Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПИСЬМО МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 24.10.96 N 1983/29-11 О НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОМ ИСПОЛНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


          МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                 ПИСЬМО
                   от 24 октября 1996 г. N 1983/29-11

           О НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОМ ИСПОЛНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
                     ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

       Генпрокуратурой России Министерству общего и профессионального
   образования Российской Федерации внесено представление от 05.09.96
   N  21-22-96 "О неудовлетворительном исполнении законодательства об
   охране здоровья обучающихся".
       Организованные Генпрокуратурой России проверки,  проведенные в
   20  регионах  субъектов  Российской  Федерации,   выявили   грубые
   нарушения  законодательства  об  охране  жизни и здоровья граждан,
   общающихся в образовательных учреждениях.
       В последние  годы  почти  по  всем  основным  группам болезней
   устойчиво растет заболеваемость детей.  Анализ  и  прогнозирование
   состояния  здоровья  обучающихся показывает,  что при существующих
   условиях к 2000 году больными будут оканчивать общеобразовательные
   учреждения  96  процентов выпускников от общего их количества.  За
   период обучения в школе состояние здоровья детей ухудшается в 4  -
   5 раз, в два раза возрастает количество хронически больных детей.
       Такое крайне неблагополучное положение с  охраной  здоровья  и
   жизни   детей   является   не  случайным.  Генпрокуратурой  России
   повсеместно  установлены  нарушения  ст.  51  Федерального  закона
   Российской   Федерации   "Об   образовании".   В   образовательных
   учреждениях большинства регионов не созданы условия, гарантирующие
   охрану и укрепление здоровья обучающихся,  воспитанников. Вместе с
   тем органы управления образованием в ряде регионов не  располагают
   комплексными   аналитическими  материалами  о  состоянии  здоровья
   детского населения  по  причине  недостаточного  взаимодействия  с
   органами     здравоохранения,     поэтому    не    разрабатываются
   соответствующие программы по укреплению  здоровья  обучающихся,  а
   там,  где  такие  программы  приняты,  они реализуются чрезвычайно
   медленно.
       По итогам  проверок организации профилактико - оздоровительной
   работы  указано,  что  только  каждое  третье  общеобразовательное
   учреждение  Новосибирской  области  имеет  медицинский кабинет,  в
   Республике  Саха  (Якутия),   Краснодарском   крае,   Свердловской
   области, г. Москве они не работают по причине неукомплектованности
   медицинскими кадрами.
       В ряде территорий Республики Саха (Якутия), Томской, Орловской
   областей в нарушение пп.  1 -  3  ст.  24  Основ  законодательства
   Российской  Федерации  об охране здоровья граждан медосмотры детей
   не проводят по несколько лет.  В Новгородской области  углубленные
   медицинские   осмотры  обучающихся  проводятся  лишь  в  областном
   центре.  В г. Москве ежегодно до 30 тысяч учеников 2, 4, 5 классов
   остаются    вне    осмотра    специалистов,    неудовлетворительно
   осуществляются медицинские осмотры школьников в Пермской области.
       Особенно неблагополучное  положение в интернатных учреждениях.
   Лечение  детей   с   хроническими   заболеваниями   осуществляется
   несвоевременно  либо  не  проводится  вообще.  Руководители многих
   школ - интернатов не располагают всеми необходимыми  сведениями  о
   состоянии здоровья своих воспитанников.
       В нарушение действующего законодательства учебная нагрузка  на
   обучающихся   устанавливается   без   учета  рекомендаций  органов
   здравоохранения,  вместе с тем проведение  сдвоенных  и  строенных
   уроков  и  сокращение  продолжительности  перемен  сказывается  на
   состоянии здоровья обучающихся. Не соответствует санитарным нормам
   состояние  большинства  помещений школьных зданий во Владимирской,
   Волгоградской,  Курганской,  Новгородской и  других  областях,  г.
   Екатеринбурге:  недостаточная  освещенность и низкий температурный
   режим,  несоответствие  школьной   мебели   росто   -   возрастным
   особенностям  обучающихся.  Не единичны факты загрязнения школьных
   помещений парами ртути и другими вредными веществами.  Например, в
   мастерской профессионально - технического училища N 7 г. Новгорода
   рабочие места были загрязнены свинцом.
       В нарушение  ст.  33  Федерального закона Российской Федерации
   "Об образовании" во  многих  регионах  образовательные  учреждения
   функционируют,  не  имея лицензии на право ведения образовательной
   деятельности, так как им санитарно - эпидемиологической службой не
   выданы  соответствующие  заключения из-за несоблюдения санитарно -
   гигиенических правил.
       Санитарно -  эпидемиологической  службой Пермской области была
   приостановлена деятельность  718  образовательных  учреждений.  За
   систематическое  нарушение  санитарных правил и норм в 1995 году к
   административной ответственности привлечены 153  должностных  лица
   образовательных учреждений г.  Первоуральска Свердловской области.
   Такие же нарушения выявлены в Республике Калмыкия, Волгоградской и
   Новгородской  областях.  Вместе с тем каждое третье предложение по
   актам проверок служб санэпиднадзора остается невыполненным.
       В Краснодарском крае,  г.  Москве и г.  Нарьян - Мар Ненецкого
   автономного  округа  выявлены   многочисленные   факты   нарушений
   требований  законодательства  по  установлению инвалидности детям,
   имеющим для этого законные основания.
       Особую тревогу вызывает количество несчастных случаев с детьми
   и подростками.  В три раза возросло  число  несчастных  случаев  в
   дошкольных     образовательных     учреждениях    и    учреждениях
   дополнительного образования детей Свердловской области,  при  этом
   67  процентов  травм  произошло  с  детьми  на  переменах и уроках
   физической культуры  из-за  ненадлежащего  исполнения  должностных
   обязанностей учителями и педагогами.
       В Республике  Татарстан,  Волгоградской,  Курганской,   Омской
   областях,  г.  Москве  установлены  факты  нарушения  положения "О
   порядке расследования,  учета и оформления  несчастных  случаев  с
   обучающимися   и  воспитанниками  системы  образования  Российской
   Федерации".
       Распространена практика  сокрытия  травм  от  учета.  В каждой
   третьей из проверенных школ г.  Москвы  учет  травматизма  ведется
   неудовлетворительно  или отсутствует вообще,  расследование фактов
   несчастных  случаев  не  проводится,  акты   по   форме   Н-2   не
   составляются. Сообщения о несчастных случаях в окружные управления
   образованием не направляются.  По травмам, полученным в результате
   неправомерных    действий    ответственных   лиц,   сообщения   не
   направляются и в органы внутренних дел. В школе N 1098 г. Москвы в
   1995  -  1996  гг.  обучающимися  получено 17 травм,  однако ни по
   одному факту расследование не проведено.  В этой же школе 15.02.96
   во   время   урока   физической  культуры  при  переходе  улицы  в
   неустановленном месте был совершен наезд  легковой  автомашины  на
   учащегося  3 класса Кокорева.  Несмотря на очевидность инвалидного
   исхода,  администрацией школы  сообщение  о  несчастном  случае  в
   окружное  управление  образованием  и правоохранительные органы не
   направлено.
       При проверке  школы  -  интерната  N  4 г.  Усолье - Сибирское
   Иркутской области  выявлено,  что  22  травмы  воспитанников  были
   скрыты   от   учета   и   не   прошли  по  данным  государственной
   статистической отчетности.  Заведующая детским  комбинатом  N  429
   Новосибирской  области с мая по сентябрь 1995 года укрыла от учета
   несколько  несчастных  случаев   с   воспитанниками,   получившими
   переломы бедра,  пальцев рук,  стопы, а один ребенок - проникающее
   ранение глаза, повлекшее потерю зрения. Служебные расследования не
   проводились, виновные не устанавливались.
       Такое положение стало возможным вследствие  того,  что  органы
   управления  образованием  не осуществляют контроль за правильным и
   своевременным  расследованием  и  учетом  несчастных  случаев,  не
   располагают   достоверными   данными  о  травматизме.  К  примеру,
   расхождение данных  медицинской  статистики  и  данных  управления
   образованием  Ненецкого  автономного  округа за 1995 г.  составило
   около 1000 случаев.
       Муниципальные органы   управления   образованием  Белгородской
   области в  1995  г.  не  информировали  вышестоящие  ведомственные
   управленческие  структуры  о  несчастных  случаях  с обучающимися,
   поэтому анализ  причин  травматизма  и  его  профилактики  в  этом
   регионе находится на крайне низком уровне.  Анализ причин детского
   травматизма,  проведенный Министерством здравоохранения Республики
   Башкортостан, показал, что преобладающее количество травм получено
   обучающимися общеобразовательных учреждений во время перемен,  и в
   большинстве  случаев  является  следствием  отсутствия надлежащего
   контроля за поведением детей со стороны педагогических работников.
       На выявленные органами прокуратуры нарушения  законодательства
   об   охране  здоровья  обучающихся  и  воспитанников  неоднократно
   обращалось внимание руководителей органов управления  образованием
   всех    уровней   и   образовательных   учреждений   специалистами
   Государственной  инспекции   Минобразования   России   по   итогам
   инспектирования,   но   вышеуказанное  представление  и  материалы
   проверок в целом свидетельствуют о том,  что установленный  ст.  2
   Федерального   закона   "Об   образовании"   принцип   обеспечения
   приоритета охраны жизни и  здоровья  обучающихся  и  воспитанников
   выполняется   неудовлетворительно.  На  основании  вышеизложенного
   рекомендуем:

       1. Органам управления субъектов Российской Федерации

       1.1. Совместно  с  органами  здравоохранения  и  региональными
   структурами  Рострудинспекции  Министерства  труда  и  социального
   развития Российской Федерации провести коллегии по вопросам охраны
   жизни  и  здоровья  обучающихся,   воспитанников   образовательных
   учреждений.
       1.2. Разработать,  внести  на   рассмотрение   и   утверждение
   законодательных,    исполнительных    органов   власти   субъектов
   Российской Федерации комплексные целевые программы по профилактике
   заболеваемости  и  укреплению здоровья обучающихся,  воспитанников
   дошкольных и интернатных образовательных учреждений.
       1.3. Совместно   с  учреждениями  дополнительного  образования
   (институты повышения квалификации и переподготовки  педагогических
   кадров,  институты  усовершенствования учителей) провести обучение
   руководящих  кадров  по   вопросам   охраны   здоровья   и   жизни
   обучающихся, воспитанников.
       1.4. Провести инспекторские проверки организации  деятельности
   муниципальных  органов  управления  образованием за осуществлением
   контроля  по  соблюдению  условий  образовательными  учреждениями,
   указанных   в   лицензиях,   дающих   право   на   образовательную
   деятельность.

           2. Муниципальным органам управления образованием

       2.1. Разработать   совместно   с   органами    здравоохранения
   мероприятия,  способствующие соблюдению законодательства об охране
   здоровья граждан,  обучающихся и воспитывающихся в образовательных
   учреждениях.
       2.2. Провести    обучение    руководителей     образовательных
   учреждений   по  вопросам  соблюдения  санитарно  -  гигиенических
   правил,   норм   и   требований,    обеспечивающих    профилактику
   заболеваемости и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
       2.3. Провести    инспекторские    проверки     образовательных
   учреждений  по  выполнению  нормативов,  определенных  документами
   Минобразования России и органов управления образованием  субъектов
   Российской Федерации.
       2.4. Принять    меры    административного    воздействия     к
   руководителям  образовательных  учреждений,  допустившим нарушения
   законодательства об охране здоровья обучающихся, воспитанников.

              3. Руководителям образовательных учреждений

       3.1. Обеспечить  условия  деятельности медицинских структурных
   подразделений (кабинетов).
       3.2. Принять  меры  совместно  с  органами  здравоохранения  к
   укомплектованию  штатов  образовательных  учреждений  медицинскими
   кадрами в соответствии с требуемыми нормами.
       3.3. Обеспечить своевременные медицинские осмотры  обучающихся
   и воспитанников образовательных учреждений.
       3.4. Привести   расписание   учебных  занятий  и  других  форм
   организации  образовательной   деятельности   в   соответствие   с
   рекомендациями органов здравоохранения.

       4. Управлению   инспектирования   (Сауткину   В.Ф.)   в  целях
   осуществления  эффективного  контроля  внести  в  план  работы  на
   1997 год  проведение инспекторских проверок по вопросам исполнения
   законодательства  об  охране   жизни   и   здоровья   обучающихся,
   воспитанников в системе образования.

                                          Первый заместитель Министра
                                                         В.Д.ШАДРИКОВ


   ------------------------------------------------------------------


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz