Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ ОТ 09.06.92 "О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ НЕКОТОРЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ТОРГОВЛЕ ПО ЦЕЛЕВЫМ ЧЕКАМ"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

             КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                              ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                            от 9 июня 1992 г.
                                г. Москва

         По делу о проверке конституционности Постановления Совета Ми-
    нистров Российской Федерации от 17 июля N 403 "О мерах по реализа-
    ции Распоряжения  Председателя Верховного Совета РСФСР и Председа-
    теля Совета Министров РСФСР от 8 июля 1991 г. N 1554-1 "О дополни-
    тельных мерах  по  формированию  государственных  хлебных и других
    продовольственных ресурсов в 1991  году"  и  Постановления  Прави-
    тельства Российской Федерации от 24 января 1992 года N 43 "Об упо-
    рядочении торговли легковыми автомобилями по целевым чекам и целе-
    вым вкладам на территории Российской Федерации"

         Конституционный Суд  Российской Федерации в составе Председа-
    теля В.Д.Зорькина,  заместителя  Председателя  Н.В.Витрука,  судей
    Э.М.Аметистова, Н.Т.Ведерникова,    Г.А.Гаджиева,    А.Л.Кононова,
    В.О.Лучина, В.И.Олейника,  Н.В.Селезнева, О.И.Тиунова, Б.С.Эбзеева
    с участием представителей сторон:
         И.А.Шинкевича - Председателя ЦК Независимого профсоюза желез-
    нодорожников и транспортных строителей России,  направившего хода-
    тайство в Конституционный Суд Российской Федерации,  В.Г.Харламова
    - члена Президиума ЦК того же профсоюза, Ф.С.Хейфеца - Председате-
    ля Президиума Московской городской коллегии адвокатов - представи-
    теля ЦК того же профсоюза,  направившего ходатайство в Конституци-
    онный Суд Российской Федерации;
         представитель стороны, издавшей нормативные акты, в заседание
    не явился.
         Руководствуясь статьями 165, 165.1 Конституции (Основного За-
    кона) Российской Федерации, статьями 57 и 58 Закона Российской Фе-
    дерации о Конституционном Суде  Российской  Федерации,  рассмотрел
    в открытом заседании дело о проверке конституционности Постановле-
    ния Совета Министров Российской Федерации от 17 июля 1991  года  N
    403 "О  мерах по реализации Распоряжения Председателя Совета РСФСР
    и Председателя Совета Министров РСФСР и  Председателя  Совета  Ми-
    нистров РСФСР  от 8 июля 1991 г.  N 1554-1 "О дополнительных мерах
    по формированию государственных хлебных и других продовольственных
    ресурсов в 1991 году" и Постановления Правительства Российской Фе-
    дерации от 24 января 1992 года N 43 "Об упорядочении торговли лег-
    ковыми автомобилями по целевым чекам и целевым вкладам на террито-
    рии Российской Федерации".
         Поводом к  рассмотрению дела явилось ходатайство Центрального
    Комитета Независимого профсоюза железнодорожников  и  транспортных
    строителей России,  поступившее  в  Конституционный Суд Российской
    Федерации 7 апреля 1992 года,  о проверке конституционности Поста-
    новления Совета Министров Российской Федерации от 17 июля 1991 го-
    да N 403 "О мерах по реализации Распоряжения Председателя  Верхов-
    ного Совета  РСФСР и Председателя Совета Министров РСФСР от 8 июля
    1991 г.  N 1554-1 "О дополнительных мерах  по  формированию  госу-
    дарственных хлебных и других продовольственных ресурсов в 1991 го-
    ду" в части переноса отоваривания чеков на легковые автомобили  со
    второго полугодия 1991 года на первое полугодие 1992 года и Поста-
    новления Правительства Российской Федерации от 24 января 1992 года
    N 43  "Об  упорядочении торговли легковыми автомобилями по целевым
    чекам и целевым вкладам  на  территории  Российской  Федерации"  в
    части индексации  целевых  чеков,  выданных владельцам до 1 января
    1992 года.
         Аналогичное ходатайство  о  неконституционности Постановления
    Правительства Российской Федерации от 24  января  1992  года  N 43
    поступило в  Конституционный  Суд  России  от  народного  депутата
    Российской Федерации Ю.И.Семукова.
         Основанием для  рассмотрения Конституционным Судом Российской
    Федерации данного дела в соответствии с частью первой статьи 165.1
    Конституции Российской  Федерации,  частью первой статьи 58 Закона
    Российской Федерации  явилась  обнаружившаяся  неопределенность  в
    вопросе о  том,  соответствует ли Конституции России Постановление
    Совета Министров Российской Федерации от 17 июля 1991 года  N  403
    "О мерах по реализации Распоряжения Председателя Верховного Совета
    РСФСР и Председателя Совета Министров РСФСР  от  8  июля  1991  г.
    N 1554-1 "О  дополнительных мерах  по формированию государственных
    хлебных и других продовольственных ресурсов в 1991 году" и  Поста-
    новление Правительства Российской Федерации от 24 января 1992 года
    N 43 "Об упорядочении торговли легковыми автомобилями  по  целевым
    чекам и целевым вкладам на территории Российской Федерации" по со-
    держанию и характеру затронутых в них вопросов,  а также  с  точки
    зрения закрепленного  статьей  3  Конституции Российской Федерации
    принципа разделения  властей  и  разграничения  компетенции  между
    высшими органами  государственной  власти  и управления Российской
    Федерации.
         Рассмотрев данное дело,  Конституционный Суд Российской Феде-
    рации установил:
         Приказом Председателя  Правления Сберегательного банка СССР и
    Министра торговли СССР 29 июля 1988 года утверждены Правила приема
    учреждениями Сберегательного  банка СССР целевых вкладов на приоб-
    ретение легковых автомобилей.  Правила предоставили право работни-
    кам, занятым  на строительстве и эксплуатации объектов ряда регио-
    нов Российской Федерации, включая Байкало-Амурскую железнодорожную
    магистраль, осуществлять путем перечисления заработной платы целе-
    вые вклады в учреждения Сберегательного банка на приобретение лег-
    ковых автомобилей.  По  условиям  вкладов  накопление этих средств
    производилось по заявлению  работника  в  течение трех - пяти лет,
    после чего при наличии суммы, достаточной для оплаты стоимости ав-
    томобиля, учреждения Сберегательного  банка  обязаны  были  выдать
    вкладчику целевой  чек.  Целевой чек предоставлял право на покупку
    вне очереди по месту прописки  в  определенных  специализированных
    магазинах легковых  автомобилей обусловленной модели и по установ-
    ленной цене. Контроль за исполнением указанных Правил был возложен
    на министерства  торговли  союзных республик,  выделявшие для этой
    цели фонды соответствующим магазинам.
         На основании  данных  Правил,  действие которых на территории
    России Правительство Российской Федерации не оспаривает,  возникли
    многочисленные договорные  обязательства  между гражданами и госу-
    дарством. В этих обязательствах,  регулируемых гражданским законо-
    дательством, граждане  выступают  в  качестве  кредитора,  а госу-
    дарство - должника. Правопреемником и гарантом по указанным обяза-
    тельствам государства  является Правительство России в лице Сбере-
    гательного банка и Министерства торговли Российской Федерации.
         Распоряжением Председателя Верховного Совета Российской Феде-
    рации и Председателя Совета Министров Российской  Федерации  от  8
    июля 1991  года  N  1554-1 "О дополнительных мерах по формированию
    государственных хлебных и других продовольственных ресурсов в 1991
    году" (пункт  3)  в целях стимулирования поставок сельхозпродукции
    выделялись товарные фонды,  в том числе  легковые  автомобили  для
    встречной продажи колхозам,  совхозам, крестьянским (фермерским) и
    другим хозяйствам,  а также для коллективов перерабатывающих и за-
    готовительных организаций и предприятий. Кроме того, Распоряжением
    предусмотрено эти фонды выделить "во втором  полугодии  1991  года
    дополнительно за  счет  уменьшения фондов на второе полугодие 1991
    года всем потребителям, расположенным на территории Российской Фе-
    дерации..."
         Постановлением Совета Министров Российской  Федерации  от  17
    июля 1991 года N 403 "О мерах по реализации Распоряжения Председа-
    теля Верховного Совета РСФСР и Председателя Совета Министров РСФСР
    от 8 июля 1991 г. N 1554-1 "О дополнительных мерах по формированию
    государственных хлебных и других продовольственных ресурсов в 1992
    году" перенесено  отоваривание чеков БАМа на легковые автомобили в
    количестве 53.3 тыс. штук со второго полугодия 1991 года на первое
    полугодие 1992  года,  а  Сберегательному  банку России - продлить
    срок действия указанных чеков (пункт 4).
         Перенесение сроков, то есть отсрочка отоваривания целевых че-
    ков, по существу представляет собой одностороннее изменение  госу-
    дарством условий исполнения обязательств (мораторий). Эта отсрочка
    не диктовалась какой-либо чрезвычайной ситуацией, действием непре-
    одолимой силы и другими исключительными обстоятельствами,  которые
    могут служить основанием для объявления моратория и которые  могли
    бы быть  использованы для одностороннего перенесения сроков испол-
    нения договорных обязательств. Тем самым были нарушены конституци-
    онные права  и  свободы граждан,  в том числе имущественные,  пре-
    дусмотренные статьями 10, 13, 17, 33, 52  Конституции   Российской
    Федерации, что привело к ограничению свободы экономической    дея-
    тельности граждан как собственников.  Однако любые временные огра-
    ничения прав и свобод человека и гражданина в соответствии со ста-
    тьей 67.3 Конституции России допускаются лишь в случае    введения
    чрезвычайного положения на основаниях и в пределах,  устанавливае-
    мых законом Российской Федерации. Но в данном случае такие обстоя-
    тельства отсутствовали.
         Правительство России,  осуществив без достаточных оснований и
    вопреки требованиям   статей   168   и  169  Гражданского  кодекса
    Российской Федерации отсрочку в  исполнении  обязательств,  в  од-
    ностороннем порядке изменило условия этих договорных обязательств.
    Тем самым Правительство России действовало противоправно,  так как
    вопреки требованиям статьи 5 Гражданского кодекса России,  исполь-
    зуя свои властные полномочия, осуществило принадлежащие ему в дан-
    ных обязательствах  гражданские права в противоречии с их назначе-
    нием, необоснованно предоставив преимущества подчиненным ему орга-
    нам, на которые возложено исполнение обязательств перед гражданами
    по отовариванию  чеков  на  легковые   автомобили.   Правительство
    России, нарушив  имущественные права и интересы граждан,  вышло за
    пределы своей компетенции,  предусмотренной пунктом 3 статьи 125 и
    статьей 127  Конституции Российской Федерации,  обязывающие Прави-
    тельство обеспечивать и защищать права и свободы граждан.
         В период действия отсрочки исполнения обязательств,  установ-
    ленной Постановлением Совета Министров Российской Федерации от  17
    июля 1991  года N 403,  Президентом Российской Федерации был издан
    Указ от 3 декабря 1991 года N 299 "О мерах по либерализации цен на
    многиетовары народного потребления, включая легковые автомобили.
         В результате гражданам,  у которых возникло право на  покупку
    автомобилей по целевым вкладам и целевым чекам во втором полугодии
    1991 года и которые вследствие переноса сроков  исполнения  обяза-
    тельств на 1992 год не смогли реализовать это право,  был причинен
    значительный ущерб,  вызванный резким увеличением розничных цен на
    автомобили. Убытки  выразились  в многократном обесценивании стои-
    мости целевых вкладов граждан и невозможности получения  автомоби-
    лей по целевым чекам по первоначальной цене, являющейся существен-
    ным условием договорного обязательства государства перед граждана-
    ми.
         Признанием этого  факта  было   Постановление   Правительства
    Российской Федерации  от 24 января 1992 года N 43 "Об упорядочении
    торговли легковыми автомобилями по целевым чекам и целевым вкладам
    на территории  Российской  Федерации".  Этим  Постановлением  была
    установлена частичная компенсация  увеличения  стоимости  легковых
    автомобилей в  виде  индексации 100 процентов суммы целевого чека,
    выданного до 1 января 1992 года,  и 100 процентов суммы остатка по
    целевому вкладу на 1 января 1992 года. Кроме того, снижены размеры
    ставок акцизов на легковые автомобили,  реализуемые по целевым че-
    кам, до 0.5 процента.  Индексация осуществлялась за счет республи-
    канского бюджета Российской Федерации.
         Данное Постановление  Правительства России не отвечает требо-
    ваниям Закона Российской Федерации от 24 октября 1991 года "Об ин-
    дексации денежных  доходов  и сбережений граждан в РСФСР" и Поста-
    новления Верховного Совета Российской Федерации о порядке введения
    этого Закона в действие.
         Согласно статьям 1, 6 и 8 указанного Закона индексация  вкла-
    дов вводится с  целью поддержания покупательной способности сбере-
    жений граждан в связи с ростом потребительских цен, путем  измене-
    ния процентных ставок за  счет доходов банка.  Пунктом 1 Постанов-
    ления о введении этого Закона в действие Правительству России  по-
    ручается в месячный срок  совместно с Центральным банком    России
    разработать и представить на утверждение Президиума Верховного Со-
    вета Российской Федерации проект  Положения  о  компенсации  насе-
    лению  потерь от обесценивания доходов по государственным займам и
    государственным  ценным  бумагам. Однако проект этого Положения до
    настоящего времени не представлен.
         Вопреки требованиям Закона Российской Федерации от 24 октября
    1991 года "Об индексации денежных доходов и сбережений  граждан  в
    РСФСР" Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ян-
    варя 1992 года N 43 осуществлена лишь частичная индексация целевых
    вкладов и целевых чеков граждан,  установлены иные,  чем указано в
    Законе, способы и источники средств для индексации. Тем самым Пра-
    вительство России  не обеспечило покупательную способность вкладов
    граждан, предназначенных по условию договора на конкретные цели  -
    приобретение легковых автомобилей.
         Недостаточность частичной  компенсации  обесцененных  целевых
    чеков и вкладов на автомобили и необоснованность отказа от принци-
    па полного возмещения вреда фактически признаны в Указе Президента
    Российской Федерации  "О дополнительных мерах по упорядочению тор-
    говли легковыми автомобилями по целевым чекам, выданным учреждени-
    ями Республики  Саха (Якутия) Сберегательного банка Российской Фе-
    дерации", предоставившего полную компенсацию по ним для вкладчиков
    Республики Саха (Якутия).
         Частичная компенсация целевых чеков и целевых вкладов  Поста-
    новлением Правительства  от 24 января 1992 года N 43 нарушает тре-
    бование статьи 67.2 Конституции Российской Федерации  о  том,  что
    каждый имеет право на возмещение государством всякого вреда,  при-
    чиненного незаконными  действиями  государственных  органов  и  их
    должностных лиц  при  исполнении  служебных обязанностей,  и граж-
    данского законодательства России (статьи 219  и  225  Гражданского
    кодекса Российской  Федерации) о полном возмещении убытков гражда-
    нам-кредиторам, возникших как в  результате  просрочки  исполнения
    обязательства должником  (в  данном случае органами,  подчиненными
    Правительству Российской Федерации), так и в результате издания не
    соответствующего закону  акта органов государственного управления,
    нарушающего права собственника (объявление моратория).
         Таким образом,   Правительством  России  нарушена  не  только
    статья 67.2,  но и статья 127  Конституции  Российской  Федерации,
    поскольку это Постановление Правительства противоречит требованиям
    указанных выше норм Гражданского кодекса России,  статьи 32 Закона
    Российской Федерации "О собственности в РСФСР", пункту 2 статьи 20
    Закона Российской Федерации "О предприятиях и  предпринимательской
    деятельности".
         Рассматриваемые Постановления  Правительства  России  вопреки
    статье 10  Конституции Российской Федерации ограничили пределы сво-
    боды экономической деятельности граждан по сравнению с действующим
    законодательством, нарушили их имущественные права и интересы, га-
    рантируемые статьями 13, 32, 34, 52 и 67.2  Конституции Российской
    Федерации.
         На основании указанных норм законодательных  актов  России  у
    граждан, право которых на получение автомобилей, основанное на до-
    говорных обязательствах,  было нарушено  неправомерной  отсрочкой,
    установленной Правительством России, в свою очередь возникло право
    требовать полного возмещения убытков  в  порядке  искового  произ-
    водства.
         Таким образом,  Постановление Совета Министров Российской Фе-
    дерации от 17 июля 1991 года N 403 "О мерах по реализации Распоря-
    жения Председателя Верховного Совета РСФСР и  Председателя  Совета
    Министров РСФСР от 8 июля 1991 г. N 1554-1 "О дополнительных мерах
    по формированию государственных хлебных и других продовольственных
    ресурсов в  1991  году" в части переноса сроков отоваривания чеков
    БАМа на легковые автомобили в количестве 53.3 тыс. штук со второго
    полугодия 1991  года  на  первое  полугодие  1992 года (пункт 4) и
    пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 ян-
    варя 1992  года N 43 "Об упорядочении торговли легковыми автомоби-
    лями по целевым чекам и целевым вкладам на  территории  Российской
    Федерации" не  соответствует статьям 10, 13, 33, 34, 52, 67.2, 127
    и 184 Конституции Российской Федерации.
         На основании  изложенного  и  руководствуясь  статьями  165 и
    165.1 Конституции Российской  Федерации,  статьей  32,  пунктом  3
    части первой статьи 57, пунктами  1, 2, 6  части первой статьи 58,
    пунктом 2 части первой статьи 64, частями второй и пятой статьи 65
    Закона Российской Федерации,  Конституционный Суд Российской Феде-
    рации постановляет:
         1. Признать Постановление Совета Министров Российской Федера-
    ции от 17 июля 1991 года N 403 "О мерах по реализации Распоряжения
    Председателя Верховного Совета РСФСР и Председателя Совета Минист-
    ров РСФСР от 8 июля 1991 г.  N 1554-1 "О дополнительных  мерах  по
    формированию государственных  хлебных  и  других продовольственных
    ресурсов в 1991 году" в части переноса сроков  отоваривания  чеков
    БАМа на легковые автомобили в количестве 53.3 тыс. штук со второго
    полугодия 1991 года на первое полугодие  1992  года  (пункт  4)  и
    пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 ян-
    варя 1992 года N 43 "Об упорядочении торговли легковыми  автомоби-
    лями по  целевым  чекам и целевым вкладам на территории Российской
    Федерации" не соответствующими Конституции Российской Федерации.
         В соответствии  со статьями 49 и 50 Закона Российской Федера-
    ции о Конституционном Суде Российской Федерации  настоящее  Поста-
    новление вступает в силу немедленно после его провозглашения,  яв-
    ляется окончательным и обжалованию не подлежит.
         2. Согласно   частям   второй   и  пятой  статьи  65  Закона
    Российской Федерации о Конституционном Суде Российской  Федерации
    с момента  провозглашения  данного  Постановления  признаются не-
    действующими положения Постановления Совета Министров  Российской
    Федерации от  17  июля  1991  года  N  403 "О мерах по реализации
    Распоряжения Председателя Верховного Совета РСФСР и  Председателя
    Совета Министров РСФСР от 8 июля 1991 г. N 1554-1 "О дополнитель-
    ных мерах по формированию государственных хлебных и других продо-
    вольственных ресурсов в 1991 году" в части переноса сроков отова-
    ривания чеков БАМа на легковые автомобили в количестве 53.3  тыс.
    штук со второго полугодия 1991 года на первое полугодие 1992 года
    (пункт 4) и пункт 2 Постановления Правительства Российской  Феде-
    рации от  24 января 1992 года N 43 "Об упорядочении торговли лег-
    ковыми автомобилями по целевым чекам и целевым вкладам на  терри-
    тории Российской  Федерации",  а правоотношения,  оформившиеся на
    основании данных нормативных актов,  приводятся к состоянию,  су-
    ществовавшему до их применения.
         3. В соответствии со статьей 84 Закона Российской  Федерации
    О Конституционном Суде Российской Федерации настоящее Постановле-
    ние подлежит опубликованию в "Ведомостях Съезда народных  депута-
    тов Российской  Федерации  и Верховного Совета Российской Федера-
    ции" не позднее,  чем в семидневный  срок  после  его  изложения.
    Постановление должно  быть также опубликовано в "Российской газе-
    те" и во всех других печатных  изданиях,  где  были  опубликованы
    Постановление Совета  Министров  Российской  Федерации от 17 июля
    1991 года N 403 "О мерах по реализации Распоряжения  Председателя
    Верховного Совета  РСФСР и Председателя Совета Министров РСФСР от
    8 июля 1991 г.  N 1554-1 "О дополнительных мерах по  формированию
    государственных хлебных  и  других  продовольственных  ресурсов в
    1991 году" и Постановление Правительства Российской Федерации  от
    24 января  1992 года N 43 "Об упорядочении торговли легковыми ав-
    томобилями по целевым  чекам  и  целевым  вкладам  на  территории
    Российской Федерации".
                                                         Председатель
                                                Конституционного Суда
                                                 Российской Федерации
                                                          В.Д.ЗОРЬКИН

                                                         За Секретаря
                                                Конституционного Суда
                                                 Российской Федерации
                                                           Н.В.ВИТРУК


-------------------------

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz