Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО ОТ 14 ИЮНЯ 1994 Г. N ВП-6-08/210 О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ ПО ВОПРОСАМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В 1993 ГОДУ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

       ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                  ПИСЬМО
                     от 14 июня 1994 г. N ВП-6-08/210

                О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ ПО ВОПРОСАМ
                       НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В 1993 ГОДУ

        В соответствии  с  решением коллегии Государственной налоговой
    службы Российской Федерации от 06.06.94 (протокол N 26, пункт 3.3)
    направляются справка о результатах рассмотрения споров по вопросам
    налогообложения за 1993 год  по  данным  статотчетности  по  форме
    6-н-юр согласно  Приложению  N 1  и   обзор  практики рассмотрения
    споров между налогоплательщиками и налоговыми органами в 1993 году
    (по материалам  Высшего  Арбитражного  Суда Российской Федерации и
    арбитражных судов) согласно Приложению N  2  для  использования  в
    практической работе   по   контролю   за   соблюдением  налогового
    законодательства и   в   качестве   методического   пособия    при
    составлении отчетности  о  состоянии  претензионно-исковой работы,
    установленной приказом Государственной налоговой службы Российской
    Федерации от  18.01.94  N  ВГ-3-08/5, анализе и обобщении практики
    рассмотрения споров по вопросам налогообложения.

                                              Заместитель Руководителя
                                      Государственной налоговой службы
                                                Российской Федерации -
                                              Государственный советник
                                              налоговой службы 1 ранга
                                                           В.И.ПОТАПОВ






                                                        Приложение N 1
                                        к письму Госналогслужбы России
                                             от 14.06.94 N ВП-6-08/210

                                 СПРАВКА
              О РЕЗУЛЬТАТАХ РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ ПО ВОПРОСАМ
             НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЗА 1993 ГОД ПО ДАННЫМ ОТЧЕТНОСТИ
                             ПО ФОРМЕ 6-Н-ЮР

        Отчеты по форме 6-н-юр о  результатах  рассмотрения  споров  с
    налогоплательщиками по   вопросам   налогообложения  за  1993  год
    представили 85 государственных налоговых инспекций по  республикам
    в составе   Российской   Федерации,   краям,  областям, автономным
    образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу  (не  представлены
    отчеты   инспекциями   по  республикам  Калмыкия  -  Хальмг-Тангч,
    Чечня, Ингушской Республике).
        В связи с тем,  что приказом Госналогслужбы России от 18.01.94
    N ВГ-3-08/5  госналогинспекциям  было  разрешено  не  представлять
    аналитические записки  к  отчетам  за  1993  год,  анализ основных
    причин возникновения споров и их разрешения не в пользу  налоговых
    органов сделан   только   на   основе  дел,  рассмотренных  Высшим
    Арбитражным Судом Российской  Федерации,  а  также  представленных
    некоторыми госналогинспекциями    обзоров    дел,    рассмотренных
    территориальными арбитражными судами и судами общей юрисдикции.
        Отчетные данные показывают следующее.
        1. В  1993  году  госналогинспекциями   Российской   Федерации
    рассмотрено 11935  жалоб (претензий) налогоплательщиков на решения
    по вопросам  налогообложения.   Оспариваемая   налогоплательщиками
    сумма денежных средств составила 482,9 млрд. рублей. Удовлетворено
    4074 жалобы (34,1%).
        Налогоплательщикам возвращено  37,9  млрд.  рублей,  или  7,8%
    оспариваемой суммы.
        Более половины    возвращенных   налогоплательщикам   денежных
    средств приходится на 3 региона:  г.  Москву  (7,8 млрд.  руб.  из
    оспариваемых 56 млрд.  руб.,  или 13,9%),  Республику Коми (8,9 из
    32,9 млрд. руб.,  или 37,0%),  Самарскую область (5,9 из 6,6 млрд.
    руб., или 89%).
        В ряде регионов  более  50%  принятых  налоговыми  инспекциями
    решений в   результате   проверок  по  жалобам  налогоплательщиков
    признаны неправомерными  полностью  или  частично  (в   Республике
    Башкортостан - 83%,  Удмуртской Республике - 82%,  Республике Саха
    (Якутия) - 50%, Туве - 65%, Мордовской - 52%, Карачаево-Черкесской
    - 60%, Алтайском крае - 55%, Иркутской - 71%, Архангельской - 72%,
    Нижегородской - 78%,  Пензенской - 50%, г. Санкт-Петербурге - 55%,
    Ненецком -  66%  и  Ханты-Мансийском автономном  округе  - 80%;  в
    Еврейской  автономной  области поступила одна жалоба, которая была
    удовлетворена, в  Северной  Осетии  из  4  рассмотренных жалоб все
    полностью удовлетворены).
        Из 4074  удовлетворенных  жалоб  налогоплательщиков на решения
    районных и  городских  инспекций  только  2076  удовлетворены  ими
    самими (примерно 52%),  остальные 48% - вышестоящими региональными
    инспекциями.
        2. В  1993  году  в  арбитражных  судах  России  и судах общей
    юрисдикции рассмотрено 1297 дел по искам  налогоплательщиков,  что
    на 464 (36%) больше,  чем в 1992 году (833 дела). Из них 1242 дела
    по искам юридических лиц и граждан - предпринимателей  рассмотрено
    арбитражными судами  и  55  дел  по  искам физических лиц - судами
    общей юрисдикции.  Из 1297 рассмотренных исков большинство  (1072)
    предъявлено к  районным и городским инспекциям.  Удовлетворено 583
    иска (44,8%),  что на 81 больше,  чем в 1992  году  (в  1992  году
    рассмотрено 833, удовлетворено 387 (46%)).
        По данным  отчетности   в  ряде  регионов  наблюдается   почти
    стопроцентное удовлетворение (полное или частичное) судами исковых
    требований налогоплательщиков,  в том числе в республиках Северная
    Осетия - 66%, Туве - 100%, Кабардино-Балкарской республике - 100%,
    Красноярском крае - 90%, в Архангельской области - 100%, Иркутской
    - 100%,  Курской  -  83%,  Магаданской  - 100%,  Рязанской - 100%,
    Омской - 91%,  Еврейской автономной области - 100%, Коми-Пермяцком
    автономном  округе  -  100%,  Ненецком  автономном  округе - 100%,
    Чукотском автономном округе - 100%.
        В некоторых  регионах 50 и более процентов дел решено судами в
    пользу налогоплательщиков (в республиках:  Мордовия - 50%, Хакасия
    - 55%,   Удмуртской  республике  -  63%,  Алтайском  крае  -  75%,
    Приморском крае - 60%, в Белгородской области - 75%, Вологодской -
    60%,  Свердловской - 56%,  Курганской - 55%,  Нижегородской - 56%,
    Новгородской  -  66%,  Саратовской  -  50%,  Ярославской  -   60%,
    Ивановской - 58%,  Липецкой - 51%,  Московской - 52%, Пензенской -
    50%, Ханты-Мансийском автономном округе - 50%.
        Основными причинами     вынесения     решений     в     пользу
    налогоплательщиков являются:     неправомерное     приостановление
    операций по   счетам   налогоплательщиков,  неправомерное  изъятие
    денежных средств в  результате  некачественно  составленных  актов
    проверок и    недостаточного    знания   налоговыми   инспекторами
    налогового  и  хозяйственного   законодательства,    недостаточная
    квалификация в    области    налогового   законодательства   судей
    арбитражных судов   и   судов   общей   юрисдикции,   пробелы    в
    законодательстве, используемые    налогоплательщиками    в   целях
    уменьшения налоговых платежей, и другие причины.
        Общая сумма  исковых  требований  налогоплательщиков составила
    33,7 млрд. руб.,  из бюджета взыскано в их  пользу 10,7 млрд. руб.
    (31,4%) и со счетов госналогинспекции 63,7 млн. руб. госпошлины (в
    1992 году из бюджета было взыскано 15,8 млн.  руб.,  однако  из-за
    инфляции не  представляется  возможным  сравнить  эти суммы с 1993
    годом).
        По результатам рассмотрения жалоб и исков налогоплательщиков к
    налоговым инспекциям  возвращено   из   бюджетов   и   со   счетов
    госналогинспекций 48,8 млрд. рублей (10,3%  от 467,9 млрд. рублей,
    изъятых в бюджет и на счета госналогинспекций).
        3. В  1993  году  наметилась тенденция к уменьшению количества
    исков налогоплательщиков,    предъявленных    непосредственно    к
    Госналогслужбе России  и  рассмотренных  Высшим  Арбитражным Судом
    Российской Федерации по 1 инстанции (с 73 до 17),  и значительному
    увеличению дел, рассмотренных этим судом в порядке надзора (с 3 до
    32). Такой же процесс происходит и в этом году  (только  в  первом
    квартале  рассмотрено  в порядке надзора 34 дела, т.е. больше, чем
    за весь прошлый год).
        Из 17   исков  к  Госналогслужбе  России,  рассмотренных  в  1
    инстанции, удовлетворены требования налогоплательщиков по  2 искам
    (Иркутского областного Совета профсоюза и Татстройгазификации).
        Оба спора   возникли   вследствие    незаконного    применения
    территориальными госналогинспекциями    финансовых    санкций    и
    неправильной оценки этих решений Госналогслужбой России.
        Во исполнение  решений  Высшего  Арбитражного  Суда Российской
    Федерации налогоплательщикам были возвращены из бюджета взысканные
    с них  денежные  суммы,  в том числе Татстройгазификации - свыше 2
    млн. рублей.
        В результате  рассмотрения протестов на 32 решения арбитражных
    судов, вступившие в законную  силу,  в  порядке  надзора  признаны
    незаконными решения  госналогинспекций  по  8  делам (или 25%) (по
    искам ЦНТТМ "Эврика",  МИ  ЦИС  -  Тверь,  Беринговского  морского
    торгового порта,   АН   "Уралмонтажавтоматика",   Северо-Западного
    предприятия Росювелирторга,   АОЗТ    "Молодежная    мода",    ТОО
    "Инновационно-исследовательский центр АВТ").
        В связи со сложностью  рассмотрения  налоговых  споров  Высший
    Арбитражный Суд  Российской  Федерации начиная с октября 1993 года
    по всем  делам,  рассматриваемым  в  порядке  надзора,  привлекает
    Госналогслужбу России  в качестве консультанта и выносит решения с
    учетом ее заключений.  В  IV  квартале  1993  года  Госналогслужба
    России участвовала в качестве консультанта в пересмотре 28 решений
    территориальных  арбитражных судов,  из  них  только  по  6  делам
    действия налоговых инспекций были признаны неправомерными.
        4. Следует отметить активизацию  работы  госналогинспекций  по
    предъявлению исков  к  налогоплательщикам, что вызвано постепенным
    укомплектованием юридических служб инспекций, появлением   навыков
    по предъявлению исков, обучением работников  налоговых  инспекций,
    которое проводят  специалисты  Юридического  управления.  07.04.94
    Юридическим управлением   подготовлено  письмо  N  ВП-4-08/46н  "О
    некоторых вопросах практики разрешения споров арбитражными  судами
    с участием налоговых органов".
        Общее количество исков, рассмотренных  арбитражными  судами  и
    судами общей юрисдикции,  увеличилось с 3251 в 1992 году до 8749 в
    1993 году, то есть в 2,6 раза, или на 63%. Из них 6090 предъявлено
    районными и    городскими   инспекциями   и   121   региональными.
    Арбитражными судами рассмотрено 2188 исков к юридическим  лицам  и
    гражданам - предпринимателям и  судами общей юрисдикции 6561 исков
    к физическим лицам.
        Удовлетворено 6211   исков,   или  73,4%  (в  1992  году  было
    удовлетворено 4962 иска, или примерно 64%).
        В частности, приняты решения  в  пользу налоговых инспекций по
    наиболее сложным категориям споров:
        - о ликвидации предприятий             - из 909 - 485, (53,3%)
        - о признании регистрации юридических
          лиц недействительной                 - из 297 - 197, (66,1%)
        - о признании сделок недействительными
          и взыскании в доход государства всего
          полученного по таким сделкам         - из 138 -  89, (64,5%)
        - о взыскании неосновательно приобретенного не
          по сделке, а в результате других незаконных
          действий                             - из 127 -  90, (70,9%)
        В бюджет дополнительно поступило 7,8 млрд. рублей (в 1992 году
    - 63,1  млн.  рублей),  в  том числе по искам районных и городских
    инспекций 6,9 млрд. рублей и региональных - 902,6 млн. рублей.
        По количеству   предъявленных   исков   к   налогоплательщикам
    лидируют инспекции  республик Дагестан (539),  Башкортостан (130),
    Саха (Якутия) (207),  Татарстан (116), Кабардино-Балкарской (229),
    Чувашской (109),   Краснодарского  (256),  Красноярского  (214)  и
    Приморского (124) краев,  Владимирской (151), Волгоградской (290),
    Костромской (175),   Московской  (340), Омской  (195),  Ростовской
    (480), Самарской (353),  Саратовской  (607),  Свердловской  (138),
    Ярославской (152) областей, г. Москвы (110).
        В ряде этих регионов одновременно наблюдается высокий  процент
    выигранных споров (от 70%  и выше).  При значительно меньшем числе
    предъявления исков свыше 90% дел решены в пользу госналогинспекций
    республик Карачаево-Черкесия,     Марий-Эл,     Саха     (Якутия),
    Кабардино-Балкарской, Северной    Осетии,    Хакасии,    Амурской,
    Воронежской, Ивановской,   Камчатской,  Новгородской,  Ростовской,
    Смоленской, Тульской,   Ульяновской,   Ярославской   областей    и
    Ямало-Ненецкого автономного округа.
        В то же время в  некоторых  регионах  при  большом  количестве
    предъявления  исков  в пользу госналогинспекций вынесено менее 50%
    решений (Республики Дагестан,  Карелия,  Коми,  Приморский край  и
    другие).
        Наибольшие дополнительные поступления в  бюджет  в  результате
    предъявленных исков   к  налогоплательщикам  отмечены  по  городам
    Москве (1,3 млрд.  руб.)  и  Санкт-Петербургу  (846  млн.   руб.),
    Воронежской (360,6   млн.  руб.),  Курганской  (1,17 млрд.  руб.),
    Нижегородской (721 млн.  руб.),  Новосибирской  (232  млн.  руб.),
    Свердловской (154,8 млн. руб.) областям.

                                                             Начальник
                                               Юридического управления
                                                         Б.А.СТЕПАНКОВ






                                                        Приложение N 2
                                        к письму Госналогслужбы России
                                             от 14.06.94 N ВП-6-08/210

                                  ОБЗОР
         ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ МЕЖДУ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ И
          НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ В 1993 ГОДУ (ПО МАТЕРИАЛАМ ВЫСШЕГО
                 АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                          И АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ)

               1. Противоречия и пробелы в законодательстве

        Читинское областное управление инкассации обратилось с иском к
    госналогинспекции по   Центральному  району  г.  Читы  о  возврате
    взысканных в  бюджет  сумм  неуплаченного  в  1992  году   НДС   и
    финансовых санкций.  Свои  требования  истец обосновал тем,  что в
    соответствии со ст.  9 Закона РСФСР  от  02.12.90  "О  Центральном
    банке   РСФСР   (Банке  России)"  Банк  России  и  его  учреждения
    освобождены от уплаты всех видов налогов,  а также тем, что услуги
    инкассации   -   это   операции,  связанные  с  обращением  денег,
    являющихся законными средствами платежа,  которые в соответствии с
    подпунктом "ж" п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации "О налоге на
    добавленную стоимость" освобождаются от НДС.
        Читинский областной  арбитражный  суд  согласился  с  доводами
    истца и удовлетворил иск (аналогичные решения приняли  арбитражные
    суды по  искам  Хакасского  и  Северо-Осетинского  республиканских
    управлений инкассации).
        Арбитражный суд не принял во  внимание,  что ст.  9 указанного
    Закона находится   в   явном   противоречии   с   более    поздним
    законодательством, регулирующим  налоги  и  порядок предоставления
    налоговых льгот,  в соответствии   с которым  Банк  России  и  его
    учреждения не  освобождены  от  уплаты  НДС и других налогов.  Что
    касается понятия  инкассации,  то   в   соответствии   с   письмом
    Министерства финансов Российской Федерации от 09.07.93 N 04-03-12,
    адресованным   Председателю    Центрального    банка    Российской
    Федерации, инкассация  денег  является  специфической транспортной
    услугой, связанной с обеспечением сохранности денежной наличности,
    и поэтому должна облагаться налогом на добавленную стоимость.
        Высший Арбитражный  Суд  Российской  Федерации,  рассмотрев  в
    порядке надзора  решение  Читинского областного арбитражного суда,
    отменил его,   тем   самым   подтвердив   правомерность    решения
    госналогинспекции и   создав   судебный  прецедент  по  указанному
    вопросу.

               2. Недостаточная урегулированность некоторых
           правоотношений в налоговом законодательстве бывшего
              Союза ССР, не получивших дальнейшего развития
                      в российском законодательстве

        Малое предприятие  ЦПС-207  (г.  Тверь)   предъявило   иск   о
    признании недействительным решения Госналогслужбы России по налогу
    на прирост средств,  направляемых на оплату труда,  взимавшемуся в
    порядке, предусмотренном  Инструкцией  Минфина  СССР от 20.10.89 N
    30в. При рассмотрении дела  в  первой  и  кассационной  инстанциях
    Высшего Арбитражного  Суда  России  спор  был  разрешен  в  пользу
    налоговых органов.  Однако   постановлением   надзорной   коллегии
    Высшего Арбитражного    Суда    России    от    16.03.93   решение
    Госналогслужбы России признано недействительным,  а сумма  налога,
    зачисленная в  союзный  бюджет,  -  подлежащей   возврату   истцу.
    Действия налоговой инспекции,  как и самого налогоплательщика,  по
    выбору аналога для определения  базового  уровня  оплаты  труда  и
    исчисления  налога  на  прирост  средств,  направляемых  на оплату
    труда, признаны неправомерными.
        Данный спор возник в результате того,  что  союзным  налоговым
    законодательством не  был урегулирован вопрос о выборе аналога для
    исчисления налога  при  создании  нового   предприятия   на   базе
    структурного подразделения  другого  предприятия,  что  привело  к
    различным подходам   при   исчислении   данного   вида   налога  и
    неоднократным изменениям    Высшим    Арбитражным   Судом   России
    собственных выводов.

                3. Нечеткость формулировок правовых актов

        Примером нечеткости формулировок  налогового  законодательства
    может служить  первоначальная  редакция  подпункта  "б"  пункта  1
    статьи 13 Закона Российской  Федерации  от  27.12.91  "Об  основах
    налоговой системы  в  Российской  Федерации",  которым установлена
    ответственность налогоплательщика    за    непредставление     или
    несвоевременное представление    документов,    необходимых    для
    исчисления и  уплаты  налога  в  виде  штрафа  в  размере  10%  от
    причитающихся к  уплате сумм налога за последний отчетный квартал,
    предшествующий проверке. Указанная норма не устанавливала, в какой
    именно орган такие документы должны быть представлены. На практике
    это послужило  основанием  для  применения  к   налогоплательщикам
    штрафа за непредставление или несвоевременное представление в банк
    платежных поручений на перечисление налогов в  бюджет.  Между  тем
    непредставление в  срок  платежного  поручения  означает  задержку
    уплаты налога,  за которую  подпунктом  "в"  пункта  1  статьи  13
    указанного Закона  предусмотрена самостоятельная ответственность в
    виде пени.  Таким образом,  имела место ситуация,  при которой  за
    одно и то  же  правонарушение налогоплательщик нес ответственность
    дважды, что противоречит принципу однократности наказания.
        Указанное обстоятельство   принималось   во   внимание  Высшим
    Арбитражным Судом Российской Федерации  еще  до  внесения  в  этот
    Закон необходимого   уточнения  Законом  Российской  Федерации  от
    22.12.92 N 4178-1,  установившим, что ответственность за указанное
    правонарушение наступает    в   результате   непредставления   или
    несвоевременного представления  налогоплательщиком соответствующих
    документов в налоговый орган.
        Так в июле - августе 1992  года  он  признал  недействительным
    решение Госналогслужбы  России  по  иску  АО  "Молодая  гвардия" о
    взыскании с истца штрафа за несвоевременные  расчеты  с  бюджетом,
    поскольку ответственность в виде 10% штрафа за указанное нарушение
    не установлена.  Кассационная  жалоба  Госналогслужбы  России была
    оставлена без удовлетворения,  а в принесении  протеста  отказано.
    Анализ  дела  по иску АО "Молодая гвардия" к Госналогслужбе России
    дан в Вестнике  Высшего  Арбитражного  Суда  Российской  Федерации
    (1993 г., N 2, стр. 80).
        Однако в  январе  1993  года,  т.е.  после  уточнения  Закона,
    аналогичный спор по иску ПО "Псковкерамика"  был  разрешен  другим
    составом этого   суда  в  пользу  Госналогслужбы  России.  Решение
    налоговых органов   о   взыскании   с   объединения   штрафа    за
    несвоевременное представление  в  банк  платежного  поручения  для
    перечисления налога  на  прибыль  в  бюджет  было  признано  судом
    правомерным.
        Значительное число споров госналогинспекций (в том числе с А/О
    "Молодежная  мода",   А/О   "Ювелирная   торговля   Северо-Запад",
    Северо-Западным    предприятием   Росювелирторга),   связанное   с
    обязанностью  юридических  лиц  (сборщиков   подоходного   налога)
    удержания  подоходного  налога  в  1992 году с физических лиц,  не
    состоящих с ними в трудовых отношениях,  обусловлено отсутствием в
    первоначальной редакции подпункта "т" п. 1 ст. 3 Закона Российской
    Федерации "О  подоходном  налоге  с  физических  лиц"  определения
    понятия   "и   иной  деятельности  с  целью  получения  дохода"  и
    ответственности источника выплаты дохода за неудержание налога.
        В связи с этим  налоговые   органы  самостоятельно  определяли
    критерии отнесения   к   указанной  деятельности  физических  лиц,
    систематически осуществлявших реализацию товаров, драгоценностей в
    больших размерах или на большие суммы,  и взыскивали при проверках
    деятельности указанных юридических лиц за 1992 год суммы  недобора
    по подоходному  налогу  с  привлечением  их  к ответственности, не
    предусмотренной налоговым  законодательством.   Арбитражные  суды,
    рассматривая в 1993 году такие споры,  как правило,  удовлетворяли
    требования истцов - сборщиков подоходного налога,  так как  новая,
    уточненная редакция указанного подпункта введена в действие только
    с 01.01.93.
        АО "Хобби" (г.  Самара) в нарушение  подпункта  "т"  пункта  2
    Положения  о составе затрат по производству и реализации продукции
    (работ,  услуг)  отнесло  платежи  по   полученным   краткосрочным
    кредитам  банка  в  полном размере на себестоимость.  В результате
    проверки госналогинспекцией по Советскому району г.  Самары  сумма
    заниженной  прибыли  и соответствующий штраф были изъяты в бюджет.
    На  жалобу  налогоплательщика   и   запрос   госналогинспекции   в
    Госналогслужбу  России  были  даны  два  взаимоисключающих  ответа
    (письма Госналогслужбы России от 29.09.92 N 14-5-11 и от  25.11.92
    N  01-2-08),  что  послужило  одним  из  оснований для обращения в
    арбитражный   суд.   В   результате   необоснованного   применения
    Ивановским   областным  советом  профсоюза  работников  кооперации
    льготы, предусмотренной подпунктом "в" пункта 1 статьи 7 Закона РФ
    "О  налоге на прибыль предприятий и организаций",  предоставляемой
    предприятиям, содержащим у себя на балансе пионерские лагеря, было
    допущено сокрытие налогооблагаемой прибыли.  Причиной,  по которой
    истец  не  смог  в  судебном  процессе  доказать,  что  облагаемая
    прибыль,  полученная от коммерческой деятельности,  уменьшается на
    затраты  по  содержанию  пионерского  лагеря,  явилось  отсутствие
    раздельного    учета    доходов   и   расходов   по   основной   и
    предпринимательской деятельности.
        Нечеткость редакции    правовых    норм,    допускающая     их
    неоднозначное толкование,  оставляет  свободу для принятия волевых
    решений как налоговыми  органами  на  местах,  так  и  центральным
    аппаратом Службы.  Будучи  приняты  не в пользу налогоплательщика,
    такие решения зачастую становятся предметом обжалования  в  Высший
    Арбитражный Суд   Российской  Федерации.  Неоднозначное  понимание
    нормы Положения о составе затрат привело к тому,  что в  ответ  на
    жалобу, поступившую  в  Госналогслужбу  России   от   АО   "Хобби"
    (Самара),  которое  в нарушение подпункта "т" пункта 2 Положения о
    составе затрат по  производству  и  реализации  продукции  (работ,
    услуг) отнесло  платежи по полученным краткосрочным кредитам банка
    в полном размере на себестоимость, из стен Службы вышли два письма
    противоположного  содержания,  в  одном из которых была поддержана
    позиция налогового органа,  а  в  другом  -  налогоплательщика.  В
    результате   этого  налогоплательщик  вынужден  был  обратиться  в
    арбитражный суд,  имея в виду не только защитить свои интересы, но
    и   получить   однозначное   толкование   соответствующей   нормы.
    Арбитражный суд, рассмотрев дело по существу, не поддержал исковые
    требования налогоплательщика.

            4. Несовершенство хозяйственного законодательства,
        в том числе регулирующего вопросы создания, реорганизации,
              ликвидации, определения организационно-правовых
                   форм предприятий и их подразделений

        Особую категорию   составляют   дела,   где   для  правильного
    применения налогового  законодательства  ключевое  значение  имеют
    определение статуса       хозяйствующего       субъекта,       его
    организационно-правовой формы,  установление   факта   прекращения
    юридического лица  путем  ликвидации  или реорганизации.  Основные
    затруднения при решении  налоговыми  органами  указанных  вопросов
    объясняются низким качеством учредительных документов предприятий,
    несоблюдением ими  и  их   учредителями   установленного   порядка
    создания, реорганизации   и   ликвидации   предприятий,   а  также
    недостаточной четкостью законодательства по этим вопросам.
        Так преобразование ЦНТТМ "Эврика" (г.  В.  Салда  Свердловской
    области)  в  предприятие,  базирующееся  на  долевом участии в нем
    граждан  (т.е.  реорганизация),  было  расценено   Госналогслужбой
    России  как  основание  для  удержания  с физических лиц,  ставших
    участниками предприятия,  подоходного налога с сумм выделенных (но
    не  выплаченных) им паев,  в то время как действовавшим в то время
    налоговым законодательством обязанность по  удержанию  подоходного
    налога  связывалась только с ликвидацией предприятия и фактическим
    получением  дохода  гражданином.  Решение,  вынесенное  по  первой
    инстанции в пользу истца, было обжаловано Госналогслужбой России и
    отменено постановлением кассационной коллегии Высшего Арбитражного
    Суда  Российской  Федерации.  Однако в порядке надзора по протесту
    заместителя Председателя  этого  суда  постановление  кассационной
    коллегии было   отменено,   позиция   Госналогслужбы  России  была
    признана  ошибочной;  Председателем  Высшего   Арбитражного   Суда
    Российской Федерации  отклонена  просьба  Госналогслужбы  России о
    принесении протеста на постановление надзорной коллегии.

         5. Несоответствие актов местных органов государственной
                   власти законами Российской Федерации

        В соответствии  со  ст.  3  Закона  РСФСР  "О  Государственной
    налоговой службе  РСФСР"  госналогинспекции  в  своей деятельности
    руководствуются решениями и постановлениями по налоговым  вопросам
    органов местного самоуправления на соответствующих территориях и в
    пределах предоставленных им прав.
        Малый Совет  Калининского  районного Совета народных депутатов
    г. Чебоксары решением от 08.07.92 N 28 в нарушение пункта 4 статьи
    21 Закона  Российской  Федерации  "Об  основах налоговой системы в
    Российской Федерации",   в соответствии с которым  местные  налоги
    могут устанавливаться    решениями     районных     и    городских
    представительных органов  власти  -   местных   Советов   народных
    депутатов, ввел  налог на перепродажу автомобилей,  вычислительной
    техники и персональных компьютеров и утвердил Положение о нем.
        Рассматривая в   кассационной  инстанции  дело  по  иску   НПП
    "Карат" к госналогинспекции по Калининскому району г.  Чебоксары о
    возврате из  местного бюджета 1244900 рублей налога на перепродажу
    автомобилей и возмещении причиненных убытков,  Высший  Арбитражный
    Суд России  пришел  к  выводу,  что  Малый  Совет,  превысив  свои
    полномочия, утвердил  Положение,  не  имеющее юридической силы,  и
    признал недействительным указанный акт и  основанный  на  нем  акт
    проверки госналогинспекции в части взимания налога на перепродажу,
    обязав госналогинспекцию возвратить  денежные  суммы  из  местного
    бюджета.

         6. Ошибки, допущенные госналогинспекциями при проверках
           налогоплательщиков и исчислении налогов и финансовых
             санкций вследствие неправильного применения норм
                    права или их недостаточного знания

        Высший Арбитражный    Суд   России   при   рассмотрении   иска
    кооператива "Росинка"  (г.  Пятигорск)  к  Госналогслужбе   России
    установил, что налоговая инспекция по г.  Пятигорску необоснованно
    расценила как занижение дохода полученный аванс  в  размере  17202
    руб., хотя  кооперативом за проверяемый период выполнены подрядные
    работы лишь на 54,4%,  и признал решение госналогинспекции в части
    включения в   доход   кооператива   аванса   в  сумме  17202  руб.
    недействительным.
        Решением Высшего  Арбитражного  Суда Республики Адыгея по иску
    АО "Юр-Ан" акт проверки госналогинспекции по Республике Адыгея был
    признан недействительным в части взыскания всех видов платежей  по
    акцизу,  так как утвержденный Инструкцией Госналогслужбы России от
    09.12.91 N 2 "О порядке  исчисления  и  уплаты  акцизов"  перечень
    ставок  акцизов на отдельные виды товаров является исчерпывающим и
    расширительному толкованию не подлежит.  В связи с тем,  что в нем
    отсутствуют   настойки,  госналогинспекция  неправильно  применила
    законодательство, регулирующее исчисление и уплату акцизов.
        Мурманский областной  арбитражный  суд,  рассмотрев  иск   ИЧП
    "Демос" к  госналогинспекции  Первомайского  района  г. Мурманска,
    удовлетворил исковые  требования  налогоплательщика в связи с тем,
    что  доказательства  налоговой  инспекции   о   том,   что   истец
    неправомерно  пользовался  льготой по налогообложению прибыли,  не
    основаны на Законе.
        Госналогинспекция по Республике Татарстан во II полугодии 1993
    г. применила 10% штрафную санкцию за несвоевременное представление
    предприятием "Татстройгазификация"  платежного  поручения  в банк.
    Решением   Высшего   Арбитражного   Суда   Российской    Федерации
    неправомерно взысканные 22 млн.  138 тыс. 629 руб. были возвращены
    истцу,  а  со  счета  налоговой  инспекции  взыскано  213863  руб.
    расходов по госпошлине.
        Высший Арбитражный  Суд  Российской  Федерации,  рассмотрев  в
    первой инстанции иск  Беринговского  морского  торгового  порта  к
    госналогинспекции по  Беринговскому  району Чукотского автономного
    округа, удовлетворил его. Причиной этого  явились ошибочные выводы
    госналогинспекции при      правильном      выявлении     нарушений
    налогоплательщика.   В   мае  -  июне   1992  года  торговый  порт
    собственными силами осуществил ремонт судов и отнес данные затраты
    на  себестоимость,  а  в октябре 1992 года создал ремонтный фонд и
    начиная с августа производил ежемесячные отчисления в него, относя
    их  также  на себестоимость.  Портом при создании ремонтного фонда
    был  также  нарушен  п.  6  Положения  о  бухгалтерском  учете   и
    отчетности   в   Российской   Федерации,   поскольку  при  ведении
    бухгалтерского учета должно быть обеспечено соблюдение  в  течение
    отчетного  года  принятой  учетной  политики  (методики) отражения
    отдельных хозяйственных операций,  что  привело  к  неправомерному
    отнесению   на   себестоимость  средств,  перечисленных  портом  в
    ремонтный фонд с августа по декабрь 1992  года.  Госналогинспекция
    вместо того,  чтобы изъять незаконно перечисленные 67 млн.  руб. в
    ремонтный фонд,  указала в акте проверки, что налогоплательщик при
    наличии ремонтного фонда относил на затраты ремонт судов, и изъяла
    11 млн. руб. фактических затрат на ремонт. В результате по решению
    суда с расчетного счета госналогинспекции взыскано 23,6 млн.  руб.
    основного долга и 2,3 млн.  руб.  расхода по госпошлине  в  пользу
    торгового порта и штраф в размере 10 тыс. руб.
        Отмечая как  положительный факт возросшую активность налоговых
    органов по предъявлению в 1993 году  исков  к  налогоплательщикам,
    следует в  то  же  время  отметить,  что выдвигавшиеся ими исковые
    требования не  всегда  достаточно  обосновывались,  в результате в
    ряде случаев эти иски не удовлетворялись.
        Так, например, иски госналогинспекции по Краснокутскому району
    Саратовской области  о  ликвидации  кооператива  "Керамика"  и  МП
    "Агротэк" не  были  удовлетворены  арбитражным  судом  в  связи  с
    отсутствием оснований   для   ликвидации,   так   как   сумма   их
    задолженности перед  бюджетом  составляла  менее  500  минимальных
    размеров оплаты   труда.   Указанный   признак   несостоятельности
    предприятия предусмотрен статьей 1 Закона Российской Федерации  "О
    несостоятельности (банкротстве) предприятий".
        Госналогинспекция по г.  Мурманску,  обратившись в арбитражный
    суд с  исковым  заявлением  о  признании регистрации МП "Мурманск"
    недействительной в  связи  с  несоответствием  его   учредительных
    документов законодательству,     не     смогла     доказать    это
    несоответствие. Суд не нашел оснований для  признания  регистрации
    предприятия недействительной и отказал  госналогинспекции в иске.

                  7. Неправильное применение норм права
                  налогоплательщиками в целях уклонения
                           от налогообложения

        Госналогинспекция по  Первомайскому  району  г.   Владивостока
    взыскала неуплаченный НДС с АО "Шельф" и применила соответствующие
    финансовые санкции.  Налог не  уплачивался,  так  как  АО  "Шельф"
    заключило в   1992   году  договор  о  совместной  деятельности  с
    Владивостокской базой тралового флота (ВБТФ) на  вылов  и  экспорт
    рыбопродукции. АО "Шельф" не являлось собственником рыбопродукции,
    т.к. рыба  экспортировалась после ее передачи ВБТФ,  имевшей квоту
    на экспорт,  а суда были арендованы акционерным  обществом.  Таким
    образом,  с одной и той же экспортной продукции не уплачивался НДС
    ни ВБТФ, ни акционерным обществом. Несмотря на указанные нарушения
    в  деятельности АО "Шельф",  Приморский краевой арбитражный суд не
    исследовал полностью обстоятельства дела,  неправильно применил  к
    налоговым   правоотношениям   нормы  гражданского  права,  не  дал
    правовую  оценку  договора  о  совместной  деятельности,   который
    таковым   не   являлся,   так  как  не  соответствовал  содержанию
    требований,  предъявляемых   к   таким   договорам   (отсутствовал
    отдельный  баланс и доверенность на ведение общих дел),  и признал
    недействительным  акт  госналогинспекции.  Постановлением  Высшего
    Арбитражного   Суда  России  решение  краевого  арбитражного  суда
    Российской Федерации было отменено и в иске АО "Шельф" отказано.
        По аналогичному делу Приморским краевым арбитражным судом было
    принято решение,   также    отмененное  Высшим  Арбитражным  Судом
    Российской Федерации.  Госналогинспекцией по г.  Владивостоку с ПО
    "Дальморепродукт" взыскан  неуплаченный  им  в  1992  году  НДС  и
    применены соответствующие    финансовые    санкции.    Налог    не
    уплачивался, т.к.   объединением   были   заключены    договоры  о
    совместной деятельности  и  аренде  судов  с  СП  "Экопасифик".  В
    дальнейшем рыбопродукция экспортировалась в Японию.  Как и по иску
    АО "Шельф",   Приморский   краевой    арбитражный    суд    сделал
    неправомерный вывод  о том,  что ПО "Дальморепродукт" как участник
    совместной деятельности не является плательщиком НДС,  в то  время
    как этот налог  не  уплачивает  экспортер  рыбопродукции,  имеющий
    квоту  на  экспорт.  ПО  "Дальморепродукт"  такой  квоты не имело,
    контракт  на  экспорт  не  заключало,  в   таможенных   документах
    экспортером значилось СП "Экопасифик". Доводы ПО "Дальморепродукт"
    о том,  что валютные средства  были  получены  им  от  иностранной
    фирмы и поэтому с этих сумм НДС уплачиваться не должен,  поскольку
    выплата валюты  свидетельствует  о  расчетах  за  экспортированную
    продукцию,  были  необоснованны,  поскольку  в данном случае имело
    место  изменение  порядка   расчетов   между   двумя   российскими
    предприятиями  по  договорам аренды и совместной деятельности.  ПО
    "Дальморепродукт" оказывало услуги  СП  "Экопасифик"  по  сдаче  в
    аренду   судов,   добыче   и  переработке  рыбопродукции.  Экспорт
    осуществляло СП "Экопасифик".
        ИЧП "Северная Русь" обжаловало  решение  Госналогинспекции  по
    Свердловской области  о  списании  недоимок  по налогам и штрафных
    санкций. 10.03.93 госналогинспекция  установила  задолженность  по
    платежам в бюджет на сумму 35 млн.  руб.,  а 14.03.93 до вынесения
    госналогинспекцией    решения   о   взыскании   денежных   средств
    собственник ИЧП передал свое предприятие в аренду физическому лицу
    и,  руководствуясь  Основами  законодательства Союза ССР и союзных
    республик  об  аренде,  потребовал   возврата   взысканных   сумм,
    поскольку согласно ст. 15 Основ не допускается обращение взыскания
    по долгам арендодателя на имущество,  сданное в аренду. Фактически
    сделка  являлась  притворной,  направленной на уклонение от уплаты
    недоимки по налогам. В иске налогоплательщикам отказано.
        Госналогинспекция по Мурманской области,  осуществляя проверку
    ИЧП "Авторемстроймонтаж",   установила,   что  ИЧП   необоснованно
    пользовалось льготой,  освобождающей от уплаты налога на прибыль в
    течение двух  лет малые предприятия,  выпускающие товары народного
    потребления. Товары народного  потребления  выпускала  текстильная
    фабрика, с которой у ИЧП был договор о совместной деятельности,  и
    часть выручки от реализованного  фабрикой  товара  зачислялась  на
    счет ИЧП  (100%  доходов  ИЧП).  Высший Арбитражный Суд Российской
    Федерации отказал в иске ИЧП,  так как  представленный договор   о
    совместной деятельности таковым не являлся (отсутствовал отдельный
    баланс). Доходы ИЧП,  получаемые  от  долевого  участия,  являлись
    доходами от  внереализационных  операций,  а  не  от  производства
    товаров народного потребления.
        Магазином "Дельфин"    в    1992    году    приобретались    и
    реализовывались  товары  народного  потребления  (сделки  купли  -
    продажи и комиссии),  однако имелись в наличии  только  накладные,
    операции  по которым не отражались в бухгалтерском учете.  Выручка
    из кассы в банк не сдавалась,  а расчеты с клиентами и работниками
    магазина    осуществлялись    наличными    деньгами    из   кассы.
    Госналогинспекция N 16 г. Москвы выявила наличие неоприходованного
    товара,  подлежащего  согласно  Положению  о бухгалтерском учете и
    отчетности зачислению на  результаты  хозяйственной  деятельности.
    Неоприходованное    имущество   в   стоимостном   выражении   было
    квалифицировано как  сокрытие  прибыли  на  сумму  1.600.854  руб.
    Решением  Высшего  Арбитражного  Суда  Российской Федерации в иске
    магазину было отказано.
        АОЗТ  "Народная строительная компания" г.  Москвы намеревалось
    путем доверенного  управления  приватизационными чеками (трастовая
    операция) граждан  создать   в   течение  3 - 5  лет   необходимые
    материальные предпосылки  для  строительства жилья для граждан.  В
    связи с намерением строить  жилье  АОЗТ  организовало  регистрацию
    чеков, за что взимался регистрационный сбор в размере 2000 руб.  и
    1000 руб.  за каждый приватизационный чек.  Таким образом,  в 1992
    году было собрано 65 млн.  руб., налоги с которых не уплачивались,
    поскольку  АОЗТ считало их авансовыми платежами.  В ходе судебного
    разбирательства было установлено, что сборы являются не авансовыми
    платежами,  а платой за постановку граждан на очередь на получение
    жилья и,  таким  образом,  образуют  доходы  от  внереализационных
    операций.  Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
    в иске АОЗТ было отказано.
        Банк "Калуга"   (Калужская   обл.)   под  видом  факторинговых
    операций производил выдачу кредитов коммерческим предприятиям, тем
    самым занизив   общий   объем   кредитов.   Нарушение   налогового
    законодательства выразилось в том,  что банком уплачивался налог с
    доходов по   ставке   20%,   а   не   30%,  как  было  установлено
    законодательством для банков. Калужский областной арбитражный суд,
    не  рассмотрев  дело  по  существу,  признал акт госналогинспекции
    недействительным,  так как сделки  не  были  оспорены  в  судебном
    порядке,  а  в  соответствии  со  ст.  6 ГК РСФСР признание сделок
    недействительными относится к  компетенции  суда.  Данное  решение
    было    отменено   постановлением   надзорной   коллегии   Высшего
    Арбитражного Суда Российской Федерации,  так как при  рассмотрении
    иска  банка  "Калуга"  о  признании акта проверки недействительным
    арбитражный суд   обязан  был  исследовать  договоры,  послужившие
    основанием  для выводов госналогинспекции в части нарушения банком
    налогового законодательства.  Госналогинспекция в акте не  ставила
    вопрос о признании сделок недействительными,  а давала им оценку с
    позиции соблюдения банком налогового законодательства.
        ТОО "Русский  Дом  Селенга"  (РДС)  заключает   с   населением
    договоры  селенга,   которые   рассматриваются   им  как  договоры
    имущественного найма,   предметом   которых   является    передача
    гражданами полномочий  по пользованию и распоряжению их имуществом
    - деньгами.   Для   достижения   своих  целей  РДС  привлекает  на
    договорных началах  и  свободно  использует  указанные  финансовые
    средства для приобретения паев, имущества (в т.ч. государственного
    и  муниципального)  и  осуществления  коммерческой   деятельности.
    Привлечение   на  договорных  началах  и  свободное  использование
    финансовых средств согласно Закону РСФСР  о  банках  и  банковской
    деятельности  относится к банковской деятельности и лицензируется,
    что  отмечено  в  постановлении  арбитражного  суда  Волгоградской
    области  N  161/8  и письме Председателя Высшего Арбитражного Суда
    Российской Федерации от 09.11.93  N  3026/93,  отказавшему  РДС  в
    принесении   протеста.  В  дальнейшем  по  иску  госналогинспекции
    Волгоградский областной арбитражный суд  решением  от  02.02.94  N
    5/11  сделки с гражданами признал недействительными,  а полученный
    РДС доход 8234900 руб.  (сумма контрольно-целевых взносов) взыскал
    в бюджет. Исходя из содержания заключенных с гражданами договоров,
    которые   предусматривают   взимание    с    клиента    ежегодного
    контрольно-целевого взноса на функционирование РДС, представляется
    правильным рассматривать указанные взносы в качестве прибыли  РДС.
    В случае,  если с указанных взносов установленные законодательными
    актами  налоги  не  уплачиваются,  их  следует  считать   сокрытой
    прибылью и применить финансовые санкции,  установленные статьей 13
    Закона    Российской    Федерации    "Об    основах     налогового
    законодательства".
        Сокрытие налогооблагаемой  прибыли  в   результате   неверного
    отнесения затрат  на  себестоимость,  в  том  числе при применении
    льготы по  налогу  на  прибыль,  а  также  вследствие   ошибочного
    отражения в  бухгалтерском  учете операций с ценными бумагами было
    допущено 000  "Джобрус"  (г.   Москва).   Истец   не   отразил   в
    бухгалтерском учете   налогооблагаемую  прибыль,  поскольку  из-за
    неправильного отнесения затрат по осуществлению  благотворительной
    деятельности в сумме,  превышающей 3%  от налогооблагаемой прибыли
    на себестоимость получил по балансу убыток.  ООО "Джобрус" отнесло
    на себестоимость.  Доход,  полученный истцом от операции с ценными
    бумагами,  был расценен им как задолженность  по  кредиту.  Иск  о
    признании   недействительным   решения   Госналогслужбы  России  о
    списании с истца всей суммы сокрытой прибыли (дохода) и  наложении
    штрафа в   том   же   размере   арбитражным   судом  оставлен  без
    удовлетворения.
        Госпредприятие "Мурманскжилремонт"     предъявило     иск    к
    госналогинспекции по Октябрьскому району г.  Мурманска о признании
    акта камеральной  проверки от 27.07.93 недействительным.  Причиной
    спора явилось проведение госналогинспекцией  камеральной  проверки
    по бухгалтерскому  отчету за 1 полугодие 1993 года,  который,  как
    считал истец,  являлся черновиком и не предназначался  к  сдаче  в
    госналогинспекцию,  а  "чистовик",  по словам истца,  направлен по
    почте.  В результате проверки были выявлены  нарушения  налогового
    законодательства   (завышение  нормируемой  величины  расходов  на
    оплату труда) и применены штрафные санкции.  Решением  Мурманского
    областного арбитражного суда в иске отказано, так как данный отчет
    прошел регистрацию (имеется штамп налоговой инспекции и  запись  в
    журнале   регистрации   входящей  бухгалтерской  корреспонденции),
    подписан главным бухгалтером и руководителем предприятия,  а также
    направление  отчета  одногороднего предприятия почтой противоречит
    п.  78 Положения о бухгалтерском учете и отчетности  в  Российской
    Федерации.
        ТОО "Унипроф" обратилось с иском о признании недействительными
    действий госналогинспекции по Северному округу г. Москвы и решения
    Госналогслужбы России.  Спор  связан  с  неправильным  применением
    истцом ставок   подоходного   налога   с   заработков,  получаемых
    гражданами за выполнение ими трудовых обязанностей, вместо ставок,
    применяемых для  налогообложения  разовых  работ  в соответствии с
    Законом СССР "О подоходном налоге  с  граждан   СССР,  иностранных
    граждан и  лиц  без  гражданства".  Указанные  ставки  налога были
    применены к  налогообложению  доходов,  полученных  гражданами  за
    выполнение разовой работы по договору подряда.
        Проверкой хозяйственно-финансовой   деятельности   Балтийского
    морского пароходства      (г.      С.-Петербург),      проведенной
    Госналогслужбой   России,   установлено   занижение   пароходством
    налогооблагаемой  базы - превышение фактических расходов на оплату
    труда в  составе  себестоимости  по  сравнению  с  их  нормируемой
    величиной. Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
    подтверждена правильность взыскания в бюджет 588646 тыс. руб.
        Госналогинспекция по   г.   Новый  Уренгой  выявила,  что  ТОО
    "Новоуренгойбурснабсбыт Ltd   &   Co.",    образовавшееся    после
    ликвидации структур  Госснаба  СССР  и  являющееся  монополистом в
    округе, образовало уставный  фонд,  внеся  в  качестве  паев  свою
    интеллектуальную собственность  в форме "ноу-хау".  Фактически ТОО
    занималось посреднической  деятельностью,   обеспечивая   поставку
    бурильного оборудования    из    Самары    в   округ.   Нарушение,
    установленное госналогинспекцией, заключалось  в  том,   что   ТОО
    интеллектуальную собственность  ("ноу-хау")  относило на затраты в
    качестве износа  нематериальных  активов,   тем   самым   уменьшая
    налогооблагаемую прибыль,  хотя  эта  собственность ("ноу-хау") не
    участвовала в процессе производства. Кроме того, истец не объяснил
    механизм износа нематериального актива.
        Спор концерна "Эксна" с  госналогинспекциями  по  Хабаровскому
    краю и г.  Хабаровску возник в связи с отнесением им на результаты
    хозяйственной     деятельности      просроченной      кредиторской
    задолженности. 20 млн. руб. были получены концерном в октябре 1990
    года  от  Госагропрома  РСФСР  для  внесения   в   уставный   фонд
    Советско-корейского предприятия. Однако указанные средства не были
    использованы по назначению.  Таким образом,  в октябре 1991 года у
    концерна  образовалась кредиторская задолженность,  не внесенная в
    доход союзного бюджета и  не  отраженная  в  бухгалтерском  учете.
    Госналогинспекция по г.  Хабаровску расценила данное нарушение как
    сокрытую прибыль.  Кроме того,  в 1989 - 1991 годах концерном были
    заключены   внешнеэкономические   контракты   с   инофирмами,   не
    выполненные иностранными партнерами в  части  оплаты  поставленных
    концерном  товаров (срок исковой давности исчисляется в три года с
    момента отгрузки).  Указанные средства тоже подлежали отнесению на
    результаты финансовой деятельности.


        Фирма "Алекс и  Ко"  (г. Мурманска)  в  I квартале  1993  года
    неправомерно списала  на  затраты  в  качестве сомнительных долгов
    дебиторскую задолженность,  по  которой  не  истек  срок   исковой
    давности. В  ходе судебного разбирательства было установлено,  что
    на затраты отнесена стоимость полученного фирмой  товара,  которая
    не была   оплачена   поставщику,   в   связи  с  чем  образовалась
    кредиторская задолженность,  а   не   дебиторская.   Неправомерное
    увеличение затрат  привело  к  занижению налогооблагаемой прибыли.
    Постановлением надзорной  коллегии   Высшего   арбитражного   суда
    Российской Федерации от 09.02.94 в иске было отказано.
        Документальной проверкой госналогинспекции  по  г.  Шадринску,
    проведенной в  МП  "Восход",  от  20.09.93  с  данного предприятия
    подлежала взысканию в бюджет сумма 692471,3 тыс.  руб.  Из  данной
    суммы, по  мнению налоговой  инспекции,  319918,7 тыс.  руб.  были
    занижены "Восходом" умышленно,  в связи  с  чем  предприятию  была
    предъявлена претензия  о взыскании штрафа в пятикратном размере от
    данной суммы  (1599593,5  тыс.  руб.).  В   ходе   проверки   было
    установлено, что  МП  "Восход"  и  ИЧП  "Шадских  и  Ко"  24.05.93
    заключили между собой договор займа на сумму 14,5 млн. руб. сроком
    на 2 месяца под залог всех основных средств малого предприятия.  В
    оформлении договора   о   залоге    были    нарушены    требования
    законодательства, предъявляемые к таким договорам.
        01.07.93, то есть еще до истечения 2-месячного срока договора,
    основные средства  были  переданы малым предприятием в ИЧП по акту
    приема - передачи. Госналогинспекция  обратилась    с   иском    в
    арбитражный суд о признании указанных договоров недействительными.
    Суд, учитывая вышеизложенное, а также наличие задолженности в этой
    сумме ИЧП  "Шадских и Ко" перед малым предприятием,  что позволяло
    произвести  взаиморасчеты и исключало заем,  удовлетворил  исковые
    требования госналогинспекции.     Решение     арбитражного    суда
    ответчиками обжаловано  не   было.   Предъявление   данного   иска
    госналогинспекцией было  вызвано  необходимостью возврата основных
    средств МП "Восход"  для обращения на них в  дальнейшем  взыскания
    недоимки. Иск  о  взыскании  с  МП  "Восход"  штрафа в пятикратном
    размере за умышленное сокрытие прибыли был  удовлетворен  судом  в
    сумме 1121277,0 тыс. руб.
        Госналогинспекция по Чувашской Республике обратилась с иском к
    ИЧП "Светлана-2" о признании недействительными сделок  по  продаже
    ликеро-водочных  изделий,  совершенных  без лицензии,  и взыскании
    полученного дохода 584988 руб. в местный бюджет. Статьей 21 Закона
    "О  предприятиях  и предпринимательской деятельности" установлено,
    что отдельные виды деятельности могут осуществляться  при  наличии
    специального    разрешения   (лицензии).   Перечень   этих   видов
    деятельности определяется Совмином России и Совминами  входящих  в
    ее    состав   республик   или   уполномоченными   ими   органами.
    Лицензирование  торговли  винно-водочными  изделиями   установлено
    постановлением  Правительства России от 04.05.92 N 282 "О мерах по
    упорядочению  производства  винно-водочных  изделий  и   пива"   и
    торговля     указанными     напитками    предприятиями    торговли
    осуществляется   при   наличии   лицензии,   выдаваемой   органами
    исполнительной власти на местах по согласованию с территориальными
    органами санитарно-эпидемиологического надзора, а также документа,
    содержащего  сведения об изготовителе этой продукции.  Арбитражный
    суд иск госналогинспекции удовлетворил,  взыскав все полученное по
    сделкам в доход бюджета, применив последствия статьи 49 ГК РСФСР.
        В заключение  следует  отметить,  что  арбитражные суды в 1993
    году не только  стали  принимать  к  рассмотрению  иски  налоговых
    органов о признании предприятий банкротами, но и удовлетворять их.
    Вместе с тем,  имеются случаи возложения  арбитражными  судами  на
    налоговые органы  обязанностей  по  исполнению отдельных действий,
    связанных с  процедурными  вопросами,  и оплате их за счет средств
    налоговых органов.
        В частности,  госналогинспекция по  Правобережному  району  г.
    Липецка обратилась    с  заявлением  в  арбитражный  суд  Липецкой
    области о возбуждении производства по делу о банкротстве ТОО фирма
    "Яхонт". Согласно    расчету,    представленному   истцом,   сумма
    задолженности фирмы по обязательным платежам  в  бюджет  составила
    17.360.000 руб.  Анализ баланса ответчика показал, что собственных
    денежных средств для обеспечения платежей в бюджет фирма не имеет.
    Поскольку  финансовое     состояние     фирмы    имеет    признаки
    несостоятельности (банкротства), суд  вынес  решение  о  признании
    фирмы "Яхонт"  банкротом,  ее  ликвидации  и  открытии конкурсного
    производства, а также о взыскании с фирмы "Яхонт"  350  тыс.  руб.
    госпошлины. Одновременно суд поручил госналогинспекции представить
    кандидатуру конкурсного  управляющего  и  обязал ее перечислить на
    депозитный счет арбитражного суда 180 тыс.  руб. для опубликования
    объявления   о   банкротстве   ответчика   в   "Вестнике   Высшего
    Арбитражного Суда Российской Федерации".
        Согласно ст.  17  Закона  Российской  Федерации от 19.02.92 "О
    несостоятельности (банкротстве) предприятий" решение  о  признании
    должника несостоятельным   (банкротом)   и   открытии  конкурсного
    производства публикуется в  "Вестнике  Высшего  Арбитражного  Суда
    Российской Федерации" за счет средств, перечисленных на депозитный
    счет арбитражного суда.  Однако в указанной статье  не определено,
    кто должен перечислять  эти  средства.  В  связи  с этим налоговым
    инспекциям в каждом  конкретном  случае  при  возбуждении  дела  о
    банкротстве следует  исходить  из  оценки  баланса предполагаемого
    банкрота, а  также  учитывать  иные  имеющие  значение  для   дела
    обстоятельства во  избежание изъятия из бюджета денежных средств в
    размерах, превышающих их возвратность при распределении конкурсной
    массы.

                                                Юридическое управление
                                                 Госналогслужбы России

                            -----------------¬
                            ¦ОБРАЩЕНИЕ В СУД.¦
                            ¦АРБИТРАЖНЫЙ СУД ¦
                            L-------T---------
                                    ^
                                    ¦
         ---------------------------+-----------------------------¬
         ¦ПРАВОМЕРНОЕ       ПРИМЕНЕНИЕ САНКЦИЙ       НЕПРАВОМЕРНОЕ¦
         ¦                  НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ                   ¦
         L--------------------------T------------------------------
                                    ¦
    --------------------------------+--------------------------------¬
    ¦НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ        НАРУШЕНИЕ          НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ  ¦
    ¦                  НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА                   ¦
    L-------------------------------T---------------------------------
                                    ¦
                        ------------+-----------¬
                        ¦        ПРИЧИНЫ        ¦
                        ¦ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАЛОГОВЫХ¦
                        ¦         СПОРОВ        ¦
                        L---------T---T----------
                                  ¦   ¦
                                  ¦   ¦
        ---------------------¬    ¦   ¦    ----------------------¬
    ----+   НЕСОВЕРШЕНСТВО   +----+   +----+    НЕПРАВИЛЬНОЕ     +---¬
    ¦   ¦  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  ¦    ¦   ¦    ¦ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ПРАВА¦   ¦
    ¦   L---------------------    ¦   ¦    L----------------------   ¦
    ¦                             ¦   ¦                              ¦
    ¦   ---------------------¬    ¦   ¦    ----------------------¬   ¦
    ¦   ¦  НАЛИЧИЕ ПРОБЕЛОВ  ¦    ¦   ¦    ¦    НЕДОСТАТОЧНАЯ    ¦   ¦
    +---+(НЕУРЕГУЛИРОВАННОСТЬ¦    ¦   ¦    ¦  ИНФОРМИРОВАННОСТЬ  +---+
    ¦   ¦     ОТДЕЛЬНЫХ      ¦    ¦   ¦    ¦    О ДЕЙСТВУЮЩЕМ    ¦   ¦
    ¦   ¦   ПРАВООТНОШЕНИЙ)  ¦    ¦   ¦    ¦   ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ  ¦   ¦
    ¦   L---------------------    ¦   ¦    L----------------------   ¦
    ¦                             ¦   ¦                              ¦
    ¦   ---------------------¬    ¦   ¦    ----------------------¬   ¦
    ¦   ¦     НЕЧЕТКОСТЬ     ¦    ¦   ¦    ¦  НЕВЕРНОЕ ПОНИМАНИЕ ¦   ¦
    L---+    ФОРМУЛИРОВОК    ¦    ¦   ¦    ¦    ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО  +----
        ¦   ПРАВОВЫХ АКТОВ   ¦    ¦   ¦    ¦      СМЫСЛА НОРМ    ¦
        L---------------------    ¦   ¦    L----------------------
                                  ¦   ¦
                                  ¦   ¦
                                  ¦   ¦
    ----------------------------¬ ¦   ¦ -----------------------------¬
    ¦НЕСООТВЕТСТВИЕ ПОДЗАКОННЫХ ¦ ¦   ¦ ¦    НЕПРАВИЛЬНОЕ ВЕДЕНИЕ    ¦
    ¦ НОРМАТИВНЫХ (В ТОМ ЧИСЛЕ  +--   +-+    БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА    ¦
    ¦   ВЕДОМСТВЕННЫХ) АКТОВ    ¦     ¦ L-----------------------------
    ¦ЗАКОНАМ (ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ) ¦     ¦
    L----------------------------     ¦ -----------------------------¬
                                      ¦ ¦    НЕДОБРОСОВЕСТНОСТЬ,     ¦
                                      +-+УКЛОНЕНИЕ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ¦
                                      ¦ L-----------------------------
                                      ¦
                                      ¦ -----------------------------¬
                                      L-+    ТЕХНИЧЕСКИЕ ОШИБКИ      ¦
                                        L-----------------------------

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz