Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 13 ИЮНЯ 1996 ГОДА N 884 О ДОКТРИНЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ НАУКИ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


   13 июня 1996 года N 884
   -------------------------------------------------------------------
   
                                 УКАЗ
                                   
                    ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                 О ДОКТРИНЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ НАУКИ
                                   
       (с изм., согл. Указа Президента РФ от 23.02.2006 N 169,
     с изм., внесенными Указами Президента РФ от 01.08.2003 N 866,
                         от 25.08.2004 N 1114)
   
       В  целях осуществления скоординированных действий, направленных
   на сохранение и развитие научного потенциала страны, постановляю:
       1.   Одобрить   подготовленную   по   поручению   Правительства
   Российской  Федерации  Министерством науки и  технической  политики
   Российской   Федерации,  Министерством  Российской   Федерации   по
   атомной  энергии,  Министерством  экономики  Российской  Федерации,
   Государственным   комитетом   Российской   Федерации   по   высшему
   образованию,  Российской  академией наук и  отраслевыми  академиями
   наук    с    участием    заинтересованных    федеральных    органов
   исполнительной     власти    и    организаций    и     поддержанную
   Правительственной   комиссией   по   научно-технической    политике
   доктрину   развития   российской  науки   как   основу   проведения
   государственной  научной  политики,  включающую  в  себя  следующие
   основные положения:
       поддержка   развития  науки  в  качестве  приоритетной   задачи
   государства;
       абзац утратил силу. - Указ Президента РФ от 23.02.2006 N 169;
       создание   условий   для   развития   фундаментальных   научных
   исследований и ведущих научных школ;
       повышение   престижности  научного  труда,  создание  достойных
   условий жизни и работы ученых и специалистов;
       реформирование  сферы  науки путем совершенствования  принципов
   управления, финансирования и организации научных исследований;
       интеграция  науки  и  образования, развитие системы  подготовки
   квалифицированных научных кадров;
       создание условий для конкуренции и предпринимательства в  сфере
   науки   и   техники,   стимулирование  и  поддержка   инновационной
   деятельности;
       ориентация   отечественного  научного  потенциала  на   решение
   важнейших  социально-экономических задач и обеспечение безопасности
   страны.
       2. Правительству Российской Федерации:
       обеспечить  доведение  доктрины развития  российской  науки  до
   заинтересованных   федеральных   органов   исполнительной   власти,
   органов   исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации,
   организаций  и научных объединений, а также оперативную координацию
   работ по реализации основных положений указанной доктрины;
       продолжить  работу по формированию и реализации в 1996  -  2000
   годах  приоритетных направлений развития науки и техники,  а  также
   критических технологий.
       3.   Федеральным  органам  государственной  власти  и   органам
   государственной  власти  субъектов Российской  Федерации  учитывать
   основные   положения   доктрины  развития  российской   науки   при
   разработке   и   реализации   мер   государственной   поддержки   и
   регулирования  в  сфере науки и научно-технической деятельности,  а
   также  при разработке инвестиционных, научно-технических  и  других
   программ   развития  отраслей  экономики  и  субъектов   Российской
   Федерации.
   
                                                             Президент
                                                  Российской Федерации
                                                              Б.ЕЛЬЦИН
   Москва, Кремль
   13 июня 1996 года
   N 884
   
   
   
   
   
                                                              Одобрена
                                                     Указом Президента
                                                  Российской Федерации
                                              от 13 июня 1996 г. N 884
   
                ДОКТРИНА РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ НАУКИ <*>
   
       Доктрина развития российской науки - система взглядов на роль и
   значение науки в обеспечении независимости и процветания России,  а
   также    принципов,    определяющих    механизм    государственного
   регулирования  научной деятельности, которыми с  учетом  конкретной
   социально-экономической   ситуации   руководствуются    федеральные
   органы   исполнительной   власти,  органы   исполнительной   власти
   субъектов   Российской   Федерации,  научные   работники,   научно-
   исследовательские   организации,  научно-технические   общества   и
   объединения.
   --------------------------------
       <*> См. "Бюллетень Госкомвуза РФ", N 8, 1996
   
           I. Наука - важнейший ресурс обновляющейся России
   
       1.   Российская  наука  за  свою  многовековую  историю  внесла
   огромный  вклад  в  развитие  страны и мирового  сообщества.  Своим
   положением  великой  мировой  державы  Россия  во  многом   обязана
   достижениям отечественных ученых.
       В     современных     условиях    практическое    использование
   естественнонаучных,  гуманитарных и  научно-технических  знаний  во
   все    большей    степени    становится   источником    обеспечения
   жизнедеятельности общества, его духовного и физического здоровья.
       Уровень  развития  науки  во  многом  определяет  эффективность
   экономической   деятельности,   обороноспособность,   духовную    и
   политическую  культуру  населения страны, защищенность  личности  и
   общества  от  воздействия неблагоприятных природных и антропогенных
   факторов.
       2.  Важным  условием формирования отечественной науки  являлось
   стремление   охватить  все  направления  исследований.   В   стране
   сформировалась  обширная сеть научно-исследовательских  организаций
   как  фундаментального,  так  и  прикладного  характера.  По  многим
   направлениям  отечественная  наука  занимала  передовые  позиции  в
   мире.  Это  достигалось  за счет высокого  уровня  ведущих  научных
   школ,  престижности труда ученого и привлечения  в  науку  большого
   числа  исследователей,  а  также за  счет  полноценного  бюджетного
   финансирования.   Однако   административно-командный   механизм   в
   экономике,  высокая  степень закрытости  научно-технической  сферы,
   неоправданные   ограничения  прав  интеллектуальной   собственности
   снижали эффективность использования научного потенциала страны.
       В  настоящее  время, когда расширяются возможности для  свободы
   научного  творчества, открытого обмена информацией и международного
   сотрудничества,  положение российской науки  могло  бы  качественно
   измениться.   Однако   системный  кризис,   сопровождающий   период
   социально-политического переустройства страны, привел к  тому,  что
   перед   отечественной  наукой  встали  новые  серьезные  трудности:
   крайне     недостаточное    бюджетное    финансирование     научно-
   исследовательских  и опытно-конструкторских работ  не  обеспечивает
   своевременного  обновления  материально-технической   базы   науки,
   создания   нормальных  условий  жизни  и  труда  ученых,  осложняет
   эффективное государственное регулирование в научной сфере.  Престиж
   профессии  ученого упал в обществе до недопустимо  низкого  уровня,
   наука  перестала быть привлекательной для талантливой молодежи.  Со
   всей  очевидностью  возникла необходимость  коренной  реорганизации
   сферы  науки, привлечения дополнительных источников финансирования.
   По-прежнему  остро стоит проблема более эффективного  использования
   результатов научных исследований в экономике.
       3.  Новыми  тенденциями  в развитии мирового  сообщества  стали
   расширение  сотрудничества  и  кооперации  государства  в   решении
   глобальных   проблем,  связанных  с  сохранением  среды   обитания,
   обеспечение достойного духовного и физического уровня жизни  людей,
   поддержание   здоровья  человека.  Происходит  объединение   усилий
   ученых  и  инженеров развитых стран в поиске и использовании  новых
   источников  энергии,  освоении космического пространства,  создании
   открытой  информационной  среды.  Новая  стратегия  развития  науки
   отдает  приоритет  исследованиям,  имеющим  значимость  для   самой
   перспективы  существования мирового сообщества, для его устойчивого
   и безопасного развития.
       4.   Современные  тенденции  межгосударственной  интеграции  не
   означают, однако, исчезновения национальных интересов, в том  числе
   в  сфере науки. Более того, национальный научный потенциал будет во
   многом определять место страны в мировом сообществе, перспективы  в
   конкурентной  борьбе  на внешнем рынке, возможности  в  решении  ее
   внутренних проблем.
       Масштабы и темпы развития отечественной науки должны обеспечить
   соответствие  потенциала России уровню мирового научно-технического
   прогресса.    Приоритетные   направления    научных    исследований
   определяются  также  экономическим  и  геополитическим   положением
   России,  наличием природных ресурсов, имеющих глобальное  значение,
   потребностями  духовного развития нашего общества, гуманистическими
   традициями   российской  науки.  Существенное  влияние   на   выбор
   приоритетов  продолжают оказывать и мировые  тенденции  в  развитии
   человеческой цивилизации на рубеже двух тысячелетий.
       5.  Для  реального преобразования жизни в России  исключительно
   важное значение имеет развитие науки в регионах, способствующее  их
   прогрессу  с  учетом  экономических,  ресурсных,  экологических   и
   культурных особенностей.
   
                II. Развитие научного потенциала России
   
       6.  Государство рассматривает науку и ее научный потенциал  как
   национальное достояние, определяющее будущее нашей страны, в  связи
   с    чем   поддержка   развития   науки   становится   приоритетной
   государственной   задачей.  Важнейшими  принципами  государственной
   научной политики являются:
       - опора на отечественный научный потенциал;
       -  свобода научного творчества, последовательная демократизация
   научной   сферы,   открытость  и  гласность  при   формировании   и
   реализации научной политики;
       - стимулирование развития фундаментальных научных исследований;
       - сохранение и развитие ведущих отечественных научных школ;
       -    создание    условий    для    здоровой    конкуренции    и
   предпринимательства  в  сфере  науки и  техники,  стимулирование  и
   поддержка инновационной деятельности;
       -  создание  условий  для  организации научных  исследований  и
   разработок  в  целях  обеспечения необходимой обороноспособности  и
   национальной безопасности страны;
       -  интеграция  науки и образования, развитие целостной  системы
   подготовки квалифицированных научных кадров всех уровней;
       -  защита  прав  интеллектуальной собственности исследователей,
   организаций и государства;
       -  обеспечение беспрепятственного доступа к открытой информации
   и права свободного обмена ею;
       -  развитие  научно-исследовательских и  опытно-конструкторских
   организаций   различных   форм  собственности,   поддержка   малого
   инновационного предпринимательства;
       - формирование экономических условий для широкого использования
   достижений   науки,   содействие   распространению   ключевых   для
   российской экономики научно-технических нововведений;
       -  повышение  престижности научного труда,  создание  достойных
   условий жизни и работы ученых и специалистов;
       -  пропаганда  современных достижений науки, их значимости  для
   будущего России;
       - защита прав и интересов российских ученых за рубежом.
       7.  Ключевым элементом реформирования системы управления сферой
   науки   становится  совершенствование  механизмов   финансирования,
   организации научных исследований и налоговой политики, а именно:
       -  выделение  средств из федерального бюджета на финансирование
   научно-исследовательских     и     опытно-конструкторских     работ
   гражданского  назначения в размере 3 процентов его расходной  части
   с   ежегодным   увеличением  этого  размера  по  мере  стабилизации
   экономики до уровня, характерного для высокоразвитых стран;
       -   обеспечение   устойчивого  государственного  финансирования
   Российской  академии  наук, Российской академии  медицинских  наук,
   Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской  академии
   образования,  Российской академии архитектуры и строительных  наук,
   Российской  академии художеств, государственных научных  центров  и
   организаций,  работающих  по  приоритетным  направлениям  науки   и
   техники,  государственных университетов  и  других  ведущих  высших
   учебных  учреждений,  научных библиотек,  музеев  и  информационных
   центров;
       - обеспечение множественности источников финансирования научно-
   исследовательских и опытно-конструкторских работ за  счет  активной
   поддержки целевых государственных фондов;
       -  создание  благоприятных условий для инвестирования  в  науку
   средств   промышленными   предприятиями,  банками,   международными
   организациями и частными лицами;
       -  развитие конкурсных начал в распределении средств на научные
   программы   и   проекты  при  открытости  принимаемых   решений   и
   привлечении   научного  сообщества  к  контролю  за  использованием
   средств;
       -  поэтапное введение федеральной контрактной системы  в  сфере
   научно-технических и опытно-конструкторских разработок;
       -  введение  налоговых и таможенных льгот для стимулирования  и
   поддержки научной деятельности;
       -  создание  условий и предоставление необходимых ресурсов  для
   участия российских ученых в международных проектах;
       -   создание  благоприятных  условий  для  работы  общественных
   научных объединений.
   
                                 * * *
   
       Государство, беря на себя перечисленные обязательства, выражает
   уверенность  в  том,  что российское научное  сообщество  обеспечит
   научно-технические   предпосылки  для   преобразования   России   в
   правовое   государство   с   социально   ориентированной   рыночной
   экономикой,  высоким  уровнем  духовной  и  материальной  культуры,
   экологической и военной безопасности.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz