ПРОТОКОЛ
О КООРДИНАЦИИ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(Москва, 13 марта 1992 года)
Правительства Азербайджанской Республики, Республики Армения,
Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан,
Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан,
Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины согласились о
нижеследующем:
1. Принять к сведению информацию о результатах встречи
13 февраля 1992 г. в г. Москве руководителей национальных
(центральных) банков государств, бывших в составе СССР, изложенную
в тексте принятого ими Обращения к главам государств - участников
Содружества (прилагается).
2. Учитывая необходимость согласованных действий национальных
(центральных) банков государств - участников Содружества,
поддержать их деятельность по созданию межбанковского
координационного органа и определению процедуры принятия им
решений.
3. Просить национальные (центральные) банки государств -
участников Содружества до конца марта 1992 года завершить
совместную работу над проектом Соглашения о межбанковском
координационном органе и информировать глав правительств
государств - участников Содружества о ее итогах.
Совершено в городе Москве 13 марта 1992 года в одном подлинном
экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве
Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам,
подписавшим настоящий Протокол, его заверенную копию.
(Подписи)
Приложение
к Протоколу о координации
банковской деятельности
от 13 марта 1992 года
Совету глав государств
Содружества Независимых Государств
ОБРАЩЕНИЕ
РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ ГОСУДАРСТВ,
БЫВШИХ В СОСТАВЕ СССР
Руководители центральных банков, собравшиеся на совещание в
Москве, будучи крайне заинтересованы в успехе проводимых мер по
преодолению экономического кризиса на основе перехода к рыночному
регулированию развития хозяйства государств рублевой зоны,
выражают полную поддержку этому курсу и заявляют о своей
готовности сделать все возможное для достижения поставленных целей
и задач.
Считаем необходимым обратить внимание на то, что возможности
банковского влияния на решение поставленных задач не всегда
используются достаточно эффективно. Отдельные политические и
экономические решения принимаются без должной проработки с
банковскими структурами, что нередко снижает их результативность
или ставит на грань срыва. В частности, либерализация цен и
вызванное ею увеличение заработной платы, пенсий и других доходов
населения оказались неподготовленными с точки зрения обеспечения
наличными деньгами.
Дефицит предложения товаров и услуг для населения, наличие
годами накопленного неудовлетворенного платежеспособного спроса
населения требуют согласованных действий органов исполнительной и
законодательной власти, что не может быть оправдано, так как
лишает банки возможности эффективно влиять на экономические
процессы.
По нашему твердому убеждению, в настоящее время необходима
жесткая банковская политика в сфере кредитования экономики,
организации расчетов между хозяйственными организациями и между
банками, регулирования денежных потоков между суверенными
государствами рублевой зоны.
Учитывая, что многие из этих проблем могут и должны решаться
самыми центральными банками, участники совещания договорились о
необходимости четкого и строгого взаимодействия между центральными
банками и признали целесообразным регулярно проводить совещания
руководителей центральных банков государств рублевой зоны, в ходе
которых будут вырабатываться согласованные решения по
принципиальным вопросам банковской политики, затрагивающим
интересы всех стран этой зоны, а при необходимости вноситься
соответствующие предложения на рассмотрение глав правительства или
глав государств. Одновременно, центральные банки продолжают работу
над соглашением о Межбанковском союзе.
Руководители центральных банков обращаются к Вам с просьбой
оказать им поддержку в обеспечении реальной независимости от
органов исполнительной власти в решении вопросов, традиционно
являющихся компетенцией банковских структур. Особенно это касается
методов покрытия дефицитов государственных бюджетов, регулирования
уровня процентных ставок, предоставления льгот при кредитовании и
т.п. Это относится как к политике банков внутри государства, так и
в межгосударственных отношениях. На наш взгляд, лучшей проработке
решений на межгосударственном уровне, затрагивающих денежное
обращение и взаиморасчеты, способствовало бы более активное
привлечение руководителей центральных банков к проведению
переговоров или экспертизе проектов таких решений.
В настоящее время многих граждан стран, вышедших из СССР,
беспокоит судьба облигаций государственных займов СССР. Хотя в
свое время было сделано заявление о преемственности обязательств
по этим ценным бумагам, однако реальных действий в этом
направлении в условиях обесценивания денег не предпринималось и в
ряде регионов уже начался сброс облигаций, что усугубляет расчеты
наличными. Просим Вас поручить руководителям правительств в
неотложном порядке определиться в механизме дальнейшего
функционирования облигаций государственных займов и информировать
об этом население. Отсутствие решения по ценным бумагам бывшего
СССР, неопределенность положения с ними может навсегда отбить у
населения уважение к государственным ценным бумагам, чего
допустить нельзя во имя поддержания авторитета государства, столь
необходимого в рыночной экономике.
Учитывая сложившуюся ситуацию, в республиках может возникнуть
потребность в уточнении отдельных законодательных актов или
введении на какой-то срок ограничений в области кредитно-расчетных
отношений и деятельности банковских учреждений.
Мы рассчитываем на Ваше содействие в решении проблем
обеспечения устойчивости денежного обращения.
По поручению совещания
руководителей центральных банков -
Председатель Банка России
Г.Г.МАТЮХИН
|