Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПРИКАЗ ГЕНПРОКУРАТУРЫ РФ ОТ 21.02.95 N 10 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА РАССЛЕДОВАНИЕМ И РАСКРЫТИЕМ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

УТРАТИЛ СИЛУ
   Приказ Генпрокуратуры  РФ  от 18.06.97 N 31

              ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                 ПРИКАЗ
                       от 21 февраля 1995 г. N 10

         ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА РАССЛЕДОВАНИЕМ
                       И РАСКРЫТИЕМ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

       Защита граждан,    общества,    государства    от   преступных
   посягательств,  соблюдение конституционных гарантий прав и  свобод
   личности  в  процессе  следствия  и  дознания требуют решительного
   улучшения постановки прокурорского  надзора  за  расследованием  и
   раскрытием преступлений.
       В условиях  резкого  роста   тяжких   преступлений,   особенно
   корыстно - насильственных,  распространенности организованных форм
   преступности   значительно   осложнилась   работа    следственного
   аппарата,  органов дознания по раскрытию, всестороннему, полному и
   объективному расследованию преступлений,  выявлению и  изобличению
   лиц,  их  совершивших,  реализации прав и законных интересов жертв
   преступлений.  Не обеспечивается в полной мере соблюдение принципа
   неотвратимости   ответственности   за   совершение   преступлений,
   надлежащее качество следствия и  дознания,  оперативно - розыскных
   мероприятий.  Многие  тяжкие преступления,  в том числе умышленные
   убийства при  отягчающих  обстоятельствах,  бандитские  нападения,
   преступные махинации в сфере экономики, наносящие серьезный ущерб,
   остаются нераскрытыми, а виновные - безнаказанными.
       На уровне  работы  по  раскрытию  и расследованию преступлений
   наряду с объективными трудностями сказываются серьезные недостатки
   и просчеты в организации расследования,  снижение требовательности
   за  безусловное   выполнение   процессуального   законодательства,
   упущения в прокурорском надзоре.
       Распространены нарушения законности при разрешении заявлений и
   сообщений     о    преступлениях,    привлечении    к    уголовной
   ответственности,  приостановлении  и  прекращении  уголовных  дел.
   Допускается применение незаконных методов расследования.
       Прокурорский надзор    далеко    не    всегда     обеспечивает
   своевременное  выявление,  пресечение  и  предупреждение нарушений
   законности.  С согласия прокуроров зачастую принимаются решения об
   отказе   в   возбуждении  и  прекращении  дел  с  применением  мер
   общественного  воздействия  без  учета  реальных  возможностей  их
   осуществления, а порой и без достаточных доказательств вины лица в
   совершении преступления. Нередко такие решения принимаются в целях
   улучшения статистических показателей.
       Многие горрайпрокуроры глубоко не вникают  в  уголовные  дела,
   своевременно   не   выясняют  причины нарушений,  допускаемых  при
   производстве следствия и дознания, не проявляют принципиальности и
   остроты  в  реагировании  на  них.  Не во всех необходимых случаях
   ставят вопрос об ответственности руководителей органов дознания  и
   следственных  подразделений за необеспечение контроля и непринятие
   надлежащих мер по раскрытию и  расследованию  преступлений.  Не  в
   полной  мере  для  раскрытия преступлений используются возможности
   прокурорского надзора за оперативно - розыскной деятельностью.
       Недостаточно уделяют  внимания  совершенствованию  надзора  за
   следствием  и  дознанием  республиканские,  краевые,  областные  и
   приравненные  к ним прокуратуры.  При проверках на местах зачастую
   не выясняется, что сделано для фактического устранения недостатков
   в организации надзора, причины сложившегося положения.
       В целях улучшения организации прокурорского надзора за  точным
   и   единообразным   исполнением   законов   органами   дознания  и
   предварительного следствия приказываю:
       1. Прокурорам  республик,  краев,  областей,  г.  г.  Москвы и
   Санкт -  Петербурга,  автономной  области,   автономных   округов,
   городов  и районов,  соответствующим военным,  транспортным и иным
   специализированным прокурорам:
       1.1. Организацию   и   осуществление  надзора  за  исполнением
   законов органами предварительного  следствия  и  дознания  всецело
   подчинить  решению  задач  обеспечения  полного,  всестороннего  и
   объективного  расследования,  неотвратимости  ответственности   за
   преступления,   изобличения   виновных,   охраны   прав  и  свобод
   участвующих в деле лиц, укрепления законности и правопорядка.
       Лично вникать  в  организацию расследования наиболее сложных и
   актуальных  дел,  принимать   меры   прокурорского   реагирования,
   направленные на устранение нарушений законности.
       1.2. Считать важнейшей обязанностью прокуроров, следователей и
   органов  дознания  защиту прав и законных интересов потерпевших от
   преступлений.  Внимательно подходить к  рассмотрению  их  жалоб  и
   заявлений,  исключить проявления бездушия и формализма,  принимать
   все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав,  возмещению
   морального и материального ущерба, обеспечению личной безопасности
   потерпевших, членов их семей и близких родственников.
       1.3. Обеспечить    действенность    надзора   за   законностью
   разрешения заявлений и сообщений о преступлениях.
       Неукоснительно выполнять   требования   пункта  1  статьи  211
   Уголовно - процессуального кодекса о проверке не реже одного  раза
   в   месяц   исполнения  законов  при  приеме,  регистрации,  учете
   заявлений и сообщений о преступлениях.
       Выработать систему    надзора    с   тем,   чтобы   проверками
   своевременно охватывались находящиеся на рассмотрении заявления  и
   сообщения,  не  допускалось  промедления  в возбуждении уголовного
   дела при очевидных признаках преступления, проведения не вызванных
   необходимостью   проверочных   действий,   принятия  незаконных  и
   необоснованных решений.  При выявлении нарушений  порядка  приема,
   регистрации,   учета   заявлений   и  сообщений  о  преступлениях,
   фальсификации материалов доследственной проверки ставить вопрос об
   ответственности  виновных  лиц  вплоть  до  возбуждения уголовного
   преследования.  Строго следить за фактическим устранением вскрытых
   нарушений.
       1.4. На протяжении всего  периода  расследования  использовать
   всю    полноту    предоставленных    прокурору    полномочий   для
   своевременного выявления и  предупреждения  нарушений  законности,
   прав  граждан.  Тщательно  проверять обоснованность применения мер
   процессуального   принуждения,   обысков,   соблюдение    принципа
   презумпции невиновности,  реальное обеспечение права на защиту, на
   неприкосновенность жилища.
       Решительно пресекать  применение  незаконных  методов  ведения
   следствия и дознания, обвинительный уклон при сборе доказательств.
   При   обнаружении   таких   фактов   немедленно  решать  вопрос  о
   привлечении виновных к ответственности, в том числе уголовной.
       Обеспечивать оперативное   и   квалифицированное  рассмотрение
   жалоб граждан и обращений организаций на действия  следователей  и
   работников дознания,  принимать необходимые меры к своевременной и
   объективной  проверке  их  доводов.  Наиболее  серьезные  из   них
   проверять непосредственно на месте.
       По каждому  факту  самоубийства  обвиняемого  (подозреваемого)
   проводить проверку в установленном законом порядке.  При получении
   данных,  указывающих на возможность доведения подследственного  до
   самоубийства, возбуждать уголовное дело и проводить расследование.
       1.5. При осуществлении прокурорского надзора за законностью  и
   обоснованностью задержаний и арестов граждан исходить из того, что
   эти действия,  связанные с ограничением конституционного права  на
   свободу  и личную неприкосновенность,  должны проводиться в точном
   соответствии    с    нормами    уголовно     -     процессуального
   законодательства,   которые   полностью   распространяются   и  на
   иностранных граждан,  подозреваемых в совершении преступления  на
   территории  Российской  Федерации,  за исключением дипломатических
   представителей, пользующихся неприкосновенностью.
       Проверяя законность  содержания  лиц  в  изоляторах временного
   содержания не реже 1 раза в  10  дней,  практиковать  проверки  во
   внерабочее  время,  незамедлительно  принимать  меры по жалобам на
   незаконность задержания.
       Не допускать  использования  задержания  и ареста как средства
   получения от  подозреваемого  или  обвиняемого  признания  вины  в
   совершении преступления.
       1.6. Заключение под стражу  в  качестве  меры  пресечения  при
   наличии достаточных оснований применять,  как правило, в отношении
   лиц, совершивших   преступления,   перечисленные   в   статье   96
   Уголовно -   процессуального   кодекса,   по  мотивам  одной  лишь
   опасности преступления,  а также в отношении рецидивистов  и  лиц,
   скрывающихся от следствия и суда.
       В то же время с особой тщательностью рассматривать  вопросы  о
   необходимости ареста граждан,  которые совершили иные преступления
   и не нуждаются в изоляции от общества.
       При санкционировании   арестов  особое  внимание  обращать  на
   заявление о явке с повинной.  Перед дачей санкции на  арест  лично
   допрашивать  обвиняемых  (подозреваемых) по обстоятельствам подачи
   таких  заявлений.  При  установлении   нарушений   законности,   в
   результате  чего  с  заявлением  о  явке с повинной было вынуждено
   обратиться  лицо,  фактически  не   причастное   к   преступлению,
   принимать   меры   к   тщательному  расследованию  происшедшего  и
   привлечению виновных к ответственности.
       Решение об  отказе  в санкции на арест с указанием его мотивов
   излагать на постановлении следователя об избрании меры  пресечения
   или в отдельном документе, который приобщать к уголовному делу.
       Ежеквартально изучать практику избрания меры пресечения в виде
   заключения  под  стражу с точки зрения законности и обоснованности
   принимаемых  решений.  Особое   внимание   обращать   на   причины
   оставления  на свободе лиц,  совершивших впоследствии новые тяжкие
   преступления,  скрывшихся от следствия и суда или взятых судом под
   стражу  при вынесении приговора.  По каждому факту необоснованного
   оставления на свободе опасных преступников  принимать  необходимые
   меры.
       1.7. Осуществляя надзор за раскрытием преступлений, и в первую
   очередь    тяжких,    акцентировать   внимание   на   качестве   и
   своевременности проведения  неотложных  следственных  действий  по
   установлению   и  закреплению  следов  преступления,  получения  и
   надлежащей фиксации  доказательств,  на  законности  оперативно  -
   розыскных мероприятий,  реализации оперативной информации.  Строго
   следить за недопустимостью использования доказательств, полученных
   с нарушением установленного законом порядка.
       Прокурорам лично выезжать на место  происшествия  по  делам  о
   бандитизме,    террористических   актах,   массовых   беспорядках,
   убийствах при отягчающих обстоятельствах,  а также  совершенных  в
   условиях неочевидности   и по другим делам о тяжких преступлениях,
   исходя из конкретной ситуации.
       Принимать своевременные  меры  к  организационному обеспечению
   квалифицированного   расследования   и   раскрытия   преступлений,
   созданию следственно - оперативных групп,  должному взаимодействию
   следователей и органов дознания.
       Проверять, реализуются    ли   в   полной   мере   возможности
   процессуального взаимодействия следователей и органов дознания.  В
   соответствии  с  Законом  Российской  Федерации  "Об  оперативно -
   розыскной   деятельности   в   Российской    Федерации"    активно
   использовать   предоставленное  законом  право  давать  письменные
   указания о проведении оперативно - розыскных мероприятий  в  целях
   получения    информации   о   лицах,   совершивших   преступления,
   местонахождении  похищенного  или  подлежащего  аресту  имущества,
   других  обстоятельствах,  имеющих  существенное значение для дела,
   розыска скрывшихся обвиняемых и подозреваемых.
       По делам,  представляющим особую сложность в расследовании, по
   которым  преступники  не  установлены  в  течение  месяца  со  дня
   возбуждения   дела,   практиковать   обсуждение   на   оперативных
   совещаниях  с  участием   работников   органов   внутренних   дел,
   Федеральной  службы  контрразведки,  осуществляющих  оперативно  -
   розыскные мероприятия,  хода  работы  по  ним  в  целях  выявления
   допущенных    просчетов    и   нарушений,   выработки   конкретных
   согласованных действий по раскрытию преступлений.
       1.8. Не  допускать  формального  подхода  к решению вопроса об
   освобождении  лица,  совершившего   преступление,   от   уголовной
   ответственности.    До    внесения    изменений    в   действующее
   законодательство  давать  согласие  на  отказ  в  возбуждении  или
   прекращение  дела  с  применением  мер  общественного  воздействия
   только   после   тщательного   изучения   всех   материалов,    не
   ограничиваясь   ознакомлением  с  постановлением  следователя  или
   органа дознания.  При этом выяснять,  доказан ли  факт  совершения
   преступления данным лицом, признает ли оно себя виновным, возмещен
   ли материальный ущерб,  имеется ли реальная возможность применения
   мер общественного воздействия на данном предприятии, в учреждении,
   организации.  Без положительного ответа на  эти  вопросы  согласие
   прокурора на отказ в возбуждении или прекращении дела по указанным
   основаниям считать неправомерным.
       Требовать от следователей и дознавателей установления контроля
   за  рассмотрением  на  предприятии,  в   учреждении,   организации
   переданных  им  материалов,  чтобы  по каждому решению в уголовном
   деле (материале)  имелись  сведения  о  мерах,  принятых  к  лицу,
   освобожденному от уголовной ответственности.
       1.9. Средствами  прокурорского  надзора  добиваться  повышения
   ответственности  руководителей  следственных подразделений органов
   внутренних дел и Федеральной службы  контрразведки  за  надлежащую
   реализацию   своих   процессуальных  полномочий  по  осуществлению
   контроля за своевременностью действий следователей по раскрытию  и
   надлежащему   расследованию   преступлений,  выполнением  указаний
   прокурора по конкретным делам.
       1.10. В  целях  предупреждения принятия незаконных решений при
   окончании расследования установить порядок  обязательной  проверки
   всех  уголовных  дел  на  завершающем  этапе следствия и дознания.
   Исключить  факты  приостановления  и  прекращения  дел,  пока   не
   исчерпаны  все  возможности  для сбора доказательств и изобличения
   преступников.
       Законность прекращения   уголовных   дел   и   приостановления
   расследования проверять не позднее одного месяца со дня  вынесения
   соответствующего постановления.
       Систематически, не реже  одного  раза  в  квартал,  по  делам,
   приостановленным производством на основании п.  п.  1 и 3 ст.  795
   Уголовно  -  процессуального  кодекса,  осуществлять   последующие
   проверки  исполнения  требований  закона о мерах по установлению и
   розыску   преступников,   анализировать   причины    и    условия,
   способствовавшие   уклонению  обвиняемого  от  следствия  и  суда,
   принимать необходимые меры к их устранению и предупреждению.
       1.11. Регулярно    проверять    достоверность   статистических
   показателей  о  состоянии  преступности,  следствия  и   дознания,
   соблюдение учетно - регистрационной дисциплины,  обеспечить точное
   отражение в статистических отчетах данных о  прокурорском  надзоре
   за    расследованием    преступлений,   оперативно   -   розыскной
   деятельностью   и   на   этой   основе    принимать    необходимые
   управленческие решения.
       2. Прокурорам республик,  краев, областей и приравненным к ним
   прокурорам повысить роль руководителей структурных подразделений и
   прокуроров  управлений  (отделов)  по  надзору  за  расследованием
   преступлений  в  предупреждении  и пресечении нарушений законности
   при производстве следствия и  дознания,  волокиты,  в  обеспечении
   всестороннего  рассмотрения  жалоб  и заявлений граждан,  сигналов
   печати,  подборе и воспитании прокурорско -  следственных  кадров,
   совершенствовании их профессионального мастерства.
       Принимать своевременные   меры   к    защите    процессуальной
   самостоятельности    следователей,    к   пресечению   незаконного
   воздействия в  какой  бы  то  ни  было  форме  на  следователей  и
   прокуроров  с целью повлиять на ход расследования и принимаемые по
   делу решения.  Особое внимание обращать на  постановку  надзора  в
   городском  и  районном  звене,  сосредоточить  усилия  на оказании
   практической помощи в этой работе.
       Заслушивать на  заседаниях  коллегий  отчеты горрайпрокуроров,
   руководителей  управлений  и  отделов  о  работе  по  надзору   за
   исполнением    законов   органами   следствия   и   дознания   при
   расследовании   уголовных   дел,   в   оперативно   -    розыскной
   деятельности.
       Признать необходимым,     чтобы     названные      структурные
   подразделения  в  целях  обеспечения единого подхода к организации
   надзора  осуществляли  его   за   всеми   органами   расследования
   независимо  от их ведомственной принадлежности.  Комплектовать эти
   подразделения  за  счет  наиболее  профессионально  подготовленных
   работников.  В городских и районных прокуратурах, где имеется пять
   и более следователей для руководства их  работой  и  осуществления
   надзора  ввести  должности  заместителей  или  старших  помощников
   (помощников) прокуроров (за счет внутренних резервов).
       2.1. Управлениям   (отделам)   по  надзору  за  расследованием
   преступлений,  по надзору за законностью судебных постановлений по
   уголовным  делам обеспечивать своевременное изучение уголовных дел
   в отношении лиц,  которым в качестве  меры  пресечения  избиралось
   содержание   под  стражей,  а  затем  производство  по  делу  было
   прекращено в  стадии  следствия  или  судом,  и  дел,  по  которым
   вынесены оправдательные приговоры.  Не позднее чем в месячный срок
   со  дня  принятия  окончательного  решения  по   делу   составлять
   мотивированное  заключение  о законности и обоснованности ареста и
   привлечения к уголовной ответственности лица, в отношении которого
   принято  решение о прекращении дела по реабилитирующим основаниям.
   Копии заключений по делам  областной  подсудности  незамедлительно
   направлять  в  Генеральную  прокуратуру  Российской  Федерации,  а
   военным прокурорам окружного звена  по  всем  делам  -  в  Главную
   военную  прокуратуру.  Вместе  с  заключением представлять дела на
   лиц, в отношении которых сроки содержания под стражей продлевались
   Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителями.
       2.2. Систематически   изучать,   обобщать   и   распространять
   положительный   опыт   прокурорского   надзора  за  расследованием
   преступлений и оперативно  -  розыскной  деятельностью,  регулярно
   проводить  учебно - методические семинары,  специальные занятия по
   вопросам организации и осуществления  надзора,  изучению  методики
   проверок,  форм  и  методов  реагирования  на выявленные нарушения
   законности.
       2.3. В  целях совершенствования практики прокурорского надзора
   за  расследованием  и  раскрытием   преступлений,   своевременного
   выявления   и   предупреждения  нарушений  законности  управлениям
   (отделам) по  надзору  за  расследованием  преступлений  постоянно
   взаимодействовать   в   работе   с   управлениями  по  надзору  за
   законностью  судебных  постановлений  по   уголовным   делам,   за
   законностью  исполнения  уголовных наказаний и с отделами по делам
   несовершеннолетних и молодежи.
       2.4. Регулярно, не реже одного раза в полугодие, анализировать
   состояние  прокурорского  надзора  за  следствием,   дознанием   и
   оперативно   -   розыскной   деятельностью,  исходя  из  реального
   состояния законности и эффективности  прокурорского  реагирования,
   делать   практические   выводы,   направленные  на  улучшение  его
   организации.
       Использовать материалы   прокурорской   практики,   конкретных
   уголовных дел для оценки складывающейся ситуации и разработки  мер
   по усилению борьбы с преступностью.
       3. Управлениям   кадров,   по   надзору   за    расследованием
   преступлений,  по  надзору  за исполнением законов транспортными и
   таможенными  органами,   Второму   управлению,   Главной   военной
   прокуратуре,  Институту повышения квалификации руководящих кадров,
   Институту  повышения  квалификации  прокурорско   -   следственных
   работников, руководителям региональных учебных центров Генеральной
   прокуратуры    Российской    Федерации    принимать     меры     к
   совершенствованию  учебного  процесса  по  повышению  квалификации
   прокурорских работников,  осуществляющих надзор за  расследованием
   преступлений  и  оперативно  -  розыскной  деятельностью,  с целью
   максимального   приближения   его   к    потребностям    практики.
   Предусматривать  в  программах  для  прокуроров,  не имеющих опыта
   следственной работы,  специальные учебные  курсы  по  следственной
   тактике и методике расследования преступлений.
       Шире практиковать  специализированные  наборы   слушателей   с
   учетом их квалификации,  опыта работы, улучшить качество обучения,
   чаще привлекать к проведению  занятий  наиболее  подготовленных  и
   квалифицированных работников,  в том числе и ветеранов, внедрять в
   учебный процесс современные  методы  и  активные  формы  обучения,
   основанные   на   глубоком  изучении  практики,  передового  опыта
   прокурорского надзора и научных  рекомендаций.  Регулярно  изучать
   эффективность  учебного процесса,  применения полученных знаний на
   практике.
       4. НИИ  проблем укрепления законности и правопорядка,  учебным
   институтам   Генеральной    прокуратуры    Российской    Федерации
   разработать  тематику  исследований  на  перспективу  по  вопросам
   прокурорского надзора    за    расследованием    преступлений    и
   оперативно -  розыскной  деятельностью,  а  также  предложений  по
   совершенствованию законодательства, регламентирующего прокурорский
   надзор, его полномочия и функции.
       5. Положения ранее изданных приказов и  указаний  Генерального
   прокурора Российской Федерации, противоречащие настоящему Приказу,
   не применяются.
       Контроль за    исполнением    настоящего   Приказа   возложить
   на заместителя   Генерального   прокурора   Российской   Федерации
   Гайданова О.И.
       Приказ направить  прокурорам   республик,   краев,   областей,
   г. г. Москвы и Санкт - Петербурга, автономной области,  автономных
   округов,  городов  и  районов,  военным,   транспортным   и   иным
   специализированным прокурорам.
   
                                          И.о. Генерального прокурора
                                                Российской Федерации,
                                             Государственный советник
                                                     юстиции 1 класса
                                                        А.Н.ИЛЬЮШЕНКО
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz