ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Во исполнение постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6
июня 1985 г. N 540 "О мерах по улучшению нормирования труда в на-
родном хозяйстве" Государственный комитет СССР по труду и социаль-
ным вопросам и Президиум Всесоюзного Центрального Совета Про-
фессиональных Союзов п о с т а н о в л я ю т:
1. Утвердить Положение об организации нормирования труда в на-
родном хозяйстве согласно приложению.
2. Признать утратившими силу постановление Государственного ко-
митета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы
и Президиум Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Сою-
зов от 3 октября 1975 г. N 245/П-17 "Об утверждении рекомендаций
по организации нормирования труда и установлению новых и изменению
действующих норм выработки, времени и обслуживания в произ-
водственных отраслях народного хозяйства".
Приложение
к постановлению Государственного коми-
тета СССР по труду и социальным вопросам
и Президиума Всесоюзного Центрального
Совета Профессиональных Союзов
от 19 июня 1986 г. N 226/П-6
П О Л О Ж Е Н И Е
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА В
НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Большая роль в реализации выдвинутого партией курса на ускоре-
ние социально-экономического развития страны принадлежит нормиро-
ванию труда. Его важнейшей задачей является последовательное улуч-
шение организации труда и производства, снижение трудоемкости про-
дукции, усиление материальной заинтересованности работников в по-
вышении эффективности производства, поддержание экономически
обоснованных соотношений между ростом производительности труда и
заработной платы. Нормирование труда должно способствовать актив-
ному внедрению достижений науки и техники, прогрессивной техноло-
гии.
Настоящее Положение подлежит применению во всех объединениях
(комбинатах), на предприятиях, в организациях и учреждениях <1>
независимо от их ведомственной подчиненности.
Министерства (ведомства) совместно с центральными (республи-
канскими) комитетами (советами) профсоюзов конкретизируют с учетом
особенностей производства и управления настоящее Положение в соот-
ветствующих рекомендациях.
1. Методические основы организации
нормирования труда
1.1 Нормирование труда представляет собой составную часть
(функцию) управления производством и включает в себя определение
необходимых затрат труда (времени) на выполнение работ (изготовле-
ние единицы продукции) отдельными работниками (бригадами) и уста-
новление на этой основе норм труда.
Необходимыми признаются затраты, соответствующие эффективному
для конкретных условий производства использованию трудовых и мате-
риальных ресурсов при условии соблюдения научно обоснованных режи-
мов труда и отдыха.
------------
<1> Далее объединения (комбинаты), предприятия, организации и
учреждения именуются "предприятия".
1.2 организация нормирования труда в народном хозяйстве регла-
ментируется Основами законодательства Союза ССР и союзных респуб-
лик о труде, постановлениями партии и правительства, постановлени-
ями и разъяснениями Госкомтруда СССР и ВЦСПС, а также нормативными
актами министерств и ведомств СССР, Советов Министров союзных
республик и настоящим Положением.
1.3 При нормировании труда рабочих и служащих применяются сле-
дующие виды норм труда: норма времени, норма выработки, норма
обслуживания, норма (норматив) численности.
Норма времени - это величина затрат рабочего времени, установ-
ленная для выполнения единицы работы работником или группой работ-
ников (в частности, бригадой) соответствующей квалификации в опре-
деленных организационно-технических условиях.
Норма выработки - это установленный объем работы (количество
единиц продукции), который работник или группа работников (в част-
ности, бригада) соответствующей квалификации обязаны выполнить
(изготовить, перевезти и т. д.) в единицу рабочего времени в опре-
деленных организационно-технических условиях.
Норма обслуживания - это количество производственных объектов
(единиц оборудования, рабочих мест, объектов и т. д.), которые ра-
ботник или группа работников (в частности, бригада) соответствую-
щей квалификации обязаны обслужить в течение единицы рабочего вре-
мени в определенных организационно-технических условиях. Нормы
обслуживания предназначаются для нормирования труда работников,
занятых обслуживанием оборудования, производственных площадей, ра-
бочих мест и т. д.
Разновидностью нормы обслуживания является норма управляемости,
определяющая численность работников, которыми должен руководить
один руководитель.
Норма численности - это установленная численность работников
определенного профессионально-квалификационного состава, необходи-
мая для выполнения конкретных производственных, управленческих
функций или объемов работ. По нормам численности определяются так-
же затраты труда по профессиям, специальностям, группам или видам
работ, отдельным функциям, в целом по предприятию или цеху, его
структурному подразделению.
В целях повышения эффективности труда повременно оплачиваемых
работников им устанавливается нормирование задания на основе ука-
занных выше норм труда.
Нормированное задание - это установленный объем работы, который
работник или группа работников (в частности, бригада) обязаны вы-
полнять за рабочую смену, рабочий месяц (соответственно сменное и
месячное нормированое задание) или в иную единицу рабочего времени
на повременно оплачиваемых работах.
1.4 Нормы труда устанавливаются на отдельную операцию (операци-
онная норма) и взаимосвязанную группу операций, законченный комп-
лекс работ (укрупненная, комплексная норма). Степень дифференциа-
ции норм определяется типом и масштабом производства, особен-
ностями выпускаемой продукции, формами организации труда.
Укрупненные, комплексные нормы устанавливаются на планово-учет-
ную (учетную) единицу продукции (работ), как правило, на закончен-
ное изделие, узел, бригадокомплект, технически обособленный пере-
дел, объем сельскохозяйственных работ, этап или объект строи-
тельства. Они применяются, как правило, в условиях коллективных
форм организации труда.
1.5 нормы труда должны определяться в основном по нормативным
материалам для нормирования труда, утвержденным в централизованном
порядке.
К нормативным материалам для нормирования труда <1> относятся:
нормативы по труду (нормативы времени, включая микроэлементные,
нормативы численности, нормативы времени обслуживания), единые и
типовые нормы (времени, выработки, обслуживания).
нормативы по труду - это регламентированные значения (величины)
затрат труда (времени) на выполнение отдельных элементов (комп-
лексов) работ, обслуживание единицы оборудования, рабочего места,
бригады, структурного подразделения и т. д., а также численности
работников, необходимых для выполнения производственных, управлен-
ческих функций или объема работ, принятого за единицу измерения, в
зависимости от конкретных организационно-технических условий и
факторов производства.
Разновидностью нормативов численности являются типовые штаты.
-------------
<1> К нормативным материалам для нормирования труда относят
также нормативы режимов работы оборудования.
Единые нормы труда разрабатываются на работы, выполняемые по оди-
наковой технологии в аналогичных условиях производства в одной или
в ряде отраслей народного хозяйства, и являются обязательными для
применения на всех предприятиях при нормировании труда работников
на соответствующих видах работ.
При утверждении единых норм устанавливается срок их введения в
действие с тем, чтобы предприятия в течение указанного времени
могли привести фактические условия производства и труда в соот-
ветствие с теми, на которые рассчитаны единые нормы.
Типовые нормы разрабатываются на работы, выполняемые по типовой
технологии, с учетом рациональных (для данного производства) орга-
низационно-технических условий, уже существующих на большинстве
или части предприятий, где имеются такие виды работ. Типовые нормы
рекомендуются в качестве эталона для предприятий, где организаци-
онно-технические условия производства еще не достигли уровня, на
который рассчитаны указанные нормы.
1.6 По сфере применения нормативные материалы для нормирования
труда подразделяются на межотраслевые, отраслевые (ведомственные)
и местные.
Межотраслевые единые и типовые нормы и нормативы утверждаются
Госкомтрудом СССР совместно с ВЦСПС, а единые нормы выработки и
расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы
- Госкомтрудом СССР, Госстроем СССР совместно с ВЦСПС.
Отраслевые (ведомственные) единые и типовые нормы и нормативы
разрабатываются при отсутствии соответствующих межотраслевых норм
и нормативов и утверждаются министерством (ведомством) по согласо-
ванию с центральным (республиканским) комитетом (советом) профсою-
зов.
Местные нормативные материалы разрабатываются на отдельные виды
работ в тех случаях, когда отсутствуют соответствующие межотрасле-
вые (ведомственные) нормативные материалы, а также при создании на
предприятии более прогрессивных организационно-технических условий
по сравнению с учтенными при разработке действующих межотраслевых
и отраслевых (ведомственных) нормативных материалов для нормирова-
ния труда. Местные нормативные материалы утверждаются администра-
цией предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом.
1.7 Действующая в народном хозяйстве система норм и нормативов
по труду должна обеспечивать возможность расчета полной трудоем-
кости продукции по всем элементам производственного процесса, из-
делиям, группам персонала и структурным подразделениям.
1.8 Наряду с нормами, установленными на стабильные по организа-
ционно-техническим условиям работы, применяются временные и разо-
вые нормы.
Временные нормы устанавливаются на период освоения тех или иных
работ при отсутствии утвержденных материалов для нормирования тру-
да.
Разовые нормы устанавливаются на отдельные работы, носящие еди-
ничный характер (внеплановые, аварийные).
1.9 Обязательными для применения на предприятиях являются ме-
жотраслевое и отраслевые (ведомственные) нормы и нормативы, вклю-
ченные в утверждаемый министерством (ведомством) перечень норм и
нормативов по труду, обязательных для применения. В указанные пе-
речни при наличии соответствующих видов работ в обязательном по-
рядке должны включаться межотраслевые нормы и нормативы по труду,
утвержденные Госкомтрудом СССР и ВЦСПС, а также Госкомтрудом СССР,
Госстроем СССР и ВЦСПС.
1.10 Труд работников должен нормироваться в основном по техни-
чески обоснованным нормам.
Технически обоснованными являются нормы, установленные аналити-
ческим методом <1> нормирования и соответствующие достигнутому
уровню техники и технологии, организации производства и труду.
К технически обоснованным нормам труда относятся:
единые и типовые нормы;
нормы, установленные на основе межотраслевых и отраслевых (ве-
домственных) нормативов по труду;
нормы, установленные по местным нормативам по труду, являющи-
мися более прогрессивными чем межотраслевые или отраслевые (ве-
домственные) нормативы;
-----------
<1> Методы нормирования труда изложены в соответствующих мето-
дических рекомендациях Научно-исследовательского института труда
Госкомтруда СССР
местные нормы, установленные аналитическим методом нормирования
с учетом технических данных о производительности оборудования, ре-
зультатов изучения затрат рабочего времени, требований научной ор-
ганизации труда.
2. Порядок установления, проверки, замены
и пересмотра норм труда
2.1. Нормы труда на производство новой продукции разрабатыва-
ются одновременно с технологическими процессами в соответствии с
запроектированными организационно-техническими условиями произ-
водства данной продукции и установленной проектной трудоемкостью.
2.2. В целях обеспечения прогрессивности, равнонапряженности и
повышения точности расчета норм труда, сокращения сроков и трудо-
емкости их установления используются ЭВМ. Расчет норм, как прави-
ло, осуществляется в едином цикле с автоматизированным проектиро-
ванием технологических процессов.
2.3. Введение новых норм труда и нормированных заданий, включая
измененные и пересмотренные, производится администрацией предприя-
тия по согласованию с профсоюзным комитетом.
О введении новых норм труда и нормированных заданий рабочие и
служащие должны быть извещены заблаговременно, но не позднее чем
за один месяц.
О введении временных и разовых норм труда, а также укрупненных,
комплексных норм и нормированных заданий, установленных на основе
утвержденных пооперационных норм труда, работники могут быть изве-
щены менее чем за месяц, но во всех случаях до начала выполнения
работ.
2.4. Организационно-технические условия производства (организа-
ция труда, технология, оборудование, оснастка и т. д.) на рабочих
местах, где будут применяться новые нормы труда, должны быть при-
ведены в соответствие с требованиями, запроектированными в нормах
при их разработке.
2.5. При запуске в производство новой продукции разрабатываются
график достижения ее проектной трудоемкости с учетом освоения про-
ектных мощностей и других технико-экономических показателей, а
также технически обоснованные нормы, расчитанные на проектную тех-
нологию, организацию производства и труда.
2.6. Применение на предприятиях поправочных коэффициентов,
ослабляющих напряженность норм, рассчитанных по межотраслевым и
отраслевым (ведомственным) нормативным материалам для нормирования
труда, допускается только с согласия вышестоящей по подчиненности
организации и соответствующего профсоюзного органа, а также в дру-
гих случаях, предусмотренных трудовым законодательством (установ-
ление пониженных норм выработки молодым рабочим, инвалидам и
пенсионерам по старости, женщинам-механизаторам и т.п.). Основани-
ями к выдаче разрешения применять поправочные коэффициенты могут
являться: освоение производственных мощностей, новой техники, тех-
нологии, новых видов продукции или несоответствие фактических ор-
ганизационно-технических условий производства предусмотренным во
вновь вводимых нормах и нормативах по труду. Поправочные коэффици-
енты устанавливаются к технически обоснованным нормам, расчитанным
на проектную технологию, организацию производства и труда. Срок
действия коэффициентов определяется в каждом конкретном случае в
зависимости от сложности производства, изделия (технологического
процесса), порядка подготовки производства, квалификации рабочих и
т.п., но не может превышать:
нормативных сроков освоения производственных мощностей, новой
продукции, техники и технологии;
одного года - при несоответствии фактических организацион-
но-технических условий запроектированным во вновь вводимых нормах
и нормативах (указанный срок может продлеваться только с разреше-
ния министерства (ведомства)).
По мере освоения производства или приведения организацион-
но-технических условий в соответствие с запроектированными в нор-
мах или нормативах поправочные коэффициенты уменьшаются и в конеч-
ном итоге отменяются по заранее разработанным и утвержденным гра-
фикам. Применение поправочных коэффициентов не является основанием
для увеличения планового фонда заработной платы.
При временном отклонении фактических условий работы от запроек-
тированных (несоответствие материала, инструмента, временное отк-
лонение от технологии и т.п.) нормы труда не изменяются. В таком
случае работнику устанавливается соответствующая доплата по специ-
альному наряду на период приведения фактических условий работы в
соответствие с запроектированными.
2.7. Нормы подлежат обязательной замене новыми по мере внедре-
ния в производство организационно-технических и хозяйственных ме-
роприятий, обеспечивающих рост производительности труда, независи-
мо от того, предусматривались ли эти мероприятия календарным пла-
ном замены и пересмотра норм или нет.
К таким мероприятиям относятся: ввод нового и модернизация
действующего оборудования; внедрение более прогрессивной техноло-
гии, усовершенствование технической и организационной оснастки,
инструментов; улучшение конструкции изделий; механизация и автома-
тизация производственных процессов, совершенствование организации
рабочих мест, их рационализация; использование новых видов матери-
алов, сырья, топлива; внедрение рационализаторских предложений,
межотраслевых, отраслевых (ведомственных) норм и нормативов по
труду, включенных министерством (ведомством) в перечни для обяза-
тельного применения и т. д. Действующие нормы в этих случаях заме-
няются новыми более прогрессивными нормами в зависимости от эффек-
тивности внедряемых мероприятий.
Нормы труда подлежат также изменению при увеличении или умень-
шении партии обрабатываемых (изготавливаемых) рабочим (бригадой)
деталей (изделий) или такта потока.
2.8. В целях поддержания прогрессивного уровня действующих на
предприятии норм труда они подлежат обязательной проверке в про-
цессе аттестации рабочих мест (порядок проведения аттестации рабо-
чих мест регламентируется соответствующими отраслевыми положения-
ми). В случаях, когда проведение аттестации рабочих мест не пре-
дусматривается, проверка каждой нормы осуществляется не реже двух
раз в пятилетку.
Проверка действующих норм труда осуществляется аттестационными
комиссиями, утверждаемыми руководителями предприятий.
По результатам проверки по каждой норме принимается решение:
аттестовать или не аттестовать.
Аттестованными признаются технически обоснованные нормы, соот-
ветствующие достигнутому уровню техники и технологии, организации
производства и труда.
Устаревшие и ошибочно установленные нормы признаются неаттесто-
ванными и подлежат пересмотру.
Устаревшими считаются нормы, действующие на работах, трудоем-
кость которых уменьшилась в результате общего улучшения организа-
ции производства и труда, роста профессионального мастерства и со-
вершенствования производственных навыков рабочих и служащих.
ошибочными считаются нормы, при установлении которых были неп-
равильно учтены организационно-технические условия или допущены
неточности в применении нормативных материалов, либо в проведении
расчетов.
2.9. Пересмотр устаревших норм осуществляется в сроки и разме-
рах, устанавливаемых руководителем предприятия по согласованию с
профсоюзным комитетом в календарном плане замены и пересмотра норм
труда.
Пересмотр ошибочных норм осуществляется по мере их выявления по
согласованию с профсоюзным комитетом.
2.10. Применение рабочим (служащим), бригадой по собственной
инициативе новых приемов труда и передового опыта, совершенствова-
ние своими силами рабочих мест, повышение своего профессионального
мастерства и достижение на этой основе высокого уровня выработки в
период между аттестациями рабочих мест (проверками норм) не явля-
ется основанием для пересмотра норм труда по решению администра-
ции. Пересмотр норм в этих случаях может производиться только по
инициативе коллективов бригад, рабочих и служащих, за что они по-
ощряются в установленном порядке.
2.11. В целях планомерной работы по снижению трудовых затрат,
обеспечению прогрессивности действующих норм на предприятии до на-
чала года разрабатывается календарный план замены и пересмотра
норм труда, который включается в техпромфинплан (стройфинплан).
Разработка указанного плана осуществляется на основе намеченных
к внедрению мероприятий плана технического развития и организации
производства и других хозяйственных мероприятий, обеспечивающих
выполнение заданий по росту производительности труда, утвержденных
в пятилетнем и годовых планах, а также с учетом результатов ат-
тестации рабочих мест и проверок действующих норм труда.
В случаях, когда аттестация рабочих мест и соответствующая про-
верка норм труда осуществляется в течение года, по результатам
проверки разрабатываются дополнительные мероприятия к календарному
плану замены и пересмотра норм труда.
Проект календарного плана замены и пересмотра норм выносится на
обсуждение трудового коллектива и с учетом его рекомендаций ут-
верждается руководителем предприятия по согласованию с профсоюзным
комитетом. Мероприятия плана и задания по снижению трудоемкости
продукции доводятся до коллективов структурных подразделений
предприятий (цехов, отделов, участков и т. д.) и производственных
бригад.
2.12. Администрация предприятия и профсоюзный комитет обязаны
разъяснить каждому работнику (бригаде) основания замены или пе-
ресмотра норм, ознакомить его с методами, приемами труда и услови-
ями, при которых они должны применяться.
2.13. Работа по нормированию труда осуществляется на предприя-
тии администрацией совместно с профсоюзным комитетом при широком
участии трудовых коллективов в соответствии с Законом СССР о трудо-
вых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями,
учреждениями, организациями, а также Законом СССР о государствен-
ном предприятии (объединении).
В целях широкого привлечения трудовых коллективов к разработке
и осуществлению мероприятий по улучшению качества применяемых норм
труда, своевременной их замене новыми, обеспечению пересмотра
устаревших норм и повышения на этой основе производительности тру-
да на предприятиях принимаются взаимные обязательства администра-
ции и профсоюзного комитета по снижению трудоемкости продукции,
повышению уровня нормирования, увеличению удельного веса техни-
чески обоснованных норм выработки и обслуживания, нормированных
заданий, своевременному пересмотру устаревших и ошибочно установ-
ленных норм труда. Указанные обязательства тесно увязываются с
соответствующими показателями техпромфинплана, стройфинплана (за-
даниями по росту производительности труда, снижению трудоемкости
продукции, внедрению новой техники и технологии и т.д.) и отража-
ются в разделе "Оплата и нормирование труда" коллективном договоре.
2.14. Администрация предприятия и профсоюзный комитет должны
постоянно поддерживать и развивать инициативу рабочих и служащих
по пересмотру действующих и внедрению новых, более прогрессивных
норм труда.
Профсоюзные комитеты оказывают всемерное содействие администра-
ции в обеспечении правильного установления новых и изменения
действующих норм, добиваются создания условий для выполнения уста-
новленных норм всеми работниками, активно участвуют во внедрении
передового опыта в области нормирования труда.
3. Материальное стимулирование работы по
прогрессивным нормам
3.1. В целях усиления заинтересованности работников в работе по
прогрессивным нормам и снижению затрат труда администрация предп-
риятия и комитет профсоюза обязаны широко использовать предостав-
ленные им права по материальному стимулированию за работу по тех-
нически обоснованным нормам инициаторов внедрения или пересмотра
технически обоснованных норм, за освоение новых норм труда, расши-
рение зон обслуживания и увеличение объема выполняемых работ с
меньшей численностью работников и т. д.
3.2. При освоении новых норм труда, установленных в связи с за-
меной действующих норм на основе внедрения организационно-техни-
ческих мероприятий, а также в связи с пересмотром устаревших норм,
часть полученной в результате снижения трудоемкости продукции эко-
номии фонда заработной платы может использоваться для дополнитель-
ной оплаты труда рабочих в течение 3-6 месяцев на период освоения
ими новых норм, а также для премирования мастеров, нормировщиков,
технологов и других работников производственных участков, прини-
мавших непосредственно участие в разработке и внедрении новых форм
труда (пункт 34 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4
октября 1965 г. N 729).
3.3. Рабочим- инициаторам пересмотра норм может выплачиваться
единовременное вознаграждение в размере не менее 50 процентов эко-
номии фонда заработной платы, получаемой в результате внедрения
или пересмотра технически обоснованных норм по их инициативе. Эко-
номия фонда заработной платы исчисляется исходя из расчетного объ-
ема работ, который должен выполняться рабочими-инициаторами пе-
ресмотра норм, но не более чем за 6 месяцев (пункт 53 "в" поста-
новления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. N
695).
3.4. Для усиления заинтересованности рабочих во внедрении тех-
нически обоснованных норм им могут устанавливаться повышенные
расценки (сдельщикам_ и повышенные тарифные ставки (повременщикам)
при переходе на работу по нормам, установленным на основе межот-
раслевых, отраслевых (ведомственных) и других более прогрессивных
нормативов по труду, в размерах, предусмотренных постановлением
Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 12 ноября 1985 г. N
367/24-33 (пункт 12 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от
6 июня 1985 г. N 540).
3.5. Применять для рабочих-повременщиков тарифные ставки рабо-
чих-сдельщиков в соответствии с подпунктом "б" пункта 81 Положения
о социалистическом государственном производственном предприятии
при условии их работы по межотраслевым, отраслевым (ведомственным)
и другим технически обоснованным нормам труда (нормированным зада-
ниям).
3.6. В целях усиления материальной заинтересованности работни-
ков в ускорении роста производительности труда и выполнении уста-
новленного объема работ с меньшей численностью персонала для них
может применяться материальное поощрение за совмещение профессий
(должностей), расширение зон обслуживания и увеличение объема вы-
полняемых работ с меньшей численностью работников, а также выпол-
нение наряду с основной работой обязанностей временно отсутствую-
щих работников (постановление Совета Министров СССР от 4 декабря
1981 г. N 1145).
4. Система контроля за состоянием нормирования
труда
Контроль за состоянием нормирования труда в народном хозяйстве
осуществляется на всех уровнях управления.
Госкомтруд СССР и Госстрой СССР (в части строительства) несут
ответственность за осуществление единой государственной политики в
области организации нормирования труда в народном хозяйстве. Сов-
местно с ВЦСПС они осуществляют контроль за состоянием нормирова-
ния труда в отраслях народного хозяйства и разрабатывают мероприя-
тия по его улучшению.
Госплан СССР осуществляет контроль за состоянием нормирования
труда путем проверки соответствия показателей полной трудоемкости
продукции, представляемых министерствами (ведомствами) СССР и
госпланами союзных республик, установленным заданиям по росту про-
изводительности труда в Государственном плане экономического и со-
циального развития СССР.
Министерство (ведомство) совместно с центральным республи-
канским комитетом (советом) профсоюзов определяют порядок органи-
зации нормирования труда в отрасли, осуществляют контроль за его
состоянием и разрабатывают мероприятия по улучшению нормирования
труда на подведомственных предприятиях.
Контроль за состоянием нормирования труда на предприятии осу-
ществляет администрация совместно с профсоюзным комитетом и при
широком участии трудового коллектива и общественных организаций
(общественных бюро организации и нормирования труда, групп народ-
ного контроля, Советов бригадиров и др.).
В случаях выявления нарушений установленного порядка организа-
ции нормирования труда, применения необоснованных норм, недосто-
верности учета и отчетности по нормированию труда руководители ми-
нистерств (ведомств), предприятий, их структурных подразделений в
установленном порядке привлекают к дисциплинарной и материальной
ответственности соответствующих руководителей и других должностных
лиц, виновных в указанных нарушениях.
5. Порядок планирования, финансирова-
ния разработки и утверждения межот-
раслевых и отраслевых нормативных
материалов для нормирования труда
5.1. Разработка межотраслевых нормативных материалов для норми-
рования труда осуществляется по пятилетним и годовым планам науч-
но- и нормативно-исследовательских работ.
Межотраслевые планы разработки нормативных материалов для нор-
мирования (за исключением строительства) подготавливаются Цент-
ральным бюро нормативов по труду (ЦБНТ) при Всесоюзном научно-ме-
тодическом центре по организации труда и управления производством
Госкомтруда СССР, согласовываются с соответствующими министерства-
ми (ведомствами) и утверждаются Госкомтрудом СССР по согласованию
с ВЦСПС.
В строительстве аналогичные планы подготавливаются Центральным
бюро нормативов по труду в строительстве (ЦБНТС) при Всесоюзном
научно-исследовательском и проектом институте труда в строительст-
ве Госстроя СССР, согласовываются с соответствующими министерства-
ми (ведомствами) и утверждаются Госстроем СССР по согласованию с
ВЦСПС.
Разработка межотраслевых нормативных материалов для нормирова-
ния труда осуществляется в рамках общесоюзной научно-технической
программы, утверждаемой на каждую пятилетку ГКНТ и Госкомтрудом
СССР.
Планы отраслевых научно- и нормативно-исследовательских работ
по труду разрабатываются и утверждаются соответствующими ми-
нистерствами (ведомствами). В них предусматривается участие в раз-
работке межотраслевых (в соответствии с межотраслевым планом) и
отраслевых (ведомственных) нормативных материалов для нормирования
труда. В целях координации научно- и нормативно-исследовательских
работ по труду, исключения дублирования и параллелизма в работе
проекты планов до их утверждения согласовываются с Госкомтрудом
СССР.
Реализация указанных планов должна обеспечивать потребность от-
раслей в нормах и нормативах по труду, в том числе и на новые виды
работ.
5.2. Финансирование межотраслевых и отраслевых научно- и норма-
тивно-исследовательских работ по труду осуществляют министерства
(ведомства), ответственные за их выполнение в соответствии с Ука-
заниями о порядке планирования, финансирования и учета затрат,
производимых за счет средств единого фонда развития науки и техни-
ки, утвержденными ГКНТ, Госпланом СССР, Минфином СССР и ЦСУ СССР
22.10.80 г. N 40-7/224. В строительстве финансирование осуществля-
ется за счет средств фонда освоении новой техники в капитальном
строительстве, включаемых в плановую и фактическую себестоимость
строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ, по статье
"накладные расходы".
Министерства (ведомства), не имеющие единого фонда развития на-
уки и техники, финансируют научно- и нормативно-исследовательские
работы по труду за счет централизованных средств, предусматривае-
мых на эти цели в себестоимости продукции. Финансирование хоздого-
ворных работ осуществляется за счет собственных средств.
5.3. Организация разработки и проверки (а при необходимости
-пересмотра) межотраслевых норм и нормативов по труду (кроме стро-
ительства) возложена на ЦБНТ (в строительстве - на ЦБНТС), а от-
раслевых (ведомственных) норм и нормативов - на соответствующую
научно- или нормативно-исследовательскую организацию, определенную
министерством (ведомством) в качестве головной (базовой) по разра-
ботке нормативных материалов для нормирования труда в отрасли.
5.4. При утверждении межотраслевых и отраслевых (ведомственных)
норм и нормативов по труду, в том числе и укрупненных, комплексных
норм, устанавливаются сроки их действия в зависимости от характера
производства, технологического процесса, вида работ и т. п., но не
более чем на 5 лет.
За год до истечения срока их действия они подлежат обязательной
проверке на соответствие достигнутому уровню техники, технологии,
организации производства и труда. По результатам проверки органом,
утвердившим соответствующие нормы и нормативы, принимается решение
о продлении срока их действия или о пересмотре с внесением соот-
ветствующих изменений и дополнений.
5.5. Перечни межотраслевых и отраслевых (ведомственных) норм и
нормативов по труду, обязательных для применяемых подведомственных
предприятиях, утверждаются на текущую пятилетку соответствующими
министерствами (ведомствами) по согласованию с центральными
(республиканскими) комитетами (советами) профсоюзов.
По мере утверждения новых или пересмотра (переутверждения)
действующих норм и нормативов в перечни вносятся необходимые уточ-
нения и дополнения.
5.6. Своевременное обеспечение министерств (ведомств) межот-
раслевыми нормативными материалами для нормирования труда возлага-
ется на ЦБНТ, которое в установленном порядке обеспечивает их из-
дание через издательство "Экономика" (в строительстве - на ЦБНТС и
издательство "Стройиздат"), а предприятий - на соответствующие ми-
нистерства (ведомства).
|