Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ДЕКЛАРАЦИЯ О ПРОВОЗГЛАШЕНИИ 80-Х ГОДОВ ВТОРЫМ ДЕСЯТИЛЕТИЕМ РАЗОРУЖЕНИЯ (1980 Г.)

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                Резолюция 35/46 Генеральной Ассамблеи ООН

                 "Декларация о провозглашении 80-х годов
                    вторым Десятилетием  разоружения"


         Генеральная Ассамблея,

         ссылаясь на свою резолюцию 34/75 от 11 декабря 1979  года,  в
    которой она  постановила провозгласить десятилетие 80-х годов вто-
    рым Десятилетием разоружения,

         рассмотрев элементы Декларации о  провозглашении  80-х  годов
    вторым Десятилетием разоружения,  подготовленнные Комиссией по ра-
    зоружению,

         принимает Декларацию о провозглашении 80-х годов вторым Деся-
    тилетием разоружения,  содержащуюся в приложении к настоящей резо-
    люции.


                                ПРИЛОЖЕНИЕ

                  ДЕКЛАРАЦИЯ О ПРОВОЗГЛАШЕНИИ 80-х ГОДОВ
                     ВТОРЫМ ДЕСЯТИЛЕТИЕМ РАЗОРУЖЕНИЯ

                            I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

         1. Провозглашая десятилетие 70-х  годов  первым  Десятилетием
    разоружения Организации Объединенных Наций,  Генеральная Ассамблея
    в резолюции 2602 Е (XXIY) от 16 декабря 1969 года отметила следую-
    щие цели этого Десятилетия:

         а) все  правительства  должны  незамедлительно активизировать
    свои совместные и концентрированные усилия в деле принятия  эффек-
    тивных мер по прекращению гонки ядерных вооружений в ближайшем бу-
    дущем и по ядерному разоружению и ликвидации других  видов  оружия
    массового уничтожения, а также в деле заключения договора о всеоб-
    щем и полном разоружении под строгим и  эффективным  международным
    контролем.

         b) следует  рассмотреть  вопрос  о  направлении  значительной
    части ресурсов,  высвобождаемых в результате мер в области разору-
    ения, на содействие экономическому развитию развивающихся стран и,
    в частности, их научному и техническому прогрессу.

         2. Хотя Генеральная Ассамблея позднее вновь  подтвердила  эти
    цели, в течение первого Десятилетия разоружения они реализованы не
    были. Хотя справедливо отметить, что некоторые ограниченные согла-
    шения были достигнуты, эффективные меры по прекращению гонки ядер-
    ных вооружений в ближайшем будущем и по ядерному разоружению  про-
    должают оставаться недосягаемой целью.  Кроме того, не удалось до-
    биться прогресса в области  направления  какой-то  части  огромных
    ресурсов, которые  непроизводительно расходуются на гонку вооруже-
    ний, на цели экономического и социального развития.

         3. В Заключительном документе десятой специальной сессии  Ге-
    неральной Ассамблеи,  содержащемся  в  резолюции S-10/2 от 30 июня
    1978 года,  которая была принята на основе консенсуса,  Ассамблея,
    выразив свою убежденность в том, что разоружение и ограничение во-
    оружений, особенно в ядерной области, являются крайне необходимыми
    для предотвращения  опасности  ядерной войны,  укрепления междуна-
    родного мира и безопасности, а также для экономического и социаль-
    ного прогресса всех народов,  наметила Программу действий, в кото-
    рой перечисляются конкретные меры по разоружению,  которые  должны
    быть осуществлены в течение следующих нескольких лет.

         4. Несмотря  на позитивные и обнадеживающие результаты специ-
    альной сессии, посвященной разоружению, десятилетие 80-х годов на-
    чалось под  тревожным  знаком  ухудшения международной обстановки.
    Международному миру и безопасности угрожает  применение  силы  или
    угроза ее  применения против суверенитета,  национальной независи-
    мости и территориальной целостности государств,  военная интервен-
    ция и  оккупация,  гегемонизм,  вмешательство  во  внутренние дела
    государств, отрицание права на самоопределение  народов  и  стран,
    находящихся под колониальным и иностранным господством, и дальней-
    шее усиление гонки вооружений и  попытки  добиться  военного  пре-
    восходства. Очевидно,  что, если наметившаяся тенденция будет раз-
    виваться и дальше и если не будут приняты  целенаправленные  меры,
    чтобы остановить  и  обратить  вспять эту тендецию,  международная
    напряженность еще больше усилится, а опасность войны будет больше,
    чем прдполагалось  во  время специальной сессии по разоружению.  В
    этой связи уместно напомнить,  что в Заключительном документе под-
    черкивается, что,  с  одной стороны,  гонка вооружений во все х ее
    аспектах препятствует усилиям, направленным на дальнейшее ослабле-
    ние международной  напряженности,  создание жизнеспособной системы
    международного мира и безопасности,  а с другой стороны, что мир и
    безопасность должны  основываться  на  стогом соблюдении принципов
    Устава Организации Объединенных Наций. Как это ни странно, но в то
    время, как  на  различных  форумах проходят интенсивные обсуждения
    глобальных экономических проблем и проблем истощения ресурсов, ко-
    торые могут быть использованы для разрешения существующих междуна-
    родных экономических проблем, военные расходы крупных военных дер-
    жав достигают все более высоких уровней, вызывая дальнейшее отвле-
    чение ресурсов, которые могли бы содействовать благосостоянию всех
    народов.

         5. В  Заключительном  документе  также  подчеркивается тесная
    взаимосвязь между разоружением и развитием.  В нем указывается  на
    то, что  ресурсы,  высвобождаемые в результате осуществления мер в
    области разоружения, должны быть обращены на экономическое и соци-
    альное развитие  всех народов и способствовать сокращению экономи-
    ческого разрыва между развитыми и развивающимися странами. Поэтому
    вполне оправданно,  что  одновременно  с  провозглашением третьего
    Десятилетия развития Организации Объединенных Наций и началом гло-
    бального раунда  переговоров  80-е  годы были провозглашены вторым
    Десятилетием разоружения.

                           II. ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ

         6. Цели второго  Десятилетия  разоружения  должны  рассматри-
    ваться в  контексте цели усилий государств в процессе разоружения,
    которой является всеобщее и  полное  разоружение  под  эффективным
    международным контролем,  как  это изложено в Заключительном доку-
    менте.

         7. В соответствии с этой общей целью цели второго Десятилетия
    разоружения должны заключаться в следующем:

         a) остановке  и  обращении вспять гонки вооружений,  особенно
    гонки ядерных вооружений;

         b) заключении и осуществлении эффективных соглашений по разо-
    ружению, особенно по ядерному разоружению, что внесет существенный
    вклад в достижение всеобщего и полного разоружения под эффективным
    международным контролем;

         c) развитии  на справедливой основе ограниченных результатов,
    достигнутых в области разоружения в 70-е годы,  в  соответствии  с
    положениями Заключительного документа;

         d) укреплении  международного  мира  и  безопасности  в соот-
    ветствии с Уставом Организации Объединенных Наций;

         e) направлении существенной части ресурсов,  высвобождаемых в
    результате мер  по  разоружению,  на  содействие  достижению целей
    третьего Десятилетия развития Организации Объединенных Наций и,  в
    частности, на  содействие  экономическому  и  социальному развитию
    развивающихся стран, с тем чтобы ускорить прогресс на пути к ново-
    му международному экономическому порядку.

         8. Процесс  разоружения и мероприятия в течение второго Деся-
    тилетия разоружения должны осуществляться в соответствии с осново-
    полагающими принципами, содержащимися в Зключительном документе, и
    на такой сбалансированной и справедливой основе,  чтобы обеспечить
    право каждого  государства  на  безопасность  путем принятия соот-
    ветствующих мер с учетом важности ядерного разоружения и разоруже-
    ния в  области  обычных  вооружений,  особой ответственности госу-
    дарств, располагающих наиболее крупными военными арсеналами,  осо-
    бых условий  положения в регионе и необходимости в соответствующих
    мерах проверки.  На каждом этапе целью должно являться ненанесение
    ущерба безопасности  при возможно более низком уровне вооружений и
    вооруженных сил.

         9. Прогресс в области разоружения должен  сопровождаться  ук-
    реплением функций  Организации  Оъединенных Наций по обеспечению и
    сохранению мира в соответствии с Уставом.

                             III. МЕРОПРИЯТИЯ

                            А. Общие положения

         10. Десятилетие 80-х годов должно быть отмечено новой активи-
    зацией усилий  всех  правительств и Организации Объединенных Наций
    по достижению соглашения и по осуществлению эффективных мер, кото-
    рые приведут  к  ощутимому  прогрессу  на  пути  к достижению цели
    всеобщего и  полного  разоружения  под  эффективным  международным
    контролем. В  этой  связи особое внимание следует сосредоточить на
    некоторых поддающихся определению элементах в Программе  действий,
    принятой Генеральной  Ассамблеей на ее десятой специальной сессии,
    что, как минимум,  долно быть достигнуто в течение второго Десяти-
    летия разоружения  как  путем переговоров на многостороннем форуме
    переговоров - в Комитете по разоружению,  - так и на других  соот-
    ветствующих форумах.  Соответствующие  методы и процедуры проверки
    должны рассматриваться в контексте  международных  переговоров  по
    разоружению.

                  B. Всеобъемлющая программа разоружения

         11. Поскольку  всеобъемлющая программа разоружения признана в
    качестве важного элемента международной стратегии разоружения, она
    доложна быть  разработана  в самом неотложном порядке.  Комитет по
    разоружению должен ускорить свою работу по разработке  этой  прог-
    раммы, имея  в  виду  ее  принятие  не  позднее второй специальной
    сессии Генеральной Ассамблеи, посвященной разоружению, которая на-
    мечена на 1982 год.

                         C. Первоочередные задачи

         12. Выполнение тех конкретных мер по разоружению, которые бы-
    ли определены в Заключительном документе как заслуживающие в  пер-
    воочередном порядке проведения по ним переговоров в многостороннем
    органе по переговорам, создало бы весьма благоприятный международ-
    ный климат  для  второй  специальной сессии Генеральной Ассамблеи.
    посвященной разоружению.  Поэтому все усилия должны быть приложены
    Комитетом по разоружению для того,  чтобы безотлагательно провести
    переговоры в целях достижения сглашения и представить  согласован-
    ные тексты,  если  это  возможно,  до  второй  специальной сессии,
    посвященной разоружению, по:

         a) договору о  всеобъемлющем  запрещении  испытаний  ядерного
    оружия;

         b) договору о запрещении разработки, производоства и накопле-
    ния всех видов химического оружия и о его уничтожении;

         с) договору о запрещении разработки,  производства и примене-
    ния радиологического оружия;

         d) эффективным  международным  договоренностям,  с  тем чтобы
    дать государствам,  не обладающим ядерным оружием, гарантии против
    применения или угрозы применения ядерного оружия, принимая во вни-
    мание все предложения и соображения,  которые были сделаны в  этом
    отношении.

         13. Такое  же  первоочередное значение должны иметь следующие
    меры, рассматриваемые вне рамок Комитета по разоружению:

         a) ратификация Договора об ограничении статегических наступа-
    тельных вооружений  (ОСВ-2)  и  начало  переговоров  по соглашению
    ОСВ-3;

         b) ратификация Дополнительного протокола I Договора о  запре-
    щении ядерного оружия в Латинской Америке (Договор Тлателолко);

         с) подписание и ратификация соглашения,  в отношении которого
    велись переговоры на Конференции Организации Объединенных Наций по
    запрещению или  ограничению  применения конкретнрых видов обычного
    оружия, которые могут считаться чрезмерно жестокими  или  имеющими
    неизбирательное действие;

         d) достижение  соглашения  о  взаимном сокращении вооруженных
    сил и вооружений и о соответствующих мерах в Центральной Европе;

         e) переговоры по эффективным мерам по созданию атмосферы  до-
    верия и по мерам разоружения в Европе между государствами - участ-
    никами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, с уче-
    том инициатив и предложений по данному вопросу;

         f) достижение  более стабильного положения в Европе при более
    низком уровне военного потенциала на основе примерного равенства и
    паритета путем  заключения  соглашения  о соответствующих взаимных
    сокращениях и ограничениях вооружений и вооруженных  сил  в  соот-
    ветствии с пунктом 82 Заключительного документа, что способствова-
    ло бы укреплению безопасности в Европе и явилось  бы  значительным
    шагом по пути упрочения международного мира и безопасности.

         14. К числу других первоочередных мер,  к скорейшему принятию
    которых следует стремиться в течение второго Десятилетия разоруже-
    ния, относятся:

         а) существенный  прогресс в направлении к достижению ядерного
    разоружения, что потребует срочного проведения переговоров с целью
    достижения на соответствующих этапах договоренностей, предусматри-
    вающих достаточные меры проверки,  удовлетворительные для всех за-
    интересованных государств, относительно:

         i) прекращения  качественного усовершенствования и разработки
    систем ядерного оружия;

         ii) прекращения производства всех  видов  ядерного  оружия  и
    средств его  доставки  и производства рсщепляющихся материалов для
    целй создания оружия;

         iii) комплексной, поэтапной, с сгласованными, по возможности,
    временными рамками программы последовательного и сбалансированного
    сокращения запасов ядерного оружия и средств его доставки, ведуще-
    го к  его полной и окончательной ликвидации в кратчайшие,  по воз-
    можности, сроки;

         b) предотвращение  появления  новых  видов  оружия  массового
    уничтожения и новых систем такого оружия;

         с) дальнейшие переговоры об ограничении стратегических воору-
    жений между двумя сторонами,  ведущие к согласованным значительным
    скращениям и  качественным ограничениям стратегических вооружений;
    это должно представлять собой важный шаг  в  направлении  ядерного
    разоружения и создания в конечном итоге мира, свободного от такого
    оружия;

         d) дальнейшие шаги по достижению международного согласия  для
    предотвращения распространения  ядерного  оружия  в соответствии с
    положениями пунктов 65-71 Заключительного документа;

         е) укрепление существующей зоны,  свободной от ядерного  ору-
    жия, и создание других зон, свободных от ядерного оружия, согласно
    соответствующим пунктам Заключительного документа;

         f) создание зон  мира,  согласно  соответствующим  положениям
    Заключительного документа;

         g) меры по обеспечению неприменения ядерного оружия, предотв-
    ращения возникновения ядерной войны и достижения связанных с  этим
    целей в тех случаях, когда это возможно, посредством международных
    договоренностей, с учетом различных предложений,  направленных  на
    достижение этих целей,  и в соответствии с пунктами 57 и 58 Заклю-
    чительного документа,  и тем самым обеспечить, чтобы существование
    человечества не было поставлено под угрозу;

         h) дальнейшие  шаги  по  запрещению военного  или любого иного
    врждебного использования средств воздествия на природную среду;

         i) многосторонние региональные или двусторонние меры по огра-
    ничению и  сокращению  обычных вооружений и вооруженных сил,  сог-
    ласно соответствующим положениям Заключительного документа;

         j) сокращение военных расходов;

         k) меры по созданию атмосферы доверия с учетом особых условий
    и потребностей  различных регионов с целью укрепления безопасности
    государств.

                        D. Разоружение и развитие

         15. Мир и развитие неделимы. В ходе второго Десятилетия разо-
    ружения необходимо приложить все усилия для осуществления конкрет-
    ных мер,   благодаря   которым   разоружение   будет    эффективно
    способствовать экономическому  и  социальному развитию и облегчит,
    таким образом,  полное и скорейшее установление нового международ-
    ного экономического порядка. С этой целью необходимо приложить но-
    вые усилия по достижению соглашения о сокращении ваенных расходов,
    переводу ресурсов,  используемых на военные цели, на экономическое
    и социальное развитие,  в особенности  в  интересах  развивающихся
    стран.

         16. Следует также приложить усилия для укрепления международ-
    ного сотрудничествак в целях содействия передаче  и  использованию
    ядерной технологии для экономического и социального развития, осо-
    бенно в развивающихся  странах,  с  учетом  положений  всех  соот-
    ветствующих пунктов Заключительного документа, в частности в целях
    обеспечения успеха Конференции Организации Объединенных  Наций  по
    содействию международному  сотрудничеству  в области использования
    ядерной энергии в мирных целях,  которая должна в принципе  состо-
    яться в  1983  году  в соответствии с резолюцией 34/63 Генеральной
    Ассамблеи от 29 ноября 1979 года, а также успеха другой инициатив-
    ной деятельности  в этой области в рамках системы Организации Объ-
    единенных Наций,  включая  деятельность  в  рамках  Международного
    агентства по атомной энергии.

               E. Разоружение и международная безопасность

         17. Важным  условием прогресса в области разоружения является
    сохранение и укрепление международного мира и безопасности, а так-
    же укрепление доверия между государствами.  Ядерное оружие создает
    величайшую опасность для человечества и для дальнейшего существова-
    ния цивилизации.  Необходимпо  остановить и повернуть вспять гонку
    ядерных вооружений во всех ее аспектах,  для того чтобы предотвра-
    тить опасность войны с применением ядерного оружия. Конечной целью
    в этом плане является полная ликвидация  ядерного  оружия.  Значи-
    тельному прогрессу  в  области ядерного разоружения способствовали
    бы параллельное принятие практических и международно-правовых  мер
    по укреплению безопасности государств и прогресс в области ограни-
    чения и сокращения вооруженных  сил  и  обычных  вооружений  госу-
    дарств, обладающих  ядерным  оружием,  и других государств в соот-
    ветствующих районах.

         18. Все государства - члены  Организации  Объединенных  Наций
    вновь подтвердили  в  Заключительном документе свою полную привер-
    женность целям Устава Организации Объединенных Наций, а также свое
    обязательство строго  соблюдать  его принципы,  равно как и другие
    соответствующие и  общепринятые  принципы  международного   права,
    касающиеся поддержания международного мира и безопасности. Разору-
    жение, разрядка международной напряженности, уважение права на са-
    моопределение и национальную независимость, суверенитет и террито-
    риальная целостность государств,  мирное урегулирование  споров  в
    соответствии с  Уставом  и  укрепление международного мира и безо-
    пасности непосредственным образом связаны друг с другом.  Прогресс
    в любой  из  этих  сфер оказывает благоприятное воздействие на все
    другие области; напротив, неудача в одной из них имеет неблагопри-
    ятные последствия для других. В течение десятилетия 80-х годов все
    правительства, в особенности правительства наиболее развитых в во-
    держав, должны поэтому предпринять такие шаги, которые способство-
    вали бы укреплению доверия между государствами  во  всем  мире,  а
    также в  различных  регионах.  Это предполагает обязательство всех
    государств воздерживаться от таких действий, которые могут усилить
    напряженность или  создать новые очаги угроз международному миру и
    безопасности, а в своих отношениях с  другими  странами  -  строго
    уважать суверенитет  и  территориальную целостность государств,  а
    также право народов,  находящихся под колониальным или иностранным
    господством, на самоопределение и национальную независимость.

                  F. Осознание проблемы общественностью

         19. Как отмечается в пункте 15 Заключительного документа спе-
    циальной сессии, посвященной разоружению, "существенно важно, что-
    бы не  только  правительства,  но  и народы мира осознали и поняли
    опасность" нынешнего положения в мире в области вооружений с целью
    мобилизации мнения мировой общественности в интересах мира и разо-
    ружения. Это будет иметь большое значение для укрепления  междуна-
    родного мира  и  безопасности,  справедливого и мирного разрешения
    споров и конфликтов и эффективного разоружения.

         20. Поэтому в ходе десятилетия 80-х годов правительственным и
    неправительственным информационным   органам  государств-членов  и
    органам Организации Объединенных Наций и ее специализированных уч-
    реждений, а  также  неправительственным организациям следует,  где
    это необходимо, осуществлять дальнейшие программы в области инфор-
    мации относительно  опасности  гонки вооружений,  а также усилия в
    области разоружения, переговоров и их результатов, в частности пу-
    тем ежегодных мероприятий,  проводимых в связи с Неделей разоруже-
    ния. Эти действия должны быть объединены в крупномасштабной  прог-
    рамме, направленной  на обеспечение дальнейшего осознания междуна-
    родной общественностью угрозы войны в целом и ядерной войны в осо-
    бенности. Исходя  из  своей центральной роли и главной ответствен-
    ности в области разоружения,  Организация Объединенных Наций и,  в
    частности, ее Центр по разоружению должны активизировать и коорди-
    нировать свою программу публикации,  выпуска аудиовизуальных мате-
    риалов, а также сотрудничество с неправительственными организация-
    ми и связи со средствами массовой информации.  В рамках своей дея-
    тельности Организация  Объединенных Наций в ходе второго Десятиле-
    тия разоружения также должна организовывать семинары  в  различных
    регионах мира,  на  которых  будет  проводиться широкое обсуждение
    проблем, связанных с разоружением в мире в целом и в данном  конк-
    ретном регионе в частности.

                             G. Исследования

         21. В  рамках процесса содействия рассмотрению вопросов в об-
    ласти разоружения,  когда это необходимо,  по решению  Генеральной
    Ассамблеи должны  проводиться  исследования  по конретным вопросам
    для подготовки материалов для переговоров или  достижения  догово-
    ренностей. Кроме того, исследования, проводимые под эгидой Органи-
    зации Объединенных Наций,  в частности Институтом Организации Объ-
    единенных Наций  по исследованию проблем разоружения,  созданным в
    соответствии с резолюцией 34/83 М Генеральной Ассамблеи от 11  де-
    кабря 1979  года  в  рамках  Учебного  и научно-исследовательского
    института Организации Объединенных Наций,  могут  внести  полезный
    вклад в понимание и изучение проблем разоружения,  особенно в дол-
    госрочной перспективе.

                     H. Осуществление, обзор и оценка

         22. Правительства всех стран, в первую очередь правительства
    наиболее развитых в военном отношении держав, должны внести эффек-
    тивный вклад в осуществление  мероприятий,  намеченных  на  второе
    Десятилетие разоружения.  Организация  Объединенных  Наций  должна
    по-прежнему играть центральную роль. Комитет по разоружению должен
    полностью выполнять  свою  функцию  единого многостороннего форума
    переговоров по разоружению. Генеральная Ассамблея на своих ежегод-
    ных сессиях и,  в частности,  на второй специальной сессии, посвя-
    щенной разоружению,  которая намечена на 1982 год,  должна вносить
    эффективный вклад в достижение целей разоружения.

         23. Уместно напомнить, что в пунктах 121 и 122 Заключительно-
    го документа было отмечено следующее:

         а) двусторонние и региональные переговоры по разоружению так-
    же могут  играть  важную  роль  и способны облегчить переговоры по
    многосторонним соглашениям в области разоружения;

         b) в ближайшее время должна быть созвана всемирная  конферен-
    ция по  разоружению с универсальным составом и при надлежащей под-
    готовке.

         24. Для обеспечения координированного подхода,  а  также  для
    рассмотрения хода  осуществления  Декларации о провозглашении 80-х
    годов вторым Десятилетием разоружения этот вопрос следует включить
    в повестку дня второй специальной сессии, посвященной разоружению,
    которая намечена на 1982 года.

         25. Кроме того,  Генеральная Ассамблея на своей очередной со-
    роковой сессии  в 1985 году проведет с помощью Комиссии по разору-
    жению обзор и оценку прогресса в осуществлении мер, определенных в
    настоящем документе.


           (принята 3 декабря 1980 года Тридцать пятой сессией
                        Генеральной Ассамблеи ООН)


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz