Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПИСЬМО ВАС РФ ОТ 25.04.95 N С1-7/ОП-237 ОБЗОР ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

            ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                  ПИСЬМО
                    от 25 апреля 1995 г. N С1-7/ОП-237

        Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации проанализированы
    материалы  дел,  рассмотренных  арбитражными  судами и связанных с
    применением законодательства о несостоятельности (банкротстве).
        В предлагаемом    арбитражным    судам    обзоре    содержатся
    рекомендации  о  порядке разрешения спорных вопросов,  возникающих
    при рассмотрении указанных дел.

                                                  Председатель Высшего
                                                     Арбитражного Суда
                                                  Российской Федерации
                                                           В.Ф.ЯКОВЛЕВ






                                                            Приложение
                                         к письму Высшего Арбитражного
                                             Суда Российской Федерации
                                             от 25.04.95 N С1-7/ОП-237

                                  ОБЗОР
         ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
                    О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)

        1. При   принятии   к  производству  дел  о  несостоятельности
    (банкротстве) необходимо иметь в виду,  что перечень лиц,  которые
    могут быть признаны по решению суда несостоятельными (банкротами),
    определен в  статьях  65  и  25  Гражданского  кодекса  Российской
    Федерации.

        В соответствии со статьей 65 Гражданского  кодекса  Российской
    Федерации  по  решению  суда  может  быть признано несостоятельным
    (банкротом)    юридическое    лицо,    являющееся     коммерческой
    организацией,   за  исключением  казенного  предприятия,  а  также
    юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива
    либо  благотворительного или иного фонда,  если оно не в состоянии
    удовлетворить требования кредиторов. <*>
        В силу  статьи  25  Гражданского  кодекса Российской Федерации
    индивидуальный  предприниматель  <**>,  который  не  в   состоянии
    удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им
    предпринимательской  деятельности,  также   может   быть   признан
    несостоятельным (банкротом) по решению суда.
        --------------------------------
        <*> Далее  по  тексту  обзора юридические лица,  которые могут
    быть признаны банкротами, именуются "организации".
        <**> Далее по тексту - предприниматель.

        2. Арбитражный   суд   возбуждает   производство   по  делу  о
    несостоятельности должника  и  в  том  случае,  если  уже  имеется
    решение  арбитражного  суда  по имущественному спору между теми же
    сторонами,  не исполненное из-за отсутствия  денежных  средств  на
    счете должника.

        В ряде  случаев  арбитражные   суды   отказывались   принимать
    заявления  о возбуждении производства по делам о несостоятельности
    должников при наличии решений по имущественным спорам  между  теми
    же сторонами,  не исполненных из-за отсутствия денежных средств на
    счетах  должников,  и  рекомендовали  кредиторам  в  установленном
    порядке   ходатайствовать  об  обращении  взыскания  на  имущество
    должников.
        Однако здесь необходимо иметь в виду следующее.
        Наличие решения арбитражного суда по имущественному  спору  не
    является  препятствием  для  возбуждения  производства  по  делу о
    несостоятельности (банкротстве) должника.
        Кредитор имеет право обратиться как с заявлением о возбуждении
    производства по делу о несостоятельности  (банкротстве)  должника,
    так  и с ходатайством об обращении взыскания на имущество должника
    (письмо Минюста России  и  Высшего  Арбитражного  Суда  Российской
    Федерации от 06.07.94 N 06-73/54-94, N С1-7/ОЗ-476).

        3. При  обращении в арбитражный суд с заявлением о возбуждении
    производства по делу о несостоятельности (банкротстве) организации
    (предпринимателя)   в  сумму  задолженности  не  могут  включаться
    санкции за неуплату обязательных платежей в бюджет и  внебюджетные
    фонды.

        Государственная налоговая  инспекция  обратилась в арбитражный
    суд  с  заявлением   о   признании   организации   несостоятельной
    (банкротом),  включив в общую сумму задолженности этой организации
    перед бюджетом суммы финансовых санкций,  начисленные за налоговые
    нарушения.
        При анализе структуры задолженности организации перед бюджетом
    для  решения  вопроса  о  подведомственности  дела арбитражный суд
    исходил из того,  что в силу статьи 1 Закона Российской  Федерации
    "О     несостоятельности     (банкротстве)     предприятий"    под
    несостоятельностью   (банкротством)    понимается    неспособность
    удовлетворить  требования  кредиторов  по  оплате  товаров (работ,
    услуг),  включая неспособность обеспечить обязательные  платежи  в
    бюджет и внебюджетные фонды.
        По смыслу  этой   нормы   финансовые   санкции   за   неуплату
    обязательных  платежей  в  бюджет  и  внебюджетные  фонды не могут
    включаться в сумму требований к должнику при подаче в  арбитражный
    суд заявления о признании организации банкротом.
        В данном случае сумма основной  задолженности  перед  бюджетом
    (недоимки)  составила менее 500 минимальных размеров оплаты труда,
    установленных законом.
        Следовательно, заявление государственной налоговой инспекции о
    возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве)
    организации не могло быть принято арбитражным судом к рассмотрению
    по существу.

        4. При обращении кредитора с заявлением о  признании  должника
    несостоятельным    (банкротом)    арбитражный    суд    возбуждает
    производство по делу и в том случае,  если организация  -  должник
    находится в стадии ликвидации.

        В практике арбитражных судов возник вопрос о том,  подлежит ли
    рассмотрению в арбитражном суде требование о признании организации
    несостоятельной  (банкротом),  если организация находится в стадии
    ликвидации в  соответствии  со  статьей  61  Гражданского  кодекса
    Российской Федерации и работает ликвидационная комиссия.
        При решении данного вопроса необходимо иметь в виду следующее.
        Нахождение организации    в   стадии   ликвидации   и   работа
    ликвидационной  комиссии  сами  по  себе  не  лишают  заявителя  -
    кредитора  права  ставить  вопрос  о  признании в судебном порядке
    должника банкротом при наличии внешних признаков банкротства.
        Следовательно, если   сумма   задолженности  перед  заявителем
    позволяет возбудить  дело  о  банкротстве  и  заявителем  соблюден
    доарбитражный  порядок  урегулирования  данного  вопроса (статья 6
    Закона Российской  Федерации  "О  несостоятельности  (банкротстве)
    предприятий"),  арбитражный  суд  не  вправе  отказать  в принятии
    соответствующего заявления.
        В данном  случае  целесообразно вынести определение о мерах по
    обеспечению заявленного требования путем запрещения ликвидационной
    комиссии  совершать действия в отношении активов должника (пункт 3
    статьи  92   Арбитражного   процессуального   кодекса   Российской
    Федерации).
        При возбуждении дела о признании  несостоятельным  (банкротом)
    коммерческого   банка   арбитражному   суду  необходимо  учитывать
    рекомендации,  содержащиеся в пункте 2 письма Высшего Арбитражного
    Суда Российской Федерации от 30.01.95 N С1-7/ОП-54.

        5. По   делу  о  несостоятельности  (банкротстве)  на  стороне
    заявителя могут выступить несколько  кредиторов,  если  требования
    каждого   из   них   в   отдельности   меньше  необходимой  суммы,
    установленной законом для возбуждения производства по такому делу.

        Арбитражный суд  вправе  принять  к  рассмотрению   требования
    нескольких   кредиторов   и   возбудить  производство  по  делу  о
    несостоятельности (банкротстве).  Общее требование  к  должнику  в
    совокупности  должно  составлять  сумму  не  менее 500 минимальных
    размеров оплаты труда, установленных законом.
        Все кредиторы,    чьи   требования   вошли   в   общую   сумму
    первоначально    заявленного    требования,    имеют    одинаковые
    процессуальные  права,  которые  закон  предоставляет  кредитору -
    заявителю.

        6. О праве государственных органов на обращение в  арбитражный
    суд с заявлениями о признании банкротами федеральных предприятий.

        В практике  арбитражных  судов  возник  вопрос  о  том,  какие
    государственные органы имеют  право  обращаться  с  заявлениями  о
    признании  несостоятельными (банкротами) федеральных предприятий -
    должников, не способных обеспечить обязательные платежи в бюджет и
    внебюджетные фонды.
        В силу пунктов 1 и 3 Указа Президента Российской Федерации  от
    22.12.93  N  2264  "О  мерах по реализации законодательных актов о
    несостоятельности    (банкротстве)    предприятий"    Федеральному
    управлению   по   делам   о  несостоятельности  (банкротстве)  при
    Госкомимуществе России поручено представлять от имени  государства
    интересы  собственника  при решении вопросов о несостоятельности в
    отношении  федеральных  государственных   предприятий,   а   также
    организаций,  в  капитале  которых имеется доля (вклад) Российской
    Федерации,  направлять в арбитражный  суд  заявления  о  признании
    предприятий   -   должников  несостоятельными  (банкротами),  если
    предприятия сами не подают такие заявления на  основании  решения,
    принятого Федеральным управлением.
        Согласно пункту  7  Постановления   Правительства   Российской
    Федерации  от  20.05.94  N  498  "О  некоторых мерах по реализации
    законодательства о  несостоятельности  (банкротстве)  предприятий"
    Федеральное  управление по делам о несостоятельности (банкротстве)
    вправе выступать от имени государства как  кредитора  при  решении
    вопросов   о   несостоятельности   (банкротстве)  организаций  вне
    зависимости  от  их   организационно-правовой   формы   в   случае
    неисполнения   этими  организациями  обязательств  по  платежам  в
    федеральный бюджет или внебюджетные фонды.
        В связи с этим в тех случаях,  когда с заявлениями о признании
    указанных   выше   организаций    несостоятельными    (банкротами)
    обращаются  в арбитражный суд Пенсионный фонд Российской Федерации
    (как  орган,  контролирующий  уплату  обязательных   платежей   во
    внебюджетный фонд), Министерство финансов Российской Федерации (на
    основании  пункта  7  Указа  Президента  Российской  Федерации  от
    23.05.94   N   1006   "Об   осуществлении   комплексных   мер   по
    своевременному  и  полному  внесению  в  бюджет  налогов  и   иных
    обязательных  платежей")  и государственные налоговые инспекции (в
    случаях неуплаты этими организациями налогов и  иных  обязательных
    платежей),  арбитражному  суду  необходимо направлять Федеральному
    управлению  по  делам  о   несостоятельности   (банкротстве)   все
    определения    о    возбуждении    производства    по    делам   о
    несостоятельности (банкротстве).

        7. Дело    о    несостоятельности    (банкротстве)    подлежит
    рассмотрению  в  арбитражном  суде и в том случае,  если заявитель
    является иностранной  организацией,  организацией  с  иностранными
    инвестициями,  а  также физическим лицом,  в том числе иностранным
    гражданином.

        В силу пункта  2  статьи  3  Закона  Российской  Федерации  "О
    несостоятельности  (банкротстве)  предприятий"  нормы Арбитражного
    процессуального  кодекса  Российской  Федерации  применяются   при
    рассмотрении  дел  о  несостоятельности  (банкротстве) организаций
    (предпринимателей)  только   по   вопросам,   не   урегулированным
    названным Законом.
        Согласно пункту  1  статьи  3  этого   Закона   все   дела   о
    несостоятельности   (банкротстве)   рассматриваются   арбитражными
    судами.  Следовательно,  соответствующие   заявления   иностранных
    организаций,  организаций с иностранными инвестициями,  физических
    лиц,  в  том  числе  иностранных  граждан,  должны  подаваться   в
    арбитражный суд, а не в суд общей юрисдикции.

        8. Арбитражный  суд  рассматривает  дело  о  несостоятельности
    (банкротстве) по существу и в том случае,  если  должник  является
    государственным предприятием.

        Указом Президента  Российской  Федерации от 02.06.94 N 1114 "О
    продаже государственных предприятий - должников" установлено,  что
    государственные предприятия,  в отношении которых в соответствии с
    Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  20.05.94
    N 498   "О   некоторых  мерах  по  реализации  законодательства  о
    несостоятельности (банкротстве)  предприятий"  принято  решение  о
    признании    структуры   их   баланса    неудовлетворительной,   а
    предприятий - неплатежеспособными, подлежат продаже в соответствии
    с вышеназванным Указом. Поскольку в этом случае принятие решений о
    продаже   государственных   предприятий   -   должников   поручено
    Федеральному    управлению    по    делам    о   несостоятельности
    (банкротстве),  некоторые  арбитражные  суды  сочли,  что  дела  о
    признании   таких   предприятий   банкротами   арбитражному   суду
    неподведомственны.
        Между тем, в данном случае необходимо исходить из следующего.
        В силу статьи 65  Гражданского  кодекса  Российской  Федерации
    юридическое  лицо  может быть признано банкротом только по решению
    суда.
        Поэтому дела  о  несостоятельности  (банкротстве)  в отношении
    государственных  предприятий   также   подлежат   рассмотрению   в
    арбитражном суде.

        9. Заявление    Федерального    управления    по    делам    о
    несостоятельности   (банкротстве)    о    признании    организации
    (предпринимателя)    несостоятельной    (банкротом)    не   должно
    оплачиваться государственной пошлиной.

        В арбитражный суд обратилось Федеральное управление по делам о
    несостоятельности   (банкротстве)   с   заявлением   о   признании
    организации несостоятельной (банкротом). Арбитражный суд указанное
    заявление  возвратил  без  рассмотрения  по  мотиву  неоплаты  его
    госпошлиной.
        Однако в данном случае суд не учел, что согласно подпункту "н"
    пункта 2 статьи 4 Закона Российской Федерации  "О  государственной
    пошлине"   и   статье   64  Арбитражного  процессуального  кодекса
    Российской   Федерации   от   уплаты    государственной    пошлины
    освобождаются,   в   частности,  государственные  и  иные  органы,
    обращающиеся в случаях, предусмотренных законодательными актами, с
    заявлениями  в  арбитражный  суд  в защиту прав и интересов других
    лиц, а также государственных и общественных интересов.
        Следовательно, если   Федеральное   управление   по   делам  о
    несостоятельности (банкротстве) обращается в  арбитражный  суд  от
    имени   государства   с   заявлением   о   признании   организации
    (предпринимателя)    несостоятельной    (банкротом),    то     оно
    освобождается от уплаты государственной пошлины.

        10. Арбитражным  судом  не  может  быть принято к производству
    заявление  кредитора  о  признании  организации  (предпринимателя)
    несостоятельной   (банкротом),  если  заявителем  не  представлены
    доказательства   вручения   должнику    извещения    в    порядке,
    предусмотренном  пунктом 1 статьи 6 Закона Российской Федерации "О
    несостоятельности (банкротстве) предприятий".

        В соответствии  с  пунктом  1  статьи  6   Закона   Российской
    Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" в случае
    невыполнения должником  обязательств  по  оплате  товаров  (работ,
    услуг)   кредитор   вправе   направить  должнику  заказной  почтой
    извещение с уведомлением о вручении,  в котором должны содержаться
    требования  в  недельный  срок со дня его получения выполнить свои
    обязательства,  а также предупреждение о  том,  что  в  случае  их
    невыполнения  в  течение  указанного  срока  кредитор  обратится в
    арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу  о
    несостоятельности (банкротстве) организации (предпринимателя).
        Таким образом,  в отношении заявлений кредиторов  о  признании
    должников   несостоятельными  (банкротами)  законом  предусмотрена
    специальная  процедура   доарбитражного   урегулирования   данного
    вопроса.
        Отсутствие доказательств  вручения  должнику  соответствующего
    извещения   арбитражный   суд   рассматривает  как  основание  для
    возвращения без рассмотрения  заявления  о  признании  организации
    (предпринимателя)  несостоятельной  (банкротом) (пункт 6 статьи 86
    Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

        11. По  делу  о  несостоятельности  (банкротстве)  организации
    (предпринимателя)   кредитор   -   заявитель  не  вправе  изменить
    основание и  предмет  своего  требования  по  правилам  статьи  30
    Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

        В арбитражный  суд обратился кредитор с заявлением о признании
    несостоятельным  (банкротом)   акционерного   общества,   имеющего
    задолженность  перед  заявителем  более  500  минимальных размеров
    оплаты труда, установленных законом. В судебном заседании кредитор
    попросил изменить основание и предмет своего требования и взыскать
    с  должника   сумму   задолженности.   Решением   суда   иск   был
    удовлетворен.
        Вместе с тем,  арбитражный суд не учел,  что в силу статьи  30
    Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возможно
    изменение либо основания,  либо предмета иска.  В данной  ситуации
    фактически  было заявлено новое требование,  поэтому оснований для
    применения статьи 30 Кодекса у  арбитражного  суда  не  имелось  и
    ходатайство заявителя не могло быть удовлетворено.

        12. Арбитражный  суд  рассматривает  дело  о несостоятельности
    (банкротстве) по заявлению одного  или  нескольких  кредиторов  по
    существу  и  в том случае,  если остальные кредиторы уклоняются от
    участия в заседании суда.

        В арбитражный суд обратился кредитор с заявлением о  признании
    несостоятельным   (банкротом)   акционерного   общества,  имеющего
    задолженность по договору поставки.
        На заседании  арбитражного  суда  в соответствии со статьей 10
    Закона Российской  Федерации  "О  несостоятельности  (банкротстве)
    предприятий"  были  приглашены  известные суду кредиторы должника.
    Представители налоговой инспекции,  пенсионного фонда  заявили  об
    отсутствии  задолженности у акционерного общества.  Иные кредиторы
    не явились и каких-либо имущественных требований не заявили.
        По смыслу  Закона  Российской  Федерации  "О несостоятельности
    (банкротстве) предприятий" и Арбитражного процессуального  кодекса
    Российской  Федерации  неявка лиц,  приглашенных к участию в деле,
    сама по себе не препятствует рассмотрению дела по существу.
        Поэтому в данной ситуации арбитражный суд правомерно посчитал,
    что, поскольку все известные ему кредиторы надлежащим образом были
    уведомлены,  он  обязан  рассмотреть  дело  по существу и в случае
    уклонения кредиторов от участия в заседании суда.

        13. Арбитражный суд может запросить сведения о  дебиторской  и
    кредиторской   задолженности   организации   (предпринимателя),  в
    отношении  которой  возбуждено   дело   о   несостоятельности,   у
    организаций, располагающих такими сведениями.

        При рассмотрении   дел   о   несостоятельности   (банкротстве)
    организаций (предпринимателей) у арбитражных судов возник вопрос о
    том,  каковы  должны  быть  действия  арбитражного  суда  в случае
    непредставления  должником  сведений   о   своей   дебиторской   и
    кредиторской задолженности.
        При решении данного вопроса необходимо иметь в виду следующее.
        Арбитражный суд  может  запросить   сведения   о   наличии   у
    организации (предпринимателя), в отношении которой возбуждено дело
    о  несостоятельности  (банкротстве),  дебиторской  и  кредиторской
    задолженности  у  налоговой инспекции,  Федерального управления по
    делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России
    (территориальных  агентств),  банка или иных кредитных учреждений,
    обслуживающих должника,  Пенсионного фонда Российской Федерации, а
    также у других органов,  располагающих,  по мнению суда, подобными
    сведениями.

        14. При  рассмотрении  дел  о  несостоятельности (банкротстве)
    организаций принцип правопреемства стороны в процессе  (статья  33
    Арбитражного   процессуального   кодекса   Российской   Федерации)
    применяется лишь в случае преобразования юридического лица.

        В соответствии со статьей 57 Гражданского  кодекса  Российской
    Федерации  реорганизация  юридического  лица  может  проходить и в
    форме преобразования.  При преобразовании юридического лица одного
    вида     в    юридическое    лицо    другого    вида    (изменении
    организационно-правовой формы)  к  вновь  возникшему  юридическому
    лицу  переходят права и обязанности реорганизованного юридического
    лица в соответствии с передаточным актом.
        В этом  случае  необходимо изменить наименование организации -
    должника по делу о несостоятельности  (банкротстве)  и  продолжить
    рассмотрение   дела   по   существу   в   соответствующей   стадии
    арбитражного процесса.
        Если же  реорганизация  должника  осуществлена  путем слияния,
    присоединения,  разделения,  выделения  при  рассмотрении  дел   о
    несостоятельности   (банкротстве)   реорганизованных  организаций,
    принцип правопреемства стороны в процессе  применяться  не  может,
    так  как  арбитражные суды рассматривают не спорное правоотношение
    сторон,  а  устанавливают  факт  несостоятельности   (банкротства)
    конкретной организации.
        Если в  ходе  рассмотрения  дела  о  банкротстве  суду  станет
    известно  о  предполагаемой  реорганизации организации - должника,
    целесообразно  на  основании  пункта  3  статьи  92   Арбитражного
    процессуального кодекса Российской Федерации вынести определение о
    запрещении учредителям (участникам) либо  соответствующему  органу
    юридического  лица  проводить  реорганизацию  данного юридического
    лица в любых формах, кроме преобразования.
        При рассмотрении   дела   о   несостоятельности  (банкротстве)
    индивидуального предпринимателя принцип правопреемства  стороны  в
    процессе не применяется.

        15. Арбитражный  суд  рассматривает  дело  о несостоятельности
    (банкротстве) организации (предпринимателя) по существу  и  в  том
    случае,  если  на  день  рассмотрения  дела  должник полностью или
    частично погасил задолженность кредитору - заявителю.

        Материалы судебно-арбитражной практики свидетельствуют о  том,
    что   в   процессе   судебного  разбирательства  дел  о  признании
    организаций (предпринимателей)  несостоятельными  (банкротами)  во
    многих  случаях должники полностью или частично погашали свой долг
    перед кредиторами - заявителями.
        В таких    ситуациях   заявители   нередко   отказывались   от
    поддержания своих требований о признании должников банкротами.
        В связи   с  этим  необходимо  учитывать,  что  удовлетворение
    должником имущественных требований кредитора - заявителя  само  по
    себе  не  может  служить  основанием  для  отказа в удовлетворении
    требования  о  признании  должника  банкротом   либо   прекращения
    производства по делу.
        В соответствии  с  пунктом  2  статьи  10  Закона   Российской
    Федерации    "О   несостоятельности   (банкротстве)   предприятий"
    арбитражный суд и в этом случае  должен  принять  решение  либо  о
    признании должника несостоятельным,  либо об отклонении заявления,
    если  в  ходе  судебного  разбирательства   выявлена   фактическая
    состоятельность   должника  и  требования  кредиторов  могут  быть
    удовлетворены.

        16. При  применении  пункта  3  статьи  12  Закона  Российской
    Федерации    "О   несостоятельности   (банкротстве)   предприятий"
    необходимо исходить из того,  что  в  период  проведения  внешнего
    управления   имуществом   должника   начисляются   предусмотренные
    договорами проценты за пользование кредитом и санкции по договорам
    с должником.

        Законом Российской      Федерации     "О     несостоятельности
    (банкротстве) предприятий" предусмотрено, что на период проведения
    внешнего  управления  имуществом  должника  вводится  мораторий на
    удовлетворение   требований   кредиторов   к   должнику  (пункт  3
    статьи 12).
        В практике арбитражных судов возник вопрос о том,  начисляются
    ли  в  период  проведения  внешнего управления имуществом должника
    предусмотренные договорами проценты  за  пользование  кредитом,  а
    также  санкции  по обязательствам должника,  возникшим до введения
    моратория.
        При решении   этого   вопроса   арбитражным  судам  необходимо
    исходить из следующего.
        Кредиторы, у   которых  право  требования  долга  вытекает  из
    обязательств,  возникших до  введения  моратория,  имеют  право  в
    период  проведения  внешнего  управления начислять предусмотренные
    договорами проценты за пользование кредитом,  а также  санкции  по
    обязательствам  должника.  Однако  предъявление должнику указанных
    требований возможно только  после  окончания  моратория,  то  есть
    после прекращения внешнего управления имуществом должника.
        Это правило применяется и в  отношении  обязательств  должника
    перед бюджетом.
        Однако арбитражным судам необходимо иметь в виду, что действие
    моратория не распространяется на обязательства должника, возникшие
    после назначения внешнего управления.

        17. В  случае  отклонения  заявления  о   признании   должника
    несостоятельным  (банкротом)  расходы  по  государственной пошлине
    относятся  на  кредитора,  за  исключением  случаев,  когда   дело
    возникло вследствие неправильных действий должника.

        В арбитражный  суд обратился кредитор с заявлением о признании
    акционерного общества несостоятельным (банкротом).
        В ходе  судебного  разбирательства  была  выявлена фактическая
    состоятельность  должника.  Арбитражный  суд,  вынося  решение  об
    отклонении заявления,  правомерно отнес государственную пошлину на
    кредитора - заявителя,  так как в ходе  судебного  разбирательства
    было  установлено,  что  должник  в  ответе  на  извещение сообщил
    кредитору о причинах неуплаты долга.
        В другом  случае,  рассмотрев и отклонив аналогичное заявление
    кредитора,  арбитражный  суд  отнес  расходы  по   государственной
    пошлине  на должника.  Решение в этой части обосновано тем,  что у
    заявителя имелись  основания  для  обращения  в  арбитражный  суд,
    поскольку    имелись    внешние   признаки   несостоятельности   и
    организация -  должник  не  ответила  на  извещение,  направленное
    кредитором.  При  таких обстоятельствах арбитражный суд правомерно
    отнес расходы по госпошлине на должника.

        18. Решение    Федерального    управления    по    делам     о
    несостоятельности   (банкротстве)   о   продаже   государственного
    предприятия - должника,  принятое во  внесудебном  порядке,  может
    быть обжаловано в арбитражный суд.

        В соответствии    с    Арбитражным   процессуальным   кодексом
    Российской  Федерации  арбитражному  суду  подведомственны  споры,
    возникающие   в   сфере   управления,  в  частности,  о  признании
    недействительными (полностью или частично)  актов  государственных
    органов,   не   соответствующих   законодательству   и  нарушающих
    охраняемые законом права и интересы заявителей.
        Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет
    признание недействительным акта государственного органа в качестве
    одного из способов защиты гражданских прав.
        Поэтому, если  истец   считает,   что   принятое   Федеральным
    управлением  по  делам о несостоятельности (банкротстве) решение о
    продаже   государственного   предприятия   -   должника   является
    незаконным,  арбитражный  суд  не  вправе  отказывать  заявителю в
    защите его прав и интересов и принимает иск к рассмотрению.
        Вместе с  тем,  решение  Федерального  управления  по  делам о
    несостоятельности   (банкротстве)    о    признании    предприятия
    неплатежеспособным   и   имеющим   неудовлетворительную  структуру
    баланса не может быть  обжаловано  в  арбитражный  суд,  поскольку
    такое  решение  само по себе не порождает правовых последствий для
    предприятия.
        В силу  Постановления  Правительства  Российской  Федерации от
    20.05.94 N 498 указанное  решение  является  лишь  основанием  для
    подготовки  Федеральным  управлением  по делам о несостоятельности
    (банкротстве)   предложений   по   реорганизации   либо    продаже
    соответствующего предприятия.

                                             Отдел анализа и обобщения
                                                   судебно-арбитражной
                                                              практики


    ------------------------------------------------------------------


-------------------------


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz