Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ИНФОРМАЦИОННО МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 19.03.1996 N 391/11 О ГРАЖДАНСКО ПРАВОВОМ ОБРАЗОВАНИИ УЧАЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


             МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                  ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
                      от 19 марта 1996 г. N 391/11

              О ГРАЖДАНСКО - ПРАВОВОМ ОБРАЗОВАНИИ УЧАЩИХСЯ
                   В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

       Становлению демократического     государства,      преодолению
   кризисных  процессов  в  России,  ее  развитию  на основе традиций
   отечественной   духовности,   нравственности,   государственности,
   приобщению  к  содружеству  цивилизованных государств способствует
   правильно  организованное  гражданско  -   правовое   образование,
   которое  включает  в  себя  обучение и воспитание в их неразрывном
   единстве. От его успешности во многом зависит построение правового
   государства и гражданского общества в России.
       Выступая 6  марта  1996  г.  на  общероссийском  конгрессе  по
   правовым  вопросам,  Президент  Российской  Федерации Б.Н.  Ельцин
   отметил,  что одним из обязательных условий перехода  к  правовому
   государству  является  полноценное правовое воспитание граждан.  В
   своих решениях конгресс рекомендовал  создать  в  школе  целостную
   систему правового воспитания учащихся.
       Гражданско - правовое образование становится одним из основных
   направлений развития гуманитарного образования.
       Перспективы его развития  были  определены  решением  коллегии
   Министерства  образования  "О  стратегии  развития исторического и
   обществоведческого образования в общеобразовательных  учреждениях"
   (N  24/1  от 28.12.94) и конкретизированы в информационных письмах
   "Об  изучении  Конституции  Российской  Федерации  и   гражданском
   образовании"  (N  151/11  от  16.02.95)  и  "О  повышении правовой
   культуры и образования учащихся в  сфере  избирательного  права  и
   избирательного процесса" (N 385/11 от 07.04.95).
       Реализация этой стратегии в  области  гражданско  -  правового
   образования  начинается  с  детского  сада и начальной школы,  где
   вводятся  элементарные  знания  о  демократии,  правах   человека,
   ребенка,  нормах  нравственности.  Впервые в истории отечественной
   школы  изданы  учебники:  "Ваши  права",  "Приключения  маленького
   человечка", "Права на каждый день" и др.
       В основной  школе  наряду  с  действующими  курсами  "Право  и
   политика" (9 кл.), "Человек" (9 кл.) появился интегрированный курс
   "Граждановедение" (5 - 9 кл.),  состоящий  из  отдельных  модулей:
   "Российская Конституция", "Права и свободы гражданина", "Человек в
   обществе",  "Ответственность  за  правонарушения",   "Введение   в
   обществознание" (Личность.  Мораль.  Право.  8 - 9 кл.). Названные
   курсы получают широкое распространение во многих регионах России и
   позволяют формировать у учащихся достаточно полные представления о
   мире,  обществе,  государстве,  социальных  связях  и  отношениях;
   развивать   модели   поведения,  мотиваций  и  установок,  которые
   способствуют участию личности в решении задач  различного  уровня:
   от семейно - бытовых до общенациональных, государственных.
       В полной  средней  школе  гражданско  -  правовое  образование
   осуществляется  на  более  высоком теоретическом уровне.  Наряду с
   интегрированными курсами "Человек и общество",  "Современный  мир"
   широкое  распространение получают профильно ориентированные курсы:
   "Основы   правоведения",   "Политика   и   право",   "Введение   в
   политологию",   "Демократия:   государство  и  общество",  которые
   обладают значительным воспитательным  потенциалом  и  способствуют
   подготовке    к   продолжению   гуманитарного   обществоведческого
   образования.
       В настоящее время разрабатывается ряд новых авторских программ
   и курсов по гражданско - правовому  образованию.  Появился  первый
   опыт  осуществления  гражданского  образования  на  всех  ступенях
   учебного процесса.  В Челябинской, Тамбовской, Брянской, Тверской,
   Ульяновской,   Калининградской   областях   и   других   субъектах
   Российской  Федерации  преподается   курс   "Граждановедение",   в
   Самарской   области   учащиеся  изучают  курс  "Основы  жизненного
   самоопределения",  в Нижегородской и Тюменской областях -  "Основы
   гражданского образования",  в Москве,  Московской области - "Права
   человека"  и  т.д.  В  Санкт  -  Петербурге  складывается  система
   правового  образования в школе,  позволяющая успешно решать задачи
   формирования правовой культуры  учащихся.  Гражданско  -  правовое
   образование  строится  в  них  с учетом национально - региональной
   специфики.
       Широкая педагогическая   общественность  проявляет  интерес  к
   проблемам гражданско - правового образования.  Создана  ассоциация
   учителей  России  "За гражданское образование".  С февраля 1996 г.
   стало выходить еженедельное приложение к  "Учительской  газете"  -
   "Граждановедение".
       Все это позволяет построить вертикаль  гражданско  -  правовых
   знаний,  которая  в  состоянии обеспечить формирование устойчивого
   правосознания,  усвоение правовой культуры  и  воспитание  высоких
   нравственных качеств личности.
       В соответствии  с  современными  научными  представлениями   в
   содержание  гражданско  -  правового образования входят политико -
   правовые вопросы,  нормы конституционного и других отраслей права,
   вопросы  правового положения личности и межнациональных отношений,
   нравственно - этические проблемы,  профилактика  правонарушений  и
   др.  В  последнее  время  выявился  ряд новых курсов:  "Экология",
   "Экономика", "Основы безопасности жизнедеятельности" и др. Считаем
   возможным  изучение  этих  курсов  не  только  как самостоятельных
   предметов,  но  и  как  содержательных  модулей   единой   системы
   гражданско - правового образования.
       Министерство образования   Российской    Федерации    обращает
   внимание педагогических коллективов общеобразовательных учреждений
   на  разумное  сочетание  теоретических  занятий   и   практико   -
   ориентированной деятельности учащихся во внеурочное время.  Хорошо
   известно,  что гражданин Отечества начинается с гражданина  школы.
   Участие   старшеклассников   в   работе   советов  школ,  развитие
   ученического самоуправления, деятельность общественных объединений
   и  организаций  детей,  разнообразные  клубы  учащихся,  встречи с
   сотрудниками    правоохранительных     и     судебных     органов,
   представителями исполнительной и законодательной властей - все это
   и многое другое создает условия и может стать  основой  воспитания
   гражданина и патриота своей страны.
       Министерство образования,  учитывая  актуальность  и   большую
   значимость   гражданско   -   правового  образования,  рекомендует
   руководителям  образовательных  учреждений   создать   условия   и
   содействовать   становлению   в   общеобразовательных  учреждениях
   системы  гражданско  -  правового  образования,  включающей  курсы
   политико - правовой и нравственной проблематики с 1 по 11 класс.
       Возможны следующие примерные темы занятий:
       1 - 4 классы: азбука нравственности; права ребенка; российское
   государство  и  общество,  символы  государства,  законы;  главные
   ценности  жизни;  обычаи;  правила вежливости,  правила поведения,
   правила личной безопасности; отношения в семье и др.
       5 -  7  классы:  гражданин России,  права и свободы человека и
   гражданина,  его  обязанности;  органы  государственной  власти  и
   управления;   законы   Российской   Федерации;  принципы  и  нормы
   нравственности;  традиции патриотизма и  любви  к  Родине;  начала
   рыночной  экономики;  культура  общения (межличностные отношения);
   культура межнациональных отношений;  культура мира; здоровый образ
   жизни;   ответственность  за  правонарушения;  этикет;  природа  и
   общество и др.
       В 8 - 11 классах гражданско - правовая тематика представлена в
   ныне   действующих    программах    и    учебниках    по    курсам
   "Граждановедение",    "Человек    и    общество",    "Введение   в
   обществознание",  "Основы  правоведения",  "Право   и   политика",
   "Политика и право" и др.
       В случае завершения перехода на новую структуру  исторического
   и общественного образования (см.  методическое письмо МО РФ N 84-М
   от  11.05.93  "О  переходе  на  новую  структуру  исторического  и
   обществоведческого     образования")     считаем    целесообразным
   использовать выделенные дополнительно для этих целей  часы  (по  1
   часу в 5 - 9 классах) на гражданско - правовое образование.
       Министерство образования  Российской  Федерации  в   интересах
   дальнейшего  совершенствования  и  развития  системы  гражданско -
   правового образования предполагает:
       - продолжить   разработку  целостной  концепции  гражданско  -
   правового   образования   и   воспитания   в   общеобразовательных
   учреждениях,    учреждениях    профессионального   образования   и
   учреждениях внешкольного дополнительного образования;
       - подготовить   стандарты,  программы,  учебники  и  учебно  -
   методические  комплекты  по   данной   проблематике;   разработать
   рекомендации  по  гражданскому  и  правовому  воспитанию в системе
   дополнительного образования учащихся;
       - создать  аудио- и видеоматериалы,  компьютерные программы по
   гражданско - правоведческим курсам;
       - провести в мае 1996 г. I Всероссийскую олимпиаду по праву;
       - организовать цикл передач по телевидению "Молодежь и  закон"
   и  расширить  гражданско  -  правовую  проблематику  на  страницах
   педагогической печати;
       - в  области  гражданско  -  правового образования осуществить
   подготовку  и   переподготовку   учительских   кадров,   способных
   применять  личностно  ориентированные  педагогические  технологии,
   включая моделирование реальных  социальных  процессов,  ролевые  и
   деловые игры.



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz