Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНТРУДА РФ ОТ 11.11.92 N 32 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ НА БЮДЖЕТНОМ ФИНАНСИРОВАНИИ, НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ ОПЛАТЫ ТРУДА"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

               МИНИСТЕРСТВО ТРУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                              ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                        от 11 ноября 1992 г. N 32

      ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
     ОРГАНИЗАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ
         И ПРЕДПРИЯТИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ НА БЮДЖЕТНОМ ФИНАНСИРОВАНИИ,
         НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ ОПЛАТЫ ТРУДА

        В соответствии  с  пунктом  10   постановления   Правительства
    Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 785 "О дифференциа-
    ции в уровнях оплаты труда работников бюджетной  сферы  на  основе
    Единой тарифной сетки"  Министерство  труда  Российской  Федерации
    постановляет:
        Утвердить Методические рекомендации по совершенствованию орга-
    низации заработной  платы  работников  учреждений,  организаций  и
    предприятий, находящихся на бюджетном  финансировании,  на  основе
    применения Единой тарифной сетки оплаты труда согласно приложению.

                                                  Заместитель Министра
                                                           Р.А.БАТКАЕВ




                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ
                                       к постановлению Минтруда России
                                           от 11 ноября 1992 года N 32

                        МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

    по совершенствованию  организации  заработной платы работников уч-
    реждений, организаций и предприятий,  находящихся на бюджетном фи-
    нансировании, на  основе  применения  Единой тарифной сетки оплаты
                                   труда

                            I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

        1.1. Настоящие методические рекомендации призваны оказать  по-
    мощь министерствам  и  ведомствам  Российской  Федерации,  органам
    исполнительной власти республик в  составе  Российской  Федерации,
    краев, областей,   автономных   образований,   городов   Москвы  и
    Санкт-Петербурга, местной   администрации,   органам   по   труду,
    профсоюзным объединениям, учреждениям, организациям и предприятиям
    бюджетной сферы в организации и проведении комплекса работ по реа-
    лизации постановления Правительства Российской Федерации от 14 ок-
    тября 1992 года N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда ра-
    ботников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки".
        1.2. Перестройка системы  оплаты  труда  работников  бюджетной
    сферы осуществляется  на  принципиально  новой  основе  и призвана
    улучшить материальное положение и усилить стимулирующую роль зара-
    ботной платы работников образования,  здравоохранения и социальной
    защиты населения,  культуры и искусства, науки и научного обслужи-
    вания, физической культуры и спорта, сельского, водного, рыбного и
    лесного хозяйства,  гидрометеорологической службы, охраны окружаю-
    щей среды,  а также работников учреждений, организаций и предприя-
    тий других отраслей, находящихся на бюджетном финансировании.
        1.3. Методические  рекомендации имеют межотраслевой характер и
    могут быть использованы во всех  учреждениях,  организациях  и  на
    предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании, с учетом их
    специфики.

       II. ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
                 ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ,
                           ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ

        2.1. Совершенствование оплаты труда работников учреждений, ор-
    ганизаций и предприятий,  финансируемых за счет бюджетных средств,
    имеет целью упорядочить тарифные условия оплаты труда по отраслям,
    установить обоснованные  соотношения  в  уровнях  заработной платы
    различных профессионально-квалификационных групп работников в  за-
    висимости от  сложности  труда и квалификации на основе применения
    Единой тарифной сетки (соблюдения тарифных коэффициентов сетки).
        Реализация принципов организации оплаты труда рабочих и служа-
    щих, предусмотренных постановлением Правительства Российской Феде-
    рации от  14  октября  1992 года N 785 "О дифференциации в уровнях
    оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой  тарифной
    сетки", создает необходимые условия для наиболее последовательного
    выполнения требований статьи 2 Кодекса Законов о труде  Российской
    Федерации: "Каждый  работник  имеет право на равное вознаграждение
    за равный труд без какой бы то ни было  дискриминации  и  не  ниже
    установленного Законом минимального размера".
        2.2. Вводимая в бюджетных отраслях Единая тарифная сетка (ЕТС)
    призвана обеспечивать равный подход к оценке квалификации работни-
    ков (сложности выполняемых ими работ) и означает  переход  от  от-
    раслевого к  межотраслевому  принципу организации заработной платы
    работников бюджетной сферы с  учетом  объективно существующих  от-
    раслевых особенностей. В этой связи при введении ЕТС следует руко-
    водствоваться основными принципами построения нового механизма ор-
    ганизации заработной платы, которые и излагаются ниже.
        ЕТС представляет собой единую шкалу тарификации и  поразрядной
    оплаты рабочих  и  служащих.  Она охватывает все группы работников
    учреждений, организаций и предприятий,  находящихся  на  бюджетном
    финансировании (за исключением органов представительной и исполни-
    тельной власти),  - от рабочих до руководителей различного уровня,
    начиная от заведующего камерой хранения до директоров (генеральных
    директоров) учреждений,  организаций, предприятий, ректоров вузов,
    главных редакторов газет (журналов) и т.д.
        Все профессии и должности работников  в  ЕТС  сгруппированы по
    признаку общности выполняемых работ (функций).
        Общность  функций,  выполняемых  в  процессе труда рабочими во
    всей  бюджетной  сфере,  позволила  представить  их  в  ЕТС  одной
    группой.
        Служащие бюджетных отраслей распределены на две основные груп-
    пы. Первая группа включает общеотраслевые должности служащих,  ко-
    торые в свою очередь распределены на  три  подгруппы:  технические
    исполнители, специалисты, руководители.
        Вторая группа включает только должности специалистов и руково-
    дителей, специфические  для  той или иной отрасли бюджетной сферы.
    (Группировка должностей служащих приведена в приложениях N 2 и 3 к
    постановлению Правительства  Российской  Федерации  от  14 октября
    1992 года N 785).
        Разряды оплаты ЕТС отражают, как правило, только сложность вы-
    полняемых работ (функций).  Они не учитывают условий труда, значи-
    мости тех или иных профессий (должностей) и каких-либо других фак-
    торов.
        Ставки оплаты  первого  разряда принимаются в ЕТС в размере не
    ниже уровня минимальной заработной платы, установленного в законо-
    дательном порядке.  Нарастание  ставок по разрядам оплаты труда по
    мере возрастания его сложности  призвано  обеспечить  материальную
    заинтересованность работника в повышении квалификации.
        2.3. ЕТС предусматривает дифференциацию оплаты по 18 разрядам.
        Тарификация рабочих  проводится по восьми разрядам (с 1 по 8).
    Это соответствует ныне действующему Единому тарифно-квалификацион-
    ному справочнику  работ и профессий рабочих (ЕТКС).  Вместе с тем,
    согласно постановлению Правительства от 14  октября  1992  года  N
    785, в учреждениях, организациях и на предприятиях, находящихся на
    бюджетном финансировании, высококвалифицированным рабочим, занятым
    на важных и ответственных работах и на особо важных и особо ответ-
    ственных работах, могут устанавливаться оклады исходя из 9-10 раз-
    рядов оплаты ЕТС по перечням, утвержденным в установленном порядке
    министерствами и ведомствами Российской Федерации, и из 11-12 раз-
    рядов оплаты ЕТС - по перечням, утвержденным  Министерством  труда
    Российской Федерации.
        Эта мера предусмотрена в целях усиления материального стимули-
    рования наиболее сложного и квалифицированного труда рабочих.
        Служащие бюджетных отраслей,  в том числе технические исполни-
    тели, специалисты и руководители, тарифицируются со 2 по 18 разря-
    ды. Порядок отнесения различных должностей и квалификационно-долж-
    ностных групп руководителей, специалистов и других служащих к раз-
    рядам оплаты труда изложен в разделе IV настоящих рекомендаций.
        2.4. В  целях стимулирования повышения квалификации и установ-
    ления обоснованных соотношений в оплате труда различных  категорий
    работников в ЕТС предусмотрено нарастание уровней ставок оплаты от
    более низкого разряда к более высокому,  так  что  общий  диапазон
    18-разрядной сетки  составляет 1:10,07,  т.е.  ставка 18 разряда в
    10,07 раз превышает ставку 1 разряда.  При этом с 1  по  3  разряд
    ставки увеличиваются на 30 проц. от разряда к разряду, с 4 по 15 -
    на 13 проц., с 16 по 18 - на 11 проц.
        Нарастание тарифных коэффициентов от разряда к разряду,  когда
    наибольший прирост (30 проц.) предусмотрен на начальных  разрядах,
    а наименьший  (11  проц.) - на высших,  объясняется необходимостью
    социальной защиты наименее квалифицированных (а  следовательно,  и
    низкооплачиваемых в прошлом) групп работников по сравнению с высо-
    коквалифицированными специалистами и руководителями.
        2.5. В соответствии с принципами разработки ЕТС исходная став-
    ка оплаты,  т.е. размер ставки первого разряда, не может быть ниже
    минимального размера  оплаты труда,  устанавливаемого в Российской
    Федерации в законодательном порядке. В период разработки ЕТС обще-
    российский минимум  заработной  платы составлял 900 руб.  в месяц.
    Месячная ставка 1 разряда в ЕТС была принята в размере  1350  руб.
    (в 1,5  раза выше минимума).  Согласно постановлению Правительства
    Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 785 "О дифференциа-
    ции в  уровнях  оплаты  труда работников бюджетной сферы на основе
    Единой тарифной сетки" исходная ставка  оплаты  труда  может  быть
    принята Правительством Российской Федерации в другом,  более высо-
    ком размере.  В этом случае расчет ставок (окладов) по другим раз-
    рядам оплаты  труда  (2-18  разряд) должен производиться исходя из
    вновь утвержденной месячной ставки 1 разряда ЕТС. В соответствии с
    постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 1992
    года N 855 "О повышении уровня оплаты труда работников учреждений,
    организаций и  предприятий  бюджетной сферы" с 1 декабря 1992 года
    месячная ставка (оклад) 1 разряда ЕТС установлена в  размере  1800
    рублей.
        2.6. В сочетании с достаточно высоким уровнем тарифных  ставок
    (окладов) Единая  тарифная  сетка  призвана обеспечивать упрощение
    структуры заработной платы путем исключения из  нее  элементов,  с
    помощью которых   нередко   заработки   искусственно   завышаются.
    Посредством этого формируются  предпосылки  для  совершенствования
    нормирования труда,  заинтересованности во внедрении прогрессивных
    форм его организации.
        2.7. Настоящие рекомендации с учетом их дополнения и конкрети-
    зации министерствами и ведомствами Российской Федерации,  органами
    исполнительной власти  республик  в  составе Российской Федерации,
    краев, областей,  автономных   образований,   городов   Москвы   и
    Санкт-Петербурга с  участием профсоюзных объединений призваны ока-
    зать помощь учреждениям,  организациям и предприятиям, находящимся
    на бюджетном  финансировании,  в подготовке и осуществлении мер по
    совершенствованию оплаты труда работников на основе ЕТС.

                         III. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
                         ПО ВВЕДЕНИЮ ОПЛАТЫ ТРУДА
                       НА ОСНОВЕ ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ

        3.1. Работу  по введению  в учреждении, организации и на пред-
    приятии оплаты труда на основе ЕТС возглавляет его руководитель. К
    ее  проведению  привлекаются  наиболее квалифицированные работники
    ОТиЗов,  бухгалтерии, кадровой службы, экономисты и другие специа-
    листы по усмотрению руководителя.
        3.2. Содержание подготовительной работы сводится к следующему:
        - доведению до всех работников содержания постановления Прави-
    тельства Российской  Федерации  по введению оплаты в отраслях бюд-
    жетной сферы на основе ЕТС;
        - тщательному изучению всех нормативных документов по реализа-
    ции постановления;
        - предварительному  расчету средств,  необходимых для введения
    ЕТС, и подготовке предложений о возможностях их покрытия в  преде-
    лах имеющихся бюджетных ассигнований,  выявлению потребности в до-
    полнительных средствах;
        - согласованию  величины  дополнительных средств с вышестоящей
    организацией, дающей разрешение на введение ЕТС, составлению ново-
    го штатного расписания;
        - проведению аттестации служащих и перетарификации рабочих;
        - осуществлению мероприятий по совершенствованию организации и
    нормирования труда,  организационной структуры учреждения, органи-
    зации,   предприятия,  изысканию  собственных ресурсов на введение
    ЕТС;
        - определению даты завершения подготовительной работы и введе-
    ния новых условий оплаты труда, доведению их до каждого работника.
        3.3. В процессе подготовительной работы руководитель организа-
    ции издает специальный приказ (распоряжение).
        В констатирующей части приказа (распоряжения) до сведения всех
    работников доводится содержание постановления Правительства о вве-
    дении в учреждениях, организациях и на предприятиях бюджетной сфе-
    ры условий оплаты на основе ЕТС.
        В постановляющей части приказа утверждаются:
        - состав комиссии по  проведению  подготовительной  работы  (в
    случае необходимости  создаются  центральная  и  несколько местных
    комиссий);
        - состав комиссии (комиссий) по проведению аттестации служащих
    и перетарификации рабочих.
        В приказе  определяются сроки начала и завершения работы,  да-
    ются поручения бухгалтерии,  кадровой службе и другим привлекаемым
    к  проведению  подготовительной работы подразделениям и специалис-
    там.
        3.4. Подготовительная работа осуществляется на основании  нор-
    мативных документов, принятых Правительством Российской Федерации,
    Министерством труда Российской  Федерации, а  также  разработанных
    соответствующими министерствами и ведомствами.
        При проведении подготовительной работы учреждения, организации
    и предприятия должны располагать:
        текстом постановления Правительства со  всеми  приложениями  к
    нему;
        необходимыми для тарификации рабочих выпусками ЕТКС или извле-
    чениями из них;
        квалификационными требованиями   (квалификационными   характе-
    ристиками) по  отраслевым и общеотраслевым должностям, содержащими
    критерии установления разряда оплаты в соответствии с ЕТКС;
        положением о порядке проведения аттестации, утвержденным соот-
    ветствующим министерством, ведомством;
        рекомендациями о порядке применения ЕТС в учреждениях, органи-
    зациях и на предприятиях  отрасли,  утвержденными  соответствующим
    министерством, ведомством.
        3.5. Предварительный расчет средств,  необходимых для введения
    новых условий оплаты труда, осуществляется исходя из численности и
    квалификационно-должностного состава  работников  по  действующему
    штатному расписанию  и предварительного (до аттестации) присвоения
    по каждой должности квалификационного разряда ЕТС исходя из квали-
    фикационных требований и объективных данных о работнике,  занимаю-
    щем эту должность.  По вакантным должностям разряд устанавливается
    исходя из требований, которым должен отвечать будущий работник.
        Предварительный расчет  средств  осуществляется  в   следующей
    последовательности:
        а) по  каждой  должности,  включенной  в  штатное  расписание,
    проставляется соответствующий  ей  разряд  ЕТС и месячная тарифная
    ставка. При этом целесообразно  использовать  следующую  примерную
    форму:
    __________________________________________________________________
                     Установленный              Проекти-
    Наименование     в штатном                  руемый       Месячная
    должности        расписании       Ф.И.О.    разряд       тарифная
    по штатному      должностной     работника  оплаты        ставка
    расписанию       оклад в месяц              по должности  по ЕТС
                     (руб.)
    __________________________________________________________________
    Директор школы        4400     Петрова М.В.    13          7776
    Преподаватель физики  2800     Столяров И.П.    9          4766
    Электрик              1098     Иванов Н.Ф.      3          2282
    Плотники              1098     вакансия         4          2579
    __________________________________________________________________
    Итого по школе     180 000                              397 430

        б) суммированием  проектируемых  тарифных  ставок определяется
    новый тарифный фонд по штатному расписанию;
        в) по  фактическим  данным за месяц,  предшествующий предвари-
    тельному расчету средств, определяется отношение фактически выпла-
    ченных работникам доплат за условия труда,  работу в ночное время,
    надбавок и других выплат стимулирующего характера (за  исключением
    доплат и надбавок за квалификацию работников и сложность выполняе-
    мых работ),  не имеющих своим источником экономию фонда заработной
    платы и  других  статей  сметы расходования,  к тарифному фонду по
    действующему в этом месяце штатному расписанию (в процентах);
        г) умножением тарифного фонда,  определенного в соответствии с
    разрядами ЕТС (п. "б"), на отношение фактически выплаченных работ-
    никам поощрительных  выплат к тарифному фонду по штатному расписа-
    нию (п.  "в") рассчитывается необходимый при новых условиях оплаты
    труда фонд доплат,  надбавок и других выплат стимулирующего харак-
    тера помимо тех, которые могут выплачиваться за счет экономии бюд-
    жетных средств;
        д) необходимый для обеспечения введения ЕТС  фонд  средств  на
    оплату труда определяется путем суммирования нового тарифного фон-
    да (п. "б") и нового фонда доплат и надбавок (п. "г").
        Пример. Отношение  фактически  выплаченных в месяц,  предшест-
    вующий  предварительному  расчету,  средств,  доплат,  надбавок  и
    других стимулирующих выплат  к  тарифному  фонду по действовавшему
    в этот месяц штатному расписанию составит 15 проц.  Тогда, исполь-
    зуя данные, приведенные в п.  "а", новый фонд поощрительных выплат
    составит:
        397430 x 15/100  = 59615 руб.,   а необходимый для обеспечения
    введения ЕТС фонд средств на  оплату  труда  в  расчете  на  месяц
    составит:
        397430 + 59615 = 457045 руб.,  при этом дополнительная потреб-
    ность в средствах на оплату труда составит в расчете на месяц:
        457045  - 180000 x (100 + 15)/100 = 457045 - 207000  =  250045
    руб.
        3.6. При определении дополнительной потребности  в  увеличении
    бюджетных средств на введение новых условий оплаты труда необходи-
    мо иметь в виду, что вместе с увеличением средств на оплату должны
    также возрастать  средства,  требуемые для отчисления в пенсионный
    фонд, фонд социального страхования,  в фонд занятости,  другие от-
    числения, устанавливаемые в процентах к фонду заработной платы.
        Пример. Отчисления в пенсионный фонд, фонд социального страхо-
    вания, в фонд занятости составляют 38 проц.  к фонду оплаты труда.
    Тогда дополнительная потребность в  средствах  на  введение  новых
    условий оплаты  труда в расчете на месяц исходя из данных,  приве-
    денных в примере в п. 3.5, составит:
        250045 x (100 + 38)/100 = 345062 руб.
        После предварительного определения потребности в  дополнитель-
    ных средствах   комиссия  по  проведению  подготовительной  работы
    рассматривает их и дает предложения по более рациональному исполь-
    зованию других  (кроме зарплаты и связанных с ней отчислений) ста-
    тей сметы расходов учреждения, организации, предприятия.
        Дополнительная потребность  в  средствах с предложениями по ее
    уменьшению за счет изыскания собственных ресурсов  сообщается  вы-
    шестоящей организации, которая рассматривает поступившие предложе-
    ния, принимает решения о размере реально выделяемых  дополнительно
    средств и  дает  разрешение  на введение ЕТС в пределах выделенных
    средств.
        3.7. После получения разрешения в учреждении, организации и на
    предприятии в пределах выделенных ассигнований составляется  новое
    штатное расписание,  которое  служит  руководством для комиссий по
    аттестации и перетарификации,  а также для проведения  мероприятий
    по изысканию внутренних резервов покрытия дополнительных средств.

                IV. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ТАРИФИКАЦИИ СЛУЖАЩИХ
                   И ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ ИМ РАЗРЯДОВ
                               ОПЛАТЫ ТРУДА

        4.1. В  приложениях  N  2  и  3  к постановлению Правительства
    Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 785 "О дифференциа-
    ции в  уровнях  оплаты  труда работников бюджетной сферы на основе
    Единой тарифной сетки" утверждены соответственно  "Разряды  оплаты
    труда Единой  тарифной  сетки  по основным должностям служащих от-
    раслей бюджетной сферы" для отнесения основных должностей служащих
    к разрядам оплаты.
        Тарификация общеотраслевых  должностей  является  сквозной  по
    всем бюджетным отраслям независимо от места приложения труда руко-
    водителя или специалиста той или иной конкретной  должности.  Так,
    для экономистов  различных  специальностей и наименований,  где бы
    они ни работали, предусмотрена тарификация в диапазоне 6-11 разря-
    дов, для заведующего канцелярией - 4-5 разрядов,  для главных спе-
    циалистов - 13-17 разрядов и т.д.
        В перечне  отраслевых должностей служащих представлены специа-
    листы и руководители здравоохранения и социальной  защиты  населе-
    ния, культуры и искусства, науки и научного обслуживания, народно-
    го образования,  высшей  школы,  физической  культуры  и   спорта,
    сельского, лесного, охотничьего, водного и рыбного хозяйства, гид-
    рометеорологической службы и некоторых других отраслей.
        Отнесение отраслевых должностей служащих к разрядам оплаты ЕТС
    осуществлено с учетом сложности их труда и квалификации, а также с
    учетом тарификации  общеотраслевых должностей.  Принимая во внима-
    ние, как правило,  творческий характер труда и повышенную социаль-
    ную ответственность  специалистов  народного  образования,  высшей
    школы, здравоохранения и науки,  их тарификация установлена на 1-4
    разряда выше, чем по общеотраслевым должностям специалистов.
        Так, если инженеры различных специальностей и экономисты  раз-
    личных специальностей тарифицируются 6-11 разрядами,  а технологи,
    конструкторы,  электроники,  математики и программисты - 6-13 раз-
    рядами, то  учителя  и  врачи  различных  специальностей  -  соот-
    ветственно 7-14 и 8-15 разрядами.  Специалисты культурно-просвети-
    тельных и архивных учреждений (библиотекари,  экскурсоводы,  архи-
    висты, палеографы, археографы) по тарификации приравнены к общеот-
    раслевым должностям  специалистов  - таким,  как инженеры,  эконо-
    мисты, бухгалтеры, с диапазоном разрядов 6-11. Редакционный персо-
    нал редакций газет и журналов (корреспонденты,  собственные и спе-
    циальные корреспонденты, обозреватели) протарифицированы на уровне
    элитных должностей   общеотраслевых  специалистов  (конструкторов,
    технологов,   математиков, электроников, программистов), то есть с
    6 по  13  разряд.  На  этом  же  уровне установлены разряды оплаты
    основных должностей специалистов сельского хозяйства -  агрономов,
    зоотехников, микробиологов, токсикологов, бактериологов и др.
        Тарификация отраслевых должностей  руководителей  также  соот-
    несена с  тарификацией  соответствующих общеотраслевых должностей.
    Так, на уровне начальников отделов и  начальников  цехов  (общеот-
    раслевые должности), для которых предусмотрены 11-14 разряды, про-
    тарифицированы руководители структурных подразделений по  основной
    деятельности в  культурно-просветительных,  архивных  учреждениях,
    театрах, музыкальных и танцевальных коллективах, цирках и концерт-
    ных организациях.  На более высоком уровне установлены разряды оп-
    латы руководителей основных структурных подразделений  в  науке  и
    высшей школе - с 13 по 16.
        Тарификация первых лиц - руководителей учреждений, организаций
    и предприятий отраслей бюджетной сферы,  - которая предусмотрена в
    диапазоне 10-18 разрядов,  дифференцирована в зависимости от слож-
    ности функций управления по соответствующим должностям руководите-
    лей и их социальной ответственности.  Так,  высший разряд  -  18-й
    (при наличии  диапазона  разрядов по тем или иным должностям) пре-
    дусмотрен для художественных руководителей театров,  цирков, глав-
    ных редакторов и редакторов газет и журналов, руководителей учреж-
    дений и организаций  науки,  ректоров  высших  учебных  заведений,
    главных врачей учреждений здравоохранения, руководителей некоторых
    служб в сельском хозяйстве (Государственного ветеринарного  надзо-
    ра, Государственной  комиссии по сортоиспытанию сельскохозяйствен-
    ных культур,  Государственной  семенной  инспекции  по   карантину
    растений), гидрометеорологической  службы.  До  16-го разряда пре-
    дусмотрена тарификация первых лиц культурно-просветительных и  ар-
    хивных учреждений,  учреждений народного образования (школ, интер-
    натов, лицеев и т.д.), спортивных сооружений и др.
        Согласно постановлению  Правительства  Российской Федерации от
    14 октября 1992 года N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты тру-
    да работников  бюджетной  сферы  на  основе Единой тарифной сетки"
    право устанавливать разряды оплаты по другим  должностям  работни-
    ков, не  предусмотренным  в  перечнях  общеотраслевых и отраслевых
    должностей, дано министерствам и ведомствам  Российской  Федерации
    по согласованию с Министерством труда Российской Федерации.
        4.2. Для осуществления на практике тарификации служащих учреж-
    дений, организаций  и  предприятий  бюджетной  сферы разработаны и
    соответствующими министерствами (ведомствами) утверждены  квалифи-
    кационные требования в разрезе должностей по всему кругу - как об-
    щеотраслевым, так и отраслевым.  В действующем до сих пор Квалифи-
    кационном справочнике  должностей  руководителей,  специалистов  и
    служащих преобразован третий раздел включенных в него квалификаци-
    онных характеристик - "Квалификационные требования".  Эти требова-
    ния в нем даны по разрядам оплаты, предусмотренным ЕТС.
        В квалификационных  характеристиках  технических исполнителей,
    выполняющих наименее сложные работы по сравнению со  специалистами
    и руководителями,  основное  квалификационное требование - наличие
    общего среднего образования в сочетании с индивидуальным обучением
    соответствующей продолжительности, либо в сочетании со специальной
    подготовкой по установленной программе. Наличие среднего специаль-
    ного образования установлено только в тех случаях, когда в средних
    специальных учебных заведениях осуществляется  подготовка  специа-
    листов соответствующего профиля.
        По сравнению со служащими - техническими исполнителями к  спе-
    циалистам предъявляются как более высокие требования к их квалифи-
    кации, так и большее разнообразие этих требований. Это обусловлено
    повышенной сложностью  работ,  выполняемых  ими,  и соответственно
    большим количеством разрядов оплаты.  Квалификационные  требования
    по разрядам  оплаты специалистов представляют собой,  как правило,
    сочетание  двух  компонентов - образование  (от  общего до высшего
    образования соответствующего  профиля) и стажа работы не менее оп-
    ределенного количества лет, необходимого для занятия соответствую-
    щей должности. Применительно к должностям специалистов, большинст-
    во из которых является категорируемыми,  второй компонент квалифи-
    кационных требований  (стаж  работы) выступает в качестве  регуля-
    тора нарастания требований по квалификационным категориям, которые
    в свою очередь учитываются  при  установлении разряда оплаты.  На-
    растание требований к квалификации по разрядам оплаты можно  прос-
    ледить на примере должности технолога, тарифицируемой согласно ЕТС
    6-13 разрядами. (Учитывая  межотраслевой   характер  рекомендаций,
    примеры  в этом разделе даются применительно к межотраслевым долж-
    ностям).
        Пример.
        Требования к квалификации по разрядам оплаты технологов.
        6-7 разряды (технолог):  высшее  техническое  образование  без
    предъявления требований  к  стажу  работы  или среднее специальное
    (техническое) образование и стаж  работы  в  должности  техника  I
    категории не  менее  3 лет,  либо в других должностях,  замещаемых
    специалистами со средним специальным образованием, не менее 5 лет.
        8-9 разряды (технолог III категории): высшее техническое обра-
    зование и стаж работы в должности технолога  или  в  других  долж-
    ностях, замещаемых специалистами с высшим образованием, не менее 3
    лет.
        9-10 разряды (технолог II категории): высшее техническое обра-
    зование и стаж работы в должности технолога III  категории  или  в
    других должностях, замещаемых специалистами с высшим образованием,
    не менее 3 лет.
        10-11 разряд (технолог I категории):  высшее техническое обра-
    зование и стаж работы в должности технолога II категории не  менее
    3 лет.
        12-13 разряд (ведущий технолог):  высшее техническое образова-
    ние и  стаж  работы в должности технолога I категории не менее 2-3
    лет.
        Для большинства  должностей  специалистов  в  квалификационных
    требованиях предусмотрены двойные разряды в рамках соответствующей
    квалификационной категории,  как это показано на предыдущем приме-
    ре. Тарификация двойными разрядами обусловлена довольно  ощутимыми
    различиями в сложности должностных  обязанностей  специалиста  той
    или  иной квалификационной категории,  их  разнообразием,  уровнем
    ответственности  и  др.  При таком подходе к установлению разрядов
    руководителям  учреждений,  организаций и предприятий предоставля-
    ется возможность оперативно  решать  вопросы  тарификации  в конк-
    ретных  условиях, т.е.  учитывать сложность должностных обязаннос-
    тей  конкретных  специалистов  и  в соответствии с нею присваивать
    работнику по результатам аттестации тот или иной разряд оплаты.
        4.3. По сложности выполняемых работ должностная группа руково-
    дителей  учреждений,  организаций  и  предприятий и их структурных
    подразделений весьма неоднородна,  о  чем  свидетельствует широкий
    диапазон их тарификации, предусмотренный в ЕТС, - с 3 по 18 разря-
    ды.
        Требования к квалификации по разрядам оплаты,  предъявляемые к
    руководителям,  также  дифференцированы.  Например, для должностей
    руководителей  предприятий и их структурных подразделений требова-
    ния  к  квалификации  колеблются  от общего среднего образования и
    специальной подготовки без  предъявления требований к стажу работы
    до высшего образования  и стажа работы на руководящих должностях в
    соответствующей профилю предприятия отрасли народного хозяйства не
    менее 5 лет.
        Сложность труда ряда должностей руководителей  во  многом  за-
    висит от масштаба руководимого объекта. Исходя из этого, для соот-
    ветствующих должностей дифференциация  требования  к  квалификации
    (стажу и образованию) сочетается с дифференциацией объектов управ-
    ления. При этом, как правило, используются такие действующие прин-
    ципы дифференциации  их оплаты в зависимости от масштаба руководи-
    мого объекта (объем производимой  продукции  (услуг),  численность
    работающих и др. специфические для них показатели).
        В качестве примера приводим требования к квалификации  главных
    специалистов, тарифицируемых согласно ЕТС 13-17 разрядам оплаты.
        Пример.
        Требования к квалификации главных специалистов по разрядам оп-
    латы.
        Высшее техническое  или  инженерно-техническое  образование  и
    стаж работы по специальности в инженерно-технических и руководящих
    должностях в соответствующей профилю предприятия отрасли народного
    хозяйства не менее 5 лет.
        13 разряд:  при  выполнении  должностных обязанностей главного
    специалиста (кроме главного инженера) предприятия IV группы.
        14 разряд:  при  выполнении  должностных обязанностей главного
    специалиста предприятия III группы и главного инженера предприятия
    IV группы.
        15 разряд:  при выполнении должностных  обязанностей  главного
    специалиста предприятия  II группы и главного инженера предприятия
    III группы.
        16 разряд:  при  выполнении  должностных обязанностей главного
    специалиста предприятия I группы и главного  инженера  предприятия
    II группы.
        17 разряд:  при выполнении должностных  обязанностей  главного
    инженера предприятия I группы.
        При отнесении к разрядам оплаты ЕТС конкретных должностей  ру-
    ководителей, специалистов и других служащих учреждений,  организа-
    ций и предприятий бюджетной сферы следует руководствоваться квали-
    фикационными требованиями  по  должностям,  которые  разработаны в
    соответствии с предложенными принципами.
        4.4. Аттестация  служащих учреждений,  организаций и предприя-
    тий, находящихся на бюджетном финансировании,  проводится с  целью
    установления соответствия  работников занимаемой должности и опре-
    деления разряда оплаты труда в соответствии с Единой тарифной сет-
    кой. Она  существенно   отличается  от  всех  проводившихся  ранее
    аттестаций,  поскольку  призвана  обеспечить  действенные меры  по
    улучшению материального  положения  и  усилению стимулирующей роли
    оплаты труда посредством  упорядочения соотношений в уровнях зара-
    ботной  платы  в зависимости от сложности труда и квалификации ра-
    ботников. Соблюдение  предусматриваемых Единой тарифной сеткой со-
    отношений  в  оплате  труда служащих  достигается  посредством  их
    тарификации,  которая  осуществляется  в  процессе  аттестации  на
    основе  утверждаемых  в установленном порядке тарифно-квалификаци-
    онных характеристик общеотраслевых должностей  служащих,  а  также
    разрабатываемых   министерствами и ведомствами характеристик долж-
    ностей, специфических для отдельных отраслей.
        4.5. Аттестация  проводится в соответствии с Основными положе-
    ниями о порядке проведения аттестации служащих учреждений, органи-
    заций и предприятий,  находящихся на бюджетном финансировании, ут-
    вержденными постановлением Минтруда России и Минюста России от  23
    октября 1992 г. N 27, а также соответствующими отраслевыми положе-
    ниями и приказами министерств и ведомств, определяющими сроки про-
    ведения аттестации.
        Аттестация проводится посредством объективной оценки  деятель-
    ности работника исходя из конкретных условий и требований,  предъ-
    являемых к нему по занимаемой должности.
        Аттестации подлежат  все  категории  служащих  - руководители,
    специалисты и технические исполнители,  состоящие в штате учрежде-
    ния, организации , предприятия, кроме лиц, проходящих аттестацию в
    комиссиях, специально создаваемых вышестоящими органами по  подчи-
    ненности.
        4.6. Исходя из Основных положений  о  порядке  проведения  ат-
    тестации служащих для установления разряда оплаты в соответствии с
    ЕТС, разрабатываются отраслевые  положения,  где  конкретизируются
    критерии и методы оценки квалификации и профессиональной компетен-
    ции работников с учетом специфики  трудовых  функций,  выполняемых
    работниками по  занимаемой  должности.  (Рекомендуемые  подходы  к
    оценке работника приведены ниже).
        4.7. Подготовка к проведению аттестации организуется админист-
    рацией учреждения,  организации,  предприятия при активном участии
    руководителей структурных подразделений, профсоюзной организации и
    включает осуществление следующих мероприятий:
        - обеспечение  подготовки  необходимых документов на аттестуе-
    мых;
        - составление графиков проведения аттестации;
        - определение аттестационных комиссий (состав, количество чле-
    нов);
        - организация  разъяснительной работы о целях и порядке прове-
    дения аттестации.
        4.8. На каждого работника,  подлежащего аттестации, не позднее
    чем за две недели до начала ее  проведения,  его  непосредственным
    руководителем должно  быть подготовлено представление,  содержащее
    всестороннюю оценку соответствия работника квалификационным требо-
    ваниям, предъявляемым по должности и определенному разряду оплаты,
    его профессиональной компетентности,  отношения к работе  и  каче-
    ства  выполнения должностных обязанностей,  а также сведения о ре-
    зультатах работы за прошедший период.  Аттестуемый работник должен
    быть  заранее,  не  менее  чем за две недели до аттестации,  озна-
    комлен с представленными в аттестационную комиссию материалами.
        Аттестационная комиссия рассматривает представление,  заслуши-
    вает аттестуемого и руководителя подразделения, в котором он рабо-
    тает. Обсуждение работы аттестуемого должно проходить в обстановке
    требовательности, объективности и доброжелательности,  исключающей
    проявление субъективизма.
        4.9. Конкретные сроки,  а также график  проведения  аттестации
    утверждаются руководителем учреждения, организации, предприятия по
    согласованию с профсоюзным комитетом и доводятся до  сведения  ат-
    тестуемых работников.
        В графике проведения аттестации указываются наименование  под-
    разделения,  в  котором работает аттестуемый,  его фамилия,  долж-
    ность, даты проведения аттестации и представления в аттестационную
    комиссию  необходимых документов,  а также должность и фамилии ра-
    ботников, ответственных за их подготовку.
        В первую очередь следует аттестовать руководителей подразделе-
    ний, а затем подчиненных им работников (аттестация членов аттеста-
    ционной комиссии проводится на общих основаниях).
        4.10. Для  проведения аттестации должна быть утверждена аттес-
    тационная  комиссия в составе председателя (как правило,  замести-
    теля  руководителя учреждения,  организации,  предприятия), секре-
    таря и членов комиссии. В аттестационную комиссию включаются руко-
    водители  подразделений,  высококвалифицированные   специалисты  и
    представители  профсоюзной организации.  В необходимых случаях мо-
    жет  быть  создано  несколько  аттестационных комиссий, обладающих
    одинаковыми правами.
        Оценка деятельности  работника  и рекомендации комиссии должны
    приниматься открытым голосованием в отсутствие  аттестуемого.  Ат-
    тестация и голосование проводятся при участии в заседании не менее
    двух третей состава аттестационной комиссии.  Результаты голосова-
    ния определяются  большинством голосов.  При равенстве голосов ат-
    тестуемый работник признается соответствующим  определенной  долж-
    ности и разряду оплаты.  Результаты аттестации необходимо сообщить
    работнику сразу же после голосования.
        В случае аттестации работника, являющегося членом аттестацион-
    ной комиссии, аттестуемый в голосовании не должен участвовать.
        4.11. Результаты  аттестации (оценка и рекомендации) заносятся
    в аттестационный лист, который должен составляться в одном экземп-
    ляре и подписываться председателем,  секретарем и членами аттеста-
    ционной комиссии, принявшими участие в голосовании.
        Аттестационный лист,   форма   которого   приведена   ниже,  и
    представление на работника, прошедшего аттестацию, следует хранить
    в его личном деле.

        Пример.

                           АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ

        1. Фамилия, имя, отчество ____________________________________
    __________________________________________________________________
        2. Год рождения ______________________________________________
        3. Сведения об образовании и повышении квалификации __________
    __________________________________________________________________
    (что окончил и когда, специальность и квалификация по образованию,
    __________________________________________________________________
                  ученая степень, ученое звание)
        4. Занимаемая должность на момент аттестации и дата назначения
    (избрания, утверждения) на эту должность _________________________
    __________________________________________________________________
        5. Общий трудовой стаж _______________________________________
        6. Вопросы к аттестуемому и ответы на них ____________________
    __________________________________________________________________
    __________________________________________________________________
        7. Замечания и предложения, высказанные членами аттестационной
    комиссии _________________________________________________________
    __________________________________________________________________
        8. Оценка деятельности работника по результатам голосования:
        - соответствие должности _____________________________________
        - отнесение к разряду оплаты _________________________________
        Количество голосов: за __________________ против _____________
        9. Рекомендации  аттестационной комиссии (с указанием мотивов,
    по которым они даются) ___________________________________________
    __________________________________________________________________
        10. Примечания _______________________________________________

        Председатель аттестационной комиссии                 (подпись)
        Секретарь аттестационной комиссии                    (подпись)
        Члены аттестационной комиссии                        (подписи)
        Дата аттестации "  " _______________ 19 ___________ г.
        С аттестационным листом ознакомился __________________________
                                             (подпись аттестованного
                                                     и дата)

        По результатам проведенной аттестации комиссия должна  принять
    решение о  соответствии  работника определенной должности и об от-
    несении его к тому или иному разряду оплаты труда.
        Руководителю учреждения,  организации,  предприятия необходимо
    рассмотреть результаты аттестации с  целью  проверки  соответствия
    порядка ее проведения утвержденному Положению, контроля за обосно-
    ванностью принятых рекомендаций и в месячный срок издать приказ об
    утверждении итогов аттестации. При несогласии руководителя с реше-
    нием аттестационной комиссии он имеет право направить работника на
    повторную аттестацию, результаты которой являются окончательными.
        4.12. При проведении аттестации для определения разряда оплаты
    не следует  одновременно рассматривать вопросы,  связанные с уста-
    новлением работнику надбавок, доплат и других выплат стимулирующе-
    го характера.
        4.13. Результаты аттестации после их утверждения приказом  ру-
    ководителя вносятся в трудовую книжку работника с указанием разря-
    да оплаты по Единой тарифной сетке, но без указания размера оплаты
    (ставки, оклада), поскольку он может меняться в связи с изменением
    минимальной ставки (оклада) первого разряда.
        Установленный служащему разряд оплаты в данном учреждении, ор-
    ганизации и на предприятии не означает, что при переходе или пере-
    воде работника на другую работу этот разряд оплаты ему должен быть
    обязательно сохранен. Трудовые  споры,  связанные  с  аттестацией,
    рассматриваются в соответствии с действующим законодательством.
        4.14. В положениях об аттестации,  разрабатываемых в отраслях,
    кроме показателей,  общих  для  всех категорий работников - уровня
    образования, стажа работы в данной или  аналогичной  должности,  а
    также других,  позволяющих приобрести знания и навыки, необходимые
    для выполнения работ,  предусмотренных по занимаемой должности,  -
    для каждой профессионально-квалификационной группы служащих должны
    быть определены конкретные показатели оценки.
        Показатели оценки  профессионализма и деловых качеств работни-
    ков при определении их соответствия тому или иному разряду оплаты,
    установленному для  данной  должности Единой тарифной сеткой,  це-
    лесообразно  предусматривать  дифференцированно  и применительно к
    отдельным категориям служащих (технические исполнители, специалис-
    ты, руководители), а также видам деятельности,   специфическим для
    различных  отраслей,  обусловленным  особенностями  их учреждений,
    организаций и предприятий.
        Например, для  технических  исполнителей это такие показатели,
    как своевременность,  оперативность и качество  выполнения  работ,
    входящих в  должностные обязанности,  умение профессионально рабо-
    тать с первичными и нормативными документами и т.п.
        Для специалистов  такими  показателями  являются:  степень са-
    мостоятельности выполнения должностных  обязанностей,  качество  и
    результативность их  осуществления,  ответственность за порученное
    дело, способность адаптироваться к новой ситуации и применять  но-
    вые подходы к решению возникающих проблем и т.п.
        Для оценки руководителей учреждения,  организации, предприятия
    и их  подразделений необходимо предусмотреть следующие показатели:
    умение организовать труд подчиненных, обеспечить эффективное руко-
    водство их работой; стиль общения с подчиненными; реально осущест-
    вляемый масштаб руководства и т.п.
        В качестве  специфических  отраслевых показателей оценки могут
    быть рекомендованы и применены:
        для преподавателей общеобразовательной школы:
        - овладение новыми методологическими принципами и  положениями
    преподаваемого предмета; педагогическое мастерство; отношение уча-
    щихся и коллег к методу преподавания предмета;  интерес и успевае-
    мость учащихся;  применение  современных  методов  ведения урока и
    т.п.;
        для медицинского персонала:
        - овладение новейшими методами диагностики и  лечения;  мнение
    пациентов о  работе  врача  или  работника  среднего  медицинского
    персонала; заболеваемость на обслуживаемом участке (для участковых
    врачей) и т.п.;
        для работников культурно-просветительных учреждений:
        - посещаемость  данных  учреждений  населением  обслуживаемого
    района,  оценка  работы  кружков, библиотек, клубов посетителями и
    т.д.
        4.15. По каждому показателю,  применяемому для оценки квалифи-
    кации и профессиональной компетенции работника, в отраслевых поло-
    жениях необходимо  предусмотреть конкретные критерии,  позволяющие
    характеризовать соответствие работника предъявляемым  требованиям,
    с тем,  чтобы  аттестационные комиссии имели возможность на основе
    материалов, представленных  на  каждого  аттестуемого,  и  из  не-
    посредственного знакомства с проходящим аттестацию (в процессе со-
    беседования с применением оценочных тестов, его ответов на вопросы
    и т.п.)  дать объективную оценку его деятельности и высказать суж-
    дение об установлении работнику того или иного разряда оплаты.
        Для руководителей  учреждений,  организаций  и предприятий при
    установлении разрядов их оплаты наряду с показателями квалификации
    и профессиональной компетенции дополнительно учитываются также по-
    казатели, характеризующие масштаб и сложность руководства возглав-
    ляемыми объектами.

               V. ТАРИФИКАЦИЯ И ПРИСВОЕНИЕ РАЗРЯДОВ РАБОЧИМ
                    ПРИ ВВЕДЕНИИ ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ

        5.1. Тарификация рабочих в  пределах  8-разрядного  диапазона,
    отведенного  этой  категории в ЕТС,  должна осуществляться в соот-
    ветствии с требованиями ЕТКС работ и  профессий  рабочих,  который
    сохраняет роль нормативного документа в вопросах тарификации труда
    как  для  бюджетного, так  и  предпринимательского секторов эконо-
    мики. При этом следует иметь в виду, что согласно ЕТКС подавляющее
    число профессий рабочих тарифицируется в настоящее время не выше 6
    разряда и лишь для небольшого числа профессий (около 60 наименова-
    ний) высшими разрядами тарификации являются 7  и  8.  В  последнее
    время в ходе совершенствования ЕТКС, уточнения его выпусков и раз-
    делов по производствам и видам работ Центральным  бюро  нормативов
    по  труду  при  Всероссийском  центре  производительности Минтруда
    России (ЦБНТ) совместно с Институтом труда Минтруда России  в  до-
    полнение к предусмотренным в ЕТКС профессиям рабочих этот перечень
    расширен. Сейчас он содержит 93 наименования профессий, по которым
    разработаны тарифно-квалификационные характеристики.  Все вопросы,
    возникающие в части тарификации рабочих 7-8 разрядами,  которые не
    предусмотрены в ЕТКС, следует разрешать с ЦБНТ.
        5.2. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации
    от 14 октября 1992 года N 785 высококвалифицированным рабочим, за-
    нятым на важных и ответственных работах и на особо важных и  особо
    ответственных работах, могут устанавливаться тарифные ставки и ок-
    лады исходя из 9-12 разрядов ЕТС  по  перечням,  утвержденным  ми-
    нистерствами и  ведомствами  Российской  Федерации и Министерством
    труда Российской Федерации.  Эту норму постановления Правительства
    Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 785 "О дифференциа-
    ции в уровнях оплаты труда работников бюджетной  сферы  на  основе
    Единой тарифной сетки" следует трактовать не как возможность тари-
    фикации соответствующих профессий рабочих 9-12 разрядами, а только
    как возможность их оплаты по ставкам этих разрядов, причем оплаты,
    не обязательно носящей постоянный характер.  Возможно как постоян-
    ное, так и временное использование для оплаты труда рабочих ставок
    9-12 разрядов,  но только в тех случаях, когда сложность выполняе-
    мых ими работ превышает сложность работ,  отнесенных Единым тариф-
    но-квалификационным справочником к 6-8 разрядам и если этот разряд
    является высшим для данной профессии.
        Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октяб-
    ря 1992 года N 785 предусмотрено, что перечни важных и ответствен-
    ных работ,  выполняемых высококвалифицированными рабочими, которым
    могут устанавливаться  месячные  ставки  и оклады исходя из 9 и 10
    разрядов ЕТС, утверждаются министерствами и ведомствами в установ-
    ленном порядке,  а перечень особо важных и особо ответственных ра-
    бот, выполняемых высококвалифицированными рабочими,  которым могут
    устанавливаться ставки оплаты  исходя из 11 и 12 разрядов ЕТС, ут-
    верждается Министерством труда Российской Федерации.
        Названные перечни  наряду с ЕТКС и дополнениями к нему в части
    тарификации рабочих 7-8 разрядами следует рассматривать как норма-
    тивные документы,  которыми  необходимо  руководствоваться при от-
    несении рабочих учреждений, организаций и предприятий, финансируе-
    мых из бюджетных источников, к разрядам оплаты ЕТС.
        5.3. Для рабочих введение ЕТС, как правило, не требует перета-
    рификации, поскольку  ЕТКС  остался  в  основном без изменений (за
    исключением случаев,  указанных  в п. 5.1). Им просто устанавлива-
    ется новый размер оплаты согласно уже присвоенному разряду. Вопрос
    о перетарификации может быть поставлен только в том  случае,  если
    при переходе на новые условия оплаты в целях совершенствования ор-
    ганизации деятельности соответствующего подразделения  учреждения,
    организации, предприятия  было  проведено перераспределение объема
    работ, предъявляющее к работнику новые  квалификационные  требова-
    ния. В этом случае,  однако, перетарификация работника должна быть
    произведена в соответствии с требованиями ЕТКС,  т.е. рабочий дол-
    жен сдать  экзамен,  подтверждающий  его реальные квалификационные
    возможности. Если в учреждении,  организации и на предприятии  нет
    возможности создать  достаточно  компетентную квалификационную ко-
    миссию, то следует обратиться за помощью в вышестоящую организацию
    или в организацию, где такие возможности есть.

            VI. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ДОПЛАТ,
                     НАДБАВОК И ПООЩРЕНИЙ РАБОТНИКОВ
                    ПРИ ВВЕДЕНИИ ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ

        6.1. Главное направление совершенствования практики применения
    доплат, надбавок и поощрений работников учреждений,  организаций и
    предприятий бюджетной  сферы - это их ориентация на учет индивиду-
    альных качеств работника, обеспечивающих  высокую личную результа-
    тивность его работы.  При этом,  разумеется, должны быть сохранены
    те  виды  доплат и надбавок, которые связаны с различиями в интен-
    сивности  труда  и загрузке работников при равном должностном наи-
    меновании (например,  доплата  за классное руководство в школе, за
    ведение делопроизводства и бухгалтерского учета, когда это не вхо-
    дит в основную работу). Должны быть во всех случаях сохранены над-
    бавки к заработной плате,  выплачиваемые  за  вредные,  тяжелые  и
    опасные условия труда.
        6.2. В условиях напряженности с бюджетными средствами возможны
    определенные колебания размеров выделяемых учреждению, организации
    и предприятию  ассигнований на их деятельность.  Поэтому целесооб-
    разно все виды стимулирующих доплат, надбавок и поощрений устанав-
    ливать на  определенный срок (3-6 месяцев). Такой подход к тому же
    целесообразен  с  позиций  постоянного  поддержания  у   работника
    стремления не  только  сохранять достигнутые результаты,  но и по-
    вышать их. Размеры доплат, надбавок и поощрений должны быть увяза-
    ны  с  величиной  средств  по  фонду  заработной  платы и степенью
    превышения  личных результатов по сравнению с  теми,  которые  ха-
    рактерны  для большинства работников.
        6.3. Введение надбавок за высокую результативность работы  не-
    обходимо сопровождать установлением показателей, с помощью которых
    эта результативность должна быть изменена.  Среди этих показателей
    могут быть, например, степень повышения нормируемого объема работ,
    успешное выполнение наиболее сложных работ (заданий),  высокое ка-
    чество выполняемой  работы,  систематическое  досрочное выполнение
    работы с проявлением определенного риска и инициативы,  определен-
    ный выход за рамки должностных обязанностей и т.п.
        6.4. У рабочих учреждений, организаций и предприятий бюджетной
    сферы могут  достаточно  широко применяться надбавки за профессио-
    нальное мастерство. Их целесообразно выплачивать работникам, обла-
    дающим высокими деловыми качествами, владеющим передовыми приемами
    и методами труда,  имеющим высокий уровень профессиональной подго-
    товки и устойчиво высокую производительность. Конкретные показате-
    ли высокого  профессионального  мастерства   разрабатываются   не-
    посредственно в учреждении, организации и на предприятии. Одним из
    наиболее типичных показателей профессионального мастерства  работ-
    ника бюджетного учреждения, организации, предприятия (особенно не-
    больших) может быть овладение профессиональными навыками  несколь-
    ких профессий и специальностей (например, пл

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz