Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПИСЬМО ВАС РФ ОТ 10.12.92 N С-13/ОП-357 О ПРАКТИКЕ РАЗРЕШЕНИЯ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С УЧРЕЖДЕНИЕМ, РЕОРГАНИЗАЦИЕЙ И ЛИКВИДАЦИЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

            ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                 ПИСЬМО
                   от 10 декабря 1992 г. N С-13/ОП-357

        Высший арбитражный суд  Российской  Федерации  направляет  для
    использования в  практической деятельности обзор практики разреше-
    ния споров,  связанных с учреждением, реорганизацией и ликвидацией
    предприятий.

                                                  Председатель Высшего
                                                     арбитражного суда
                                                  Российской Федерации
                                                           В.Ф.ЯКОВЛЕВ

                                                            Приложение
                                                          к письму ВАС
                                                  Российской Федерации
                                  от  10 декабря 1992 г. N С-13/ОП-357

         1. При удовлетворении иска о признании недействительным отка-
    за  в  регистрации  либо необоснованным уклонения от регистрации в
    резолютивной части решения должно быть указано, с какой даты орга-
    низация или предпринимательская деятельность считается зарегистри-
    рованной.
         Обобщение материалов арбитражных дел показало,  что, рассмат-
    ривая иски об обжаловании отказа в государственной регистрации ли-
    бо   уклонения      от государственной регистрации организации или
    предпринимательской деятельности граждан, арбитражные суды по-раз-
    ному подходят к решению вопроса о последствиях удовлетворения  та-
    ких исковых требований.
         Так, Нижегородский областной арбитражный суд при принятии ре-
    шения ограничился лишь признанием отказа в регистрации предприятия
    недействительным,  Курганский областной арбитражный суд  и  Высший
    арбитражный  суд Республики Дагестан,  приняв аналогичные решения,
    обязали также местную администрацию зарегистрировать  предприятия,
    Воронежский областной арбитражный суд в резолютивной части решения
    предложил местной администрации решить вопрос о регистрации предп-
    риятия.
         Вместе с тем при  рассмотрении  указанных  споров  необходимо
    иметь в виду следующее.
         В соответствии с частью десятой ст. 108 АПК РФ при удовлетво-
    рении  иска о признании недействительным отказа в регистрации либо
    необоснованным уклонения от государственной регистрации в  резолю-
    тивной  части  решения  указывается,  с какой даты организация или
    предпринимательская деятельность считается зарегистрированной.
         По мнению Высшего арбитражного суда Российской Федерации,   в
    этом случае организация или гражданин-предприниматель должны приз-
    наваться  зарегистрированными  с момента истечения месячного срока
    предусмотренного п. 4 ст. 34 Закона  РСФСР "О предприятиях и пред-
    принимательской  деятельности" для принятия решения о регистрации.
    По просьбе истца в    решении арбитражного суда может быть указана
    более поздняя дата.
         Кроме    этого в резолютивной части решения арбитражного суда
    целесообразно обязывать соответствующий государственный орган  вы-
    дать   в определенный судом срок свидетельство о регистрации,  что
    позволит в случае неисполнения соответствующего решения  применить
    ответственность, предусмотренную ст. 151 АПК РФ.
         2. Регистрация организаций и предпринимательской деятельности
    граждан осуществляется местной администрацией, а не Советом народ-
    ных депутатов.
         При рассмотрении споров, связанных с учреждением предприятий,
    возник  вопрос о том,  вправе ли местная администрация производить
    государственную регистрацию предприятий,  если п. 1. ст. 34 Закона
    РСФСР  "О  предприятиях  и  предпринимательской деятельности" пре-
    дусмотрено,  что  такую  регистрацию  осуществляют  районный,  го-
    родской, районный в городе Совет народных депутатов.
         Так, кассационная коллегия областного арбитражного суда оста-
    вила  без  удовлетворения  жалобу  товарищества с ограниченной от-
    ветственностью на решение суда,  которым акт регистрации этого то-
    варищества признан недействительным. Одним из оснований для приня-
    тия такого решения явилось то, что регистрация товарищества произ-
    ведена администрацией, а не Советом народных депутатов.
         Однако, в данном случае необходимо иметь в виду, что принятым
    позднее  Законом РФ "О местном самоуправлении в Российской Федера-
    ции" полномочия по регистрации предприятий предоставлены районной,
    городской и районной в городе администрации (п. 5 ст. 57; п. 5 ст.
    68 и п. 3 ст. 78).
         Поэтому  вывод  арбитражного суда о нарушении порядка регист-
    рации товарищества по указанному выше основанию  является  ошибоч-
    ным.
         3. Акт  местной администрации о регистрации предприятия,  уч-
    режденного за пределами  подведомственной  ей  территории,  должен
    признаваться недействительным.
         Тындинский городской муниципалитет обратился в  Амурский  об-
    ластной арбитражный суд с иском о признании  недействительным пос-
    тановления   администрации одного из районов  Амурской  области  о
    регистрации производственно-коммерческой фирмы  "Бамнефтепродукт",
    поскольку названное предприятие    учреждено  (и  расположено)  на
    территории, подведомственной городскому муниципалитету.
         Согласно п.  1 ст. 34 Закона РСФСР "О предприятиях и предпри-
    нимательской  деятельности" регистрация предприятия осуществляется
    по месту его учреждения.  Местом учреждения в свою очередь  счита-
    ется  заявленный  в  учредительных  документах  юридический  адрес
    предприятия.
         В ходе  рассмотрения дела арбитражным судом было установлено,
    что согласно генеральному плану г. Тынды южная промзона, на терри-
    тории которой учреждена фирма, отнесена к городской черте.
         В этой связи Амурский областной  арбитражный  суд  правомерно
    признал  постановление районной администрации недействительным как
    принятое с превышением компетенции.
         4. При отсутствии согласия Антимонопольного комитета РФ (тер-
    риториального управления) на создание союза, ассоциации или друго-
    го объединения предприятий (акционерного общества)  акт государст-
    венной  регистрации этого объединения должен быть признан недейст-
    вительным.
         Амурское территориальное управление Государственного комитета
    Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых
    экономических структур предъявило в Амурский областной арбитражный
    суд  иски  о признании недействительными актов государственной ре-
    гистрации  Государственного  объединения  зерноперерабатывающих  и
    хлебоприемных   предприятий  "Амурхлебопродукт" и  Ассоциации  хо-
    зяйственных и арендных предприятий торговли и общественного  пита-
    ния. Основанием заявления таких требований явилось отсутствие сог-
    ласия Амурского территориального управления Антимонопольного коми-
    тета РФ на создание названных объединений предприятий.
         Арбитражный суд правомерно удовлетворил  исковые  требования,
    приняв во внимание следующие обстоятельства.
         В соответствии с п.  2 ст.  13 Закона РСФСР "О предприятиях и
    предпринимательской  деятельности"  объединения предприятий созда-
    ются на основе соблюдения антимонопольного законодательства.
         Согласно п.  4 ст. 17 Закона РСФСР "О конкуренции и ограниче-
    нии монополистической деятельности на товарных рынках" регистрация
    объединений осуществляется  местным Советом народных депутатов или
    иным государственным органом, на  который  возложена  регистрация,
    только при наличии согласия Антимонопольного комитета РФ (террито-
    риального управления).
         5. При рассмотрении спора о признании недействительным  реше-
    ния  местной администрации (ее вышестоящего исполнительно-распоря-
    дительного органа) об отмене акта о регистрации предприятия арбит-
    ражный суд должен рассмотреть вопрос о правомерности принятия акта
    о регистрации.
         В арбитражные  суды обращаются предприятия с исками о призна-
    нии недействительными решений местной администрации (ее  вышестоя-
    щих  исполнительно-распорядительных органов) об отмене актов о ре-
    гистрации этих предприятий.  В обоснование своих требований  истцы
    ссылаются на то обстоятельство,  что местная администрация (ее вы-
    шестоящий исполнительно-распорядительный орган) не вправе отменять
    свое решение, если оно касается регистрации предприятия, поскольку
    фактически в этом случае имеет место ликвидация предприятия.
         В этой   связи  возник  вопрос,  должен  ли  арбитражный  суд
    рассматривать спор по существу,  т. е. проверять правомерность ре-
    гистрации предприятия,  либо признать решение об отмене акта о ре-
    гистрации недействительным как принятое местной  администрацией  с
    превышением своих полномочий.
         Обобщение арбитражной практики показало, что арбитражные суды
    по-разному подходят к разрешению таких споров.
         Так, Свердловский областной  арбитражный  суд,  отметив,  что
    права  отменять свое решение о регистрации предприятий местной ад-
    министрации не  предоставлено,  удовлетворил  требования  истца  о
    признании этого решения недействительным.  Читинский областной ар-
    битражный суд признал отмену Главой администрации своего решения о
    регистрации  малого  предприятия  правомерной  и  прекратил произ-
    водство по делу в силу того, что истец утратил статус юридического
    лица.     Нижегородский областной арбитражный суд при рассмотрении
    требования    одного из предприятий о  признании  недействительным
    акта администрации о регистрации муниципальных предприятий прекра-
    тил   производство   по делу в силу того, что предмет спора отпал,
    т. к. до рассмотрения спора вышестоящий орган исполнительно-распо-
    рядительной  власти отменил оспариваемый акт.  Высший  арбитражный
    суд Республики  Коми признал недействительным постановление Совета
    Министров республики об отмене решения  горисполкома  о  регистра-
    ции  одного  из предприятий в силу того,  что законодательством не
    предусмотрена   возможность отмены решения о регистрации самим ис-
    полкомом и его вышестоящим органом.
         В данном случае арбитражному суду необходимо рассмотреть спор
    по  существу.  Если при его рассмотрении будут установлены обстоя-
    тельства,  при наличии которых в регистрации предприятия следовало
    отказать,  в  иске  о признании недействительным решения об отмене
    акта о регистрации должно быть отказано.
         6. В случае акционирования  предприятия  на  основании  Указа
    Президента  Российской Федерации от 01.07.92 N 721 либо его прива-
    тизации согласие трудового  коллектива  предприятия  на  выделение
    структурного подразделения не требуется.
         В арбитражной практике возник вопрос о порядке применения  п.
    2  Положения  о коммерциализации государственных предприятий с од-
    новременным преобразованием в акционерные общества открытого типа,
    утвержденного  Указом Президента РФ от 01.07.92 N 721 на основании
    постановления Верховного Совета РФ от 11.06.92 N 2980-1 "О  введе-
    нии   в  действие  Государственной  программы  приватизации  госу-
    дарственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации  на
    1992  год".  В соответствии с данным пунктом преобразование струк-
    турных подразделений в открытые акционерные  общества  осуществля-
    ется  без  их  предварительного  преобразования  в самостоятельные
    государственные предприятия.  Решение о преобразовании принимается
    соответствующим  комитетом  по  управлению имуществом на основании
    предоставленной в комитет выписки из  протокола   общего  собрания
    трудового  коллектива  подразделения.  При этом согласие трудового
    коллектива предприятия (объединения),  в  состав  которого  входит
    подразделение,  не  требуется.  Не требуется такого согласия и при
    выделении структурного подразделения в самостоятельное предприятие
    при  подготовке  предприятия к приватизации в соответствии с п.  1
    ст.  16 Закона РФ "О приватизации государственных и  муниципальных
    предприятия в Российской Федерации".
         Ссылаясь на эти нормы,  структурные  подразделения  некоторых
    государственных  и  муниципальных  предприятий принимали решения о
    выходе из их  состава и создании самостоятельных предприятий   без
    изменения организационно-правовой формы.
         Однако, в данном случае необходимо иметь в виду следующее.
         По общему правилу,  предусмотренному в п.  3  ст.  32  Закона
    РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", решение
    о выделении из состава государственного или муниципального  предп-
    риятия  одного или нескольких структурных подразделений для созда-
    ния нового  предприятия  принимается  трудовым  коллективом  всего
    предприятия, а не выделяющегося структурного подразделения.
         Пункт 2 названного выше Положения и ст.  16 Закона РФ "О при-
    ватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской
    Федерации"   регламентируют частные случаи реорганизации предприя-
    тий, связанные с их акционированием и приватизацией.
         Поэтому при выделении структурного подразделения  из  состава
    государственного или  муниципального предприятия без     изменения
    организационно-правовой формы следует руководствоваться п.  3  ст.
    32 Закона РСФСР "О предприятиях  и предпринимательской деятельнос-
    ти", а при акционировании предприятий, либо их приватизации - ука-
    занными законодательными актами.
         7. Комитеты по управлению имуществом не вправе учреждать ком-
    мерческие организации за счет средств, полученных от приватизации.
         В Высший  арбитражный суд Республики Коми обратился Интинский
    комитет по управлению имуществом с иском  о  признании  незаконным
    отказа Главы администрации г.  Инты в регистрации Управления муни-
    ципальной недвижимости.  Указанное Управление было учреждено коми-
    тетом по управлению имуществом за счет средств, полученных от при-
    ватизации, и согласно Уставу являлось коммерческой организацией.
         Согласно ст.  5  Закона  Российской Федерации "О приватизации
    государственных и муниципальных предприятий в РФ" комитеты по  уп-
    равлению имуществом входят в состав местной администрации и их де-
    ятельность финансируется за счет средств, полученных от приватиза-
    ции. Указанные средства находятся в собственности соответствующего
    национально-государственного, национально- и  административно-тер-
    риториального образования.  Права учреждать коммерческие организа-
    ции за счет этих средств комитетам по управлению имуществом  зако-
    нодательством не предоставлено.  Более того,  данной статьей уста-
    новлен прямой запрет на передачу правомочий комитетов по  управле-
    нию имуществом другим органам государственного управления, местной
    администрации и иным юридическим лицам.
         В этой  связи арбитражный суд обоснованно признал отказ в ре-
    гистрации названного выше управления  правомерным,  поскольку,  по
    сути, это управление являлось коммерческой организацией.
         8. Преобразование государственного (муниципального) предприя-
    тия путем изменения его организационно-правовой формы производится
    по решению комитета по управлению имуществом.
         В Тюменский областной арбитражный суд в интересах Комитета по
    управлению   имуществом г. Тюмени обратился прокурор Тюменской об-
    ласти с иском о признании недействительным акта о регистрации  то-
    варищества с ограниченной ответственностью "Изобилие",  созданного
    на базе имущества магазина N 27 Горплодоовощторга.    Учредителями
    этого  товарищества выступили  работники  магазина как  физические
    лица. Товарищество образовано на базе имущества магазина.
         При принятии решения арбитраж учел следующее.
         Постановлением Верховного  Совета  Российской  Федерации   от
    27.12.91 N  3020-1 о разграничении государственной собственности в
    Российской Федерации предприятия  розничной  торговли  отнесены  к
    объектам муниципальной собственности.
         Поскольку  данное товарищество было создано на  базе  муници-
    пальной собственности, то в соответствии со ст. 33 Закона РСФСР "О
    предприятиях и предпринимательской деятельности" его   учредителем
    должен был выступить комитет по управлению имуществом.
         Кроме того, в данном случае фактически имела место приватиза-
    ция муниципального имущества без соблюдения установленного законо-
    дательством порядка.
         Учитывая это,  арбитражный  суд  правомерно  признал действия
    бывших работников муниципального предприятия по распоряжению  иму-
    ществом магазина незаконным,  а акт о регистрации товарищества не-
    действительным.
         9. Иски о ликвидации предприятий могут быть заявлены в арбит-
    ражный суд в случаях, прямо предусмотренных законодательными акта-
    ми.
         Согласно п.  2 ст. 37 Закона РСФСР "О предприятиях и предпри-
    нимательской деятельности" ликвидация предприятия  может  произво-
    диться в том числе по решению арбитражного суда.
         В этой связи в арбитражной практике возник вопрос о том,  кто
    и в  каких  случаях вправе обращаться в арбитражный суд с исками о
    ликвидации предприятий.
         Исходя из смысла п.  3 ст.  37 названного Закона споры подве-
    домственны арбитражным судам в случаях,  прямо предусмотренных за-
    конодательными актами. При этом право тех или иных организаций об-
    ращаться с исками о ликвидации предприятий также должно быть прямо
    предусмотрено в  законе  с  указанием оснований,  по которым соот-
    ветствующая организация вправе заявлять такой иск.
         В случае  принятия решения о ликвидации предприятия арбитраж-
    ный суд предлагает собственнику (уполномоченному собственником ор-
    гану) провести  ликвидацию  предприятия  в установленном законода-
    тельством порядке.
         Необходимо иметь  в  виду,  что порядок признания предприятия
    несостоятельным (банкротом),  в том числе путем обращения в арбит-
    ражный суд,  определен в  Законе Российской Федерации "О несостоя-
    тельности (банкротстве) предприятий".
         10. Ликвидированное либо реорганизованное предприятие  вправе
    обратиться в  арбитражный суд с иском о признании недействительным
    акта о ликвидации либо реорганизации предприятия до момента исклю-
    чения его из Государственного реестра (утверждения акта ликвидаци-
    онной комиссии).
         Муниципальное предприятие  обратилось  в  арбитражный  суд  с
    иском о признании недействительным постановления местной админист-
    рации о его ликвидации.  Ответчик иска не признал, ссылаясь на то,
    что истец утратил статус юридического лица и не вправе  обращаться
    с иском в арбитражный суд.
         Однако, арбитражный суд правомерно не учел доводы ответчика и
    принял иск к своему рассмотрению, имея в виду следующее.
         Указанные акты подпадают под действие  п.  2  ст.  20  Закона
    РСФСР "О  предприятиях и предпринимательской  деятельности" (в ре-
    дакции Закона от 24.06.92),  согласно которому  предприятие  имеет
    право обращаться  в  арбитражный  суд с заявлением о признании не-
    действительными актов государственных и иных  органов,  нарушающих
    охраняемые законом права и интересы этого предприятия.
         Кроме того,  в соответствии с п.  5 ст.  37 названного Закона
    предприятие считается  реорганизованным  или ликвидированным с мо-
    мента исключения его из Государственного реестра.  В данном случае
    предприятие из  Государственного реестра исключено не было и соот-
    ветственно правоспособность не утратило.
         Следует также учитывать, что предприятия, созданные до вступ-
    ления в силу Закона РСФСР "О  предприятиях  и  предпринимательской
    деятельности",  могут быть не включены в Государственный реестр по
    не зависящим от них причинам. Такие предприятия  утрачивают  право
    обращения  в арбитражный суд с момента утверждения акта ликвидаци-
    онной комиссии.
         11. Уклонение от уплаты налогов не  является  основанием  для
    ликвидации предприятия
         В Курганский областной арбитражный суд  обратилась  налоговая
    инспекция Мокроусовского района с иском о ликвидации малого предп-
    риятия по основаниям непредставления в налоговую инспекцию бухгал-
    терской отчетности и уклонения от уплаты налогов.
         При рассмотрении данного дела арбитражный суд учел,  что лик-
    видация предприятий  осуществляется  только  по основаниям,  прямо
    указанным в законодательных актах.  В настоящее время такого осно-
    вания для  ликвидации  предприятий как уклонение от уплаты налогов
    не предусмотрено.  За подобные правонарушения применяются финансо-
    вые санкции, предусмотренные налоговым законодательством,  а в от-
    ношении  должностных лиц предприятий  -  административная  и  уго-
    ловная ответственность.
         Учитывая изложенное,  арбитражный  суд  правомерно  налоговой
    инспекции в иске отказал.
         Кроме того, в данном случае следует учитывать  положения, из-
    ложенные в п. 9 настоящего обзора.
         12. Органы  местного самоуправления не вправе принимать реше-
    ния о ликвидации кооперативов.
         Кооператив  "Руно"  обратился в арбитражный суд г.  Санкт-Пе-
    тербурга и Ленинградской области с иском  о  признании  недействи-
    тельным решения исполкома одного из городских Советов народных де-
    путатов Ленинградской области о ликвидации кооператива.
         В ходе рассмотрения дела ответчик в обоснование правомерности
    своего решения сослался на полномочия, предоставленные п. 2 ст. 15
    Закона СССР "О кооперации в СССР".
         Однако в данном случае необходимо иметь в виду следующее.
         Согласно п. 2 постановления Верховного Совета РСФСР "О поряд-
    ке введения в действие Закона РСФСР "О предприятиях и предпринима-
    тельской  деятельности" действие Закона СССР  "О  кооперации"  от-
    менено  на  территории РСФСР  в  части,  противоречащей названному
    выше Закону РСФСР.
         В соответствии  со  ст.  37  Закона  РСФСР  "О предприятиях и
    предпринимательской деятельности"  право  ликвидации   предприятий
    предоставлено   собственникам,  органам,  уполномоченным создавать
    такие предприятия, а также судам.
         Поэтому с 1 января 1991 г.  норма Закона СССР "О кооперации",
    регулировавшая порядок принудительной ликвидации кооперативов,  на
    территории России не действует.
         Учитывая изложенное, арбитражный суд правомерно признал реше-
    ние  исполкома недействительным как противоречащее    действующему
    законодательству.
         13. Органы  государственного  управления не вправе ликвидиро-
    вать объединения предприятий, созданные на добровольной основе.
         Департамент сельского хозяйства  Челябинской  области  принял
    решение     о ликвидации государственно-кооперативного объединения
    "Челябинскмолагропром" и создании на его базе областного объедине-
    ния   мясо-молочной промышленности. Объединение "Челябинскмолагро-
    пром"  не  согласилось с  таким  решением  и  обратилось с иском о
    признании его недействительным в Челябинский областной арбитражный
    суд.
         В ходе рассмотрения спора арбитражным судом было установлено,
    что согласно  Уставу  объединение  "Челябинскмолагропром"  создано
    предприятиями на  добровольной основе для осуществления заготовки,
    переработки и реализации молочной продукции.
         В соответствии  со  ст.  13  Закона  РСФСР  "О предприятиях и
    предпринимательской деятельности" объединения создаются  на  дого-
    ворных началах  и на основе добровольности вхождения предприятий в
    объединение. Порядок и условия ликвидации объединений  регламенти-
    руется уставом.
         Поэтому арбитражный суд правомерно признал  решение  департа-
    мента  сельского хозяйства о ликвидации объединения "Челябинскмол-
    агропром" недействительным как принятое с превышением полномочий и
    не соответствующее законодательству.
         Вместе с  тем  следует учитывать,  что в соответствии с п.  5
    Указа Президента Российской Федерации от 01.07.92 N 721  объедине-
    ния  государственных предприятий должны были привести свою органи-
    зационно-правовую форму в  соответствие  с  действующим  законода-
    тельством,  преобразовав их в товарищества или акционерные общест-
    ва.

                                              Отдел обобщения судебно-
                                                  арбитражной практики


-------------------------

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz