Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

РЕШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА СНГ N 08/95 О НЕОБХОДИМОСТИ ВНЕСЕНИЯ В УСТАВ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ С ЦЕЛЬЮ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТАТУСА МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА (ПРИНЯТО В Г. МИНСКЕ 13.12.95)

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


          ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

                            РЕШЕНИЕ N 08/95

                     (Минск, 13 декабря 1995 года)

       Экономический Суд   Содружества   Независимых   Государств   в
   составе:
       председательствующего  -  председателя   Экономического   Суда
   Дашука Л.А.,
       судей Экономического Суда Абдрахманова  С.С.,  Апостола  Д.Д.,
   Бегалиева М.А.,  Бекенова Р.А., Керимбаевой А.Ш., Махмудовой Л.Ш.,
   Мирошник В.И., Симоняна Г.В., Толибова Х.,
       при секретаре Мадудиной Т.И.,
       с участием:
       представителя Межгосударственного банка Бурмана М.А.,
       генерального советника Экономического Суда Лазаренкова Е.В.,
       рассмотрев в  открытом  судебном  заседании  дело  по  запросу
   Межгосударственного банка о толковании,
       установил:
       Основанием для  запроса Межгосударственного банка о толковании
   послужила  необходимость  внесения  в  Устав  Банка  изменений   и
   дополнений с  целью  совершенствования статуса Межгосударственного
   банка. Между тем правовой механизм внесения изменений и дополнений
   в   Устав   Межгосударственного   банка  определяется  документами
   Содружества неоднозначно.
       Устав Межгосударственного банка является  неотъемлемой  частью
   Соглашения  об учреждении Межгосударственного банка,  подписанного
   главами государств - участников Содружества 22 января  1993  года.
   Согласно  части  12 статьи 8 Устава Банка дополнения и изменения к
   нему могут быть внесены в форме специальных протоколов с  согласия
   всех Договаривающихся Сторон.
       21 октября  1994  года  Совет  глав   государств   Содружества
   Решением  о  совершенствовании  деятельности  органов  Содружества
   Независимых Государств установил,  что на рассмотрение Совета глав
   государств    выносятся   вопросы,   определяющие   стратегическое
   направление  развития  Содружества  по  проблемам   политического,
   экономического    и    военного    сотрудничества.   Совету   глав
   правительств,  Совету министров иностранных дел,  Совету министров
   обороны,      Межгосударственному      экономическому     комитету
   Экономического союза  и  другим   органам   Содружества   поручено
   принимать   окончательные  решения  по  вопросам,  входящим  в  их
   компетенцию.
       В развитие этого положения Совет глав правительств Содружества
   Протокольным решением от 9 декабря 1994  года  предоставил  Совету
   Межгосударственного  банка  право вносить изменения и дополнения в
   Устав Банка.
       В связи    с   изложенным   Межгосударственный   банк   просит
   Экономический Суд дать толкование по следующим вопросам:
       1. В  каком  порядке  вносятся  изменения и дополнения в Устав
   Банка?
       2. Достаточно  ли  для внесения изменений и дополнений в Устав
   Межгосударственного банка принятия решения Советом Банка?
       3. Каким  образом  Межгосударственный  банк  приобретает права
   юридического лица?  Требуется ли соблюдение процедуры  регистрации
   Межгосударственного  банка?  Если  требуется,  то  в каком порядке
   Межгосударственный банк подлежит регистрации?
       Заслушав судью   -   докладчика   Толибова  Х.,  представителя
   Межгосударственного банка Бурмана М.А.,  исследовав материалы дела
   и    другие    документы,    относящиеся   к   существу   запроса,
   проанализировав заключение генерального  советника  Экономического
   Суда Лазаренкова   Е.В.,  Экономический  Суд  пришел  к  следующим
   выводам.
       Согласно статье      14      Соглашения      об     учреждении
   Межгосударственного  банка  оно  вступает  в  силу  со   дня   его
   подписания,   а   для  Договаривающихся  Сторон,  законодательство
   которых требует ратификации  таких  соглашений,  -  со  дня  сдачи
   ратификационных грамот государству - депозитарию.
       В настоящее    время    Соглашение    ратифицировано     всеми
   государствами - участниками Соглашения,  за  исключением  Украины,
   которая  представила  ноту  о применении условий Соглашения до его
   ратификации.  Все государства,  ратифицировавшие Соглашение, сдали
   ратификационные   грамоты   Правительству  Республики  Беларусь  -
   депозитарию Соглашения - к июлю 1994 года,  не заявив при  этом  о
   неприменении Соглашения в отношении Украины.
       Следовательно, Соглашение    вступило    в   силу   для   всех
   государств -  участников  со  дня  сдачи  ратификационных   грамот
   государству -  депозитарию,  а  в  отношении  Украины   Соглашение
   применяется  временно  до момента его ратификации либо направления
   уведомления  о   своем   намерении   не   становиться   участником
   Соглашения.
       Положения части  четвертой  статьи 2 Соглашения и части второй
   преамбулы Устава Банка,  определяющие Устав Банка как неотъемлемую
   часть  Соглашения,  а  также процедура их подписания и ратификации
   свидетельствуют о том,  что текст Соглашения и текст Устава  Банка
   представляют   собой  международный  договор,  состоящий  их  двух
   документов,  один из которых, Соглашение, регламентирует условия и
   общие  принципы  создания межгосударственного субъекта,  а второй,
   Устав Банка,  - функции и порядок деятельности  данного  субъекта,
   процедуру  создания,  компетенцию  его органов управления и другие
   вопросы.
       Следовательно, внесение  изменений  и дополнений в Устав Банка
   означает внесение изменений и дополнений в составную часть единого
   документа - Соглашения.
       В силу статьи 12 Соглашения оно может  быть  изменено  лишь  с
   согласия   всех  Договаривающихся  Сторон,  под  которыми  следует
   понимать,  исходя из преамбулы Соглашения, государства - участники
   Соглашения.  Дополнения  и  изменения  в  Устав  Банка  могут быть
   внесены в форме  специальных  протоколов  также  с  согласия  всех
   Договаривающихся Сторон (часть 12 статьи 8 Устава Банка).
       В соответствии  с  нормами  международного  публичного   права
   (статья 11  Венской  конвенции  о праве международных договоров от
   23 мая 1969 года) согласие государства на обязательность для  него
   договора   может   быть  выражено  подписанием  договора,  обменом
   документами,  образующими договор,  его  принятием,  утверждением,
   присоединением  к  нему  или  любым  другим  способом,  о  котором
   условились Стороны договора.
       Статья 14  Соглашения  предусматривает,  по сути,  два способа
   выражения  согласия  Договаривающихся  Сторон  -   ратификацию   и
   подписание (для государств - участников,  законодательство которых
   не требует ратификации таких соглашений).  Следовательно, согласие
   на  внесение  изменений  и  дополнений в Устав Банка,  равно как и
   изменений в  текст  Соглашения,  должно  быть  выражено  одним  из
   этих способов.
       Соглашением и Уставом Банка не предусмотрен  порядок  внесения
   изменений   и   дополнений   в   тексты  этих  документов.  Только
   применительно к форме вносимых  изменений  и  дополнений  в  Устав
   Банка предусмотрено, что они вносятся специальными протоколами.
       Согласно статье 40 Венской  конвенции  о  праве  международных
   договоров, если   договор   не  предусматривает  иное,  необходимо
   руководствоваться (следующим:  все  Договаривающиеся   государства
   должны уведомляться о любом  предложении,  касающемся  поправок  к
   многостороннему договору,  которые должны действовать в отношениях
   между  всеми  участниками,  причем  каждое   из   Договаривающихся
   государств имеет право участвовать в:
       а) принятии  решения  о  том,  что следует сделать в отношении
   такого предложения;
       б) переговорах  и  заключении  любого  соглашения  о  внесении
   поправок  в  договор.  Каждое  государство,  имеющее  право  стать
   участником договора,  также имеет право стать участником договора,
   в который были внесены поправки.  При этом Конвенцией предусмотрен
   важнейший  принцип  международного  публичного права - суверенного
   равенства государств - участников договора:  соглашение о внесении
   поправок  не  связывает  государство,  уже  являющееся  участником
   договора,  но не ставшее участником соглашения о внесении поправок
   в договор (часть 4 статьи 40).
       Исходя из   данных   положений,    было    бы    неправомерным
   рассматривать   Протокольное   решение  Совета  глав  правительств
   Содружества  от  9  декабря  1994  года  о  предоставлении  Совету
   Межгосударственного  банка права внесения изменений и дополнений в
   Устав Банка в качестве договора государств - участников Соглашения
   о   его   изменении.   Поскольку    компетенция    Совета    Банка
   устанавливается  Уставом  Банка,  являющимся  неотъемлемой  частью
   Соглашения,  любое ее изменение должно производиться в  договорном
   порядке в соответствии с правилами, предусмотренными Соглашением и
   Уставом Банка,  - в форме специального протокола  Договаривающихся
   Сторон  о  внесении  поправок  в  часть  3  статьи 7 Устава Банка,
   определяющую компетенцию Совета Банка.
       Анализ учредительных  документов   Межгосударственного   банка
   (Соглашения  и Устава Банка) позволяет утверждать,  что Банк - это
   международная  организация,  которая  создана  в  соответствии   с
   нормами международного публичного права.
       Учредительный акт Межгосударственного банка представляет собой
   международный   договор.   Членами   Банка   являются   суверенные
   государства.  Соглашением и Уставом  Банка  предусмотрена  система
   постоянно действующих органов управления Банком: Совет и президент
   Банка.
       Межгосударственный банк  является  международным  расчетным  и
   кредитно-финансовым учреждением (часть 2 статьи 1 Устава Банка).
       Межгосударственный банк          наделен         международной
   правосубьектностью: правом  заключать  международные  соглашения в
   пределах  его  компетенции  (часть  4  статьи  1  Устава   Банка),
   участвовать в международных финансовых и банковских организациях и
   союзах (статья 2 Соглашения),  а также привилегиями и иммунитетами
   в  отношениях  с  государством  пребывания  (статья  2 Соглашения,
   часть 5 статьи 1 и часть 8 статьи 8 Устава Банка).
       На основании   этих   положений    вопрос    о    приобретении
   Межгосударственным  банком прав юридического лица следует решать в
   соответствии с нормами международного публичного права.
       Соглашение об  учреждении Межгосударственного банка (статья 2)
   и Устав Банка  (часть  3  статьи  1),  предоставляя  Банку  статус
   юридического лица,  вместе с тем не определяют момент приобретения
   Банком прав юридического лица.
       Международное публичное     право     предусматривает,     что
   международная организация приобретает права  юридического  лица  в
   порядке,   предусмотренном   учредительным   актом   (соглашением,
   уставом,  договором),  являющимся,  по   существу,   международным
   договором.  В  случае,  если  порядок  приобретения  международной
   организацией  прав  юридического  лица  в  учредительном  акте  не
   предусмотрен,  она  приобретает  такие права в момент вступления в
   силу учредительного акта.
       Основываясь на  установленном выше положении о том,  что Устав
   Банка   является   неотъемлемой   частью    Соглашения,    следует
   констатировать,  что  Межгосударственный  банк  приобретает  права
   юридического лица  с  момента  вступления  в  силу  Соглашения  об
   учреждении    Межгосударственного    банка   (в   соответствии   с
   вышеупомянутой статьей 14 Соглашения).
       Актами Содружества Независимых Государств не предусматривается
   регистрация международных организаций как субъектов международного
   права.  Национальное  законодательство  государств  -  учредителей
   международной организации применимо в этом отношении  в  пределах,
   установленных соответствующим международным договором.
       В учредительных    документах    Межгосударственного     банка
   предусматривается, что Устав Банка регистрируется в соответствии с
   законодательством государства пребывания (часть 13 статьи 8 Устава
   Банка). При этом устанавливается также, что отношения между Банком
   и государством   его   пребывания   определяются   соответствующим
   соглашением (статья 2 Соглашения, часть 5 статьи 1 Устава Банка).
       Законодательством Российской      Федерации,       государства
   местопребывания  Банка,  не установлена обязательность регистрации
   международных организаций -  субъектов  международного  публичного
   права  (Федеральный  Закон  от  21 октября 1994 года "О введении в
   действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и
   Закон  РСФСР  от  13  декабря  1991  года  "О  банках и банковской
   деятельности в РСФСР",  с изменениями и  дополнениями,  внесенными
   Законом Российской Федерации от 24 июня 1992 года).
       Соглашение об условиях пребывания Межгосударственного банка на
   территории  Российской  Федерации,  в  котором  Стороны  могли  бы
   предусмотреть необходимость и порядок  регистрации  Банка  (Устава
   Банка),  на  момент  рассмотрения  дела  в  Экономическом  Суде не
   заключено.
       На основании  изложенного и руководствуясь пунктом 5 Положения
   об Экономическом  Суде  Содружества   Независимых   Государств   и
   пунктом 13.4    Регламента    Экономического    Суда   Содружества
   Независимых Государств Экономический Суд решил:
       По запросу    Межгосударственного    банка    дать   следующее
   толкование:
       1. Дополнения  и  изменения  в Устав Межгосударственного банка
   вносятся  с  согласия  всех  Договаривающихся   Сторон   в   форме
   специального  протокола  с последующим выполнением государствами -
   участниками Соглашения об учреждении Межгосударственного банка  от
   22  января  1993 года внутригосударственных процедур (ратификация,
   сдача  ратификационных  грамот  государству  -  депозитарию   либо
   подписание    протокола    -    для   государств   -   участников,
   законодательство которых не требует ратификации таких документов).
       2. Совет   Межгосударственного   банка   не   наделен   правом
   самостоятельного  принятия  решений   о   внесении   изменений   и
   дополнений  в  Устав  Банка.  Совет Банка вправе обсудить на своем
   заседании предлагаемые дополнения и  изменения  в  Устав  Банка  и
   направить  их  в установленном порядке для принятия окончательного
   решения Советом глав государств.
       3. Межгосударственный банк приобретает права юридического лица
   с   момента   вступления   в   силу   Соглашения   об   учреждении
   Межгосударственного банка. Регистрация Устава Банка осуществляется
   в соответствии с законодательством государства пребывания.
       4. Копию  Решения  направить для сведения в Межгосударственный
   банк,  Исполнительный Секретариат Содружества,  Межгосударственный
   экономический   комитет  Экономического  союза  и  государствам  -
   участникам Соглашения о статусе  Экономического  Суда  Содружества
   Независимых Государств.
       5. Решение  может  быть  обжаловано  в  месячный  срок   после
   получения  его  копии  в  Пленум  Экономического  Суда Содружества
   Независимых Государств.
       6. В соответствии со ст.  16 Положения об Экономическом  Суде,
   Содружества  Независимых Государств решение подлежит обязательному
   опубликованию  в  изданиях  Содружества   и   средствах   массовой
   информации государств - участников.

                                                         Председатель
                                                            Л.А.ДАШУК




<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz