Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПРИКАЗ ГОСКОМЭКОЛОГИИ РФ ОТ 03.12.96 N 508 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


              ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                       ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
   
                                 ПРИКАЗ
                       от 3 декабря 1996 г. N 508
   
             ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ
          ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО ПРОЕКТУ
         ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ"
   
       В соответствии   с   Федеральным   законом  "Об  экологической
   экспертизе" (ст. 18) приказываю:
       утвердить заключение   экспертной   комиссии   государственной
   экологической  экспертизы,  образованной  во  исполнение   Приказа
   Госкомэкологии  России  от  25  ноября 1996 г.  N 493,  по проекту
   Федерального закона "О гидрометеорологической службе".
   
                                      Первый заместитель Председателя
                                            Государственного комитета
                                              Российской Федерации по
                                              охране окружающей среды
                                                          А.Ф.ПОРЯДИН
   
   
   
   
   
   
                                                           Утверждено
                                                     Приказом первого
                                             заместители Председателя
                                            Государственного комитета
                                              Российской Федерации по
                                              охране окружающей среды
                                           от 3 декабря 1996 г. N 508
   
              ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                       ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
   
                ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
   
                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ
           ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
                   "О ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ"
   
       Экспертная комиссия  государственной экологической экспертизы,
   утвержденная Приказом N 493 от 25.11.96 , в составе:
       руководителя - начальника отдела  Управления  государственного
   экологического  контроля  Госкомэкологии  России  Резчикова  В.В.;
   ответственного секретаря  -  специалиста  1  категории  Управления
   государственной  экологической  экспертизы  Госкомэкологии  России
   Катышева В.Н.;  членов комиссии:  профессора, заведующего кафедрой
   гидрологии суши географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
   Алексеевского Н.И.;  профессора, заведующего кафедрой метеорологии
   и климатологии географического факультета МГУ им.  М.В. Ломоносова
   Кислова  А.В.;  директора  Федерального  центра   геоэкологических
   систем Гаврилова В.В.;  главного специалиста Минюста России, члена
   Союза власти  Госкомэкологии  России  Бусаровой  В.М.;  начальника
   отдела   Управления   государственной   экологической   экспертизы
   Госкомэкологии  России  Жарковой   Ю.Г.   -   рассмотрела   проект
   Федерального    закона    "О    гидрометеорологической    службе",
   представленный  Комитетом   по   экологии   Государственной   Думы
   Федерального Собрания - парламента Российской Федерации.
       На государственную экологическую экспертизу представлены:
       проект федерального закона;
       обоснование необходимости принятия  закона,  его  финансово  -
   экономическое обоснование;
       перечень законодательных актов, ранее регулировавших отношения
   в сфере гидрометеорологической службы;
       список нормативных правовых актов, в которые необходимо внести
   изменения    в    случае   принятия   данного   законопроекта,   и
   соответствующих нормативных  правовых  актов,  которые  необходимо
   разработать для реализации данного законопроекта.
       Авторы законопроекта    достаточно    убедительно     доказали
   необходимость и актуальность разработки данного законопроекта. При
   этом особую опасность  они  видят  в  отсутствии  законодательного
   документа,  устанавливающего  единую систему правил в части сбора,
   обработки и  анализа  информации  в  области  изучения  окружающей
   природной  среды.  С этим трудно не согласиться.  Особую опасность
   представляет недостаток информации  в  области  прогнозов  опасных
   гидрометеорологических  прогнозов и в выборе мер по предупреждению
   этих процессов.  Законодательное закрепление  единства  измерений,
   оценок   и   прогнозов   в   области   гидрометеорологии  позволит
   предотвратить ущерб населению  и  хозяйству  страны,  связанный  с
   ошибками в области прогнозирования природных процессов и явлений.
       Законопроект "О гидрометеорологической службе" весьма актуален
   и устанавливает правовые основы деятельности при сборе, обработке,
   анализе   и   распространении   фактической   и    прогностической
   гидрометеорологической информации,  а также информации о состоянии
   воздушной среды и водных объектов, являющихся основными элементами
   природной среды.
       Представленный законопроект доработан  Комитетом  по  экологии
   Государственной   Думы   Федерального  Собрания  по  замечаниям  и
   дополнениям    к    ранее    обсуждаемому     законопроекту     "О
   метеорологической  службе",  имеющему  заключение  государственной
   экологической  экспертизы.  При  этом  во   вновь   представленном
   законопроекте не было внесено существенных изменений по замечаниям
   государственной экологической  экспертизы,  утвержденным  Приказом
   Минприроды  России  от  22.05.96 N 232:  ряд статей были сокращены
   (ст.  8) или исключены.  В то  же  время  в  статьи,  определяющие
   полномочия  специально  уполномоченных  государственных  органов в
   области гидрометеорологии,  комплекс работ в области метеорологии,
   отношения  в области оценки состояния окружающей среды,  получение
   информации в области  метеорологии,  изменения  внесены  не  были.
   Поэтому     замечания    экспертной    комиссии    государственной
   экологической экспертизы  по  законопроекту  "О  метеорологической
   службе"    могут    быть    отнесены    и   к   законопроекту   "О
   гидрометеорологической службе", в том числе:
       1. В  представленном законопроекте не уточнены взаимоотношения
   с другими специально уполномоченными государственными  органами  в
   области  охраны  окружающей  среды  (МПР,  Госкомэкология  России,
   Роскомлес) в части мониторинга за состоянием окружающей  природной
   среды.  Не  вызывают сомнения и определенные данным законопроектом
   полномочия метеорологической службы в области сбора,  обработки  и
   распространения  информации  о  состоянии водной и воздушной сред.
   При этом поверхностные воды и  атмосферный  воздух  являются  лишь
   элементами природной среды.
       В связи с чем неправомочна запись в  преамбуле  законопроекта,
   ст. 3 пп. "б" и других статьях документа, где указана деятельность
   метеослужбы в области информации  и  оценки  состояния  окружающей
   природной среды.
       2. Не  уточнены  взаимоотношения   специально   уполномоченных
   органов  исполнительной  власти  в  области гидрометеорологической
   службы  при  проведении  работ  по метеорологии (в соответствии со
   ст. 7  пп.  "р"  Конституции Российской Федерации),  гидрологии (в
   соответствии с Водным кодексом) и мониторинговых  исследований  по
   состоянию  природной среды (в соответствии с Законом РФ "Об охране
   окружающей природной среды", ст. 72).
       3. Раздел  IV  (ст.  ст.  16 - 19 настоящего законопроекта) не
   отредактирован,  при его подготовке не учтено наличие Федерального
   закона  "Об информации,  информатизации и защите информации",  где
   уже регламентированы основные положения данного  законопроекта,  в
   частности вопросы отнесения информационных ресурсов к тем или иным
   категориям,  в том числе  к  федеральным,  порядок  предоставления
   информации за плату и бесплатно,  права собственников информации и
   авторства на  информационные  системы.  Данный  раздел  необходимо
   привести в соответствие с Законом Российской Федерации "О правовой
   охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных"
   (23.09.92 N 3523-1),  уточнив особенности представления информации
   потребителю на различных этапах ее  сбора,  обработки,  анализа  и
   распространения.
       Не внесены  дополнения  в  статьи  о предоставлении информации
   физическим и юридическим лицам, не представлен перечень информации
   общего назначения, которая передается бесплатно.
       Отсутствуют права  и  обязанности пользователей информации,  а
   также обоснование и правовая основа получения платной информации в
   системе    федеральной   службы   от   специально   уполномоченных
   государственных   органов   исполнительной   власти   в    области
   гидрометеорологической   службы   (при   наличии   ст.  11,  п.  3
   Федерального закона "Об основах государственной службы  Российской
   Федерации"  и  Федерального  закона  "О  государственных служащих"
   (ст. ст.  13,  17),  где данный вид деятельности в государственных
   органах  не  регламентирован).  Не  определено  также,  куда будут
   расходоваться средства, полученные за информацию в государственных
   органах, находящихся на государственном бюджете.
       4. Не внесены изменения в  ст. 1.  Понятие  "метеорологические
   (лучше гидрометеорологические, учитывая сферу деятельности службы)
   наблюдения"  отсутствует  (они  размыты   в   понятии   "состояние
   окружающей   природной  среды",  в  то  время,  как  они  являются
   основными в метеорологической службе.
       Отсутствует толкование    термина    "пользователь",   неясно,
   относятся ли требования данного Закона к иностранным гражданам.
       Проект Федерального  закона  "О гидрометеорологической службе"
   включает  23  статьи,  объединенные  в  7  разделов.  Законопроект
   устанавливает   правила   ведения   деятельности  в  сфере  сбора,
   обработки,  анализа  и  распространения   информации   в   области
   гидрометеорологии,  состав гидрометеорологической службы, принципы
   деятельности, государственное управление деятельностью, финансовое
   и     материально-техническое    обеспечение,    правовой    режим
   деятельности,  особенности получения и  использования  информации,
   ответственность  за  нарушение Федерального закона и международное
   сотрудничество в области  гидрометеорологии.  Структура  документа
   соответствует требованиям, предъявляемым к документам этого ранга.
       Однако в  представленном  законопроекте  не  в  полном  объеме
   учтены   требования  действующего  законодательства,  регулирующие
   отношения в области информации об окружающей среде и ее  отдельных
   компонентов,    о    чем   свидетельствует   перечень   замечаний,
   перечисленных выше.
       Кроме того, по отдельным статьям представленного законопроекта
   имеются  замечания,  по  которым  рекомендуется  внести  следующие
   изменения и дополнения:
       1. Название документа установить  в  соответствии  со  ст.  71
   Конституции  Российской  Федерации,  а именно "О метеорологической
   службе".
       2. Преамбулу  привести  в  соответствие  со  ст.  ст.  1  и  3
   настоящего законопроекта,  указав  основные  виды  деятельности  в
   области  гидрометеорологии.  Рекомендуется  записать  преамбулу  в
   следующей редакции:
       "Настоящий Федеральный  закон  устанавливает  правовые  основы
   отношений  при  сборе,  обработке,   анализе   и   распространении
   фактической  и  прогностической  информации  о состоянии воздушной
   среды и водных объектов и направлен  на  обеспечение  потребностей
   государства, юридических и физических лиц в информации о состоянии
   воздушной среды,  атмосферных явлений и процессов, водных объектов
   на территории Российской Федерации".
       3. В ст. 1 отсутствует пояснение термина "окружающая природная
   среда".  Введение  этого  термина  является обязательным,  т.к.  в
   настоящее    время    в    законодательных    актах    наблюдается
   терминологическая  путаница:  в  Конституции  Российской Федерации
   применяется термин "окружающая среда",  в  Законе  РФ  "Об  охране
   окружающей природной среды" - "окружающая природная среда".
       В законопроекте   даны   определения   терминам    "мониторинг
   окружающей  природной  среды" и "информация о состоянии окружающей
   среды и  ее  загрязнении".  Учитывая,  что  эти  понятия  включают
   комплекс наблюдений и информацию о всех элементах природной среды,
   наблюдения   за    которыми    проводятся    другими    специально
   уполномоченными   органами  в  области  охраны  окружающей  среды,
   использование  этих  терминов  в  данном   законопроекте   следует
   исключить,  заменив  понятие  "информация  о  состоянии окружающей
   среды" на термин "гидрометеорологическая  информация",  представив
   ее как базу данных,  состоящую из материалов, являющихся объектами
   авторского права.  При включении  в  текст  законопроекта  понятия
   "информация  о  состоянии  окружающей  природной среды" не следует
   дополнять  "и  ее  загрязнении",  т.к.  понятие  "состояние"   уже
   включает характеристику загрязнения.
       Рекомендуется также   ввести   понятия   "мониторинг    водных
   объектов,     воздушной     среды,    околоземного    космического
   пространства", "состояние водных объектов, атмосферы, околоземного
   космического  пространства",  "объекты  атмосферы  и  гидросферы",
   "прогноз погоды",  "прогноз климата",  "гидрологические прогнозы и
   расчеты",  используя  их  далее  в  тексте  при  определении видов
   деятельности в гидрометеорологической службе.
       Учитывая состав   метеорологической   службы  (ст.  3  данного
   законопроекта) и область ее деятельности,  предлагается  следующее
   понятие  термина  "гидрометеорологическая  (или метеорологическая)
   служба" - отрасль хозяйства,  обеспечивающая выполнение  комплекса
   работ  в  области  метеорологии,  климатологии,  агрометеорологии,
   гидрологии,  океанологии,  мониторинга водных объектов и воздушной
   среды,   ионосферы  и  околоземного  космического  пространства  и
   передающая  информацию  о  состоянии  воздушной  среды  и   водных
   объектов,  природных явлениях, атмосферных процессах юридическим и
   физическим лицам, а также государственным органам власти.
       4. В ст.  2, ч. 1 неясно о каких "других федеральных законах",
   принимаемых в соответствии с рассматриваемым,  идет  речь.  Статья
   нуждается в уточнении и изменении редакции.
       Предлагается следующая  редакция   ч.   1:   "Законодательство
   Российской  Федерации  о  метеорологической службе основывается на
   Конституции Российской Федерации,  настоящем Федеральном законе  и
   действующем законодательстве Российской Федерации".
       5. В ст.  4,  пп.  "д" следует уточнить  термин  "доступность"
   информации  (неясно,  что  имеют  в  виду разработчики документа -
   бесплатность?  несекретность?),  а  также  "гидрометеорологическая
   информация"  (включает  ли  это  понятие  систему  наблюдений  или
   отдельные данные).
       Неясна законодательная       основа      собственности      на
   гидрометеорологическую    информацию:    информация,     собранная
   коммерческой организацией, является ее собственностью (имея в виду
   авторское право на интеллектуальную собственность).  В то же время
   информация   передается   в   обязательном  порядке  в  специально
   уполномоченные  государственные  органы  исполнительной  власти  в
   области  метеорологической  службы,  в  таком случае она перестает
   быть собственностью коммерческой организации.
       Принцип секретности    в   области   гидрометеорологии   также
   необходимо    установить    данным    Законом:    секретность    -
   государственная? технологическая?
       6. Ст.  7.  Недостаточно  раскрыты  полномочия   регулирования
   деятельности   в   области   гидрометеорологии   и   нормативно  -
   методического обеспечения.
       В ч. 1:
       пп. "л"  рекомендуется  записать  в  следующей  редакции:   "В
   пределах  своей  компетенции осуществляют координацию деятельности
   других    органов    исполнительной     власти     по     вопросам
   гидрометеорологии",  пп.  "м"  рекомендуется убрать,  т.к.  органы
   исполнительной власти не осуществляют хозяйственную деятельность.
       В ч. 2:
       пп. "в" рекомендуется уточнить понятие "обеспечение",  приведя
   его в соответствие со ст. 4;
       дополнительно включить абзацы:
       "Совершенствование методов  прогноза погоды,  климата и других
   гидрометеорологических  данных,  разработка   новых   подходов   и
   направлений на основе современных достижений науки, развития новых
   технологий  в   разработке   прогнозов   на   основе   современной
   вычислительной техники, средств связи и др.
       Выполнение учреждениями     гидрометеорологической      службы
   фундаментальных и прикладных научных исследований".
       7. В ст.  9, п. 1 содержание не согласуется с пп. 2.3.5 данной
   статьи.
       Следует также уточнить,  о каких видах работ идет речь в п.  3
   законопроекта:   входят   ли   эти   работы   в   комплекс  работ,
   осуществляемых   гидрометеорологической   службой,   или   -   это
   аварийно-спасательные работы.  В последнем случае п. 3 не является
   предметом регулирования данного Закона.
       П. 4  следует  откорректировать  в соответствии с нормативными
   правовыми актами Российской  Федерации  в  области  финансирования
   государственных  программ:  региональные природоохранные программы
   не финансируются из средств местных бюджетов.  В каждой конкретной
   программе определяются источники финансирования.
       8. В  ст. 10,  ч.  2,  кроме  первого  абзаца,   рекомендуется
   исключить,  т.к.  изложенные  в  ней  положения являются предметом
   регулирования гражданского законодательства.
       9. Ст.  11,  п.  2 необходимо привести в соответствие со ст. 6
   Федерального  закона  "О  защите   населения   и   территорий   от
   чрезвычайных   ситуаций   природного  и  техногенного  характера",
   определяющей   порядок   представления   информации.  Кроме  того,
   2  предложение  п.  2  следует  исключить,  т.к.  оно противоречит
   1  предложению,  а  также  ст.  7,   пп.  "б".   Если   специально
   уполномоченный  государственный  орган в области гидрометеорологии
   обеспечивает функционирование системы  сбора  информации,  то  вся
   информация,  передаваемая  или продаваемая кому-то,  не может быть
   несовместимой.
       10. Ст.  12 проекта следует исключить,  т.к.  ее содержание не
   относится  к  предмету  данного   законопроекта   и   регулируется
   специальным законодательством о стандартизации и сертификации.
       11. Ст.  15.  Следует уточнить принципы  определения  размеров
   охранных зон.  Так,  с точки зрения микрометеорологии, зона вокруг
   площадки должна быть не менее 100 м.  Рекомендуется дополнить ч. 3
   фразой:  "Размер  охранной  зоны  определяется  проектом  с учетом
   характера производимых наблюдений".
       12. Ст.  16  не  раскрыта,  ссылка  на  законодательство  явно
   недостаточна.  Необходимо уточнить правовой  режим  предоставления
   информации  по  всей  технологической  цепочке  сбора,  обработки,
   анализа и распространения гидрометеорологической информации.
       13. В   ст.  17  необходимо  разъяснить  структуру,  состав  и
   целесообразность указанного фонда.
       14. Ст.  18, ч. 2 следует привести в соответствие с Законом "О
   защите населения и территорий от чрезвычайных ситуации  природного
   и  техногенного  характера",  согласно  которому данная информация
   представляется в МЧС.
       15. Ст.  19  необходимо  дополнить  в  части  уточнения объема
   информации    общего     назначения,     получаемой     бесплатно,
   специализированной   и  экстренной,  т.к.  в  ст.  1  даны  только
   определения этих терминов, что недостаточно.
       Не рекомендуется уполномоченному федеральному органу в области
   гидрометеорологии регламентировать права  по  утверждению  состава
   информации общего назначения,  передаваемой потребителю бесплатно,
   т.к. в данном случае этот орган является лицом заинтересованным, и
   может  легко  изменить  состав этой информации в личных интересах.
   Необходимо  состав   информации   общего   назначения   установить
   Федеральным законом.
       16. Ст.  20.  Необходимо дополнить,  определив виды возможного
   ущерба  окружающей  природной  среде  и  человеку,  приведя  его в
   соответствие с дополнениями и  изменениями  в  Административный  и
   Уголовный  кодексы,  предложенными  Минприроды  России  в  связи с
   принятием Федерального закона "Об экологической экспертизе".
       Учитывая наличие   в  законопроекте  раздела  5,  установление
   административной   и    уголовной    ответственности    участников
   деятельности  в  гидрометеорологической  службе следует произвести
   путем внесения  дополнений  в  Кодекс  РСФСР  об  административных
   правонарушениях  и  Уголовный  кодекс  РФ посредством подготовки в
   одном  пакете  с  законопроектом  соответствующих  предложений  по
   внесению изменений и дополнений в указанные законопроекты.
   
                                 Выводы
   
       Представленный проект       Федерального       закона       "О
   гидрометеорологической  службе"  распространяется  не  только   на
   службу в области гидрометеорологии,  но и на ряд смежных отраслей,
   в том числе на деятельность в области охраны окружающей  природной
   среды,   осуществления  мер  по  борьбе  с  катастрофами  (включая
   техногенные),  стихийными бедствиями и ликвидации их  последствий,
   находящихся в ведении субъектов Федерации.
       Во всех статьях законопроекта  должна  быть  четко  определена
   сфера  деятельности  метеорологической  службы  в области изучения
   состояния  природной  среды,  система  взаимодействия  при  сборе,
   обработке  и  анализе  информации о состоянии окружающей природной
   среды специально уполномоченных государственных органов в  области
   охраны окружающей среды в соответствии с их полномочиями.
       Законопроект не  в  полном  объеме  соответствует  требованиям
   действующего   законодательства   и  должен  быть  переработан  по
   замечаниям и дополнениям настоящего заключения.
       К рассмотрению  в  установленном  порядке он может быть принят
   только  после  устранения  перечисленных   в   данном   заключении
   замечаний.
   
                                                        РЕЗЧИКОВ В.В.
                                                         КАТЫШЕВ В.Н.
                                                    АЛЕКСЕЕВСКИЙ Н.И.
                                                          КИСЛОВ А.В.
                                                        ГАВРИЛОВ В.В.
                                                     КРИВОНОСОВА О.Ю.
                                                        БУСАРОВА В.М.
                                                         ЖАРКОВА Ю.Г.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz