Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

МИНИСТРЕСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ, ИСПОЛЬЗОВАНИИ, ХРАНЕНИИ, ЗАХОРОНЕНИИ РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

               МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И
                 ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                   "У Т В Е Р Ж Д А Ю"
                                   Министр охраны окружающей среды
                                   и природных ресурсов Российской
                                   Федерации

                                              В.И.Данилов-Данильян

                                    "_8__"__октября_____1993г.


                              П О Р Я Д О К
             ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОГО  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
             КОНТРОЛЯ ЗА  ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
           И СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
          ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ, ИСПОЛЬЗОВАНИИ, ХРАНЕНИИ, ЗАХОРОНЕНИИ
      РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ИСТОЧНИКОВ ИОНИЗИРУЮЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ



        СОДЕРЖАНИЕ
                                                             стр.

        1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.....................................
        2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
    ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАДИО-
    АКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ........................................
        3. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО ГОСУДАР-
    СТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
    РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ...................................
        4. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТЕКУЩЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
    ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАДИО-
    АКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ........................................
        5. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ
    ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ...............
        6. ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ.............



        1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
        1. Настоящие Порядок:
        предназначен для:
        (а) центрального   аппарата   Минприроды    России    и    его
    территориальных органов субъектов Российской Федерации;
        (б) центральных        и        территориальных        органов
    санитарно-эпидемиологического надзора России;
        (в) центральных и территориальных органов Федерального надзора
    России по ядерной и радиационной безопасности;
        устанавливает:
        (г) цели,   задачи   и    основные    этапы    проведения
    государственного  экологического  контроля  за  охраной окружающей
    природной   среды   и   соблюдением    требований    экологической
    безопасности    при    производстве,    использовании,   хранении,
    захоронении радиоактивных материалов  и  источников  ионизирующего
    излучения   и  изделий  на  их  основе  (далее  -  государственный
    экологический  контроль  в  области  использования   радиоактивных
    материалов);
        разработан:
        (д) в соответствии с Законом Российской Федерации  "Об  охране
    окружающей  природной  среды",  Законом  Российской  Федерации  "О
    санитарно-эпидемиологическом благополучии населения ";
        (е) требованиями   государственных  и  отраслевых  нормативных
    документов в области охраны природы и рационального  использования
    природных ресурсов;
        (ж) Главным управлением  экологической  безопасности,  Главным
    управлением  нормативно-правового  регулирования Минприроды России
    совместно  с  соответствующими  подразделениями  Госсанэпиднадзора
    России,    Госатомнадзора    России,    Федерального    управления
    медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России.
        2. Государственный    экологический    контроль    в   области
    использования радиоактивных материалов осуществляется:
        (а) Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов
    Российской Федерации;
        (б) Государственным   комитетом  санитарно-эпидемиологического
    надзора России;
        (в) Федеральным     управлением     медико-биологических     и
    экстремальных проблем при  Минздраве  Российской  Федерации  и  их
    территориальными органами.
        3. При осуществлении государственного экологического  контроля
    в   области   использования   радиоактивных  материалов  указанные
    министерства и ведомства руководствуются  Конституцией  Российской
    Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации,
    Законами Российской  Федерации  "Об  охране  окружающей  природной
    среды",  "О  санитарно-эпидемиологическом благополучии населения",
    другими    законодательными    актами    Российской     Федерации,
    законодательством   республик   в  составе  Российской  Федерации,
    указами и распоряжениями Президента России,  постановления  Совета
    Министров  - Правительства Российской Федерации,  правовыми актами
    субъектов   Российской   Федерации,   ранее   принятыми   органами
    государственного  управления  нормами,  правилами,  стандартами  в
    области радиационной безопасности и радиационной защиты  населения
    и   окружающей   природной   среды   в  части,  не  противоречащей
    действующему законодательству, а также настоящим Порядком.
         4. Министерство  охраны окружающей среды и природных ресурсов
    Российской        Федерации,        Государственный        комитет
    санитарно-эпидемиологического  надзора  и  Федеральное  управление
    медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве  России
    и   их   территориальные   органы   осуществляют   государственный
    экологический  контроль  в  области  использования   радиоактивных
    материалов  в  тесном взаимодействии с органами представительной и
    исполнительной власти  субъектов  Российской  Федерации,  а  также
    местными  органами  представительной власти,  Федеральным надзором
    России  по  ядерной  и  радиационной  безопасности,  общественными
    экологическими организациями, гражданами.
        5. Государственному   экологическому   контролю   в    области
    использования   радиоактивных   материалов  подлежат  объединения,
    предприятия,  учреждения,  войсковые части и другие организации на
    территории   Российской  Федерации,  независимо  от  ведомственной
    подчиненности и  форм  собственности,  на  которых  осуществляется
    любая  деятельность,  связанная  с производством,  использованием,
    транспортировкой,    хранением,     захоронением     радиоактивных
    материалов,   отходов   и   источников   ионизирующего  излучения,
    требующая  специального  разрешения,  извещения  или   регистрации
    государственных  контрольных  и надзорных органов в соответствии с
    Законами Российской  Федерации  "Об  охране  окружающей  природной
    среды",  "О  санитарно-эпидемиологическом  благополучии населения"
    (ст.21,  п.  2),  "Основными  санитарными   правилами   работы   с
    радиоактивными   веществами  и  другими  источниками  ионизирующих
    излучений" (ОСП 72/87) и действующими нормативными документами  на
    их основе.

        ------------------------------
        */
        Государственный комитет санитарно-эпидемиологического  надзора
    и  Федеральное  Управление  медико-биологических  и  экстремальных
    проблем  при  Министерстве  здравоохранения  России  в   контексте
    настоящего     документа     далее     именуются     как    органы
    санитарно-эпидемиологического надзора России.


         6. Государственный   экологический   контроль    в    области
    использования радиоактивных материалов:
         (а) осуществляется  с  целью   оценки   уровня   защищенности
    окружающей   природной   среды   и  населения  от  реальных  и/или
    потенциальных  угроз,  создаваемых   последствиями   радиационного
    воздействия, а также величины вероятного экологического ущерба при
    хозяйственно-производственной   деятельности   радиационно-опасных
    объектов (РОО) и при возможных аварийных ситуациях;
         (б) подразделяется на предупредительный  и  текущий,  которые
    различаются методами и средствами воздействия на поднадзорные РОО.
    При этом под предупредительным контролем  понимается  деятельность
    природоохранных органов,  осуществляемая на стадии выбора площадки
    и  проектирования  РОО  с  целью   своевременного   предупреждения
    нарушений  природоохранительного законодательства и препятствующая
    принятию   необоснованных   решений;   под    текущим    контролем
    подразумевается   проверка  выполнения  условий,  установленных  в
    лицензии  на  комплексное  природопользование  и  в  лицензиях  на
    выбросы  и  сбросы  радиоактивных веществ и хранение (захоронение)
    радиоактивных отходов.

         2. ОСНОВНЫЕ   ЗАДАЧИ    ПРИ    ПРОВЕДЕНИИ    ГОСУДАРСТВЕННОГО
            ЭКОЛОГИЧЕСКОГО    КОНТРОЛЯ    В    ОБЛАСТИ   ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
            РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ

         2.1. Установление   требований   направленных    на    охрану
    окружающей природной среды, биологических ресурсов, предупреждение
    неблагоприятного воздействия среды обитания на состояние  здоровья
    населения    и   устранение   угрозы   (опасности)   возникновения
    чрезвычайных радиоэкологических ситуаций на РОО.
         2.2. Проверка   соблюдения  требований  природоохранительного
    законодательства, нормативов качества окружающей природной среды.
         2.3. Регулярное   наблюдение   за   состоянием   и  качеством
    окружающей  природной  среды  и  ее   изменением   на   территории
    Российской  Федерации  под  влиянием хозяйственно-производственной
    деятельности РОО, в том числе в селитебных зонах, зонах рекреации,
    в   местах   водопользования,  землепользования  и  других  местах
    жизнедеятельности населения.
         2.4. Согласование  и проверка выполнения мероприятий и планов
    по охране природы,  рациональному использованию природных ресурсов
    и оздоровлению окружающей природной среды.

         3. ПОРЯДОК  ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
            ЭКОЛОГИЧЕСКОГО   КОНТРОЛЯ    В    ОБЛАСТИ    ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
            РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ

         3.1. Предупредительный государственный экологический контроль
    в области использования радиоактивных материалов проводится при:
         (а) согласовании  материалов  по обоснованию места размещения
    объекта ;
         (б) экологической       экспертизе      или      согласовании
    технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта;
         (в) экологической   экспертизе   или  согласовании  проектных
    материалов;
         (г) согласовании условий на комплексное природопользования.
         3.2. Материалы   по   обоснованию   места   размещения    РОО
    разрабатываются   Заказчиком   (инвестором)  и  представляются  на
    согласование в Минприроды России или его  территориальные  органы,
    органы   санитарно-эпидемиологического  надзора  России  и  органы
    Госатомнадзора России.
         3.3. Органы   санитарно-эпидемиологического   надзора  России
    выдают заключение о соответствии места размещения  РОО  санитарным
    нормам и правилам.  Органы Госатомнадзора России выдают заключение
    по выбору площадки строительства с учетом  анализа  характеристики
    ожидаемого воздействия предприятия при нормальной эксплуатации,  а
    также при проектных и запроектных радиационных авариях.
         3.4. Результаты  рассмотрения материалов по обоснованию места
    размещения РОО оформляются  территориальными  органами  Минприроды
    России  в  виде заключения экологической экспертизы.  Согласование
    условий природопользования действует на срок не более трех лет  до
    начала разработки ТЭО.
         3.5. В  материалах  ТЭО  проекта  Заказчиком  разрабатываются
    предложения по установлению предельных значений выбросов и сбросов
    радиоактивных   веществ   в   атмосферу   и   поверхностные   воды
    (соответственно: проектные значения выбросов и сбросов). Проектные
    значения выбросов и  сбросов  разрабатываются  с  учетом  основных
    положений  Законов  Российской  Федерации  "  Об охране окружающей
    природной среды и "  О  санитарно-эпидемиологическом  благополучии
    населения  ",  действующих  нормативных  документов  на их основе,
    фоновой   радиационной   обстановки   в   регионе,   необходимости
    предотвращения  нарушения равновесия в окружающей природной среде,
    а также обеспечения охраны жизни и здоровья населения.
        3.6. Территориальными    органами    Минприроды    России   по
    согласованию  с  органами  санитарно-эпидемиологического   надзора
    России  утверждается  квота  на  выбросы  и  сбросы  радиоактивных
    веществ,  оформляется  заключение  о   соответствии   предложенных
    Заказчиком  проектных  значений  выбросов  и сбросов радиоактивных
    веществ квоте от  предела  дозы  для  населения  и  от  нормативов
    радиационного  воздействия  на объекты окружающей природной среды,
    которая может быть выделена для данного РОО с учетом сложившейся и
    прогнозируемой   радиационной   обстановки  в  регионе.  Указанное
    заключение направляется в Минприроды России для использования  при
    проведении  государственной экологической экспертизы предпроектных
    и проектных материалов по РОО.
        3.7. При   квотировании  предела  дозы  для  населения  должны
    учитываться:
            (1) облучение,   вызываемое   действием   рассматриваемого
    источника,  для  которого  устанавливаются  величины  выбросов   и
    сбросов;
            (2) техногенное фоновое облучение, обусловленное действием
    в  регионе  всех  других  источников.  В  число  последних входят:
    источники выбросов ближайшего окружения (локальные и региональные)
    и многочисленные, далеко отстоящие от рассматриваемого предприятия
    источники  выбросов  и  сбросов,  вклад  каждого  из   которых   в
    радиационную  обстановку  в  данной  местности мал,  но в сумме их
    влияние может быть значительным.
        3.8. Следует    учитывать   и   техногенный   фон   облучения,
    сформировавшийся,  а  также  необходимо  предусмотреть  резерв  на
    расширение   существующих   предприятий,   строительство  новых  и
    непредвиденные ситуации.
        3.9. Положительное  заключение  государственной  экологической
    экспертизы по материалам ТЭО служит основанием для выдачи органами
    Минприроды    России    лицензий   (разрешения)   на   комплексное
    природопользование и специальных лицензий разрешения  на  хранение
    (захоронение)   радиоактивных   отходов  и  на  выбросы  и  сбросы
    радиоактивных  веществ  в  окружающую  природную   среду.   Выдача
    лицензий  органами  Минприроды  России  осуществляется  только при
    наличии согласования  ТЭО  органами  санитарно-эпидемиологического
    надзора России и Госатомнадзора России.
        3.10. Лицензия на природопользование и лицензии на  выбросы  и
    сбросы    радиоактивных    веществ    и   хранение   (захоронение)
    радиоактивных   отходов   являются    основными    разрешительными
    документами,  подтверждающими,  что эксплуатация РОО в целом будет
    оказывать  минимально   возможное   комплексное   воздействие   на
    окружающую среду с наименьшим ущербом.
        3.11. Минприроды   России   и   его   территориальные   органы
    осуществляют  контроль  за  разработкой  проектной  документации и
    согласовывают ее в случае ее соответствия материалам  ТЭО  имеющим
    положительное заключение государственной экологической экспертизы.

         4. ПОРЯДОК     ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ     ТЕКУЩЕГО    ГОСУДАРСТВЕННОГО
            ЭКОЛОГИЧЕСКОГО   КОНТРОЛЯ    В    ОБЛАСТИ    ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
            РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ

         4.1. Минприроды России и его территориальные органы,  а также
    органы санитарно-эпидемиологического надзора  России  контролируют
    строительство   РОО  (предприятий)  на  соответствие  утвержденным
    проектам,   имеющим   положительные   заключения   государственной
    экологической  и санитарно-гигиенической экспертиз.  При нарушении
    проектных    требований     органы     Минприроды     России     и
    санитарно-эпидемиологической  службы  России оформляют предписание
    на приостановление работ до устранения выявленных нарушений.
         4.2. Ввод   в  эксплуатацию  РОО  (предприятий)  производится
    только по акту  государственной  приемочной  комиссии  с  участием
    представителей   Минприроды   России   и/или  его  территориальных
    органов.
         4.3. Представители     Минприроды     России     и/или    его
    территориальных  органов  в  составе  Государственной   приемочной
    комиссии  осуществляют  проверку  соответствия  сдаваемого объекта
    проекту,в части, касающейся обеспеченности установками по очистке,
    обезвреживанию  и утилизации радиоактивных отходов,  радиоактивных
    выбросов   и   сбросов,   средствами    радиационно-экологического
    контроля, условиями сохранности источников ионизирующего излучения
    и  радиоактивных  веществ,  соблюдения   установленных   проектных
    значений радиоактивных выбросов и сбросов.
         4.4. В акте государственной приемочной  комиссии  указываются
    все виды работ с радиоактивными веществами,  открытыми и закрытыми
    источниками   ионизирующих   излучений,    ядерными    реакторами,
    генераторами     радионуклидов,     устройствами     генерирующего
    ионизирующего   излучения   и   радиоактивными   отходами   и   их
    радиационные  характеристики  (нуклидный  состав,  мощность,  вид,
    энергия и интенсивность излучения).  Для всех работ указывается их
    вид и характер, а также ограничительные условия.
         4.5. Характеристики РОО заносятся в  Государственный  регистр
    мест    и    объектов    добычи,   транспортировки,   переработки,
    использования,  хранения и  захоронения  радиоактивных  веществ  и
    источников   ионизирующего   излучения.  Ведение  Государственного
    регистра   осуществляется   Главным   управлением    экологической
    безопасности   Минприроды  России,  а  отдельные  его  разделов  -
    территориальными органами Минприроды России  во  взаимодействии  с
    органами  Госатомнадзора  России  и  санитарно-эпидемиологического
    надзора России.
         4.6. Проведение  любых  работ  с  радиоактивными веществами и
    источниками  ионизирующих   излучений,   а   также   их   хранение
    разрешается  только  после оформления экологического и санитарного
    паспортов предприятия на основании акта приемочной  комиссии  (для
    вводимых   в  эксплуатацию  предприятий)  или  на  основании  акта
    комплексного радиационно-экологического и санитарного обследования
    действующих    предприятий    и   выдачи   разрешений   (лицензий)
    Госатомнадзора России на соответствующие виды деятельности.
         4.7. Санитарный   паспорт   на  право  работы  с  источниками
    ионизирующего излучения и  радиоактивными  веществами  оформляется
    органами   санитарно-эпидемиологической   надзора   России.  Копия
    санитарного  паспорта  направляется   в   территориальные   органы
    Минприроды  России  и в органы внутренних дел.  Санитарный паспорт
    выдается предприятию на срок не более трех лет. По истечении срока
    действия   санитарного  паспорта  по  представлению  администрации
    учреждения  органы  санитарно-эпидемиологической   службы   России
    решают  вопрос  об  оформлении санитарного паспорта на новый срок.
    Оформление санитарного паспорта  на  право  работы  с  источниками
    ионизирующих  излучений и радиоактивными веществами осуществляется
    в соответствии с требованиями " Основных санитарных правил  работы
    с  радиоактивными  веществами  и  другими источниками ионизирующих
    излучений" (ОСП-72/87).
         4.8. Экологический паспорт РОО разрабатывается и утверждается
    администрацией РОО по  согласованию  с  территориальными  органами
    Минприроды     России.    Экологический    паспорт    предприятий,
    расположенных    в    закрытых     административно-территориальных
    образованиях  согласовывается  в  установленном  порядке с Главным
    управлением   экологической   безопасности   Минприроды    России.
    Согласование экологического паспорта производится ежегодно.
         4.9. Экологический паспорт РОО должен отражать  все  основные
    количественные и качественные параметры антропогенного воздействия
    на  окружающую  среду.  Основой  для   разработки   экологического
    паспорта   являются   основные   показатели   производства,проекты
    расчетов   ПДВ,   нормы    ПДС,    разрешения    на    комплексное
    природопользование,  паспорта  газо-  и  водоочистных сооружений и
    установок по утилизации и переработке радиоактивных отходов, формы
    государственной  статистической  отчетности и другие нормативные и
    нормативно-технические документы.
         4.10. Экологический  паспорт  предприятия  разрабатывается  в
    соответствии с ГОСТ 17.0.0.04.-90 " Охрана природы.  Экологический
    паспорт промышленного предприятия. Основные положения." В качестве
    информации  по  радиоэкологической  безопасности  в  экологический
    паспорт РОО включается:
         (а) характеристика   условий   формирования   газоаэрозольных
    выбросов:
             (1) описание    источников    выбросов    в     атмосферу
    (вентиляционные  трубы  или "малые трубы") их количество,  высота,
    схема расположения;
             (2) краткое   описание  используемых  методов  очистки  и
    оценка их эффективности;
             (3) утвержденное   территориальными  органами  Минприроды
    России  и  согласованное  органами   санитарно-эпидемиологического
    надзора  России  значение  допустимого (разрешенного) выброса (ДВ)
    радиоактивных веществ.
             (4) среднесуточный    за   год   выброс   газоаэрозольных
    радионуклидов суточного контроля;
             (5) среднемесячный  за  год  и  суммарный  за  год выброс
    газоаэрозольных радионуклидов суточного и месячного контроля и  их
    изотопный состав;
         (б) характеристика    сброса    сточных    вод,    содержащих
             радионуклиды:
              (1)  источники  сброса;
              (2) утвержденное территориальными  органами   Минприроды
    России   и  согласованное  органами  санитарно-эпидемиологического
    надзора России значение допустимого сброса;
             (3) объемы сбрасываемых вод;
             (4) структурная схема формирования стока радионуклидов;
             (5) суммарная активность сбрасываемых вод, в том числе по
    отдельным радионуклидам;
         (в) характеристика радиоактивных отходов:
             (1) краткая характеристика технологических процессов  при
    которых образуются радиоактивные отходы:
             (2) общее  количество  жидких  и  твердых   радиоактивных
    отходов образующихся на предприятии, количество этих отходов после
    переработки,  количество  отходов,   переданное   на   захоронение
    (тонн/Ки, М/Ки);
             (3) количество установок  переработки  жидких  и  твердых
    отходов;
             (4) применяемые     методы     использования,переработки,
    хранения и захоронения отходов;
             (5) наименование    места    хранения    и    захоронения
    радиоактивных   отходов,   удаленность   хранилищ   от   ближайших
    населенных пунктов;
             (6) проектная площадь и объем хранилища;
             (7) характеристика инженерных и геологических барьеров;
             (8) характеристика  упаковочных   контейнеров   (наличие,
    количество);
             (9) средства  автоматизации  и   механизации   работ   по
    обращению с радиоактивными отходами на предприятии;
             (10) наличие  санитарно-защитной  зоны  вокруг  хранилища
    радиоактивных отходов и схемы контроля грунтовых вод;
         (г) состояние внешней природной среды в  районе  расположения
    предприятия:
             (1) фоновая удельная активность радионуклидов в  объектах
    внешней  природной  среды  на  промплощадке,  в санитарно-защитной
    зоне, в зоне наблюдения;
             (2) фактическая   удельная   активность  радионуклидов  в
    объектах   внешней   природной   среды    на    промплощадке,    в
    санитарно-защитной зоне и в зоне наблюдения;
             (3) фоновая и фактическая плотность выпадений  цезия-137,
    бета-излучающих  радионуклидов  в санитарно-защитной зоне и в зоне
    наблюдения;
             (4) дозы  на  местности в районе расположения предприятия
    (мЗв/год) фоновые и фактические значения.
         4.11. При    изменении    технологии   производства,   замене
    оборудования, реконструкции, введении дополнительных очистительных
    сооружений  экологический  паспорт  дополняется (корректируется) в
    течение месяца со дня изменения.
         4.12. Экологический   паспорт   хранится   на  предприятии  и
    предъявляется   по   требованию   Минприроды    России    и    его
    территориальных органов установленном порядке.
         4.13. Выдача разрешения на выбросы  радиоактивных  веществ  и
    утверждение  допустимых выбросов на действующих РОО осуществляется
    на  срок  не  более  одного   года   Минприроды   России   и   его
    территориальных     органов    по    согласованию    с    органами
    санитарно-эпидемиологического надзора России.  Для решения вопроса
    об   установлении  на  действующем  РОО  допустимого  разрешенного
    выброса  РОО  представляет  в  Минприроды   России   или   в   его
    территориальные органы следующие материалы:
         (1) пояснительная записка с расчетами и обоснованием ДВ;
         (2) краткая характеристика  местных  физико-географических  и
    климатических  условий  по  параметрам,  определяющим  особенности
    рассеяния выбросов в атмосфере  и  выпадения  их  на  местность  в
    данном  регионе  (средне  годовые  данные  по  осадкам,  годовой и
    суточный ход повторяемости приземных и  приподнятых  температурных
    инверсий,  скорости  и направления ветра,  штилей,  типов осадков,
    туманов, повторяемость категорий устойчивости);
         (3) ситуационный  план  местности,  с  указанием промышленной
    площадки рассматриваемого предприятия,  источников выбросов как на
    площадке,   так   и  вне  ее,  санитарно-защитных  зон,  удаленных
    населенных пунктов,  границ близлежащих жилых  массивов,  участков
    перспективной  жилой  застройки,  зон  отдыха,  санаториев и домов
    отдыха,   метеостанций,   пунктов   наблюдения   и   контроля   за
    загрязнением  атмосферы и местности,  сельскохозяйственных угодий,
    приусадебных участков, огородов, дач и т.д.)
         (4) в  случае  сложного  рельефа  местности - топографическую
    карту местности;
         (5) способы    учета   местных   особенностей   при   расчете
    загрязнения атмосферы и местности при  установлении  ДВ  (значения
    расчетных  поправочных коэффициентов,  учитывающих рельеф и другие
    особенности местности);
         (6) перечень   существующих   и   проектируемых  предприятий,
    выбросы которых  учтены  при  установлении  величины  ДВ,  включая
    закрываемые    и   реконструируемые   производства,   загрязняющие
    атмосферу;
         (7) таблицы результатов инвентаризации выбросов радионуклидов
    в  атмосферу  с  характеристиками   источников   выбросов   и   их
    обоснованием по данным измерений, показателей работы газоочистного
    оборудования, составу и т.п.;
         (8) технико-экономический    анализ   соответствия   принятых
    технологических,  газоочистных  и  других  мероприятий  по  охране
    атмосферного воздуха передовым отечественным и зарубежным научным,
    техническим и эксплуатационным  достижениям  по  степени  очистки,
    выбросам на единицу продукции и т.п.;
         (9) анализ      промышленной      и       опытно-промышленной
    апробированности  новых  технологий,  газоочистного оборудования и
    т.п.
         (10) карту-схему  с  результатами  расчета суммарного фактора
    безопасности  (  или  коэффициента  защищенности)  местности,  или
    равновесных годовых доз облучения населения, рассчитанных для всех
    радионуклидов выброса по всем путям воздействия;
         (11) сводную таблицу предложений  по  установлению  нормативов
    ДВ;
         (12) значения фоновых концентраций и выпадений;
         (13) справку  об  ожидаемых  в  будущем  техногенных  фоновых
    годовых  дозах облучения,  связанных с вводом в эксплуатацию новых
    источников     радиоактивного     выброса     (за      исключением
    рассматриваемого);
         (14) проводимые и намечаемые на производстве  мероприятия  по
    контролю  за радиоактивными выбросами и соблюдением нормативов ДВ,
    обеспеченность  приборами,  характеристики  предлагаемых   методов
    контроля (регламент контроля за выбросами);
         (15) осуществляемые и намечаемые мероприятия по  контролю  за
    окружающей    природной    средой,    обеспеченность    приборами,
    характеристики предлагаемых методов и  объем  контроля  (регламент
    мониторинга    окружающей   природной   среды)   или   обоснование
    нецелесообразности такого мониторинга;
         (16) план   мероприятий   по  дальнейшему  снижению  выбросов
    радиоактивных    веществ,    или     обоснование     оптимальности
    представленных  нормативов  выбросов  и  мотивации  их дальнейшего
    снижения;
         (17) осуществляемые  и  намечаемые  мероприятия по временному
    уменьшению    выбросов    в    период    особо     неблагоприятных
    метеорологических условий и сезонов года,которые могут существенно
    повлиять  на  дозы  облучения  (например,   в   период   вегетации
    растений);
         (18) рекомендации   по   времени   плановых   кратковременных
    повышенных выбросов в пределах ДВ, осуществляемых в соответствии с
    регламентом технологических процессов  и  операций  (например,  во
    время планово-предупредительных работ, дезактивации оборудования и
    т.п.);
         (19) сведения   о  химических  загрязнителях  природных  сред
    (воздуха,воды,почвы  и  т.п.)  в  районе  расположения   РОО   для
    предотвращения возможных синергических эффектов.
         4.14. Выдача  разрешения  на  специальное  водопользование  в
    части,  касающейся  сброса  радионуклидов  в  поверхностные воды и
    утверждение нормативов допустимого  сброса  радиоактивных  веществ
    осуществляются   органами  Минприроды  России  по  согласованию  с
    органами  Государственного  санитарно-эпидемиологического  надзора
    России  на  срок  не  более  одного  года.  Для решения вопроса об
    установлении  на   действующем   РОО   допустимого   сброса   (ДС)
    радиоактивных  веществ РОО представляет в органы Минприроды России
    следующие материалы:
         (1) пояснительную записку с расчетами и обоснованием ДС;
         (2) таблицу инвентаризации  источников  сбросов радиоактивных
    веществ в поверхностные водоемы;
         (3) объемы и радионуклидный состав сбрасываемых вод;
         (4) структурную схему формирования стока радионуклидов;
         (5) общую характеристику водоемов,  куда осуществляется сброс
    (расположение населенных пунктов, зон отдыха и т.д.);
         (6) характер народохозяйственного использования водоема;
         (7) данные о содержании радионуклидов в водных объектах ;
         (8) технико-экономический   анализ   соответствия    принятых
    мероприятий по очистке сточных вод и охране поверхностных водоемов
    передовым   отечественным,   зарубежным    научным,    техническим
    достижениям;
         (9) проводимые и намечаемые на  производстве  мероприятия  по
    контролю за радиоактивными сбросами и соблюдением нормативов ДС;
         (10) план мероприятий по дальнейшему  снижению  радиоактивных
    сбросов.
         4.15. Выдача разрешения (лицензии) на хранение  (захоронение)
    радиоактивных  отходов  осуществляется  Минприроды  России  и  его
    территориальными   органами   по   представлении   РОО   следующих
    материалов:
         (1) пояснительная записка с  характеристикой  технологических
    процессов,   приводящих  к  образованию  радиоактивных  отходов  и
    характеристикой  методов  и   способов   обработки   радиоактивных
    отходов;
         (2) общее количество жидких,твердых отвержденных отходов и их
    радионуклидный     состав,    активность    подлежащих    хранению
    (захоронению) в хранилище (могильнике);
         (3) общая характеристика хранилища (могильника):  инженерные,
    геологические барьеры;
         (4) характеристика компаунда и упаковочного контейнера;
         (5) наличие   санитарно-защитной   зоны    вокруг    хранилищ
    (могильников) и организация радиационного контроля.
         4.16. Наличие разрешения (лицензии) Минприроды России или его
    территориального   органа  не  освобождает  РОО  от  необходимости
    получения     соответствующих     разрешений      Государственного
    санитарно-эпидемиологического   надзора  России  и  Госатомнадзора
    России.
         4.17.



         4.18. Предприятия,       расположенные       в       закрытых
    административно-территориальных образованиях  (ЗАТО)  представляют
    данные   по   п.3.12-3.14   в   Главное  управление  экологической
    безопасности Минприроды России для решения  всех  вопросов  выдачи
    разрешений на выбросы и сбросы радиоактивных веществ.
         4.19. Текущий   (экологический)   контроль   на   предприятии
    проводится     с     целью    проверки    соблюдения    требований
    природоохранительного и санитарного законодательства, соответствия
    качественных  и количественных показателей радиационной обстановки
    на предприятии санитарному  и  экологическим  паспортам,  проверки
    выполнения  планов и мероприятий по охране природы и рациональному
    использованию природных ресурсов;
         4.20. Текущий   экологический  контроль  проводится  службами
    радиоэкологического контроля  и  физических  факторов  воздействия
    территориальных  органов  Минприроды России и,  при необходимости,
    совместно с территориальными органами санитарно-эпидемиологической
    службы   России   во   взаимодействии   с   экологической  службой
    предприятий с ведомственным санитарно-эпидемиологическим надзором.
         4.21. Обязательному  контролю  при  обследовании  предприятий
    подлежат:
         (1) объем,  исполнение  и ведение документации по обеспечению
    радиационной  безопасности  на  предприятии  в  части,  касающейся
    выбросов    и    сбросов    радиоактивных   веществ,   образования
    радиоактивных отходов и проведения радиоэкологического контроля;
         (2) наличие   санитарного   паспорта   на   право   работы  с
    радиоактивными веществами и  источниками  ионизирующих  излучений,
    экологического паспорта предприятия и сроков их действия;
         (3) соблюдение  правил  и  требований  по  поставке,   учету,
    хранению  и  транспортировки  источников  ионизирующего излучения,
    радиоактивных материалов и радиоактивных отходов;
         (4) характеристика  объемов,  видов и радионуклидного состава
    перерабатываемого (используемого) сырья  в  части,  относящейся  к
    условиям   формирования   радиоактивных   выбросов   и  сбросов  в
    окружающую природную среду, а также радиоактивных отходов;
         (5) регламент и объем радиационного контроля на промплощадке,
    на территории санитарно-защитной зоны и в зоне наблюдения;
         (6) документация по оценке радиационной обстановке на объекте
    и в санитарно-защитной зоне и средства радиационного контроля;
         (7) соблюдение   требований   радиационной  безопасности  при
    переработке и окончательному захоронению радиоактивных отходов;
         (8) регламент    эксплуатации    спецвентиляции    и   систем
    газоочистки  (периодичность  контроля  эффективности   фильтрующих
    элементов, смены фильтров и т.д.);
         (9) отчетность экологической службы предприятия по выбросам и
    сбросам радиоактивных веществ в окружающую среду.
         4.22. По  результатам   обследования   предприятия   делается
    заключение  о  наличии  или  отсутствии нарушений технологического
    регламента,  о выполнении  требований  нормативных  документов  по
    радиоэкологическому  контролю  в  полном  объеме,  предусмотренном
    природоохранительным  законодательством.  Заключение   оформляется
    актом обследования.
         4.23. В акте обследования предприятия выдаются предписания на
    устранение    нарушений    требований    природоохранительного   и
    санитарного законодательства,  требований нормативных документов с
    указанием  контрольных сроков выполнения,  которые согласовываются
    руководством предприятия и,  в случае  разногласий,  окончательное
    решение    принимается    руководством   территориального   органа
    Минприроды России и санитарно-эпидемиологической надзора России.
         4.24. За невыполнение мероприятий,  указанных в предписании в
    установленные сроки применяются штрафные санкции в соответствии  с
    законодательством Российской Федерации.

         5. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ   КОНТРОЛЬ  СОСТОЯНИЯ  ОКРУЖАЮЩЕЙ  ПРИРОДНОЙ
            СРЕДЫ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ

         5.1. Радиационно-экологический контроль состояния  окружающей
    природной  среды  в  санитарно-защитной  зоне  и  зоне  наблюдения
    осуществляется экологической службой предприятия в соответствии  с
    объемом  и  регламентом,  согласованном  территориальными органами
    Минприроды России и  санитарно-эпидемиологической  надзора  России
    (ведомственная система контроля).
         5.2. Объем и регламент ведомственного радиационного  контроля
    на промплощадке РОО, в санитарно-защитной зоне и в зоне наблюдения
    должны включать в себя следующее:
         (1) объекты радиационного контроля;
         (2) контролируемые параметры;
         (3) допустимые и контрольные уровни контролируемых параметров;
         (4) сеть точек радиационного контроля;
         (5) периодичность радиационного контроля;
         (6) технические    средства    и     аппаратурно-методическое
    обеспечение радиационного контроля.
         5.3. Результаты   ведомственного    радиационного    контроля
    радиоактивных   выбросов   и   сбросов   ежегодно   представляются
    администрацией  предприятия,  территориальным  органам  Минприроды
    России  и  органам санитарно-эпидемиологического надзора России по
    согласованным   ими    формам    государственной    статистической
    отчетности,   а   также   в   Главное   управление   экологической
    безопасности Минприроды России.
         5.4. Ведомственная  система радиационного контроля окружающей
    природной   среды   реализуется   в    соответствии    с    Единой
    государственной  автоматизированной системой контроля радиационной
    обстановки на территории Российской Федерации (ЕГАСКРО).
         5.5. Органы Минприроды России и санитарно-эпидемиологического
    надзора  России   осуществляют   (при   необходимости   совместно)
    независимый  радиационно-экологический контроль выбросов и сбросов
    радиоактивных веществ и состояния окружающей природной  среды  при
    эксплуатации предприятия с помощью измерений:
         (а) активности  и  радионуклидного   состава   организованных
    выбросов   в   атмосферу   аэрозолей,  изотопов  йода  и  инертных
    радиоактивных газов;
         (б) объемной  активности  и радионуклидного состава сбросов и
    жидких радиоактивных отходов;
         (в) активности     и    радионуклидного    состава    твердых
    радиоактивных отходов;
         (г) активности и радионуклидного состава утечек радиоактивных
    веществ на хранилище твердых и жидких радиоактивных отходов;
         (д) мощности дозы гамма-излучения и годовой дозы на местности
    в санитарно-защитной зоне и в зоне наблюдения;
         (е) объемной  активности  проб  объектов окружающей природной
    среды;
         (ж) объемной активности аэрозолей атмосферного воздуха,  воды
    открытых водоемов.
         5.6. Объектами  радиационно-экологического контроля состояния
    окружающей природной среды являются:
         (а) атмосферный воздух;
         (б) почва;
         (г) растительность;
         (д) вода открытых водоемов;
         (е) донные отложения;
         (ж) гидробионты открытого водного объекта;
         (з) подземные (грунтовые) воды.
         5.7. При  осуществлении  радиационно-экологического  контроля
    органы  Минприроды  России  вправе  затребовать любую информацию о
    показателях состояния природной среды,  влияющих  на  формирование
    радиационной    обстановки    на    местности    от    Роскомзема,
    Роскомрыболовства,    Рослесхоза,    Роскомвода,     Росгидромета,
    Роскартографии,  Роскомнедр и др. в соответствии с их компетенцией
    и положениями об этих органах.  Указанные организации представляют
    всю   необходимую   информацию   органам   Минприроды   России   и
    санитарно-эпидемиологической службы России и несут ответственность
    за ее достоверность.
         5.8. Радиационно-экологический контроль  выбросов  и  сбросов
    радиоактивных  веществ  и  состояния  окружающей  природной  среды
    осуществляется  лабораториями  радиоэкологического  мониторинга  и
    контроля выбросов и сбросов при территориальных органах Минприроды
    России.
         5.9. Результаты  радиационно-экологического контроля выбросов
    и сбросов радиоактивных веществ и состояния  окружающей  природной
    среды используются органами Минприроды России для оценки полноты и
    достоверности   информации   получаемой   экологической    службой
    предприятия  и отражаются в экологическом паспорте территории зоны
    наблюдения РОО.
         5.10. В  случае  обнаружения  несанкционированного накопления
    радиоактивных  отходов  в  окружающей  среде  превышения  значений
    предельно-допустимых  выбросов и сбросов территориальными органами
    Минприроды России налагаются штрафные  санкции  на  предприятие  и
    выдается   предписание   по   ограничению,   приостановлению   или
    прекращению   радиоактивных   выбросов   и   сбросов,   размещения
    радиоактивных  отходов  с  одновременным  уведомлением  учреждений
    банка  о  выдаче  предписаний   для   прекращения   финансирования
    деятельности предприятия.

         6. ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

         6.1. Должностные    лица    органов   Минприроды   России   в
    соответствии с  их  полномочиями  по  проведению  государственного
    экологического контроля имеют право в установленном порядке:
         (1) посещать в установленном порядке  предприятия  независимо
    от их ведомственной принадлежности;
         (2) знакомиться с документами,  анализами, иными материалами,
    необходимыми для выполнения их служебных обязанностей;
         (3) составлять необходимые документы  и  получать  письменные
    подтверждения по результатам проверок;
         (4) проверять   работу   очистных   сооружений    и    других
    обезвреживающих   устройств,   средств   радиоактивного  контроля,
    соблюдение  нормативов  качества   окружающей   природной   среды,
    требований   природоохранительного   законодательства,  выполнение
    планов и мероприятий по охране окружающей природной среды;
         (5) выдавать  разрешения  на  выбросы  и  сбросы в окружающую
    природную  среду  радиоактивных  веществ,  хранение  (захоронение)
    радиоактивных отходов;
         (6) аннулировать в пределах  своей  компетенции  или  вносить
    предложения  об аннулировании разрешений (специальных лицензий) на
    хранение (захоронение) радиоактивных  отходов,  выбросы  и  сбросы
    радиоактивных веществ в окружающую природную среду,  и лицензию на
    комплексное    природопользование    при    нарушении     условий,
    установленных      в      лицензии,действующих     природоохранных
    норм,требований, правил;
         (7) назначать государственную экологическую экспертизу;
         (8) требовать устранения  выявленных  недостатков,  давать  в
    пределах    прав    указания   или   заключения   по   размещению,
    проектированию, строительству, реконструкции,вводу в эксплуатацию,
    эксплуатации РОО;
         (9) привлекать  в  установленном  порядке  виновных   лиц   к
    административной    ответственности,    направлять   материалы   о
    привлечении их к дисциплинарной,  административной  или  уголовной
    ответственности,  предъявлять  иски  в  суд  или арбитражный суд о
    возмещении  вреда,  причиненного  природной  среде  или   здоровью
    населения нарушениями природоохранительного законодательства;
         (10) принимать в установленном порядке решения об ограничении
    приостановлении,  прекращении  работы предприятий причиняющих вред
    окружающей природной среде и несущих потенциальную  опасность  для
    здоровья человека;
         (11) устанавливать     по     согласованию     с     органами
    санитарно-эпидемиологического надзора нормативы выбросов,  сбросов
    вредных веществ стационарными источниками  загрязнения  окружающей
    природной среды в городе;
         (12) получать  своевременно  и  бесплатно   от   министерств,
    госкомитетов,    других    органов    федеральной    и   городской
    исполнительной  власти,  учреждений,  организаций  и   предприятий
    города   оперативную   информацию,   необходимую   для  выполнения
    установленных ей задач и функций в области охраны окружающей среды
    и   природных   ресурсов,   включая  информацию  о  финансировании
    деятельности предприятий,  получивших предписание об ограничении и
    приостановлении деятельности.


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz