Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПИСЬМО ЦБ РФ ОТ 16.03.95 N 14-4/95 "О РАЗЪЯСНЕНИЯХ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ "ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И УСЛОВИЙ РАБОТЫ С ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                        ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ

                                 ПИСЬМО
                     от 16 марта 1995 г. N 14-4/95

                             О РАЗЪЯСНЕНИЯХ
        ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ "ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
                В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И УСЛОВИЙ РАБОТЫ
                         С ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ

              (в ред. письма ЦБ РФ от 28.01.97 N 14-4/50)

       Департамент регулирования   денежного   обращения   направляет
   разъяснения по  отдельным  вопросам   "Порядка   ведения  кассовых
   операций  в  Российской  Федерации"  и  условий  работы с денежной
   наличностью для руководства в практической деятельности.

                                                Директор Департамента
                                                        регулирования
                                                  денежного обращения
                                                         А.Л.ЗИНЧЕНКО






                                                           Приложение

                              РАЗЪЯСНЕНИЯ
            ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ "ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ
           ОПЕРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И УСЛОВИЙ РАБОТЫ
                         С ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ

              (в ред. письма ЦБ РФ от 28.01.97 N 14-4/50)

       1. Как часто одна организация может  рассчитываться  наличными
   деньгами  с  другой  организацией  в пределах сумм,  установленных
   Постановлением   Правительства  Российской  Федерации от 17 ноября
   1994 г.  N 1258  "Об  установлении  предельного  размера  расчетов
   наличными  деньгами  в  Российской  Федерации  между  юридическими
   лицами"?
       Что значит один платеж до 2 млн. рублей - 1 счет, 1 накладная,
   чек?

       Расчеты наличными    деньгами    осуществляются    по     мере
   возникновения потребности.
       Вышеназванным Постановлением  введены   ограничения   расчетов
   наличными деньгами между юридическими лицами в сумме 2 млн. рублей
   по одному платежу.  При этом под термином "один платеж" понимаются
   расчеты  наличными  деньгами  одного  юридического  лица  с другим
   юридическим лицом за приобретаемые товарно - материальные ценности
   в  один  день по одному или нескольким денежным документам в сумме
   до 2 млн. рублей.
       Подтверждением расходования  наличных  денег  являются:  копия
   товарного  чека,  счет,  накладная,  отчеты  подотчетных   лиц   о
   расходовании  полученных  наличных  денег  с приложением первичных
   документов.
       Юридическим лицам,   заключившим  долговременные  договоры,  в
   целях сокращения налично - денежного оборота следует рекомендовать
   осуществлять платежи в безналичном порядке.

       2. Правомерна ли выдача наличных денег на покупку ценных бумаг
   различным финансовым компаниям,  инвестиционным фондам  и  частным
   предпринимателям,   которыми   покупаются   ценные  бумаги  как  у
   юридических,  так и у физических лиц.  Какие документы должны  при
   этом представляться в банк?

       В соответствии   с    разъяснениями    Министерства   финансов
   Российской Федерации от 6 июля 1992 г. N 53 "О правилах совершения
   и регистрации сделок  с  ценными  бумагами"  стороны,  заключающие
   сделку  с ценными бумагами,  должны прийти к соглашению условий их
   оплаты.
       Согласно действующему       законодательству       предприятия
   самостоятельно распоряжаются денежными средствами,  хранящимися на
   их   счетах   в  учреждениях  банков,  в  соответствии  с  целевым
   назначением этих расходов.
       Предприятие может   получить   в   банке   наличные  деньги  в
   необходимой ему сумме,  однако,  расходование их осуществляется  в
   соответствии с Постановлением Правительства  Российской  Федерации
   от 17.11.94 N 1258, которым введены ограничения налично - денежных
   расчетов между юридическими лицами,  в том числе по покупке ценных
   бумаг.
       Расчеты между  юридическими   и   физическими   лицами   могут
   осуществляться как в безналичном порядке, так и наличными деньгами
   по договоренности.

       3. Как  увязать Указ Президента Российской Федерации от 23 мая
   1994 г.  N 1005 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов и
   укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве",  касающийся
   выдачи средств на неотложные нужды с ограничением выдачи  наличных
   денег до 2 млн. рублей?

       Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г.  N 1005
   определяет временный  порядок  использования  средств  юридических
   лиц, поступающих на их расчетные (текущие) счета.
       В соответствии  с п.  2.6 письма Банка России от 30.06.94 N 98
   "О выполнении  Указа  Президента  Российской Федерации   от 23 мая
   1994 г.  N 1005 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов и
   укреплению платежной дисциплины  в  народном  хозяйстве"  наличные
   деньги   в   счет   неотложных   нужд   выдаются   банками  только
   неплатежеспособным   предприятиям   в   размере,   предусмотренном
   п. 1 "б" вышеуказанного письма.
       Постановление Правительства Российской Федерации от 17  ноября
   1994  г.  N  1258  вводит  ограничения расчетов наличными деньгами
   между всеми юридическими лицами.

       4. Распространяются ли на коммерческие  банки  предусмотренные
   Указом  Президента от 23 мая 1994 г.  N 1006 санкции за превышение
   лимита остатка операционных касс?

       Не распространяются. В данном случае следует руководствоваться
   письмом Банка России от 06.07.94 N 99.

       5. Штраф   в   2-кратном  размере  за  осуществление  расчетов
   наличными деньгами с  другими  предприятиями  сверх  установленных
   предельных  сумм  берется от всей суммы произведенного платежа или
   только от суммы превышения, с обоих участников расчетов или только
   с покупателя?

       Согласно Указу  Президента N 1006 штраф  берется  в  2-кратном
   размере суммы произведенного платежа.  При этом штраф взыскивается
   в одностороннем порядке с юридического лица,  совершившего  платеж
   (с покупателя).

       6. Существует ли несоответствие  между   пунктами  41   и   44
   "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" в части
   организации проверок бюджетных организаций?

       "Порядок ведения  кассовых  операций  в  Российской Федерации"
   распространяется   на   все   предприятия   независимо   от   форм
   собственности и сферы деятельности, включая бюджетные организации.
   В связи с этим проверки бюджетных организаций  могут  осуществлять
   как банки,  так и финансовые органы, следовательно, несоответствия
   между п. п. 41 и 44 нет.

       7. По сообщению коммерческих банков, ряд предприятий, несмотря
   на   неоднократные   напоминания,   не   обращается   в   банк  за
   установлением им лимита остатка кассы.  Считать ли  находящиеся  в
   кассе деньги сверхлимитным остатком?

       Лимит остатка   наличных   денег   в   кассе   устанавливается
   обслуживающим банком всем предприятиям, организациям и учреждениям
   независимо   от   формы   собственности   и   сферы  деятельности.
   Предприятия,  не имеющие его,  должны ежедневно сдавать в банк всю
   денежную  наличность.  Следовательно,  не  сданная в банк денежная
   наличность считается сверхлимитной.

       8. В  пункте  8   Указа   N 1006 предусматривается,  что банки
   обязаны информировать налоговые органы  о  совершении  физическими
   лицами операций на сумму,  эквивалентную 10 тысячам долларов США и
   выше.
       В тоже  время  в  ст.  25   Закона   "О  банках  и  банковской
   деятельности в РСФСР" сказано,  что банки обязаны хранить тайну по
   вкладам граждан. Как это совместить?

       Пункт 8.2   Порядка   применения  положений  Указа  Президента
   Российской Федерации от 23 мая 1994 г.  N 1006  "Об  осуществлении
   комплексных  мер  по  своевременному  и  полному внесению в бюджет
   налогов и иных обязательных платежей" предусматривает  обязанность
   налоговых  органов  обеспечивать  сохранность и конфиденциальность
   указанной информации в соответствии с требованиями, установленными
   законодательством Российской Федерации, поэтому противоречия между
   ст. 25  вышеназванного Закона и п. 8 Указа Президента N 1006 нет.

       9. Могут  ли  быть  применены  налоговыми  органами   штрафные
   санкции  на  основании  проверки ими снятия остатков кассы за один
   день вместо 3-х месяцев?

       В соответствии с  порядком  ведения  кассовых  операций  банки
   осуществляют  проверки кассовой дисциплины,  но не снятие остатков
   кассы.  Налоговыми  органами  штрафные  санкции   применяются   на
   основании  проверок,  осуществляемых учреждениями банков за период
   не менее чем 3 месяца.

       10. Что является основанием выдачи наличных денег для  закупки
   сельхозпродукции у населения?

       Закупка сельхозпродукции   осуществляется   в  соответствии  с
   уставной деятельностью предприятия или лицензией на  осуществление
   данного вида деятельности.
       Выдачи наличных   денег   из   касс    банков    на    закупку
   сельхозпродукции у населения осуществляются без ограничения.
       Целевое использование полученных предприятием денежных средств
   проверяется  обслуживающим учреждением банка в последующем порядке
   при выходе на место по вопросам соблюдения  предприятиями  условий
   работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.
       Основанием для   определения    обоснованности    расходования
   предприятиями   денежных   средств   на   указанные   цели   и  их
   подтверждением  могут  служить  смета  затрат,  устав,  положение,
   решение  о создании предприятия или договор учредителей,  лицензии
   на осуществление отдельных видов деятельности и другие  документы,
   договоры   (контракты),  отчеты  подотчетных  лиц  о  расходовании
   полученных для закупки сельхозпродукции наличных денег.
       При решении вопроса о выдаче наличных денег на цели, указанные
   в  чеке,  банки  могут  запросить  от  обслуживаемых   предприятий
   необходимые документы.
   
       11. Может  ли  комбанк принять решение о расходовании на месте
   клиентом постоянной  денежной  выручки  на  выплату  зарплаты  или
   сельхоззаготовки  (т.е.  по  п.  7 Порядка),  если к счету клиента
   имеются постоянные претензии, в т.ч. платежи в бюджет?
   
       Вся поступающая  в  кассу  предприятия  -  недоимщика денежная
   выручка сдается в  кредитную  организацию  и  зачисляется  на  его
   расчетный (текущий) счет.
       РКЦ и кредитные организации не вправе разрешать предприятиям -
   недоимщикам  расходовать  поступающую  в  их кассу выручку.  Ранее
   выданные  разрешения  на  право  расходования  наличной   денежной
   выручки у предприятий - недоимщиков должны быть аннулированы.
       Для юридических лиц,  не имеющих задолженности по  платежам  в
   бюджеты   всех   уровней  и  государственные  внебюджетные  фонды,
   сохраняется действующий порядок разрешения  расходования  денежной
   выручки в соответствии с  пунктом  7   "Порядка  ведения  кассовых
   операций  в  Российской Федерации",  утвержденного решением Совета
   директоров Банка России 22 сентября 1993 года.
   (в ред. письма ЦБ РФ от 28.01.97 N 14-4/50)
   
       12. Разъяснить пункт 7 Порядка  ведения  кассовых  операций  в
   части:  должен ли банк давать письменное разрешение на указанные в
   этом пункте выплаты или достаточно информированности банка,  чтобы
   подобные выплаты имели законную силу?
   
       Порядок согласования данного вопроса может быть предусмотрен в
   договорах на расчетно - кассовое обслуживание клиентов,  а также в
   примерной форме документа на установление им лимита остатка кассы.
   
       13. Какие  меры  ответственности  применяются  к предприятиям,
   допустившим нецелевое использование денег,  полученных в банке,  и
   расходование средств из выручки, не согласовывая с банком?
   
       Согласно действующему законодательству меры ответственности за
   названные нарушения не предусмотрены.  Однако коммерческим  банкам
   следует проверять целевое использование полученных предприятиями в
   банках денежных средств, а также расходование средств из выручки и
   при необходимости предъявлять к ним соответствующие требования.
   
       14. Отменен. - Письмо ЦБ РФ от 28.01.97 N 14-4/50.
   
       15. Можно   ли   рекомендовать   банку    устанавливать    для
   организации, торгующей в субботу и воскресенье, два лимита остатка
   кассы?
   
       Лимит остатка кассы для предприятий,  организаций,  учреждений
   устанавливается  один  в  размерах,  необходимых  для  обеспечения
   нормальной работы предприятий  в  соответствии  с  п.  5  указаний
   Центрального банка Российской Федерации от 30.09.94 N 113.
   
       16. Будет ли  являться  нарушением Постановления Правительства
   Российской  Федерации  от  17.11.94  N  1258,  если  сделка  между
   юридическими лицами заключена на 10 млн. рублей, а расчеты ведутся
   наличными деньгами в течение 5 дней по 2 млн. рублей в день?
   
       Если одно юридическое лицо ежедневно производит платеж в адрес
   другого  юридического  лица   наличными   деньгами   при   условии
   соблюдения   установленного  Правительством  Российской  Федерации
   предельного размера расчетов наличными деньгами  в  сумме  2  млн.
   рублей, то нарушением это не является.
       В то  же  время юридическим лицам,  заключившим долговременные
   договоры,  в целях сокращения налично - денежного оборота  следует
   рекомендовать осуществлять платежи в безналичном порядке.
   
       17. Следует ли требовать разбивку получаемых по чекам наличных
   средств по целям расхода?
   
       Направление использования  денежных  средств  и   их   целевое
   назначение предприятие определяет по своему усмотрению. Клиенты на
   обороте денежных чеков  указывают  целевое  назначение  получаемых
   денежных сумм (письмо Госбанка СССР от 11.04.91 N 348, ч. II).
   
       18. Распространяется  ли  на  счет N 717 "Средства юридических
   лиц, депонированные в банке для расчетов с применением пластиковых
   карт"  порядок  получения  денежных  средств  на  неотложные нужды
   (письмо ЦБ РФ N 98  от  30.06.94)  и  порядок  работы  с  денежной
   наличностью  (совместное  письмо от 13.08.94 ГНС РФ N ВГ-4-13/94н,
   МФ РФ N 104 и ЦБ РФ N 104)?
   
       На данный счет не  может  распространяться  порядок  получения
   денежных  средств  на  неотложные  нужды,  изложенный  в указаниях
   Центрального  банка  Российской  Федерации  N  98   от   30.06.94,
   поскольку  ими  предусматривается  проведение  таких  операций  по
   расчетному (текущему) счету.
       Что касается   порядка   использования   денежной  наличности,
   получаемой с  применением  пластиковых  карт,  то  предприятиям  и
   организациям     следует     руководствоваться      Постановлением
   Правительства   Российской   Федерации  N  1258  "Об  установлении
   предельного  размера  расчетов  наличными  деньгами  в  Российской
   Федерации  между  юридическими лицами",  согласно которому введены
   ограничения налично - денежных расчетов между юридическими  лицами
   в сумме 2 миллионов рублей по одному платежу.
   
       19. Просим разъяснить  порядок  применения  Указа   Президента
   N 1006  (пункт  9,  абзацы  1  и  2) в отношении предпринимателей,
   осуществляющих  свою  деятельность  без  образования  юридического
   лица.
   
       В соответствии с п.  3 ст.  23 Гражданского кодекса Российской
   Федерации    к    предпринимательской    деятельности   гражданина
   применяются    правила    Кодекса,    регулирующие    деятельность
   коммерческих  организаций,  если иное не вытекает из закона,  иных
   правовых актов и существа правоотношений.
       При этом  необходимо  учитывать,  что  соблюдение  физическими
   лицами, осуществляющими   предпринимательскую   деятельность   без
   образования юридического   лица,   условий   работы   с   денежной
   наличностью контролируется   Госналогслужбой   России  в  порядке,
   установленном налоговым законодательством.  (Раздел IV  Инструкции
   N 35  от  29.06.95  с изменениями по применению Закона  Российской
   Федерации "О подоходном налоге с физических лиц").
   (в ред. письма ЦБ РФ от 28.01.97 N 14-4/50)
   
       20. Утратила  ли  силу   Инструкция   N  6  от  03.12.86   "Об
   организации    работы    по   денежному   обращению   учреждениями
   Государственного банка СССР"?
       Распространяется ли    данный    нормативный    документ    на
   предприятия, имеющие торговую выручку и выручку от услуг?
   
       Данный документ не утратил силу.  Вместе с тем,  по  отдельным
   вопросам  следует  руководствоваться  указаниями  и рекомендациями
   Банка России,  в частности -  письмом  Департамента  регулирования
   денежного  обращения  от  01.06.93  N 14-151 "О некоторых вопросах
   работы по денежному обращению".
   
       21. Остается  ли  в силе п.  11 разъяснений Центрального банка
   Российской Федерации от 17.02.94 N 14-4/35 по применению  "Порядка
   ведения   кассовых   операций  в  Российской  Федерации"  в  части
   организаций,  которые  в   силу   специфики   своей   деятельности
   руководствуются Законом "Об общественных объединениях"?
   
       Порядок ведения    кассовых    операций    применяется   всеми
   предприятиями  на   территории   Российской   Федерации,   включая
   общественные   организации,   а   контроль   за  их  деятельностью
   осуществляется      в   соответствии     с   Федеральным   законом
   "Об общественных объединениях" от 19.05.95 N 82-ФЗ (статья 38).
   (в ред. письма ЦБ РФ от 28.01.97 N 14-4/50)
   
                                      Отдел методологии и организации
                                        налично - денежного обращения
                                                      регионов России
   


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz