Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПИСЬМО ВАС РФ ОТ 20.03.93 N С-13/ОП-98 "ОБ ОТДЕЛЬНЫХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ, ПРИНЯТЫХ НА СОВЕЩАНИЯХ ПО СУДЕБНО-АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКЕ"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

            ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                 ПИСЬМО
                    от 20 марта 1993 г. N С-13/ОП-98

           ОБ ОТДЕЛЬНЫХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ, ПРИНЯТЫХ НА СОВЕЩАНИЯХ
                     ПО СУДЕБНО-АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКЕ

        Высший арбитражный суд Российской Федерации на  совещаниях  по
    судебно-арбитражной практике  обсудил ряд вопросов,  возникших при
    рассмотрении экономических споров,  споров в сфере  управления,  а
    также при  подготовке ответов на отдельные запросы арбитражных су-
    дов.
        По результатам  обсуждения  поставленных вопросов были приняты
    соответствующие рекомендации, которые доводятся до сведения арбит-
    ражных судов.
        1. О применении ответственности, предусмотренной постановлени-
    ем Президиума Верховного Совета Российской Федерации и Правительс-
    тва Российской Федерации от 25.05.92 N 2837-1.
        Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федера-
    ции и Правительства Российской Федерации от 25.05.92 N  2837-1  "О
    неотложных мерах  по улучшению расчетов в народном хозяйстве и по-
    вышении ответственности предприятий за их финансовое состояние"  с
    1 июля  1992  г.  введена  пени за просрочку платежа поставщикам в
    размере 0.5 процента в день,  если  договором  на  поставку  между
    поставщиком и  покупателем  не  установлен иной размер ответствен-
    ности. Этим же постановлением предусмотрено,  что за задержку  за-
    числения на  счет  клиентов  платежа по вине банка с данного банка
    взимается  в пользу поставщика пеня за каждый день  просрочки  за-
    числения платежа в размере 0.5 процента в день.
        В пункте 2 статьи 79 Основ гражданского законодательства  ука-
    зано, что  к договору поставки применяются правила о договоре куп-
    ли-продажи, если иное не предусмотрено законодательными актами или
    договором.
        Следовательно, если должник,  заключивший с кредитором договор
    поставки или  купли-продажи  продукции  (товаров) для предпринима-
    тельской деятельности, перечислил кредитору сумму, а по вине банка
    эта сумма была зачислена на счет кредитора несвоевременно, получа-
    тель средств вправе обратиться в установленном порядке в арбитраж-
    ный суд с иском о взыскании с виновного банка пени за задержку за-
    числения платежа.  Указанная пеня взыскивается с  виновного  банка
    (государственного или  коммерческого) в пользу предприятия-постав-
    щика, основанного  как  на  государственной,  так  и  иной   форме
    собственности, независимо от того, имелись ли у него с этим банком
    договорные отношения.
        Ответственность, установленная  первым абзацем пункта 8 упомя-
    нутого постановления, подлежит применению в том случае, если между
    предприятиями, организациями,  гражданами-предпринимателями заклю-
    чен договор поставки или  купли продажи  продукции  (товаров)  для
    предпринимательской деятельности.
        Предусмотренная пунктом 8 постановления от 25.05.92  N  2837-1
    ответственность за просрочку платежа и за задержку зачисления сумм
    на счета  клиентов  не  может  быть  применена по другим договорам
    (оказание услуг, подряда и т.д.).
        2. О действии договора субаренды при расторжении сторонами до-
    говора аренды  и  о применении статьи 13 Основ законодательства об
    аренде в случае расторжения договора субаренды.
        Основы законодательства об аренде регулирует отношения арендо-
    дателя и арендатора как по договору аренды,  так и по договору су-
    баренды. В  соответствии  с  пунктом  5 статьи 7 Основ арендатор с
    согласия арендодателя вправе сдать в субаренду полученное по дого-
    вору имущество,  кроме  случаев,  предусмотренных законодательными
    актами. Поэтому,  если договор субаренды был заключен  с  согласия
    арендодателя, он  может  быть  расторгнут  в случаях,  указанных в
    пункте 1 статьи 13 Основ законодательства об аренде.
        Расторжение договора  аренды по соглашению сторон не влечет за
    собой прекращения договора субаренды.
        Автоматическое прекращение   договора  субаренды  может  иметь
    место только в случаях, когда в этом договоре прямо оговорено, что
    он действует  в  пределах срока либо при условии действия договора
    аренды.
        При отсутствии  таких  условий  в  договоре субаренды он может
    быть расторгнут по соглашению арендодателя по  договору  аренды  и
    арендатора по договору субаренды, либо по требованию одной из сто-
    рон по решению арбитражного суда в случаях нарушения другой сторо-
    ной условий договора субаренды.
        Арендодатель по договору субаренды не вправе ставить вопрос  о
    расторжении этого  договора,  поскольку после расторжения договора
    аренды он не является стороной по договору субаренды.
        До расторжения  договора субаренды законный владелец имущества
    не может сдавать это имущество третьему лицу и заключать с ним до-
    говор аренды.
        Если же арендодатель,  не расторгнув в  установленном  порядке
    договор субаренды, заключил договор аренды с третьей организацией,
    которая предъявляет к субарендатору требование о передаче ей  иму-
    щества или  освобождении  помещения,  такое требование не подлежит
    удовлетворению, так как этот договор аренды заключен с  нарушением
    законодательства и согласно статье 48 ГК РСФСР является недействи-
    тельным.
        3. О  подведомственности  арбитражному суду споров о признании
    недействительными актов Правительства Российской Федерации и Сове-
    тов Министров республик в составе Российской Федерации.
        Законом Российской Федерации "Об арбитражном суде" и Арбитраж-
    ным процессуальным  кодексом  Российской  Федерации предусмотрено,
    что арбитражному суду подведомственны споры,  возникающие  в сфере
    управления, и,  в  частности,  о признании недействительными (пол-
    ностью или частично) актов государственных и иных органов (адресо-
    ванных конкретным лицам или группе лиц), в том числе решений Сове-
    тов народных депутатов и администрации, не соответствующих законо-
    дательству и  нарушающих охраняемые законом права и интересы орга-
    низаций и граждан-предпринимателей.
        Согласно Закону  Российской  Федерации  "О  Совете Министров -
    Правительстве Российской Федерации" Совет Министров - Правительст-
    во Российской  Федерации  является высшим органом государственного
    управления, возглавляющим систему органов государственного  управ-
    ления и обеспечивающим их согласованную деятельность.
        В Законе "Об арбитражном суде"  и  Арбитражном  процессуальном
    кодексе Российской  Федерации нет указаний об исключении из компе-
    тенции арбитражного суда споров о признании недействительными  ак-
    тов, изданных  Советом Министров Российской Федерации или Советами
    Министров республик в составе Российской Федерации.
        Осуществляя возложенные на них задачи,  высшие органы управле-
    ния издают акты на основе и во исполнение законов.  Если акты этих
    органов управления  не  соответствуют  законодательству и нарушают
    охраняемые законом права и интересы предприятий и граждан-предпри-
    нимателей, последние  должны  иметь  право обжаловать такие акты в
    суде. Это право базируется на конституционном принципе  разделения
    властей, в  соответствии  с которым действие исполнительной власти
    подлежит судебному контролю, а предприятиям и гражданам-предприни-
    мателям гарантируется судебная защита их прав.
        Следовательно, арбитражным судам подведомственны споры о приз-
    нании недействительными актов,  изданных Правительством Российской
    Федерации или Советами Министров республик  в  составе  Российской
    Федерации, если  такие акты адресованы конкретным лицам или группе
    лиц и,  по мнению предприятий и граждан-предпринимателей, обращаю-
    щихся за судебной защитой, не соответствуют законодательству и на-
    рушают охраняемые законом права и интересы  этих  лиц. Арбитражный
    процессуальный кодекс  Российской  Федерации не устанавливает обя-
    занности сторон до передачи на разрешение арбитражного суда  заяв-
    ления о  признании  недействительным акта государственного и иного
    органа принимать меры по непосредственному урегулированию спора.
        С заявлениями  о  признании  недействительными постановлений и
    распоряжений Совета Министров Российской Федерации  организации  и
    граждане-предприниматели вправе  обращаться  в  Высший арбитражный
    суд Российской Федерации независимо от того, ставили ли они вопрос
    перед Президентом  Российской Федерации об отмене этих постановле-
    ний и распоряжений,  как противоречащих законам Российской Федера-
    ции.
        Вместе с тем следует учитывать,  что споры по заявлениям орга-
    низаций и  граждан-предпринимателей о признании неконституционными
    актов Совета Министров Российской Федерации или Советов  Министров
    республик в  составе Российской Федерации арбитражному суду непод-
    ведомственны, поскольку решение этого вопроса входит в компетенцию
    Конституционного Суда Российской Федерации.

                                                  Председатель Высшего
                                                     арбитражного суда
                                                  Российской Федерации
                                                           В.Ф.ЯКОВЛЕВ


-------------------------

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz