Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 05.06.96 N 12/1 ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ВАРИАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


         КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                РЕШЕНИЕ
                        от 5 июня 1996 г. N 12/1

              ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ
                   В СИСТЕМЕ ВАРИАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

       Заслушав и обсудив вопрос "Об основных  направлениях  развития
   воспитания в системе вариативного образования", коллегия отмечает,
   что с начала  90-х  годов  воспитание  подрастающего  поколения  в
   Российской Федерации получило возможность развиваться на принципах
   свободы, демократии и гуманизма. Конституция Российской Федерации,
   Закон    Российской    Федерации   "Об   образовании"   и   другие
   законодательные акты определили  общие  ориентиры  государственной
   политики   в  области  образования  и  неотъемлемого  его  ядра  -
   воспитания.
       Принципы государственной  политики в области образования,  как
   совокупность концептуальных идей  и  установок,  дали  впервые  за
   многие   годы   возможность   самим   педагогам   моделировать   и
   осуществлять воспитательные системы,  адекватные природе  детства,
   национальным и региональным культурным традициям.
       Методологической базой  обновления  образования   и   процесса
   воспитания  стали парадигма развивающего вариативного образования,
   способствующая  переходу  общества  от  культуры  полезности  -  к
   культуре  достоинства,  а  также материалы и документы Всесоюзного
   съезда работников народного образования (декабрь 1988 г.).
       Значительный вклад   в  обновление  воспитания,  в  разрушение
   авторитарного  педагогического  стиля  внесло  массовое   движение
   сторонников методики коллективного творческого воспитания.
       Важным шагом на пути к гуманному и свободному воспитанию стало
   решение  коллегии  Минобразования  РСФСР  в  январе  1991  года "О
   демократизации  воспитательной  деятельности   в   образовательных
   учреждениях".
       Период реформирования  российского   образования   ознаменован
   утверждением  нового  педагогического  самосознания.  Появился ряд
   гуманистических  концепций  воспитания,  построенных   на   основе
   глубоких  научных знаний и применяемых в практической деятельности
   образовательных учреждений.  В  их  числе:  "Концепция  воспитания
   учащейся   молодежи   в   современном   обществе",  подготовленная
   коллективом   авторов    под    руководством    З.А.    Мальковой,
   Л.И. Новиковой,  "Обоснование  новых  целей  и  задач воспитания в
   условиях перестройки  общеобразовательной  школы",  подготовленная
   коллективом  авторов  под руководством О.С.  Газмана,  "Системно -
   социальная  концепция  школьного   воспитания"   Н.М.   Таланчука,
   концептуальные  исследования  Е.В.  Бондаревской  "Воспитание  как
   возрождение гражданина,  человека  культуры  и  нравственности"  и
   другие.
       Объединившись вокруг    "педагогики    сотрудничества"     как
   общегуманистической    идеи    перехода    от    авторитарной    к
   демократической системе  отношений,  ряд  ученых  (Ш.  Амонашвили,
   В. Караковский,  А.  Тубельский,  А.  Адамский, Т. Ковалева) стали
   реализовывать    авторские    модели     гуманистических     школ,
   ориентированных     на     самоопределение,    самореализацию    и
   самовоспитание личности.
       В 1993  -  1996  годах  Министерством  образования  Российской
   Федерации  разработан  и  принят  ряд  документов,  развивающих  и
   конкретизирующих принципы   обучения   и  воспитания,  организации
   учебно - воспитательного процесса.  В их числе решения коллегии  о
   стратегии   развития  дошкольного  воспитания,  педагогического  и
   дополнительного   образования,   исторического   и   литературного
   образования, художественно - эстетического воспитания, о поддержке
   детских объединений  и  организаций,  социально  -  педагогической
   работе,  приказы  и  методические  письма  о гражданско - правовом
   образовании и  патриотическом  воспитании  и  другие,  реализующие
   национальную доктрину вариативного развивающего образования.
       Все эти документы  Минобразования  России  ориентируют  органы
   управления  образованием всех уровней,  коллективы образовательных
   учреждений  на  сохранение  и  обеспечение  целостности  учебно  -
   воспитательного  процесса,  укрепление  в  нем  творческих  начал,
   повышение мотивации детей к познанию и самовоспитанию.
       Следуя принципиально  новой  культурной парадигме образования,
   закрепленной  в  Законе  Российской  Федерации  "Об  образовании",
   Минобразование   России   поддерживает   позитивную   тенденцию  в
   деятельности    органов    управления    образованием    Республик
   Башкортостана,  Карелии, Саха (Якутия), Белгородской, Воронежской,
   Пермской,  Псковской,  Ростовской областей,  г. г. Москвы, Санкт -
   Петербурга  и  других  регионов  России по разработке и реализации
   регионально - национальных концепций,  программ и рекомендаций  по
   вопросам   воспитания  на  принципах  государственной  политики  в
   области образования.
       Вместе с   тем   еще   многие   руководители   образовательных
   учреждений и педагоги находятся в плену программно -  нормативного
   управления   процессом   воспитания.   Отсюда   зачастую   в  ряде
   образовательных учреждений предпочитают  действию  -  бездействие,
   конструктивной   позиции   -  имитацию  деятельности,  целостности
   образовательного процесса - только обучение.
       Сегодня, когда   многие  образовательные  учреждения  пытаются
   строить свою  деятельность  в  русле  детоцентристской  установки,
   остро возникла потребность в овладении каждым педагогом личностным
   подходом.  Изменения в методике обучения  и  воспитания  не  могут
   произойти  без  изменений  в  содержании  и  методах  подготовки и
   переподготовки педагогов.  Общество  в  своем  развитии  полностью
   зависит   от  воспитания  и  обучения  его  поколений,  от  уровня
   подготовки организатора и руководителя  учебно  -  воспитательного
   процесса - учителя,  воспитателя,  преподавателя. "Учитель создает
   нацию" - это древнее изречение  справедливо  и  в  наши  дни,  как
   никогда раньше.
       Однако социологические  исследования   показывают,   что   46%
   опрошенных учителей не скрывают,  что они пользуются авторитарными
   методами без учета Конвенции ООН о правах ребенка. Учитель, долгие
   годы  воспитываясь на традициях авторитарной педагогики,  оказался
   не   подготовлен   к   новым   условиям   организации   учебно   -
   воспитательного процесса.
       Государственная политика  в  области  образования  требует  от
   педагога более высокого уровня профессионализма в работе с детьми.
   Ведущим его  компонентом  является  умение  организовать  общение,
   выстроить   отношения  с  каждым  учеником  таким  образом,  чтобы
   способствовать его духовному  развитию  и  воспитанию.  Педагог  в
   России всегда был прежде всего воспитателем.
       Отдел дополнительного   образования   совместно   с    другими
   заинтересованными  подразделениями Минобразования России,  Центром
   развития системы  дополнительного  образования  детей,  Институтом
   теории   образования   и   педагогики,  Институтом  педагогических
   инноваций РАО, Институтом общего образования Минобразования России
   разработал  "Основные  направления  развития  воспитания в системе
   вариативного образования" и выносит их на обсуждение:
       - Сохранение  целостного  учебно  - воспитательного процесса в
   образовательном учреждении.  Воспитание и обучение - два важнейших
   неотъемлемых  момента  этого  процесса.  Повышение  воспитывающего
   характера обучения и образовательного эффекта воспитания.
       - Ведущей целью воспитания остается идеал личности,  способной
   принимать  решения  в  ситуациях   морального   выбора   и   нести
   ответственность  за эти решения перед собой,  референтной группой,
   своей страной и человечеством.  Главное в  воспитании  -  создание
   условий  для саморазвития человека как субъекта деятельности,  как
   личности и как индивидуальности.
       - Создание  в  образовательных  учреждениях всех типов и видов
   гуманистических воспитательных систем.
       - Дальнейшая    перестройка    учебного   процесса,   усиление
   гуманитарной направленности всех учебных  дисциплин:  включение  в
   традиционные  предметы  человековедческого материала,  помогающего
   детям  понять  себя,  мотивы   своего   поведения,   отношения   к
   окружающим,  проектировать  свою  жизнь.  Изменение форм и методов
   учебной   работы:   преодоление   пассивности    учащихся    через
   дидактические игры, драматизацию, ролевые игры и др., разнообразие
   форм  обучения,  раскрепощение  личности   школьника   в   учебном
   процессе,  освобождение  его  от  страха  перед ошибкой,  создание
   ситуации свободного выбора.
       - Ориентация  детей  на  вечные абсолютные ценности - Человек,
   Семья,  Отечество,  Труд,  Знания,  Культура, Мир, Земля. Взятые в
   самом    общем    виде,    они    охватывают    основные   аспекты
   жизнедеятельности и  развития  личности  и  образуют  своеобразную
   основу воспитания.
       - Жизнью образовательного учреждения,  содержанием образования
   формировать  у  учащихся  чувства патриотизма,  сознание активного
   гражданина,  обладающего   политической   культурой,   критическим
   мышлением, способностью самостоятельно сделать политический выбор.
       - Эстетизация образовательного учреждения, его окружения, всей
   жизни  детей  - путь гуманизации воспитания.  Важно,  чтобы у всех
   детей была возможность выразить себя в художественной деятельности
   (театр, рисование, пение, танец).
       - Развитие клубной и досуговой  деятельности  -  особой  сферы
   жизни учащихся.
       - Важное место  в  жизни  образовательного  учреждения  должна
   занимать  игра,  открывающая  большие возможности для самопознания
   детей.
       - Воспитание  учащихся  в духе свободы,  личного достоинства и
   демократии    требует    развитого    школьного    самоуправления,
   деятельности различных объединений по интересам.
       - Поддержка   детских    и    молодежных    неполитизированных
   объединений   и   организаций  на  основе  партнерских  отношений,
   закрепленных договором.
       - Овладение  этно  -  педагогикой,  реализация лучших традиций
   народной педагогики и на этой основе приобщение детей  к  культуре
   предков и межнациональных отношений.
       - Формирование воспитательного пространства в  малом  социуме,
   освоение части социальной среды педагогическими средствами.
       - Ведущая роль в  воспитании  принадлежит  педагогу  -  широко
   образованному   гуманисту   -   интеллигенту,   убежденному  другу
   молодежи,  настоящему профессионалу.  Образовательному  учреждению
   нужны  психологи,  социальные  педагоги,  педагоги - организаторы,
   педагоги дополнительного  образования,  психотерапевты  и  медики,
   необходимы  психологическая  и  коррекционная  службы.  Только при
   условии  всестороннего  изучения   ребенка   возможна   разработка
   индивидуальных  вариантов  его  воспитания  и  развития,  реальная
   гуманизация воспитательного процесса.
       В целях   дальнейшего   развития   воспитания   на   принципах
   государственной образовательной политики,  дальнейшего преодоления
   авторитарного   командно   -  административного  стиля  управления
   воспитательным процессом коллегия постановляет:
       1. Одобрить   "Основные   направления  развития  воспитания  в
   системе   вариативного   образования".    Рекомендовать    органам
   управления    образованием    субъектов    Российской   Федерации,
   педагогическим   учебным    заведениям,    институтам    повышения
   квалификации  работников  образования,  разработчикам  программ  и
   пособий  по  вопросам  воспитания  учащихся   обсудить   "Основные
   направления    развития    воспитания   в   системе   вариативного
   образования" на августовских совещаниях,  педагогических  советах,
   учитывать в практической деятельности.
       2. Поддержать  опыт  Республик  Башкортостана,  Карелии,  Саха
   (Якутия),    Белгородской,    Пермской,   Псковской,   Ростовской,
   Воронежской областей,  г.  г. Москвы, Санкт - Петербурга и других,
   разработавших и реализующих концепции, программы и рекомендации по
   вопросам воспитания учащихся.
       3. Поддержать  решение  РАО  о  необходимости   расширения   и
   развития   проблематики   исследований  воспитания  в  планах  НИР
   Академии.  Просить  Президиум  Российской   академии   образования
   (А.В. Петровский)   подготовить  к  изданию  сборник  концепций  и
   научных трудов в области воспитания детей и учащейся  молодежи  (в
   помощь педагогическим коллективам образовательных учреждений).
       Заинтересованным подразделениям  Минобразования России принять
   участие  в  подготовке  и   проведении   научно   -   практической
   конференции  РАО  "Проблемы  воспитания  и  деятельности детских и
   юношеских организаций в современных условиях".
       4. Рекомендовать    муниципальным   и   региональным   органам
   управления образованием:
       4.1. Поддерживать   практику  создания  и  реализации  моделей
   воспитательных  систем  во  всех  типах  и  видах  образовательных
   учреждений.   Способствовать   укреплению   кадрами   педагогов  -
   организаторов,  социальных  педагогов,   воспитателей,   педагогов
   дополнительного   образования,  вожатых,  педагогов  -  психологов
   образовательные учреждения,  реализующие собственные  оригинальные
   системы воспитания.
       4.2. Обратить особое внимание при  аттестации  образовательных
   учреждений  на практику реализации принципа единства и целостности
   учебно - воспитательного процесса.  Стимулировать  образовательные
   учреждения  с  развитой  системой  дополнительного  образования  и
   социального воспитания.
       4.3. Развивать коллегиальные формы управления образовательными
   учреждениями  с   равноправным   участием   учащихся,   педагогов,
   родителей.  Содействовать  обновлению  школьного  самоуправления в
   условиях  демократического  общества,   деятельности   детских   и
   молодежных неполитизированных организаций и объединений. Оказывать
   общественным детским  и  молодежным  организациям  и  объединениям
   помощь  в  реализации  программ,  строить  отношения на договорной
   основе  и  партнерских  началах,  используя  договор   как   школу
   демократии.
       4.4. Совершенствовать содержание подготовки,  переподготовки и
   повышения   квалификации   педагогических  и  руководящих  кадров.
   Обеспечивать формирование целостного  представления  об  учебно  -
   воспитательном  процессе  в  образовательном учреждении,  изучение
   особенностей  и  специфики  воспитания   детей   разных   поло   -
   возрастных,  социальных  и  этнических  групп,  учитывать  их  при
   моделировании воспитательных систем.
       4.5. Создавать    систему    информационно   -   методического
   обеспечения педагогов по  вопросам  воспитания  и  дополнительного
   образования.
       5. Отделу дополнительного образования (А.К. Бруднов):
       5.1. Подготовить   к   изданию  в  1997  -  1998  гг.  сборник
   региональных и национальных концепций и программ  воспитания  юных
   россиян.
       5.2. Провести в 1996 - 1998  гг.  конкурс  авторских  проектов
   систем  воспитания  в  образовательных  учреждениях разных типов и
   видов.
       5.3. Совместно   с   Управлением   развития   общего  среднего
   образования  (М.Р.  Леонтьева),  Департаментом   профессионального
   образования  (А.В.  Елистратов),  отделом  дошкольного образования
   (Р.Б.   Стеркина),   Управлением   реабилитационной    службы    и
   специального образования  (Д.С.  Шилов)   провести   в   1997   г.
   Всероссийскую  научно  - практическую конференцию "Гуманистическое
   воспитание - путь к демократической России".
       5.4. Подготовить в IV кв.  1996 г. предложения в Правительство
   Российской  Федерации  об  установлении  льгот  для организованных
   групп учащихся при посещении учреждений культуры и спорта.
       5.5. Внести   в   III  кв.  1996  г.  предложение  о  создании
   профессионального   информационно    -    методического    журнала
   "Дополнительное образование детей".
       5.6. Совместно  с   Управлением   развития   общего   среднего
   образования   разработать   концепцию   гражданско   -   правового
   образования   и   воспитания   в   образовательных    учреждениях,
   методические рекомендации по гражданскому и правовому воспитанию в
   системе дополнительного образования детей.
       5.7. Совместно  с  Управлением  педагогического  образования и
   науки (М.Н. Костикова) подготовить в IV кв. 1996 г. предложения об
   объявлении  конкурса  на  разработку учебных пособий по воспитанию
   для педагогических вузов.
       6. Управлению  педагогического  образования и науки провести в
   IV кв.  1996 г.  Всероссийское совещание по вопросам воспитания  в
   учреждениях педагогического образования.
       7. Контроль  за  исполнением  решения  коллегии  возложить  на
   заместителя министра А.Г. Асмолова.

                                                Председатель коллегии
                                                         Е.В.ТКАЧЕНКО



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz