Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

КОММЕНТАРИЙ ОТ 20 МАРТА 1992 Г. КОММЕНТАРИЙ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ К ПОЛОЖЕНИЮ О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ И ОТЧЕТНОСТИ В РФ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

        КОММЕНТАРИЙ К ПОЛОЖЕНИЮ О БУХУЧЕТЕ И ОТЧЕТНОСТИ ОТ 20.03.92

                               ПОЛОЖЕНИЕ
        О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ И ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
         КОММЕНТАРИЙ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        Принятое Министерством финансов Российской Федерации приказом от  20
   марта 1992  года  N  10  в  соответствии  с  постановлением Правительства
   Российской Федерации от 16 февраля 1992 года N  89  Положение  о  бухгал-
   терском учете  и  отчетности  в Российской Федерации устанавливает единые
   методологические основы ведения бухгалтерского учета и  составления  бух-
   галтерской отчетности для всех предприятий,  учреждений и организаций не-
   зависимо от видов деятельности и форм собственности.
        Основным моментом,  отличающим Положение о бухгалтерском учете и от-
   четности в Российской Федерации от Положения о  бухгалтерских  отчетах  и
   балансах, утвержденного  постановлением  Совета Министров СССР от 29 июня
   1979 г.  N 633, является то, что предприятия и организации самостоятельно
   устанавливают форму бухгалтерской работы, определяют методы бухгалтерско-
   го учета,  разрабатывают систему учета в производствах, цехах и подразде-
   лениях. Главное требование при этом - соответствие Положению и Плану сче-
   тов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий
   и Инструкции по его применению,  утвержденных письмом Министерства эконо-
   мики и финансов РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 18-05.
        При выделении предприятиями и организациями на отдельный баланс про-
   изводств и хозяйств (подсобное сельское хозяйство,  лесозаготовки, жилищ-
   но-коммунальное, транспортное хозяйства и другие аналогичные) уже не тре-
   буется разрешение вышестоящих органов. Особенно положительно это скажется
   при проведении приватизации.
        При самостоятельности в определении выбора ведения учета не  следует
   предприятиям забывать,  что основой ведения бухгалтерского учета является
   соблюдение в течение  отчетного  года  принятой  методики  отражения  хо-
   зяйственных операций и оценки имущества.
        Так как Положение о бухгалтерском учете и  отчетности  включает  су-
   ществовавшие до  1 января 1992 года нормативные документы о бухгалтерских
   отчетах и балансах,  о главных бухгалтерах (утверждено постановлением Со-
   вета Министров СССР от 24 января 1980 г. N 59 "О мерах по совершенствова-
   нию организации бухгалтерского учета и повышении его роли в  рациональном
   и экономном использовании материальных,  трудовых и финансовых ресурсов")
   и другие по ведению учета и составлению отчетности, то в нем заложены все
   основные моменты как в части ведения учета, так и ответственности.
        В связи с тем,  что в соответствии с Законом РСФСР "О предприятиях и
   предпринимательской деятельности"  руководитель предприятия и организации
   производит найм и увольнение главного бухгалтера  по  аналогии  с другими
   руководителями отделов  и  цехов,  у главного бухгалтера снижены права по
   своей защите.
        По указанной  причине  и  в  соответствии  с  мировой  практикой от-
   ветственность за состояние бухгалтерского учета несет  в  первую  очередь
   руководитель предприятия, учреждения, организации. Это должно оказать по-
   ложительное влияние на назначение главного бухгалтера,  имеющего опыт ра-
   боты и необходимую квалификацию.
        При этом руководитель принимает решение в части организации  учетной
   работы - иметь бухгалтерию во главе с главным бухгалтером,  заключить до-
   говор с централизованной  бухгалтерией,  специализированной  организацией
   или соответствующим специалистом на договорных началах.
        Главному бухгалтеру запрещается принимать к исполнению документы  по
   операциям финансово-хозяйственной деятельности,  противоречащим законода-
   тельству и нарушающим финансовую дисциплину,  но при наличии  письменного
   распоряжения руководителя  предприятия  главный  бухгалтер  не  несет от-
   ветственности за незаконность совершенной операции в учете.
        Предоставлена полная  самостоятельность предприятиям и учреждениям в
   части проведения инвентаризаций,  кроме случаев,  когда они  обязательны:
   при передаче  имущества  в аренду с правом выкупа и без выкупа,  продаже,
   акционировании; перед составлением годовых бухгалтерских  отчетов  и  ба-
   лансов; при смене материально-ответственных лиц;  при установлении фактов
   хищений и порчи,  в случае пожаров или стихийных бедствий.  В  проведении
   таких инвентаризаций заинтересованы сами предприятия. При этом инвентари-
   зация зданий,  сооружений и других неподвижных объектов основных  средств
   может проводиться раз в два-три года,  а библиотечных фондов - один раз в
   пять лет.
        Изменен порядок  списания  недостач  и потерь материальных ценностей
   сверх норм естественной убыли при отсутствии конкретных виновников  неза-
   висимо от суммы.  С 1 января 1992 года списание их производится с отнесе-
   нием на издержки производства (обращения) или уменьшения   финансирования
   (фондов), в то время как в 1991 году они списывались на расходы и потери,
   относимые на счет прибылей и убытков.
        Несмотря на  это в условиях рыночных отношений и предпринимательской
   деятельности списание с баланса долгов,  недостач и потерь предприятия  и
   организации производят после тщательной проверки причин,  оказавших влия-
   ние на эти факты,  выявить виновников и принять необходимые меры к возме-
   щению причиненного ущерба.
        Постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. N 1072 "О
   единых нормах  амортизационных отчислений на полное восстановление основ-
   ных фондов народного хозяйства СССР" определено, что с 1 января 1991 года
   средства труда до 300 рублей учитываются в составе оборотных средств.
        Однако изменение цен в 1992 году явилось основанием  для  пересмотра
   стоимости предметов труда, учитываемых в составе оборотных средств и уве-
   личением ее до 3000 рублей за единицу по цене  приобретения.  Дано  право
   руководителю принимать решение меньшего предела стоимости предметов труда
   для учета в составе оборотных средств.  Это вызвано тем, что определенные
   предметы труда  являются  дефицитными  и  их  следует учитывать в составе
   основных средств, где сохранность находится на уровне выше оборотных.
        Увеличен предел  до 50 рублей за единицу по цене приобретения (ранее
   определен до 2 рублей) предметов,  подлежащих списанию в расход  по  мере
   отпуска их в производство или эксплуатацию.
        Вводимое Положение о бухгалтерском учете и отчетности  в  Российской
   Федерации определяет понятие нематериальных активов, учитываемых отдельно
   от основных средств на счете 04 "Нематериальные активы".
        На указанном  счете отражаются права предприятий пользования землей,
   водой, другими природными ресурсами, объектами промышленной и интеллекту-
   альной собственности (авторское право в области производства,  науки, ли-
   тературы и искусства,  других видов творческой деятельности, изобретения,
   рацпредложения, промышленные  образцы,  программы  для ЭВМ,  базы данных,
   экспертные системы,  торговые секреты, товарные знаки, фирменные наимено-
   вания и знаки обслуживания).
        К нематериальным активам относится также приобретение места  на  то-
   варной бирже,  в  стоимость которого включаются все расходы,  связанные с
   доведением его до состояния,  когда его можно использовать с выгодной для
   предприятия пользой.
        Нематериальные активы отражаются в балансе в сумме затрат на их при-
   обретение, включая  расходы  по их доведению до состояния,  в котором они
   пригодны к использованию в запланированных целях. Ежемесячно нематериаль-
   ные активы  переносят  часть своей стоимости на затраты производства (из-
   держки обращения) по нормам,  которые определяются предприятием исходя из
   установленного срока их использования.
        По нематериальным активам,  по которым не  определен  срок полезного
   использования, нормы  износа  устанавливаются  в расчете на 10 лет (но не
   выше срок деятельности предприятия).
        То есть нематериальные активы у предприятий и организаций при полном
   их использовании в установленный срок полностью в виде  начисленного  из-
   носа, учитываемого на счете 05 "Износ нематериальных активов",  переносят
   свою первоначальную на стоимость  продукции  (работ,  услуг).  При  праве
   пользования на 5 лет сумма начисленного износа составляет ежемесячно 1/60
   часть первоначальной стоимости, на 10 лет - 1/120 часть.
        Руководствуясь новым Положением,  предприятия и организации сами оп-
   ределяют метод учета материальных ценностей - по средней фактической сто-
   имости приобретения  у  поставщиков,  а  также с использованием счетов 15
   "Заготовление и приобретение материалов" и 16 "Отклонения в стоимости ма-
   териалов". В  этом  случае более упрощенный способ учета - по фактической
   стоимости, что  снижает  наличие   имеющихся   недостатков   в   списании
   транспортно-заготовительных расходов и затраты на ведение учета.
        В условиях рыночных отношений,  конкуренции предприятия и  организа-
   ции, определяя формы учета,  должны обращать серьезное внимание на сниже-
   ние затрат по ведению учетных операций, не снижая достоверности их. Начи-
   ная с  1992  года  руководители  предприятий и организаций должны принять
   четкое решение по учету реализованной продукции (работ,  услуг)  по  мере
   отгрузки (выполнения работ) и предъявления счетов к оплате. Ни одна стра-
   на мира не считает реализацию продукции по  мере  оплаты,  т.к.  мировыми
   стандартами по  учету предусмотрено,  что доходы и издержки накапливаются
   (принимаются на учет) по мере  поступления  (доходов)  или  возникновения
   (издержек), а  не по мере получения денег или совершения платежа.  Данные
   по реализации и финансовым результатам по мере оплаты по счетам  нарушают
   основной принцип  учета  -  сопоставимость  объема в денежном выражении и
   затрат на ее изготовление.  Регулирование  финансовых  результатов  путем
   расчета прибыли на остатках товаров (работ, услуг) способствует получению
   недостоверных финансовых результатов.
        В целях  получения фактических данных для правильного расчета плате-
   жей в бюджет от фактически полученной прибыли с учетом данных  по  счетам
   за продукцию,  предъявленных  к оплате ,  но не оплаченных,  введен новый
   счет 82 "Резерв сомнительных долгов".  В Положении определено, что сомни-
   тельным долгом признается дебиторская задолженность предприятия,  которая
   не погашена в сроки,  установленные договорами,  и не  обеспечена   соот-
   ветствующими гарантиями.
        Резерв сомнительных долгов, созданный на основе результатов произве-
   денной в  конце  отчетного года инвентаризации дебиторской задолженности,
   относится на результаты хозяйственной деятельности.  Оплаченные  суммы  в
   следующем за отчетным году восстанавливают финансовые результаты. Если до
   конца года,  следующего за годом создания  резерва  сомнительных  долгов,
   этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные
   суммы необходимо присоединить (увеличить прибыль) к прибыли соответствую-
   щего года.
        Предприятия и организации создают и другие резервы,  учитываемые  на
   счете 86 "Резервный фонд". Этот фонд создается за счет прибыли до налого-
   обложения (если предусмотрено законодательством для покрытия непредвиден-
   ных потерь  и убытков) или за счет оставшейся прибыли после налогообложе-
   ния. Разница между ними в том,  что резерв,  созданный за счет прибыли до
   налогообложения, используется по целевому назначению.
        Положением о бухгалтерских отчетах и балансах,  утвержденным  поста-
   новлением Совета Министров СССР от 29 июня 1979 г. N 633, было предусмот-
   рено ежемесячное резервирование и включение в издержки  производства  или
   обращения сумм  заработной  платы  за  время  отпуска  рабочим (в проект-
   но-изыскательских организациях - производственному персоналу,  в  районах
   Крайнего Севера  и приравненных к ним местностях - всем категориям работ-
   ников) и ежегодного вознаграждения рабочим и служащим за выслугу лет.
        Однако с  1 января 1991 года оплата в соответствии с действующим за-
   конодательством очередных (ежегодных)  и  дополнительных  отпусков  (ком-
   пенсация за  неиспользуемый  отпуск),  единовременные  вознаграждения  за
   выслугу лет  в  суммах,  фактически  начисленных,  включаются  по  статье
   "Расходы на оплату труда" в состав затрат на производство.  Иначе говоря,
   предприятиям нет необходимости (а это  предусмотрено  мировой  практикой)
   создавать резерв  предстоящих расходов по оплате отпусков,  кроме тех,  у
   кого сезонный характер работы,  необходимость в  предоставлении  отпусков
   всем работникам в летный период, период останова.
        Аналогичное положение с  образованием  резерва  на  ремонт  основных
   средств (ремонтный фонд).
        Постановлением Совета Министров СССР от 22 января  1991  г.  N  1072
   предусмотрено с  1  января 1991 года включать расходы на все виды ремонта
   основных производственных фондов в состав затрат на производство и реали-
   зацию продукции  (работ,  услуг).  Ремонтный фонд создается при необходи-
   мости.
        Более целесообразно  при  возникновении  непредвиденных  расходов на
   ремонт основных средств относить на расходы будущих периодов и ежемесячно
   по составленному  расчету относить на затраты производства.  При рыночных
   отношениях предприятиям не следует необосновано  завышать  себестоимость
   продукции.
        Применительно к мировым стандартам внесены изменения в порядок отра-
   жения выручки  от реализации основных средств,  иного имущества предприя-
   тия. Новым Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его приме-
   нению определен  четких  порядок  отражения  в учете реализации в выбытия
   основных средств и прочих активов.
        Это связано с тем, что с 1991 года в соответствии с Законом РСФСР "О
   предприятиях и предпринимательской деятельности" изменен порядок формиро-
   вания источников  финансирования  капитальных  вложений.  Не создается по
   установленным нормативам фонд развития производства,  одним из источников
   формирования которого была выручка от реализации основных средств.
        По этой причине доход, полученный от продажи основных средств, явля-
   ется источником  формирования  прибыли  в общеустановленном порядке.  При
   этом учитывается недоначисленный износ по проданным основным средствам.
        Передавая с баланса на баланс основные фонды, руководители и главные
   бухгалтеры учитывают то, что остаточная стоимость (разница между первона-
   чальной и начисленным износом) подлежит отнесению на прибыль,  остающуюся
   в распоряжении предприятий и организаций, или фонды специального назначе-
   ния у получателей.
        Аналогично действующему порядку у кооперативов, предприятий с иност-
   ранными инвестициями  установлен  общий для всех предприятий,  независимо
   от вида деятельности и форм собственности,  порядок отражения на финансо-
   вых результатах сумм кредиторской и депонентской задолженности с истекшим
   сроком исковой давности.  Внесение этих сумм в бюджет приводило к их сок-
   рытию потому,  что  в  определенной  степени  это  не всегда было по вине
   предприятий и в большинстве случаев не устанавливалось причины.
        Внесены существенные  изменения  в порядок проведения реформации ба-
   ланса. В 1991 году предприятиям и организациям пришлось дважды  проводить
   реформацию - в первом квартале и при составлении отчета за 1991 год.
        В настоящее время балансовая прибыль (убыток) в течение года отража-
   ется в  балансе  отдельными  статьями развернуто:  в пассиве - полученная
   прибыль, а в активе - ее авансовое использование или фактически  получен-
   ный убыток.
        По завершении года на суммы использованной прибыли производится уме-
   ньшение прибыли (делается запись с кредита счета 81 "Использование прибы-
   ли" с дебетом счета 80 "Прибыли и убытки") и в балансе  по  состоянию  на
   конец года данных по статье "Использование прибыли" не должно быть.
        Сумма нераспределенной прибыли (убытка) отчетного  года  списывается
   со счета  80 "Прибыли и убытки" в кредит счета (дебет) 87 "Нераспределен-
   ная прибыль (непокрытый убыток").
        Меняет свою сущность и назначение Уставный фонд предприятия, который
   представляет сумму вкладов (в денежном выражении) участников (собственни-
   ков) в имущество при создании его деятельности, размер которого определен
   учредительными документами.
        Но собрание коллектива, учредителей, акционеров при изменении произ-
   водственной программы или других причинах может принять решение об  изме-
   нении  Уставного фонда.  После регистрации нового размера Уставного фонда
   по решению должна быль сделана проводка:  кредит счета 85 "Уставный фонд"
   с  дебетом  счетов  75 "Расчеты с учредителями",  78 "Расчеты с дочерними
   предприятиями",  81 "Использование прибыли", 86 "Резервный фонд", 87 "Не-
   распределенная прибыль (непокрытый убыток)".
        Учитывая роль налоговых инспекций при проверке представленных предп-
   риятиями и организациями отчетов и балансов, принятие экономических санк-
   ций при несвоевременном и некачественном их представлении Управлением ме-
   тодологии бухгалтерского  учета и отчетности пересмотрены сроки представ-
   ления годовых и квартальных отчетов и  балансов  соответственно  1  марта
   следующего за  отчетным  периодом  года и 20 числа следующего за отчетным
   периодом месяца.
        В то  же  время  учредителям  и  собственникам отчетность может быть
   представлена раньше указанного срока.
        Сложнее обстоит дело с концернами,  союзами и ассоциациями,  которые
   до 1992 были на правах министерств и ведомств.
        В этом случае сводная отчетность по Министерству топлива и энергети-
   ки Российской Федерации может не составляться,  а представляется по  кон-
   цернам и департаментам.
        Министерства, ведомства,  концерны, союзы, ассоциации Российской Фе-
   дерации, предприятия  и  организации республики должны обращать серьезное
   внимание на достоверность составляемой  отчетности,  которая  является  в
   настоящее время  открытой к публикации для использования заинтересованных
   организаций (бирж, покупателей, поставщиков и др.).
        Необходимо при этом отметить,  что Положение о бухгалтерском учете и
   отчетности Российской  Федерации  не  является  документом  по  учету   в
   перспективном развитии.
        В связи с этим согласно распоряжению Верховного Совета РСФСР  от  14
   января 1992  года "О переходе Российской Федерации на принятую в междуна-
   родной практике систему учета и статистики"  разработана  Государственная
   программа перехода Российской Федерации на принятую в международной прак-
   тике систему учета и статистики.
        Выполнение данной  программы  обеспечит переход республики к системе
   показателей учета и статистики в соответствии с международными стандарта-
   ми, создаст условия для повышения государственного регулирования развития
   народного хозяйства за счет повышения эффективности и  достоверности  ин-
   формации, расширения сферы учета, внедрения более эффективных методов ор-
   ганизации статистической и учетной работы.


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz