Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ЗАКОН СССР ОТ 25.06.80 N 2353-Х ОБ ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

 Фактически не действует в связи с принятием  ФЗ N 96-ФЗ от 4 мая 1999
                           ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР

                                З А К О Н
                СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
                       от 25 июня 1980 г. N 2353-X
                              МОСКВА, КРЕМЛЬ

                      ОБ ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
                  (См. также. - Постановление Верховного
                 Совета СССР от 25 июня 1980 г. N 2354-X)


      Атмосферный воздух является одним из основных  жизненно  важных
   элементов окружающей природной среды.
      Научно-техническая революция,  затрагивающая все стороны  жизни
   общества, высокие   темпы  развития  производства,  рост  городов,
   расширяющееся использование атмосферы и возрастающие масштабы воз-
   действия  человека на окружающую природную среду требуют повышения
   внимания к охране атмосферного воздуха.
      Советское государство  придает большое значение сохранению бла-
   гоприятного состояния атмосферного воздуха,  его восстановлению  и
   улучшению для  обеспечения наилучших условий жизни советских людей
   - их труда,  быта,  отдыха и охраны здоровья, дальнейшего развития
   материального производства и культуры.
      Конституция СССР предусматривает,  что в интересах настоящего и
   будущих поколений в СССР принимаются необходимые меры для сохране-
   ния в чистоте атмосферного воздуха. Советское государство проводит
   комплекс научно обоснованных технических,  экономических, социаль-
   ных и иных мероприятий,  направленных на предупреждение и устране-
   ние  загрязнения атмосферного воздуха,  других вредных воздействий
   на него,  а также осуществляет международное сотрудничество в этой
   области.
      Советское законодательство призвано активно способствовать  ох-
   ране атмосферного воздуха.


                            I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

         ОГЛАВЛЕНИЕ

     СТАТЬЯ 1. Задачи советского законодательства об охране ат-
          мосферного воздуха
     СТАТЬЯ 2. Законодательство  Союза ССР и союзных республик
          об охране атмосферного воздуха
     СТАТЬЯ 3. Компетенция Союза ССР в  области  регулирования
          отношений по охране атмосферного воздуха
     СТАТЬЯ 4. Компетенция союзных республик в области регули-
          рования отношений по охране атмосферного воздуха
     СТАТЬЯ 5. Государственное управление в области охраны ат-
          мосферного воздуха
     СТАТЬЯ 6. Планирование мероприятий по охране атмосферного
          воздуха
     СТАТЬЯ 7. Участие общественных организаций, трудовых кол-
          лективов и граждан в осуществлении мероприятий
          по охране атмосферного воздуха
     СТАТЬЯ 8. Нормативы предельно допустимых концентраций заг-
          рязняющих веществ  в атмосферном воздухе и уров-
          ней вредных физических воздействий на него
     СТАТЬЯ 9. Нормативы предельно допустимых выбросов загряз-
          няющих веществ в атмосферный воздух и вредных
          физических воздействий на него
     СТАТЬЯ 10. Регулирование выбросов загрязняющих веществ  в
          атмосферу стационарными источниками загрязнения
     СТАТЬЯ 11. Регулирование выбросов загрязняющих веществ  в
          атмосферу автомобилями, самолетами, другими
          передвижными средствами и установками
     СТАТЬЯ 12. Регулирование вредных физических воздействий на
          атмосферу
     СТАТЬЯ 13. Размещение, проектирование, строительство  и
          ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и
          других объектов, влияющих на состояние
          атмосферного воздуха
     СТАТЬЯ 14. Выполнение требований по охране атмосферного
          воздуха при размещении и развитии городов  и
          других населенных пунктов
     СТАТЬЯ 15. Соблюдение требований по охране атмосферного
          воздуха при внедрении открытий, изобретений,
          новых технических систем, а также при закупке
          импортного оборудования
     СТАТЬЯ 16. Выполнение требований по охране атмосферного
          воздуха  при  применении средств защиты расте-
          ний, минеральных удобрений и других препаратов
     СТАТЬЯ 17. Выполнение требований по охране атмосферного
          воздуха при добыче полезных ископаемых, разме-
          щении и эксплуатации терриконов и отвалов
     СТАТЬЯ 18. Регулирование вредных воздействий на атмосфер-
          ный воздух при отсутствии нормативов
     СТАТЬЯ 19. Регулирование потребления атмосферного воздуха
          для производственных нужд
     СТАТЬЯ 20. Регулирование воздействия на погоду и климат
     СТАТЬЯ 21. Материальное и моральное стимулирование выпол-
          нения мероприятий по охране атмосферного  воздуха
     СТАТЬЯ 22. Государственный учет вредных воздействий на ат-
          мосферный воздух
     СТАТЬЯ 23. Наблюдение за состоянием атмосферного воздуха
     СТАТЬЯ 24. Осуществление мер при состоянии атмосферного
          воздуха, угрожающем здоровью людей
     СТАТЬЯ 25. Государственный контроль за охраной атмосферно-
          го воздуха
     СТАТЬЯ 26. Ведомственный контроль за охраной атмосферного
          воздуха
     СТАТЬЯ 27. Порядок разрешения споров по вопросам охраны
          атмосферного воздуха
     СТАТЬЯ 28. Ответственность за нарушение законодательства
          об охране атмосферного воздуха
     СТАТЬЯ 29. Возмещение вреда, причиненного в результате на-
          рушения законодательства об охране атмосферного
          воздуха
     СТАТЬЯ 30. Международные договоры

______________________________________________________________________________


         СТАТЬЯ 1. Задачи советского законодательства об охране ат-
                             мосферного воздуха

      Задачами советского  законодательства  об  охране  атмосферного
   воздуха  являются  регулирование общественных отношений в этой об-
   ласти в целях сохранения в чистоте и улучшения состояния атмосфер-
   ного воздуха,  предотвращения и снижения вредных химических, физи-
   ческих, биологических и иных воздействий на атмосферу,  вызывающих
   неблагоприятные  последствия  для  населения,  народного хозяйства
   страны,  растительного и животного мира, а также укрепление закон-
   ности в области охраны атмосферного воздуха.

          СТАТЬЯ 2. Законодательство  Союза ССР и союзных республик
                       об охране атмосферного воздуха

      Законодательство Союза ССР и союзных республик  об  охране  ат-
   мосферного  воздуха  состоит  из  настоящего закона и издаваемых в
   соответствии с ним иных актов законодательства Союза ССР,  законов
   и других  актов  законодательства  союзных республик об охране ат-
   мосферного воздуха.

          СТАТЬЯ 3. Компетенция Союза ССР в  области  регулирования
                  отношений по охране атмосферного воздуха

      Ведению Союза  ССР  в области регулирования отношений по охране
   атмосферного воздуха подлежат:
      1) определение  общих мероприятий и установление основных поло-
   жений в области атмосферного воздуха;
      2) разработка  и  утверждение  общесоюзных планов по охране ат-
   мосферного воздуха;
      3) установление нормативов  предельно  допустимых  концентраций
   загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней вредных физи-
   ческих воздействий на него;
      4) установление порядка  разработки  и  утверждения  нормативов
   предельно  допустимых  выбросов загрязняющих веществ в атмосферный
   воздух, а также нормативов предельно допустимых вредных физических
   воздействий на него;
      5) установление единой для Союза ССР  системы  государственного
   учета вредных воздействий на атмосферный воздух;
      6) государственный контроль за охраной атмосферного  воздуха  и
   установление порядка его осуществления;
      7) решение других вопросов общесоюзного значения в области  ох-
   раны  атмосферного  воздуха  в  соответствии с Конституцией СССР и
   настоящим Законом.

          СТАТЬЯ 4. Компетенция союзных республик в области регули-
              рования отношений по охране атмосферного воздуха

      Ведению союзной республики в области регулирования отношений по
   охране атмосферного воздуха вне  пределов  компетенции  Союза  ССР
   подлежат: установление порядка охраны атмосферного воздуха; разра-
   ботка и утверждение республиканских планов по охране  атмосферного
   воздуха;  осуществление  государственного  контроля за охраной ат-
   мосферного воздуха,  а также решение других вопросов в области ох-
   раны атмосферного воздуха, если они не отнесены к компетенции Сою-
   за ССР.

          СТАТЬЯ 5. Государственное управление в области охраны ат-
                             мосферного воздуха

      Государственное управление в области охраны атмосферного возду-
   ха осуществляется Советом Министров СССР, Советами Министров союз-
   ных республик,  Советами Министров автономных республик,  исполни-
   тельными комитетами местных Советов народных  депутатов,  а  также
   специально уполномоченными на то государственными органами в соот-
   ветствии с законодательством Союза ССР и союзных республик.

          СТАТЬЯ 6. Планирование мероприятий по охране атмосферного
                                   воздуха

      Задания по охране атмосферного воздуха и мероприятия по предуп-
   реждению  и  устранению  причин  загрязнения и других вредных воз-
   действий на него,  а также по улучшению состояния  атмосферы  пре-
   дусматриваются  в государственных планах экономического и социаль-
   ного развития.
      Проекты планов по охране атмосферного воздуха,  разрабатываемые
   министерствами,  государственными комитетами и ведомствами, предп-
   риятиями,  учреждениями и организациями, согласовываются с органа-
   ми,  осуществляющими государственный контроль за охраной атмосфер-
   ного воздуха,  в порядке,  устанавливаемом законодательством Союза
   ССР и союзных республик.

          СТАТЬЯ 7. Участие общественных организаций, трудовых кол-
               лективов и граждан в осуществлении мероприятий
                       по охране атмосферного воздуха

      Профессиональные союзы,  организации молодежи,  общества охраны
   природы,  научные общества и другие общественные организации, тру-
   довые коллективы,  а также  граждане  оказывают  содействие  госу-
   дарственным  органам  в  осуществлении  мероприятий  по охране ат-
   мосферного воздуха.
      Общественные организации   и   трудовые   коллективы  принимают
   участие в деятельности,  направленной на  обеспечение  охраны  ат-
   мосферного воздуха, в соответствии с законодательством Союза ССР и
   союзных республик,  а также с уставами (положениями)  общественных
   организаций.
      Государственные органы обязаны всемерно  учитывать  предложения
   общественных организаций,  трудовых коллективов и граждан при осу-
   ществлении мероприятий по охране атмосферного воздуха.
      (В ред. - Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июня 1984
   г. N 340-XI).

                   II. МЕРЫ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

         СТАТЬЯ 8. Нормативы предельно допустимых концентраций заг-
              рязняющих веществ  в атмосферном воздухе и уров-
                 ней вредных физических воздействий на него

      Для оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются  нор-
   мативы  предельно  допустимых  концентраций загрязняющих веществ и
   уровней вредных физических воздействий на атмосферу. Эти нормативы
   должны  отвечать интересам охраны здоровья людей и охраны окружаю-
   щей природной среды.
      Нормативы предельно  допустимых  концентраций  загрязняющих ве-
   ществ в атмосферном воздухе  и  уровней  вредных  физических  воз-
   действий на него являются едиными для всей территории СССР.  В не-
   обходимых случаях  для  отдельных  районов  устанавливаются  более
   строгие нормативы  предельно  допустимых концентраций загрязняющих
   веществ в атмосферном воздухе.
      Указанные нормативы и методы их определения утверждаются и вво-
   дятся в действие  в  порядке,  устанавливаемом  Советом  Министров
   СССР.

         СТАТЬЯ 9. Нормативы предельно допустимых выбросов загряз-
               няющих веществ в атмосферный воздух и вредных
                       физических воздействий на него

      В целях  охраны  атмосферного воздуха устанавливаются нормативы
   предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ стационарными и
   передвижными источниками загрязнения,  а также нормативы предельно
   допустимых вредных физических воздействий.  Эти нормативы устанав-
   ливаются  для  каждого  стационарного источника выбросов или иного
   вредного воздействия на атмосферный воздух, а также для каждой мо-
   дели транспортных и иных передвижных средств и установок.
      Нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ  в
   атмосферу и предельно допустимых вредных физических воздействий на
   нее устанавливаются на уровне,  при котором  выбросы  загрязняющих
   веществ  и  вредные  физические  воздействия от конкретного и всех
   других источников в данном районе с учетом перспективы его  разви-
   тия  не приведут к превышению нормативов предельно допустимых кон-
   центраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе  и  предельно
   допустимых уровней вредных физических воздействий.
      Указанные нормативы,  методы их определения и виды  источников,
   для   которых  они  разрабатываются,  утверждаются  и  вводятся  в
   действие в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.

         СТАТЬЯ 10. Регулирование выбросов загрязняющих веществ  в
              атмосферу стационарными источниками загрязнения

      Выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарным источником
   загрязнения  допускается  в каждом случае на основании разрешения,
   выдаваемого специально уполномоченным на то государственным  орга-
   ном. В разрешении предусматриваются нормативы предельно допустимых
   выбросов загрязняющих веществ,  а также другие условия и  требова-
   ния, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха.
      Порядок выдачи разрешений на выброс загрязняющих веществ в  ат-
   мосферу  стационарными источниками загрязнения устанавливается Со-
   ветом Министров СССР.
      Предприятия, учреждения  и  организации,  деятельность  которых
   связана с выбросами загрязняющих веществ в атмосферу, обязаны про-
   водить организационно-хозяйственные,  технические и иные мероприя-
   тия для обеспечения выполнения условий и требований, предусмотрен-
   ных  в разрешениях на выброс,  принимать меры по снижению выбросов
   загрязняющих веществ, обеспечивать бесперебойную эффективную рабо-
   ту и поддержание в исправном состоянии сооружений,  оборудования и
   аппаратуры для очистки выбросов и контроля за ними,  а также  осу-
   ществлять  постоянный  учет  количества и состава загрязняющих ве-
   ществ, выбрасываемых в атмосферу.
      Осуществление мероприятий  по  охране  атмосферного  воздуха не
   должно приводить к загрязнению почв, вод и других природных объек-
   тов.
      В случаях нарушения условий и требований,  предусмотренных раз-
   решениями, а также когда возникает угроза здоровью населения, выб-
   рос загрязняющих веществ в атмосферу должен быть  ограничен,  при-
   остановлен  или запрещен по решению органа,  осуществляющего госу-
   дарственный контроль за охраной атмосферного  воздуха,  вплоть  до
   прекращения деятельности отдельных промышленных установок,  цехов,
   предприятий, учреждений и организаций.
      При превышении  в  результате  аварийной ситуации установленных
   нормативов предельно допустимых выбросов  загрязняющих  веществ  в
   атмосферу руководители предприятий,  учреждений и организаций обя-
   заны немедленно сообщить об  этом  органам,  осуществляющим  госу-
   дарственный контроль за охраной атмосферного воздуха,  и принять в
   установленном порядке меры к охране атмосферного воздуха и  ликви-
   дации причин и последствий его загрязнения.
      При получении предупреждения о возможном повышении концентрации
   загрязняющих  веществ  в  атмосферном воздухе в связи с ожидаемыми
   неблагоприятными метеорологическими условиями предприятия,  учреж-
   дения  и организации обязаны проводить специально разработанные по
   согласованию с органами,  осуществляющими государственный контроль
   за охраной атмосферного воздуха,  мероприятия по снижению выбросов
   таких веществ в атмосферу.

         СТАТЬЯ 11. Регулирование выбросов загрязняющих веществ  в
                атмосферу автомобилями, самолетами, другими
                   передвижными средствами и установками

      Министерства, государственные комитеты и  ведомства,  предприя-
   тия, учреждения и организации, осуществляющие проектирование, про-
   изводство и эксплуатацию автомобилей, самолетов, судов, других пе-
   редвижных  средств  и установок,  обязаны разрабатывать и осущест-
   влять комплекс мероприятий по предотвращению и сокращению выбросов
   в атмосферу загрязняющих веществ этими средствами и установками.
      Количество загрязняющих веществ,  выбрасываемых транспортными и
   иными  передвижными средствами и установками,  не должно превышать
   нормативов предельно допустимых выбросов.
      Все транспортные и иные передвижные средства и установки, нахо-
   дящиеся в эксплуатации, должны подвергаться контролю за соблюдени-
   ем  нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ.
   Правила контроля за соблюдением указанных нормативов  устанавлива-
   ются в порядке, определяемом Советом Министров СССР.
      Не допускаются производство и эксплуатация транспортных и  иных
   передвижных  средств  и  установок,  в выбросах которых содержание
   загрязняющих веществ превышает установленные нормативы.

         СТАТЬЯ 12. Регулирование вредных физических воздействий на
                                 атмосферу

      Местные Советы народных депутатов,  министерства, государствен-
   ные комитеты,  ведомства,  предприятия,  учреждения и  организации
   обязаны  разрабатывать  и осуществлять мероприятия по предупрежде-
   нию,  снижению и устранению вредного воздействия на атмосферу зву-
   ковых колебаний, включая шумы, излучений и т. п.
      В случаях,  определяемых законодательством Союза ССР, отдельные
   виды  вредного физического воздействия на атмосферный воздух могут
   допускаться лишь на основании  разрешений,  выдаваемых  специально
   уполномоченными на то государственными органами.
      Всякое вредное физическое воздействие на атмосферный воздух до-
   пускается  при условии соблюдения установленных предельно допусти-
   мых нормативов,  а в случаях,  когда на него  выдано  разрешение,-
   соблюдения также других требований,  предусмотренных этим разреше-
   нием.  При нарушении указанных требований соответствующая деятель-
   ность отдельных промышленных и иных установок, цехов, предприятий,
   учреждений и организаций может быть приостановлена, ограничена или
   запрещена по решению органа, осуществляющего государственный конт-
   роль за охраной атмосферного воздуха, впредь до устранения причин,
   вызвавших превышение предельно допустимых нормативов или нарушение
   требований, предусмотренных в разрешении.
      В целях  борьбы  с  производственными и иными шумами должны,  в
   частности,  осуществляться:  внедрение малошумных  технологических
   процессов; улучшение конструкций транспортных средств и их эксплу-
   атации, а также содержания железнодорожных и трамвайных путей, ав-
   томобильных дорог, уличных покрытий; размещение аэродромов и аэро-
   портов,  промышленных и других сооружений и  оборудования,  являю-
   щихся  источниками  шума,  на необходимом расстоянии от населенных
   пунктов и районов жилой застройки; улучшение планировки и застрой-
   ки городов и других населенных пунктов;  организационные мероприя-
   тия по предупреждению и снижению бытовых шумов.
      Граждане обязаны  соблюдать  требования,  установленные в целях
   борьбы с бытовым шумом в квартирах, а также во дворах жилых домов,
   на улицах, в местах отдыха и других общественных местах.

          СТАТЬЯ 13. Размещение, проектирование, строительство  и
               ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и
                   других объектов, влияющих на состояние
                            атмосферного воздуха

      При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплу-
   атацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других
   объектов,  при совершенствовании существующих  и  внедрении  новых
   технологических  процессов  и оборудования необходимо обеспечивать
   соблюдение нормативов вредных воздействий на  атмосферный  воздух.
   При этом должны предусматриваться улавливание,  утилизация, обезв-
   реживание вредных веществ и отходов или полное исключение выбросов
   загрязняющих  веществ,  выполнение других требований по охране ат-
   мосферного воздуха, исходя из того, чтобы совокупность выбросов, а
   также вредных физических воздействий от проектируемых, действующих
   и планируемых к строительству в будущем предприятий,  сооружений и
   других  объектов  не привели к превышению нормативов предельно до-
   пустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и
   нормативов  предельно  допустимых  уровней вредных физических воз-
   действий на него.
      Определение мест  строительства,  проекты  строительства  и ре-
   конструкции предприятий,  сооружений и других  объектов,  влияющих
   на состояние  атмосферного  воздуха,  согласовываются  с органами,
   осуществляющими государственный контроль за  охраной  атмосферного
   воздуха,  и  другими  органами  в соответствии с законодательством
   Союза ССР и союзных республик.
      Запрещается ввод  в  эксплуатацию  новых  и  реконструированных
   предприятий, сооружений и других объектов, не удовлетворяющих тре-
   бованиям по охране атмосферного воздуха.
      Предприятия, учреждения  и  организации,  деятельность  которых
   связана  с выбросами загрязняющих веществ в атмосферу,  независимо
   от времени ввода их в действие, должны быть оснащены сооружениями,
   оборудованием  и  аппаратурой  для  очистки выбросов в атмосферу и
   средствами контроля за количеством и составом  выбрасываемых  заг-
   рязняющих веществ.
      Министерства, государственные комитеты и ведомства обязаны осу-
   ществлять контроль за проектированием, строительством и эксплуата-
   цией сооружений,  оборудования и аппаратуры для очистки выбросов в
   атмосферу  от загрязняющих веществ и снижения вредного физического
   воздействия на нее,  а также за оснащением их приборами, необходи-
   мыми для постоянного наблюдения за эффективностью очистки, величи-
   ной выбросов и вредных физических воздействий на атмосферный  воз-
   дух.

         СТАТЬЯ 14. Выполнение требований по охране атмосферного
               воздуха при размещении и развитии городов  и
                         других населенных пунктов

      При планировании  размещения  и развития городов и других насе-
   ленных пунктов должны учитываться состояние атмосферного  воздуха,
   прогноз его  изменения  и  задача  охраны  атмосферного воздуха от
   вредных воздействий.
      Проектирование, застройка, реконструкция городов и других насе-
   ленных пунктов проводятся в соответствии с санитарно-гигиенически-
   ми и другими нормами и правилами по охране атмосферного воздуха.
      Советы народных депутатов должны  принимать  меры  к  улучшению
   благоустройства и  озеленению  территории  населенных  пунктов,  а
   предприятия,  учреждения и организации  -  занимаемых  ими  произ-
   водственных  и иных площадей с целью предотвращения или уменьшения
   загрязнения атмосферного воздуха.
      В районах,  на  атмосферный  воздух которых влияет деятельность
   групп предприятий,  учреждений и организаций,  в установленном по-
   рядке  разрабатываются и осуществляются комплексные мероприятия по
   оздоровлению атмосферного воздуха.
      В случаях  невозможности  уменьшения  выбросов загрязняющих ве-
   ществ и вредных физических воздействий на  атмосферный  воздух  до
   установленных нормативов соответствующие предприятия, сооружения и
   иные объекты закрываются или их производственный профиль  подлежит
   изменению.

          СТАТЬЯ 15. Соблюдение требований по охране атмосферного
                воздуха при внедрении открытий, изобретений,
               новых технических систем, а также при закупке
                          импортного оборудования

      Запрещается внедрение открытий, изобретений, рационализаторских
   предложений,  новых  технических систем,  веществ и материалов,  а
   также приобретение в зарубежных странах технологического  оборудо-
   вания и других объектов,  если они неудовлетворяют установленным в
   СССР требованиям по охране атмосферного воздуха  и  не  обеспечены
   техническими  средствами  контроля за выбросами в атмосферный воз-
   дух.

         СТАТЬЯ 16. Выполнение требований по охране атмосферного
               воздуха  при  применении средств защиты расте-
               ний, минеральных удобрений и других препаратов

      Перечень средств защиты растений,  стимуляторов их роста, мине-
   ральных удобрений и других препаратов, применение которых разреша-
   ется в народном хозяйстве,  а также способы их применения подлежат
   согласованию  со специально уполномоченными органами государствен-
   ного контроля за охраной атмосферного воздуха в порядке,  устанав-
   ливаемом законодательством Союза ССР.
      При создании новых препаратов, применяемых для указанных целей,
   должны разрабатываться нормативы предельно допустимых концентраций
   и методы определения остаточных количеств этих  препаратов  в  ат-
   мосферном воздухе.
      Колхозы, совхозы,  другие предприятия, учреждения, организации,
   а также граждане обязаны соблюдать правила транспортировки, хране-
   ния и применения средств защиты растений,  стимуляторов их  роста,
   минеральных удобрений  и  других  препаратов,  с  тем чтобы не до-
   пускать загрязнения ими атмосферного воздуха.

         СТАТЬЯ 17. Выполнение требований по охране атмосферного
               воздуха при добыче полезных ископаемых, разме-
                 щении и эксплуатации терриконов и отвалов

      Добыча полезных  ископаемых,  взрывные  работы,  размещение   и
   эксплуатация  терриконов,  отвалов  и  свалок должны проводиться с
   соблюдением правил по предотвращению  или  сокращению  загрязнения
   атмосферного  воздуха способами,  согласованными с органами,  осу-
   ществляющими государственный контроль за охраной атмосферного воз-
   духа,  а также другими органами в соответствии с законодательством
   Союза ССР и союзных республик.
      Размещение в населенных пунктах терриконов,  отвалов, складиро-
   вание промышленных отходов,  производственного,  бытового мусора и
   других  отходов,  являющихся  источниками загрязнения атмосферного
   воздуха пылью, вредными газообразными и дурнопахнущими веществами,
   а также сжигание указанных отходов на территории предприятий,  уч-
   реждений, организаций и населенных пунктов запрещаются, кроме слу-
   чаев,  когда  сжигание осуществляется с использованием специальных
   установок при соблюдении требований по охране атмосферного  возду-
   ха.
      Предприятия, учреждения и организации обязаны обеспечивать сво-
   евременный вывоз загрязняющих атмосферный воздух отходов на предп-
   риятия,  использующие их в качестве сырья, или на специализирован-
   ные свалки.

         СТАТЬЯ 18. Регулирование вредных воздействий на атмосфер-
                    ный воздух при отсутствии нормативов

      Вредные воздействия на атмосферный воздух, для которых не уста-
   новлены  соответствующие  нормативы,  могут допускаться в исключи-
   тельных случаях по разрешениям,  выдаваемым на  определенный  срок
   специально уполномоченными на то государственными органами.  В те-
   чение этого срока должен быть установлен соответствующий  норматив
   предельно допустимого вредного воздействия и проведены необходимые
   мероприятия по охране атмосферного воздуха.

         СТАТЬЯ 19. Регулирование потребления атмосферного воздуха
                         для производственных нужд

      При проектировании предприятий, сооружений и других объектов, а
   также при создании и совершенствовании технологических процессов и
   оборудования  должны предусматриваться меры,  обеспечивающие мини-
   мально необходимое потребление  атмосферного  воздуха  для  произ-
   водственных  нужд.
      Потребление воздуха для производственных нужд может быть  огра-
   ничено,  приостановлено  или  запрещено органами,  осуществляющими
   государственный контроль за охраной атмосферного воздуха,  в  слу-
   чае, когда это приводит к изменениям состояния атмосферного возду-
   ха,  оказывающим вредное воздействие на здоровье людей, раститель-
   ный и животный мир.

          СТАТЬЯ 20. Регулирование воздействия на погоду и климат

      Действия, направленные на искусственные изменения состояния ат-
   мосферы и атмосферных явлений в народнохозяйственных целях,  могут
   осуществляться  министерствами,  государственными комитетами и ве-
   домствами,  предприятиями,  учреждениями и организациями только по
   разрешениям  специально уполномоченных на то государственных орга-
   нов и лишь при условии,  что это не  приведет  к  неблагоприятному
   воздействию на погоду и климат.

         СТАТЬЯ 21. Материальное и моральное стимулирование выпол-
             нения мероприятий по охране атмосферного  воздуха

      Законодательством Союза  ССР  и  союзных  республик  могут быть
   установлены меры материального и морального поощрения предприятий,
   учреждений и организаций,  а также граждан, стимулирующие осущест-
   вление мероприятий по охране атмосферного воздуха.

                III. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ВРЕДНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ
                     НА АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ

         СТАТЬЯ 22. Государственный учет вредных воздействий на ат-
                              мосферный воздух

      Объекты, оказывающие вредное воздействие на атмосферный воздух,
   виды  и количество вредных веществ,  выбрасываемых в атмосферу,  а
   также виды и размеры вредных физических воздействий на нее  подле-
   жат государственному учету.
      Государственный учет объектов и их вредных воздействий  на  ат-
   мосферный воздух  осуществляется за счет государства по единой для
   Союза ССР системе в порядке, определяемом Советом Министров СССР.

             IV. НАБЛЮДЕНИЕ И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ
                 АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

         СТАТЬЯ 23. Наблюдение за состоянием атмосферного воздуха

      Наблюдение за  состоянием  атмосферного  воздуха по химическим,
      физическим и биологическим показателям осуществляется общегосу-
   дарственной службой  наблюдения  и контроля за уровнем загрязнения
   природной среды и производится в порядке,  определяемом  законода-
   тельством Союза ССР.
      Сбор, хранение,  поиск и обработка информации о  состоянии  ат-
   мосферного воздуха осуществляется по единой системе.
      На общегосударственную службу наблюдения и контроля за  уровнем
   загрязнения природной среды возлагается обеспечение заинтересован-
   ных государственных и общественных органов,  предприятий, учрежде-
   ний  и  организаций  систематической  информацией  и прогнозами об
   уровнях загрязнения атмосферы под влиянием хозяйственной  деятель-
   ности и метеорологических условий.

          СТАТЬЯ 24. Осуществление мер при состоянии атмосферного
                     воздуха, угрожающем здоровью людей

      Если в результате неблагоприятного сочетания  метеорологических
   факторов, выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и других вред-
   ных воздействий на атмосферный воздух в отдельных районах возника-
   ет угроза здоровью людей, органы общегосударственной службы наблю-
   дения и контроля за уровнем загрязнения  природной  среды  обязаны
   немедленно  сообщать  об  этом  соответствующим  Советам Министров
   союзных республик,  Советам Министров автономных республик, испол-
   нительным  комитетам  местных Советов народных депутатов,  заинте-
   ресованным предприятиям, учреждениям и организациям.
      Советы Министров союзных республик, Советы Министров автономных
   республик,  исполнительные комитеты местных Советов народных депу-
   татов  по  получении таких сообщений переводят в установленном по-
   рядке на специальный режим работы  или  временно  приостанавливают
   работу предприятий, учреждений, организаций и транспортных средств
   с целью снижения интенсивности выбросов и устранения других  вред-
   ных  воздействий на атмосферу,  осуществляют в необходимых случаях
   временную эвакуацию населения и принимают другие неотложные меры.

         СТАТЬЯ 25. Государственный контроль за охраной атмосферно-
                                 го воздуха

      Государственный контроль  за охраной атмосферного воздуха имеет
   своей задачей обеспечить выполнение  всеми  министерствами,  госу-
   дарственными комитетами и ведомствами,  государственными, коопера-
   тивными и другими общественными предприятиями,  учреждениями и ор-
   ганизациями, а также гражданами мероприятий по охране атмосферного
   воздуха, соблюдение условий выбросов загрязняющих веществ и других
   вредных воздействий на атмосферу, а также иных правил, установлен-
   ных законодательством об охране атмосферного воздуха.
      Государственный контроль  за  охраной атмосферного воздуха осу-
   ществляется Советами  народных  депутатов,  их  исполнительными  и
   распорядительными органами,  а также специально уполномоченными на
   то государственными органами в порядке,  устанавливаемом законода-
   тельством Союза ССР.

         СТАТЬЯ 26. Ведомственный контроль за охраной атмосферного
                                  воздуха

      Ведомственный контроль за охраной атмосферного воздуха,  в  том
   числе за соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов заг-
   рязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных  физических  воз-
   действий на него, осуществляется органами, в ведении которых нахо-
   дятся предприятия,  учреждения и организации,  оказывающие вредное
   воздействие на атмосферный воздух.
      При осуществлении ведомственного контроля  министерства,  госу-
   дарственные комитеты и ведомства обязаны руководствоваться законо-
   дательством Союза ССР и союзных республик, правилами и инструкция-
   ми, утверждаемыми   специально   уполномоченными   органами  госу-
   дарственного контроля за охраной атмосферного воздуха.

                V. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ
                   АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

      СТАТЬЯ 27. Порядок разрешения споров по вопросам охраны
                      атмосферного воздуха

      Споры по вопросам охраны атмосферного воздуха разрешаются Сове-
   тами  Министров  союзных республик,  Советами Министров автономных
   республик, исполнительными комитетами местных Советов народных де-
   путатов, а также специально уполномоченными на то государственными
   органами в порядке,  устанавливаемом законодательством Союза ССР и
   союзных республик.
      Споры между государственными и общественными организациями  од-
   ной  союзной республики и государственными и общественными органи-
   зациями другой союзной республики по вопросам охраны  атмосферного
   воздуха рассматриваются комиссией,  образуемой на паритетных нача-
   лах из представителей заинтересованных союзных республик.  В  слу-
   чае, если  комиссия  не пришла к согласованному решению,  споры по
   указанным вопросам подлежат рассмотрению в  порядке,  определяемом
   Советом Министров СССР.

              VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
                  ОБ ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

         СТАТЬЯ 28. Ответственность за нарушение законодательства
                       об охране атмосферного воздуха

      Лица, виновные в совершении следующих нарушений законодательст-
   ва об охране атмосферного воздуха:
      превышении нормативов  предельно допустимых выбросов загрязняю-
   щих веществ в атмосферный воздух;
      превышении нормативов  предельно  допустимых вредных физических
   воздействий на атмосферный воздух;
      выбросе загрязняющих  веществ в атмосферу без разрешения специ-
   ально уполномоченных на то государственных органов;
      нарушении правил эксплуатации, а также неиспользовании установ-
   ленных сооружений, оборудования, аппаратуры для очистки и контроля
   выбросов в атмосферу;
      вводе в эксплуатацию новых  и  реконструированных  предприятий,
   сооружений  и  других объектов,  не удовлетворяющих требованиям по
   охране атмосферного воздуха;
      производстве и  эксплуатации  автомобилей,  самолетов,  судов и
   других передвижных средств и установок,  у которых содержание заг-
   рязняющих веществ в выбросах превышает установленные нормативы;
      внедрении открытий,  изобретений,  рационализаторских предложе-
   ний,  новых технических систем,  веществ и материалов, а также за-
   купке в зарубежных странах технологического оборудования и  других
   объектов,  не  удовлетворяющих установленным в СССР требованиям по
   охране  атмосферного  воздуха  и  не   обеспеченных   техническими
   средствами контроля за выбросами в атмосферу;
      нарушении правил складирования промышленных и бытовых  отходов,
   транспортировки,  хранения  и  применения средств защиты растений,
   стимуляторов их роста,  минеральных удобрений и других препаратов,
   повлекшем или могущим повлечь загрязнение атмосферного воздуха;
      невыполнении предписаний органов,  осуществляющих государствен-
   ный контроль за охраной атмосферного воздуха,
      несут уголовную,  административную или иную  ответственность  в
   соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик.
      Законодательством Союза ССР  и  союзных  республик  может  быть
   установлена ответственность и за другие нарушения законодательства
   об охране атмосферного воздуха.

         СТАТЬЯ 29. Возмещение вреда, причиненного в результате на-
              рушения законодательства об охране атмосферного
                                  воздуха

      Предприятия, учреждения,  организации и граждане  обязаны  воз-
   местить  вред,  причиненный  нарушением законодательства об охране
   атмосферного воздуха,  в размерах и порядке, устанавливаемых зако-
   нодательством Союза  ССР  и союзных республик.  Должностные лица и
   другие работники,  по вине которых предприятия, учреждения и орга-
   низации понесли расходы,  связанные с возмещением вреда, несут ма-
   териальную ответственность в установленном порядке.

                      VII. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ

                     СТАТЬЯ 30. Международные договоры

      Если международным договором СССР установлены иные правила, чем
   те,  которые содержатся в советском законодательстве об охране ат-
   мосферного воздуха,  то применяются правила международного догово-
   ра.
      Такой же порядок применяется в  отношении  законодательства  об
   охране атмосферного воздуха союзной республики, если в международ-
   ном договоре союзной республики установлены иные правила, чем пре-
   дусмотренные законодательством об охране атмосферного воздуха этой
   союзной республики.

                           ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР

                        П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
                       от 25 июня 1980 г. N 2354-Х
                           г. МОСКВА, КРЕМЛЬ

                О ПОРЯДКЕ ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА СССР
                    "ОБ ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА"


      В связи  с принятием Закона СССР "Об охране атмосферного возду-
   ха" Верховный Совет  Союза  Советских  Социалистических  Республик
   п о с т а н о в л я е т:

      1. Ввести  в действие Закон СССР "Об охране атмосферного возду-
   ха" с 1 января 1981 года.

      2. Установить,  что Закон СССР "Об охране атмосферного воздуха"
   применяется к отношениям,  возникшим после введения в действие За-
   кона, то есть с 1 января 1981 года.
      В правоотношениях, возникших до введения в действие Закона СССР
   "Об охране атмосферного воздуха",  осуществление  прав  и  обязан-
   ностей участников этих правоотношений с 1 января 1981 года регули-
   руется в соответствии с указанным Законом.

      3. Упомянутые в статье 18 Закона СССР " Об охране  атмосферного
   воздуха" вредные воздействия на атмосферный воздух, для которых не
   установлены соответствующие нормативы,  могут временно допускаться
   после введения в действие закона впредь до получения в установлен-
   ном порядке разрешений на эти воздействия,  если они не будут зап-
   рещены специально уполномоченными на то государственными органами.

      4. Установить, что заключения по условиям выбросов загрязняющих
   веществ в атмосферу,  выданные до введения в действие Закона  СССР
   "Об охране атмосферного воздуха", сохраняют силу до истечения сро-
   ка,  обусловленного при выдаче этих заключений, если в установлен-
   ном  порядке  не определен более ранний срок получения разрешений,
   предусмотренных частью первой статьи 10 Закона,  или не  возникнут
   основания  для  ограничения,  приостановления либо запрещения выб-
   росов.

      5. Предприятия,  учреждения и организации, деятельность которых
   связана с выбросами загрязняющих веществ в атмосферу,  не оснащен-
   ные ко времени введения в действие  Закона  СССР  "Об  охране  ат-
   мосферного  воздуха"  сооружениями,  оборудованием  и аппаратурой,
   указанными в части четвертой  статьи  13  этого  Закона,  а  также
   средствами  контроля  за количеством и составом выбрасываемых заг-
   рязняющих веществ, оснащаются ими в соответствии с государственны-
   ми планами экономического и социального развития в порядке,  опре-
   деляемом Советом Министров СССР.

      6. Установить,  что  в  районах,  где  ко  времени  введения  в
   действие  Закона  СССР "Об охране атмосферного воздуха" содержание
   загрязняющих веществ в атмосфере превышает нормативы предельно до-
   пустимых концентраций, предприятия, учреждения и организации, име-
   ющие стационарные источники загрязнения, должны разработать и сог-
   ласовать  со  специально уполномоченными органами государственного
   контроля за охраной атмосферного воздуха планы снижения  выбросов,
   обеспечивающие соблюдение нормативов предельно допустимых концент-
   раций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. На период реали-
   зации  указанных  планов  специально  уполномоченные  на  то госу-
   дарственные органы вправе устанавливать временно согласованные ве-
   личины выбросов загрязняющих веществ.

      7. Поручить  Президиуму Верховного Совета СССР привести законо-
   дательство Союза ССР в соответствие с Законом СССР "Об охране  ат-
   мосферного воздуха".

      8. Совету  Министров СССР привести решения Правительства СССР в
   соответствие с Законом СССР "Об охране атмосферного воздуха".

      9. Поручить Верховным Советам союзных республик привести  зако-
   нодательство  союзных  республик в соответствие с Законом СССР "Об
   охране атмосферного воздуха".


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz