Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВАС РФ ОТ 17.09.92 N 13 О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАКТИКИ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СОБСТВЕННОСТИ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

 УТРАТИЛ СИЛУ - ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВАС РФ от 25.02.98 N 8

          ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                              ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                      от 17 сентября 1992 г. N 13
            О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАКТИКИ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ,
               СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О
                              СОБСТВЕННОСТИ

         В целях обеспечения единообразия судебно-арбитражной практики
    Пленум Высшего   арбитражного  суда  Российской  Федерации,  руко-
    водствуясь ст. 30 Закона РСФСР "Об арбитражном суде" постановляет:
    дать арбитражным судам следующие разъяснения:
         1. При рассмотрении споров исходить из того, что согласно За-
    кону РСФСР "О собственности в РСФСР" имущество, приобретенное юри-
    дическими лицами по основаниям,  не противоречащим Закону, принад-
    лежит им  на праве собственности (хозяйственные общества и товари-
    щества, кооперативы  и  иные  предприятия,  созданные  в  качестве
    собственников), либо   на  праве  полного  хозяйственного  ведения
    (государственные и муниципальные предприятия, а  также  иные пред-
    приятия, созданные собственником).
         На праве полного хозяйственного ведения или оперативного  уп-
    равления соответствующим   предприятиям  (учреждениям) принадлежит
    имущество, переданное им создавшим их  собственником,  если из за-
    конодательных актов, договора собственника с  предприятием (учреж-
    дением) или из характера их взаимоотношений с собственником не вы-
    текает, что  имущество  предоставлено  им собственником временно с
    условием последующего возврата  собственнику,  либо  для  передачи
    другому лицу,  либо для иных целей, не связанных с закреплением за
    предприятием,  учреждением данного имущества на праве полного  хо-
    зяйственного ведения или оперативного управления.
         2. В соответствии с частью первой п.  2 ст. 5 Закона РСФСР "О
    собственности в  РСФСР" собственник  может закрепить принадлежащее
    ему имущество за созданным им предприятием на  праве  полного  хо-
    зяйственного ведения.
         Согласно п.  1   ст. 24      названного Закона имущество, яв-
    ляющееся государственной  или  муниципальной собственностью и зак-
    репленное за государственным или муниципальным предприятием,  при-
    надлежит предприятию на праве полного хозяйственного ведения.
         При разрешении споров,  связанных с приобретением и  осущест-
    влением предприятиями  права  полного хозяйственного ведения,  его
    прекращением и защитой, следует исходить из того, что к праву пол-
    ного хозяйственного  ведения применяются соответствующие правила о
    праве собственности,  если законодательными актами  или  договором
    предприятия с  собственником  не предусмотрено  иное (часть вторая
    п. 2 ст. 5 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР").
         Поскольку закон  устанавливает  принцип специальной (целевой)
    правоспособности юридических лиц, действия предприятия по распоря-
    жению закрепленным  за  ним  имуществом  собственника  должны быть
    обусловлены, прежде всего,  задачами его уставной  деятельности  и
    целевым назначением  предоставленного  для   выполнения этих задач
    имущества. Поэтому в тех случаях, когда действия предприятия  при-
    водят к  невозможности использования имущества собственника по це-
    левому назначению (отчуждение или  предоставление  в  долгосрочное
    пользование другим лицам) и ограничению возможностей предприятия в
    выполнении уставных задач, соответствующие сделки могут быть приз-
    наны   недействительными по иску собственника либо уполномоченного
    им органа.
         Сделки, влекущие приватизацию государственного (муниципально-
    го) имущества  и  совершенные  государственными   (муниципальными)
    предприятиями с нарушением установленного законодательством о при-
    ватизации порядка, должны признаваться недействительными.
         При разрешении  таких  споров следует учитывать,  что в соот-
    ветствии с частью первой ст. 1 Закона РСФСР "О приватизации  госу-
    дарственных и муниципальных предприятий в РСФСР" под приватизацией
    понимается, в частности, приобретение в частную собственность обо-
    рудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других матери-
    альных и нематериальных активов как ликвидированных, так и  дейст-
    вующих предприятий.
         3. Разногласия,  возникающие между собственником и  предприя-
    тием при заключении договора о передаче имущества предприятию, мо-
    гут рассматриваться арбитражным судом лишь в случае,  если достиг-
    нуто соглашение о передаче спора в арбитражный суд. Разногласия по
    условию о  размере доли прибыли собственника от использования иму-
    щества, переданного предприятию, разрешаются арбитражным судом не-
    зависимо от  наличия соглашения сторон (п. 2 ст. 5 Закона РСФСР "О
    собственности в РСФСР").
         4. Согласно п.  15 постановления Верховного Совета Российской
    Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государ-
    ственной собственности в Российской Федерации на федеральную собс-
    твенность, государственную собственность  республик    в   составе
    Российской Федерации,  краев,  областей, автономной области, авто-
    номных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и  муниципальную
    собственность" правами  распоряжения государственным имуществом на
    территории Российской  Федерации  обладают  исключительно:   Госу-
    дарственный комитет   Российской  Федерации  по  управлению  госу-
    дарственным имуществом - в  отношении  федеральной   собственности
    (по согласованию с министерствами и ведомствами Российской Федера-
    ции); комитеты  по  управлению  имуществом  республик  в   составе
    Российской Федерации, краев, областей,  автономной  области, авто-
    номных округов,  городов Москвы и Санкт-Петербурга  - в  отношении
    объектов, находящихся  в  государственной  собственности указанных
    административных территорий.
         Следует, однако,      учитывать, что в соответствии с Законом
    РСФСР "О собственности в РСФСР" комитеты по управлению  имуществом
    как органы, уполномоченные собственником, могут распоряжаться иму-
    ществом,   закрепленным за государственным или муниципальным пред-
    приятием на праве полного хозяйственного ведения,  лишь в пределах
    прав,   предоставленных законом или договором предприятия с собст-
    венником (п. 2 ст. 5).
         При разрешении споров следует иметь ввиду,  что согласно п. 2
    ст. 5 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" собственник или упол-
    номоченный им  орган  осуществляет  контроль   за   эффективностью
    использования и сохранностью вверенного предприятию имущества.
         В случае,  если  собственником  или  органом,  уполномоченным
    собственником будет  установлено,  что государственным или муници-
    пальным предприятием не обеспечивается  эффективное  использование
    либо сохранность    переданного   ему   имущества  Госкомимущество
    Российской Федерации или соответствующие  комитеты  по  управлению
    имуществом вправе: ставить и решать в установленном порядке вопрос
    о замене руководителей предприятия,  расторжении  либо  пересмотра
    заключенного с  ним  контракта;  вносить в установленном порядке в
    договор на  передачу  имущества  изменения,  ограничивающие  право
    предприятия на  распоряжение  государственным  либо  муниципальным
    имуществом; реорганизовывать либо ликвидировать предприятие  в по-
    рядке, установленном ст. 37  Закона РСФСР "О предприятиях и  пред-
    принимательской деятельности".
         Поэтому при разрешении    споров необходимо исходить из того,
    что за пределами предоставленных полномочий комитеты по управлению
    имуществом не  вправе  распоряжаться  имуществом,  закрепленным за
    государственным и муниципальным предприятием на праве полного  хо-
    зяйственного ведения, без их согласия.
         5. Арбитражный суд рассматривает  на  общих  основаниях  спор
    между предприятиями и организациями о признании права на помещения
    в  здании,  находящемся на балансе одного предприятия, возведенном
    за счет  централизованных источников финансирования или на долевых
    началах несколькими предприятиями и организациями и  предназначен-
    ном для их размещения либо имевшем иное целевое назначение.
         При разрешении споров следует учитывать,  что факт нахождения
    имущества на балансе одного предприятия не является основанием для
    признания балансодержателя   единственным законным владельцем  по-
    мещений, которые  ранее  были  предоставлены другим предприятиям и
    организациям в установленном порядке.
         Арбитражный суд  при разрешении спора дает оценку по существу
    всем представленным документам,  в том числе решениям комитетов по
    управлению имуществом о принадлежности спорного помещения тому или
    иному предприятию или организации.
         6. Имущество государственных или муниципальных организаций, а
    также иных  учреждений,  финансируемых за счет средств собственни-
    ка, находится в оперативном управлении указанных учреждений.
         Необходимо иметь ввиду,  что в силу п.  15 постановления Вер-
    ховного Совета  Российской  Федерации  от  27  декабря 1991 г.   N
    3020-1 Госкомимущество Российской Федерации  вправе  распоряжаться
    имуществом организаций  (учреждений), относящихся к объектам феде-
    ральной собственности, лишь по согласованию с соответствующими ми-
    нистерствами и ведомствами Российской Федерации.
         Согласно п.  4 ст.  5 Закона РСФСР "О собственности в  РСФСР"
    учреждения  и организации - субъекты права оперативного управления
    закрепленным за  ним   имуществом,   осуществляющие   с   согласия
    собственника предпринимательскую  деятельность,  приобретают право
    на самостоятельное распоряжение доходами от такой  деятельности  и
    имуществом, приобретенным за счет этих доходов.
         Поэтому при разрешении споров следует исходить из  того,  что
    имущество,  приобретенное  государственными  и  муниципальными уч-
    реждениями и организациями на доходы,  полученные  от  разрешенной
    собственником предпринимательской деятельности, не может быть изъ-
    ято у них по решениям комитетов по управлению имуществом или  дру-
    гих государственных и муниципальных органов.
         7. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации "Об
    упорядочении создания и деятельности ассоциаций, концернов, корпо-
    раций и других объединений предприятий на территории РСФСР" от  11
    октября 1991 г.   N 1737-1 органам государственной власти и управ-
    ления Российской Федерации запрещено  делегировать  любым,  в  том
    числе региональным,  межотраслевым  и  межреспубликанским  союзам,
    ассоциациям, концернам,  корпорациям, холдингам и другим объедине-
    ниям предприятий полномочия по управлению государственным имущест-
    вом и финансировать их деятельность.
         В соответствии  со  ст.  13  Закона  РСФСР  "О предприятиях и
    предпринимательской деятельности" и названным постановлением  кон-
    церны, ассоциации,  корпорации и другие объединения не вправе осу-
    ществлять властные функции по отношению к входящим в эти   объеди-
    нения  предприятия,  в том числе распоряжаться их имуществом,  уч-
    реждать, реорганизовывать и ликвидировать государственные предпри-
    ятия.
         В связи с этим при разрешении споров акты концернов, ассоциа-
    ций,    корпораций и других объединений по распоряжению имуществом
    входящих    в их состав предприятий должны признаваться недействи-
    тельными.
         Постановлением Верховного Совета Российской Федерации  от  11
    октября 1991 г.   N 1737-1 концернам,  ассоциациям,  корпорациям и
    другим   объединениям запрещено выступать арендодателем государст-
    венных предприятий.  Арендодателями по договорам аренды государст-
    венных предприятий  с организациями арендаторов  должны  выступать
    Госкомимущество Российской  Федерации или соответствующие комитеты
    по управлению имуществом республик в составе Российской Федерации,
    краев, областей,  автономной области,  автономных округов, городов
    Москвы и Санкт-Петербурга.
         При разрешении  споров  следует иметь ввиду,  что заключенные
    после 11 октября 1991 года договоры аренды, в которых в   качестве
    арендодателей  государственных  предприятий выступают объединения,
    должны признаваться недействительными.
         8. Исходя из содержания ст.ст. 15 и 18 Основ законодательства
    об аренде вмешательство органов государственного управления в  хо-
    зяйственную деятельность  арендных  предприятий не допускается.  В
    связи с этим комитеты по управлению имуществом не  вправе  изымать
    имущество у арендных предприятий.
         Арендные предприятия до истечения срока или расторжения дого-
    воров аренды  не могут включаться в перечень государственных и му-
    ниципальных предприятий,  подлежащих приватизации,  за исключением
    случаев, когда общим собранием (конференцией) трудового коллектива
    принято решение о преобразовании  арендного предприятия  в  акцио-
    нерное общество открытого типа. Если арендное предприятие включено
    в такой перечень,  оно вправе обратиться с иском о  признании  не-
    действительным решения органа государственного управления,  утвер-
    дившего перечень либо принявшего решение о приватизации  арендного
    предприятия, в арбитражный суд.
         9. Выкуп имущества государственного или муниципального предп-
    риятия в случаях, когда соответствующее условие имеется в договоре
    аренды, заключенном до вступления в силу Закона РСФСР "О  привати-
    зации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" (17 ию-
    ля 1991 г.  ), осуществляется в порядке и сроки, установленные до-
    говором аренды. Решения органов государственного управления,  обя-
    зывающие арендные предприятия в этих случаях принимать участие   в
    конкурсах или  аукционах на общих основаниях,  должны признаваться
    недействительными.
         10. Законом РСФСР "О собственности в РСФСР" (п. 4 ст. 8)  ус-
    тановлено, что бесспорное взыскание задолженности по  обязательст-
    вам собственников перед государством, в    том числе по платежам в
    бюджет,  допускается лишь в случаях, предусмотренных законодатель-
    ными актами Российской Федерации.
         При несогласии с решением о  бесспорном  взыскании  задолжен-
    ности по    обязательствам   собственников    перед   государством
    собственник вправе обратиться в арбитражный суд.
         При рассмотрении  требований собственника связанных с наруше-
    нием порядка списания задолженности, в частности, в случаях, когда
    у собственника фактически удержаны суммы, которые в соответствии с
    законодательством могли быть взысканы только  в претензионно-иско-
    вом, а не в бесспорном порядке,    следует иметь в виду, что такие
    требования подлежат удовлетворению,  а соответствующие суммы возв-
    рату собственникам. Решения о возврате собственникам сумм, списан-
    ных с    них в бесспорном порядке,  должны приниматься без  оценки
    обстоятельств, послуживших основанием для списания этих сумм.
         11. Согласно п.п.  1 и 5 ст. 30 Закона РСФСР "О собственности
    в РСФСР"  собственник  имеет право истребовать имущество из чужого
    незаконного владения. Это право принадлежит также лицу, владеющему
    имуществом на  праве полного хозяйственного ведения,  оперативного
    управления либо по иному основанию,  предусмотренному Законом  или
    договором. Указанному лицу предоставлено также право на защиту его
    владения против собственника.
         В соответствии с п.  2 ст. 30 Закона РСФСР "О собственности в
    РСФСР" собственник может требовать устранения всяких нарушений его
    прав, хотя эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
         Кроме того,  собственник вправе предъявить  иск  о  признании
    права собственности (ст. 6 ГК РСФСР).
         Споры по таким искам должны рассматриваться арбитражными  су-
    дами в соответствии с подсудностью,  установленной ч. I ст. 25 Ар-
    битражного процессуального кодекса Российской Федерации.


                                Председатель Высшего арбитражного суда
                                                  Российской Федерации
                                                           В.Ф.ЯКОВЛЕВ

                                              Секретарь Пленума, судья
                                             Высшего арбитражного суда
                                                  Российской Федерации
                                                           А.М.ХАЧИКЯН


-------------------------

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz