ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О ПРИОРИТЕТАХ ВОЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Президиум Верховного Совета Российской Федерации
постановляет:
1. Принять заявление "О приоритетах военной политики
Российской Федерации" (прилагается).
2. направить данное заявление в Правительство Российской
Федерации и опубликовать его в средствах массовой информации.
3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации :
уточнить совместно с Главным командованием Объединенных
Вооруженных Сил СНГ расходы на нужды обороны на 1992 год в
соответствии с приоритетами военной политики России и представить
предложения в Верховный Совет Российской Федерации для их
утверждения в составе республиканского бюджета Российской
Федерации на 1992 год с учетом необходимости финансирования
планов по созданию, сохранению и развитию мобилизационных
мощностей оборонной промышленности;
ускорить проведение двусторонних правительственных
переговоров России с другими государствами - членами СНГ и
Грузией о статусе воинских формирований Вооруженных Сил бывшего
СССР, всестороннем их обеспечении и координации военно-
технической политики;
разработать в возможно короткие сроки государственную
программу военного строительства, конверсии оборонной
промышленности и социальной защиты военнослужащих Российской
Федерации на период до 1995 года;
в связи с образованием Министерства обороны Российской
Федерации уточнить функции и структуру органов государственного
управления, исключив их дублирование в решении оборонных
вопросов;
рассмотреть вопрос о создании Государственной комиссии по
формированию Вооруженных Сил России и реорганизации оборонной
промышленности, а также об образовании государственных органов,
ответственных за реализацию и утилизацию высвобождаемых военно-
технических средств;
пересмотреть нормативы обеспечения деятельности войск в
соответствии с изменившимися экономическими условиями и с учетом
необходимости решения вопросов социальной защиты военнослужащих.
4. Комитету Верховного Совета Российской Федерации по
вопросам законности, правопорядка и борьбы с преступностью
совместно с Контрольно-бюджетным комитетом при Верховном Совете
Российской Федерации провести анализ коммерческой деятельности
военных и военно-промышленных структур и внести необходимые на
рассмотрение Президиума Верховного Совета Российской Федерации.
5. Комитетам Верховного Совета Российской Федерации по
вопросам обороны и безопасности, по законодательству, по делам
инвалидов, ветеранов войны и труда, социальной защите
военнослужащих и членов их семей ускорить разработку и
представление в Верховный Совет Российской Федерации проектов
законов по наиболее актуальным вопросам военного строительства.
6. В целях усиления контроля со стороны Верховного Совета
Российской Федерации за решением оборонных вопросов
предусмотреть:
законодательное утверждение государственных программ
военного строительства и конверсии оборонной промышленности;
утверждение одновременно с республиканским бюджетом
Российской Федерации структуры и численности Вооруженных Сил
Российской Федерации;
введение контроля за кадровой политикой в Вооруженных Силах
и Министерстве обороны Российской Федерации.
Председатель Верховного Совета
Российской Федерации Р.И. Хасбулатов
Москва, Дом Советов России
1 апреля 1992 года
N 2637/1-1
ЗАЯВЛЕНИЕ
ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О приоритетах военной политики Российской Федерации
Объявление суверенитета Российской Федерации, вступление ее
в Содружество Независимых Государств, а также осуществляемые в
настоящее время радикальные экономические и социальные
преобразования вызывают настоятельную необходимость
незамедлительного формирования Вооруженных Сил России на основе
реорганизации Вооруженных Сил бывшего СССР в соответствии с
изменявшейся политической реальностью.
Решительный переход во внешней политике России к
международному сотрудничеству и партнерству создает реальную
основу существенного сокращения непомерных военных расходов как
необходимого условия для успешной реализации экономических
программ и снятия социальной напряженности в обществе.
В то же время поддерживаемые Россией предположения о
сохранении Вооруженных Сил в рамках Содружества не находят
единого понимания со стороны руководства отдельных государств -
членов СНГ. Недопустимо затягиваются сроки решения всех вопросов,
связанных с Вооруженными Силами, продолжает сохраняться
неопределенность их статуса. Процесс образования национальных
армий происходит в одностороннем порядке, без взаимных
договоренностей и без учета интересов других государств - членов
СНГ.
В этих условиях Президиум Верховного Совета Российской
Федерации считает необходимым ускорить определение статуса
воинских формирований Вооруженных Сил бывшего СССР и провести
формирование Вооруженных Сил России на основе принципиально новых
подходов к поддержанию достаточного уровня обороноспособности
страны, отвечающего требованиям национальной безопасности России
и безопасности Содружества в целом.
I.
Вооруженные Силы России должны быть предназначены
исключительно для защиты независимости и территориальной
целостности Российской Федерации, а также для выполнения
международных обязательств России.
В условиях укрепления международной безопасности, усиления
взаимной интеграции экономики развитых стран, их насыщения
экологически опасными производствами существенно снижается
уровень непосредственной угрозы развязывания мировых войн,
локальных войн и крупномасштабных военных конфликтов. Это
позволяет значительно сократить вооруженные силы и снизить
военные расходы.
Достаточным средством предотвращения мировых войн,
направленных против России и других государств - членов СНГ,
являются стратегические ядерные силы, состав которых должен
регулироваться на договорной основе с учетом необходимости
сохранения средств, в наибольшей степени отвечающих требованиям
ядерной безопасности и минимальной стоимости.
Основным фактором, сдерживающим от развязывания
крупномасштабных конфликтов и локальных войн против России и
других государств - членов СНГ, должны стать силы, обладающие
высокоточным оружием и средствами его доставки.
Для оперативной нейтрализации возможных локальных военных
конфликтов требуется создание высокомобильных сил общего
назначения в составе нескольких сухопутных и военно-морских
группировок.
II.
Сложившаяся структура Вооруженных Сил бывшего СССР в рамках
единого оборонного пространства СНГ, наличие тесных всесторонних
связей между государствами - членами СНГ предопределяют
необходимость создания системы их коллективной обороны.
С учетом различных подходов государств - членов СНГ к
решению военных вопросов их совместная обороноспособность может
быть обеспечена на основе многосторонних и двусторонних
соглашений, создания на паритетных началах политических и военных
органов СНГ для координации совместных действий. Президиум
Верховного Совета Российской Федерации обращается к парламентам
государств - членов Содружества с предложением оказать
всестороннюю поддержку проведению переговоров с целью заключения
Договора о коллективной безопасности государств - членов СНГ.
Одновременно Президиум Верховного Совета Российской
Федерации выступает за скорейшее начало двусторонних переговоров
России с другими государствами - членами Содружества об
определении статуса воинских формирований Вооруженных Сил бывшего
СССР, всестороннем их обеспечении и координации военно-
технической политики.
Со своей стороны, Россия будет проявлять заботу о воинских
формированиях бывшего СССР и готова взять их под свою юрисдикцию,
где бы они не находились, соблюдая при этом суверенитет других
государств - членов Содружества.
III.
Президиум Верховного Совета Российской Федерации считает
целесообразным поручить Правительству России в возможно короткие
сроки разработать единую государственную программу военного
строительства, конверсии оборонной промышленности и социальной
защиты военнослужащих Российской Федерации на период до 1995
года.
На этот переходный период предлагается в основном сохранить
в государствах - членах СНГ сложившийся порядок прохождения
военной службы, подготовки военных кадров, общие правовые основы
деятельности Вооруженных Сил и социальных гарантий
военнослужащим, действующую систему обеспечения войск. При этом
следует предусмотреть постепенный переход на контрольную систему
прохождения службы, а также существенное сокращение численности
курсантов и слушателей высших военных учебных заведений.
В течение 1992 года на базе ряда высших учебных заведений,
военных училищ и академий должны быть созданы центры
переподготовки офицеров, увольняемых из рядов Вооруженных Сил.
При разработке государственной программы военного
строительства, конверсии оборонной промышленности и социальной
защиты военнослужащих Российской Федерации на период до 1995 года
особое внимание следует уделить принятию специальных мер по
существенному увеличению объемов строительства жилого фонда для
военнослужащих и членов их семей.
Радикальная реорганизация оборонной промышленности должна
осуществляться главным образом путем реформирования системы
заказов на разработку и поставку вооружений и военной техники в
соответствии политическими реальностями и приоритетами в области
обороны.
При проведении конверсии необходимо обеспечить существенное
сокращение оборонного производства в крупных промышленных центрах
Российской Федерации, где наиболее остро стоит проблема
увеличения производства товаров народного потребления и имеются
широкие возможности развития хозяйственных связей.
Должен быть также повышен выпуск высококачественных товаров
народнохозяйственного назначения за счет внедрения новых
технологий, сырья и материалов, ранее использовавшихся для
проведения военной продукции, на основе введения новой системы
кредитования и налогообложения. Важная роль в решении этой задачи
отводится отраслевым институтам оборонной промышленности.
реализация предлагаемых мер по решению оборонных вопросов
должна создать необходимые условия для перехода армии на
профессиональную основу и оснащения ее самым современным
вооружением.
В целях усиления парламентского контроля за решением
оборонных вопросов Президиум Верховного Совета Российской
Федерации считает необходимым предусмотреть законодательной
утверждение государственных программ военного строительства и
конверсии оборонной промышленности, утверждение одновременно с
республиканским бюджетом Российской Федерации структуры и
численности Вооруженных Сил, а также введение контроля за
кадровой политикой в военной области.
|