Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПРИКАЗ МВД РФ ОТ 12 МАЯ 1993 Г. N 229 О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад



             МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                  ПРИКАЗ
                          от 12 мая 1993 г. N 229

                 О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ
            ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

          В  условиях  устойчивого  роста  преступности,  развития  ее
     организованных    форм    исключительное   значение   приобретает
     своевременное   и   полное  обеспечение  органов  внутренних  дел
     оперативно-розыскной и справочной информацией.
          Существующая    система   информационного   обеспечения   не
     позволяет  успешно  решать  задачи  предупреждения,  раскрытия  и
     расследования  преступлений.  Предпринятые  в  органах внутренних
     дел   России  меры  организационного  и  практического  характера
     создали    предпосылки    перехода    в    рамках   проектируемой
     информационно-вычислительной    сети    (ИВС)    к    обеспечению
     сотрудников    оперативных    служб    об   горрайлинорганов   до
     подразделений   центрального   аппарата  необходимыми  сведениями
     оперативно-розыскного,   справочного   и   иного   назначения  из
     интегрированных   банков   данных  регионального  и  федерального
     уровней.
          В   целях   совершенствования   информационного  обеспечения
     органов  внутренних  дел  в  борьбе  с  преступностью, в развитие
     приказа МВД РФ N 207 от 26 июня 1992 года приказываю:
          1.   Утвердить   прилагаемую   Концепцию   развития  системы
     информационного обеспечения органов внутренних дел.
          2. ГИЦ (Лежикову Г.Л.), ТУ (Калимулину Р.А.) МВД России:
          2.1.  Разработать  и  представить  до  15  июля 1993 года на
     утверждение план мероприятий по реализации положений Концепции.
          2.2.  Совместно  с  ФЭУ МВД России (Соколов В.Л.) до 30 июня
     1993    года    подготовить   технико-экономическое   обоснование
     расходования  средств,  выделяемых  МВД-УВД на компьютеризацию, и
     внести   предложения   по   наиболее  эффективному  использованию
     ассигнований  с  учетом  внедрения  аппаратно-программных средств
     фирмы  SNO  для  создания  ИВС на уровне региональных центров и в
     звене горрайлиорганов.
          3.   ГУК   (Астепкину   И.В.),  ТУ  (Калимулину  Р.А.),  ГИЦ
     (Лежикову Г.Л.) МВД России:
          3.1.  Внести до 30 июня 1993 года предложения по организации
     в    горрайлинорганах   специализированных   групп   (отделений),
     включающих   специалистов  по  информатике  и  системам  передачи
     данных   для   обеспечения   компьютеризации   и   круглосуточной
     эксплуатации  программно-технических  комплексов  территориальной
     информационно-вычислительной  сети.  Штатную численность выделять
     по мере ввода систем в эксплуатацию.
          3.2.  Организовать  в  1993  -  1994  гг.  с  использованием
     возможностей  Академии  МВД  России  и  других  учебных заведений
     Министерства  широкомасштабное обучение работников внутренних дел
     необходимым  навыкам использования систем информатики, подготовку
     и   переподготовку   работников   оперативно-розыскных   служб  и
     специалистов   по   средствам   вычислительной   техники  органов
     внутренних дел.
          4.  ТУ (Калимулину Р.А.), ГИЦ (Лежикову Г.Л.), ФЭУ (Соколову
     В.Л.)   МВД   России  организовать  проведение  и  финансирование
     научно-исследовательских   и   опытно-конструкторских   работ  по
     созданию   ИВС  и  развитию  систем  информационного  обеспечения
     органов внутренних дел.
          5.  Министрам  внутренних  дел  Республик, начальникам ГУВД,
     УВД   краев,   областей   и   автономных  образований,  г.Москвы,
     г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области, УВДТ:
          5.1.  В  течение  1  полугодия  1993  года  проанализировать
     практику  применения  вычислительной  техники для информационного
     обеспечения  подразделений  оперативных  служб органов внутренних
     дел,  составить  конкретные  программы  внедрения  и эффективного
     использования   автоматизированных   систем   и   банков   данных
     оперативно-розыскного  и  справочного назначения, функционирующих
     в     рамках     локальных     и    территориально-распределенных
     информационных сетей.
          5.2.   В   полной   мере  использовать  возможности  местных
     ресурсов  для  приобретения вычислительной техники в соответствии
     с    Техническим   заданием   на   создание   ИВС,   требованиями
     совместимости  новых  и находящихся в эксплуатации ЭВМ, а также в
     выделении   необходимых   площадей   и  штатной  численности  для
     развертывания информационных систем.
          5.3.   Обеспечить   постоянный   контроль  за  расходованием
     целевых   ассигнований  на  приобретение  средств  вычислительной
     техники,  имея  в  виду  приоритетное  ее  использование для нужд
     информационной поддержки раскрытия и расследования преступлений.
          6.  Контроль  за  выполнением  приказа  возложить на Первого
     заместителя    Министра   генерал-лейтенант   внутренней   службы
     Абрамова Е.А.

     Министр
     генерал-полковник внутренней службы                        В.Ерин


                                                            Приложение
                                                      к приказу МВД РФ
                                               от 12 мая 1993 г. N 229

                                 КОНЦЕПЦИЯ
               РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
              ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ


               СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО
          ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

          Продолжающийся    рост   преступности,   активная   миграция
     преступников,  межрегиональный  характер  и  организованность  их
     действий   требует   новых   подходов   в   стратегии  борьбы  за
     обеспечение  безопасности  государства,  защиты  жизни, здоровья,
     достоинства   и   чести   граждан.  Одним  из  эффективных  путей
     укрепления   правопорядка   является   своевременное,   полное  и
     достоверное      информационное      обеспечение     деятельности
     правоохранительных органов.
          В  соответствии  с  Законом  "О  милиции"  к компетенции МВД
     Российской    Федерации    отнесены   функции   по   формированию
     общегосударственных  справочно-информационных фондов оперативного
     и    криминалистического    учета.    Выполнение   этих   функций
     осуществляется  информационными  и  техническими  подразделениями
     служб    МВД   России   во   взаимодействии   с   подразделениями
     криминальной    милиции,   милиции   общественной   безопасности,
     пенитенциарными  учреждениями  органов  внутренних  дел,  другими
     правоохранительными  органами,  правительственными учреждениями и
     организациями,  ведающими  вопросами общественной безопасности, а
     также правоохранительными органами (полицией) иных государств.
          Информационное    взаимодействие    в    сфере    борьбы   с
     преступностью  ведется  в рамках Законов Российской Федерации "Об
     оперативно-розыскной  деятельности",  "О безопасности", "Об учете
     и    учетной    деятельности   в   правоохранительных   органах",
     действующих       уголовного      и      уголовно-процессуального
     законодательства,  международных  Соглашений  МВД  России в сфере
     обмена  информацией,  Положения  о  МВД России, приказов Министра
     внутренних дел России.
          Задача     коренного    совершенствования    информационного
     обеспечения   органов   внутренних   дел   Российской   Федерации
     приобретает  исключительное значение в условиях устойчивого роста
     преступности  (около 30% в год), развития ее организованных форм.
     Кроме  того,  правовая  защищенность граждан выдвигает повышенные
     требования  к доказательственной стороне уголовного процесса, что
     в  свою очередь предопределяет необходимость улучшения всех видов
     информационной деятельности ОВД.
          Существующие   информационные   фонды,  предназначенные  для
     обеспечения  деятельности  органов  внутренних дел, накапливались
     на  протяжении  более  70  лет.  В  настоящее  время  потребность
     органов   внутренних  дел  в  актуальной  достоверной  информации
     удовлетворяется  примерно  на 20-25%. Такое положение сложилось в
     результате того, что:
          -   не  завершено  формирование  единой  методологии  сбора,
     обработки    и    хранения    информации   оперативно-розыскного,
     справочного, криминалистического и статистического назначения;
          -  недостаточным  является  уровень  компьютеризации низовых
     звеньев   -  горрайлинорганов  внутренних  дел,  предопределивший
     отсталую   технологию,   устаревшие  методы  и  навыки  работы  с
     информацией:   87  процентов  учетных  документов  обрабатывается
     вручную,  пересылается  по почте и хранится в виде картотек. В ИЦ
     МВД,  УВД  в качестве базовых ЭВМ эксплуатируется 54 ЕС ЭВМ и 166
     СМ  ЭВМ,  большинство  из  которых  уже  выработало свой ресурс и
     подлежит отмене;
          -  формирование  имеющихся  информационных фондов ведется на
     основе  многочисленных, порой исключающих друг друга, нормативных
     актов,  при  большом  обилии  бумажных  носителей и несовместимых
     программно-аппаратных средствах вычислительной техники.
          Актуальной    проблемой    является   обеспечение   полноты,
     достоверности  и  качества  поступающей с мест информации. Низкое
     качество  учетно-регистрационной  работы  на местах отражается на
     полноте,  достоверности  и  своевременности  подготовки сведений,
     поступающих   на   уровень   МВД,   УВД,   УВДТ.  Как  следствие,
     необъективные  данные  попадают  и  в  федеральные  учеты.  Таким
     образом, значительная часть сил и средств затрачивается впустую.
          Низкая  эффективность централизованных информационных фондов
     обусловлена  отсутствием  возможности  непосредственного  доступа
     пользователей  к хранимой в ЭВМ информации, незаинтересованностью
     практических   работников   в  качественном  заполнении  большого
     количества  форм  первичных  учетных документов. Это обусловлено,
     прежде  всего,  оторванностью  сотрудников  оперативных  служб от
     процесса  формирования  банков  данных  и невозможностью получать
     самостоятельно   в  режиме  реального  времени  имеющуюся  в  них
     информацию.

                       Основные направления развития
                  системы информационного обеспечения ОВД

          Ключевым   направлением   развития  системы  информационного
     обеспечения    деятельности    ОВД    России    являются   единые
     методические,     информационные,    организационно-правовые    и
     программно-технические    решения,    выработанные    на   основе
     системного подхода.
          Реализация этих решений предполагает:
          а)  систематизацию  информационных  потоков  и автоматизацию
     процессов   их  обработки  на  базе  сетей  ЭВМ  регионального  и
     центрального уровней;
          б)  создание  многоуровневой  системы интегрированных банков
     данных  оперативно-розыскного,  справочного  и  иного назначения,
     концентрирующих    сведения    общего    пользования,   а   также
     специализированных                  территориально-распределенных
     автоматизированных систем;
          в)   нормативное   регулирование,   сервисное   обслуживание
     функционирования системы и подготовка кадров;
          г)  минимизация  числа  информационно значимых характеристик
     объектов учета при обеспечении их достоверности.
          В    МВД    России    сложилась    трехуровневая   структура
     информационного   обслуживания,   которая  является  отображением
     реально           существующей,           основанной           на
     административно-территориальном   принципе   деления   Российской
     Федерации, структуры управления деятельностью ОВД (рис 1).
          К   первому   уровню  относятся  подразделения  центрального
     аппарата МВД России.
          Второй  уровень  управления образуют министерства внутренних
     дел  республик,  управления  внутренних  дел  краев и областей, а
     также УВДТ.
          На   третьем  уровне  функционируют  отделы  внутренних  дел
     городов  и  районов  (ГОРОВД), линейных органов внутренних дел на
     транспорте   (линорганы),  а  также  межрайонные  экзаменационные
     подразделения  ГАИ,  учреждения ГУИН, ГУЛИТУ. Дальнейшее развитие
     системы   информационного  обеспечения  предполагает  организацию
     связи  указанных  подразделений с другими объектами общественными
     пунктами       охраны      правопорядка,      специализированными
     подразделениями милиции и др.
          Совокупность  информационных  потоков  в  органах внутренних
     дел включает в себя:
          - информационные потоки общего пользования;
          -     информационные    потоки    специального    назначения
     (циркулирующие внутри служб);
          - архивную информацию органов внутренних дел.
          Информация    общего    пользования    сосредоточивается   в
     интегрированных   банках   данных   (ИБД),   функционирующих   на
     различных уровнях управления.
          В  горрайлинорганах,  на основе документов первичного учета,
     имеющихся   в   дежурных  частях,  у  оперработников,  участковых
     инспекторов        милиции,       следователей,       сотрудников
     экспертно-криминалистических       подразделений,      паспортных
     аппаратов,  подразделений  ГАИ и других служб милиции формируются
     банки   данных   оперативно-розыскного  и  оперативно-справочного
     назначения, в которые включаются сведения о:
          - правонарушителях и преступниках;
          - владельцах автомототранспортных средств;
          - владельцах огнестрельного оружия;
          -     событиях    и    фактах    криминального    характера,
     правонарушениях;
          -   похищенных   и   изъятых   номерных   вещах,   предметах
     антиквариата и другая подлежащая хранению информация.
          Объем   информации   зависит   от   оперативной  обстановки,
     географической,   социальной,   экономической  специфики  каждого
     района или города и может составлять до 1 млн.документов.
          В   интегрированных   банках   данных  на  уровне  МВД,  УВД
     объединяется   поступающая   из   ИБД   горрайорганов  и  имеющая
     региональный  характер информация о лицах, событиях, предметах, в
     том числе:
          - о лицах:
          -  проходящих  по  материалам,  делам  оперативного  учета и
     уголовным делам;
          - осужденных за совершение преступлений;
          -  разыскиваемых  и без вести пропавших, неопознанных трупах
     граждан;
          - совершивших административные правонарушения;
          - состоящих под административным надзором;
          -   отбывших   наказания   в  местах  лишения  свободы  либо
     колониях, поселениях;
          -  осужденных  к  мерам  наказания,  не связанных с лишением
     свободы;
          - владельцах огнестрельного оружия;
          - владельцах автотранспорта;
          - представляющих оперативный интерес ДЛЯ ОВД;
          - оперативная информация и возможности спецаппарата;
          -   о   предметах   преступного   посягательства  и  орудиях
     преступлений;
          - о преступлениях и лицах, их совершивших;
          - информация дактилоскопических учетов;
          - информация, содержащая в фототеках, видеотеках и т.п.
          Средний   объем   одного   интегрированного   банка   данных
     регионального уровня составляет до 3-4 млн.документов.
          В   интегрированном   банке   данных   федерального   уровня
     накапливается   информация,   используемая   при  планировании  и
     проведении    на    федеральном    уровне   оперативно-розыскных,
     следственных  и  иных  мероприятий  по  борьбе с преступностью. В
     состав федерального ИБД входят:
          -  банк  криминальной  информации,  включающий  сведения  об
     организованных    и    коррумпированных    преступных    группах,
     преступниках-гастролерах,        особо-опасных        нераскрытых
     преступлениях,  утраченном  и  выявленном  огнестрельном  оружии,
     похищенном автомототранспорте, антиквариате и др.;
          -  банк  оперативно-справочной информации, включающий данные
     алфавитного и дактилоскопического учетов ранее судимых лиц;
          - банк статистической информации.
          Интегрированный   банк  данных  федерального  уровня  должен
     включать информацию примерно о 50 млн. объектов учета.
          В   интересах  ряда  служб  и  подразделений  МВД  создаются
     специализированные                  территориально-распределенные
     автоматизированные  системы (СТРАС). Необходимость создания СТРАС
     обусловлена  выраженной  спецификой  информационных  потребностей
     служб   и   узко   ведомственным   (конфиденциальным)  характером
     используемой   информации.   С   другой   стороны,  пользователям
     ведомственных  СТРАС должна быть обеспечена возможность доступа в
     интегрированные банки данных общего пользования (рис.2).
     
                         Информационная технология
     
          Технологию   в  системе  информационного  обеспечения  можно
     рассматривать  не  только  как совокупность методов и технических
     средств  сбора  и  обработки  информации,  но  и  как организацию
     доступа к данным.
          Развитие  и  совершенствование  информационного  обеспечения
     органов  внутренних дел требует расширения сфер применения систем
     информатики,  их использования на всех стадиях правоохранительной
     деятельности,  интеграции  систем  в информационно-вычислительные
     сети   и   обеспечения   их  взаимодействия  с  системами  других
     государственных органов.
          Первоочередная   задача   внедрения   новой   информационной
     технологии  состоит в скорейшем переходе на режим прямого доступа
     сотрудников  органов  внутренних  дел  (в  первую  очередь уровня
     горрайорганов)  к  информации  интегрированных  банков  данных  и
     СТРАС.
          Возможность   непосредственного   доступа   пользователей  к
     хранимой    на    ЭВМ    информации   позволит   изменить   стиль
     информационной  работы,  повысит  полноту и достоверность учетной
     информации, сократит время ее передачи на верхние уровни.
          Переход   на   новую   технологию   потребует   технического
     перевооружения большинства служб органов внутренних дел.
          Помимо  физического износа и низкой надежности, используемые
     в  настоящее  время  в  большинстве  ОВД  средства вычислительной
     техники   обладают   малой   внешней   памятью,  непригодной  для
     организации   хранения  необходимых  объемов  информации.  Анализ
     возможностей    отечественной   электронной   промышленности   на
     ближайшую  перспективу  показывает,  что на первом этапе создания
     ИВС   ОВД  России  неизбежна  ориентация  на  импортные  средства
     вычислительной техники.
          Важной  задачей  внедрения  новой  информационной технологии
     является  создание  в  рамках ИВС автоматизированных рабочих мест
     (АРМ)   оперативных   сотрудников,   следователей,  дознавателей,
     экспертов-криминалистов,    оперативных    дежурных,   участковых
     инспекторов и др..
          Внедрение   АРМ   позволит  оперативному  составу  создавать
     собственные  (локальные) базы данных, формировать предусмотренные
     уголовно-процессуальной   деятельностью   документы,   направлять
     информацию и получать ответы на запросы из ИБД высших уровней.
          Результатом  должно стать улучшение работы по формированию и
     оформлению  уголовных  дел  и  иных документов, совершенствование
     организации труда, повышение его качества и производительности.
          По   предварительной   оценке,   для  обеспечения  работ  по
     внедрению    и    эксплуатации   ИВС   ОВД   России   потребуется
     дополнительная   численность   специалистов   по  информационному
     обеспечению,  вычислительной  технике  и системам передачи данных
     из  расчета  2-5  человек  в подразделениях уровня ГОРОВД и до 15
     человек в МВД, УВД.
     
                    Роль интегрированных банков данных
     
          Создание  интегрированных  банков  данных  является  для ОВД
     объективной    потребностью    и    обусловлено    необходимостью
     комплексного  решения  проблемы совершенствования информационного
     обеспечения деятельности ОВД.
          Совместное    функционирование    в    рамках   единой   ИВС
     интегрированных  банков  данных общего пользования и СТРАС разных
     уровней  управления  призвано  обеспечить единство информационной
     поддержки  основных  стадий уголовно-процессуальной деятельности,
     таких, как:
          -   получение   заявлений   и   сообщений  о  правонарушении
     (преступлении);
          - принятие решения о возбуждении уголовного дела;
          - заведение и прекращение дел оперативного учета;
          -   предъявление   обвинения   и  избрание  меры  пресечения
     подследственному;
          -  приостановление  производства  следственных  действий  по
     уголовному делу;
          -   объединение   дел   или   выделение   дел   в  отдельные
     производства;
          - подготовка обвинительных заключений;
          - подготовка приговоров суда;
          -  исполнение  приговоров  и последующие правоприменительные
     действия.
          Концентрация    сигнальной,   ориентирующей,   розыскной   и
     доказательственной     информации,     обеспечение     логической
     взаимосвязи  ее  компонентов  позволит повысить информированность
     каждого   оперативного   работника,  создаст  условия  для  более
     эффективного  использования  накопленной  информации  в  процессе
     расследования, раскрытия и профилактики преступлений.
          Интегрированный  банк  данных отрасли (основная составляющая
     ИВС     ОВД     Российской     Федерации)     складывается     из
     территориально-распределенных банков данных:
          - федерального ИБД;
          -  региональных  ИБД (около 100), включающих информацию МВД,
     УВД  и  ведомственных  подразделений республик, входящих в состав
     Российской   Федерации,  краев  или  областей,  а  также  крупных
     городов;
          - банки данных горрайорганов;
          - СТРАС (многоуровневые ведомственные банки данных).
     
           Особенности представления учетов в ИБД разного уровня
     
          Концепция  современной  системы  информационного обеспечения
     борьбы  с  преступностью  предполагает  пересмотр  функциональных
     возможностей   имеющихся   оперативно-справочных,   розыскных   и
     криминалистических учетов.
          В  то  же  время не предполагается механического объединения
     банков  информации  нижнего и регионального уровней в федеральном
     ИБД.  К  такому  выводу  приводит  опыт  многолетней эксплуатации
     имеющихся   автоматизированных  банков  данных  (АБД),  когда  на
     верхнем  уровне концентрировалась избыточная информация с большим
     количеством    всевозможных    признаков,    обладающих    низкой
     информативной значимостью.
          Практика   показала,   что   региональные,   федеральные   и
     межгосударственные  учеты  общего пользования наиболее эффективно
     могут  использоваться  в  справочном режиме в форме "электронного
     досье".
          Однако   такой  режим  становится  возможным  только  в  том
     случае,  когда  учетные  данные  об  объекте содержат достоверные
     основные  установочные  данные.  Поиск  в  банке  данных  разного
     уровня   в  оперативно-справочном  режиме  по  совокупности  этих
     признаков   выдает   компактную   и   точную   диагностическую  и
     ориентирующую  информацию  об  объектах  учета.  В  этом случае в
     десятки    и    сотни    раз    сужается    направление    поиска
     оперативно-розыскной        и        экспертно-криминалистической
     деятельности,  сокращается  время  на  раскрытие  и расследование
     преступлений.  При  ручном  ведении учета эта функция практически
     невыполнима.
          Для  банков  данных  любого  уровня  целесообразно применять
     нетрадиционные,  специфичные  для  органов  внутренних дел режимы
     хранения   и   обработки   информации,   обеспечивающие  активную
     наступательную   стратегию   в   борьбе   с   преступностью.  Они
     реализуются  с  помощью  специальных  систем  сигнальной, системы
     сторожевых запросов и других.
          Эти  системы позволяют производить автоматическую фиксацию и
     обобщение   криминогенных   фактов,  т.е.  машина  сама  выявляет
     заданную   совокупность   криминогенных   фактов   и   оперативно
     фиксирует,  а  также  извещает  пользователя  об интересующей его
     информации.   В   частности,   сигнальная  система  предоставляет
     пользователям два основных режима:
          1)   установка   контроля   за  прохождением  информации  на
     конкретных  лиц,  представляющих  оперативный  интерес (например,
     автоматическое  слежение за лицами, совершившими преступления, но
     не взятыми под стражу);
          2)  поступление  новых  фактов,  придающих  новую  "окраску"
     имеющейся информации;
          Кроме  того,  эта система обеспечивает регистрацию обращений
     за  информацией  на  данное  лицо  других сотрудников ОВД и таким
     образом позволяет:
          а)  выявлять  возможные  пути  утечки информации или попытки
     исказить (удалить) информацию;
          б)  фиксировать  проверку  лица, представляющего оперативный
     интерес  для  другого  сотрудника  в  связи с новыми оперативными
     данными  и,  таким образом, своевременно выявлять новые источники
     оперативной или криминогенной информации по интересующим лицам;
          в)   активизировать  надзорно-профилактическую  деятельность
     органов  внутренних  дел.  В  частности, своевременно фиксировать
     факты   совершения   административного   правонарушения   лицами,
     состоящими   под  гласным  административным  надзором,  формально
     подпадающим  под  гласный  административный надзор, находящихся в
     местном  и  федеральном  розыске  (и  т.п.) и немедленно выдавать
     директиву  о  необходимости  принятия предусмотренных законом мер
     воздействия.
          Система  сторожевых  запросов должна позволить пользователям
     задавать  требуемую  стратегию отбора и доставки на свой терминал
     необходимых   сведений   среди   множества  циркулирующих  в  ИВС
     документов.
     
             ИВС - основа единого информационного пространства
     
          Комплексный  подход  к  созданию  ИВС  ОВД России как основы
     информационного  обеспечения  деятельности органов внутренних дел
     предполагает:
          - общесистемную проработку аспектов создания ИВС ОВД России;
          -     развертывание    информационно-вычислительных    сетей
     федерального    и   регионального   уровней   в   рамках   единой
     информационно-вычислительной системы (ИВС) ОВД России;
          -   создание   типовых   фрагментов   ИВС   ОВД  России  для
     экспериментальной    отработки   основных   аппаратно-программных
     средств;
          -  разработку  и  внедрение  в практику единых требований по
     информационному  взаимодействию ИВС разных уровней, в т.ч. единых
     протоколов обмена данными, тезаурусов систем и др.;
          Исходя  из  структуры  информационного  обеспечения  органов
     внутренних  дел  и сложившейся конфигурации информационных фондов
     может  быть предложена модель организации ИВС МВД России, которая
     охватывает  все уровни информационного обеспечения в МВД России и
     предполагает  реализацию  всех  имеющихся  связей  (рис.1). Кроме
     этого,  предусматривается  выход  на  ИВС  других  министерств  и
     ведомств  за  счет системы передачи данных (СПД) с использованием
     стандартных протоколов.
          Сеть  передачи  данных  (СПД)  ИВС, в первую очередь, должна
     поддерживать следующие режимы функционирования ИВС:
          - доступ к интегрированным банкам данных и СТРАС;
          - обмен файлами и сообщениями;
          - одно и многоадресный режимы передачи;
          - приоритетное обслуживание сообщений;
          - управление сетью, в том числе маршрутизация сообщений;
          - необходимую степень безопасности связи.
          СПД  ИВС  должна  строиться  с  рациональным  использованием
     методов коммутации сообщений (пакетов) и коммутации каналов.
          СПД  ИВС  представляет  собой совокупность узлов коммутации,
     абонентских  сетей  и  пунктов,  связанных между собой каналами и
     линиями связи.
          В   зависимости   от   уровней   управления  СПД  ИВС  имеет
     магистральную и региональную части (сети).
          При  этом  магистральная  сеть  поддерживает направления МВД
     России  МВД,  УВД,  УВДТ, а региональная: МВД, УВД, УВДТ - ГРОВД,
     ЛОМ, посты, подвижные абоненты.
          Взаимодействие    магистральной    и    региональных   сетей
     обеспечивается   через   межсетевые  сопрягающие  устройства  или
     шлюзовые станции (шлюзы).
          Оборудование  магистральной и региональных сетей интегрально
     используется  как  для  обеспечения функционирования ИВС в целом,
     так  и СТРАС отдельных служб и подразделений. На начальных этапах
     развития  ИВС  возможно  создание отдельных сетей передачи данных
     для  СТРАС,  при этом указанные сети должны быть ориентированы на
     типовые  (базовые) аппаратно-программные решения, что обеспечит в
     дальнейшем     их     информационно-логическое     взаимодействие
     (вхождение)   в   СПД   ИВС  ОВД  России.  Базовым  решением  для
     магистральной  СПД,  учитывая необходимость повышения живучести и
     надежности     связи,     является     использование     ресурсов
     государственных  сетей  передачи данных общего пользования, сетей
     телефонной  связи  общего  пользования,  специализированный сетей
     ("Исток", "Искра" и др.).
          Выбор  сочетаний  вариантов при организации "шлюзов" зависит
     от тактических, организационных и экономических факторов.
          Базовым решением для региональной СПД является:
          -  использование  на  каналах  и линиях связи (собственных и
     арендованных)   специализированной   помехоустойчивой  аппаратуру
     и/или модемов ПД общего применения;
          -   организация   "шлюзов"   для  включения  в  контур  сети
     существующего  оборудования  региональных  информационных центров
     (ЕС, СМ).
          Абонентские пункты (сети) СПД могут быть выполнены в виде:
          - отдельных радиотерминальных устройств;
          - отдельного АРМ на базе ПЭВМ;
          -   совокупности   нескольких   АРМ,   объединенных  в  одну
     локальную сеть;
          - множества АРМ на базе многотерминальной ЭВМ;
          - центра обработки и хранения информации на базе ЭВМ.
          На  ближайшее  время  программные продукты - NS DOS для ПЭВМ
     (однопользовательская  система)  и  Novell  Netware для локальных
     сетей,  в  силу  повсеместной  распространенности, воспринимаются
     как   стандарт   дефакто   для   ИВС,   однако  эти  средства  не
     обеспечивают   должного  уровня  оперативности  работы.  Решением
     задачи   может   быть  применение  дополнительных  "транспортных"
     программных  систем,  эволюционный  переход  к  сетевым средствам
     профессиональной системы UNIX.
          Перспективным    видом    сервера   являются   UNIX-серверы.
     Гарантией   типового  характера  предлагаемого  решения  является
     использование  стандартной OC UNIX по всей номенклатуре серверов.
     На   уровне   рабочей   станции   определенная  степень  гибкости
     обеспечивается применением IBM совместимых ПЭВМ с ОС MS-DOS.
          Применение  UNIX-сервера обеспечивает целый ряд качественных
     преимуществ  по  сравнению с использованием ЛВС, проистекающих из
     преимущества ОС UNIX по сравнению с MS-DOS и OS/2:
          -   ОС   UNIX   -   действительно   многопользовательская  и
     многозадачная  система,  что  позволяет в полной мере реализовать
     регламентированное     совместное     использование     ресурсов:
     аппаратных, программных, информационных;
          -  ОС UNIX включает разветвленные средства защиты информации
     от   порчи   и   несанкционированного   доступа,   которые  могут
     распространяться и на данные, полученные на ПЭВМ;
          -   ОС   не   имеет   свойственных   MS-DOS  ограничений  на
     размерность программ, файлов и т.д.;
          -  преимуществом UNIX-серверов по сравнению со всеми другими
     типами  мини-ЭВМ и ЭВМ среднего класса является то, что ОС UNIX -
     это  единственная  операционная система, для которой разработан и
     внедряется  единый международный стандарт. Благодаря этому именно
     на  ОС UNIX ориентируются пользователи машин этого класса во всем
     мире  и  начинают  ориентироваться  практически  все изготовители
     такой техники и разработчики программных продуктов.
     
                    Информативно-правовое регулирование
                        информационного обеспечения
     
          Концепция  системы  информационного  обеспечения  определяет
     требования   к   единой  нормативно-правовой  базе,  регулирующей
     процессы  использования  информации  в  борьбе с преступностью. В
     системе  министерства внутренних дел вместо многочисленной группы
     ведомственных    актов    предполагается    ввести   три   группы
     нормативно-правовых документов по информационному обеспечению:
          а) отраслевые, общего пользования;
          Разработку  и распространение отраслевой нормативно-правовой
     документации  общего  пользования  ведет ГИЦ совместно с Главными
     управлениями  и  управлениями  центрального  аппарата  и научными
     учреждениями   МВД   России,   а   также   организациями   других
     министерств и ведомств.
          б) отраслевые, по линиям служб:
          Разработка    этих   нормативно-правовых   актов   в   части
     информационного  обмена и ИБД ведется в службах по согласованию с
     ГИЦ и ТУ;
          в)    нормативно-правовая   документация   местного   уровня
     управления  по  локальным  прикладным  проблемам  информационного
     обеспечения территориального органа внутренних дел.
          Разработка   документации  осуществляется  республиканскими,
     краевыми, областными Информационными центрами совместно с ГИЦ.
          Главный    информационный    центр    разрабатывает   единые
     требования  по обмену информацией между системами разных уровней,
     ведет  отраслевой  фонд всех нормативно-правовых актов по системе
     информационного обеспечения органов внутренних дел.
     
              Обучение и повышение квалификации пользователей
                    системы информационного обеспечения
     
          На  подготовку  специалиста в области информатизации органов
     внутренних   дел,   уже   имеющего   высшее   юридическое,   либо
     техническое  образование,  обычно  уходит  2-3  года.  В процессе
     создания  системы информационного обеспечения предстоит выполнить
     большую   программу   переподготовку   личного   состава  (умение
     работать  на  персональном  компьютере,  изучение применительно к
     специфике   оперативно-служебных   задач   основ   информационной
     технологии,   правил   составления   первичной   информации,   ее
     передачи,   обращения   в  банки  данных,  действия  в  нештатных
     ситуациях  при  работе в автоматизированных системах и ряд других
     специальных   знаний).  По  предварительным  расчетам  в  течение
     ближайших  4  лет необходимо прослушать специальный курс примерно
     50-70 тыс. сотрудникам органов внутренних дел.
          В  учебных  заведениях  органов  внутренних  дел в настоящее
     время  отсутствует  направление, готовящее молодых специалистов в
     области информатики (по сути это новая специальность).
          Для  решения  этих  проблем  необходимо  образовать сквозную
     систему   повышения   квалификации   личного  состава  в  области
     информационного   обеспечения  борьбы  с  преступностью  на  базе
     действующих  учебных  центров  МВД,  ГУВД,  УВД, а также ввести в
     высших  и  средних  учебных  заведениях  МВД  России учебный курс
     "Информатика   и   информационные   технологии   в   деятельности
     правоохранительных органов".
          Ведущая  роль  в  этом  направлении принадлежит Академии МВД
     России,   в   которой   имеется   специализированная   кафедра  и
     функционирует   отработанная   система  переподготовки  кадров  в
     рамках  ВАК.  Вместе с тем для обеспечения качественного процесса
     обучения  необходимо  создать  в  Академии компьютерные классы на
     базе  современных программно-технических средств и увеличить штат
     преподавателей по указанной дисциплине.
     
            Организационное, финансовое и ресурсное обеспечение
     
          Существенное  значение  в  реализации  Концепции приобретает
     механизм  организации  разработки  и  внедрения базовых элементов
     системы   информационного   обеспечения.   Проблема   состоит   в
     оптимальном  сочетании  потребностей  и  возможностей.  Ее  можно
     решить   только   за  счет  объединения  усилий  заинтересованных
     подразделений  МВД,  а  также  привлечения ведущих организаций АН
     России и промышленных министерств.
          Для   координации   и  управления  процессом  информатизации
     органов    внутренних   дел   необходимо   создание   на   уровне
     министерства    группы   Генерального   конструктора   из   числа
     специалистов-профессионалов   разного   профиля  заинтересованных
     подразделений   министерства   и   базовых   МВД,  УВД  с  прямым
     подчинением первому заместителю Министра ВД России.
          Насыщение  органов  внутренних дел средствами вычислительной
     техники   в   основном   идет   по   линии  персональных  ЭВМ.  В
     значительной   степени   они  используются  как  элемент  обычной
     оргтехники  для  подготовки  деловой  корреспонденции и служебной
     документации.  Это  начальный этап компьютеризации. Пока он носит
     неупорядоченный, конъюнктурный характер.
          Чтобы   довести   уровень   вооруженности   сотрудников  ОВД
     средствами  вычислительной  техники хотя бы до среднеевропейского
     (один  компьютер  на  12-15  чел.) необходимо поставлять в органы
     внутренних дел тысячи компьютеров.
          Следует  подготовить  план  целенаправленного  и  поэтапного
     распределения    средств    вычислительной   техники   с   учетом
     приоритетов  в  борьбе с преступностью и, в первую очередь, туда,
     где  идет интенсивное накопление оперативно значимой информации и
     наработан    опыт   конкретного   ее   применения   в   раскрытии
     преступлений.
          Анализ  решения  проблемы компьютеризации в рамках Концепции
     показывает,   что   наиболее  предпочтительным  является  вариант
     комплексного  оснащения территориального органа внутренних дел за
     счет   создания  отраслевого  целевого  фонда  компьютеризации  в
     сочетании   с   возможностями   местного   бюджета.   Очередность
     компьютеризации                определяется               уровнем
     производственно-экономического  потенциала  региона  с учетом его
     криминогенной   обстановки.   После  комплексной  компьютеризации
     территориального    органа   и   периода   опытной   эксплуатации
     происходит его подключение к ИВС МВД России.
          Основные   задачи,   изложенные  в  концепции,  должны  быть
     реализованы  за  5-8  лет, что на фоне нестабильной экономической
     ситуации  является сложной управленческой и инженерно-технической
     проблемой.   Вместе   с   тем,   ее  государственная  важность  и
     практическая  значимость  для  правоохранительных органов требуют
     определенной  ясности  и  в  вопросе  о темпах развития. Изучение
     зарубежного  опыта  создания такого класса систем показывает, что
     подобные  проекты обходятся в сотни миллионов долларов. Исходя из
     общей  оценочной  стоимости капитальных вложений в информатизацию
     и  компьютеризацию  органов  внутренних  дел  поэтапное  развитие
     системы   информационного   обеспечения  борьбы  с  преступностью
     обойдется в целом в 50-65 млрд.рублей в текущих ценах.
          Решение  о  начале  работ  по данной Концепции означает, что
     необходимо   поддерживать   вполне  конкретный  темп  продвижения
     вперед.  В  противном случае начинается "долгострой" и распыление
     средств.  Минимально  необходимые  объемы  капитальных  затрат  в
     расчете  на  год  для  реализации  поставленных задач составят 12
     млрд.  рублей.  При  таких  темпах  финансирования обеспечивается
     поэтапная    ежегодная    комплексная    компьютеризация    10-15
     региональных УВД.
          Дополнительная    штатная    численность   специалистов   по
     информационному  обеспечению,  вычислительной  технике и системам
     передачи данных составит:
     
          - в звене горрайлинорганов    5-6 тысяч чел.
          - в МВД, ГУВД, УВД, УВДТ      500-600 чел.
     
          - в системе обучения кадров
          в УЗ ОВД (профессорско-
          преподавательский состав)     150-200 чел.
     
          Этапы
          работ по созданию ИВС ОВД России
     
     ------------------------------------------T-----------------------------¬
     ¦    Наименование работ                   ¦ Сроки выполнения по годам   ¦
     ¦                                         +----T---T----T----T----T-----+
     ¦                                         ¦ 92 ¦93 ¦ 94 ¦ 95 ¦ 96 ¦ 97  ¦
     +-----------------------------------------+----+---+----+----+----+-----+
     ¦Разработка нормативно-правовой      базы ¦    ¦   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
     ¦информационного обеспечения              ¦    ¦   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
     ¦                                         ¦    ¦   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
     ¦Организация системы   переподготовки   и ¦    ¦   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
     ¦целевого обучения     сотрудников    ОВД ¦    ¦   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
     ¦современным методом        использования ¦    ¦   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
     ¦компьютерных технологий    в   борьбе   с¦    ¦   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
     ¦преступностью                            ¦    ¦   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
     ¦                                         ¦    ¦   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
     ¦Разработка типовых структурных  модулей  ¦    ¦   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
     ¦ИВС общего    пользования   для   уровня ¦    ¦   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
     ¦ГОРОВД, УВД, ГУВД, МВД                   ¦    ¦   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
     ¦                                         ¦    ¦   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
     ¦Модернизация технической            базы ¦    ¦   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
     ¦информационных центров МВД,  ГУВД, УВД и ¦    ¦   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
     ¦ГИЦ                                      ¦    ¦   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
     ¦                                         ¦    ¦   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
     ¦Создание локальных  сетей  в  службах  и ¦    ¦   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
     ¦подразделениях центрального аппарата МВД ¦    ¦   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
     ¦РФ                                       ¦    ¦   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
     ¦                                         ¦    ¦   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
     ¦Разработка и    адаптация    прикладного ¦    ¦   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
     ¦программного обеспечения     для     ИВС ¦    ¦   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
     ¦регионального уровня                     ¦    ¦   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
     ¦                                         ¦    ¦   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
     ¦Создание ИБД   оперативно-розыскного   и ¦    ¦   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
     ¦справочного назначения   с   доступом  с ¦    ¦   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
     ¦локальных АРМ                            ¦    ¦   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
     ¦                                         ¦    ¦   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
     ¦Ввод в действие первой очереди ИВС ОВД в ¦    ¦   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
     ¦базовых регионах                         ¦    ¦   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
     ¦                                         ¦    ¦   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
     ¦Интеграция региональных   ИВС  в  единую ¦    ¦   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
     ¦отраслевую информационную сеть МВД РФ    ¦    ¦   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
     ¦                                         ¦    ¦   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
     L-----------------------------------------+----+---+----+----+----+------
     
          Реализация  настоящей  Концепции  в  установленные сроки при
     соответствующем  финансировании  и  объединении усилий всех служб
     органов  внутренних дел позволит интегрировать автоматизированные
     информационные   системы   правоохранительных   органов   России,
     обмениваться  через систему передачи данных с правоохранительными
     органами   стран  СНГ,  а  также  через  НЦБ  Интерпола  в  РФ  с
     полицейскими системами других стран.
          В   итоге   образуется  единое  информационное  пространство
     взаимоувязанных  банков  данных сведений криминального характера,
     что   обеспечит  действенность  всей  правоохранительной  системы
     России.
     
                                        ***
     
          Основные   положения   данной  Концепции  были  обсуждены  и
     одобрены  на  межрегиональном  совещании  по  вопросам создания и
     внедрения    автоматизированных    информационных    систем   ОВД
     (г.Брянск,  сентябрь  1992  года).  В  совещании  приняли участие
     руководители  и специалисты из 48 МВД, УВД и 5 УВДТ. 22 Главков и
     организаций  МВД  РФ,  18  гражданских научно-исследовательских и
     проектных организаций.
          Материалы  Концепции  докладывались  в  Академии  МВД  РФ, а
     также   на   конференции   "Информатизации   систем   обеспечения
     безопасности"   в   рамках   проведения   Международного   форума
     информатизации в ноябре 1992 года.
     
     ГИЦ МВД России
     
     ТУ МВД России
     


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz