Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ГОСКОМТРУД СССР ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТ 1 ЯНВАРЯ 1986 Г. ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
                НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ


      Во исполнение  постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6
   июня 1985 г.  N 540 "О мерах по улучшению нормирования труда в на-
   родном хозяйстве" Государственный комитет СССР по труду и социаль-
   ным вопросам и  Президиум  Всесоюзного  Центрального  Совета  Про-
   фессиональных Союзов п о с т а н о в л я ю т:
      1. Утвердить Положение об организации нормирования труда в  на-
   родном хозяйстве согласно приложению.
      2. Признать утратившими силу постановление Государственного ко-
   митета  Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы
   и Президиум Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных  Сою-
   зов  от 3 октября 1975 г.  N 245/П-17 "Об утверждении рекомендаций
   по организации нормирования труда и установлению новых и изменению
   действующих  норм  выработки,  времени  и  обслуживания  в  произ-
   водственных отраслях народного хозяйства".



                               Приложение
                 к постановлению Государственного коми-
                тета СССР по труду и социальным вопросам
                 и Президиума Всесоюзного Центрального
                     Совета Профессиональных Союзов
                      от 19 июня 1986 г. N 226/П-6


                           П О Л О Ж Е Н И Е
                  ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА В
                           НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

      Большая роль  в реализации выдвинутого партией курса на ускоре-
   ние социально-экономического развития страны принадлежит  нормиро-
   ванию труда. Его важнейшей задачей является последовательное улуч-
   шение организации труда и производства, снижение трудоемкости про-
   дукции,  усиление материальной заинтересованности работников в по-
   вышении  эффективности  производства,   поддержание   экономически
   обоснованных  соотношений  между ростом производительности труда и
   заработной платы.  Нормирование труда должно способствовать актив-
   ному внедрению достижений науки и техники,  прогрессивной техноло-
   гии.
      Настоящее Положение  подлежит  применению  во всех объединениях
   (комбинатах),  на предприятиях,  в организациях и учреждениях  <1>
   независимо от их ведомственной подчиненности.
      Министерства (ведомства) совместно  с  центральными  (республи-
   канскими) комитетами (советами) профсоюзов конкретизируют с учетом
   особенностей производства и управления настоящее Положение в соот-
   ветствующих рекомендациях.


                   1. Методические основы организации
                           нормирования труда
      1.1 Нормирование   труда  представляет  собой  составную  часть
   (функцию) управления производством и включает в  себя  определение
   необходимых затрат труда (времени) на выполнение работ (изготовле-
   ние единицы продукции) отдельными работниками (бригадами) и  уста-
   новление на этой основе норм труда.
      Необходимыми признаются затраты,  соответствующие  эффективному
   для конкретных условий производства использованию трудовых и мате-
   риальных ресурсов при условии соблюдения научно обоснованных режи-
   мов труда и отдыха.
      ------------
      <1> Далее объединения (комбинаты),  предприятия,  организации и
   учреждения именуются "предприятия".

      1.2 организация нормирования труда в народном хозяйстве  регла-
   ментируется  Основами законодательства Союза ССР и союзных респуб-
   лик о труде, постановлениями партии и правительства, постановлени-
   ями и разъяснениями Госкомтруда СССР и ВЦСПС, а также нормативными
   актами министерств и  ведомств  СССР,  Советов  Министров  союзных
   республик и настоящим Положением.
      1.3 При нормировании труда рабочих и служащих применяются  сле-
   дующие  виды  норм труда:  норма времени,  норма выработки,  норма
   обслуживания, норма (норматив) численности.
      Норма времени - это величина затрат рабочего времени,  установ-
   ленная для выполнения единицы работы работником или группой работ-
   ников (в частности, бригадой) соответствующей квалификации в опре-
   деленных организационно-технических условиях.
      Норма выработки  -  это  установленный объем работы (количество
   единиц продукции), который работник или группа работников (в част-
   ности,  бригада)  соответствующей  квалификации  обязаны выполнить
   (изготовить, перевезти и т. д.) в единицу рабочего времени в опре-
   деленных организационно-технических условиях.
      Норма обслуживания - это количество  производственных  объектов
   (единиц оборудования, рабочих мест, объектов и т. д.), которые ра-
   ботник или группа работников (в частности,  бригада) соответствую-
   щей квалификации обязаны обслужить в течение единицы рабочего вре-
   мени в  определенных  организационно-технических  условиях.  Нормы
   обслуживания  предназначаются  для  нормирования труда работников,
   занятых обслуживанием оборудования, производственных площадей, ра-
   бочих мест и т. д.
      Разновидностью нормы обслуживания является норма управляемости,
   определяющая  численность  работников,  которыми должен руководить
   один руководитель.
      Норма численности  -  это  установленная численность работников
   определенного профессионально-квалификационного состава, необходи-
   мая  для  выполнения  конкретных производственных,  управленческих
   функций или объемов работ. По нормам численности определяются так-
   же затраты труда по профессиям,  специальностям, группам или видам
   работ,  отдельным функциям,  в целом по предприятию или цеху,  его
   структурному подразделению.
      В целях повышения эффективности труда  повременно  оплачиваемых
   работников  им устанавливается нормирование задания на основе ука-
   занных выше норм труда.
      Нормированное задание - это установленный объем работы, который
   работник или группа работников (в частности,  бригада) обязаны вы-
   полнять за рабочую смену,  рабочий месяц (соответственно сменное и
   месячное нормированое задание) или в иную единицу рабочего времени
   на повременно оплачиваемых работах.
      1.4 Нормы труда устанавливаются на отдельную операцию (операци-
   онная норма) и взаимосвязанную группу операций,  законченный комп-
   лекс работ (укрупненная,  комплексная норма). Степень дифференциа-
   ции норм определяется типом и  масштабом  производства,  особен-
   ностями выпускаемой продукции, формами организации труда.
      Укрупненные, комплексные нормы устанавливаются на планово-учет-
   ную (учетную) единицу продукции (работ), как правило, на закончен-
   ное изделие,  узел, бригадокомплект, технически обособленный пере-
   дел,  объем сельскохозяйственных работ,  этап  или  объект  строи-
   тельства.  Они применяются,  как правило,  в условиях коллективных
   форм организации труда.
      1.5 нормы  труда  должны определяться в основном по нормативным
   материалам для нормирования труда, утвержденным в централизованном
   порядке.
      К нормативным материалам для нормирования труда <1>  относятся:
      нормативы по труду (нормативы времени, включая микроэлементные,
   нормативы численности,  нормативы времени обслуживания),  единые и
   типовые нормы (времени, выработки, обслуживания).
      нормативы по труду - это регламентированные значения (величины)
   затрат  труда  (времени)  на выполнение отдельных элементов (комп-
   лексов) работ,  обслуживание единицы оборудования, рабочего места,
   бригады,  структурного подразделения и т.  д., а также численности
   работников, необходимых для выполнения производственных, управлен-
   ческих функций или объема работ, принятого за единицу измерения, в
   зависимости от  конкретных  организационно-технических  условий  и
   факторов производства.
      Разновидностью нормативов численности являются  типовые  штаты.
      -------------
      <1> К  нормативным  материалам  для  нормирования труда относят
   также нормативы режимов работы оборудования.


   Единые нормы труда разрабатываются на работы,  выполняемые по оди-
   наковой технологии в аналогичных условиях производства в одной или
   в ряде отраслей народного хозяйства,  и являются обязательными для
   применения  на всех предприятиях при нормировании труда работников
   на соответствующих видах работ.
      При утверждении  единых норм устанавливается срок их введения в
   действие с тем,  чтобы предприятия в  течение  указанного  времени
   могли  привести  фактические  условия производства и труда в соот-
   ветствие с теми, на которые рассчитаны единые нормы.
      Типовые нормы разрабатываются на работы, выполняемые по типовой
   технологии, с учетом рациональных (для данного производства) орга-
   низационно-технических  условий,  уже  существующих на большинстве
   или части предприятий, где имеются такие виды работ. Типовые нормы
   рекомендуются в качестве эталона для предприятий,  где организаци-
   онно-технические условия производства еще не достигли  уровня,  на
   который рассчитаны указанные нормы.
      1.6 По сфере применения нормативные материалы для  нормирования
   труда подразделяются на межотраслевые,  отраслевые (ведомственные)
   и местные.
      Межотраслевые единые  и  типовые нормы и нормативы утверждаются
   Госкомтрудом СССР совместно с ВЦСПС,  а единые нормы  выработки  и
   расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы
   - Госкомтрудом СССР, Госстроем СССР совместно с ВЦСПС.
      Отраслевые (ведомственные)  единые  и типовые нормы и нормативы
   разрабатываются при отсутствии соответствующих межотраслевых  норм
   и нормативов и утверждаются министерством (ведомством) по согласо-
   ванию с центральным (республиканским) комитетом (советом) профсою-
   зов.
      Местные нормативные материалы разрабатываются на отдельные виды
   работ в тех случаях, когда отсутствуют соответствующие межотрасле-
   вые (ведомственные) нормативные материалы, а также при создании на
   предприятии более прогрессивных организационно-технических условий
   по сравнению с учтенными при разработке действующих  межотраслевых
   и отраслевых (ведомственных) нормативных материалов для нормирова-
   ния труда.  Местные нормативные материалы утверждаются администра-
   цией предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом.
      1.7 Действующая в народном хозяйстве система норм и  нормативов
   по  труду  должна обеспечивать возможность расчета полной трудоем-
   кости продукции по всем элементам производственного процесса,  из-
   делиям, группам персонала и структурным подразделениям.
      1.8 Наряду с нормами, установленными на стабильные по организа-
   ционно-техническим условиям работы,  применяются временные и разо-
   вые нормы.
      Временные нормы устанавливаются на период освоения тех или иных
   работ при отсутствии утвержденных материалов для нормирования тру-
   да.
      Разовые нормы устанавливаются на отдельные работы, носящие еди-
   ничный характер (внеплановые, аварийные).
      1.9 Обязательными для применения на предприятиях  являются  ме-
   жотраслевое и отраслевые (ведомственные) нормы и нормативы,  вклю-
   ченные в утверждаемый министерством (ведомством) перечень  норм  и
   нормативов по труду,  обязательных для применения. В указанные пе-
   речни при наличии соответствующих видов работ в  обязательном  по-
   рядке  должны включаться межотраслевые нормы и нормативы по труду,
   утвержденные Госкомтрудом СССР и ВЦСПС, а также Госкомтрудом СССР,
   Госстроем СССР и ВЦСПС.
      1.10 Труд работников должен нормироваться в основном по  техни-
   чески обоснованным нормам.
      Технически обоснованными являются нормы, установленные аналити-
   ческим  методом  <1>  нормирования  и соответствующие достигнутому
   уровню техники и технологии, организации производства и труду.
      К технически обоснованным нормам труда относятся:
      единые и типовые нормы;
      нормы, установленные  на основе межотраслевых и отраслевых (ве-
   домственных) нормативов по труду;
      нормы, установленные  по местным нормативам по труду,  являющи-
   мися более прогрессивными чем межотраслевые  или  отраслевые  (ве-
   домственные) нормативы;
      -----------
      <1> Методы нормирования труда изложены в соответствующих  мето-
   дических рекомендациях  Научно-исследовательского  института труда
   Госкомтруда СССР

      местные нормы, установленные аналитическим методом нормирования
   с учетом технических данных о производительности оборудования, ре-
   зультатов изучения затрат рабочего времени, требований научной ор-
   ганизации труда.



               2. Порядок установления, проверки, замены
                        и пересмотра норм труда

      2.1. Нормы  труда  на производство новой продукции разрабатыва-
   ются одновременно с технологическими процессами в  соответствии  с
   запроектированными  организационно-техническими  условиями  произ-
   водства данной продукции и установленной проектной трудоемкостью.
      2.2. В целях обеспечения прогрессивности,  равнонапряженности и
   повышения точности расчета норм труда,  сокращения сроков и трудо-
   емкости их установления используются ЭВМ.  Расчет норм, как прави-
   ло,  осуществляется в едином цикле с автоматизированным проектиро-
   ванием технологических процессов.
      2.3. Введение новых норм труда и нормированных заданий, включая
   измененные и пересмотренные, производится администрацией предприя-
   тия по согласованию с профсоюзным комитетом.
      О введении новых норм труда и нормированных заданий  рабочие  и
   служащие должны  быть извещены заблаговременно,  но не позднее чем
   за один месяц.
      О введении временных и разовых норм труда, а также укрупненных,
   комплексных норм и нормированных заданий,  установленных на основе
   утвержденных пооперационных норм труда, работники могут быть изве-
   щены менее чем за месяц,  но во всех случаях до начала  выполнения
   работ.
      2.4. Организационно-технические условия производства (организа-
   ция труда,  технология, оборудование, оснастка и т. д.) на рабочих
   местах, где будут применяться новые нормы труда,  должны быть при-
   ведены в соответствие с требованиями,  запроектированными в нормах
   при их разработке.
      2.5. При запуске в производство новой продукции разрабатываются
   график достижения ее проектной трудоемкости с учетом освоения про-
   ектных мощностей и  других  технико-экономических  показателей,  а
   также технически обоснованные нормы, расчитанные на проектную тех-
   нологию, организацию производства и труда.
      2.6. Применение   на  предприятиях  поправочных  коэффициентов,
   ослабляющих напряженность норм,  рассчитанных по  межотраслевым  и
   отраслевым (ведомственным) нормативным материалам для нормирования
   труда,  допускается только с согласия вышестоящей по подчиненности
   организации и соответствующего профсоюзного органа, а также в дру-
   гих случаях,  предусмотренных трудовым законодательством (установ-
   ление  пониженных  норм  выработки  молодым  рабочим,  инвалидам и
   пенсионерам по старости, женщинам-механизаторам и т.п.). Основани-
   ями  к  выдаче разрешения применять поправочные коэффициенты могут
   являться: освоение производственных мощностей, новой техники, тех-
   нологии,  новых видов продукции или несоответствие фактических ор-
   ганизационно-технических условий производства  предусмотренным  во
   вновь вводимых нормах и нормативах по труду. Поправочные коэффици-
   енты устанавливаются к технически обоснованным нормам, расчитанным
   на  проектную технологию,  организацию производства и труда.  Срок
   действия коэффициентов определяется в каждом конкретном  случае  в
   зависимости  от сложности производства,  изделия (технологического
   процесса), порядка подготовки производства, квалификации рабочих и
   т.п., но не может превышать:
      нормативных сроков освоения производственных  мощностей,  новой
   продукции, техники и технологии;
      одного года  -  при  несоответствии  фактических  организацион-
   но-технических  условий запроектированным во вновь вводимых нормах
   и нормативах (указанный срок может продлеваться только с  разреше-
   ния министерства (ведомства)).
      По мере  освоения  производства  или  приведения  организацион-
   но-технических  условий в соответствие с запроектированными в нор-
   мах или нормативах поправочные коэффициенты уменьшаются и в конеч-
   ном  итоге отменяются по заранее разработанным и утвержденным гра-
   фикам. Применение поправочных коэффициентов не является основанием
   для увеличения планового фонда заработной платы.
      При временном отклонении фактических условий работы от запроек-
   тированных (несоответствие материала,  инструмента, временное отк-
   лонение от технологии и т.п.) нормы труда не изменяются.  В  таком
   случае работнику устанавливается соответствующая доплата по специ-
   альному наряду на период приведения фактических условий  работы  в
   соответствие с запроектированными.
      2.7. Нормы подлежат обязательной замене новыми по мере  внедре-
   ния  в производство организационно-технических и хозяйственных ме-
   роприятий, обеспечивающих рост производительности труда, независи-
   мо от того,  предусматривались ли эти мероприятия календарным пла-
   ном замены и пересмотра норм или нет.
      К таким  мероприятиям  относятся:  ввод  нового  и модернизация
   действующего оборудования;  внедрение более прогрессивной техноло-
   гии,  усовершенствование  технической  и организационной оснастки,
   инструментов; улучшение конструкции изделий; механизация и автома-
   тизация производственных процессов,  совершенствование организации
   рабочих мест, их рационализация; использование новых видов матери-
   алов,  сырья,  топлива;  внедрение рационализаторских предложений,
   межотраслевых,  отраслевых (ведомственных) норм  и  нормативов  по
   труду,  включенных министерством (ведомством) в перечни для обяза-
   тельного применения и т. д. Действующие нормы в этих случаях заме-
   няются новыми более прогрессивными нормами в зависимости от эффек-
   тивности внедряемых мероприятий.
      Нормы труда  подлежат также изменению при увеличении или умень-
   шении партии обрабатываемых (изготавливаемых)  рабочим  (бригадой)
   деталей (изделий) или такта потока.
      2.8. В целях поддержания прогрессивного уровня  действующих  на
   предприятии  норм  труда они подлежат обязательной проверке в про-
   цессе аттестации рабочих мест (порядок проведения аттестации рабо-
   чих  мест регламентируется соответствующими отраслевыми положения-
   ми).  В случаях,  когда проведение аттестации рабочих мест не пре-
   дусматривается,  проверка каждой нормы осуществляется не реже двух
   раз в пятилетку.
      Проверка действующих норм труда осуществляется  аттестационными
   комиссиями, утверждаемыми руководителями предприятий.
      По результатам проверки по каждой  норме  принимается  решение:
   аттестовать или не аттестовать.
      Аттестованными признаются технически обоснованные нормы,  соот-
   ветствующие достигнутому уровню техники и технологии,  организации
   производства и труда.
      Устаревшие и ошибочно установленные нормы признаются неаттесто-
   ванными и подлежат пересмотру.
      Устаревшими считаются нормы,  действующие на работах,  трудоем-
   кость которых уменьшилась в результате общего улучшения  организа-
   ции производства и труда, роста профессионального мастерства и со-
   вершенствования производственных навыков рабочих и служащих.
      ошибочными считаются нормы,  при установлении которых были неп-
   равильно учтены организационно-технические  условия  или  допущены
   неточности в применении нормативных материалов,  либо в проведении
   расчетов.
      2.9. Пересмотр устаревших норм осуществляется в сроки и  разме-
   рах,  устанавливаемых  руководителем предприятия по согласованию с
   профсоюзным комитетом в календарном плане замены и пересмотра норм
   труда.
      Пересмотр ошибочных норм осуществляется по мере их выявления по
   согласованию с профсоюзным комитетом.
      2.10. Применение рабочим (служащим),  бригадой  по  собственной
   инициативе новых приемов труда и передового опыта, совершенствова-
   ние своими силами рабочих мест, повышение своего профессионального
   мастерства и достижение на этой основе высокого уровня выработки в
   период между аттестациями рабочих мест (проверками норм) не  явля-
   ется  основанием  для пересмотра норм труда по решению администра-
   ции.  Пересмотр норм в этих случаях может производиться только  по
   инициативе коллективов бригад,  рабочих и служащих, за что они по-
   ощряются в установленном порядке.
      2.11. В  целях  планомерной работы по снижению трудовых затрат,
   обеспечению прогрессивности действующих норм на предприятии до на-
   чала  года  разрабатывается  календарный  план замены и пересмотра
   норм труда, который включается в техпромфинплан (стройфинплан).
      Разработка указанного плана осуществляется на основе намеченных
   к внедрению  мероприятий плана технического развития и организации
   производства и других  хозяйственных  мероприятий,  обеспечивающих
   выполнение заданий по росту производительности труда, утвержденных
   в пятилетнем и годовых планах,  а также с  учетом  результатов  ат-
   тестации рабочих мест и проверок действующих норм труда.
      В случаях, когда аттестация рабочих мест и соответствующая про-
   верка норм  труда  осуществляется  в течение года,  по результатам
   проверки разрабатываются дополнительные мероприятия к календарному
   плану замены и пересмотра норм труда.
      Проект календарного плана замены и пересмотра норм выносится на
   обсуждение трудового коллектива и с учетом  его  рекомендаций  ут-
   верждается руководителем предприятия по согласованию с профсоюзным
   комитетом.  Мероприятия плана и задания по  снижению  трудоемкости
   продукции   доводятся  до  коллективов  структурных  подразделений
   предприятий (цехов,  отделов, участков и т. д.) и производственных
   бригад.
      2.12. Администрация предприятия и профсоюзный  комитет  обязаны
   разъяснить каждому  работнику  (бригаде)  основания замены или пе-
   ресмотра норм, ознакомить его с методами, приемами труда и услови-
   ями, при которых они должны применяться.
      2.13. Работа по нормированию труда осуществляется на  предприя-
   тии администрацией  совместно  с профсоюзным комитетом при широком
   участии трудовых коллективов в соответствии с Законом СССР о трудо-
   вых коллективах  и  повышении  их роли в управлении предприятиями,
   учреждениями, организациями,  а также Законом СССР о государствен-
   ном предприятии (объединении).
      В целях широкого привлечения трудовых коллективов к  разработке
   и осуществлению мероприятий по улучшению качества применяемых норм
   труда, своевременной  их  замене  новыми,  обеспечению  пересмотра
   устаревших норм и повышения на этой основе производительности тру-
   да на предприятиях принимаются взаимные обязательства  администра-
   ции и  профсоюзного  комитета  по снижению трудоемкости продукции,
   повышению уровня нормирования,  увеличению удельного  веса  техни-
   чески обоснованных  норм  выработки и обслуживания,  нормированных
   заданий, своевременному пересмотру устаревших и ошибочно  установ-
   ленных норм  труда.  Указанные  обязательства  тесно увязываются с
   соответствующими показателями техпромфинплана,  стройфинплана (за-
   даниями по  росту производительности труда,  снижению трудоемкости
   продукции, внедрению новой техники и технологии и т.д.) и  отража-
   ются в разделе "Оплата и нормирование труда" коллективном договоре.
      2.14. Администрация предприятия и  профсоюзный  комитет  должны
   постоянно поддерживать  и  развивать инициативу рабочих и служащих
   по пересмотру действующих и внедрению  новых,  более прогрессивных
   норм труда.
      Профсоюзные комитеты оказывают всемерное содействие администра-
   ции  в  обеспечении  правильного  установления  новых  и изменения
   действующих норм, добиваются создания условий для выполнения уста-
   новленных  норм всеми работниками,  активно участвуют во внедрении
   передового опыта в области нормирования труда.



                3. Материальное стимулирование работы по
                          прогрессивным нормам
      3.1. В целях усиления заинтересованности работников в работе по
   прогрессивным  нормам и снижению затрат труда администрация предп-
   риятия и комитет профсоюза обязаны широко использовать  предостав-
   ленные  им права по материальному стимулированию за работу по тех-
   нически обоснованным нормам инициаторов внедрения  или  пересмотра
   технически обоснованных норм, за освоение новых норм труда, расши-
   рение зон обслуживания и увеличение  объема  выполняемых  работ  с
   меньшей численностью работников и т. д.
      3.2. При освоении новых норм труда, установленных в связи с за-
   меной  действующих  норм на основе внедрения организационно-техни-
   ческих мероприятий, а также в связи с пересмотром устаревших норм,
   часть полученной в результате снижения трудоемкости продукции эко-
   номии фонда заработной платы может использоваться для дополнитель-
   ной  оплаты труда рабочих в течение 3-6 месяцев на период освоения
   ими новых норм,  а также для премирования мастеров, нормировщиков,
   технологов  и других работников производственных участков,  прини-
   мавших непосредственно участие в разработке и внедрении новых форм
   труда (пункт 34 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4
   октября 1965 г. N 729).
      3.3. Рабочим-  инициаторам  пересмотра норм может выплачиваться
   единовременное вознаграждение в размере не менее 50 процентов эко-
   номии  фонда  заработной платы,  получаемой в результате внедрения
   или пересмотра технически обоснованных норм по их инициативе. Эко-
   номия фонда заработной платы исчисляется исходя из расчетного объ-
   ема работ,  который должен выполняться  рабочими-инициаторами  пе-
   ресмотра  норм,  но не более чем за 6 месяцев (пункт 53 "в" поста-
   новления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от  12  июля  1979  г.  N
   695).
      3.4. Для усиления заинтересованности рабочих во внедрении  тех-
   нически  обоснованных  норм  им  могут  устанавливаться повышенные
   расценки (сдельщикам_ и повышенные тарифные ставки (повременщикам)
   при  переходе на работу по нормам,  установленным на основе межот-
   раслевых,  отраслевых (ведомственных) и других более прогрессивных
   нормативов  по труду,  в размерах,  предусмотренных постановлением
   Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС  от  12  ноября  1985  г.  N
   367/24-33 (пункт 12 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от
   6 июня 1985 г. N 540).
      3.5. Применять  для рабочих-повременщиков тарифные ставки рабо-
   чих-сдельщиков в соответствии с подпунктом "б" пункта 81 Положения
   о  социалистическом  государственном  производственном предприятии
   при условии их работы по межотраслевым, отраслевым (ведомственным)
   и другим технически обоснованным нормам труда (нормированным зада-
   ниям).
      3.6. В  целях усиления материальной заинтересованности работни-
   ков в ускорении роста производительности труда и выполнении  уста-
   новленного  объема  работ с меньшей численностью персонала для них
   может применяться материальное поощрение за  совмещение  профессий
   (должностей),  расширение зон обслуживания и увеличение объема вы-
   полняемых работ с меньшей численностью работников,  а также выпол-
   нение  наряду с основной работой обязанностей временно отсутствую-
   щих работников (постановление Совета Министров СССР от  4  декабря
   1981 г. N 1145).

             4. Система контроля за состоянием нормирования
                                 труда
      Контроль за состоянием нормирования труда в народном хозяйстве
   осуществляется на всех уровнях управления.
      Госкомтруд СССР  и  Госстрой СССР (в части строительства) несут
   ответственность за осуществление единой государственной политики в
   области организации нормирования труда в народном хозяйстве.  Сов-
   местно с ВЦСПС они осуществляют контроль за состоянием  нормирова-
   ния труда в отраслях народного хозяйства и разрабатывают мероприя-
   тия по его улучшению.
      Госплан СССР  осуществляет  контроль за состоянием нормирования
   труда путем проверки соответствия показателей полной  трудоемкости
   продукции,  представляемых  министерствами  (ведомствами)  СССР  и
   госпланами союзных республик, установленным заданиям по росту про-
   изводительности труда в Государственном плане экономического и со-
   циального развития СССР.
      Министерство (ведомство)   совместно  с  центральным  республи-
   канским комитетом (советом) профсоюзов определяют порядок  органи-
   зации  нормирования труда в отрасли,  осуществляют контроль за его
   состоянием и разрабатывают мероприятия по  улучшению  нормирования
   труда на подведомственных предприятиях.
      Контроль за состоянием нормирования труда на  предприятии  осу-
   ществляет  администрация  совместно  с профсоюзным комитетом и при
   широком участии трудового коллектива  и  общественных  организаций
   (общественных бюро организации и нормирования труда,  групп народ-
   ного контроля, Советов бригадиров и др.).
      В случаях  выявления нарушений установленного порядка организа-
   ции нормирования труда,  применения необоснованных норм,  недосто-
   верности учета и отчетности по нормированию труда руководители ми-
   нистерств (ведомств),  предприятий, их структурных подразделений в
   установленном порядке  привлекают к дисциплинарной и материальной
   ответственности соответствующих руководителей и других должностных
   лиц, виновных в указанных нарушениях.


                 5. Порядок планирования, финансирова-
                  ния разработки и утверждения межот-
                   раслевых и отраслевых нормативных
                   материалов для нормирования труда
      5.1. Разработка межотраслевых нормативных материалов для норми-
   рования труда осуществляется по пятилетним и годовым планам  науч-
   но- и нормативно-исследовательских работ.

      Межотраслевые планы  разработки нормативных материалов для нор-
   мирования (за исключением  строительства)  подготавливаются  Цент-
   ральным  бюро нормативов по труду (ЦБНТ) при Всесоюзном научно-ме-
   тодическом центре по организации труда и управления  производством
   Госкомтруда СССР, согласовываются с соответствующими министерства-
   ми (ведомствами) и утверждаются Госкомтрудом СССР по  согласованию
   с ВЦСПС.
      В строительстве аналогичные планы подготавливаются  Центральным
   бюро  нормативов  по  труду в строительстве (ЦБНТС) при Всесоюзном
   научно-исследовательском и проектом институте труда в строительст-
   ве Госстроя СССР, согласовываются с соответствующими министерства-
   ми (ведомствами) и утверждаются Госстроем СССР по  согласованию  с
   ВЦСПС.
      Разработка межотраслевых нормативных материалов для  нормирова-
   ния  труда  осуществляется в рамках общесоюзной научно-технической
   программы,  утверждаемой на каждую пятилетку ГКНТ  и  Госкомтрудом
   СССР.
      Планы отраслевых научно- и  нормативно-исследовательских  работ
   по труду   разрабатываются  и  утверждаются  соответствующими  ми-
   нистерствами (ведомствами).  В них предусматривается участие в раз-
   работке межотраслевых  (в  соответствии  с межотраслевым планом) и
   отраслевых (ведомственных) нормативных материалов для нормирования
   труда. В  целях координации научно- и нормативно-исследовательских
   работ по труду,  исключения дублирования и параллелизма  в  работе
   проекты планов  до  их  утверждения согласовываются с Госкомтрудом
   СССР.
      Реализация указанных планов должна обеспечивать потребность от-
   раслей в нормах и нормативах по труду, в том числе и на новые виды
   работ.
      5.2. Финансирование межотраслевых и отраслевых научно- и норма-
   тивно-исследовательских  работ  по труду осуществляют министерства
   (ведомства),  ответственные за их выполнение в соответствии с Ука-
   заниями  о  порядке  планирования,  финансирования и учета затрат,
   производимых за счет средств единого фонда развития науки и техни-
   ки,  утвержденными ГКНТ,  Госпланом СССР, Минфином СССР и ЦСУ СССР
   22.10.80 г. N 40-7/224. В строительстве финансирование осуществля-
   ется  за  счет  средств фонда освоении новой техники в капитальном
   строительстве,  включаемых в плановую и фактическую  себестоимость
   строительно-монтажных  и  ремонтно-строительных  работ,  по статье
   "накладные расходы".
      Министерства (ведомства), не имеющие единого фонда развития на-
   уки и техники,  финансируют научно- и нормативно-исследовательские
   работы по труду за счет централизованных средств,  предусматривае-
   мых на эти цели в себестоимости продукции. Финансирование хоздого-
   ворных работ осуществляется за счет собственных средств.
      5.3. Организация разработки и  проверки  (а  при  необходимости
   -пересмотра) межотраслевых норм и нормативов по труду (кроме стро-
   ительства) возложена на ЦБНТ (в строительстве - на ЦБНТС),  а  от-
   раслевых  (ведомственных)  норм  и нормативов - на соответствующую
   научно- или нормативно-исследовательскую организацию, определенную
   министерством (ведомством) в качестве головной (базовой) по разра-
   ботке нормативных материалов для нормирования труда в отрасли.
      5.4. При утверждении межотраслевых и отраслевых (ведомственных)
   норм и нормативов по труду, в том числе и укрупненных, комплексных
   норм, устанавливаются сроки их действия в зависимости от характера
   производства, технологического процесса, вида работ и т. п., но не
   более чем на 5 лет.
      За год до истечения срока их действия они подлежат обязательной
   проверке на соответствие достигнутому уровню техники,  технологии,
   организации производства и труда. По результатам проверки органом,
   утвердившим соответствующие нормы и нормативы, принимается решение
   о продлении срока их действия или о пересмотре с  внесением  соот-
   ветствующих изменений и дополнений.
      5.5. Перечни межотраслевых и отраслевых (ведомственных) норм  и
   нормативов по труду, обязательных для применяемых подведомственных
   предприятиях,  утверждаются на текущую пятилетку  соответствующими
   министерствами   (ведомствами)   по  согласованию  с  центральными
   (республиканскими) комитетами (советами) профсоюзов.
      По мере  утверждения  новых  или  пересмотра  (переутверждения)
   действующих норм и нормативов в перечни вносятся необходимые уточ-
   нения и дополнения.
      5.6. Своевременное обеспечение  министерств  (ведомств)  межот-
   раслевыми нормативными материалами для нормирования труда возлага-
   ется на ЦБНТ,  которое в установленном порядке обеспечивает их из-
   дание через издательство "Экономика" (в строительстве - на ЦБНТС и
   издательство "Стройиздат"), а предприятий - на соответствующие ми-
   нистерства (ведомства).

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz