Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПИСЬМО ОТ 30.08.95 N 01-13/12397 О МЕТОДИЧЕСКОМ ПИСЬМЕ, КАСАЮЩЕМСЯ ВОПРОСОВ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ АДМИНИСТРАТИВНО ПРАВОВОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

ОФИЦИАЛЬНО ОТМЕНЕН
   ПИСЬМОМ ГТК РФ от 09.10.96 N 01-15/17998

         ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                  ПИСЬМО
                   от 30 августа 1995 г. N 01-13/12397

                          О МЕТОДИЧЕСКОМ ПИСЬМЕ,
                 КАСАЮЩЕМСЯ ВОПРОСОВ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ
             ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ
                  АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
                        ТАМОЖЕННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

         Направляя для использования в практической  деятельности Ме-
    тодическое письмо, предлагаю вам организовать его изучение личным
    составом правоохранительных подразделений таможенных органов.
         Особое внимание обращаю на то, что в правоприменительной де-
    ятельности  должностные  лица,  осуществляющие   производство   и
    рассмотрение дел о  нарушении  таможенных  правил,  при  правовой
    оценке таможенных правонарушений должны исходить:  во-первых,  из
    объема и  характера  установленных  по  делу  фактических обстоя-
    тельств правонарушения и, во-вторых, учитывать  требование закона
    о том, что никакие иные  обстоятельства,  кроме  установленных  в
    надлежащем административно-процессуальном  порядке, предусмотрен-
    ном ТК России, не могут быть приняты во внимание при квалификации
    того или иного таможенного правонарушения.

                                                   Заместитель
                                           Председателя ГТК РФ
                                                 В.А.МАКСИМЦЕВ

























                          МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
         О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
         ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ АДМИНИСТРАТИВНО -
               ПРАВОВОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

         Отделом контроля за соблюдением законности в  таможенных ор-
    ганах Государственного таможенного комитета  России  совместно  с
    УБК ГТК России обобщена практика применения  законодательства  об
    ответственности за контрабанду, иные преступления  в  сфере тамо-
    женного дела, а также административных составов, содержащих приз-
    наки таможенных правонарушений к лицам, привлеченным  к админист-
    ративной ответственности за совершенные ими  нарушения таможенных
    правил.
         В основу анализа и  обобщения  применения  законодательства,
    регулирующего  вопросы  административно-правовой  ответственности
    субъектов таможенных правоотношений, положены изучение конкретных
    уголовных и административных дел,  данные  сравнительно-правового
    анализа состояния  законности  правоприменительной  деятельности,
    проводимой таможенными органами и в  регионах  Российской Федера-
    ции, научно-практические воззрения по проблемам правовой квалифи-
    кации правонарушений, посягающих на  установленный  и  охраняемый
    таможенным законодательством России  порядок  внешнеэкономической
    деятельности.
         Все это позволило сформулировать ряд положений,  имеющих, на
    наш взгляд, практическое значение для правильной  правовой оценки
    совершенных таможенных правонарушений.

         1. Определение надлежащего субъекта административной
         ответственности по делам о нарушениях таможенных правил

         В своей правоприменительной деятельности  уже  на  начальных
    стадиях административного процесса по делам о нарушениях таможен-
    ных правил таможенные органы  сталкиваются  с  необходимостью ис-
    пользования данных о  личности  правонарушителя  для  правильного
    применения таможенного закона. При этом важное значение имеют по-
    ложения, содержащиеся в экономической части  Таможенного  кодекса
    РФ и приказов ГТК России, которые  регулируют  целостную  систему
    внешнеэкономических отношений, возникающих  в  сфере  таможенного
    дела. Решая вопрос о таможенно-правовой квалификации правонаруше-
    ний, соответствующие таможенные органы обязаны рассмотреть по су-
    ществу характер тех таможенных правил, нарушение которых произош-
    ло в результате невыполнения  субъектом  внешнеэкономической дея-
    тельности требований, предъявляемых законом.  Каждое  лицо  может
    быть признано субъектом таможенного  правоотношения  и  нести от-
    ветственность тогда, когда оно, во-первых, находилось  в  системе
    данных отношений, урегулированных и охраняемых таможенно-правовы-
    ми нормами и во-вторых, если для  него  существовала  обязанность
    выполнить определенные функции и предписания, предусмотренные та-
    моженными правилами, регулирующими эти отношения.



         Так, например, правовая природа правонарушений, предусматри-
    вающих административную  ответственность  за  "Неуведомление  при
    ввозе товаров и транспортных  средств  о  пересечении  таможенной
    границы Российской Федерации" (ст. 250 ТК РФ), "Неуведомление или
    недостоверное  уведомление   о   намерении   вывезти   товары   и
    транспортные средства за пределы таможенной территории Российской
    Федерации" (ст. 251 ТК РФ), а также правонарушений,  признаки ко-
    торых предусмотрены ст. ст. 252, 253, 254, 255, 256 ТК РФ, заклю-
    чена в деянии, связанном с неисполнением  соответствующей обязан-
    ности, возложенной на перевозчика таможенными правилами по соблю-
    дению предварительных операций, предшествующих основному таможен-
    ному оформлению и помещению товаров и  транспортных  средств  под
    определенный таможенный режим, т.е. требований, изложенных  в ус-
    ловно обозначенной "экономической" части Таможенного  кодекса  РФ
    ст. ст. 139 - 144.
         Механизм противоправного нарушения  таможенного правоотноше-
    ния в данных случаях как особенность возникновения административ-
    ной ответственности заключен в следующем: перевозчик в результате
    своего действия или  бездействия  трансформируется  из  участника
    правоотношения, регулируемого названными  нормами "экономической"
    части Кодекса, в субъекта правонарушения, ответственность  за ко-
    торое в зависимости от обстоятельств дела, предусмотрена  ст. ст.
    250 - 254 ТК РФ.
         Анализ указанных составов  предусматривает  административную
    ответственность прямо указанных в законе  лиц,  и  в  определении
    надлежащего субъекта ответственности у таможенных  органов сомне-
    ний не возникает. Вместе с тем, в  отдельных  случаях  таможенные
    правила не конкретизируют участника  таможенного  правоотношения,
    что на практике сопряжено с определенными объективными трудностя-
    ми привлечения ненадлежащего субъекта правонарушения  к админист-
    ративной ответственности.
         Так, в ст. 266 ТК РФ, предусматривающей административную от-
    ветственность за "нарушение режима склада  временного  хранения",
    законодатель в качестве объективной стороны предусмотрел правона-
    рушение в форме бездействия,  выраженного  в  непринятии  мер  по
    обеспечению выпуска или получения в распоряжение в соответствии с
    таможенным режимом товаров и транспортных средств,  срок нахожде-
    ния которых на складе временного хранения  превысил установленные
    предельные  сроки  хранения.  Применение  данной   нормы   широко
    распространено в правоприменительной деятельности  таможенных ор-
    ганов. К  административной  ответственности  привлекаются  и вла-
    дельцы складов временного хранения, и перевозчики,  и  получатели
    товаров и транспортных средств, а также иные  лица, перечисленные
    в п. 9 ст. 18 ТК  России.  Столь  расширительный  круг  возможных
    субъектов административной ответственности обусловлен отсутствием
    четкости правового урегулирования данного вопроса  таможенным за-
    конодательством. На наш взгляд, исходя из  смысла  данной  нормы,
    субъектом указанного правонарушения может являться  только  лицо,
    которое непосредственно посягает на определенный порядок, включа-
    ющий в себя обязательные действия внутри системы  таможенных пра-
    воотношений, регулирующих принятие мер и их обеспечение в выпуске
    или получении в распоряжение товаров и транспортных средств.

         В главе 23 "Временное хранение" ТК РФ, к сожалению, субъекты
    - участники таких правоотношений правовыми нормами не определены.
    При определении лица, подлежащего привлечению  к  ответственности
    за нарушение таможенных правил по ст. 266 ТК РФ, следует исходить
    в каждом конкретном случае из нормативных актов, регулирующих от-
    ношения, складывающиеся на основе обязательств,  вытекающих  либо
    из договоров владельца склада временного хранения с лицами, поме-
    щающими товары и транспортные средства на склад, либо их техноло-
    гических схем взаимодействия, в  которых  должен  быть  определен
    субъект, в обязанности которого входило  бы  обеспечение  выпуска
    товаров или транспортных средств или получение их в распоряжение.
    Под конкретными мерами, принимаемыми по выпуску груза или получе-
    ния их в распоряжение в соответствии с таможенным режимом товаров
    и транспортных средств,  согласно  таможенному  законодательству,
    понимается: уплата таможенных платежей,  декларирование, предъяв-
    ление разрешений, иных документов, необходимых для таможенных це-
    лей и т.д. В случае объективной невозможности  установления лица,
    подлежащего привлечению к ответственности за названные правонару-
    шения, при составлении протокола о нарушении  таможенных  правил,
    т.к. это обстоятельство не может являться препятствием  к заведе-
    нию дела о НТП, требуется указать, что такое лицо не установлено.
         Особенность административной ответственности во  многих слу-
    чаях за таможенные правонарушения, по нашему мнению,  заключена в
    следующем: родовой объект правонарушений, т.е.  таможенные прави-
    ла, детерминирует признаки как субъекта, так  и  конкретных тамо-
    женных правоотношений, которые определяются посредством и  в про-
    цессе выполнения субъектом требований,  предъявляемых  законом  к
    внешнеэкономической деятельности. Механизм  противоправного нару-
    шения таможенного правоотношения в этом случае  достаточно прост:
    как только субъект (участник) этих правоотношений совершит дейст-
    вия (бездействия), нарушающие установленные  таможенным законода-
    тельством обязанности, то с этого момента он становится субъектом
    правонарушения.
         Таким образом, в качестве субъекта  таможенного правонаруше-
    ния может рассматриваться любое лицо  (физическое  или юридическ-
    ое), которое подлежит ответственности за предусмотренные таможен-
    ным законодательством деяния (действия, бездействия), связанные с
    нарушением таможенных правил, соблюдение которых входит в его ус-
    тановленные законом или иным нормативным актом обязанность в сфе-
    ре таможенного дела.
         Установление специальных признаков субъекта административной
    ответственности за таможенное правонарушение, закрепленных  в та-
    моженном  законодательстве,  позволяет  рассмотреть  практическое
    значение правильной  квалификации  отдельных  правонарушений  как
    правоприменительную деятельность по установлению  тождества адми-
    нистративно-правовой нормы конкретным признакам  совершенного та-
    моженного правонарушения.

         2. Методологические основы квалификации отдельных
             видов таможенных правонарушений


         Наиболее часто встречающиеся составы таможенных правонаруше-
    ний в правоприменительной деятельности таможенных органов требуют
    своего комментированного изложения с тем, чтобы фактические обст-
    оятельства правонарушения можно было бы идентифицировать  с приз-
    наками административно-наказуемого деяния, изложенного в  той или
    иной норме таможенного правонарушения. К числу широко распростра-
    ненных правонарушений, как показали обобщение и анализ дел  о на-
    рушениях таможенных правил, а также данных  сравнительно - право-
    вого исследования, относятся  административно-наказуемые  деяния,
    ответственность за которые предусмотрена в ст. ст. 253, 254, 258,
    259, 260, 263, 266, 271, 273, 276, 277, 278, 279, 280,  281, 284,
    288 ТК РФ. Именно по данным составам таможенных  правонарушений в
    большинстве случаев квалифицируются действия или бездействия, по-
    сягающие на установленный порядок осуществления внешнеэкономичес-
    кой деятельности.
         Каков должен быть характер фактической  стороны правонаруше-
    ния и какую норму материального права  необходимо  применять  при
    правовой оценке такого правонарушения, решается в каждом конкрет-
    ном случае в зависимости от обстоятельств того или иного  дела  о
    нарушении таможенных правил.
         Останавливаясь на части составов,  наиболее  часто встречаю-
    щихся в практике деятельности таможенных органов и представляющих
    наибольшие трудности в правоприменении, хотелось бы отметить, что
    предлагаемый подход представляет собой практические  наработки по
    некоторым аспектам рассматриваемой  проблематики,  поэтому  в ка-
    кой-то мере восполняет отсутствие постатейного комментария.

         Ст. 253 "Непредставление товаров и транспортных
         средств в месте доставки и невручение документов на них"

         По ст. 253 ТК РФ следует квалифицировать деяния, выразившие-
    ся в нарушении требований ч. 1 ст. 142 ТК РФ, т.е.  неподача уве-
    домления о прибытии товаров и транспортных средств в порядке и по
    форме, установленной таможней в соответствии с п. 6.3 Положения о
    временном хранении (складах временного  хранения),  утвержденного
    Приказом ГТК России от 07.10.93 N 388, в сроки, указанные в  ч. 1
    ст. 142 ТК РФ.
         Именно такого  характера  бездействие  образует  объективную
    сторону рассматриваемого состава правонарушения.
         С субъективной стороны для названного деяния  характерна не-
    осторожная форма вины,  которая  состоит  в  том,  что  лицо,  не
    представившее в месте доставки товары и транспортные  средства  и
    не вручившее документы на них, не сознавало противоправности сво-
    их бездействий, но должно и могло было сознавать  такую противоп-
    равность и административно-таможенную наказуемость за совершенное
    нарушение таможенных правил.
         По данной статье в качестве субъекта правонарушения перевоз-
    чик подлежит привлечению к ответственности даже  в  случае,  если
    товары и транспортные средства доставлены в определенное таможен-
    ным органом место, однако при этом  была  нарушена  установленная
    таможенным законодательством сопровождающая  завершение  процесса
    доставки технология.

         Ст. 254 "Выдача без разрешения таможенного органа
         Российской Федерации, утрата или недоставление в
         таможенный орган Российской Федерации товаров,
         транспортных средств и документов на них"

         При применении ст. 254 ТК РФ необходимо  исходить  из  того,
    что объективная сторона правонарушения,  неправомерные  действия,
    перечисленные в  диспозиции  данной  статьи,  должны  совершаться
    только в отношении товаров и  транспортных  средств,  находящихся
    под таможенным контролем (см. ст. 192 ТК РФ "Время нахождения под
    таможенным контролем"), а также в отношении таможенных и иных до-
    кументов на такие товары и транспортные средства.
         Диспозиция ч. 1 ст. 254 ТК РФ содержит  три  возможных  вида
    неправомерных, т.е. без разрешения таможенного органа действий по
    распоряжению товарами и  транспортными  средствами,  находящимися
    под таможенным контролем: их выдачу, утрату либо недоставление.
         Основная сложность при квалификации правонарушений по  ч.  1
    ст. 254 ТК РФ связана с установлением факта недоставления товаров
    и транспортных средств, т.к. у практических  работников возникает
    вопрос о разграничении применения ст. 253 и ч. 1 ст. 254  ТК  РФ.
    Как об этом было сказано выше, диспозиция ст. 253 ТК РФ предпола-
    гает, что товары и транспортные средства были доставлены  в место
    доставки, однако после  их  доставления  перевозчик  не  совершил
    действий, предписанных ч. 1 ст. 142 ТК РФ. Ответственность  по ч.
    1 ст. 254 ТК РФ наступает за  действие,  выразившееся непосредст-
    венно в недоставлении товаров и транспортных средств в определен-
    ное таможенным органом место, а также действия, связанные  либо с
    выдачей без разрешения таможенного органа, либо утратой товаров и
    транспортных средств. С субъективной стороны  совершение правона-
    рушения возможно как с умышленной формой вины, так и с неосторож-
    ной. Наличие формы вины зависит от доказанности конкретных обсто-
    ятельств указанного правонарушения, его мотивов и целей.
         Субъектом правонарушения является только  лицо,  выполняющее
    функции перевозчика.

         Ст. 259 "Неправомерные операции с товарами
         и транспортными средствами, в отношении которых
         таможенное оформление не завершено, изменение
         их состояния, пользование и распоряжение ими"

         Одной из проблем, возникающих при правовой  оценке объектив-
    ной стороны этого правонарушения, является вопрос  о  возможности
    квалификации действий получателей товаров в случае проведения ими
    неправомерных операций с товарами, не доставленными  в таможенный
    орган назначения по процедуре ВТТ (ДКД) и не  прошедшими  в  этом
    органе процедуры декларирования.





         Закрепленное в ст. 137 ТК РФ понятие  "основного таможенного
    оформления", а также наличие других статей, регулирующих действия
    с  товарами  и  транспортными  средствами  до  проведения  такого
    оформления и помещения товаров и транспортных средств под опреде-
    ленный таможенный режим, в разделе IV ТК РФ  "Таможенное оформле-
    ние" означают, что товары и транспортные средства в рассматривае-
    мом нами случае подпадают под понятие объектов, "в  отношении ко-
    торых таможенное оформление не завершено".
         В связи с этим названным выше лицам  возможно  вменение  ст.
    259 ТК РФ. Форма вины данного правонарушения применительно  к фи-
    зическим лицам может быть умышленной и неосторожной.

         Ст. 266 "Нарушение режима склада временного хранения"

         Как уже отмечалось выше, при применении ст. 266 ТК РФ следу-
    ет иметь в виду следующее:
         а) предельные сроки хранения товаров и  транспортных средств
    определяются Таможенным кодексом. Продолжительность  таких сроков
    в различных случаях изложена в разделе 7  Положения  о  временном
    хранении (складах временного  хранения),  утвержденного  Приказом
    ГТК России от 07.10.93 N 388. Кроме того, в соответствии  со  ст.
    155 ТК РФ ГТК  России  может  устанавливать  более  короткие пре-
    дельные сроки хранения товаров, нарушение  которых  также  влечет
    ответственность по ст. 266 ТК РФ. Такие сроки установлены, напри-
    мер, Приказом ГТК России от 12.05.94 N 193 (20 суток  в отношении
    алкогольных напитков и табачных изделий, помещенных  на погранич-
    ные склады временного хранения), Общими правилами перемещения то-
    варов физическими лицами через таможенную границу  Российской Фе-
    дерации, утвержденными Приказом ГТК  России  от  15.08.94  N  408
    (один месяц в отношении товаров, ввозимых физическими лицами);
         б) при определении субъекта, подлежащего  привлечению  к от-
    ветственности, следует исходить из того, какое лицо  должно  было
    обеспечить выпуск или получение в распоряжение в  соответствии  с
    таможенным режимом товаров или  транспортных  средств.  Им  может
    быть лицо, перемещающее товары (см. п. 9 ст. 18 ТК  РФ), таможен-
    ный брокер, владелец склада временного хранения. Если  такое лицо
    не установлено, это обстоятельство не может  препятствовать заве-
    дению дела о нарушении таможенных правил;
         в) таможенным законодательством установлен  ряд  требований,
    которые необходимо выполнить для выпуска или получения в распоря-
    жение в соответствии с таможенным режимом товаров  и транспортных
    средств (уплата таможенных платежей,  декларирование, представле-
    ние разрешений, иных документов, необходимых для таможенных целей
    и т.д. и т.п.). Непринятие мер по исполнению  этих  требований  в
    установленные предельные сроки  временного  хранения  и  является
    объективной стороной правонарушения предусмотренного ст.  266  ТК
    РФ;



         г) доставленные в иное место,  нежели  на  склад  временного
    хранения, товары и транспортные  средства  также  рассматриваются
    как находящиеся на складе временного хранения (п. 1.3 Положения о
    временном хранении товаров и транспортных средств);
         д) при квалификации правонарушений по ст. 266  ТК  РФ дейст-
    вие, а точнее бездействие лица, привлекаемого  к  ответственности
    по непроведению декларирования, неуплате таможенных платежей, на-
    рушению сроков представления таможенных документов  и  т.п., пол-
    ностью охватывается диспозицией названной статьи, в связи  с  чем
    дополнительной квалификации по статьям Кодекса, предусматривающим
    ответственность за вышеперечисленные деяния, не требуется.
         Данное правонарушение может быть совершено при наличии неос-
    торожной формы вины, т.е. в  результате  халатности,  допускаемой
    правонарушителем по отношению к товару или транспортным средствам
    в части непринятия мер по их законному получению.

         Ст. 276 "Перемещение товаров и транспортных средств
         через таможенную границу Российской Федерации помимо
                           таможенного контроля"

         Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст.
    276 ТК РФ, представляет собой одно из наиболее опасных  по причи-
    нению существенного вреда охраняемым Кодексом интересам Российск-
    ой Федерации в сфере таможенного регулирования. Оно  выражается в
    перемещении товаров и транспортных средств через  таможенную гра-
    ницу Российской Федерации вне мест, определяемых  таможенными ор-
    ганами Российской Федерации, и не во время их работы.
         Непосредственными  объектами  нарушения  таможенных  правил,
    предусмотренными ст. 276  ТК  РФ,  являются  как  товары,  так  и
    транспортные средства, понятия которых  содержатся соответственно
    в п. 1 и п. 4 ст. 18 ТК РФ.
         Совершение данного правонарушения физическим  лицом возможно
    только с прямым умыслом.

         Ст. 277 "Сокрытие от таможенного контроля товаров,
                  перемещаемых через таможенную границу
                            Российской Федерации"

         Данное нарушение  таможенных  правил  отличается  повышенной
    степенью общественной опасности. Товары, перемещаемые изложенными
    в диспозиции статьи способами, скрываются от таможенного контроля
    путем:
         - использования  тайников,  которыми  являются  места специ-
    ально:
         изготовленные (функциональным предназначением  которых явля-
    ется только  незаконное  перемещение  товаров),  оборудованные  и
    приспособленные (т.е. подвергавшиеся  конструктивным  изменениям,
    разборке, монтажу и т.д.);
         - использования других  способов,  затрудняющих  обнаружение
    товаров, т.е. перемещение товаров  с  так  называемым  физическим
    сокрытием, при котором их визуальное обнаружение  во  время тамо-
    женного контроля затруднено;

         - придания одним товарам вида других, т.е.  существенное из-
    менение внешних характерных признаков товаров,  которые позволяют
    отнести их к товарам иного вида.
         Форма вины - прямой умысел правонарушителя.

         Ст. 278 "Перемещение товаров и транспортных средств
             через таможенную границу Российской Федерации
                    с обманным использованием документов
                         или средств идентификации"

         Представляется, что правонарушение, предусмотренное  ст. 278
    ТК РФ, представляет собой наибольшую  общественную  опасность.  В
    отличие от установленного признака в ст. 277 ТК РФ так называемо-
    го физического сокрытия от таможенного  контроля  товаров, дейст-
    вия, перечисленные в ст. 278 ТК РФ, можно отнести к материальному
    и интеллектуальному сокрытию товаров и  транспортных  средств  от
    таможенного контроля.
         В такого рода ситуациях таможенному  контролю  предъявляются
    документы, по содержанию и форме  внешне  отвечающие  необходимым
    требованиям и порождающие у лица, представляющего  их таможенному
    органу, мнимое право на беспрепятственное перемещение  товаров  и
    транспортных средств через таможенную границу.
         Установление правовых признаков объективной стороны, как-то:
    "недействительные документы", "документы,  полученные  незаконным
    путем" и т.п. - зависит от конкретной ситуации, т.е. от того, ле-
    гализуют ли таковые перемещения товаров и транспортных средств.
         Согласно диспозиции ст. 278 ТК РФ,  в  качестве  документов,
    необходимых для таможенных целей, правонарушителем,  как правило,
    представляются:
         - поддельные документы, т.е. полностью изготовленные фальши-
    вые документы или подлинные документы, в которые внесены искажен-
    ные сведения (например, путем уничтожения части  текста, внесения
    в него дополнительных данных и т.п.);
         - недействительные документы, означающие, что их официальное
    предназначение иное, что они свидетельствуют о фактах,  лишь сов-
    падающих с рассматриваемым, или не имеют надлежащего статуса офи-
    циального (например, просроченная, исчерпавшая себя лицензия);
         - документы, полученные незаконным  путем,  т.е.  документы,
    полученные заинтересованным лицом в результате  предоставления  в
    качестве оснований для выдачи этих документов  уполномоченному на
    то лицу заведомо ложных сведений или поддельных (подложных) доку-
    ментов, либо в результате злоупотребления должностным  лицом слу-
    жебным положением или совершения им халатных действий  при выдаче
    этого документа;
         - документы, содержащие недостоверные  сведения,  т.е. доку-
    менты, которые фактически являются подлинными, но в  которые вне-
    сены сведения, не соответствующие действительности. При  этом до-
    кумент сохраняет признаки и реквизиты  настоящего  (изготовляется
    на официальном бланке, содержит фамилии и должности  лиц, которые
    должны его подписывать, и т.п.), однако вносимые  в  него  данные
    (текст, цифровые материалы) являются ложными;

         - документы, относящиеся к  другим  товарам  и  транспортным
    средствам.
         Предъявление ненадлежащих  документов  должно  находиться  в
    причинно-следственной связи с незаконным перемещением  товаров  и
    транспортных средств, способствовать ему. Отсутствие такой связи,
    т.е. невлияние информации, содержащейся в документах,  на решение
    таможенного органа по  поводу  пропуска  товаров  и  транспортных
    средств, исключает  административную  ответственность  по  данной
    норме.
         Законодатель сознательно разделяет документы, содержащие не-
    достоверные сведения, на необходимые для  таможенных  целей  (ст.
    278) и применяемые при декларировании (ст. 279). В этой  части  в
    обоих составах присутствует только видимое сходство, но  не более
    того, поскольку объективная  сторона  правонарушений  существенно
    различается.
         Например, в ситуации, когда  при  осуществлении  таможенного
    контроля обнаруживается не соответствующий  действительности сер-
    тификат качества, на основании  которого  в  грузовой  таможенной
    декларации указывается недостоверный код товара  по  товарной но-
    менклатуре внешнеэкономической деятельности,  освобождающий товар
    от предоставления, скажем, лицензии на вывоз,  квалификация нару-
    шения предполагает применение ст. 278 ТК РФ.
         Недостоверные же сведения в редакции ст. 279 ТК РФ означают,
    в частности, неполную и недостоверную информацию в той части дек-
    ларации, которая влияет на принимаемое таможенным органом принци-
    пиальное по существу решение об обязанностях держателя  груза пе-
    ред государством (в лице таможенного органа).
         Следует иметь в виду, что с условием, оговоренным  в  абзаце
    втором пункта 5 ст. 18 ТК РФ, ст. 278 ТК РФ  применима  в  случае
    ввоза товара только при фактическом пересечении таможенной грани-
    цы Российской Федерации, то есть действия, связанные  с  обманным
    использованием документов во внутренних таможнях, в отношении то-
    варов, перемещение которых через таможенную границу было произве-
    дено с соблюдением таможенных правил, не образуют состава наруше-
    ния таможенных правил, предусмотренного ст. 278 ТК РФ.  В зависи-
    мости от обстоятельств дела  такие  противоправные  деяния  могут
    квалифицироваться по другим статьям главы 39 ТК РФ (например, ст.
    ст. 279, 282 ТК РФ).
         Данное правонарушение совершается только при наличии прямого
    умысла у виновного лица.

         Ст. 279 "Недекларирование или недостоверное
         декларирование товаров и транспортных средств"

         И в пассажирском, и в грузовом вариантах прохождения товаров
    и транспортных средств таможенного контроля  наиболее распростра-
    ненной формой нарушения являются действия, связанные с  их ненад-
    лежащим декларированием.
         Не  вызывающая,  как  правило,  затруднений  в правопримени-
    тельной практике статья 279  ТК  РФ  тем  не  менее  нуждается  в
    разъяснениях по некоторым ситуациям.

         1. Представляется, что в случае выявления  таможенными орга-
    нами в результате контроля доставки фактов по непринятию  мер по-
    лучателем к таможенному оформлению товаров, доставленных  по про-
    цедуре ВТТ (ДКД) не в таможенный орган назначения,  а непосредст-
    венно получателю, действия таких лиц, выразившиеся в недеклариро-
    вании товара (т.е. противоправном бездействии), могут быть квали-
    фицированы по ч. 1 ст. 279 ТК РФ.
         2. По ч. 2 ст. 279 ТК РФ в торговом  обороте квалифицируются
    действия, связанные с ошибками при заполнении грузовой таможенной
    декларации, если последние не повлияли и  не  могли  повлиять  на
    принятие таможенным  органом  решения  о  перемещении  товаров  и
    транспортных средств через таможенную границу, помещении  их  под
    запрашиваемый таможенный режим, размер таможенных платежей.
         В неторговом обороте по ч. 2 ст. 279 ТК  РФ  квалифицируются
    случаи заявления таможенному контролю неправильных данных о сумме
    вывозимой из России инвалюты, если ее  размер  не  превышает  500
    долларов США, так как в пределах упомянутой суммы для  ее  вывоза
    не требуется предъявления соответствующих  разрешительных (оправ-
    дательных) документов.
         Подлежат квалификации по ч. 2 ст. 279 ТК РФ и  случаи непра-
    вильного заявления таможенному контролю размера ввозимой в Россию
    инвалюты, так как на данный момент наличная иностранная валюта по
    действующему валютному и таможенному законодательству  может вво-
    зиться в Российскую Федерацию без каких-либо количественных огра-
    ничений и предъявления разрешительных документов.  (Не исключено,
    однако, что в случае принятия соответствующих законов, направлен-
    ных на борьбу с "отмыванием" доходов от  преступной деятельности,
    решение о перемещении в Россию ввозимой инвалюты также  будет за-
    висеть от предъявления таможенному контролю  разрешительных доку-
    ментов. Естественно, что при таком изменении законодательства за-
    явление недостоверных сведений о ввозимой инвалюте будет квалифи-
    цироваться по ч. 1 ст. 279 ТК РФ.)
         Объективная сторона правонарушения может  быть  осуществлена
    как в результате действий (недостоверное декларирование),  так  и
    бездействий (недекларирование). Исходя из  характера  объективной
    стороны, совершение правонарушения возможно как с умыслом,  так и
    по неосторожности.

               Ст. 280 "Транспортировка, хранение,
          приобретение товаров и транспортных средств,
     ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации
          с нарушениями таможенных правил, пользование
                      или распоряжение ими"

         Диспозицией данной статьи установлено,  что  ответственность
    по ней наступает в случаях:
         -  транспортировки,   хранения,   приобретения   товаров   и
    транспортных средств,  ввезенных  на  таможенную  территорию Рос-
    сийской Федерации помимо таможенного контроля (ст.  276  ТК  РФ),
    пользования  или  распоряжения  этими  товарами  и  транспортными
    средствами;

         -  транспортировки,   хранения,   приобретения   товаров   и
    транспортных средств,  ввезенных  на  таможенную  территорию Рос-
    сийской Федерации с сокрытием от таможенного контроля (ст. 277 ТК
    РФ), пользования или распоряжения этими товарами  и транспортными
    средствами;
         -  транспортировки,   хранения,   приобретения   товаров   и
    транспортных средств,  ввезенных  на  таможенную  территорию Рос-
    сийской  Федерации  с  обманным  использованием  документов   или
    средств идентификации (ст. 278 ТК РФ), пользования или распоряже-
    ния этими товарами и транспортными средствами;
         - транспортировки, хранения,  приобретения недекларированных
    или недостоверно декларированных товаров  и  транспортных средств
    (ч. 1 ст. 279 ТК РФ), пользования или распоряжения этими товарами
    и транспортными средствами;
         -  транспортировки,   хранения,   приобретения   товаров   и
    транспортных средств, в отношении которых предоставлены льготы по
    таможенным платежам, используемых либо отчуждаемых без разрешения
    таможенного органа Российской Федерации в иных целях, чем  те,  в
    связи с которыми были предоставлены такие льготы (ст. 281 ТК РФ).
         Для привлечения лица к ответственности по ст. 280 ТК  РФ не-
    обходимо следующее:
         - установленный факт совершения иным лицом, чем  лицо, прив-
    лекаемое к ответственности, нарушения таможенных  правил, предус-
    мотренного ст. ст. 276, 277, 278, ч. 1 ст. 279, 281 ТК  РФ  (т.е.
    субъектом ответственности по ст. 280 ТК РФ является не  лицо, не-
    посредственно совершившее нарушение таможенных  правил, подпадаю-
    щее под  признаки  вышеперечисленных  статей,  а  так  называемое
    "третье лицо", совершающее с незаконно перемещенными,  либо неза-
    конно используемыми, либо незаконно отчуждаемыми  товарами дейст-
    вия, предусмотренные диспозицией ст. 280 ТК РФ);
         - совершение привлекаемым к ответственности  лицом  действий
    по транспортировке, хранению, приобретению товаров и транспортных
    средств, ввезенных на таможенную территорию  Российской Федерации
    с нарушением таможенных правил, пользованию или распоряжению ими;
         - совершение таких действий физическим лицом или должностным
    лицом умышленно или по неосторожности. Заключение о том, что лицо
    должно быть и могло сознавать  противоправность  своего  действия
    (при неосторожной  форме  вины),  может  быть  сделано  с  учетом
    конкретных обстоятельств дела и субъективных  возможностей право-
    нарушителя.

             Ст. 281 "Нарушение порядка пользования
           и распоряжения условно выпущенными товарами
         и транспортными средствами, в отношении которых
          предоставлены льготы по таможенным платежам"

         По ст. 281 ТК РФ следует квалифицировать деяния, объективная
    сторона которых выражается в нарушении  требований, установленных
    ст. 29 ТК РФ. При этом следует исходить из  того,  что  в  данном
    случае к условно выпущенным товарам следует  относить  товары,  в
    связи с которыми лицу были предоставлены льготы  по  уплате тамо-
    женных платежей.

         Значительное  количество  правонарушений,  подпадающих   под
    признаки ст. 281 ТК РФ, как  показывает  практика,  выявляется  в
    сфере предоставления льгот по уплате таможенных платежей физичес-
    кими лицами при ввозе автомашин.
         Имеются в виду такие случаи, когда физическое  лицо, ввезшее
    автомашину на таможенную территорию Российской Федерации  и офор-
    мившее ее в таможенных органах с использованием льгот по таможен-
    ным платежам, впоследствии отчуждает автомашину, дефакто продавая
    ее с нарушением установленного порядка -  без  уплаты  таможенных
    платежей, снятия автомашины владельцем с  учета  в  органах  ГАИ,
    оформления договора купли - продажи в  специализированных магази-
    нах или в органах ГАИ, постановки на учет в органах  ГАИ.  Вместо
    этого лицо, ввезшее автомашину, оформляет  на  имя  приобретателя
    доверенность на право пользования и/или  распоряжения автомашиной
    и тем самым  избегает  обязанности  произвести  таможенное перео-
    формление автомашины и уплатить таможенные платежи (не считая го-
    сударственного налога при оформлении договора  купли -  продажи),
    что и является нарушением таможенных правил,  предусмотренных ст.
    281 ТК РФ (а при умышленном уклонении от уплаты таможенных плате-
    жей в крупных либо особо крупных  размерах -  преступлением, пре-
    дусмотренным ст. 162.6 УК РСФСР).

        Ст. 282 "Действия, направленные на неправомерное
      освобождение от таможенных платежей или их занижение"

         В случаях заявления в таможенной декларации и  иных докумен-
    тах, необходимых для таможенных  целей,  недостоверных  сведений,
    дающих основание для освобождения от таможенных платежей  или за-
    нижения их размера, такие действия подлежат квалификации  по  ст.
    282 ТК РФ.
         Примером таких действий может являться указание  в  грузовой
    таможенной декларации недостоверных сведений о таможенном режиме,
    таможенной стоимости, стране происхождения товаров и транспортных
    средств, недостоверного  кода  товара  по  товарной  номенклатуре
    внешнеэкономической деятельности и т.п. При этом необходимо исхо-
    дить из того, что целью заявления недостоверных сведений является
    желание освобождения от таможенных платежей или занижение их раз-
    мера.
         Правонарушение может быть совершено только с прямым умыслом.

         Ст. 284 "Нарушение сроков уплаты таможенных платежей"

         Содержащееся в диспозиции ст. 284 ТК РФ понятие "установлен-
    ные сроки уплаты таможенных платежей" следует понимать  как нару-
    шение сроков уплаты, устанавливаемых не  только  ТК  России  (ст.
    119), но и таможенными органами в соответствии с нормативными ак-
    тами ГТК России, иными правовыми актами по таможенному делу (нап-
    ример, установление сроков уплаты при предоставлении отсрочки ли-
    бо рассрочки).


         Ст. 288 "Невыполнение должностными лицами и иными лицами
           требований, действующих в таможенном деле"

         Данная статья  предусматривает  ответственность  должностных
    лиц, иных работников предприятия, учреждения  или  организации  и
    физических лиц, выполняющих работу по договорам гражданско - пра-
    вового характера, в случаях, когда  соответствующее  предприятие,
    учреждение или организация привлекаются к ответственности  за на-
    рушение таможенных правил.
         Законодатель конструирует диспозицию  рассматриваемой  нормы
    через отсылку к нарушениям, предусмотренным  в  предыдущих соста-
    вах. Таким образом, по ст. 288  ТК  РФ  подлежат  ответственности
    сотрудники и руководители юридических лиц при условии:
         а) виновности таких должностных или физических лиц  (в форме
    умышленного или неосторожного действия или бездействия -  ст. 231
    ТК РФ) в невыполнении действующих в таможенном  деле  требований,
    за нарушение которых предусмотрена ответственность;
         б) признания предприятия, учреждения, организации  по поста-
    новлению таможенного органа совершившим нарушение таможенных пра-
    вил. При этом действия самого юридического  лица  квалифицируются
    по статье, соответствующей допущенному правонарушению.
         В правоприменительной деятельности таможенных органов неред-
    ко возникают трудности при разграничении случаев совокупности та-
    моженных правонарушений  и  конкуренции  административно-правовых
    норм.
         При совокупности правонарушений производится квалификация по
    нескольким статьям Таможенного кодекса.
         Так, например, когда лицо, являющееся  одновременно перевоз-
    чиком и получателем товаров, следует через пограничную  таможню с
    отметкой доставки товаров во внутреннюю таможню по  процедуре ВТТ
    и не доставляет в определенное таможенным органом  место  товары,
    то при определенных установленных  обстоятельствах правонарушения
    действия  виновного  могут  быть  квалифицированы  по  нескольким
    статьям Таможенного кодекса. Основная правовая  оценка правонару-
    шения состоит в применении ч. 1 ст. 254 ТК РФ,  а  дополнительная
    квалификация может иметь место по ст. 260 ТК РФ "Грузовые  и иные
    операции, проводимые без разрешения таможенного органа Российской
    Федерации", а также по ст. 259 ТК РФ "Неправомерные операции, из-
    менение  состояния,  пользование  и   распоряжение   товарами   и
    транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформле-
    ние не завершено" и по ст. 279 ТК РФ "Недекларирование или недос-
    товерное декларирование товаров и транспортных средств".
         Указанная ситуация возможна, когда лицо, не доставив товар в
    таможенный орган, передает его  третьим  лицам,  осуществляя  при
    этом перегрузку и его не декларирует.
         В отличие от совокупности правонарушений правильная квалифи-
    кация при конкуренции таможенно-правовых норм  зависит  от  того,
    насколько точно определен характер каждой из  конкурирующих норм:


    является ли та или иная норма общей или специальной. В случае за-
    явления декларантом в таможенной декларации  недостоверных сведе-
    ний о товаре при установлении мотива и цели освобождения  или за-
    нижения размера таможенных платежей деяние  необходимо квалифици-
    ровать по ст. 282 ТК РФ "Действия, направленные  на неправомерное
    освобождение от таможенных платежей или  их  занижение". Дополни-
    тельной квалификации по ст. 279 ТК РФ за недостоверное деклариро-
    вание не требуется, т.к. объективная сторона данного правонаруше-
    ния включена в качестве способа конструкции  состава, изложенного
    в ст. 282 ТК РФ, которая по отношению к ст. 279  ТК  РФ  является
    специальной нормой права.
         Особую сложность, на наш взгляд,  представляет  квалификация
    нарушений таможенных правил, входящих по способу совершения в так
    называемую "контрабандную группу". Это составы  таможенных право-
    нарушений, объективная сторона которых предусмотрена ст.  ст. 276
    - 279 ТК РФ. Признаки объективной стороны указанных составов, от-
    несенных законодателем к  административно-таможенным правонаруше-
    ниям и  изложенные  выше,  определяют  уголовно-правовую  природу
    контрабанды, ответственность за которую предусмотрена ст.  78  УК
    РСФСР и ст. 169.1 УК РСФСР. Основное разграничение  составов про-
    исходит лишь по предмету преступления (ст.  78  УК  РСФСР)  и  по
    признаку крупных размеров (ст. 169.1 УК РСФСР).
         Таким образом, законодатель по существу в качестве дифферен-
    цированного признака, разграничивающего административно - наказу-
    емую контрабанду от уголовно-наказуемой, определил в одном случае
    особые свойства предмета контрабанды,  изложенные  в  ст.  78  УК
    РСФСР, в другом - размер, что принципиально не повлияло и не мог-
    ло повлиять на саму природу контрабанды как правонарушения, так и
    преступления.  Отрицательным  последствием  полностью  идентичных
    конструкций составов, лежащих в разных плоскостях правового регу-
    лирования, является то, что в случае прекращения  уголовного дела
    в отношении физических лиц по реабилитирующим основаниям  по  ст.
    78 УК РСФСР или ст. 169.1 УК РСФСР, возможность привлечения тако-
    го лица к административной ответственности по ст. ст.  276,  277,
    278, ч. 1 ст. 279 ТК РФ исключена.

                                 Отдел контроля за соблюдением
                               законности в таможенных органах
                                                    ГТК России

                                        Управление по борьбе с
                                    контрабандой и нарушениями
                                             таможенных правил
                                                    ГТК России


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz