Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТ 25 ИЮЛЯ 1995 Г. N 8526/94

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

                     ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 8526/94

                  ПРЕЗИДИУМА ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                           от 25 июля 1995 г.

        Президиум Высшего  Арбитражного  Суда Российской Федерации под
    председательством   Председателя   Высшего    Арбитражного    Суда
    Российской   Федерации,   с   участием   заместителя  Генерального
    прокурора Российской  Федерации  рассмотрел  протест  Председателя
    Высшего  Арбитражного  Суда  Российской Федерации на постановление
    Новосибирского  областного  арбитражного  суда   от   06.12.94   и
    постановление   коллегии   Высшего  Арбитражного  Суда  Российской
    Федерации   по   проверке   в   порядке   надзора   законности   и
    обоснованности  решений  арбитражных судов,  вступивших в законную
    силу, от 06.03.95 по делу N КСУ-209.
        Заслушав и  обсудив  доклад  судьи  и  заключение  заместителя
    Генерального   прокурора   Российской   Федерации,   поддержавшего
    протест, Президиум установил следующее.
        Прокурор Новосибирской  области  в  защиту  государственных  и
    общественных  интересов  предъявил  иск  к  Фонду государственного
    имущества   Новосибирской   области,   Комитету   по    управлению
    государственным    имуществом   Новосибирской   области,мэрии   г.
    Новосибирска,  администрации Кировского района г.  Новосибирска  и
    акционерному   обществу   "Новосибирский   оловянный  комбинат"  о
    признании недействительными сделки  приватизации  государственного
    имущества    арендного    предприятия   "Новосибирский   оловянный
    комбинат",  протокола конференции трудового коллектива предприятия
    от  27.08.92  N  2,  устава  акционерного  общества "Новосибирский
    оловянный  комбинат"  от  13.10.92,  постановления   администрации
    Кировского района г.  Новосибирска от 23.10.93 N 774 о регистрации
    устава акционерного общества,  постановления мэрии г. Новосибирска
    от  07.12.93  N  1325  о перерегистрации акционерного общества,  а
    также плана приватизации от 13.10.92 N  1001,  распоряжений  Фонда
    имущества Новосибирской области от 30.07.93 N 87/22, от 30.07.93 N
    87/23,  от 28.12.93 N 3,  от 09.03.94 N 133, 07 17.03.94 N 144, 07
    22.03.94 N 155, сертификата Комитета по управлению государственным
    имуществом Новосибирской области от 03.12.93  N  07.  Одновременно
    предъявлены   требования   об   обязании   сторон  возвратить  все
    полученное по сделке.
        В заседании    арбитражного   суда   истец   уточнил   исковые
    требования.  Сняты   с   рассмотрения   требования   о   признании
    недействительными   протокола  конференции  трудового  коллектива,
    сертификата комитета по управлению государственным имуществом, так
    как  эти  документы  не относятся к актам государственных органов,
    оспариваемым в  арбитражном  суде,  распоряжений  фонда  имущества
    области,  а также требование о проведении двусторонней реституции,
    поскольку  прокурором  не  заявлялось  в   установленном   порядке
    требование  о  признании недействительными сделок по продаже акций
    по конкурсу и на аукционах.
        Решением Новосибирского   областного   арбитражного   суда  от
    20.09.94 признаны недействительными план приватизации от  13.10.92
    N  1001,  устав  акционерного  общества  "Новосибирский  оловянный
    комбинат"   от   13.10.92   с    дополнениями    и    изменениями,
    зарегистрированными   постановлением   мэрии  г.  Новосибирска  от
    07.12.93 N 1325,  в  части  состава  учредителей,  формирования  и
    структуры   уставного  капитала,  предоставления  льгот  трудовому
    коллективу арендного предприятия по приобретению акций по  первому
    варианту. Производство по делу в части признания недействительными
    протокола конференции трудового коллектива  арендного  предприятия
    "Новосибирский  оловянный  комбинат" от 27.08.92 N 2 и сертификата
    комитета по управлению  государственным  имуществом  Новосибирской
    области  от  03.12.93 N 07 прекращено за неподведомственностью.  В
    остальной части иска отказано.
        Постановлением кассационной коллегии Новосибирского областного
    арбитражного суда  от  06.12.94  в  решение  от  20.09.94  внесены
    изменения.   План   приватизации   от   13.10.92   N  1001,  устав
    акционерного  общества  "Новосибирский  оловянный   комбинат"   от
    13.10.92   с   дополнениями   и  изменениями,  зарегистрированными
    постановлением  мэрии  г.  Новосибирска  от   07.12.93   N   1325,
    постановление  администрации Кировского района г.  Новосибирска от
    23.10.93 N  774  признаны  недействительными.  В  остальной  части
    решение оставлено без изменения.
        Заместителем Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской
    Федерации  принесен  протест,  в  котором  предлагалось решение от
    20.09.94 и постановление от 06.12.94 о признании недействительными
    плана  приватизации и устава акционерного общества в части состава
    учредителей,  формирования и структуры уставного капитала отменить
    и  в  иске  отказать.  В  остальной  части  решение  оставить  без
    изменения.
        Коллегия Высшего  Арбитражного  Суда  Российской  Федерации по
    проверке в порядке надзора  законности  и  обоснованности  решений
    арбитражных судов,  вступивших в законную силу,  постановлением от
    06.03.95 N К4-Н-7/231 протест  отклонила,  оставив  без  изменения
    постановление    от    06.12.94,    поскольку   предприятие   было
    приватизировано   способом,   не    предусмотренным    действующим
    законодательством.
        В протесте Председателя Высшего Арбитражного  Суда  Российской
    Федерации   предлагается   отменить  постановление  Новосибирского
    областного арбитражного суда от 06.12.94,  постановление  коллегии
    Высшего  Арбитражного  Суда  Российской  Федерации  по  проверке в
    порядке надзора законности и  обоснованности  решений  арбитражных
    судов,  вступивших в законную силу,  от 06.03.95 и оставить в силе
    решение Новосибирского областного арбитражного суда от 20.09.94 по
    делу N КСУ-209.
        Президиум считает, что постановления Новосибирского областного
    арбитражного   суда  от  06.12.94  и  надзорной  коллегии  Высшего
    Арбитражного Суда Российской Федерации  от  06.03.95  приняты  без
    учета  фактических  обстоятельств  и  подлежат отмене по следующим
    основаниям.
        Как следует из материалов дела,  преобразование Новосибирского
    оловянного  комбината  в  акционерное  общество  производилось  на
    основании   Закона   РСФСР   "О   приватизации  государственных  и
    муниципальных предприятий в РСФСР" и Указа  Президента  Российской
    Федерации   от   01.06.92  N  721  "Об  организационных  мерах  по
    преобразованию    государственных    предприятий,     добровольных
    объединений  государственных  предприятий в акционерные общества".
    По плану приватизации от  13.10.92  N  1001  трудовому  коллективу
    предоставлены льготы по первому варианту.
        Между тем на момент  приватизации  комбинат  являлся  арендным
    предприятием.  Причем имущество было передано предприятию в аренду
    в январе 1990 года без права выкупа.
        Поэтому согласно  абзацу  6 пункта 2 статьи 15 Закона РСФСР "О
    приватизации государственных и муниципальных предприятий в  РСФСР"
    арендатор  имел  право  на  приобретение  арендованного  имущества
    только по конкурсу или на аукционе.
        Комбинат не  мог  приватизироваться  и в соответствии с Указом
    Президента  Российской  Федерации  от  01.06.92  N  721,  так  как
    положения Указа к арендным предприятиям не применяются.
        В последующем Госкомимущество России в письме  от  29.01.93  N
    АЧ2/586  установило порядок приватизации арендных предприятий,  не
    имеющих права выкупа по договорам  аренды.  Указанные  предприятия
    могут  быть  преобразованы  в акционерные общества открытого типа,
    все  акции  которых  продаются  на  чековом  аукционе,   аукционе,
    конкурсе и приобретаются арендаторами на общих основаниях.
        Таким образом,   преобразование   арендного   предприятия    в
    акционерное  общество с предоставлением трудовому коллективу льгот
    по первому варианту произведено с  нарушением  законодательства  о
    приватизации.
        Во исполнение постановления прокуратуры Новосибирской  области
    от  11.07.94  комиссией  с  участием  представителей  Комитета  по
    управлению  государственным  имуществом  Новосибирской  области  и
    Контрольно-финансового управления Министерства финансов Российской
    Федерации  проводилась  ревизия  принятых  комбинатом   актов   по
    приватизации.  В результате проверки установлено,  что предприятие
    занизило  размер  уставного  капитала  и  неверно  определило  его
    структуру  (долю  государственного  имущества  и  членов арендного
    коллектива).
        Кроме того,  комбинатом не представлен суду состав учредителей
    акционерного общества (членов  бывшего  арендного  предприятия)  с
    определением доли каждого учредителя.
        Поэтому суд    первой     инстанции     правомерно     признал
    недействительными  план  приватизации  и  учредительные  документы
    только  в  части  предоставления   трудовому   коллективу   льгот,
    формирования и структуры уставного капитала и состава учредителей.
        Признание недействительными плана приватизации и учредительных
    документов  в  целом  не  было  вызвано  необходимостью,  особенно
    учитывая,  что это приведет к  ликвидации  акционерного  общества.
    Между   тем   акционерное   общество   осуществляет  хозяйственную
    деятельность более двух лет. Акции, находившиеся в государственной
    собственности,  проданы  на  аукционах  и  инвестиционных торгах в
    соответствии с законодательством  о  приватизации,  продажа  части
    акций  произведена  за приватизационные чеки,  которые в настоящее
    время изъяты из обращения.
        Суд также  не  принял во внимание,  что нарушения,  допущенные
    предприятием при преобразовании в акционерное общество,  не  носят
    неустранимый  характер  и комбинатом принимаются меры к приведению
    учредительных документов в соответствие с законодательством.
        При таких обстоятельствах кассационная коллегия Новосибирского
    областного  арбитражного  суда  и   надзорная   коллегия   Высшего
    Арбитражного  Суда  Российской Федерации без достаточных оснований
    признали  недействительными  план  приватизации  и   учредительные
    документы  акционерного общества в целом,  а не в части положений,
    не соответствующих требованиям законодательства.
        Руководствуясь статьями 187,  188 Арбитражного процессуального
    кодекса Российской Федерации,  Президиум Высшего Арбитражного Суда
    Российской Федерации
                                   постановил:
        протест Председателя   Высшего  Арбитражного  Суда  Российской
    Федерации удовлетворить.
        Постановление Новосибирского  областного  арбитражного суда от
    06.12.94  и  постановление  коллегии  Высшего  Арбитражного   Суда
    Российской  Федерации  по  проверке в порядке надзора законности и
    обоснованности решений арбитражных судов,  вступивших  в  законную
    силу, от 06.03.95 отменить.
        Решение Новосибирского   областного   арбитражного   суда   от
    20.09.94 по делу N КСУ-209 оставить без изменения.

           Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
                                                           В.Ф.Яковлев

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz