.
   ----------------------------------
     <3> -  Индекс  роста  по соответствующим показателям - это темп
   роста в процентах к предыдущему периоду,  деленный на 100.  Напри-
   мер,  если задание по росту производительности труда - 105,2 %, то
   индекс роста равен 1,052.
     <4> -  Среднегодовое  количество рабочих мест определяется путем
   прибавления к количеству рабочих мест  на  начало  отчетного  года
   среднегодового  увеличения  и вычитания их среднегодового выбытия.
   Среднегодовое увеличение количества рабочих мест расчитывается как
   частное  от  деления  времени с момента выбытия до конца отчетного
   года в полных месяцах на 12.
     <5> -  Показатели пятилетнего плана "Основные показатели исполь-
   зования рабочих мест" и "Баланс рабочих мест" аналогичны годовым.































     6.Организация работы по аттестации,  рационализации,  учету и
                       планированию рабочих мест

        6.1.Руководители   предприятий   (организаций)   совместно  с
   профсоюзными комитетами на основе отраслевого положения определяют
   порядок проведения работы по аттестации,  рационализации,  учету и
   планированию рабочих мест.
        Ответственным за работу по аттестации, рационализации,учету и
   планированию рабочих   мест   является   главный  инженер,  а  при
   отсутствии должности главного инженера - заместитель директора.
        В этой работе участвуют все функциональные и структурные под-
   разделения предприятия (организации),  которые обеспечивают дости-
   жение соответствующих  показателей  по  совершенствованию  рабочих
   мест. Распределение ответственности между  ними  определяет  адми-
   нистрация предприятия.  Технические,  технологические  или  другие
   соответствующие им службы являются ведущими в работе  по  аттеста-
   ции и рационализации рабочих мест.
        6.2.Администрация совместно с профсоюзным комитетом обеспечи-
   вает:
        широкое участие передовиков и новаторов  производства,  инже-
   нерно-технических работников,  рационализаторов  и изобретателей в
   проведении аттестации,  рационализации, учете и планировании рабо-
   чих мест. При этом в аттестации рабочих мест обязательно участвуют
   занятые на них работники;
        привлечение к   участию  в  аттестации  рабочих  мест  врачей
   медсанчастей, других учреждений здравоохранения,  а также предста-
   вителей органов социального обеспечения;
        включение мероприятий по рационализации рабочих  мест  в  за-
   висимости от их содержания в соответствующие разделы годовых и пя-
   тилетних планов экономического и социального развития и в  коллек-
   тивные договоры;
        изучение в школах передового опыта и коммунистического труда,
   системе экономического образования,  подготовки и повышения квали-
   фикации кадров на производстве,  университетах технического  твор-
   чества целей,  задач, и методов проведения аттестации и рационали-
   зации рабочих мест;
        организацию социалистического соревнования в коллективах бри-
   гад, участков, цехов, предприятий, среди технологов, конструкторов
   и других  инженерно-технических  работников по повышению эффектив-
   ности производства на основе аттестации и  рационализации  рабочих
   мест;
        проведение смотров-конкурсов  на лучшую организацию работы по
   аттестации и рационализации рабочих мест и  широкую  гласность  ее
   результатов;
        создание творческих коллективов для разработки мероприятий по
   рационализации рабочих мест,  включение этой работы в личные твор-
   ческие планы работников.
        6.3.В целях координации и контроля за  эффективностью  работы
   по аттестации  и  рационализации  рабочих мест создаются постоянно
   действующие комиссии. В их состав входят руководители функциональ-
   ных подразделений, заместитель председателя профсоюзного комитета,
   передовые рабочие, мастера, бригадиры, представители первичных ор-
   ганизаций НТО,  ВОИР  и других общественных организаций.  Комиссии
   возглавляют руководители предприятий,  организаций или главные ин-
   женеры (соответствующие должностные лица).  На крупных предприяти-
   ях, в организациях комиссии по аттестации и рационализации рабочих
   мест могут создаваться в структурных подразделениях.
        Аттестационная комиссия предприятия (организации):
        обеспечивает методическое  руководство  и контроль проводимой
   работы на всех ее этапах;
        заслушивает отчеты  руководителей подразделений о ходе работы
   по аттестации;
        рассматривает результаты  аттестации  и  принимает решение по
   дальнейшему  использованию рабочих мест;
        рассматривает предложения аттестационных комиссий подразделе-
   ний по совершенствованию рабочих мест  и  поручает  функциональным
   подразделениям разработать конкретные мероприятия для их включения
   в планы экономического и социального развития;
        организует через соответствующие функциональные подразделения
   предприятия систематическое выявление и изучение передового  опыта
   аттестации и рационализации и разработку соответствующих норматив-
   но-методических и информационных материалов.
        6.4.Аттестационная комиссия подразделения:
        обеспечивает выполнение работ по учету рабочих мест;
        осуществляет аттестацию  рабочих  мест:  сопоставляет  факти-
   ческие значения показателей,  характеризующих технический, органи-
   зационный уровни  рабочих  мест,  условия  труда  и  технику безо-
   пасности, с нормативными и фиксирует оценку соответствия  (несоот-
   ветствия) аттестуемых  показателей  в  карте  аттестации  рабочего
   места;
        проводит технико-экономический  анализ характеристик рабочего
   места, вырабатывает решение о его дальнейшем использовании;
        разрабатывает предложения  к плану профессионального обучения
   рабочих и высвобождения численности;
        представляет общезаводской  аттестационной комиссии материалы
   по учету, аттестации и рационализации рабочих мест.
        6.5.В ходе аттестации рабочих мест и разработки мер по их ра-
   ционализации используются выводы и предписания технических инспек-
   торов по охране труда,  материалы обследований органов санитарного
   надзора, рекомендации врачебно-инженерных бригад, общественных бю-
   ро экономического    анализа,   общественных   технологических   и
   конструкторских бюро, ПДПС и других творческих общественных форми-
   рований.
        6.6.Итоги аттестации обсуждаются на собраниях  трудовых  кол-
   лективов и  с учетом их предложений по предприятию издается согла-
   сованный с профсоюзным комитетом приказ, которым определяются:
        общее количество рабочих мест, подлежащих ликвидации;
        ответственные за проведение мероприятий по рационализации ра-
   бочих мест  и  реализацию  высвобожденных  материально-технических
   ценностей;
        меры по переподготовке и использованию рабочих,  высвобождае-
   мых в связи с ликвидацией и рационализацией рабочих мест;
        меры поощрения  работников  за активное участие в проведенной
   работе.
        6.7.Материальное поощрение  работников  за  разработку и осу-
   ществление организационных и технических мероприятий по рационали-
   зации рабочих мест на основе аттестации,  сокращению неэффективных
   рабочих мест и абсолютному высвобождению  численности  осуществля-
   ется в  соответствии  с действующими положениями о премировании за
   создание и внедрение новой техники.
        На предприятиях могут разрабатываться специальные положения о
   премировании этих работников из фонда материального поощрения.
        6.8.Предприятиям и   организациям,  которые  обеспечивают  на
   основе рационализации рабочих мест повышение фондоотдачи,  улучше-
   ние использования  производственных мощностей,  министерства и ве-
   домства могут по согласованию с соответствующими профсоюзными  ор-
   ганами устанавливать повышенные нормативы образования фондов мате-
   риального поощрения,  социально-культурных  мероприятий  жилищного
   строительства.
        6.9.Применение рабочим (служащим),  бригадой  по  собственной
   инициативе новых приемов труда и передового опыта, совершенствова-
   ние своими силами рабочих мест, повышение своего профессионального
   мастерства и достижение на этой основе высокого уровня выработки в
   период между аттестациями рабочих мест не являются основанием  для
   пересмотра норм  по  решению администрации.  Пересмотр норм в этих
   случаях может производиться по инициативе коллективов бригад,  ра-
   бочих  и  служащих,  за что они поощряются в установленном порядке
   ( постановление  Совета  Министров СССР и ВЦСПС от 6 июня 1985  г.
   N 540).
        6.10.Руководителям предприятий и организаций разрешено  прив-
   лекать рабочих,  ИТР и служащих к работе по рационализации рабочих
   мест на том же предприятии (в организации) на  условиях  совмести-
   тельства (за  пределами  рабочего дня по основной работе) - поста-
   новление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 августа 1985 г.N 783.
   Порядок указанного  совместительства  регулируется  постановлением
   Госкомтруда  СССР  и  Секретариата  ВЦСПС  от  29  января  1986 г.
   N 15/2-62.
        6.11.Министерства и ведомства:
        разрабатывают и   утверждают   совместно  с  соответствующими
   профсоюзными органами отраслевые положения об аттестации, рациона-
   лизации, учете  и планировании рабочих мест на основе Типового по-
   ложения;
        определяют головные    научно-исследовательские   и   проект-
   но-конструкторские организации,  ответственные  за  научно-методи-
   ческое руководство  аттестацией  и рационализацией рабочих мест  в
   отрасли;
        организуют обучение основам аттестации и рационализации рабо-
   чих мест руководящих работников и  специалистов  министерств,  ве-
   домств, предприятий и организаций;
        предусматривают в планах выделение оборудования и  материаль-
   ных ресурсов  для  рационализации рабочих мест за счет собственных
   средств предприятий и организаций, а также кредитов банков;
        учитывают результаты аттестации и рационализации рабочих мест
   при формировании  программ  повышения  научно-технического  уровня
   производства, составлении  годовых  и  пятилетних  планов экономи-
   ческого и социального развития предприятий и организаций,  обеспе-
   чивая сбалансированность рабочих мест и трудовых ресурсов;
        выделяют средства на строительство,  расширение и реконструк-
   цию предприятий  только  после  выявления  и использования возмож-
   ностей увеличения  объема  производства  на   действующих   произ-
   водственных мощностях  с  учетом  рационализации рабочих мест и их
   сбалансированности с численностью работников;
        предусматривают в  планах экономического и социального разви-
   тия создание специализированных производств по изготовлению  орга-
   низационной и технологической оснастки,  средств механизации и ав-
   томатизации, специального оборудования для проведения работ по ра-
   ционализации рабочих мест на подведомственных предприятиях и в ор-
   ганизациях;
        создают постоянно действующие комиссии по проведению аттеста-
   ции и рационализации рабочих мест,  возложив на них координацию  и
   методическое руководство этой работой,  контроль за ее осуществле-
   нием, а также распространение и внедрение передового опыта.
        В состав  постоянно  действующей комиссии,  возглавляемой за-
   местителем министра,  как правило, входят: начальник  технического
   управления (первый  заместитель председателя комиссии),  начальник
   управления организации труда и заработной платы и начальник плано-
   вого управления  (заместители председателя комиссии).  Членами ко-
   миссии назначаются руководители функциональных и  производственных
   управлений и  отделов  министерств.  В  состав комиссии включаются
   также представители профсоюзных  органов,  научно-технических  об-
   ществ и ВОИР, отраслевых органов информации.
        В своей работе отраслевая комиссия опирается на головную  на-
   учно-исследовательскую (проектно-конструкторскую) организацию, ко-
   торая осуществляет научно-методическое руководство работой по уче-
   ту, аттестации,  рационализации  и планированию рабочих мест в от-
   расли, разрабатывает нормативы показателей для оценки рабочих мест
   при их аттестации,  обеспечивает предприятия отрасли типовыми, ме-
   тодическими и нормативными материалами,  изучает и  распространяет
   передовой опыт  аттестации и рационализации рабочих мест,  а также
   технологических процессов,  производств, участков, цехов, подводит
   итоги работы  по учету,  аттестации и рационализации рабочих мест,
   на основе которых подготавливает предложения по повышению произво-
   дительности труда,  эффективности  использования основных фондов и
   капитальных вложений,  обеспечению сбалансированности рабочих мест
   и работающих.
        6.12.Советы Министров союзных и автономных республик,  испол-
   комы местных Советов народных депутатов:
        учитывают результаты  аттестации  и  рационализации   рабочих
   мест, данные  об  их  фактическом и планируемом количестве при ут-
   верждении (согласовании) лимитов численности работников  предприя-
   тий и организаций,  расположенных на соответствующей территории, и
   планировании создания новых и реконструкции действующих  предприя-
   тий;
        обеспечивают внедрение в практику планирования  и  учета  ба-
   лансов рабочих мест и работающих;
        контролируют трудоустройство песионеров,  женщин, имеющих де-
   тей, выпускников  средней  школы,  а также лиц с ограниченной тру-
   доспособностью;
        обеспечивают совместно с руководителями предприятий и органи-
   заций переподготовку и трудоустройство лиц,  высвобождаемых в  ре-
   зультате сокращения и рационализации рабочих мест,  широко привле-
   кая к этой работе бюро по трудоустройству населения.
        6.13.Республиканские государственные  комитеты  по труду сов-
   местно с плановыми комитетами и другими органами управления  союз-
   ных республик с участием профсоюзных органов,  руководствуясь ука-
   заниями вышестоящих органов и настоящим Типовым положением:
        осуществляют организационное и методическое руководство рабо-
   той по аттестации и рационализации рабочих мест в республике;
        рассматривают в  установленном порядке вопросы размещения но-
   вых, расширения и реконструкции действующих на территории предпри-
   ятий и организаций и подготавливают по ним соответствующие предло-
   жения;
        контролируют работу системы трудоустройства и  переподготовки
   кадров, высвобождаемых  в  результате  аттестации и рационализации
   рабочих мест;
        организуют систему трудоустройства пенсионеров, женщин, имею-
   щих детей,  выпускников средней школы,  а также лиц с ограниченной
   трудоспособностью;
        подготавливают предложения по развитию сети бюро по трудоуст-
   ройству населения  разрабатывают и осуществляют меры по укреплению
   их квалифицированными кадрами.
        Кроме того,  государственные  комитеты  союзных  республик по
   труду контролируют работу министерств, ведомств, предприятий и ор-
   ганизаций по аттестации рабочих мест,  проверяют ход их рационали-
   зации, достоверность отчетных данных.
        6.14.Государственные комитеты  по труду Советов Министров ав-
   тономных республик,  управления и отделы по труду исполкомов мест-
   ных Советов народных депутатов с участием профсоюзных органов:
        систематически контролируют предприятия и организации, прове-
   ряют отчетные данные, достоверность результатов аттестации рабочих
   мест, ход их рационализации. Привлекают для проведения контрольных
   проверок специалистов предприятий и организаций данной  территории
   и  общественных  инспекторов  по труду из числа работающих специа-
   листов и песионеров;
        представляют в  соответствующие  организации   информацию   о
   состоянии этой  работы  в  регионе  и вносят предложения по совер-
   шенствованию организации проведения  аттестации  и  рационализации
   рабочих мест;
        участвуют совместно с плановыми органами в формировании  тер-
   риториальных планов по труду,  составлении балансов рабочих мест и
   трудовых ресурсов;
        принимают участие в подготовке предложений о целесообразности
   строительства новых, расширении и реконструкции действующих пред-
   приятий;
        контролируют состояние  нормирования  труда,  своевременность
   пересмотра норм  трудовых  затрат,  внедрение и развитие бригадной
   формы организации и стимулирования труда,  вносят  соответствующие
   предложения в вышестоящие органы;
        распространяют передовой опыт,  используя при  этом  средства
   массовой информации;
        изучают распространяют опыт морального и материального стиму-
   лирования проведения аттестации и рационализации рабочих мест;
        вносят в   соответствующие  органы  предложения  по  развитию
   системы трудоустройства;  совместно с бюро по трудоустойству насе-
   ления  и  предприятиями  (организациями)  региона  трудоустраивают
   пенсионеров,  женщин,  имеющих детей, выпускников средней школы, а
   также лиц с ограниченной трудоспособностью; обеспечивают совместно
   с руководителями предприятий и организаций переподготовку и трудо-
   устройство лиц,  высвобождаемых в результате аттестации и рациона-
   лизации рабочих мест, контролируют движение кадров.

















































































<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz