Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПИСЬМО ГКАП РФ ОТ 14.03.96 N ВБ/1034 О ВЫЯВЛЕНИИ МОНОПОЛЬНО ВЫСОКИХ ЦЕН

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


              ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ
                      НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРУКТУР

                                 ПИСЬМО
                     от 14 марта 1996 г. N ВБ/1034

                   О ВЫЯВЛЕНИИ МОНОПОЛЬНО ВЫСОКИХ ЦЕН

       ГКАП России направляет для использования в работе  Разъяснения
   по выявлению  монопольных  цен,   подготовленных  с  учетом  ранее
   действующей  практики и новых положений по определению монопольных
   цен в соответствии со статьями 4 и 5 Закона РСФСР "О конкуренции и
   ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

                                             Заместитель Председателя
                                                          ГКАП России
                                                            В.Е.БЕЛОВ






                              РАЗЪЯСНЕНИЯ
                  ПО ВЫЯВЛЕНИЮ МОНОПОЛЬНО ВЫСОКИХ ЦЕН

       Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон
   РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической  деятельности
   на  товарных  рынках"  запрещены действия хозяйствующих субъектов,
   занимающих доминирующее  положение  на  товарных  рынках,  которые
   имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и
   (или)  ущемление  интересов  других  хозяйствующих  субъектов  или
   физических лиц, в т.ч. и установление монопольно высоких цен.
       Все указанные в статье 5  Закона  РСФСР  "О  конкуренции  ..."
   злоупотребления,  совершенные хозяйствующим субъектом,  занимающим
   доминирующее положение на товарном  рынке,  имеют  самостоятельное
   значение   и   рассматриваются  отдельно  (независимо  от  наличия
   монопольно высокой цены) в соответствии с установленным порядком и
   Правилами    рассмотрения   дел   о   нарушениях  антимонопольного
   законодательства, утвержденными приказом ГКАП России.
       По действующему   законодательству   под   монопольно  высокой
   понимается цена товара,  устанавливаемая хозяйствующим  субъектом,
   занимающим  доминирующее  положение  на  товарном  рынке,  с целью
   компенсации необоснованных  затрат,  вызванных  недоиспользованием
   производственных  мощностей,  и  (или)  получением  дополнительной
   прибыли в результате снижения качества товара.
       Регулирование цен на продукцию, товары и услуги, относящиеся к
   естественным  монополиям,  и  контроль   за   их   применением   в
   соответствии  с  Федеральным  законом  "О естественных монополиях"
   осуществляют федеральные органы  исполнительной  власти.  Действия
   антимонопольных  органов  в  отношении  контроля  за регулируемыми
   ценами  на  продукцию,  товары  и  услуги  субъектов  естественных
   монополий изложены  в  письме  ГКАП  России от 22 сентября 1995 г.
   N ВБ/4116.
       Выявление монопольно  высоких  цен  проводится у хозяйствующих
   субъектов,  занимающих доминирующее положение на товарном рынке  и
   реализующих свою продукцию по свободным ценам,  устанавливаемым по
   договоренности между изготовителем и потребителем с учетом  спроса
   и  предложения.  Для  анализа  может  быть использована  Форма для
   заполнения  показателей  хозяйственной  деятельности  предприятий,
   доминирующих на товарном рынке,  для контроля за  ценообразованием
   (прилагается).
       При выявлении   монопольно   высоких   цен  в  соответствии  с
   действующим   антимонопольным   законодательством    рекомендуется
   исходить из следующих основных положений.
       1. Для выявления монопольно высокой цены необходимо определить
   наличие предпосылок ее применения, к которым относится:
       снижение объемов  производства  или   изъятие   из   обращения
   продукции, по которой хозяйствующий субъект доминирует на товарном
   рынке. О снижении  объемов  производства  (изъятии  из  обращения)
   прямо  свидетельствует  его реальное сокращение,  косвенно - темпы
   спада  производства  (реализации),  превышающие   среднеотраслевые
   (среднерегиональные) и (или) темпы по России в целом;
       высокий уровень цены по сравнению с ценами на  эту  продукцию,
   изготавливаемую  другими предприятиями.  Выявление высокого уровня
   цены проводится на основе сравнительного анализа  динамики  темпов
   изменения  цен.  Следует  сравнить  темпы  роста  цен на продукцию
   хозяйствующего субъекта,  занимающего  доминирующее  положение  на
   рынке   этой   продукции,   с   соответствующими  отраслевыми  или
   региональными  индексами   роста.   В   случае   отсутствия   этих
   показателей  сравнение осуществляется с индексом роста оптовых цен
   по  промышленности  (на  продукцию  производственно - технического
   назначения)  и  индексом  роста  цен  на  потребительские товары и
   услуги (на товары народного потребления).
       Сочетание более  высоких  темпов снижения объемов производства
   (изъятие из обращения) на проверяемую продукцию  и  роста  цен  по
   сравнению  с  их отраслевыми (региональными) показателями является
   косвенным свидетельством наличия  монопольного  эффекта  (снижение
   объемов  производства  или  изъятие  товаров из обращения наряду с
   повышением цены).
       2. Для  дополнительного  обоснования  высокой  цены необходимо
   также провести анализ структуры цены на  основе  сравнения  темпов
   роста  составляющих  цены  по  сравнению  с  индексом  их роста по
   отрасли или региону.  Анализу подлежат показатели:  себестоимости;
   прибыли;  материальных  затрат;  зарплаты.  При  этом  могут  быть
   использованы  Временные  методические  рекомендации  по  выявлению
   монопольных  цен  (письмо  ГКАП  России  от  21.04.94 N ВБ/2053) и
   Разъяснения к ним.
       3. Более    полное    обоснование    высокого    уровня   цены
   осуществляется путем сопоставления темпов роста цен, себестоимости
   (отдельных   элементов   затрат)   и   уровней  рентабельности  по
   монополизированной и немонополизированной  продукции.  Если  темпы
   роста  свободных  цен,  себестоимости,  прибыли  и  рентабельности
   проверяемой  продукции  существенно  превысили  темпы  роста  этих
   показателей  на продукцию этого же предприятия,  по которой оно не
   является монополистом, то это дополнительно указывает на возможное
   злоупотребление   доминирующим  положением  в  части  установления
   высоких цен.
       4. Результаты   проведенного  анализа  не  могут  еще  служить
   основанием  для  выдачи  предписания  хозяйствующему  субъекту   о
   наличии  монопольно высокой цены.  На этом этапе,  проанализировав
   издержки и размер прибыли,  объективно  необходимой  для  развития
   производства,  можно  попытаться сбалансировать интересы сторон по
   принципу "справедливой" цены,  которая обеспечила бы  максимальное
   удовлетворение  потребностей  рынка  в  сочетании  с  обоснованным
   соблюдением финансовых интересов изготовителя продукции.
       5. Одним  из  признаков,  характеризующих  наличие  монопольно
   высокой цены в соответствии с  антимонопольным  законодательством,
   является     компенсация    необоснованных    затрат,    вызванных
   недоиспользованием производственных мощностей.
       Для выявления   признаков  недоиспользования  производственных
   мощностей  необходимо  изучить  документы  по  использованию  этих
   мощностей    и   причин   их   недоиспользования,   представленных
   хозяйствующим субъектом.
       При загрузке     производственных    мощностей    проверяемого
   предприятия на 70 - 80%  и более от  проектной  дальнейший  анализ
   становится   нецелесообразным,   т.к.   производственные  мощности
   практически загружены полностью и предлагать предприятию расширять
   производство    и    снижать   цены   на   проверяемую   продукцию
   нецелесообразно.
       По результатам   анализа   необходимо  убедиться  в  том,  что
   действия хозяйствующего субъекта продиктованы не  производственной
   и финансовой политикой,  а наличием у него доминирующего положения
   на  рынке.  Анализ  недоиспользованных  мощностей   проводится   в
   сравнении  с  данными  по региону,  отрасли или в целом по России.
   Установленные факты недоиспользования  производственных  мощностей
   при наличии стабильного спроса на продукцию и необходимых  условий
   для ее производства свидетельствуют о монопольном завышении цен.
       6. Другим  признаком  наличия монопольно высокой цены является
   дополнительная прибыль,  полученная в результате снижения качества
   продукции, товаров и услуг.
       Снижение качества продукции определяется  путем  сравнения  ее
   технических     параметров    и    потребительских    свойств    с
   предусмотренными  в  нормативно  -  технической  документации  или
   требованиями потребителя, предусмотренными в договоре.
       Дополнительная прибыль по продукции,  параметры которой  ниже,
   чем   предусмотрены   в   нормативно  -  технической  документации
   (договоре),  определяется  как  разница  между  прибылью  в   цене
   продукции  со  сниженным  качеством  и  прибылью в цене продукции,
   параметры   которой   соответствуют   нормативно   -   технической
   документации (договору).
       При повышении цены на продукцию пониженного качества в связи с
   инфляцией,   увеличением   спроса   или  уменьшением   предложения
   необходимо провести анализ изменения цены на продукцию пониженного
   качества  с  учетом  указанных  факторов  за  прошедший  период  и
   соответствия  цены  продукции  показателям  снижения  качества.  В
   случае  опережения темпов инфляции по отрасли (региону) над ростом
   цены на продукцию сниженного качества или  соответствия  продукции
   спросу и предложению цена не может быть признана монопольной.
       7. Наличие предпосылок монопольно высокой цены и доказательств
   фактов   возмещения   ценами   недоиспользования  производственных
   мощностей или получения дополнительной прибыли в цене при снижении
   качества  товара  дает  основание в соответствии с антимонопольным
   законодательством в установленном  порядке  возбудить  дело  и  по
   результатам  его  рассмотрения  выдать  предприятию  предписание о
   признании цены монопольной и прекращении  ее  применения  согласно
   статье    12   Закона   РСФСР   "О   конкуренции   и   ограничении
   монополистической деятельности на товарных рынках".
       8. Анализ изменения цен на покупную продукцию и его влияние на
   экономические показатели предприятия -  потребителя  (изготовителя
   основной  продукции) проводится по прилагаемой форме.  Для анализа
   могут  использоваться  также  материалы  обследований,  спросов  и
   другие данные.






                                 ФОРМА
         ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
              ПРЕДПРИЯТИЙ, ДОМИНИРУЮЩИХ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ,
                    ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗА ЦЕНООБРАЗОВАНИЕМ

        Наименование: предприятие - изготовитель ....................
                      продукции .....................................

   ----------------------------------------T-----------T------------¬
   ¦       Наименование показателей        ¦    Дата   ¦Изменение % ¦
   ¦                                       +-----T-----+------T-----+
   ¦                                       ¦пре- ¦теку-¦  на  ¦по   ¦
   ¦                                       ¦ды-  ¦щий  ¦предп.¦реги-¦
   ¦                                       ¦дущ. ¦квар-¦      ¦ону  ¦
   ¦                                       ¦квар-¦     ¦      ¦     ¦
   ¦                                       ¦тал  ¦тал  ¦      ¦     ¦
   +---------------------------------------+-----+-----+------+-----+
   ¦                    1                  ¦  2  ¦  3  ¦  4   ¦  5  ¦
   +---------------------------------------+-----+-----+------+-----+
   ¦Цена продукции (тыс. руб.)             ¦     ¦     ¦      ¦     ¦
   ¦Себестоимость (тыс. руб.)              ¦     ¦     ¦      ¦     ¦
   ¦в т.ч. материальные затраты            ¦     ¦     ¦      ¦     ¦
   ¦из них покупные комплектующие изделия  ¦     ¦     ¦      ¦     ¦
   ¦Прибыль (тыс. руб.)                    ¦     ¦     ¦      ¦     ¦
   ¦Производство в натур. выраж.           ¦     ¦     ¦      ¦     ¦
   ¦(ед. измер.)                           ¦     ¦     ¦      ¦     ¦
   ¦Реализация в натур. выраж. (ед. измер.)¦     ¦     ¦      ¦     ¦
   ¦Коэффициент использования мощностей    ¦     ¦     ¦      ¦     ¦
   ¦(рассчитывается как отношение фактич.  ¦     ¦     ¦      ¦     ¦
   ¦ее использования к проектной) - %      ¦     ¦     ¦      ¦     ¦
   ¦Среднемесячная зарплата 1 работника    ¦     ¦     ¦      ¦     ¦
   ¦(тыс. руб.) в целом по предприятию     ¦     ¦     ¦      ¦     ¦
   ¦Транспортные расходы                   ¦     ¦     ¦      ¦     ¦
   ¦(тыс. руб./ед. изм.)                   ¦     ¦     ¦      ¦     ¦
   L---------------------------------------+-----+-----+----- +------

       Примечание. Форма   заполняется   по   продукции,  по  которой
   технико - экономические параметры и  потребительские  свойства  не
   менялись в текущем периоде. Если технико - экономические параметры
   и потребительские свойства изменялись по  сравнению  с  предыдущим
   периодом, то дополнительно представляются сведения об их изменении
   и соответствующей корректировке цены (в приложении).
       Графы 2  и  3  заполняются  на  1-ое число каждого квартала за
   предыдущий и текущий периоды в расчете на единицу продукции.
       При значительном  превышении  роста  цены в текущем периоде по
   отношению к предыдущему (графа 4) по сравнению с темпами роста цен
   на промышленную продукцию по регионам, отраслям, в целом по России
   (графа 5) более,  чем в  1,5  раза,  дополнительно  представляется
   справка о причинах (обоснование) роста цен на эту продукцию.






                                 ФОРМА
            ДЛЯ АНАЛИЗА ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕН НА ПОКУПНУЮ ПРОДУКЦИЮ
        И ЕГО ВЛИЯНИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ -
             ПОТРЕБИТЕЛЯ (ИЗГОТОВИТЕЛЯ ОСНОВНОЙ ПРОДУКЦИИ)

        Наименование: покупная продукция ............................
                      предприятие - поставщик .......................
                      основная продукция ............................
                      предприятие - изготовитель ....................

   ----------------------------------------T-----------T------------¬
   ¦       Наименование показателей        ¦    Дата   ¦Изменение % ¦
   ¦                                       +-----T-----+------T-----+
   ¦                                       ¦пре -¦теку-¦  по  ¦по   ¦
   ¦                                       ¦ды-  ¦щий  ¦предп.¦реги-¦
   ¦                                       ¦дущ. ¦квар-¦      ¦ону  ¦
   ¦                                       ¦квар-¦     ¦      ¦     ¦
   ¦                                       ¦тал  ¦тал  ¦      ¦     ¦
   +---------------------------------------+-----+-----+------+-----+
   ¦                   1                   ¦  2  ¦  3  ¦  4   ¦  5  ¦
   +---------------------------------------+-----+-----+------+-----+
   ¦1. Покупная продукция                  ¦     ¦     ¦      ¦     ¦
   ¦Отпускная цена (тыс. руб.)             ¦     ¦     ¦      ¦     ¦
   ¦в т.ч. НДС и другие налоги             ¦     ¦     ¦      ¦     ¦
   ¦Транспортные расходы по доставке       ¦     ¦     ¦      ¦     ¦
   ¦(тыс. руб.)                            ¦     ¦     ¦      ¦     ¦
   ¦Снабженческо - сбытовая надбавка       ¦     ¦     ¦      ¦     ¦
   ¦(тыс. руб.)                            ¦     ¦     ¦      ¦     ¦
   ¦Объем закупки в натур. выраж.          ¦     ¦     ¦      ¦     ¦
   ¦(ед. измер.)                           ¦     ¦     ¦      ¦     ¦
   ¦2. Основная продукция                  ¦     ¦     ¦      ¦     ¦
   ¦Себестоимость основной продукции       ¦     ¦     ¦      ¦     ¦
   ¦(тыс. руб.)                            ¦     ¦     ¦      ¦     ¦
   ¦в т.ч. покупная продукция              ¦     ¦     ¦      ¦     ¦
   ¦Прибыль (тыс. руб.)                    ¦     ¦     ¦      ¦     ¦
   ¦Цена основной продукции (тыс. руб.)    ¦     ¦     ¦      ¦     ¦
   ¦Производство в натур. выраж.           ¦     ¦     ¦      ¦     ¦
   ¦(ед. измер.)                           ¦     ¦     ¦      ¦     ¦
   ¦Реализация в натур. выраж. (ед. измер.)¦     ¦     ¦      ¦     ¦
   ¦Коэффициент использования мощностей    ¦     ¦     ¦      ¦     ¦
   ¦Среднемесячная зарплата 1-го работника ¦     ¦     ¦      ¦     ¦
   ¦в целом по предприятию (тыс. руб.)     ¦     ¦     ¦      ¦     ¦
   L---------------------------------------+-----+-----+------+------

       Примечание. Форма   заполняется   по  покупной  продукции,  по
   которой  технико  -  экономические  параметры  и   потребительские
   свойства   не   менялись   в   текущем  периоде.  Если  технико  -
   экономические параметры и потребительские свойства  изменялись  по
   сравнению  с предыдущим периодом,  то дополнительно представляются
   сведения об их изменении и соответствующей корректировке цены.
       Коэффициент использования    мощностей    рассчитывается   как
   отношение фактического ее использования к проектной.
       Строка "транспортные  расходы"  заполняется  при  взимании  их
   сверх отпускной цены.
       Размер снабженческо  -  сбытовой надбавки указывается в случае
   поставки продукции через посредника.
       Графы 2  и  3  заполняются  на  1-ое число каждого квартала за
   предыдущий и текущий периоды в расчете на единицу продукции.



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz