РЕКОМЕНДАЦИЯ N R (85) 11
КОМИТЕТА МИНИСТРОВ О ПОЛОЖЕНИИ ПОТЕРПЕВШЕГО
В РАМКАХ УГОЛОВНОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА
(28 июня 1985 года)
Комитет министров согласно ст. 15, пункт "b", Устава Совета
Европы,
учитывая что цели системы уголовного правосудия традиционно
выражались в терминах, которые касаются, главным образом,
отношения между государством и правонарушителем;
учитывая, что впоследствии работа этой системы иногда имела
тенденцию к суммированию, а не к сокращению проблем потерпевшего;
учитывая, что основной функцией уголовного правосудия должно
быть удовлетворение запросов и охрана интересов потерпевшего;
учитывая, что также важно повысить доверие потерпевшего к
уголовному правосудию и поощрять его сотрудничество, особенно в
качестве свидетеля;
учитывая, что в этих целях важно уделять больше внимания в
системе уголовного правосудия физическому, психологическому,
материальному и социальному ущербу, нанесенному потерпевшему, и
рассмотреть, какие шаги желательны для удовлетворения его
потребностей в этой связи;
учитывая, что меры в этой связи не противоречат другим целям
уголовного права и процесса, таким, как усиление общественных норм
и реабилитация правонарушителей, но могут в действительности
помочь их достижению и конечному примирению потерпевшего и
преступника;
учитывая, что следует в большей степени учитывать запросы
пострадавшего на всех стадиях уголовного процесса;
ссылаясь на Европейскую конвенцию по возмещению ущерба жертвам
от насильственных преступлений,
I. Рекомендует правительствам государств - членов пересмотреть
свое законодательство и практику в соответствии со следующими
принципами:
А. На уровне полиции
1. Полицейские должны быть подготовлены к работе с
потерпевшими конструктивно, ободряюще и с сочувствием.
2. Полиция должна информировать потерпевшего о возможности
получения помощи, практических и юридических консультаций,
компенсации от преступника и государства.
3. Потерпевший должен получать информацию о результате
полицейского расследования.
4. В любом докладе обвинительным органам полиция должна
сделать ясное и полное, по возможности, сообщение о повреждениях и
ущербе, причиненном потерпевшему.
Б. В отношении преследования
5. Дискреционное решение о преследовании правонарушителя не
следует принимать без рассмотрения вопроса компенсации
потерпевшему, включая любое существенное действие, предпринятое в
этой связи правонарушителем.
6. Потерпевшего следует проинформировать об окончательном
решении, касающемся преследования, пока он не сообщит, что ему не
нужна эта информация.
7. У потерпевшего должно быть право просить о пересмотре
компетентным органом решения о непреследовании или право
возбуждать частное разбирательство.
В. Опрос потерпевшего
8. На всех стадиях процесса потерпевшего следует опрашивать
таким образом, когда учитываются должным образом его личное
состояние, его права и достоинство. Когда это возможно, то детей и
психически больных и увечных людей следует опрашивать в
присутствии их родителей или опекунов, или других лиц, помогающих
им.
Г. Судопроизводство
9. Потерпевшего следует проинформировать о:
- дате и месте слушания по преступлению, которое доставило ему
страдания;
- его возможностях получения реституции и компенсации в рамках
уголовного процесса, правовой помощи и консультации;
- как он может узнать о результате дела.
10. У уголовного суда должна быть возможность постановить о
компенсации потерпевшему преступником. С этой целью следует
отменить существующие ограничения или технические препятствия,
которые блокируют осуществление такой возможности.
11. Законодательство должно предусматривать, что компенсация
может быть или уголовным наказанием, или заменой его, или
назначена в дополнение к нему.
12. Всю соответствующую информацию о повреждениях и ущербе,
понесенном потерпевшим, следует представить в суд, чтобы он смог
принять во внимание при вынесении решения о форме и объеме
наказания:
- запрос потерпевшего о компенсации;
- любую компенсацию или реституцию со стороны преступника или
любое искреннее действие в этой связи.
13. В случаях, когда для суда открыты возможности для
включения финансовых условий в объем отсроченного или условного
наказания, приказа суда о назначении преступнику системы испытания
или любой другой меры, большое значение, среди прочих условий,
следует уделять компенсации потерпевшему со стороны преступника.
Д. На стадии принуждения к исполнению
14. Если компенсация является уголовным наказанием, то ее
следует собирать так же, как и штрафы, и дать приоритет над любой
другой финансовой санкцией, налагаемой на преступника. Во всех
других случаях потерпевшему следует помогать как можно больше в
получении денег.
Е. Защита тайны
15. Политика информации и общественных связей в связи с
расследованием и разбирательством преступлений должна уделить
особое внимание необходимости защиты потерпевшего от любой
гласности, которая чрезмерно повлияет на его частную жизнь или
достоинство. Если тип преступления или особый статус, личное
состояние и безопасность потерпевшего делают необходимой особую
защиту, то или разбирательство должно быть проведено в кабинете
судьи, или раскрытие или публикация личной информации должны быть
ограничены в максимальной степени.
Ж. Особая защита потерпевшего
16. Всякий раз, когда становится необходимым, особенно в
случаях с организованной преступностью, потерпевший и его семья
должны получить эффективную защиту от запугивания и возмездия
преступника.
II. Рекомендует правительствам государств - членов:
1. изучить возможные преимущества схем примирения и
посредничества;
2. содействовать исследованиям по эффективности положений,
затрагивающих пострадавших, и поощрять их.
|