Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСКОМСТАТА РФ ОТ 15.07.96 N 58 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО СТАТИСТИКЕ ЦЕН (ВМЕСТЕ С "МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ О ПОРЯДКЕ СБОРА ЦЕНОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ И РАСЧЕТА ИНДЕКСА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН", "МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ ПО СТРУКТУРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РАСХОДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ИНДЕКСА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ")

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


              ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                             ПО СТАТИСТИКЕ

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                        от 15 июля 1996 г. N 58

         ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО СТАТИСТИКЕ ЦЕН

       Государственный комитет  Российской  Федерации  по  статистике
   постановляет:
       1. Утвердить  прилагаемые  Методические  указания  о   порядке
   регистрации  цен  в  условиях  еженедельного  сбора  информации  и
   расчета  индекса  потребительских  цен и ввести их  в  действие  с
   1 января 1996 года.
       2. Утвердить прилагаемые Методические  указания  по  структуре
   потребительских  расходов,  используемых  для  построения  индекса
   потребительских цен на региональном уровне и ввести их в  действие
   с 1 января 1996 года.

                                                         Председатель
                                                   Госкомстата России
                                                            Ю.А.ЮРКОВ






                         МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
         О ПОРЯДКЕ СБОРА ЦЕНОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ
              РЫНКЕ И РАСЧЕТА ИНДЕКСА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН

       Главной целью наблюдения за  уровнем  цен  на  потребительском
   рынке является сбор информации для расчета индекса потребительских
   цен  (ИПЦ),  который  является  одним  из  важнейших   показателей
   инфляции.
       ИПЦ считается как в целом по Российской  Федерации,  так  и  в
   разрезе республик, входящих в состав Российской Федерации, краев и
   областей.
       Расчет индекса   потребительских   цен  производится  на  базе
   информации, полученной из двух источников:
       - данных  об  изменениях  цен,  собранных  путем  еженедельной
   регистрации цен и тарифов на потребительском рынке;
       - данных  о  структуре  фактических  потребительских  расходов
   населения за предыдущий год,  рассчитанных на  основе  показателей
   выборочного обследования семейных бюджетов на территории региона.
       Регистрация цен и тарифов  на  потребительском  рынке,  расчет
   индексов   потребительских   цен   осуществляются   на  территории
   Российской Федерации в соответствии  с  нормативным  документом  -
   "Положением  о  порядке  наблюдения за изменением цен и тарифов на
   товары  и  услуги,  определения  индекса   потребительских   цен",
   утвержденным Постановлением Госкомстата России от 29.06.95 N 79.

           1. Масштаб и охват наблюдения за ценами и тарифами
                        на потребительском рынке

       Наблюдение за   изменением   цен   (тарифов)   проводится   на
   территории  всех  субъектов  Российской  Федерации.  Информация об
   уровнях цен собирается  во  всех  столицах  республик  (в  составе
   Российской  Федерации),  краев,  областей,  автономных  округов  и
   выборочно  -  в  районных  центрах,   отобранных   с   учетом   их
   представительности    в   отражении   социально-экономического   и
   географического  положения   регионов   и   степени   насыщенности
   потребительского рынка товарами и услугами.
       Для регистрации  цен  отбираются  в  каждом  городе   крупные,
   средние и мелкие предприятия торговли и сферы услуг, расположенные
   как в центральной части города,  так и на  его  окраинах,  с  тем,
   чтобы  в  наблюдение  попали  предприятия  с  различными условиями
   торговли (обслуживания).
       В сферу    наблюдения    репрезентативно   и   представительно
   включаются предприятия торговли, включая комиссионные, предприятия
   сферы услуг всех форм собственности и организационно-правовых форм
   (государственные, муниципальные, частные, смешанные и общественных
   объединений,  организаций),  городские и неформальные рынки. Также
   регистрация  цен  проводится  на  мелкооптово-розничных   ярмарках
   (рынках),   на   которых  торговля  осуществляется,  как  правило,
   организациями  типа:  ТОО,  ОООТ,  АООТ,  ИЧП.  Данные  по   таким
   предприятиям  заносятся  в подраздел 1 формы N 1 - потребительские
   цены. Кроме того, наблюдение за изменением цен проводится в местах
   реализации  товаров  и  предоставления  услуг физическими лицами -
   данные заносятся в подраздел 2 "Рынки".
       Для отбора   базовых  предприятий  и  организаций  могут  быть
   использованы данные налоговой инспекции,  комитетов по  управлению
   имуществом и других органов управления.
       Набор потребительских товаров и услуг разделен на два  уровня.
   По  товарам  и  услугам  повседневного спроса наблюдение за ценами
   ведется во всех  вошедших  в  выборку  городах,  включая  районные
   центры,  а  по  полному  перечню  наблюдаемых товаров и услуг сбор
   ценовой информации организован только в  административных  центрах
   регионов.
       Разделение набора   на   два   уровня   обусловлено    большей
   насыщенностью  потребительского рынка в крупных городах - столицах
   республик  в  составе  Российской  Федерации,  краевых,  областных
   центрах.
       Наряду с расчетом индекса потребительских цен  важной  задачей
   является  характеристика  уровней  цен на потребительские товары и
   услуги.  Для   осуществления  этой  задачи  с   1995  г.   введена
   ежемесячная    регистрация    цен    на   товары   с   конкретными
   потребительскими свойствами на потребительском рынке,  позволяющая
   провести  более  подробный анализ изменения цен.  Вместе с тем эта
   информация  является  составной  частью  общеценовой   информации,
   используемой  при расчете ИПЦ,  что определяет единство подходов к
   организации регистрации цен.
       Такой метод  позволяет  сохранить представительность районного
   уровня в расчете индексов цен по важнейшим товарам  и  услугам,  а
   также  сводного индекса потребительских цен по региону,  и в то же
   время существенно уменьшить вероятность искажения этого показателя
   в  связи  с  многочисленными  досчетами недостающей информации при
   нестабильном предложении товаров на районном уровне.
       Важной особенностью  потребительского  набора  для расчета ИПЦ
   является определенная гибкость его  формирования.  Централизованно
   задается   перечень   товарных   групп.   На  региональном  уровне
   специалисты    службы    цен    детализируют    общее     описание
   представительными  товарами внутри товарной группы теми товарами -
   представителями с конкретными потребительскими свойствами, которые
   занимают  значительный удельный вес в объеме реализации товаров на
   потребительском рынке  и  предположительно  будут  предлагаться  к
   продаже в течение продолжительного времени.

               2. Принципы формирования потребительского
                         набора товаров и услуг

       Потребительский набор,  на основании  которого  рассчитывается
   ИПЦ,  представляет  собой  единую  для  всех  регионов  Российской
   Федерации репрезентативную выборку групп товаров и услуг, наиболее
   часто   потребляемых   населением.   Такой  набор  формируется  на
   федеральном уровне и остается,  как правило,  неизменным в течение
   длительного времени.
       В набор товаров  и  услуг,  разработанный  для  наблюдения  за
   ценами,   репрезентативно   включены  товары  и  услуги  массового
   потребительского  спроса,  а  также  отдельные  товары  и   услуги
   необязательного   пользования   (легковые   автомобили,  ювелирные
   изделия из золота, техническое обслуживание легкового автомобиля и
   т.д.). Отбор позиций произведен с учетом их относительной важности
   для потребления  населением,  представительности  с  точки  зрения
   отражения  динамики цен на однородные товары,  устойчивого наличия
   их в продаже.

                  3. Порядок сбора ценовой информации

       Регистрация цен  и  тарифов  на  потребительском  рынке  будет
   осуществляться  по  выборочному  кругу городов и других населенных
   пунктов,  определенных  республиканскими  (республик   в   составе
   Российской Федерации), краевыми и областными комитетами статистики
   по согласованию с Госкомстатом России.
       Регистрация цен проводится:  в столицах республик,  входящих в
   состав Российской Федерации, краев и областей:
       еженедельно - по 288 товарам (услугам) - представителям;
       ежемесячно - по 550  товарам  с  конкретными  потребительскими
   свойствами.
       В районных центрах:
       еженедельно - по 49 товарам (услугам) - представителям.
       Ежемесячная регистрация  цен  по  набору  товаров  (услуг)  из
   410 позиций,  предусмотренная в 1995 году, и расчет ИПЦ по региону
   на базе этой информации отменяются.
       По усмотрению руководства регионального комитета по статистике
   перечень регистрируемых еженедельно на районном уровне  товаров  и
   услуг может быть расширен, однако зарегистрированные здесь цены на
   товары,  не  включенные  в  установленный  обязательный   перечень
   (49 позиций),  при  расчете индекса потребительских цен по региону
   не учитываются.  Также  по  усмотрению  руководства  регионального
   комитета  по  статистике  возможна  регистрация в районных центрах
   отдельных товаров с конкретными потребительскими свойствами. Такая
   информация  может  быть  использована при подготовке аналитических
   материалов,  а также при сопоставлении уровней  цен  по  отдельным
   районам региона.
       Перечни объектов   для   еженедельной   регистрации   цен    и
   ежемесячного наблюдения за товарами с конкретными потребительскими
   свойствами должны быть взаимно увязаны.
       Перечень товаров  (услуг)  -  представителей  для еженедельной
   регистрации цен включает 73 позиции по продовольственным  товарам,
   144  -  по  непродовольственным товарам,  71 - по платным услугам,
   оказываемым населению.
       Перечень товаров  с  конкретными  потребительскими  свойствами
   включает 199 позиций по  продовольственным  товарам  и  351  -  по
   непродовольственным.
       Регистрация цен проводится еженедельно  по  понедельникам.  По
   товарам  и услугам,  цены (тарифы) на которые не подвержены резким
   изменениям,  регистрация  допускается  в  пятницу   предшествующей
   недели.  По  товарам  и  услугам,  цены (тарифы) на которые растут
   неравномерно и опережающими темпами, регистрация проводится строго
   по понедельникам.
       Как показала опытная эксплуатация комплекса  "Расчет  сводного
   индекса  потребительских цен на основе еженедельного сбора ценовой
   информации по расширенной программе" проведение досчетов  индексов
   цен  до  полного  месяца сопровождалось определенными сложностями.
   Поэтому,  начиная с января 1996 года, подобные досчеты проводиться
   не   будут,   и   предусмотрено   смещение   графика  еженедельной
   регистрации цен в начале и конце месяца.
       Предлагаются следующие два варианта регистрации цен.
       1. Если  до  конца  месяца  после  последней  регистрации   (в
   понедельник)  остается  1 - 3 дня,  то в условиях невысоких темпов
   инфляции,  изменение цен за эти дни будет учтено  при  регистрации
   цен в первый понедельник следующего месяца.  Досчеты изменения цен
   с  учетом  дней,  оставшихся  до  конца   отчетного   месяца,   не
   производятся.
       Таким образом,  на  примере  календаря  1996  года   последняя
   регистрация  цен  проводится  по  понедельникам  в  следующие  дни
   месяца:

                    ----------------T------------¬
                    ¦     Месяц     ¦   Число    ¦
                    +---------------+------------+
                    ¦январь         ¦     29     ¦
                    +---------------+------------+
                    ¦февраль        ¦     26     ¦
                    +---------------+------------+
                    ¦апрель         ¦     29     ¦
                    +---------------+------------+
                    ¦июль           ¦     29     ¦
                    +---------------+------------+
                    ¦сентябрь       ¦     30     ¦
                    +---------------+------------+
                    ¦октябрь        ¦     28     ¦
                    +---------------+------------+
                    ¦декабрь        ¦     30     ¦
                    +---------------+------------+
                    ¦               ¦            ¦
                    L---------------+-------------

       Например, в январе последняя регистрация проводится 29  числа,
   следующая регистрация - 5 февраля,  при этом изменение цен за 30 -
   31 января будет учтено при расчете ИПЦ за первую неделю февраля.
       2. Если   до  конца  месяца  после  последней  регистрации  (в
   понедельник) остается 6 дней, то проводится еще одна регистрация в
   последний  рабочий  день  текущего месяца,  а регистрация в первый
   понедельник следующего месяца отменяется.  Изменение цен за первые
   дни такого месяца учитывается при следующей регистрации цен,  т.е.
   во второй понедельник следующего месяца.
       Такой метод регистрации цен в последний рабочий день отчетного
   месяца с пропуском регистрации - первый понедельник нового  месяца
   будет применяться начиная с января 1996 года.
       Пример переноса регистрации по календарю 1996 года.

   ----------------------------------------------T------------------¬
   ¦        Регистрация отчетного месяца         ¦Первая регистрация¦
   ¦                                             ¦месяца, следующего¦
   ¦                                             ¦   за отчетным    ¦
   +-------------T-------------------------------+------------------+
   ¦  плановая   ¦         фактическая           ¦                  ¦
   ¦ (последний  ¦     (последний рабочий        ¦                  ¦
   ¦ понедельник ¦         день месяца)          ¦                  ¦
   ¦   месяца)   ¦                               ¦                  ¦
   +-------------+-------------------------------+------------------+
   ¦  25 марта   ¦ 29 марта   - вместо 1 апреля  ¦    8 апреля      ¦
   +-------------+-------------------------------+------------------+
   ¦  27 мая     ¦ 31 мая     - вместо 3 июня    ¦    10 июня       ¦
   +-------------+-------------------------------+------------------+
   ¦  24 июня    ¦ 28 июня    - вместо 1 июля    ¦    8 июля        ¦
   +-------------+-------------------------------+------------------+
   ¦  26 августа ¦ 30 августа - вместо 2 сентября¦    9 сентября    ¦
   +-------------+-------------------------------+------------------+
   ¦  25 ноября  ¦ 29 ноября  - вместо 2 декабря ¦    9 декабря     ¦
   L-------------+-------------------------------+-------------------

       Соответственно при  определении изменения цен за первую неделю
   апреля,  июня,  июля,  сентября,  декабря не производится  никаких
   пересчетов.  Таким  образом,  расчет  ИПЦ  за первую неделю месяца
   может производиться на основе изменения цен более, чем за 7 дней.

             4. Заполнение бланка регистрации цен и тарифов
                  на товары и платные услуги населению

       Наблюдение за  уровнем  и  динамикой цен ведется по конкретным
   видам товаров и услуг.
       На каждый товар (услугу) - представитель заполняется отдельный
   "Бланк регистрации цен  и  тарифов  на  товары  и  платные  услуги
   населению" - форма N 1 - потребительские цены.
       Зарегистрированные цены    на     товары     с     конкретными
   потребительскими  свойствами  заносятся  также в бланк регистрации
   цен.
       При соответствии   товару   -  представителю,  регистрируемому
   еженедельно,  нескольких товаров  с  конкретными  потребительскими
   свойствами,  возможно  заполнение отдельных бланков регистрации по
   каждому  их  этих  товаров.  Например,   в   наборе   еженедельной
   регистрации  имеется  позиция:  "Сосиски,  сардельки",  а в наборе
   товаров с конкретными потребительскими свойствами - две позиции:
       - сосиски, сардельки отечественного производства,
       - сосиски, сардельки импортного производства.
       На каждый   из   двух   перечисленных  товаров  с  конкретными
   потребительскими  свойствами   заполняется   отдельный   бланк   и
   еженедельно   подсчитываются   итоговые   показатели:  сумма  цен,
   количество цен,  средняя цена.  Итоговые данные раздела II в целом
   по  позиции  "Сосиски,  сардельки" для предоставления еженедельной
   информации могут быть заполнены на отдельном бланке.
       Цены по  товарам  с конкретными потребительскими свойствами по
   таким  позициям  сообщаются  в  адрес  ВЦ  Госкомстата  России  по
   состоянию на последнюю неделю.
       Регистрация цен   товаров   с   конкретными   потребительскими
   свойствами,  которые  не включены в набор товаров для еженедельной
   регистрации, осуществляется в последнюю декаду каждого месяца.
       Конкретные товары  (услуги)  -  представители  характеризуются
   определенным  качеством,  артикулом,  номером  или   наименованием
   марки,  модели,  назначением,  страной  -  изготовителем и другими
   признаками, позволяющими отличить данный товар от других.
       При заполнении   бланка   регистрации  по  товару  (услуге)  -
   представителю  необходимо  дать  четкую  и  ясную  характеристику,
   позволяющую  безошибочно  найти  его  в  продаже  при  последующей
   регистрации цен не  только  сделавшему  запись  в  текущем  месяце
   специалисту, но и вновь привлеченному к этой работе.
       Детализация описания товаров должна быть  такая,  чтобы  можно
   было  зарегистрировать  цены на данный товар в течение длительного
   периода  времени.  Если  среди  товаров  и  услуг  на  обследуемом
   предприятии   имеется   в   продаже   множество   видов   товаров,
   соответствующих основным характеристикам товара  -  представителя,
   то  из них отбираются конкретные товары массового спроса,  уровень
   цен которых наиболее приемлем для большей части населения региона.
       Товары массового  спроса с максимальными и минимальными ценами
   рекомендуется отбирать в пропорции, соответствующей удельному весу
   их  в общем объеме реализации таких товаров.  Товары,  уровень цен
   которых значительно превышает среднее значение и объем  реализации
   которых ограничен, не регистрируются.
       Товары производства  стран  СНГ  и  Балтии   по   качественным
   параметрам   и  уровню  цен  идентичные  произведенным  в  России,
   относятся  к  отечественной  продукции.  Товары,  произведенные  в
   России или странах СНГ,  Балтии, на совместных предприятиях или по
   лицензии иностранных фирм,  реализуемые с торговой маркой страны -
   изготовителя,  при регистрации цен также относятся к отечественным
   товарам.
       Товары, произведенные  в  России или странах СНГ,  Балтии,  но
   реализуемые под  торговой  маркой  иностранных  фирм,  возможно  в
   упаковке   иностранных   фирм,   по  цене  и  качеству  идентичные
   аналогичным импортным товарам,  относятся при  регистрации  цен  к
   импортным товарам.
       По каждому товару регистрируется такое количество цен, которое
   позволяет  репрезентативно  определить  его среднюю цену.  Средняя
   цена  товара  определяется  как  средневзвешенная   арифметическая
   величина.  Взвешивание  можно  производить  как  через  количество
   регистрируемых цен,  так и через доли товаров с разным уровнем цен
   в общем объеме реализации данного товара.  Например, 70% картофеля
   реализуется на рынке  в  среднем  по  цене  2500  рублей  за  один
   килограмм,  а  30%  - в магазине по цене 2000 рублей за килограмм.
   Среднюю  цену  можно  определить,  зарегистрировав  7 цен на рынке
   и 3 - в магазине или рассчитать:

                 2500 x 0,7 + 2000 x 0,3 = 2350 (руб.).

       При определении    доли   реализации   товара   по   различным
   предприятиям,  организациям можно использовать  данные  статистики
   торговли, а также применять экспертные оценки.
       Обращаем внимание,  что бланк является основным документом при
   всякого рода проверках и должен быть заполнен четко,  аккуратно, с
   хорошо изложенной характеристикой товара, с указанием наименования
   каждого  предприятия,  с  заполнением  всех  граф  (в том числе по
   весам,  объемам  упаковки),  с  подсчетом  итогов  по  сумме  цен,
   количеству цен и средней цене.

           5. Порядок наблюдения (регистрации) за изменением
                цен и тарифов на товары и платные услуги

       При наблюдении за  уровнем  цен  на  потребительском  рынке  и
   расчете  индексов  потребительских  цен  рекомендуем  использовать
   "Методические  указания  по  организации   расчетов   оперативного
   индекса  цен потребительского рынка",  утвержденные Постановлением
   Госкомстата России от 30.06.94 N 94.
       Специалист по  наблюдению  за  ценами  в  ходе регистрации цен
   самостоятельно отбирает конкретные товары из имеющегося в  продаже
   ассортимента  товаров  данного  наименования,  учитывая массовость
   спроса населения на  эти  товары  и  регулярность  наличия  его  в
   продаже на базовом предприятии.
       Регистрации подлежит фактическая  цена  товара,  имеющегося  в
   свободной  реализации (без учета товаров,  реализуемых на льготных
   условиях) и уплаченная наличными  деньгами.  В  зарегистрированную
   цену включаются НДС, акциз и другие косвенные налоги.
       При еженедельной регистрации цен рекомендуется сохранять  один
   и тот же ассортимент товаров и услуг, а также перечень предприятий
   торговли  и  сферы  услуг  в   течение   месяца.   При   изменении
   ассортимента товаров или объектов наблюдения (предприятий торговли
   и  сферы  услуг)  рекомендуем  производить  их  замену  с   начала
   следующего  месяца,  однако  в  случае  необходимости  допускается
   проведение  замены  товара  и  в  течение  отчетного  месяца.  При
   проведении  замены  товара  или предприятия торговли (сферы услуг)
   производится корректировка базисной цены. В случае замены с начала
   отчетного   месяца   данные   раздела  II  из  бланка  регистрации
   предыдущего месяца не переносятся автоматически,  а корректируются
   с учетом изменения ассортимента и объектов наблюдения.
       Это правило не распространяется  на  ряд  услуг  пассажирского
   транспорта, связи, жилищного и коммунального хозяйства, т.е. таких
   позиций, по которым не может быть изменений ассортимента.
       В случае  проведения  замены  в течение месяца итоговые данные
   базисной недели корректируются и проставляются в разделе II бланка
   по  соответствующей  неделе  дробью:  в числителе проставляются не
   скорректированные данные, а в знаменателе - скорректированные.
       Замена товара  (услуги) - представителя может быть обусловлена
   его отсутствием в продаже в конкретном предприятии торговли (сферы
   услуг),   в   котором  производится  наблюдение  за  уровнем  цен.
   Проведение  замены   товаров  -  представителей   необходимо   для
   обеспечения  непрерывности  и  сопоставимости  ценовой информации.
   Каждый    конкретный    случай    вынужденной    замены    требует
   индивидуального    анализа,    обобщения    и   принятия   решения
   специалистами службы регистрации цен.
       Наиболее распространенными методами замены в случае временного
   исчезновения какого-либо товара с потребительского рынка  являются
   следующие:
       - замена цены на исчезнувший товар в данной торговой точке  на
   цену аналогичного товара в другой торговой точке;
       - использование  цены  последней  регистрации,  предшествующей
   исчезновению данного товара (услуги), - применяется,  в  основном,
   при неизменных ценах или при незначительном темпе роста цен;
       - замена  цены исчезнувшего товара на цену аналогичного товара
   данной группы (дублирование цены);
       - использование    расчетной    базисной    цены    на   вновь
   зарегистрированный товар или расчетной текущей цены при  временном
   отсутствии товара.  Расчетная текущая цена определяется при помощи
   коэффициента пересчета,  в качестве которого  используется  индекс
   цен  по группе товаров,  к которой относится отсутствующая позиция
   на аналогичный товар или группу товаров.
       Выбор того  или  иного из предложенных методов замены цены при
   расчете  индексов  цен  зависит  от  возможности   информационного
   обеспечения,  специфики  условий реализации отдельных товаров,  их
   дефицитности на рынке и других факторов.
       В случае длительного отсутствия товара на торговом предприятии
   допускается  исключение  этого  товара  на   данном   объекте   из
   дальнейшего наблюдения.  При этом базисная и отчетная средние цены
   должны рассчитываться из того количества цен,  по которым  имеются
   данные регистрации.
       При регистрации цен на товары с  конкретными  потребительскими
   свойствами  рекомендуем  пользоваться методологическими указаниями
   Госкомстата  России  "О  порядке  регистрации  цен  на  товары   с
   конкретными  потребительскими свойствами и расчета средних цен" от
   21.12.94 N 15-0-11/81.

               6. Порядок расчета индекса потребительских
                       цен на региональном уровне

       Расчет ИПЦ  на федеральном и региональном уровнях производится
   по  единой  методологии  с   использованием   разработанного   для
   регионального уровня системного комплекса обработки статистической
   информации.
       При расчете    индекса    потребительских   цен   используется
   постановка задачи "Расчет сводного индекса потребительских цен  на
   основе  еженедельного  сбора  ценовой  информации  по  расширенной
   программе",   утвержденная   24.07.95,   а    также    руководство
   пользователя  (экономиста) по эксплуатации одноименного системного
   комплекса, подготовленного НИПИстатинформ Госкомстата России.
       Расчет производится     с     использованием    статистической
   информации, собранной в ходе наблюдения за ценами (тарифами).
       Расчет ИПЦ осуществляется в несколько этапов.
       1. На основании данных регистрации  цен  определяются  средние
   сопоставимые  цены  отчетной  и  предыдущей  недели  на конкретные
   товары и услуги.  Сопоставимой считается цена,  зарегистрированная
   на   одном  и  том  же  предприятии  торговли  (сферы  услуг)  или
   сопоставимом  с  ним  по   типу   торговли,   виду   собственности
   предприятий  на  один  и тот же или аналогичный по качеству товар.
   Для обеспечения сопоставимости  ценовой  информации  (например,  в
   случае   отсутствия   товаров  в  продаже  в  конкретном  торговом
   предприятии или во всем регионе) используется метод замены товаров
   и услуг.
       2. Определяются индивидуальные индексы цен по товару  (услуге)
   по городу как частное от деления средних сопоставимых цен.
       На базе индивидуальных  индексов  цен  на  товары  (услуги)  -
   представители    в    городах,   участвующих   в   наблюдении,   и
   территориальных  весов   определяются   агрегатные   индексы   цен
   отдельных  товаров,  товарных групп и услуг в целом по региону.  В
   качестве   территориального   веса   используется   удельный   вес
   численности   населения   обследуемого   города,  района  в  общей
   численности населения региона.
       3. Исходя  из агрегатных индексов по товарам и услугам в целом
   по  региону  и  доли  расходов  на   их   приобретение   в   общих
   потребительских  расходах населения региона,  определяются сводные
   индексы   цен    в    целом    по    группам    продовольственных,
   непродовольственных товаров и услуг, а также ИПЦ по региону.
       Расчет ИПЦ   осуществляется   в   соответствии   с    формулой
   Ласпейреса:

                         SUM PoQo x P1/Po
                     I = ----------------, где:
                             SUM PoQo

       Qo -   количество   товара   (случаев   получения   услуги)  в
   потребительском наборе базисного периода;
       P1(o) -  цена  единицы  товара  (услуги) отчетного (базисного)
   периода.
       Расчет ИПЦ  производится  с недельной,  месячной,  квартальной
   периодичностью,  а также нарастающим итогом  за  период  с  начала
   года:
       - еженедельно рассчитывается ИПЦ к предыдущей неделе, с начала
   отчетного месяца (к последней неделе предыдущего месяца), с начала
   отчетного года (к последней неделе декабря предыдущего года);
       - ежемесячно   рассчитывается  ИПЦ  к  предыдущему  месяцу,  к
   соответствующему месяцу предыдущего года,  к  декабрю  предыдущего
   года, нарастающим итогом с начала года.
       Обязательным условием  для  правильного  проведения   расчетов
   индексов  является  наличие  полной цепочки индексов - с первой до
   последней регистрации по всем товарам и услугам,  имеющим удельный
   вес в структуре потребительских расходов. В случае нарушения этого
   условия индексы по группам товаров (услуг) могут иметь искажения.
       Расчет месячных  индексов  цен  производится "цепным" методом,
   т.е. путем перемножения недельных индексов потребительских цен.
       Передача информации   о   средних  ценах  и  индексах  цен  на
   потребительском рынке осуществляется  в  установленном  порядке  в
   соответствии    с    Планом   реализации   Федеральной   программы
   статистических работ.

                                            Управление статистики цен






                         МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
          ПО СТРУКТУРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РАСХОДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ
               ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ИНДЕКСА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН
                         НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

       Расчет сводного Индекса потребительских цен (ИПЦ) производится
   на основании двух информационных потоков:
       - данных  о  структуре  фактических  потребительских  расходов
   населения  за  предыдущий  год  по  фиксированному набору основных
   потребительских товаров и услуг;
       - индивидуальных индексов цен и тарифов по товарам и услугам.
       Для исчисления ИПЦ по республике (входящей в состав Российской
   Федерации),  краю,  области в качестве весов используются данные о
   потребительских  расходах,  полученные   на   основе   выборочного
   обследования  семейных бюджетов на территории региона за 9 месяцев
   1995 г. (таблицы N 132а и 132б).
       В связи  с тем,  что потребительские расходы по бюджетам семей
   представляют агрегированные данные по группам товаров и  услуг,  а
   для расчета ИПЦ необходимо,  чтобы каждый товар (услуга) имел свой
   вес,  следует  разукрупнить  данные,  полученные  на  базе  данных
   обследования расходов домашних хозяйств.
       В схеме увязки данных  статей  расходов  семейных  бюджетов  с
   отдельными  позициями  потребительских расходов,  используемых при
   расчете ИПЦ,  приведены подсказы для проведения  расчетов.  Данные
   подсказы   определены  для  расчета  ИПЦ  в  целом  по  Российской
   Федерации.  В связи с этим при расчете  структуры  потребительских
   расходов  по  отдельным  регионам  рекомендуем  учитывать  местные
   особенности  как  социально-экономического,  так   и   природно  -
   климатического характера.  При определении весов по каждому товару
   (услуге), на базе которых рассчитывается ИПЦ, необходимо соблюдать
   следующий порядок работы.
       1. Данные  таблиц  N 132а  и  132б  заносятся  в  графы 1  и 2
   таблицы N 1 (приложение N 1),  в которой производится схема увязки
   статей потребительских расходов населения по  статистике  домашних
   хозяйств  с  набором  товаров  и услуг для наблюдения за уровнем и
   динамикой цен и тарифов.  Расчет структуры рекомендуем производить
   на  базе  данных  таблицы  132б,  а  для более точного определения
   соотношения  потребительских  расходов  при  разбивке  укрупненных
   групп   на   отдельные    позиции    можно   использовать   данные
   таблицы N 132а.
       2. Проводится  корректировка  отдельных статей потребительских
   расходов с учетом фактического объема потребления алкоголя.
       Корректировка отдельных   статей  расходов  домашних  хозяйств
   осуществляется в соответствии  с  данными  статистики  торговли  и
   платных   услуг   о  доли  товарооборота  алкогольных  напитков  в
   суммарном  объеме  всего  товарооборота  и  стоимости   реализации
   платных   услуг  за  I  полугодие  1995  г.  При  этом,  в  случае
   необходимости, эти данные надо скорректировать с учетом экспертной
   оценки.    При    проведении    экспертной    оценки   рекомендуем
   проанализировать  долю  алкоголя  в  потребительских  расходах   в
   предшествующем  году,  темп роста цен на данный товар в 1995 году,
   изменение доли алкогольных напитков за этот период  по  статистике
   семейных бюджетов.
       Для сравнения  приводим  долю  потребительских   расходов   на
   алкоголь  по  Российской  Федерации  в  целом:  1993  год - 10.0%,
   1994 год - 8.5%, 1995 год 6.55%.
       Корректировка данных производится путем увеличения расходов на
   алкогольные  напитки  и  соответственно  уменьшения  расходов   по
   продовольственным,  непродовольственным  товарам и услугам,  общий
   итог по строке "Потребительские расходы - всего" при  этом  должен
   оставаться без изменения
       Для проведения корректировки необходимо в процентах определить
   вспомогательные показатели: d1, d2, d3, d4.
       d1 - удельный вес продажи алкогольных напитков в общем  объеме
   проданных   товаров,    определяется   по   данным   товарооборота
   формы  N  3-торг   "Продажа   и   запасы    продовольственных    и
   непродовольственных   товаров   за  I-е  полугодие  1995  года  по
   предприятиям торговли";
       d2  -  удельный   вес  расходов  на  приобретение  алкогольных
   напитков в общей сумме расходов домашних  хозяйств  (разработочная
   таблица N 1 строка 75 графа 2);
       d3 - удельный вес расходов на  приобретение  товаров  в  общей
   сумме потребительских расходов населения на приобретение товаров и
   услуг  за  9  месяцев  1995  года   (определяется   по   графе   2
   разработочной таблицы N 1 как сумма строк 1, 75 и 80);
       d4 - удельный вес расходов  на  алкогольные  напитки  в  общих
   потребительских   расходах   на   приобретение  товаров  и  услуг,
   скорректированный с учетом объема их продажи:

                             d4 = d1 x d3.

       Внесение корректировки на  алкоголь  производится  при  помощи
   расчетных коэффициентов K1 и K2.
       K1 - коэффициент (повышающий) для увеличения доли  алкогольных
   напитков в расходах домашних хозяйств:

                              K1 = d4 : d2.

       K2 -  коэффициент  (понижающий)  для  снижения  доли продуктов
   питания, непродовольственных товаров и услуг:

                                100 - d4
                           K2 = --------.
                                100 - d2

       Пример расчета по России:

       d1 = 7,60; d2 = 2,42; d3 = 86,23; d4 = 7,60 x 86,23 = 6,55

                       K1 = 6,55 : 2,42 = 2,70661

                        100 - 6,55   93,45
                   K2 = ---------- = ----- = 0,95768.
                        100 - 2,42   97,58

       Скорректированные данные по отдельным статьям  потребительских
   расходов  населения  за  счет  изменения доли алкогольных напитков
   заносятся в гр. 3 разработочной таблицы N 1.
       На следующем  этапе  работы  необходимо  данные  о расходах по
   отдельным   данным   статистики   домашних    хозяйств,    которые
   представлены в левой части таблицы N 1,  увязать с долей отдельных
   товаров и услуг набора для наблюдения за уровнем и  динамикой  цен
   (тарифов)  -  в правой части таблицы N 1,  при этом данные графы 3
   таблицы N 1 необходимо перевести из процентов в  коэффициенты,  то
   есть  разделить  их  на  100.  Доля  в  структуре  потребительских
   расходов приводится с пятью знаками после запятой (с точностью  до
   0,00001).
       В связи с тем,  что данные  статистики  домашних  хозяйств  по
   отдельным позициям представлены укрупненными группами,  необходимо
   их разукрупнить  и  определить  вес  в  структуре  потребительских
   расходов каждого товара, услуги.
       По отдельным видам продовольственных товаров,  например,  хлеб
   пшеничный,  колбасные изделия, при разукрупнении групп рекомендуем
   использовать  данные  статистики  промышленности  о   производстве
   отдельных видов продукции промышленности - форме 1-п (квартальная)
   за 9 месяцев 1995 года.
       При определении   удельного  веса  плодоовощной  продукции,  в
   частности,  моркови,   свеклы,   яблок,   мандаринов,   апельсинов
   рекомендуем  использовать  отчетные  данные статистики торговли "О
   продаже и  ценах  сельхозпродуктов,  продовольственных  товаров  и
   скота на городских рынках в III квартале 1995 года".
       В связи с тем,  что количество позиций по  овощам  и  фруктам,
   используемым для расчета ИПЦ в 1996 году по сравнению с 1995 годом
   сокращено,  при разработке удельного веса этих товаров рекомендуем
   составлять  пропорции   по   отчетным   данным   об   их   обороте
   (в млн.  руб.)  на  городских  рынках  за  9  месяцев  1995  года.
   Например,  в  целом  по России за 9 месяцев 1995 года оборот яблок
   составил  203523,4  млн.  руб.,  а  мандаринов   и   апельсинов  -
   108807,7 млн. руб., т.е. объем реализации яблок в 1,8 раза больше,
   чем   мандаринов   и   апельсинов,   при   разработке    структуры
   соответственно определена доля этих товаров.
       При формировании    структуры     потребительских     расходов
   рекомендуем  пользоваться  экспертными  расчетами  и  оценками,  в
   частности при  разукрупнении  статей  расходов  домашних  хозяйств
   возможно  использование метода,  описанного на странице 4 указаний
   по расчету структуры  потребительских  расходов  на  1995  год  по
   позиции "крупа всякая".
       Особое внимание  при  расчете  отдельных   позиций   структуры
   потребительских   расходов   рекомендуем  обратить  на  жилищно  -
   коммунальные  услуги,  для  правильного  определения  весов  можно
   воспользоваться  указаниями Управления статистики цен от 15 апреля
   1994 г. N 15-0-11/32 "Об уточнении порядка расчетов индексов цен и
   тарифов  на  жилищно-коммунальные  услуги  в 1994 году".  При этом
   необходимо  внести  в  уровни  цен,  применяемые   для   расчетов,
   соответствующие изменения.
       Подобными методами определения весов можно  воспользоваться  и
   по  другим  видам услуг,  цены (тарифы) на которые росли в течение
   1995 года опережающими  темпами,  в  частности,  это  относится  к
   транспортным услугам.
       Полученные в  результате  расчетов  данные  о  потребительских
   расходах,   распределенные   по   конкретным  товарам  и  услугам,
   необходимо записать в макет N 3 "Инструкции по  подготовке  данных
   для  расчета  индекса  потребительских  цен"  и  на основании этих
   стоимостных  показателей  следует  рассчитать  удельные  веса   (с
   точностью  до 0,00001).  В тех случаях,  когда значение показателя
   столь  мало,  что  удельный   вес   получается   равным   0,00000,
   рекомендуем  присвоить  значение 0.00001,  соответственно уменьшив
   удельный вес по какой-либо  другой  позиции,  темп  роста  цен  по
   которой близок к среднему темпу роста цен.
       По окончании  расчетов  необходимо  проверить,   чтобы   сумма
   удельных  весов  по  всем  продовольственным и непродовольственным
   товарам,  алкогольным  напиткам  и  услугам  составляла  значение,
   равное 1,00000.
       Структуру потребительских   расходов   по   региону    следует
   представить  в  адрес  ВЦ  ГКС  РФ  в сроки,  установленные Планом
   реализации Федеральной программы статистических работ.

                                            Управление статистики цен


   ------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz