Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПИСЬМО ГОССТРОЯ РФ ОТ 22.10.1993 N БЕ-19-21/12 О КОНЦЕПЦИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


             ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                ПО ВОПРОСАМ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА

                                ПИСЬМО
                  от 22 октября 1993 г. N БЕ-19-21/12

              О КОНЦЕПЦИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
                В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

       В связи   с   коренными   изменениями  в  экономике  народного
   хозяйства,  происходящими в Российской Федерации,  Госстрой России
   направляет   Основные   положения  (концепцию)  ценообразования  и
   сметного нормирования в строительстве в условиях развития рыночных
   отношений,   где   предусмотрены   главные   направления  политики
   ценообразования в строительном комплексе и перестройки действующей
   системы    определения    стоимости    строительства.    Концепция
   предназначена для  ориентировки  всех  участников  инвестиционного
   процесса  в  перспективах  совершенствования системы,  обеспечения
   методологического единства в составлении  сметной  документации  и
   формировании  свободных (договорных) цен на строительную продукцию
   в условиях развивающегося рынка.

                                                         Председатель
                                                            Е.В.БАСИН





                                                           Приложение

                    ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ (КОНЦЕПЦИЯ)
        ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И СМЕТНОГО НОРМИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
                В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

       Действовавшая  до  1 января 1991 г.  система ценообразования и
   сметного    нормирования   в  строительстве   была   основана   на
   фиксированных (неизменных в течение достаточно длительного периода
   -  от  5 до  15  лет)  оптовых  ценах,  тарифах и других элементах
   стоимости  на  применяемую в строительстве промышленную продукцию.
   Она  отвечала  (хотя  и не в полной мере) требованиям директивного
   планирования, была сориентирована на сохранение стабильного уровня
   сметных цен в строительстве в период между их реформированием и не
   требовала   уточнения   сметной  документации  вследствие  текущих
   изменений  ценовых  факторов.   Эти  изменения  учитывались  через
   финансовые планы подрядных министерств (ведомств),  а последними -
   по  подведомственным  строительно - монтажным  организациям. Такие
   принципы  определения  сметной  стоимости приводили к значительным
   искажениям    истинных    показателей    работы   непосредственных
   производителей  строительной продукции.  Совершенно очевидно,  что
   такая система непригодна для рыночной экономики.
       Происходящий в Российской Федерации процесс коренных изменений
   в  экономической  системе и ценовой политике,  введение в действие
   нового  российского  законодательства,  в  т.ч.  Закона  РСФСР "Об
   инвестиционной  деятельности  в РСФСР",  в  соответствии с которым
   основным        правовым       документом,        регламентирующим
   производственно - хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов
   инвестиционной   деятельности,    является   договор   (контракт),
   определяют   необходимость  внесения  принципиальных  изменений  в
   систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве.
       В  настоящих  Основных положениях (концепции) освещены главные
   направления    и   задачи    перестройки    действующей    системы
   ценообразования    и   сметного   нормирования   в  строительстве,
   осуществляемой  при  координации  и под  методическим руководством
   Госстроя  России.  Концепция  предназначена  для ориентировки всех
   участников      инвестиционного     процесса     в    перспективах
   совершенствования    системы,    направленных    на    обеспечение
   методологического   единства  при  определении  сметной  стоимости
   строительства, осуществляемого на территории Российской Федерации,
   и  при  формировании  свободных  (договорных)  цен на строительную
   продукцию.    Концепция   отражает   особенности   ценообразования
   строительной   продукции   в  переходный  период  возникновения  и
   развития    рыночных    отношений  в  строительно - инвестиционном
   комплексе.  Положения  концепции  ориентированы  на  предприятия и
   организации,    осуществляющие    капитальное    строительство   и
   капитальный  ремонт  зданий  и сооружений,  независимо  от их форм
   собственности и принадлежности.
       Исходя  из  настоящей  концепции,   Госстрой  России  ведет  и
   предусматривает дальнейшую разработку соответствующих методических
   документов,  более  детально  раскрывающих  изменения,  вносимые в
   систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве.

                          1. Общие положения

       1.1.   Политика   ценообразования  и сметного  нормирования  в
   строительстве  является  составной  частью  общей ценовой политики
   Российской    Федерации,    органически   вписывающейся   в  общую
   экономическую политику государства.
       Основными  задачами  новой  системы ценообразования и сметного
   нормирования в строительстве являются:
       формирование   свободных   (договорных)  цен  на  строительную
   продукцию,   их   экономическая   оптимизация   и  государственное
   регулирование через цены на отдельные виды ресурсов;
       обеспечение  полного  набора  сметных нормативов (элементных и
   укрупненных)    и   различных    условий    их    применения   при
   самостоятельности субъектов инвестиционной деятельности;
       определение   стоимости   строительства   на   разных   этапах
   инвестиционного цикла.
       При    определении    стоимости    строительства    необходимо
   обеспечивать:
       гибкий,  вариантный  подход  к вопросам  ценообразования,  без
   жесткой регламентации и чрезмерной централизации;
       возможность  выбора  наиболее рационального способа исчисления
   величины  сметной  прибыли,  накладных  расходов  и других затрат,
   сопутствующих   строительству,    с   освобождением   от   влияния
   конъюнктуры цен на рынке строительных материалов;
       соблюдение  принципа  равноправия  участников  инвестиционного
   процесса,  обязательного  взаимного согласия сторон по принимаемым
   решениям   в  ходе  согласования  свободных  (договорных)  цен  на
   строительную продукцию;
       рекомендательный    характер    общих   положений   вместе   с
   возможностью учета отраслевых и местных особенностей осуществления
   строительства  путем отражения этих особенностей в ведомственных и
   региональных методических документах;
       возможность  более широкого выбора соответствующей нормативной
   базы, на основе которой производится расчет затрат.
       1.2.  При  установлении  состава  и содержания предпроектной и
   проектно - сметной документации   на  строительство  рекомендуется
   руководствоваться  действующими  положениями  по составу,  порядку
   разработки,  согласования  и утверждения указанной документации на
   строительство   предприятий,    зданий   и  сооружений   с  учетом
   дополнительных требований,  отвечающих рыночным отношениям, и имея
   в  виду,  что  стадийность  (сочетание стадий,  выбор утверждаемой
   стадии)   проектирования   жестко   не   регламентируется  и может
   приниматься   в  виде технико - экономического  обоснования  (ТЭО)
   строительства,   проекта,   рабочей  документации,  а  инвестор  и
   подрядчик   имеют  право  принимать  за  основу  для  формирования
   свободной  (договорной)  цены на строительную продукцию стоимость,
   определенную   на   любой   стадии   разработки  документации  для
   строительства.
       1.3.  Исходя  из общей экономической и единой ценовой политики
   Российской  Федерации,  а  также  ценовых соотношений,  отражающих
   спрос  и предложения  на  рынке инвестиций,  основным направлением
   ценовой  политики в строительстве становится дальнейшее расширение
   сферы   применения  свободных  (договорных)  цен  на  строительную
   продукцию.  Формирование  этих  цен  осуществляется как инвестором
   (заказчиком),  так  и подрядчиком  на  равноправной основе.  Более
   широкое  применение  таких  цен  создает условия,  при которых они
   наилучшим  образом выполняют свои функции в рыночном регулировании
   воспроизводственных   пропорций,   а   также   ликвидации  ценовых
   диспропорций.
       1.4.   Основным   методом   экономической   оптимизации   цены
   строительной продукции в новых условиях являются подрядные торги.
       Проведение  подрядных  торгов по вновь начинаемым объектам для
   федеральных   государственных   нужд   является   обязательным   и
   производится   в порядке,   установленном  Положением  о подрядных
   торгах в Российской Федерации.
       При возникновении разногласия по уровню свободных (договорных)
   цен   на   строительную   продукцию,   когда  у заказчика  имеются
   предложения  только  от  одного подрядчика,  подрядные организации
   обосновывают свои предложения необходимыми расчетными материалами.
       Разногласия между заказчиком и подрядчиком по уровню указанных
   цен  при  заключении  договоров  подряда  подлежат  рассмотрению в
   порядке,  предусмотренном действующим законодательством Российской
   Федерации.
       1.5.   Государственное   воздействие  на  формирование  цен  в
   строительстве  осуществляется,  как  правило,  косвенными методами
   регулирования.  Косвенные методы,  т.е.  влияние на уровень цен, -
   это   предоставление   льготных  кредитов,   дотаций,   финансовая
   поддержка  отдельных  предприятий  за  счет бюджета и внебюджетных
   фондов,  изменение  уровня налоговых ставок и др.  Прямые методы -
   это   установление   фиксированных   цен   (или  коэффициентов  их
   изменения)   и  предельных   цен   на   отдельные  виды  ресурсов,
   применяемых   в строительстве,   особенно  на  местные  материалы.
   Государственное регулирование цен в инвестиционной сфере ведется в
   основном   органами   управления  республик  в составе  Российской
   Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы
   и  Санкт  - Петербурга,   и    в  первую  очередь,   на  продукцию
   предприятий и организаций - монополистов,  занимающих доминирующее
   положение на региональном рынке.

            2. Система определения стоимости строительства
                           в новых условиях

       2.1.  Для  принятия  решения  об  инвестировании  и для оценки
   стоимости   строительства  в процессе  подготовки  предложения  по
   свободным    (договорным)    ценам   на   строительную   продукцию
   рекомендуется составлять:
       при   разработке   предпроектной   или   проектно   -  сметной
   документации  по  заказу инвесторов - инвесторские сметы (расчеты,
   калькуляции издержек);
       при  подготовке  к заключению  договора подряда на капитальное
   строительство подрядчиком или по его заказу проектной организацией
   на   основании   объявленной  (разосланной)  инвестором  тендерной
   документации - расчеты (сметы,  калькуляции издержек производства)
   подрядчика.
       2.2.  При  составлении  смет (расчетов) инвестора и подрядчика
   могут  применяться  различные  методы и,  в частности:  ресурсный,
   ресурсно   -  индексный,    базисно   -  индексный,    базисно   -
   компенсационный,   на   основе   банка  данных  о стоимости  ранее
   построенных или запроектированных объектов - аналогов и др.
       Выбор  метода  составления  смет  (расчетов)  осуществляется в
   каждом  конкретном  случае  в зависимости  от  условий контракта и
   общей экономической ситуации.
       Ресурсный  метод  - это калькулирование в текущих (прогнозных)
   ценах  и тарифах  ресурсов  (элементов  затрат),  необходимых  для
   реализации  проектного решения.  Калькулирование ведется на основе
   выраженных  в натуральных  измерителях  потребности  в материалах,
   изделиях, конструкциях (в том числе вспомогательных, применяемых в
   процессе  производства работ),  данные о расстояниях и способах их
   доставки  на  место  строительства,   расхода  энергоносителей  на
   технологические цели, времени эксплуатации строительных машин и их
   состава,  затрат  труда  рабочих.  Указанные ресурсы выделяются из
   состава  проектных  материалов,   различных  нормативных  и других
   источников.
       Ресурсно - индексный метод - это сочетание ресурсного метода с
   системой индексов цен на ресурсы, используемые в строительстве.
       Базисно  - индексный метод - это использование системы текущих
   и прогнозных индексов цен по отношению к стоимости, определенной в
   базисном уровне или в текущем уровне предшествующего периода.
       Базисно  - компенсационный метод - это суммирование стоимости,
   исчисленной   в  базисном  уровне  сметных  цен,   и  определяемых
   расчетами дополнительных затрат,  связанных с ростом цен и тарифов
   на    потребляемые    в   строительстве   ресурсы   (материальные,
   технические,  энергетические,  трудовые,  оборудование, инвентарь,
   услуги и пр.), с уточнением этих расчетов в процессе строительства
   в зависимости от реальных изменений цен и тарифов.
       Метод  применения  банков данных о стоимости ранее построенных
   или  запроектированных  объектов  - это  использование стоимостных
   данных  по  зданиям  и сооружениям,  аналогичным  проектируемым  в
   данный момент.
       2.3.  Структура  сметной  стоимости строительства в переходный
   период  не  претерпевает  существенных  изменений  и соответствует
   действующим    структуре    капитальных    вложений    и   системе
   статистической  и бухгалтерской  отчетности.  В структуре возможно
   объединение  стоимости  строительных  и монтажных  работ  в единую
   графу  "стоимость  работ",  а  "стоимость  оборудования" и "прочие
   затраты"  целесообразно  пока  оставить  без изменения.  Стоимость
   строительных и монтажных работ состоит из прямых затрат, накладных
   расходов,   сметной   прибыли   (плановых   накоплений)   и прочих
   (лимитированных) затрат.
       В дальнейшем может быть предложено некоторое перераспределение
   указанной структуры:  из раздела "строительные и монтажные работы"
   в   раздел   "оборудование"  перенести  стоимость  технологических
   трубопроводов,   малых   котлов,   ряда  сантехнических  приборов,
   установок  и передаточных  устройств,   пусконаладочные  работы  и
   комплексное опробование оборудования.  Но это неразрывно связано с
   переработкой    всей    сметно    -  нормативной   (нормативно   -
   информационной) базы.
       2.4.   В   переходный   период   для   определения   стоимости
   строительства    в  составе   сметных   документов   рекомендуется
   использовать  сметно  - нормативную  (нормативно  - информационную
   базу),  введенную  в действие  с 1  января 1991 г.,  с применением
   новых подходов к нормированию накладных расходов,  сметной прибыли
   (плановых накоплений) и прочих затрат.
       В  новых  условиях  при определении сумм по накладным расходам
   имеется  возможность  выбора:  либо на основе индивидуальных норм,
   рассчитанных в целом для конкретной строительной организации, либо
   с  помощью  системы  показателей по видам строительных и монтажных
   работ  или укрупненных нормативов по видам строительства,  либо по
   ранее  установленным  для  применения  с 01.01.91  нормам к прямым
   затратам. При этом допускается использование различных базисов для
   исчисления:  или от прямых затрат (в базисном уровне цен),  или от
   фонда оплаты труда рабочих - строителей и механизаторов.
       Величина  сметной  прибыли  может  варьироваться,   исходя  из
   индивидуального    размера    для   конкретной   организации   или
   рекомендуемого  общеотраслевого норматива (его размер периодически
   уточняется и может исчисляться как от фонда оплаты труда, так и от
   сметной  себестоимости  работ).  При  этом  затраты,  связанные  с
   инфраструктурой  строительно  - монтажных  организаций и развитием
   производственной базы, могут возмещаться при согласии заказчика за
   счет  средств,  предусмотренных  в главе "Прочие работы и затраты"
   сводных сметных расчетов соответствующих строек.
       Окончательное  решение по выбору варианта исчисления указанных
   видов  затрат  принимается  совместно  заказчиком  (инвестором)  и
   подрядной организацией.
       Система  сметных  нормативов  является  составной частью общей
   системы  нормативных документов в строительстве,  в которую входят
   строительные  нормы  и правила  (СНиП  Р),  своды  правил  (СП)  и
   руководящие  документы  (РДС).  Как  и вся общая система,  сметные
   нормативы  действуют на федеральном,  ведомственном и региональном
   уровнях.    Кроме   того,   допускается   применение   собственной
   нормативной базы пользователя.
       В  перспективе  (к  2000-му  году)  должна  быть создана новая
   нормативная  база  для  отрасли  "Строительство",  в  полной  мере
   отвечающая  рыночной экономике и позволяющая комплексно определять
   сметную стоимость строительной продукции и размеры оплаты труда по
   этой  продукции.  В  ней должен быть полный набор  нормативов  как
   элементных,   так   и  укрупненных,   преимущественно  с ресурсной
   структурой.
       2.5.  Стоимость строительства в сметной документации инвестора
   рекомендуется приводить в двух уровнях цен:
       в   базисном   (постоянном)  уровне,   определяемом  с помощью
   действующих сметных норм и цен;
       в текущем или прогнозном уровнях,  определяемых на основе цен,
   сложившихся  ко  времени  составления  смет  или  прогнозируемых к
   периоду осуществления строительства.
       2.6.  Стоимость  в текущем  или  прогнозном  уровне  цен может
   определяться  на  основе  ее  базисного  уровня и системы индексов
   (коэффициентов),  дифференцированной  по элементам технологической
   структуры    капитальных   вложений   и  по   уровням   укрупнения
   строительной  продукции.  Индексы  могут  получаться  в результате
   анализа данных о стоимости, имеющихся в распоряжении подрядчиков и
   заказчиков,    статистических   наблюдений   или   устанавливаться
   органами,  осуществляющими  государственное  регулирование  цен  в
   соответствующих   регионах   Российской  Федерации.   Эти  индексы
   рекомендуется  применять как в целом на стоимость подрядных работ,
   так   и на  стоимость  потребляемых  ресурсов  или  статей  затрат
   (стоимость материалов,  трудовых затрат, эксплуатации строительных
   машин, накладные расходы, сметная прибыль и др.).
       При составлении инвесторских смет (расчетов),  в особенности в
   предпроектных  проработках  и на  ранних  стадиях  проектирования,
   рекомендуется   использовать   различные   укрупненные  показатели
   стоимости строительства,  укрупненные сметные нормативы, включая и
   прейскуранты  (в  базисном  уровне  цен),  банки данных о базисной
   стоимости  ранее  построенных  или  запроектированных  аналогичных
   объектов.  Приведение  к текущему  уровню  может производиться при
   этом  путем  применения  индексов,  определенных расчетами на базе
   набора ресурсов в ресурсно - технологической модели (РТМ) и данных
   об индексах цен на отдельные ресурсы.
       Стоимость  строительства  в текущем  уровне цен в документации
   заказчика   носит   предварительный  характер  и используется  при
   принятии решения о целесообразности данного строительства.
       Окончательная  цена  стройки  определяется  соглашением  между
   заказчиком и подрядчиком.
       В   случае   формирования   свободных   (договорных)   цен  на
   строительную  продукцию  на основании результатов подрядных торгов
   по  усмотрению  заказчика  (организатора  торгов)  предварительная
   стоимость  строительства,   установленная  заказчиком,  участникам
   торгов не сообщается.
       Стоимость оборудования,  инструментов и инвентаря определяется
   исходя из свободных (рыночных) оптовых цен, формируемых в порядке,
   устанавливаемом   Роскомцен   для   продукции   производственно  -
   технического    назначения.    При   этом   в  составе   стоимости
   оборудования,  включаемой в сметную документацию на строительство,
   учитываются    затраты   по   его   приобретению,    транспортные,
   заготовительно - складские и другие расходы.  Стоимость импортного
   оборудования  определяется,  исходя  из  его  фактурной стоимости,
   указанной  в счете поставщика (с учетом всех расходов по закупке и
   доставке  до  границы),  и  переводится  на рубли по коммерческому
   курсу  Центрального Банка России с добавлением таможенных пошлин и
   налога на импорт.
       2.7.   Расчеты  (сметы,   калькуляции  издержек  производства)
   подрядчика   в  тех   случаях,   когда   возникает   необходимость
   обоснования   для   заказчика   свободной   (договорной)  цены  на
   строительную продукцию, составляются в текущем (прогнозном) уровне
   с   использованием   согласованных   данных  об  объемах  работ  и
   потребности в ресурсах,  содержащихся в документах инвестора.  При
   этом  учитываются  экономические  связи  и цены,  сложившиеся  для
   данной подрядной организации.

          3. Порядок формирования свободных (договорных) цен
                       на строительную продукцию

       3.1.   На  основе  текущего  (прогнозного)  уровня  стоимости,
   определенного    в  составе   сметной   документации,    заказчики
   (инвесторы)  и подрядчики формируют свободные (договорные) цены на
   строительную  продукцию.  Эти  цены  могут  быть  открытыми,  т.е.
   уточняемыми в соответствии с условиями договора (контракта) в ходе
   строительства,  или твердыми (окончательными), реальное применение
   которых будет возможным в перспективе, по мере стабилизации рынка.
       3.2.  Подготовка материалов обоснования свободной (договорной)
   цены  на  строительство  является  обязанностью  стороны,  которой
   поручается    это    сделать    в   соответствии    с  достигнутой
   договоренностью. Как правило, это подрядчик.
       При  проведении  подрядных  торгов свободная (договорная) цена
   стройки  (части  ее)  устанавливается после оценки и сопоставления
   предложений,  предъявленных подрядчиками, а в случаях, когда торги
   не  проводятся,  - на основании согласования ее между заказчиком и
   генподрядчиком.
       В   результате   совместного   решения   оформляется  протокол
   согласования    (ведомость)   свободной   (договорной)   цены   на
   строительство,  который(ая)  является неотъемлемой частью договора
   подряда.
       3.3.  Свободные  (договорные)  цены  на строительную продукцию
   рекомендуется  формировать по стройкам в целом с распределением по
   объектам и комплексам субподрядных работ, а при необходимости и по
   пусковым комплексам.
       3.4.   После   установления  свободной  (договорной)  цены  на
   строительство   и получения  сведений  о стоимости  приобретаемого
   оборудования  сводка  затрат,  сводный  сметный  расчет  стоимости
   строительства  (сводный  расчет  стоимости  строительства к ТЭО) и
   другие  сметные документы подлежат уточнению заказчиком и служат в
   качестве   документации,   определяющей   общий   размер  средств,
   необходимых  для  осуществления соответствующей стройки.  При этом
   может  уточняться  и базисная  стоимость  строительства,   которая
   должна быть единой для заказчика и подрядчика.

                  4. Организация региональных центров
                   по ценообразованию в строительстве

       4.1.   Успешное   функционирование  в новых  условиях  системы
   определения   стоимости   строительства  обеспечивается  созданием
   всероссийской   системы   информационного  обеспечения  участников
   инвестиционного  процесса и только при соответствующей организации
   региональных служб по ценообразованию. Госстрой России рекомендует
   создавать  в республиках,  входящих в состав Российской Федерации,
   краях,  областях, городах Москве и Санкт - Петербурге региональные
   центры   по  ценообразованию  в строительстве  (РЦЦС),   основными
   задачами которых являются:
       систематическая  регистрация  реального  уровня текущих цен на
   производственные ресурсы;
       расчеты  текущих  и прогнозных  индексов  цен  на строительную
   продукцию и ресурсы, потребляемые в строительстве;
       сбор  дифференцированной  информации  о стоимости  введенных в
   эксплуатацию и запроектированных объектов;
       разработка   региональных   сметных  нормативов  и укрупненных
   стоимостных показателей;
       обработка   указанной  информации  с изданием  соответствующих
   бюллетеней и других материалов,  предназначенных для использования
   участниками инвестиционного процесса.
       4.2.   Вся   работа   РЦЦС   должна  активно,   с  инициативой
   разворачиваться  на местах под руководством органов исполнительной
   власти  и при  методической  поддержке Госстроя России,  который в
   соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет
   совместно  с другими  федеральными  органами  управления  народным
   хозяйством  работу  по  реализации  единой  технической  и ценовой
   политики в капитальном строительстве.



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz