Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА НАРКОТИКАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИНЯТА ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22 ИЮЛЯ 1993 Г. N 5494-1

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                                КОНЦЕПЦИЯ
                   ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО КОНТРОЛЮ
                   ЗА НАРКОТИКАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                             Принята постановлением
                                       Верховного Совета Российской
                                 Федерации 22 июля 1993 г. N 5494-1

        Злоупотребление  наркотическими  средствами  и  их  незаконный
    оборот  приобрели в  последние  десятилетия  глобальный  масштаб и
    самым серьезным  образом сказываются  на социально-психологической
    атмосфере в обществе, отрицательно влияют на экономику, политику и
    правопорядок.
        Общий прогноз ситуации  с наркотиками в  течение ближайших лет
    для  Российской Федерации  так  же  неблагоприятен  и усугубляется
    происходящими  негативными процессами  в  социально-политической и
    экономической  сфере.  в  настоящее   время  в  России  отмечается
    прогрессирующий  рост  незаконного  распространения  наркотических
    средств  и увеличение  больных  наркоманией. За  последние  10 лет
    количество  выявленных  преступлений,   связанных  с  наркотиками,
    увеличилось в три раза. Объем изъятых наркотических средств возрос
    в  30 раз  и  составил в  1991  году более  20  тонн.  Свыше трети
    наркотиков, находящихся  в незаконном обороте  в России, поступает
    извне.  Усиливается   внимание  к   нашей  стране  и   со  стороны
    международного  наркобизнеса,  что  определяется  особенностями ее
    геополитического    положения,     несовершенством    действующего
    законодательства,   значительными    сложностями   в   организации
    таможенного и пограничного контроля.
        В этих  условиях отсутствие  адекватных  и эффективных  мер по
    контролю за наркотиками  может привести к тому,  что их незаконное
    распространение   превратится   в   широкомасштабную   угрозу  для
    государственной  безопасности,  здоровья  и  благополучия  народов
    России.
        Мероприятия по контролю за  наркотиками в Российской Федерации
    должны осуществляться  на основе  единой государственной политики,
    главной  целью  которой  в  течение  ближайших  лет  должно  стать
    предупреждение роста незаконного потребления и оборота наркотиков,
    а в более отдаленной перспективе - их снижение.
        Государственная политика  по  контролю  за  наркотиками должна
    обеспечивать  баланс   мер,   направленных  на   предупреждение  и
    пресечение   незаконного  предложения   наркотических   средств  и
    уменьшение  спроса  на  них,  и  строиться  по  следующим  главным
    направлениям:  совершенствование  порядка  регулирования законного
    оборота наркотических  средств; борьба  с их  незаконным оборотом;
    предупреждение  незаконного потребления  этих  средств;  лечение и
    социальная реабилитация больных наркоманией.
        Осуществление  контроля   за   наркотиками   должно  учитывать
    возможности макросоциального регулирования сложных психосоциальных
    явлений,  к   которым  относится   распространение  наркотиков,  и
    опираться на постоянную оценку  изменений ситуации, научный анализ
    данной  проблемы,  быть  реалистичным,  последовательным, обладать
    достаточной гибкостью и реализовываться  в соответствии с системой
    приоритетов,  основанных   на  конкретных  социально-экономических
    условиях.
        Первоочередными в течение  ближайшего периода  следует считать
    задачи по  совершенствованию и  правовому обеспечению деятельности
    по  контролю  за  оборотом  наркотиков, созданию  межведомственной
    системы   оперативного   сбора   и   анализа  информации   об   их
    распространении,    широкому    внедрению    объективных   методов
    идентификации наркотических средств, совершенствованию медицинских
    и  юридических   подходов  к   раннему  выявлению   их  незаконных
    потребителей,  а  также  выделению  групп населения  с  повышенным
    риском  незаконного потребления  наркотиков  и дифференцированному
    проведению в отношении них предупредительных мероприятий.
        Серьезное  внимание  должно  быть  также  уделено  организации
    действенного таможенного и пограничного контроля, пресечению ввоза
    в Российскую Федерацию и транзита через ее территорию наркотиков.
        Необходимо обеспечить соблюдение технологических и контрольных
    требований   при    производстве,    проведении   целенаправленных
    мероприятий  по выявлению  подпольного  изготовления наркотических
    средств,  в  том   числе  для  предотвращения   их  поступления  в
    незаконный оборот из медицинских учреждений.
        Приоритетной  задачей   следует   также   считать  разработку,
    корректировку и координацию выполнения Комплексной государственной
    программы по контролю за  наркотиками. Программа должна обеспечить
    практическое осуществление  государственной политики  в этой сфере
    по основным  направлениям  с учетом  их зависимости  от конкретных
    социально-экономических условий и региональной специфики.
        В среднесрочной и долговременной  перспективе при формировании
    государственной  политики  по   контролю  за  наркотиками  следует
    использовать  результаты  фундаментальных  научных  исследований и
    международного  сотрудничества  в  данной  области.  С  их  учетом
    целесообразно совершенствовать  существующую законодательную базу.
    Важно  шире   использовать  экономические   и  финансовые  рычаги,
    тщательно учитывая при этом региональные различия.
        Государственная политика  по  контролю  за  наркотиками должна
    быть нацеленной  на комплексную профилактику  их распространения и
    проводиться  в неразрывной  связи  с  деятельностью  по сохранению
    психического    здоровья    нации    при    соблюдении   принципов
    сбалансированного применения воспитательных  и принудительных мер,
    скоординированного     проведения     просветительных,    лечебно-
    реабилитационных и правоохранительных мероприятий.
        Цель настоящего документа  - установить  концептуальные основы
    государственной  политики по  контролю  за  наркотиками,  в первую
    очередь в ее организационных и законодательных аспектах, а также в
    плане   выработки    единой   скоординированной   межведомственной
    программы.

             Совершенствование порядка регулирования законного
                       оборота наркотических средств

        С  учетом  складывающейся  в   настоящее  время  в  Российской
    Федерации   ситуации   в   целях   предупреждения  распространения
    медицинского применения  наркотиков и  технологий их приготовления
    первостепенное    значение    приобретает    строгое    соблюдение
    законодательных,  административных   и  контрольно-технологических
    требований,      регламентирующих      производство,     хранение,
    транспортировку и медицинское  использование лекарственных средств
    и препаратов, содержащих наркотические средства.
        Для    достижения    этих    целей    целесообразно    усилить
    государственный контроль  за производством  и продажей специальных
    химикатов   и   оборудования,    используемых   для   производства
    наркотических средств и находящихся под международным контролем.
        Необходима   также    система    рационального   использования
    медикаментов, содержащих наркотические средства,  и контроль за их
    использованием  со стороны  уполномоченных  на  то государственных
    органов.
        Следует   разработать   эффективную    систему   контроля   за
    выращиванием  наркотикосодержащих  растений  сельскохозяйственными
    предприятиями    и    организациями,    не    допускающую   утечки
    наркотикосодержащего сырья.
        Результатом  осуществления   этих  мероприятий   должно  стать
    сбалансирование  спроса и  предложения  наркотических  средств для
    использования в законных целях и предотвращение их распространения
    по незаконным каналам.

            Борьба с незаконным оборотом наркотических средств

        Борьба с  незаконным оборотом  наркотических  средств является
    важным  фактором  сдерживания  их  распространения  и  незаконного
    потребления.   Деятельность   в   указанном   направлении   должна
    предусматривать   проведение   оперативно-розыскных,   таможенных,
    судебно-административных  и  финансово-ревизионных  мероприятий, в
    том числе:
        укрепление подразделений,  занятых  непосредственно  борьбой с
    преступностью   в  сфере   незаконного   производства   и  оборота
    наркотиков,   хорошо   подготовленными   кадрами,   оснащение   их
    современными  приборами   и  методами   обнаружения  наркотических
    средств для их количественного и качественного анализа;
        осуществление  программ в  области  обнаружения  и  ликвидации
    дикорастущих наркотикосодержащих растений  и их незаконных посевов
    с использованием современных научно-технических средств;
        выявление и пресечение преступной деятельности отдельных лиц и
    организаций,  занимающихся  незаконным  производством,  хранением,
    транспортировкой,  сбытом   наркотических   средств,  "отмыванием"
    наркоденег,   пресечение   срастания   структур   наркобизнеса   с
    террористическими и другими преступными группировками;
        сотрудничество     с     зарубежными      и     международными
    правоохранительными   органами   и   организациями,  занимающимися
    борьбой с наркобизнесом, а также его правовое обеспечение.

           Предупреждение незаконного потребления наркотических
                                  средств

        Данное  направление  должно  стать  одним  из  приоритетных  в
    политике государства по контролю за наркотическими средствами. При
    этом   следует   отдавать   предпочтение   методам  косвенного   и
    опосредованного   воздействия    на   потенциальных   потребителей
    наркотиков, добиваться постепенного изменения социально-культурных
    стереотипов.  Важнейшее  место  в  этом разделе  Программы  должны
    занимать  мероприятия,  направленные  на  сохранение  психического
    здоровья нации и профилактику психосоциального стресса.
        В этих целях следует:
        в  кратчайшие сроки  создать  межведомственную  информационно-
    аналитическую службу,  обеспечивающую  оперативный сбор  по единой
    научно обоснованной  методике  достоверной информации  о масштабах
    незаконного распространения наркотических средств;
        провести  необходимый  анализ  и  представить  соответствующим
    ведомствам  предложения   и  рекомендации   по  определению  групп
    населения    с   повышенным    риском    незаконного   потребления
    наркотических  средств;  дать   медико-юридическое  обоснование  и
    провести  комплекс  мероприятий  по  раннему выявлению  незаконных
    потребителей наркотиков;
        организовать  подготовку  специалистов   из  числа  педагогов,
    работников медицинских, социальных  и правоохранительных служб для
    выполнения профилактической  работы с  группами повышенного риска,
    разработать адекватные организационные формы их привлечения к этой
    деятельности с учетом материальной заинтересованности;
        разработать научно  обоснованные  рекомендации  по составлению
    наркологических  просветительных  программ  для  средств  массовой
    информации как  местного, так и  федерального уровня, сформировать
    стратегию  сотрудничества  со  средствами  массовой информации  по
    вопросам      антинаркотической      пропаганды,      организовать
    систематический  анализ эффективности  соответствующих  программ и
    выступлений;
        обобщить  накопленный  в  нашей  стране   и  за  рубежом  опыт
    школьного  и  внешкольного  психопрофилактического  воспитания,  а
    также  работы с  семьями,  осуществлять  поэтапное  формирование и
    реализацию соответствующих научно обоснованных программ;
        на   федеральном  и   региональном   уровнях   разработать   и
    последовательно  осуществлять мероприятия  по  административному и
    финансовому содействию психопрофилактической  работе с населением,
    поддержке   некоммерческих   организаций   и   групп   самопомощи,
    занимающихся пропагандой здорового образа жизни.

           Лечение и социальная реабилитация больных наркоманией
                 и мероприятия с лицами, злоупотребляющими
                         наркотическими средствами

        Осуществление системы лечебных и восстановительных мероприятий
    в   отношении    больных   наркоманией,    лиц,   злоупотребляющих
    наркотиками,  выделяется  как  важное  самостоятельное направление
    государственной политики, для реализации которой необходимо:
        совершенствовать    стратегию    организации     и    развития
    наркологической  службы  в  новых  условиях  с  учетом  подхода  к
    наркомании  и  токсикомании  как  социально опасным  заболеваниям;
    улучшить организацию  и оснащение наркологической  службы в местах
    лишения свободы;
        рекомендовать  Правительству Российской  Федерации  и  местным
    органам исполнительной власти  обеспечить целевое финансирование и
    материально-техническое снабжение  сети наркологических учреждений
    для  обеспечения  соответствующих  стандартов  качества исходя  из
    научного   анализа    эффективности   существующих    лечебных   и
    реабилитационных подходов;
        рекомендовать    Министерству    здравоохранения    Российской
    федерации,   Российской   академии   наук,   Российской   академии
    медицинских наук  подготовить предложения  по укреплению кадровой,
    финансовой и материально-технической базы исследований, проводимых
    в области  наркологии, психического  здоровья и  смежных областей,
    обеспечению их многостороннего характера и координации;
        образовать  государственный   фонд   социальной   поддержки  и
    реабилитации  наркоманов,  обеспечить  поддержку благотворительной
    деятельности в пользу такого фонда;
        обеспечить  высокое  качество  профессиональной  подготовки  и
    повышения квалификации персонала лечебно-реабилитационных служб, в
    том    числе    психиатров-наркологов,    психологов,   социальных
    работников;
        создать организационные предпосылки  для психопрофилактической
    работы с семьями и родственниками больных наркоманией, привлечения
    их к участию в реабилитационной работе с наркоманами;
        обеспечить  разработку  и   производство  новых  лекарственных
    препаратов для  лечения  наркомании, в  первую  очередь препаратов
    направленного действия;
        организовать  производство либо  целевые  закупки  за  рубежом
    необходимого    современного    медицинского    оборудования   для
    наркологических учреждений, включая  лабораторное оборудование для
    анализа биологических сред организма на содержание наркотиков.

                Законодательное обеспечение и международное
                              сотрудничество

        Государственная политика  по  контролю  за  наркотиками должна
    опираться  на  законодательство,  закрепляющее  порядок  законного
    оборота наркотических средств,  устанавливающее ответственность за
    правонарушения,    связанные    с    незаконным   распространением
    наркотиков, полномочия государственных органов по этим вопросам, а
    также регламентирующее  лечение  больных наркоманией  и социальную
    реабилитацию наркоманов.
        В отношении наркотиков, используемых  в медицинских, научных и
    иных  законных  целях,   прежде  всего  должен  совершенствоваться
    порядок  их   законного   оборота  и   ответственность   лиц,  его
    нарушающих.
        Следует пересмотреть действующее  административное и уголовное
    законодательство об ответственности за правонарушения, связанные с
    наркотиками, с целью более глубокой дифференциации ответственности
    виновных  в  этом лиц,  с  сохранением  строгих  мер  наказания за
    наиболее опасные деяния  и введением лечения  как замены наказания
    для лиц, совершающих малозначительные деяния.
        Необходима правовая  база, устанавливающая  ответственность за
    использование  банковских,  коммерческих  и  других  структур  для
    "отмывания"  капиталов,  нажитых  с  помощью наркобизнеса,  дающая
    возможность правоохранительным  органам эффективно  выполнять свои
    задачи.  Принципиально   по-новому  должны   быть  решены  вопросы
    обязательного  лечения  наркоманов,  совершивших  административные
    правонарушения   и  уголовно   наказуемые   деяния.   Нуждается  в
    законодательном  регулировании порядок  принудительного  лечения и
    социальной реабилитации наркоманов.
        В  законодательстве  также   должны  найти   отражение  нормы,
    создающие  правовые  основы  для  международного сотрудничества  в
    области  контроля  за   наркотиками,  регулирующие,  в  частности,
    проведение  совместно  с   соответствующими  службами  иностранных
    государств мероприятий на территории  нашей страны и других стран,
    в том числе "контролируемых  поставок", принятие совместно с этими
    государствами мер против "отмывания" денег.
        Важнейшим  элементом реализации  государственной  политики  по
    контролю за  наркотиками является  участие Российской  Федерации в
    международном  сотрудничестве.  В   этих  условиях  исключительное
    значение  приобретает  сохранение  и  развитие  деловых  связей  и
    многостороннего сотрудничества  между правоохранительными органами
    и соответствующими  службами иностранных  государств, равно  как и
    между  другими  ведомствами,  имеющими  отношение к  производству,
    хранению,   транспортировке   и    сбыту   наркотических   средств
    медицинского  и  научного  назначения.  Особого  внимания  требует
    развитие сотрудничества с государствами ближнего зарубежья.

                        Организационное обеспечение

        Государственная политика  по  контролю  за  наркотиками должна
    обеспечиваться соответствующими организационными мероприятиями.
        Главным недостатком  в  деятельности  государственных органов,
    осуществляющих практический  контроль за  наркотиками, является их
    ведомственная разобщенность, отсутствие  системности и взаимосвязи
    в их функционировании.  Преодолеть это можно,  создав единый центр
    координации и руководства, сбора  и анализа информации, разработки
    единой стратегии и тактики, постоянного и оперативного мониторинга
    ситуации - соответствующий  Комитет при Президенте (Правительстве)
    Российской Федерации.
        Его основными функциями  должны стать:  создание единого банка
    данных по рассматриваемой проблеме, анализ этих данных, подготовка
    предложений  по  коррекции   проводимой  политики;  финансирование
    специальных  федеральных  и   региональных  программ;  координация
    деятельности  министерств  и  ведомств,  в задачи  которых  входит
    контроль  за наркотиками;  подготовка  законопроектов  по вопросам
    контроля за наркотиками; разработка  и контроль за осуществлением,
    а   также   тактическая   коррекция   Комплексной  государственной
    программы  по  контролю  за  наркотиками; методическая  поддержка,
    экспертная оценка,  координирование и  финансирование региональных
    программ по  контролю за наркотиками;  разработка и финансирование
    специальных федеральных программ.
        При Комитете  может  быть  создан  специальный  фонд, средства
    которого использовались  бы на  цели осуществления государственной
    политики и  Программы. Активы фонда  могли бы  состоять из целевых
    бюджетных   ассигнований,  денежных   средств,   конфискованных  у
    осужденных за преступления,  связанные с наркотиками, добровольных
    пожертвований и средств других источников.
        Создание   Комитета   не   должно   означать   автоматического
    упразднения существующих в настоящее время ведомственных структур.
    Вместе с  тем  целесообразно провести  серьезную  реорганизацию их
    работы,  четко   определить   сферы  их   компетенции   и  усилить
    координацию   деятельности.   Руководство   со   стороны  Комитета
    ведомственными   структурами   должно    осуществляться   как   по
    административным  каналам,  так  и  через целевые  ассигнования  в
    соответствии с Комплексной  государственной программой по контролю
    за наркотиками.
        Скорейшая    реализация    предложенных    приоритетных    мер
    государственной политики  по контролю за  наркотиками в Российской
    Федерации будет способствовать защите  всего общества от бедствий,
    которые  могут  причинить  ему  злоупотребление наркотиками  и  их
    незаконный оборот.

        *.  Принята   постановлением   Верховного   Совета  Российской
    Федерации 22 июля 1993 г., N 5494-1.

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz