Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ МИНСЕЛЬХОЗА РФ ОТ 14.01.92 "ПО РЕОРГАНИЗАЦИИ КОЛХОЗОВ И СОВХОЗОВ"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

       МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                              РЕКОМЕНДАЦИИ
                         от 14 января 1992 года

                  ПО РЕОРГАНИЗАЦИИ КОЛХОЗОВ И СОВХОЗОВ

                            1. Общие положения

       1. Сложившаяся к настоящему времени структура государственных и
    кооперативных  предприятий в сельском хозяйстве не приспособлена к
    рыночным отношениям,  изначально ориентирована на  государственные
    закупки,  снабжение, цены и т. п. Одна из задач аграрной реформы -
    создать иную,  более  отвечающую  требованиям  рыночной  экономики
    структуру,  базирующуюся на самостоятельных товаропроизводителях и
    рыночных механизмах их взаимодействия.
       Основными путями  формирования новой производственной структуры
    призваны стать процессы приватизации земли и реорганизации  колхо-
    зов  и  совхозов.  В результате этих процессов должна быть создана
    система мобильных,  ориентированных на рынок частных (базирующихся
    как на индивидуальной, так и на коллективной собственности) произ-
    водителей сельскохозяйственной продукции,  кооперирующихся в снаб-
    жении,  сбыте и переработке своей продукции,  агросервисе, а также
    система частных и смешанных предприятий агробизнеса,  обеспечиваю-
    щих обслуживание сельского хозяйства,  переработку и доведение его
    продукции до конечного потребителя.
       Приватизация представляет  из себя процесс получения гражданами
    и юридическими лицами государственных и муниципальных фондов  без-
    возмездно  или  в виде выкупа.  В колхозах и совхозах приватизации
    подлежит земля.
       Реорганизация -  это  процессы  разделения предприятия на более
    мелкие предприятия, слияния с другими предприятиями или преобразо-
    вания их в иную организационно-правовую форму.  По своей организа-
    ционно-правовой форме колхозы изначально являются  негосударствен-
    ными   предприятиями.   В   соответствии  со  ст.  12  Конституции
    Российской Федерации совхозы также негосударственные  предприятия.
    В этой связи колхозы и совхозы не приватизируются,  а подлежат ре-
    организации в соответствии с действующим законодательством. Исклю-
    чение составляют сельскохозяйственные предприятия,  функционирова-
    ние которых имеет общегосударственное значение или носит индустри-
    альный характер. Такие предприятия остаются пока в государственной
    собственности,  порядок их приватизации и реорганизации  определя-
    ется особо. Перечень этих предприятий устанавливается правительст-
    вом.

       2. Приватизация земли в сельском хозяйстве и реорганизация кол-
    хозов и совхозов осуществляются в соответствии со следующими зако-
    нодательными актами Российской Федерации:
       - Земельным кодексом;
       - Законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";
       - Указом  Президента  "О  неотложных мерах по осуществлению зе-
    мельной реформы в РСФСР";
       - постановлением  правительства "О порядке реорганизации колхо-
    зов и совхозов";
       - Законом  "О предприятиях и предпринимательской деятельности",
    другими.

       3. Принципы реорганизации колхозов и совхозов:
       - сохранение, как правило, сельскохозяйственного или обслужива-
    ющего сельское хозяйство профиля использования объектов в  реорга-
    низуемых хозяйствах;
       - обеспечение всем производителям сельскохозяйственной  продук-
    ции  равнодоступности  объектов производственной и социальной инф-
    раструктуры;
       - добровольность выбора организационно-правовой формы предприя-
    тия в рамках действующего законодательства;
       - социальная справедливость и защищенность населения и работни-
    ков реорганизуемых хозяйств;
       - учет национальных и исторических особенностей.

       4. Согласно Указу Президента "О неотложных мерах по осуществле-
    нию земельной реформы в РСФСР" колхозы и совхозы должны до 1 янва-
    ря 1993 г.  провести реорганизацию,  а образовавшиеся в результате
    этой реорганизации предприятия - зарегистрировать свою организаци-
    онно-правовую форму.
       Регистрация предприятий всех  типов  осуществляется  районными,
    городскими,  районными  в  городе  Советами  народных депутатов по
    месту учреждения предприятия.

       5. Реорганизация колхозов и совхозов может осуществляться тремя
    основными путями:
       - раздел хозяйства на крестьянские хозяйства и малые предприят-
    ия с  последующим  их  добровольным объединением в ассоциацию  или
    кооперативы;
       - реорганизация  хозяйства или его части в акционерное общество
    открытого или закрытого типа;
       - реорганизация хозяйства или его части в производственный коо-
    ператив (коллективное предприятие).
       В ходе реорганизации, там, где это экономически целесообразно -
    хозяйства могут быть разукрупнены,  и каждая часть хозяйства реор-
    ганизуется по своей схеме.
       Направление реорганизации выбирается коллективом  хозяйства  на
    добровольной основе. Принцип добровольности не распространяется на
    колхозы и совхозы,  объявленные не  состоятельными,  они  подлежат
    ликвидации и реорганизации в особом порядке в соответствии с п. 14
    постановления "О порядке реорганизации колхозов и совхозов".

       6. Независимо от избранного направления реорганизации для  каж-
    дого хозяйства должны быть соблюдены следующие общие процедуры:
       6.1. В  колхозе  или  совхозе  создается  реорганизационная ко-
    миссия, в которую входят представители местных органов власти, ад-
    министрации хозяйства,  трудовых коллективов, районного управления
    сельского хозяйства,  комитета по земельной реформе, основных кре-
    диторов хозяйства. Возглавляет эту комиссию руководство хозяйства.
    Состав комиссии утверждается соответствующей районной комиссией по
    приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов.
       В функции реорганизационной комиссии входят:
       - разработка проекта реорганизации хозяйства;
       - обеспечение процесса реорганизации хозяйства;
       - организация и контроль за оценкой и разделом на паи имущества
    и земель хозяйства;
       - организация  и контроль за соблюдением законности при выделе-
    нии из хозяйств работников с имущественными и земельными паями;
       - обеспечение  рациональной системы землеустройства на террито-
    рии реорганизуемого хозяйства при выделении из него  более  мелких
    предприятий;
       - определение правопреемников реорганизуемого хозяйства по  ра-
    нее заключенным договорам и полученным кредитам;
       - в  случае необходимости выполнение функций ликвидационной ко-
    миссии;
       - правовое  и экономическое консультирование работников при вы-
    боре ими организационно-правовой формы предприятия;
       - информирование населения о ходе и процедурах реорганизации.
       В случае необходимости реорганизационная комиссия в праве прив-
    лекать экспертов для консультации.
       Деятельность реорганизационной комиссии осуществляется в  соот-
    ветствии с  Положением о комиссиях по приватизации земли и реорга-
    низации колхозов и совхозов.
       6.2. Объекты социальной сферы и инженерной инфраструктуры,  на-
    ходящиеся на балансах колхозов и совхозов и имеющие  обслуживающее
    значение  для  всей  территории хозяйства,  могут передаваться или
    продаваться соответствующим местным органам власти,  при этом  они
    переходят в муниципальную собственность. Порядок передачи, продажи
    и  сдачи  в  аренду  этих  объектов  определяется  соответствующей
    Инструкцией.
       Перечень передаваемых или продаваемых объектов и условия их пе-
    редачи устанавливаются реорганизационной комиссией по согласованию
    с местными органами власти и трудовым коллективом  реорганизуемого
    хозяйства.
       Непогашенные кредиты колхоза или совхоза,  полученные на приоб-
    ретение или  возведение передаваемых бесплатно объектов социальной
    сферы или инженерной инфраструктуры,  также переводятся на местные
    органы власти.
       6.3. До 1 марта 1992 года трудовые коллективы колхозов и совхо-
    зов должны провести общие собрания и принять решения о следующем:
       - форме собственности на землю в своих хозяйствах: индивидуаль-
    ной, коллективно-долевой  или иной,  предусмотренной Земельным ко-
    дексом РФ;
       - выкупе или аренде сельскохозяйственных угодий сверх причитаю-
    щихся хозяйству бесплатно по районной норме;
       - целесообразности получения в  собственность  земель,  занятых
    лесными массивами, водоемами и соответствующими инженерными соору-
    жениями при них, другими объектами общего пользования.
       По итогам  собрания  необходимо  подать в органы местной власти
    заявление на  предоставление  земли  в ту или иную форму собствен-
    ности, о количестве и составе этой земли.
       6.4. В  каждом  реорганизуемом хозяйстве должны быть определены
    имущественные доли (паи) работников и пенсионеров.  В случае, если
    избрана индивидуальная или коллективно-долевая форма собственности
    на землю, определяются также индивидуальные земельные доли.
       Имущественные и  земельные  доли могут быть объединены в единую
    долю с указанием ее суммарной стоимости,  взаимно  обменены  между
    владельцами этих долей или проданы одними владельцами другим.
       Каждому владельцу земельной и имущественной долей выдается сви-
    детельство собственности.
       6.5. Если трудовым коллективом не принято решение о полном раз-
    деле колхоза или совхоза на крестьянские хозяйства и малые  предп-
    риятия,  то  после  определения индивидуальных имущественных и зе-
    мельных долей каждый работник или группа могут  выйти  из  колхоза
    или совхоза для ведения индивидуального хозяйства. Они имеют право
    на получение надела в натуре, а также конкретного имущества в пре-
    делах  суммы  своей  имущественной доли в соответствии с порядком,
    установленным законодательством.
       Предложения о  выделении  конкретных  земельных участков и иму-
    щества готовит реорганизационная комиссия,  решение которой  затем
    утверждается в установленном законом порядке.
       При выделении имущества и земель необходимо по мере возможности
    обеспечивать  предоставление  новым  владельцам  целостных  произ-
    водственных единиц (например,  фермы,  перерабатывающего цеха и т.
    д.). Для этого выделяющимся работникам предоставляется право обме-
    на и выкупа долей у других владельцев.
       Для того чтобы облегчить процедуру выделения выходящим работни-
    кам  земель для ведения крестьянского хозяйства,  по представлению
    реорганизационной комиссии определяются массивы сельскохозяйствен-
    ных угодий, подлежащие предоставлению в первую очередь.
       При передаче объектов внутрихозяйственной производственной инф-
    раструктуры необходимо обеспечить  их  равнодоступность  для  всех
    сельскохозяйственных  производителей на территории реорганизуемого
    хозяйства,  а также предотвращать возможность их  перепрофилирова-
    ния. С этой целью целесообразно указанные объекты передавать заин-
    тересованным производителям в коллективную собственность на паях.
       6.6. Собрание работников,  не заявивших о своем выходе  из  хо-
    зяйства, принимает решение о направлениях дальнейшей реорганизации
    своего колхоза или совхоза. Возможны следующие варианты решений:
       - создание  нескольких  самостоятельных предприятий,  каждое из
    которых принимает свою организационно-правовую форму;
       - реорганизация  в  акционерное общество или в производственный
    кооператив всего хозяйства (без выходящих работников).

       7. На основе реорганизованного колхоза  или  совхоза  в  случае
    разделения его  на  несколько  предприятий,  крестьянских хозяйств
    возможно создание одной или нескольких ассоциаций.

       8. В период реорганизации  совхоза  или  колхоза  администрация
    (правление) хозяйства несет ответственность за продолжение функци-
    онирования предприятия,  а материально ответственные лица хозяйств
    -  за сохранность его имущества в соответствии с действующим зако-
    нодательством.

                         2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ
                       И ИМУЩЕСТВЕННОЙ ДОЛЕЙ (ПАЕВ)

       1. Определение земельной доли
       1.1. При определении земельных долей (паев) работников (членов)
    хозяйств устанавливается площадь земель, подлежащих распределению,
    и численность лиц, имеющих право на получение этой доли.
       1.2. Собрание трудового коллектива принимает решение о  перечне
    лиц,  имеющих  право на получение земельной доли.  При этом помимо
    постоянных работников и пенсионеров хозяйства, продолжающих прожи-
    вать  в  сельской  местности,  в  этот  перечень  могут включаться
    временно отсутствующие работники (например, военнослужащие срочной
    службы,  стипендиаты хозяйства и т.п.), работники социальной сферы
    на территории хозяйства и др.
       1.3. Разделу  на земельные доли подлежат все сельскохозяйствен-
    ные угодья хозяйства за исключением земельных участков:
       - включенных в фонд перераспределения земель;
       - переданных в ведение сельских,  поселковых, городских Советов
    народных депутатов, в том числе земель приусадебного фонда, участ-
    ков, занятых сенокосами и пастбищами общественного пользования;
       - переданных данному хозяйству в аренду;
       - используемых  сортоучастками  для  испытания   новых   сортов
    сельскохозяйственных культур.
       В хозяйствах,  где земельная доля работников и пенсионеров пре-
    вышает  среднерайонную  норму,  передаваемую  гражданам бесплатно,
    площади сельскохозяйственных угодий сверх этой нормы передаются  в
    фонд перераспределения земель.
       Не подлежат распределению на доли земли,  занятые под  дорогами
    общего пользования.
       1.4. Индивидуальная земельная доля определяется условно в нату-
    ральном (в гектарах) или стоимостном (50-кратный налог  на  землю)
    выражении.

       2. Определение имущественной доли
       2.1. Для  расчета  индивидуальных  имущественных долей первона-
    чально оценивается стоимость всего имущества хозяйства.
       Здания, сооружения,  машины и оборудование оцениваются по оста-
    точной балансовой или восстановительной стоимости или по оценочной
    стоимости (но не ниже остаточной).  Денежные средства и прочие фи-
    нансовые активы, товарно-материальные ценности принимаются к оцен-
    ке по балансу хозяйства. Продуктивный и рабочий скот - по действу-
    ющим ценам.  Многолетние насаждения,  незавершенное производство и
    расходы  будущих периодов оцениваются по фактическим произведенным
    затратам.
       Стоимость имущества  устанавливается  на основе инвентаризации.
    Паевой фонд определяется следующим образом:
       П = Ф - И - З - С,
       где П - паевой фонд на момент реорганизации;
           Ф - стоимость основных, оборотных фондов и других активов;
           И - износ основных фондов;
           З - кредиторская задолженность,  за исключением ссуд, полу-
    ченных на создание объектов социальной сферы и инженерной инфраст-
    руктуры, переданных бесплатно;
           С - стоимость переданных бесплатно объектов социальной сфе-
    ры и инженерной инфраструктуры.
       2.2. Решение о перечне категорий лиц, на которых распределяются
    имущественные доли,  принимает трудовой коллектив. В этот перечень
    включаются:
       - лица, работающие в хозяйстве в настоящее время;
       - временное  отсутствующие  по  уважительным причинам работники
    хозяйства;
       - пенсионеры хозяйства.
       Трудовой коллектив может также принять решение  о  включении  в
    этот перечень работников социальной сферы на территории хозяйства,
    а также лиц, работавших в хозяйстве в прошлые годы  (имущественные
    доли последних могут направляться в неделимые фонды).
       2.3. Имущественная доля работника или пенсионера в паевом фонде
    определяется с учетом его вклада в создание этого фонда. При опре-
    делении трудового вклада учитываются оплата труда,  трудовой стаж,
    коэффициенты профессиональной сложности,  фактически  отработанное
    время и т.д.  Метод оценки трудового вклада выбирается коллективом
    в зависимости от конкретных условий хозяйства.
       2.4. Возможные варианты трудового вклада.
       2.4.1. Определение  трудового  вклада  по среднегодовой  оплате
    труда работника за последние 5 лет. Среднегодовая оплата труда ра-
    ботника  за последние 5 лет умножается на стаж его работы в данном
    хозяйстве (получается условный показатель годо/рубли).
       В оплату  труда  включаются все виды материального стимулирова-
    ния, как при исчислении отпускных.
       2.4.2. Определение  трудового  вклада на основе оплаты труда за
    весь период работы в хозяйстве.
       При подсчете трудового вклада этим способом надо обеспечить со-
    поставимость данных,  так как уровень оплаты труда значительно ме-
    нялся по годам.
       2.4.3. Определение трудового вклада с учетом коэффициента  про-
    фессиональной сложности. При определении трудового вклада работни-
    кам может учитываться коэффициент профессиональной сложности,  ко-
    торый задается двумя способами:
       - отношением тарифной ставки данного работника к тарифной став-
    ке работника основной специальности (механизатора, доярки);
       - отношением  среднемесячной  оплаты труда данного работника за
    последние 5 лет к среднемесячной оплате труда за этот период в хо-
    зяйстве в целом.
       Стаж работника умножается на данный коэффициент,  при этом вре-
    мя,  отработанное в данном хозяйстве,  учитывается в рабочих  днях
    (получается условный показатель коэффициенто-дни).
       2.5. Индивидуальная  имущественная  доля определяется следующим
    образом:
       - суммируются трудовые вклады всех работников и пенсионеров хо-
    зяйства (в годо/рублях, рублях или коэффициенто-днях);
       - рассчитывается доля имущества хозяйства, приходящаяся на еди-
    ницу трудового вклада (в рублях на 1 годо/рубль, рубль оплаты тру-
    да или коэффициенто-день);
       - умножается трудовой вклад работника или пенсионера  на  выше-
    названную долю.
       (Пример расчета для варианта 2.4.1. приведен в таблице).


            ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДОВОГО ВКЛАДА РАБОТНИКА В ХОЗЯЙСТВЕ
                (пример расчета сделан по варианту 2.4.1)

    -------------------------------------------------------------------
    Наименование!Ф. И. О. !Ср. зар-!Стаж  !Трудовой!Доля па-!Индивиду-
    подразделе- !работника!плата за!рабо- !вклад,  !евого   !альный
    ния (службы)!         !послед- !ты в  !годо/   !фонда,  !пай, руб.
                !         !ние 5   !данном!рубли   !руб.на 1!(гр. 7 х
                !         !лет     !хозяй-!(гр. 3 х!г/рубль !гр. 6)
                !         !        !стве, !гр. 4)  !всего   !
                !         !        !лет   !        !гр. 7:  !
                !         !        !      !        !на всего!
                !         !        !      !        !гр. 5   !
    ------------!---------!--------!------!--------!--------!---------
    Отделение    Петров      3900     10     39000     х          9750
    N 1          И.П.
                 Бабарыкин   3431     18     61758     х         15439
                 А.С.
                 Итого по
                 отделению    х       х     907000     х        226750

    Отделение    Сидоров     4300     15     64500     х         16125
    N 2          А.М.
                 Иванов      3700     12     44400     х         11100
                 Н.И.
                 Итого по
                 отделению    х       х     1105470    х        276367

    Пенсионеры       х        х       х    10500000    х       2610000
    Итого по
    списочному
    составу и
    пенсионерам      х        х       х    50250000    х      12562500

    Всего по
    хозяйству        х   2343 т. руб. 30   70290000    0.25   17814000



       2.6. Стаж работников определяется на  основе  трудовой  книжки.
    Все  спорные  вопросы  решаются  в рамках действующего трудового и
    пенсионного законодательства.
       2.7. Имущественная доля работников социальной  сферы  определя-
    ется  на  основе  их  заработной платы по месту работы по варианту
    расчета,  принятого для оценки  трудового  вклада  работников  хо-
    зяйства.

       3. Направления использования имущественной и земельной доли
       3.1. Имущественная и земельная доли по решению  трудового  кол-
    лектива могут быть объединены в единую долю,  выраженную в рублях.
    Например,  если имущественная доля равна 20 тыс.  руб.,  земельная
    доля - 50 тыс.  руб.,  то единая доля принимается за 70 тыс.  руб.
    без подразделения на имущественную и земельную часть.
       Если доли не объединены в единую,  то владельцы имущественных и
    земельных долей могут обменивать их между собой.
       Для избежания  потенциально возможного излишнего дробления зем-
    лепользования и соблюдения принципа социальной справедливости  це-
    лесообразно при выделении земельных долей некоторым категориям ра-
    ботников,  заведомо не желающим вести индивидуальное  производство
    на земле (например,  пенсионерам,  не имеющим наследников в данном
    хозяйстве),  изначально предусматривать компенсацию земельной доли
    имущественной.
       3.2. Владелец  имущественной  и земельной долей может использо-
    вать их следующими способами:
       - получить земельный участок и другие средства  производства  в
    размерах  своих  долей  (но землю - не более предельной нормы) при
    выходе из хозяйства с целью ведения индивидуального производства;
       - внести их в уставной капитал акционерного общества,  если хо-
    зяйство или его часть в него реорганизуется;
       - внести их в качестве вступительного  пая  в  производственный
    кооператив (коллективное  предприятие),  если  хозяйство  или  его
    часть в него реорганизуется;
       - продать их целиком или частично другим владельцам долей;
       - передать по наследству как имущество  в  рамках  действующего
    законодательства.


                      3. РАЗДЕЛ КОЛХОЗА ИЛИ СОВХОЗА
                НА КРЕСТЬЯНСКИЕ ХОЗЯЙСТВА И ДРУГИЕ ЧАСТНЫЕ
                ПРЕДПРИЯТИЯ И ОБЪЕДИНЕНИЕ ИХ В АССОЦИАЦИЮ
                             ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

       1. Решение  о  ликвидации  колхоза или совхоза и разделе его на
    частные предприятия с  дальнейшим  их  объединением  в  ассоциацию
    предпринимателей принимается на общем собрании владельцев имущест-
    венных и земельных долей.  Комиссия по реорганизации  хозяйства  в
    этом случае наделяется функциями ликвидационной.

       2. Реорганизационная  комиссия  готовит план раздела хозяйства.
    Предлагаемые в плане для выделения  хозяйственные  объекты  должны
    представлять из   себя  самостоятельные  производственные  единицы
    (например, ферма,   перерабатывающий   цех,   мельница,  ремонтная
    мастерская, прудовое хозяйство и т. п.).
       Сельскохозяйтсвенные угодья для крестьянских хозяйств делятся в
    натуре на участки с учетом:
       - предполагаемого количества  владельцев  долей,  желающих  за-
    няться земледелием;
       - предельной нормы предоставления земли на одно хозяйство;
       - предполагаемой  специализации  крестьянских  (фермерских) хо-
    зяйств (исходя из зональных особенностей и наличной в реорганизуе-
    мом хозяйстве техники);
       - рационального землеустройства.
       Предложенный реорганизационной комиссией план раздела хозяйства
    утверждается общим собранием владельцев долей.

       3. Каждый объект, предложенный в утвержденном плане к выделению
    в самостоятельное предприятие, подлежит оценке по той же методике,
    по которой оценивалось имущество всего хозяйства при  разделе  его
    на индивидуальные доли. Стоимость объектов, на создание или приоб-
    ретение которых брались кредиты, уменьшается на сумму непогашенно-
    го остатка этих кредитов.

       4. После  оценки  данные  объекты предлагаются для приобретения
    владельцам имущественных и земельных долей в обмен на эти условные
    доли. При наличии нескольких претендентов на один объект реоргани-
    зационной комиссией проводится конкурсный отбор,  результаты кото-
    рого затем утверждаются общим собранием простым большинством. Пре-
    имуществом при получении объектов пользуются работники,  ранее ра-
    ботавшие на них.
       Один объект может приобретаться несколькими  лицами  на  паевых
    основах,  если индивидуальных долей не хватает.  Допускается обмен
    долями и  выкуп условных долей друг у друга по ценам и на условиях
    двусторонней договоренности.
       Земля под капитальными объектами передается в собственность но-
    вому владельцу вместе с этими объектами.
       Непогашенные остатки кредитов переводятся на  новых  владельцев
    объектов, к которым эти кредиты относятся. Кредиты, которые невоз-
    можно отнести к конкретным объектам, делятся между новыми владель-
    цами пропорционально оценке стоимости их имущества и земли.
       Земля и имущество,  оставшиеся нераспределенными,  предлагаются
    для выкупа в порядке, установленном законодательством, сохраняются
    в  коллективной  собственности  или  передаются  местным   органам
    власти.

       5. Лица,  получившие  имущество  и  землю в обмен на свои доли,
    становятся полноправными собственниками этих объектов:  распоряжа-
    ются  ими по собственному усмотрению в рамках действующего законо-
    дательства,  самостоятельно выбирают сферу  производственной  дея-
    тельности  при  условии невыведения сельскохозяйственных угодий из
    сельскохозяйственного оборота,  независимы в  осуществлении  своей
    производственной и хозяйственной деятельности, в выборе партнеров,
    в объединении с другими производителями.
       Они обязаны зарегистрировать свои предприятия в соответствующем
    Совете народных депутатов и наделяются всеми правами  юридического
    лица.

       6. Для  сохранения сложившихся производственных связей,  рацио-
    нального использования общей инфраструктуры,  совместного выполне-
    ния некоторых хозяйственных функций целесообразно объединение  ин-
    дивидуальных  предпринимателей в одну или несколько ассоциаций или
    обслуживающих кооперативов.
       Вхождение предпринимателей  в  ассоциацию  строго  добровольно.
    Ассоциация регистрируется  в  соответствии  с действующим законод-
    ательством и функционирует на основе своего устава.

       7. Высшим  руководящим органом ассоциации является общее собра-
    ние членов, которое утверждает устав, набирает правление и утверж-
    дает  планы  и  отчеты.  Для оперативного управления деятельностью
    ассоциации правление нанимает исполнительного  директора,  который
    формирует штат исполнительных органов.

       8. Активы ассоциаций формируются в соответствии  с  уставом  за
    счет:
       - вступительных паевых взносов членов (как денежных, так и иму-
    щественных);
       - ежегодных взносов членов;
       - имущества  и  земельных участков реорганизованного хозяйства,
    оставшихся нераспределенными;
       - отчислении от прибыли от коммерческой  деятельности  ассоциа-
    ции;
       - других законных источников.

       9. Основной целью ассоциации является создание условий для  хо-
    зяйственной деятельности своих членов.  Для реализации этой цели в
    ее рамках могут быть созданы:
       - подразделения инфраструктурного  обслуживания  (содержания  и
    строительства дорог и других коммуникаций,  транспортного обслужи-
    вания, мелиоративные и т.п.);
       - подразделения  коллективного кредита и ведения взаиморасчетов
    (финансово-расчетный  центр,  кредитный  кооператив,  коммерческий
    банк);
       - подразделение по совместному материально-техническому снабже-
    нию и обслуживанию;
       - подразделения по совместному сбыту продукции;
       - подразделения  по  совместному  ведению  бухгалтерской отчет-
    ности;
       - другие службы для коллективного пользования.
       Членство в ассоциации не предполагает обязательного участия  во
    всех  видах совместной деятельности:  каждый член ассоциации может
    пользоваться услугами одной или нескольких служб.

       10. Деятельность служб ассоциации по  совместному  снабжению  и
    сбыту целесообразно  организовывать  на  кооперативных  принципах.
    Снабженческая   служба   продает  членам  ассоциации  материальные
    ресурсы и оказывает услуги по рыночным розничным ценам и  тарифам.
    Полученную  от  этой  деятельности  годовую чистую прибыль (или ее
    часть) распределяют между членами пропорционально объемам  сделан-
    ных за год покупок и полученных услуг.  Сбытовая служба собирает у
    производителей продукцию по комиссионной цене,  продает ее на отк-
    рытом  рынке,  а затем годовая чистая прибыль от сбытовых операций
    (или ее часть) делится между членами пропорционально сданной  про-
    дукции.


                   4. РЕОРГАНИЗАЦИЯ КОЛХОЗОВ И СОВХОЗОВ
                          В АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА

       1. Подготовительную  работу по реорганизации хозяйства в акцио-
    нерное общество, а также выработку проекта устава осуществляет ре-
    организационная комиссия. Решение о реорганизации колхоза или сов-
    хоза в акционерное общество и устав утверждаются на общем собрании
    владельцев  имущественных  и земельных паев,  не заявивших о своем
    выходе из хозяйства.  Протокол данного  собрания  оформляется  как
    протокол учредительного собрания.

       2. Учредителями общества могут быть все владельцы имущественных
    и земельных паев,  оставшиеся в хозяйстве.  Их вкладами в уставный
    капитал общества  становятся имущественные паи и права пользования
    земельными паями.  Вклады оцениваются в рублях  и  рассматриваются
    как доли  учредителей  в уставном капитале.  Кроме того,  трудовой
    коллектив может принять решение о дополнительном внесении  средств
    в уставный капитал.
       Также учредителями акционерного общества на базе реорганизуемо-
    го  колхоза или совхоза могут быть другие граждане или юридические
    лица.  Их вкладом в уставный капитал могут быть денежные средства,
    имущество, права пользования землей и другими природными ресурсами
    и прочие объекты,  предусмотренные законодательством  РФ,  которые
    оцениваются в рублях. Решение о привлечении дополнительных учреди-
    телей принимает собрание акционеров.

       3. На сумму уставного капитала выпускаются акции в соответствии
    с  законодательством РФ.  На печатание акций необходимо разрешение
    Министерства экономики и финансов.  Печатание  акций  осуществляют
    типографии, имеющие на это специальное разрешение.
       При наличии более 100 учредителей акционерного общества необхо-
    димо издание проспекта эмиссии (выпуска) акций. Проспект представ-
    ляется в Министерство экономики и финансов вместе с заявлением  на
    разрешение выпуска акций.
       Каждый учредитель на сумму своей доли в уставном капитале полу-
    чает сертификат акций.  На первое время после реорганизации (а для
    акционерного общества закрытого типа - и на весь период функциони-
    рования) допустимо не выпускать акции,  а ограничиться выдачей уч-
    редителями свидетельств о доле в уставном капитале.
       Имущество и земля реорганизованного хозяйства, нераспределенные
    на паи между учредителями,  зачисляются в резерв акционерного  об-
    щества.
       После регистрации носителем прав собственности на все имущество
    становится акционерное общество. Учредители не имеют имущественных
    прав на отдельные объекты,  в том числе и внесенные в виде  пая  в
    уставный капитал.

       4. Акционерное  общество регистрируется в соответствующем мест-
    ном Совете народных депутатов.  Для регистрации представляются за-
    явление учредителей,  протокол учредительного собрания,  устав об-
    щества и свидетельство об уплате государственной пошлины.

       5. Акционерное общество в соответствии с законодательством  мо-
    жет  быть  открытого и закрытого типа (товарищества с ограниченной
    ответственностью).  Имущество общества открытого типа  формируется
    за  счет  вкладов учредителей,  открытой продажи акций,  доходов и
    других законных источников и принадлежит акционерам на правах  об-
    щей  долевой  собственности.  Каждый владелец акций общества может
    передавать их другим собственникам без ограничений в рамках  зако-
    нодательства РФ.
       Имущество общества закрытого типа формируется за  счет  вкладов
    учредителей,  доходов и других законных источников. На переход ак-
    ций от собственника к собственнику требуется согласие других акци-
    онеров,  порядок  этого перехода определяется уставом общества.  В
    сельском хозяйстве акционерные общества закрытого типа обычно  ог-
    раничивают число своих пайщиков учредителями и их наследниками, то
    есть изначальными владельцами имущественных и земельных долей.

       6. Порядок создания и  функционирования  акционерного  общества
    регулируется  Законом  "О  предприятиях и предпринимательской дея-
    тельности".  Положением об акционерных обществах и  Положением  об
    обращении ценных бумаг.

       7. Рекомендуется  использовать  форму акционерного общества при
    реорганизации сельскохозяйственного предприятия или  его  части  в
    тех случаях, когда раздел в натуре на индивидуальные предприятия с
    законченным технологическим циклом невозможен  или  технологически
    нецелесообразен: например, для крупных птицефабрик, тепличных ком-
    бинатов, откормочных комплексов и т. п.
       Прекращение членства в акционерном обществе наступает с момента
    продажи или передачи сертификата акций другому гражданину или юри-
    дическому  лицу,  возврат пая или иного имущества при этом не пре-
    дусматривается.  Для сельскохозяйственных акционерных обществ иск-
    лючение  составляет земля - если она находится в коллективно-доле-
    вой собственности,  то выходящий из акционерного  общества  пайщик
    имеет  право на получение в пределах своей доли (если иное не пре-
    дусмотрено уставом).
       При выборе типа акционерного общества - открытого или закрытого
    - надо иметь в виду, что акционерное общество открытого типа имеет
    потенциальные возможности для привлечения дополнительного капитала
    со стороны для развития производства, в то время как в товарищест-
    вах на паях (акционерных обществах закрытого типа) эта возможность
    ограничена.


                   5. РЕОРГАНИЗАЦИЯ КОЛХОЗОВ И СОВХОЗОВ
                      В ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ КООПЕРАТИВЫ
                        (КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ)

       1. Подготовительную  работу по реорганизации хозяйства в произ-
    водственный кооператив (коллективное предприятие) и выработку про-
    екта устава осуществляет реорганизационная комиссия. Решение о ре-
    организации колхоза  или  совхоза  в  производственный  кооператив
    (коллективное  предприятие) и устав утверждаются на общем собрании
    владельцев имущественных и земельных долей,  на заявивших о  своем
    выходе  из  хозяйства.  Протокол собрания оформляется как протокол
    учредительного собрания кооператива.

       2. Членами производственного кооператива (коллективного  предп-
    риятия)  могут быть все владельцы имущественных и земельных долей,
    оставшиеся в хозяйстве.  Их доли становятся вступительным  паем  в
    кооператив. В дальнейшем по решению общего собрания членов эти паи
    могут возрастать за счет отчислений от доходов кооператива.

       3. Имущество  производственного  кооператива  складывается   из
    вступительного и приращенного паевого капитала и неделимых фондов.
    Неделимые фонды являются общей  совместной  собственностью  членов
    кооператива  и не подлежат разделу в натуре.  Паевой капитал нахо-
    дится в коллективно-долевой собственности;  в соответствии с уста-
    вом кооператива паи (вступительный и приращенный) может выдаваться
    выходящему члену либо в натуре, либо в виде денежной компенсации.

       4. Порядок создания и функционирования производственного коопе-
    ратива регулируется Законом СССР "О кооперации" в частях,  не про-
    тиворечащих законодательству РФ.

       5. Кооператив (коллективное предприятие) регистрируется в соот-
    ветствующих Советах народных депутатов.  Для регистрации представ-
    ляется заявление учредителей,  протокол  учредительного  собрания,
    устав кооператива и свидетельство об уплате государственной пошли-
    ны.

       6. Рекомендуется  использовать форму производственного коопера-
    тива (коллективного предприятия) при реорганизации колхозов и сов-
    хозов или их части в тех случаях,  когда технологически возможен и
    целесообразен раздел хозяйства на индивидуальные, но трудовой кол-
    лектив или его часть не приняли решения о ведении  индивидуального
    хозяйства.  При  реорганизации хозяйства-банкрота применение формы
    производственного кооператива недопустимо.


              6. ЛИКВИДАЦИЯ И РЕОРГАНИЗАЦИЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫХ
                           КОЛХОЗОВ И СОВХОЗОВ

       1. Несостоятельным  (банкротом)  на  начало 1992 г.  может быть
    объявлен колхоз или совхоз, имеющий:
       - неликвидный  баланс (кредиторская задолженность превышает ак-
    тивы хозяйства);
       - просроченную кредиторскую задолженность.
       Не объявляются несостоятельными хозяйства с просроченной креди-
    торской  задолженностью,  если  недостаток  собственных финансовых
    средств вызван:
       - стихийными  бедствиями и другими объективными причинами;
       - невыплатой хозяйству государством компенсации  за  удорожание
    средств производства и за сельскохозяйственную продукцию;
       - невыплатой хозяйству государством средств на социальное  раз-
    витие.
       В этих случаях погашение просроченной задолженности или обеспе-
    чение ее  пролонгирования  осуществляется за счет республиканского
    бюджета.
       Местная администрация  может  не признавать хозяйство с просро-
    ченной задолженностью несостоятельным и по другим основаниям. Тог-
    да погашение  или  пролонгирование  долгов  осуществляется за счет
    местного бюджета.
       Несостоятельными не могут быть объявлены хозяйства,  вошедшие в
    перечень государственных сельскохозяйственных предприятий, не под-
    падающих под действие постановления правительства "О порядке реор-
    ганизации колхозов и совхозов".

       2. С инициативой о признании колхоза или совхоза  несостоятель-
    ным  могут  выступить  кредитор или собрание кредиторов,  трудовой
    коллектив хозяйства или районное управление агропромышленным комп-
    лексом.  Инициатор объявления хозяйства несостоятельным направляет
    в областную,  краевую или окружную администрацию по месту нахожде-
    ния  хозяйства  соответствующее ходатайство и выписку из протокола
    собрания (если инициаторами выступает группа кредиторов или трудо-
    вой коллектив).  Администрация в недельный срок должна принять ре-
    шение о признании или непризнании хозяйства несостоятельным и нап-
    равить  соответствующее  уведомление всем кредиторам,  хозяйству и
    районной комиссии по приватизации земли и реорганизации колхозов и
    совхозов.  Решение  о  признании  хозяйства несостоятельным должно
    быть опубликовано в местной печати.

       3. Для ликвидации и реорганизации колхоза или  совхоза,  объяв-
    ленного  несостоятельным,  создается  ликвидационная  комиссия  из
    представителей местных органов  власти,  администрации  хозяйства,
    трудового  коллектива,  районного  управления сельского хозяйства,
    основных кредиторов.  Состав комиссии и ее руководитель  утвержда-
    ются районной комиссией по приватизации земли и реорганизации кол-
    хозов и совхозов.
       В функции  ликвидационной  комиссии  входят  разработка проекта
    ликвидации и реорганизации несостоятельного хозяйства, организация
    процесса его ликвидации и погашения задолженностей, управление де-
    ятельностью предприятия в ходе ликвидации  и  обеспечение  сохран-
    ности имущества.

       4. Хозяйства, признанные несостоятельными (банкротами) на нача-
    ло 1992 г., должны быть ликвидированы в течение I квартала т. г.

       5. Проект ликвидации и реорганизации несостоятельного хозяйства
    должен содержать следующую последовательность мер:
       5.1. Объекты социальной сферы и инженерной инфраструктуры пере-
    даются сельским (поселковым) Советам народных депутатов.  При этом
    обязательства  по кредитам,  полученным на строительство указанных
    объектов, также передаются Советам.
       5.2. Администрация (правление) хозяйства  обязана  в  недельный
    срок после объявления несостоятельности представить ликвидационной
    комиссии развернутый баланс активов и пассивов на дату объявления,
    расшифровку дебиторской и кредиторской задолженности, другую необ-
    ходимую информацию о  финансовом  и  имущественном  положении  хо-
    зяйства, об обеспечении трудовыми ресурсами.
       5.3. Объявляется конкурс по привлечению хозяйствующих субъектов
    к погашению задолженности несостоятельного хозяйства.  Граждане  и
    юридические  лица,  изъявившие  желание  участвовать в данном кон-
    курсе,  должны в месячный срок представить программы реорганизации
    хозяйства, позволяющие повысить эффективность использования фондов
    хозяйства-банкрота  и  расплатиться  с  кредиторами.  Предпочтение
    должно,  как  правило,  отдаваться  высокорентабельным  сельскохо-
    зяйственным предприятиям.
       Граждане и юридические лица,  победившие в конкурсе и выплатив-
    шие часть кредиторской задолженности  несостоятельного  хозяйства,
    получают  право  на приобретение части имущества этого хозяйства в
    пределах  выплаченной  суммы  и  определенной  ликвидационной  ко-
    миссией.  При  этом  полученные  фонды  должны  использоваться для
    сельскохозяйственного производства или его обслуживания.
       5.4. Если после проведения конкурса осталась непогашенная  кре-
    диторская задолженность, то оставшееся имущество выносится на аук-
    цион.  Вначале проводится  закрытый  аукцион  для  работников  хо-
    зяйства.  Остаток выставленного на закрытый аукцион имущества реа-
    лизуется  на  аукционе,  открытом  для  всех  желающих  заниматься
    сельскохозяйственной  деятельностью  на  территории ликвидируемого
    хозяйства.  Аукционы организуются ликвидационной комиссией в соот-
    ветствии с действующим законодательством.
       5.5. Претензии к несостоятельному хозяйству погашаются в следу-
    ющей последовательности:
       - претензии по начисленной, но не выплаченной оплате труда;
       - невыплаченные налоги и другие платежи в бюджет;
       - обязательства перед кредиторами;
       - прочие обязательства.
       Претензии, не удовлетворенные за отсутствием имущества,  счита-
    ются погашенными.
                                           Министр сельского хозяйства
                                                  Российской Федерации
                                                          В.Н. ХЛЫСТУН


-------------------------

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz