Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ ВОЙНЫ (ГААГА, ДЕКАБРЬ 1922 ГОДА ФЕВРАЛЬ 1923 ГОДА)

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                                ПРАВИЛА
                      ВЕДЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ ВОЙНЫ <*>
   
             (Гаага, декабрь 1922 года - февраль 1923 года)
   
        (Не были приняты в качестве обязательных для выполнения)
   
         Глава I. СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ: КЛАССИФИКАЦИЯ И МАРКИРОВКА
   
                                Статья 1
   
       Правила воздушной войны применяются ко всем  воздушным  судам,
   как  к  тем,  которые тяжелее,  так и тем,  которые легче воздуха,
   независимо от того, могут ли они держаться на воде.
       --------------------------------
       <*> Проект составлен комиссией юристов в Гааге.
   
                                Статья 2
   
       Следующие воздушные суда будут считаться государственными:
       а) военные воздушные суда;
       б) невоенные воздушные  суда,  используемые  исключительно  на
   государственной службе.
       Все остальные воздушные суда должны считаться частными.
   
                                Статья 3
   
       На военных воздушных судах должен быть  внешний  отличительный
   знак,  указывающий  его  государственную  принадлежность и военное
   назначение.
   
                                Статья 4
   
       Государственное невоенное  воздушное  судно,  используемое   в
   целях   таможенной  или  полицейской  службы,  должно  располагать
   документами,   удостоверяющими   тот   факт,   что   оно    занято
   исключительно на государственной службе.  На таком воздушном судне
   должен  быть  внешний  отличительный  знак,  указывающий  на   его
   государственную принадлежность и его невоенное назначение.
   
                                Статья 5
   
       Государственные невоенные воздушные суда,  иные,  нежели суда,
   используемые для целей таможенной или полицейской служб, должны во
   время  войны  быть  отмечены  такими  же  внешними  отличительными
   знаками и для целей настоящих Правил будут рассматриваться наравне
   с частными воздушными судами.
   
                                Статья 6
   
       Воздушные суда,   не   перечисленные   в   статьях  3  и  4  и
   рассматриваемые как частные воздушные  суда,  должны  иметь  такие
   документы и такие внешние отличительные знаки, которые требуются в
   соответствии с правилами,  действующими в  их  стране.  Эти  знаки
   должны указывать на их государственную принадлежность и характер.
   
                                Статья 7
   
       Внешние отличительные  знаки,  требуемые предыдущими статьями,
   должны быть  прикреплены  таким  образом,  чтобы  их  нельзя  было
   видоизменить во время полета.  Они должны быть настолько большими,
   насколько это практически возможно,  и быть видимыми сверху, снизу
   и с каждой стороны.
   
                                Статья 8
   
       О внешних   отличительных  знаках,  предписываемых  правилами,
   действующими в каждой стране,  будет незамедлительно сообщено всем
   другим державам.
       Об изменениях,  принимаемых  в  мирное   время   в   правилах,
   устанавливающих внешние отличительные знаки, будет сообщаться всем
   другим державам до того, как они вступят в силу.
       Об изменениях  в таких правилах,  которые принимаются в начале
   войны  или  во  время  военных  действий,  каждая  держава  должна
   уведомить  все другие державы как можно скорее и самое позднее - в
   срок,  когда аналогичное  уведомление  передается  ее  собственным
   войскам, участвующим в боевых действиях.
   
                                Статья 9
   
       Невоенное воздушное    судно    воюющего    государства,   как
   государственное,  так и частное,  может быть  обращено  в  военное
   воздушное  судно  при  условии,  что  это  обращение имеет место в
   пределах  юрисдикции  воюющего  государства,  к  которому   данное
   воздушное судно принадлежит, но не в открытом море.
   
                               Статья 10
   
       Ни одно  воздушное  судно  не  может  принадлежать более чем к
   одному государству.
   
                        Глава II. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ
   
                               Статья 11
   
       За пределами   действия  юрисдикции  какого-либо  государства,
   воюющего  или  нейтрального,   все   воздушные   суда   пользуются
   неограниченной свободой пролета и посадки на воду.
   
                               Статья 12
   
       Во время   войны   любое   государство,  как  воюющее,  так  и
   нейтральное, может запретить или регулировать доступ, передвижение
   или пребывание воздушных судов в пределах действия его юрисдикции.
   
                       Глава III. ВОЮЮЩИЕ СТОРОНЫ
   
                               Статья 13
   
       Только военные воздушные суда пользуются правами воюющих.
   
                               Статья 14
   
       Военное воздушное  судно  должно  находиться под командованием
   должным    образом    уполномоченного    или    находящегося    на
   государственной   военной  службе  лица;  экипаж  должен  состоять
   исключительно из военнослужащих.
   
                               Статья 15
   
       Члены экипажа  военного   воздушного   судна   должны   носить
   установленную отличительную эмблему, которую можно будет узнать на
   расстоянии в случае,  если они будут находиться отдельно от своего
   воздушного судна.
   
                               Статья 16
   
       Ни одно воздушное судно, кроме военных воздушных судов воюющих
   сторон, никоим образом не должно участвовать в военных действиях.
       Термин "военные  действия"  включает  передачу во время полета
   сведений военного характера для немедленного использования воюющей
   стороной.
       Ни одно частное воздушное судно не должно  быть  вооружено  во
   время  войны,  если  оно  находится  вне пределов юрисдикции своей
   собственной страны.
   
                               Статья 17
   
       Принципы, изложенные в  Женевской  конвенции  1906  года  и  в
   Конвенции  о применении начал означенной Конвенции к морской войне
   (X Г.К. 1907 г.), будут применяться к воздушной войне и санитарным
   воздушным  судам,  а  также к контролю за санитарными летательными
   аппаратами, осуществляемому командиром воюющей стороны.
       Для того    чтобы   пользоваться   защитой   и   привилегиями,
   предоставляемыми  подвижным  медицинским  формированиям  Женевской
   конвенцией  1906  года,  санитарные  воздушные  суда кроме обычных
   опознавательных знаков должны иметь отличительную эмблему красного
   креста.
   
                       Глава IV. ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
   
                               Статья 18
   
       Воздушным судам  или  против  них  не запрещается использовать
   трассирующие, зажигательные или разрывные снаряды.
       Это положение  относится  равным  образом  как к государствам,
   подписавшим Санкт-Петербургскую декларацию 1868 года,  так и к  не
   подписавшим ее государствам.
   
                               Статья 19
   
       Запрещается использование   ложных   внешних   опознавательных
   знаков.
   
                               Статья 20
   
       Если воздушное судно терпит бедствие,  то  покидающие  его  на
   парашюте  лица  не  могут становиться объектом нападения в течение
   своего спуска на землю.
   
                               Статья 21
   
       Использование воздушного судна для распространения  пропаганды
   не будет считаться незаконным средством ведения войны.
       Члены экипажа такого воздушного судна не должны лишаться своих
   прав  в  качестве военнопленных по обвинению в совершении подобных
   действий.
   
                             Бомбардировка
   
                               Статья 22
   
       Запрещается воздушная бомбардировка с  целью  терроризирования
   гражданского  населения,  уничтожения  частной  собственности,  не
   имеющей военного значения,  или нанесения ей  ущерба  и  поражения
   некомбатантов.
   
                               Статья 23
   
       Запрещается воздушная   бомбардировка   с   целью  принуждения
   населения нести натуральные  повинности  или  уплачивать  денежные
   контрибуции.
   
                               Статья 24
   
       1. Воздушная  бомбардировка  является  законной  только тогда,
   когда она направлена на военный объект, то есть объект, разрушение
   или  повреждение  которого  может представить определенную военную
   выгоду для воюющей стороны.
       2. Такая  бомбардировка является законной только тогда,  когда
   она направлена исключительно  на  следующие  объекты:  вооруженные
   силы;  военные сооружения;  военные учреждения или склады; заводы,
   являющиеся важными и хорошо известными  центрами  по  производству
   оружия,  боеприпасов  или  типично  военных предметов довольствия;
   линии связи или транспорта, используемые для военных целей.
       3. Бомбардировка городов,  селений, жилых построек или зданий,
   не находящихся в  непосредственной  близости  от  района  операций
   сухопутных   сил,   запрещается.  Если  объекты,  перечисленные  в
   пункте 2,  расположены таким образом,  что при их  бомбардировании
   подвергнется  неизбирательной бомбардировке гражданское население,
   то воздушное судно должно воздержаться от бомбардировки.
       4. В  непосредственной  близости от района операций сухопутных
   сил бомбардировка городов,  селений,  жилых  построек  или  зданий
   является    законной,    только   если   существует   обоснованное
   предположение,  что  сосредоточение  военных   объектов   является
   достаточно   значительным   для   того,   чтобы   оправдать  такую
   бомбардировку,   принимая   во   внимание    опасность,    которой
   подвергается в этом случае гражданское население.
       5. Воюющее государство обязано заплатить компенсацию за ущерб,
   причиненный  лицам  или имуществу в результате нарушения положений
   данной статьи,  допущенного любым из его офицеров или  вооруженных
   формирований.
   
                               Статья 25
   
       При бомбардировке   с  воздуха  командир  должен  принять  все
   необходимые меры для того, чтобы пощадить, насколько это возможно,
   здания,  предназначенные для отправления культа,  а также служащие
   целям  искусства,  науки  или  благотворительности,   исторические
   памятники,  госпитальные суда,  госпитали и другие места для сбора
   больных и раненых,  при условии,  что такие  здания,  объекты  или
   места не используются в данное время для военных целей. Днем такие
   здания, объекты и места должны отмечаться знаками, хорошо видимыми
   с  воздушных  судов.  Использование знаков для обозначения зданий,
   объектов  или  мест  иных,  нежели   перечисленные   выше,   будет
   рассматриваться    как   акт   вероломства.   Знак,   используемый
   вышеозначенным  образом  для  обозначения   зданий,   пользующихся
   защитой в соответствии с Женевской конвенцией,  будет представлять
   собой красный крест на белом поле; для других зданий, пользующихся
   защитой,  этим  знаком будет большой прямоугольник,  поделенный по
   диагонали на два треугольника - черный и белый.
       Воюющая сторона,  желающая  обеспечить защиту больниц и других
   вышеперечисленных зданий ночью,  должна принять  необходимые  меры
   для того, чтобы специальные знаки, о которых говорилось выше, были
   достаточно хорошо видны.
   
                               Статья 26
   
       Принимаются следующие специальные правила для того, чтобы дать
   возможность   государствам  обеспечить  более  эффективную  защиту
   важных исторических памятников,  расположенных на  их  территории,
   при  условии,  что  они  готовы  не использовать такие памятники и
   прилегающую к ним территорию в  военных  целях  и  согласиться  на
   особый режим для ее пересечения.
       1. Государство имеет право,  если  сочтет  нужным,  установить
   защитную  зону  вокруг  таких  памятников,  расположенных  на  его
   территории.  Такие  зоны  во  время   войны   будут   пользоваться
   иммунитетом от бомбардировок.
       2. Другие государства должны быть в  мирное  время  уведомлены
   дипломатическим   путем   о   памятниках,   вокруг  которых  будет
   установлена зона;  в уведомлениях должны указываться границы зоны.
   Уведомление не может быть отозвано во время войны.
       3. Защитная зона может включать,  кроме территории, занимаемой
   собственно памятником или группой памятников, внешнюю зону, ширина
   которой не должна превышать 500 метров от периметра вышеупомянутой
   территории.
       4. Знаки,  ясно различимые с воздушных  судов  днем  и  ночью,
   будут  использоваться  для  того,  чтобы  обеспечить идентификацию
   границ зоны авиаторами воюющей стороны.
       5. На   самих   памятниках  используются  знаки,  описанные  в
   статье 25.  Знаки,  используемые для обозначения прилегающей к ним
   территории,  будут  установлены  каждым государством,  принимающим
   положения  данной  статьи;  другие  государства  должны   получить
   уведомления  о  них  одновременно  с  уведомлениями о памятниках и
   зонах.
       6. Всякое    злоупотребление   обозначающими   зоны   знаками,
   указанными в пункте 5, будет рассматриваться как акт вероломства.
       7. Любое государство,  принимающее положения настоящей статьи,
   обязано воздержаться  от  использования  памятника  и  прилегающей
   территории  в  военных  целях  или  каким-либо образом в интересах
   любой своей военной  организации  или  от  совершения  в  пределах
   такого памятника или зоны любого действия, имеющего военную цель.
       8. Инспекционная  комиссия,  состоящая  из  трех   нейтральных
   представителей, аккредитованных в государстве, принявшем положения
   настоящей статьи,  или их заместителей, будет назначена следить за
   тем,  чтобы  не  нарушались  положения  пункта  7.  Один из членов
   инспекционной  комиссии  должен  быть  представителем   (или   его
   заместителем) государства, которому поручено представлять интересы
   противостоящей воюющей стороны.
   
                                Шпионаж
   
                               Статья 27
   
       Любое лицо на  борту  воздушного  судна  воюющей  стороны  или
   нейтрального  воздушного  судна  будет  считаться шпионом,  только
   если, действуя тайно или обманным путем, оно получает или пытается
   получить,  находясь  в  воздухе  в  пределах  действия  юрисдикции
   воюющего государства или в  зоне  действий  воюющего  государства,
   сведения с целью передачи их стороне противника.
   
                               Статья 28
   
       Шпионские действия,  совершенные после того, как члены экипажа
   воздушного  судна  или  перевозимые  им  пассажиры  покинули  его,
   подпадают  под  действие  Гаагского  положения о законах и обычаях
   сухопутной войны.
   
                               Статья 29
   
       Наказания за шпионские действия, упомянутые в статьях 27 и 28,
   должны  соответствовать  статьям  30  и  31  Гаагского положения о
   законах и обычаях сухопутной войны.
   
              Глава V. ВОЕННАЯ ВЛАСТЬ НАД НЕПРИЯТЕЛЬСКИМИ
               И НЕЙТРАЛЬНЫМИ ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ И ЛИЦАМИ,
                      НАХОДЯЩИМИСЯ У НИХ НА БОРТУ
   
                               Статья 30
   
       Если командир одной из воюющих сторон считает, что присутствие
   воздушного  судна  может  повредить успеху операции,  которую он в
   данное время проводит,  он может запретить  нейтральным  воздушным
   судам  полеты  в непосредственной близости от районов расположения
   своих  сил  или  же  приказать  им  придерживаться   определенного
   маршрута.  Нейтральное воздушное судно,  получившее такие указания
   от командира воюющей стороны и не  подчинившееся  им,  может  быть
   обстреляно.
   
                               Статья 31
   
       В соответствии  с  принципами  статьи 53 Положения о законах и
   обычаях  сухопутной  войны  частные  нейтральные  воздушные  суда,
   обнаруженные оккупационной армией воюющего в тот момент, когда они
   проникают в находящееся в пределах юрисдикции противника воздушное
   пространство,  могут  быть реквизированы при условии уплаты полной
   компенсации.
   
                               Статья 32
   
       Государственные воздушные суда противника,  иные,  нежели  те,
   которые рассматриваются наравне с частными, будут конфискованы без
   какого-либо призового судопроизводства.
   
                               Статья 33
   
       Невоенные воздушные суда воюющей стороны, как государственные,
   так  и  частные,  совершающие  полет  в пределах юрисдикции своего
   собственного государства,  могут  быть  обстреляны,  если  они  не
   совершат  посадку  в  ближайшем  подходящем пункте при приближении
   военного воздушного судна противника.
   
                               Статья 34
   
       Невоенные воздушные суда воюющей стороны, как государственные,
   так и частные, могут быть обстреляны, если они совершают полет:
       1) в пределах юрисдикции противника, или
       2) в   непосредственной   близости   от  них  и  вне  пределов
   юрисдикции своего государства, или
       3) в   непосредственной  близости  от  района  сухопутных  или
   морских операций противника.
   
                               Статья 35
   
       Нейтральные воздушные   суда,  совершающие  полет  в  пределах
   юрисдикции   воюющего   государства,   будучи   предупреждены    о
   приближении   военных  воздушных  судов  противостоящего  воюющего
   государства,  должны  совершить  посадку  в  ближайшем  подходящем
   пункте.   Не   сделав   этого,   они   подвергаются   риску   быть
   обстрелянными.
   
                               Статья 36
   
       Когда военное  воздушное  судно  противника  попадает  в  руки
   воюющей стороны,  члены экипажа и пассажиры, если таковые имеются,
   могут быть взяты в плен в качестве военнопленных.
       Это же  правило  применяется по отношению к членам экипажа или
   пассажирам,  если  таковые  имеются,  государственного  невоенного
   воздушного   судна   противника,  за  исключением  случаев,  когда
   государственное   невоенное    воздушное    судно    предназначено
   исключительно  для  перевозки пассажиров.  В этом случае пассажиры
   должны  быть  освобождены,  если  они  не  состоят  на  службе   у
   противника   и  не  являются  гражданами  государства  противника,
   годными к военной службе.
       Если частное  воздушное  судно  противника  попадает  в   руки
   воюющей стороны, члены экипажа, которые являются гражданами страны
   противника или гражданами нейтральной страны, состоящими на службе
   у  противника,  могут  быть взяты в плен в качестве военнопленных.
   Нейтральные члены  экипажа,  которые  не  находятся  на  службе  у
   противника,  должны  быть  освобождены,  если  они дают письменное
   обещание не служить на воздушном судне противника до тех пор, пока
   продолжаются военные действия.  Пассажиры должны быть освобождены,
   если  они  не  состоят  на  службе  у  противника  и  не  являются
   гражданами   страны   противника,  годными  к  военной  службе.  В
   противном  случае  они  могут  быть  взяты  в  плен   в   качестве
   военнопленных.
       В любом случае их освобождение может быть отложено, если этого
   требуют военные интересы воюющей стороны.
       Воюющая сторона  может  удерживать  в  качестве военнопленного
   любого члена  экипажа  или  любого  пассажира,  который  во  время
   полета,  при  завершении  которого  он  был взят в плен,  оказывал
   особую и активную помощь противнику.
       Имена лиц,    освобожденных   после   подписания   письменного
   обязательства в соответствии с третьим абзацем  настоящей  статьи,
   будут   сообщены   противостоящей   воюющей  стороне,  которая  на
   основании этой информации не должна использовать  их  в  нарушение
   этого обязательства.
   
                               Статья 37
   
       Члены экипажа   нейтрального  воздушного  судна,  который  был
   задержан воюющей стороной,  должны  быть  безусловно  освобождены,
   если   они  являются  гражданами  нейтрального  государства  и  не
   находятся на службе у противника.  Если же они являются гражданами
   страны противника или находятся на службе у противника,  они могут
   быть взяты в плен в качестве военнопленных.
       Пассажиры должны  быть  освобождены,  если они не находятся на
   службе  у  противника  и  не   являются   гражданами   государства
   противника, годными к военной службе. В противном случае они могут
   быть взяты в плен в качестве военнопленных.
       В любом случае их освобождение может быть отложено, если этого
   требуют военные интересы воюющей стороны.
       Воюющая сторона  может  удерживать  в  качестве военнопленного
   любого члена  экипажа  или  любого  пассажира,  который  во  время
   полета,  при  завершении  которого  он  был взят в плен,  оказывал
   особую и активную помощь противнику.
   
                               Статья 38
   
       Положения статей 36 и 37, предусматривающие, что члены экипажа
   или пассажиры могут быть взяты в плен,  следует понимать так: если
   эти лица не являются лицами из состава вооруженных сил, они должны
   пользоваться обращением не менее благоприятным,  чем обращение, на
   которое имеют право военнопленные.
   
           ГЛАВА VI. ОБЯЗАННОСТИ ВОЮЮЩИХ СТОРОН ПО ОТНОШЕНИЮ
          К НЕЙТРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВАМ И ОБЯЗАННОСТИ НЕЙТРАЛЬНЫХ
             ГОСУДАРСТВ ПО ОТНОШЕНИЮ К ВОЮЮЩИМ ГОСУДАРСТВАМ
   
                               Статья 39
   
       Воздушные суда воюющих сторон должны уважать права нейтральных
   держав   и   воздерживаться   в   пределах   действия   юрисдикции
   нейтрального  государства  от  любых актов,  предотвращать которые
   является обязанностью этого государства.
   
                               Статья 40
   
       Военным воздушным судам воюющих  сторон  запрещено  входить  в
   пределы действия юрисдикции нейтрального государства.
   
                               Статья 41
   
       Воздушные суда,  находящиеся на борту военных кораблей,  в том
   числе авианосцев, должны считаться частью таких кораблей.
   
                               Статья 42
   
       Нейтральное правительство должно использовать имеющиеся в  его
   распоряжении  средства  для того,  чтобы предотвратить вхождение в
   пределы действия его юрисдикции военных  воздушных  судов  воюющей
   стороны  или  принудить их приземлиться,  если они вошли в пределы
   действия его юрисдикции.
       Нейтральное правительство  должно использовать имеющиеся в его
   распоряжении средства для того,  чтобы интернировать любое военное
   воздушное судно вместе с его экипажем и пассажирами,  если таковые
   имеются,  если  это  судно  находится  в  пределах  действия   его
   юрисдикции,  после  того  как  оно  по какой бы то ни было причине
   совершило посадку.
   
                               Статья 43
   
       Личный состав потерпевшего бедствие воздушного  судна  воюющей
   стороны,  спасенный за пределами нейтральных вод и доставленный на
   территорию,  находящуюся под юрисдикцией нейтрального  государства
   на  борту нейтрального военного воздушного судна,  приземлившегося
   там, должен быть интернирован.
   
                               Статья 44
   
       Правительству нейтральной  страны   запрещается   осуществлять
   любые  поставки,  прямо  или  через  посредников,  воюющей стороне
   воздушных  судов,   частей   воздушных   судов   или   материалов,
   боеприпасов и иных предметов, необходимых для воздушных судов.
   
                               Статья 45
   
       При условии соблюдения положений статьи 46 нейтральная держава
   не обязана препятствовать экспорту или транзиту от  имени  воюющей
   стороны  воздушных  судов,  частей  воздушных  судов,  материалов,
   боеприпасов или иных предметов для воздушных судов.
   
                               Статья 46
   
       Нейтральное правительство обязано использовать имеющиеся в его
   распоряжении средства для того, чтобы:
       1. воспрепятствовать отправке с  территории,  находящейся  под
   его  юрисдикцией,  воздушного  судна,  которое в состоянии нанести
   удар  по  воюющей   державе   или   которое   транспортирует   или
   сопровождается   устройствами   или   материалами,  установка  или
   использование которых даст ему возможность  осуществить  нанесение
   удара,  если  есть  основание  считать,  что такое воздушное судно
   предназначено для использования против воюющей державы;
       2. воспрепятствовать   отправке   воздушного   судна,   экипаж
   которого  включает  любое  лицо  из  состава  боевых  сил  воюющей
   державы;
       3. воспрепятствовать проведению работы, целью которой является
   отправка воздушного судна в нарушение целей настоящей статьи.
       Что касается отправки  по  воздуху  любого  воздушного  судна,
   направляемого лицами или компаниями под нейтральной юрисдикцией по
   заказу   воюющей   державы,   нейтральное   правительство   должно
   предписать   такому   судну   маршрут,  который  не  позволит  ему
   приблизиться к зоне,  где противостоящая воюющая сторона  проводит
   военные операции, и должно получить все необходимые гарантии того,
   что воздушное судно следует предписанному маршруту.
   
                               Статья 47
   
       Нейтральное государство обязано принять все меры,  которые ему
   позволяют  имеющиеся  в  его  распоряжении  средства,  с тем чтобы
   воспрепятствовать в пределах действия  его  юрисдикции  воздушному
   наблюдению   за  передвижениями,  операциями  или  оборонительными
   сооружениями  одной  воюющей  стороны  с   целью   передачи   этой
   информации другой воюющей стороне.
       Это положение равным образом применяется к  военным  воздушным
   судам воюющей стороны на борту военных кораблей.
   
                               Статья 48
   
       Действия нейтральной  державы по использованию силы или других
   средств,  имеющихся в ее распоряжении, с целью осуществления своих
   прав  или  выполнения  своих  обязанностей  в соответствии с этими
   правилами не могут рассматриваться в качестве враждебных действий.
   
                Глава VII. ОСМОТР, ЗАХВАТ И КОНФИСКАЦИЯ
   
                               Статья 49
   
       Военные воздушные суда воюющей стороны имеют право подвергнуть
   осмотру и захватить частные воздушные суда.
   
                               Статья 50
   
       Военное воздушное  судно воюющей стороны имеет право приказать
   государственному   невоенному   и   частному   воздушному    судну
   приземлиться  в  подходящем  и  достаточно  доступном  пункте  или
   проследовать туда для осмотра.
       Отказ подчиниться  приказам  приземлиться  или  проследовать в
   такой пункт для осмотра после предупреждения подвергает  воздушное
   судно риску быть обстрелянным.
   
                               Статья 51
   
       Что касается   нейтральных  государственных  невоенных  судов,
   иных,  нежели  те,  которые  должны  рассматриваться  как  частные
   воздушные суда, только их документы подлежат проверке.
   
                               Статья 52
   
       Частные воздушные  суда  противника  подлежат захвату при всех
   обстоятельствах.
   
                               Статья 53
   
       Нейтральное частное воздушное  судно  подлежит  захвату,  если
   оно:
       а) мешает осуществлению законных прав воюющих;
       б) нарушает запрет,  уведомление о котором было направлено ему
   командиром воюющей стороны в соответствии со статьей 30;
       в) оказывает неприятелю противные нейтралитету услуги;
       г) вооружено во время  войны,  когда  находится  за  пределами
   действия юрисдикции своего государства;
       д) не имеет внешних отличительных знаков или использует ложные
   знаки;
       е) не имеет  документов  или  имеет  неудовлетворительные  или
   ненадлежащие документы;
       ж) находится явно не  на  пути  между  пунктом  отправления  и
   пунктом    назначения,    указанными   в   документах,   и   после
   расследования,  которое воюющая  сторона  сочтет  необходимым,  не
   выявляется  никаких  причин,  обусловливающих  такое отклонение от
   курса.  Воздушное судно вместе  с  экипажем  и  пассажирами,  если
   таковые   имеются,   может  быть  задержано  воюющей  стороной  до
   завершения расследования;
       з) перевозит или само является военной контрабандой;
       и) участвует в прорыве должным образом установленной  блокады,
   эффективность которой обеспечивается;
       к) было передано воюющей стороной нейтральному  государству  в
   то время и при тех обстоятельствах, которые указывают на намерение
   избежать  последствий,  которым   подвергается   воздушное   судно
   противника как таковое.
       При условии,  что в каждом случае (за исключением пункта  "к")
   основанием  для  захвата  будет  служить действие,  предпринятое в
   процессе полета,  во время которого  нейтральное  воздушное  судно
   попало  в  руки  воюющей  стороны,  то  есть  после того,  как оно
   покинуло пункт отправления,  и до того,  как оно  достигло  пункта
   назначения.
   
                               Статья 54
   
       Документы частного    воздушного    судна    будут   считаться
   неудовлетворительными или ненадлежащими,  если в  них  не  указана
   национальная  принадлежность воздушного судна и не указаны имена и
   гражданство членов экипажа и пассажиров, пункт отправления и пункт
   назначения,  а  также  не  дается  описание  груза  и  условия,  в
   соответствии с  которыми  он  транспортируется.  Документы  должны
   включать бортовые журналы.
   
                               Статья 55
   
       Захват воздушного  судна  или грузов на борту воздушного судна
   должен стать предметом рассмотрения призового производства,  с тем
   чтобы   любая   претензия   нейтрального  государства  могла  быть
   рассмотрена и решение вынесено.
   
                               Статья 56
   
       Частное воздушное судно, захваченное на том основании, что оно
   не имеет внешних  опознавательных  знаков  или  использует  ложные
   знаки,  или  на  том основании,  что оно вооружено во время войны,
   находясь за пределами действия юрисдикции своей  страны,  подлежит
   конфискации.
       Нейтральное частное   воздушное   судно,  захваченное  на  том
   основании,  что оно не  подчинилось  указаниям  командира  воюющей
   стороны в соответствии со статьей 30,  подлежит конфискации,  если
   оно не сможет представить  удовлетворительного  объяснения  своего
   присутствия в запретной зоне.
       Во всех других случаях призовой суд,  вынося решение по делу о
   захвате  воздушного  судна,  или  его  груза,  или  почты на борту
   воздушного судна,  должен применять  те  же  правила,  которые  бы
   применялись  по  отношению к торговому судну,  или его грузу,  или
   почте, находящейся на борту торгового судна.
   
                               Статья 57
   
       Если после осмотра было  установлено,  что  частное  воздушное
   судно   является  воздушным  судном  противника,  оно  может  быть
   уничтожено,  если командир воюющей стороны сочтет это необходимым,
   при условии, что все лица, находившиеся на его борту, были сначала
   переведены в безопасное место,  а всем документам воздушного судна
   обеспечена сохранность.
   
                               Статья 58
   
       Если после осмотра было  установлено,  что  частные  воздушные
   суда   являются   нейтральными   воздушными   судами,  подлежащими
   конфискации  на  том  основании,  что  они  оказывают   неприятелю
   противные    нейтралитету    услуги,    или   не   имеют   внешних
   опознавательных  знаков,  или  используют  ложные  опознавательные
   знаки,  эти  суда  могут  быть  уничтожены,  если будет невозможно
   представить их для вынесения судебного решения или если этим будет
   поставлена   под  угрозу  безопасность  воздушного  судна  воюющей
   стороны или успех операций,  в которых оно участвует.  Кроме как в
   упомянутых  выше  случаях  нейтральное  частное воздушное судно не
   должно  уничтожаться,  за  исключением  случаев  крайней   военной
   необходимости,   которая   не  даст  возможности  соответствующему
   командиру освободить или представить его для  вынесения  судебного
   решения.
   
                               Статья 59
   
       Прежде чем   нейтральное   частное   воздушное   судно   будет
   уничтожено,  все  лица,  находившиеся  на  его борту,  должны быть
   переведены в безопасное место и всем документам  воздушного  судна
   должна быть обеспечена сохранность.
       Тот, кто  захватил  нейтральное  частное  воздушное  судно   и
   уничтожил  его,  должен  представить дело в призовом суде и прежде
   всего доказать, что его уничтожение было оправданно в соответствии
   со   статьей  58.  Если  он  не  сможет  этого  сделать,  стороны,
   заинтересованные в воздушном судне или его грузе,  имеют право  на
   компенсацию.  Если  захват  признан  незаконным,  хотя уничтожение
   признано оправданным,  заинтересованным сторонам следует выплатить
   компенсацию вместо реституции, на которую они бы имели право.
   
                               Статья 60
   
       Если нейтральное  частное  воздушное  судно  захвачено  на том
   основании,  что оно перевозит контрабанду,  тот, кто его захватил,
   может  потребовать выдачи любой абсолютной контрабанды,  имеющейся
   на борту,  или может уничтожить такую абсолютную контрабанду, если
   будет невозможно представить воздушное судно для судебного решения
   или если это поставит под  угрозу  безопасность  воздушного  судна
   воюющей стороны или успех операций, в которых оно участвует. После
   внесения в бортовой журнал записи о доставке  или  об  уничтожении
   груза,  получив  оригинал  или  копию  соответствующих  документов
   воздушного судна,  захвативший его должен  разрешить  нейтральному
   воздушному судну продолжать полет.
       Положения второго абзаца статьи  59  будут  применяться  после
   того,  как  абсолютная  контрабанда на борту нейтрального частного
   воздушного судна будет сдана или уничтожена.
   
                        Глава VIII. ОПРЕДЕЛЕНИЯ
   
                               Статья 61
   
       Термин "военный",  употребляемый  в  данных  Правилах,  должен
   пониматься как относящийся ко всем родам вооруженных сил,  то есть
   к сухопутным  войскам,  военно-морским  силам  и  военно-воздушным
   силам.
   
                               Статья 62
   
       За исключением  случаев,  для  которых  здесь  устанавливаются
   специальные  правила,  а  также  случаев,  в   отношении   которых
   положения главы VII данных международно принятых Правил указывают,
   что применяются нормы и процедура морского  права,  личный  состав
   воздушного судна,  участвующий в военных действиях,  подпадает под
   действие норм права войны  и  права  нейтралитета,  применяемых  к
   сухопутным  войскам в силу обычая и установившейся в международном
   праве  практики,  а  также  различных  деклараций   и   конвенций,
   участниками которых являются заинтересованные государства.
   
   


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz