Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

[ИНФОРМАЦИЯ О ДЕЛЕ] В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ "О РЕКЛАМЕ" РЕКЛАМОДАТЕЛЬ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ В ЧАСТИ СОДЕРЖАНИЯ ИНФОРМАЦИИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМОЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ РЕКЛАМЫ, ЕСЛИ НЕ ДОКАЗАНО, ЧТО УКАЗАННОЕ НАРУШЕНИЕ ПРОИЗОШЛО ПО ВИНЕ РЕКЛАМОПРОИЗВОДИТЕЛЯ ИЛИ РЕКЛАМОРАСПРОСТРАНИТЕЛЯ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


          (По материалам решения Арбитражного суда г. Москвы
              от 5 июля 2002 года N А40-13860/02-125-90)
   
       Арбитражный суд ...
   
                              установил:
   
       иск  заявлен о признании недействительным Решения Комиссии МАП
   России по делу N РЦ.11.01.67 от 30.11.2001.
       В  обоснование  исковых  требований  истец  указал,   что  при
   вынесении   оспариваемого   решения  МАП  сделал  свой  вывод  без
   надлежащего  изучения  и анализа  как  содержания  самих рекламных
   роликов,   так  и воздействия  на  аудиторию  их  демонстрации  по
   телевидению,  не привлек экспертов - психологов; ответчик ошибочно
   определил  направленность рекламных роликов;  употребление пива на
   вокзалах и пляжах не запрещено действующим законодательством.
       Ответчик  против удовлетворения исковых требований возражал по
   основаниям,  изложенным в отзыве на исковое заявление, указав, что
   оспариваемое   решение   принято   в  соответствии   с действующим
   законодательством, в пределах компетенции МАП РФ.
       В  судебном  заседании  истец  заявил ходатайство о назначении
   судебно - психологической экспертизы.
       В   судебном  заседании  судом  дважды  просмотрены  рекламные
   ролики, в отношении которых вынесено оспариваемое решение Комиссии
   МАП,  предоставленные  истцом,  и  также  дважды - предоставленные
   ответчиком.    Видеокассета    с   рекламой    пива    "Клинское",
   предоставленная ответчиком, приобщена к материалам дела.
       Выслушав  представителей  сторон,  изучив материалы дела,  суд
   оставил  ходатайство  истца  без  удовлетворения,  о  чем вынесено
   определение.
       Суд  считает,  что исковые требования заявлены необоснованно и
   не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
       Оспариваемым   решением   реклама   пива  "Клинское"  признана
   ненадлежащей, побуждающей к совершению опасных действий, а именно,
   к купанию в нетрезвом состоянии и распитию пива в зонах повышенной
   опасности,  поскольку в ней нарушены требования п.  6 ст.  5 ФЗ "О
   рекламе" от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ. Комиссия также решила выдать
   истцу   предписание  о прекращении  нарушения  законодательства  о
   рекламе,  выразившегося в распространении рекламы пива "Клинское",
   побуждающей  к совершению  опасных действий,  а именно,  купанию в
   нетрезвом  состоянии и распитию пива в зонах повышенной опасности;
   применить  к ООО  "Стар Дистрибьюшн Компани" меры административной
   ответственности  за ненадлежащую рекламу пива "Клинское" в размере
   200 минимальных размеров оплаты труда.
       Предметом рассмотрения Комиссии МАП стали два рекламных ролика
   с условным названием "Пляж" и "Ж.-д станция".
       Истец   не   представил   запрошенное   определением  суда  по
   настоящему   делу  от  28.06.2002  подробное  описание  (сценарий)
   указанных видеороликов.
       Так, сюжет первого рекламного ролика:
       Солнечный день.
       Пятеро  молодых  людей выбегают из воды и синхронно ложатся на
   пляжные лежаки.  Действие сопровождается текстом:  "Что мы делаем,
   когда собираемся вместе?  Да пиво пьем!  Какое пиво?  Ясное дело -
   продвинутое, наше любимое, светлое, с отличным освежающим вкусом."
   Рука  берет  одну  бутылку пива "Клинское" из пяти,  открывает ее.
   Крупным  планом  - молодые  люди  (3 девушки,  3 юноши) пьют пиво.
   Крупным  планом  во  весь  экран  - заставка  в виде этикетки пива
   "Клинское" на фоне понижающегося уровня пива.
       Крупным  планом  - молодой  человек  в темных  очках и светлой
   шляпе, сидящий в шезлонге, пиво не потребляет.
       1 девушка и 2 юноши играют по пояс в воде.
       Крупным  планом  - наклоненное  горлышко  бутылки  с этикеткой
   крупным   планом,   капают   последние   капли,   молодой  человек
   рассматривает  пустую  бутылку  и произносит:  "А  кто  пойдет  за
   "Клинским?"
       Изображение молодого человека в темных очках и светлой шляпе и
   голос за кадром: "Сегодня - самый нарядный!"
       Крупным   планом   - бутылки  пива  во  льду,   надпись  "Пиво
   "Клинское" во весь экран на фоне повышающегося уровня пива;  рука,
   берущая  бокал с пивом,  проступающая надпись на заднем плане "Кто
   идет за "Клинским?".
       На  фоне  заходящего солнца пляшущие на пирсе силуэты юношей и
   девушек с бутылками в руках, в том числе и юноша в шляпе.
       Сюжет второго ролика.
       Рука  берет  пачку  билетов  в окошечке железнодорожной кассы.
   Юноши  и девушки  собираются  вместе на перроне и смотрят на часы.
   Рука  берет одну бутылку пива клинского из нескольких,  стоящих во
   льду,  открывает  ее.  Крупным  планом  - юноша  пьет пиво.  Кадры
   демонстрируют  развлекающихся в ожидании электрички молодых людей:
   слушающих музыку,  пляшущих, фотографирующихся, играющих небольшим
   мячиком в футбол на железнодорожных рельсах.
       Юноши и девушки потребляют пиво "Клинское".
       Изображение молодого человека в очках,  сидящего на скамейке и
   читающего журнал, который пива не потребляет.
       Голос за кадром:  "Что мы делаем, когда собираемся вместе?  Да
   пиво  пьем!  Какое пиво?  Ясное дело - продвинутое,  наше любимое,
   светлое,  с  отличным освежающим вкусом.  Так что у нас никогда не
   возникает вопроса, какое пиво пить. Возникает другой вопрос..."
       Один из юношей смотрит на пустую бутылку и спрашивает:  "А кто
   идет за "Клинским?"
       Изображение    молодого   человека   в  очках   на   скамейке,
   закрывающего  журнал.  Голос  за кадром:  "Конечно - самый умный".
   Изображение  бутылок  пива  во  льду,  рука  берет  одну  бутылку,
   изображение  бутылки  пива "Клинское",  крупным планом изображение
   бутылки пива и стакана с фирменной наклейкой, наполненного пивом.
       Проступающая надпись на заднем плане "Кто идет за "Клинским?",
   двое  юношей  мчат  по платформе багажную тележку,  на которой две
   девушки  и один  юноша  сидят  с бутылками  пива в руках;  по краю
   платформы идет пожилой мужчина.
       В   соответствии   со   ст.  26  ФЗ  "О  рекламе"  Федеральный
   антимонопольный  орган (его территориальные органы) осуществляет в
   пределах своей компетенции государственный контроль за соблюдением
   законодательства Российской Федерации о рекламе.
       Предметом рассмотрения Комиссии МАП являлось соответствие двух
   указанных рекламных роликов пива "Клинское" требованиям п. 6 ст. 5
   ФЗ "О рекламе".
       Согласно   ст.   30   указанного  Закона  рекламодатель  несет
   ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации
   о  рекламе  в части  содержания  информации,  предоставляемой  для
   создания  рекламы,  если  не  доказано,  что  указанное  нарушение
   произошло       по       вине       рекламопроизводителя       или
   рекламораспространителя.
       Как   следует   из   материалов   дела,    дело   о  нарушении
   законодательства   о  рекламе   было  возбуждено  в отношении  ЗАО
   "Клинский пивокомбинат". Однако, как сообщил последний (исх. N 783
   от 19.11.2001),  рекламодателем пива "Клинское" является ООО "Стар
   Дистрибьюшн компани", которое и было привлечено к делу.
       Производство  и размещение  рекламных  роликов пива "Клинское"
   осуществлялось   на   основании   договора   N 60  от  05.03.2002,
   заключенного между ООО "Стар Дистрибьюшн компани" и ООО "Эдвента".
       ООО   "Стар   Дистрибьюшн  компани"  утвердило  композиционное
   оформление рекламных роликов пива "Клинское".
       В   судебном   заседании   истец   подтвердил,   что  является
   рекламодателем пива "Клинское".
       Согласно  п.  6  ст.  5  указанного  Закона  реклама не должна
   побуждать граждан к насилию,  агрессии, возбуждать панику, а также
   побуждать  к опасным  действиям,  способным  нанести вред здоровью
   физических лиц или угрожающим их безопасности.
       В исковом заявлении указано, что оспариваемое решение является
   незаконным и необоснованным.
       Довод   истца  о том,   что  МАП  РФ  сделал  свой  вывод  без
   надлежащего изучения и анализа как самих рекламных роликов,  так и
   воздействия  на  аудиторию  их  демонстрации  по  телевидению,  не
   привлек экспертов - психологов, не признан судом обоснованным.
       В соответствии с п.  3.3 Порядка рассмотрения дел по признакам
   нарушения   законодательства   Российской   Федерации   о рекламе,
   утвержденного  Приказом  МАП  РФ от 13 ноября 1995 г.  N 147,  для
   разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов,  требующих
   специальных познаний,  Комиссия вправе,  а не обязана привлекать к
   участию в рассмотрении дела экспертов и специалистов.
       При  вынесении  решения  о признании  рекламы  пива "Клинское"
   ненадлежащей  Комиссия МАП РФ исходила из того,  что пиво является
   алкогольным  напитком,  содержащим  от 1,5 до 5% этилового спирта,
   что является общеизвестным фактом, и не отрицалось истцом.
       Комиссия учитывала сложившееся в обществе восприятие указанной
   рекламы и отношение к ней населения;  основывалась на публикациях,
   посвященных   данной   теме,   в  средствах  массовой  информации;
   запрашивала   телекомпании  об  объеме  распространения  указанных
   видеороликов.  Так,  согласно  эфирной  справке  телекомпании  НТВ
   (представленной на обозрение суда в судебном заседании),  например
   только 04.09.01 рекламный ролик "Пляж" демонстрировался в эфире 10
   раз, рекламный ролик "Ж.-д станция" - 5 раз.
       При  принятии  решения  учитывалось  мнение МВД России (Письмо
   исх.  N  12/4108 от 11.10.2001),  которое указало,  что постоянная
   реклама  пивных и винно - водочных изделий,  призывающая граждан к
   систематическому  их  употреблению,  в  том числе перед купанием в
   водоеме,  побуждает  отдыхающих к купанию в состоянии алкогольного
   опьянения,  приводит  к их гибели и в целом влияет на национальное
   здоровье России.
       Изучив  представленные доказательства,  суд сделал вывод,  что
   оспариваемое решение вынесено Комиссией МАП в соответствии с ФЗ "О
   рекламе",  с  соблюдением  Порядка  рассмотрения  дел по признакам
   нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
       Кроме  того,  в соответствии со ст.  16 ФЗ "О рекламе" реклама
   алкогольных  напитков,   распространяемая  любыми  способами,   не
   должна:
       содержать   демонстрацию   процесса   потребления  алкогольных
   напитков,   а   также   не   должна  создавать  впечатление,   что
   употребление   алкоголя   имеет  важное  значение  для  достижения
   общественного,  спортивного  или личного успеха либо для улучшения
   физического или психического состояния;
       обращаться   непосредственно  к несовершеннолетним,   а  также
   использовать   образы   физических   лиц  в возрасте  до  35  лет,
   высказывания   или  участие  лиц,   пользующихся  популярностью  у
   несовершеннолетних и лиц в возрасте до 21 года.
       В   соответствии   со   ст.   13   ГК   РФ   судом  признаются
   недействительными  ненормативные  акты  государственных  органов и
   органов  местного  самоуправления,  не  соответствующие закону или
   иным   правовым   актам  и нарушающие  права  и законные  интересы
   юридического лица.
       Истец  не  указал,  каким  нормам  права  указанное решение не
   соответствует, какие права и законные интересы истца нарушены.
       Представленные истцом в качестве доказательств консультативные
   заключения  специалистов - психологов не соответствуют требованиям
   ст. ст. 52, 56, 57, 66 - 68 АПК РФ.
       Учитывая изложенное, на основании ст. 13 ГК РФ, руководствуясь
   ст. ст. 95, 124 - 127, 132 АПК РФ, суд
   
                                решил:
   
       в иске ООО "Стар Дистрибьюшн компани" к МАП России о признании
   недействительным Решения Комиссии МАП России по делу N РЦ.11.01.67
   от 30.11.2001 отказать.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz