Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 05.12.78 N 6 О ДАЛЬНЕЙШЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РАССМОТРЕНИЮ В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА ЖАЛОБ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ И ПЕРЕСМОТРУ ПРИГОВОРОВ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПОСТАНОВЛЕНИЙ, ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад





              ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                        от 5 декабря 1978 г. N 6

                    О ДАЛЬНЕЙШЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ
                ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
      ПО РАССМОТРЕНИЮ В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА ЖАЛОБ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ
         И ПЕРЕСМОТРУ ПРИГОВОРОВ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПОСТАНОВЛЕНИЙ,
                      ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ

            (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ
         от 20.12.83 N 10, от 24.12.85 N 10, от 21.12.93 N 11)

       Пленум отмечает,  что  Верховные  суды   республик,   краевые,
   областные и соответствующие им суды Российской Федерации, выполняя
   возложенные  на  них  функции  надзора,  в  основном  обеспечивают
   своевременное  устранение  ошибок и нарушений закона,  допускаемых
   судами первой и кассационной инстанций.
       Уменьшается число    случаев    необоснованного    отказа    в
   истребовании дел для проверки законности и обоснованности судебных
   решений  и  в  принесении  протестов;  улучшается качество и сроки
   рассмотрения жалоб и дел по протестам и порядке надзора.
       Вместе с  тем  не  устранены  отдельные  факты невнимательного
   отношения  к  жалобам  и   заявлениям   граждан;   иногда   жалобы
   рассматриваются без истребования дел,  хотя содержащиеся в жалобах
   доводы не опровергаются доказательствами,  приведенными в судебных
   документах,   либо  когда  законность  и  обоснованность  судебных
   решений  вызывает  сомнение.  Некоторые   ответы   об   отказе   в
   истребовании дела или принесении протеста не содержат убедительных
   доводов принятого решения.  Эти и подобные  им  нарушения  нередко
   влекут   за   собой  повторные  жалобы  или  обращения  граждан  в
   вышестоящие инстанции.
       Истребованные для проверки в порядке надзора уголовные дела не
   всегда изучаются  с  достаточной  полнотой;  не  во  всех  случаях
   выполняются  требования  закона  о проверке производства по делу в
   полном объеме и в отношении всех осужденных,  в связи с чем иногда
   не  обеспечивается  своевременное  и полное исправление допущенных
   ошибок. Имеют место факты необоснованного оставления протестов без
   удовлетворения, а также отмены и изменения законных и обоснованных
   приговоров и определений.
       Допускаются случаи      нарушения     норм     процессуального
   законодательства,  регламентирующих условия и порядок рассмотрения
   дел в надзорной инстанции. Отменяя судебные решения с направлением
   дел  на  новое  расследование  или  новое  судебное  рассмотрение,
   надзорные  инстанции  в  нарушение  требований ст.  380 УПК  РСФСР
   иногда дают указания,  предрешающие выводы органов следствия  либо
   суда   первой   инстанции   по  вопросам  доказанности  обвинения,
   квалификации   преступления   и    меры    наказания.    Отдельные
   постановления  президиумов  областных  и  соответствующих им судов
   недостаточно мотивированы.
       Не всегда соблюдаются установленные сроки рассмотрения жалоб и
   дел.
       Некоторые областные  и  соответствующие  им  суды недостаточно
   глубоко изучают и анализируют работу по рассмотрению жалоб и дел в
   порядке  надзора  и  причины допускаемых судами ошибок и нарушений
   закона;   не   всегда   оказывают   народным   судам   необходимую
   практическую   помощь  в  правильном  и  единообразном  применении
   законодательства, повышении качества рассмотрения уголовных дел.
       В целях   устранения   имеющихся   недостатков  и  дальнейшего
   совершенствования работы судов  по  рассмотрению  жалоб  и  дел  в
   порядке   надзора  Пленум  Верховного  Суда  Российской  Федерации
   постановляет:
       1. Судам  необходимо  повысить  качество рассмотрения жалоб на
   вступившие в законную силу приговоры,  определения и постановления
   по уголовным делам, имея в виду, что правильное и своевременное их
   разрешение является одной из  гарантий  восстановления  нарушенных
   прав и законных интересов граждан при осуществлении правосудия.
       2. Обратить внимание председателей областных и соответствующих
   им  судов на необходимость обеспечения тщательного изучения каждой
   жалобы, поданной в порядке надзора.
       Не допускать  отказа  в истребовании дел,  если содержащиеся в
   жалобе доводы не опровергаются  доказательствами,  приведенными  в
   судебных  документах,  либо  когда  сами судебные решения вызывают
   сомнение в их законности и обоснованности.
       В случае оставления жалобы без удовлетворения заявителю должен
   быть дан мотивированный ответ с обоснованием принятого решения.
       3. Обеспечить  глубокое  изучение истребованных уголовных дел;
   тщательно проверять содержащиеся в жалобах доводы о допущенных  по
   делу  ошибках  и нарушениях закона;  своевременно принимать меры к
   восстановлению  нарушенных  прав  граждан   и   защите   интересов
   государства.   В   случае  отказа  в  принесении  протеста  должно
   составляться заключение с изложением в нем  обстоятельств  дела  и
   конкретных доказательств, опровергающих доводы жалобы, а заявителю
   следует направлять мотивированный ответ.
       4. При  рассмотрении  дел по протестам в порядке надзора судам
   надлежит  строго   выполнять   требования   норм   процессуального
   законодательства,   регламентирующих   производство   в  надзорной
   инстанции.
       5. Разъяснить,  что,  исходя из смысла ст.  373 УПК РСФСР,  не
   могут  быть  по  основаниям,  ухудшающим  положение   осужденного,
   пересмотрены и отменены в порядке надзора по истечении года со дня
   вступления в законную силу приговоры,  определения и постановления
   судов по вопросам, касающимся, в частности:
       применения к осужденному акта амнистии;
       применения отсрочки   исполнения   приговора   или  отклонения
   представления об отмене такой отсрочки;
       непризнания осужденного   особо   опасным   рецидивистом   или
   исключения из приговора  решения  о  таком  признании  вышестоящей
   судебной инстанцией;
       исчисления срока отбывания наказания;
       освобождения осужденного от отбывания наказания по болезни или
   инвалидности;
       применения к  осужденному  условно-досрочного  освобождения от
   наказания или замены неотбытой части наказания более мягким;
       направления или перевода осужденного для отбывания наказания в
   исправительно-трудовое учреждение менее строгого режима;
       сокращения испытательного  срока  лицу,  условно осужденному с
   применением ст. 44 УК РСФСР;
       включения времени   отбывания  исправительных  работ  в  общий
   трудовой стаж;
       снятия судимости.
       6. Суд,  рассматривая дело по протесту  в  порядке  надзора  и
   принимая решение в отношении одного или нескольких лиц,  не вправе
   одновременно  отменить  приговор  (определение,  постановление)  в
   части оправдания или прекращения дела в отношении других лиц, если
   протест  о  них  не  принесен,  поскольку  отмена  оправдательного
   приговора или определения (постановления) о прекращении уголовного
   дела ухудшает  положение  оправданного  и  лица,  дело  о  котором
   прекращено.
       7. Обратить  внимание  судов,  что  в   тех   случаях,   когда
   рассмотрение  дела по протесту в порядке надзора в отношении одних
   осужденных (оправданных) входит в  компетенцию  нижестоящей,  а  в
   отношении  других - в компетенцию вышестоящей надзорной инстанции,
   дело рассматривается вышестоящей надзорной инстанцией в  отношении
   всех лиц, о которых принесен протест.
       Поэтому, если  дело  в  отношении   одного   либо   нескольких
   осужденных  (оправданных)  рассматривалось  президиумом областного
   или соответствующего ему суда,  протест в  отношении  этих  лиц  и
   других осужденных (оправданных),  дело о которых в порядке надзора
   не рассматривалось,  подлежит рассмотрению в Судебной коллегии  по
   уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации.
       Дело, которое по протесту в  порядке  надзора  рассматривалось
   вышестоящей  инстанцией,  может быть рассмотрено судом нижестоящей
   надзорной инстанции лишь в отношении тех осужденных (оправданных),
   решение о которых ранее не принималось ни одной из этих инстанций.
       8. При  рассмотрении  дела  в  надзорной   инстанции   следует
   тщательно  проверять  выполнение  судом,  рассматривавшим  дело  в
   кассационном  порядке,  всех  требований  уголовно-процессуального
   законодательства;  не  оставлять без реагирования ни одного случая
   нарушения    кассационной     инстанцией     материального     или
   процессуального законодательства.
       9. Рассматривая дело по протесту в  порядке  надзора,  суд   в
   случае  снижения  наказания  до  трех и менее лет лишения  свободы
   вправе   применить   к   осужденному   ст.    46.1    УК    РСФСР,
   предусматривающую условия и порядок отсрочки исполнения приговора,
   и возложить на него предусмотренные законом обязанности.
       10. Если  при  рассмотрении дела в порядке надзора в отношении
   лица,  совершившего  преступление,   не   представляющее   большой
   общественной  опасности,  будет  признано,  что  его исправление и
   перевоспитание возможно без применения уголовного  наказания,  суд
   может освободить такое лицо от уголовной ответственности и принять
   одно из решений,  предусмотренных ч.  3 ст.  50 УК РСФСР.  В таком
   случае  приговор  и последующие судебные решения подлежат отмене с
   прекращением дела на основании ст. 6.1 УПК РСФСР.
       11. Изменяя   приговор   ввиду   несоответствия   назначенного
   наказания   тяжести   совершенного   преступления    и    личности
   осужденного,  суд  надзорной  инстанции  может принять во внимание
   имеющиеся  в  деле  смягчающие   ответственность   обстоятельства,
   которые не были в полной мере учтены при постановлении приговора и
   рассмотрении дела в кассационном порядке,  а также  дополнительные
   материалы, если содержащиеся в них сведения о личности осужденного
   не требуют проверки.
       12. Обратить  внимание  судов,  что  дополнительные материалы,
   представленные при протесте или истребованные по инициативе суда и
   послужившие  наряду  с  другими  доказательствами  основанием  для
   принятия решения надзорной инстанцией, во всех случаях должны быть
   приобщены к уголовному делу.
       13. Президиумам   областных   и   соответствующих   им   судов
   необходимо  улучшить качество выносимых постановлений по уголовным
   делам;  строго выполнять требования ст. ст. 381 и 351 УПК РСФСР; в
   каждом  постановлении  приводить  мотивы  и основания принятого по
   делу решения,  не допуская включения в постановление о направлении
   дела  на  новое  рассмотрение  формулировок,  предрешающих  выводы
   органов следствия или судов первой и второй инстанций по  вопросам
   доказанности  или недоказанности обвинения,  оценки доказательств,
   применения уголовного закона и назначения наказания.
       14. Верховным   судам  республик,  краевым,  областным  судам,
   Московскому  и   Санкт-Петербургскому   городским   судам,   судам
   автономной   области   и   судам   автономных   округов  постоянно
   анализировать  практику  рассмотрения  жалоб  и  дел   в   порядке
   надзора, изучать  причины поступления  повторных жалоб,  используя
   материалы обобщения для оказания помощи народным судам и  принятия
   мер   к   устранению   и   предупреждению   ошибок   в  применении
   материального и процессуального законодательства.
       Учитывая, что    деятельность    президиумов    областных    и
   соответствующих им судов по пересмотру вступивших в законную  силу
   приговоров,   определений   и  постановлений  по  уголовным  делам
   способствует    единообразному    и     правильному     применению
   законодательства, имеет важное значение для улучшения рассмотрения
   дел кассационными инстанциями и  формирования  судебной  практики,
   председателям  указанных судов принять меры к устранению имеющихся
   недостатков и дальнейшему повышению уровня работы президиумов.

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz