Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

2.5.2. ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ. САНИТАРНЫЕ НОРМЫ СН 2.5.2.047-96 "УРОВНИ ШУМА НА МОРСКИХ СУДАХ" (УТВ. ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ГОСКОМСАНЭПИДНАДЗОРА РФ ОТ 21 ФЕВРАЛЯ 1996 Г. N 3)

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                                                  УТВ. ПОСТАНОВЛЕНИЕМ
                                                 ГОСКОМСАНЭПИДНАДЗОРА
                                                 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                             ОТ 21 ФЕВРАЛЯ 1996 Г. N 3

                         2.5.2. ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ.

      САНИТАРНЫЕ НОРМЫ СН 2.5.2.047-96 "УРОВНИ ШУМА НА МОРСКИХ СУДАХ"

            Noise Levels on Board Marine Ships. Sanitary Norms
     
                                 Дата введения - с момента утверждения
     
                                Содержание
     
          1. Назначение и область применения                                  
          2. Нормативные ссылки                                               
          3. Определения                                                      
          4. Нормируемые параметры и предельно допустимые уровни шума         
          5. Дозная оценка шумового воздействия                               
          6. Защита органа слуха                                              
          7. Звукоизоляция между помещениями                                  
          8. Условия измерений и требования к измерительной аппаратуре        
     
          Приложение 1. (справочное) Расчет среднесуточной дозы шума          
          Приложение 2. (обязательное) Инструкции для членов  экипажа         
                        и ответственность                                     
     
     
          Введены  взамен - "Санитарные нормы шума на морских судах" N
     2498-81.
     
                    1. Назначение и область применения
     
          1.1.  Настоящие  санитарные  нормы  устанавливают  предельно
     допустимые  уровни  шума  на рабочих местах, в жилых, служебных и
     общественных  помещениях,  зонах  отдыха  и др. на судах морского
     флота.
          1.2.  Нормы  распространяются  на проектируемые, строящиеся,
     переоборудуемые  и  эксплуатируемые  морские  суда, в т.ч. и суда
     река-море.   Нормы  не  распространяются  на  военные  корабли  и
     войсковые  транспорты,  а также спортивные и прогулочные суда, не
     занятые в коммерческих операциях.
          1.3.    Санитарные    нормы   являются   обязательными   для
     судовладельцев,    организаций,    проектирующих,    строящих   и
     переоборудующих  суда,  учреждений  государственного  санитарного
     надзора.
          1.4.   Требования   настоящих  норм  должны  быть  учтены  в
     нормативно-технических  документах,  ГОСТах, ТУ и др. документах,
     регламентирующих      конструктивные,      технологические      и
     эксплуатационные требования к судам и судовому оборудованию.
          1.5.  Величины,  представленные  в  данных  нормах,  следует
     рассматривать  как  предельно допустимые, а не как желаемые. Там,
     где  это  практически  осуществимо,  уровни шума должны быть ниже
     указанных допустимых значений.
     
                           2. Нормативные ссылки
     
          В   настоящих   санитарных  нормах  использованы  ссылки  на
     следующие документы.
          2.1.    Закон    РСФСР    "О    санитарно-эпидемиологическом
     благополучии населения".
     
     
          2.2.  "Санитарные  нормы  шума на морских судах", N 2498-81,
     Министерство здравоохранения СССР, 1981 г.
          2.3.    "Методические    рекомендации   по   дозной   оценке
     производственных       шумов",       N      2908-82.      Главное
     санитарно-эпидемиологическое  управление Минздрава СССР, М., 1982
     г.
          2.4.  Code  on  Noise  levels  on  Board Ships. Interational
     Maritime Organization (ИМО), London, 1982 г.
          25.  РД  5.3107-77.  КСКК.ОМТ. "Конструкции звукоизолирующие
     корабельные. Методы испытаний".
          2.6. ГОСТ 12.1.020.79.  "Шум.  Метод контроля на  морских  и
    речных судах"
     
                              3. Определения
     
          3.1.  Энергетическое  отделение  (ЭО) - помещение или группа
     помещений,   в   которых   установлены  главные,  вспомогательные
     двигатели,  котлы и механизмы, обеспечивающие работу движительной
     энергетической установки и судна в целом.
          3.2.  Центральный  пост  управления  (ЦПУ)  -  изолированное
     помещение,  в  котором сосредоточены контрольные приборы и органы
     дистанционного   управления  главной  энергетической  установкой,
     вспомогательными механизмами и системами.
          3.3.  Производственные  помещения  -  помещения,  в  которых
     установлено  производственное оборудование, обрабатывающие машины
     и станки (судовые мастерские, камбуз и т.п.).
          3.4.    Служебные    помещения   -   рулевая,   штурманская,
     багермейстерская    рубки,   радиорубка   и   другие   помещения,
     предназначенные для управления судном и ведения документации.
          3.5.  Основное  рабочее  место  - место наиболее длительного
     пребывания вахтенного.
          3.6.   Общественные  помещения  -  столовые,  кают-компании,
     салоны,  клубы,  библиотека, помещения для любительских занятий и
     занятий спортом, кабинеты и салоны в помещениях комсостава и т.п.
          3.7.  Жилые  (спальные)  помещения  -  жилые каюты экипажа и
     пассажиров и спальные помещения в блок-каютах комсостава.
          3.8.  Медицинские  помещения  -  помещения  для медицинского
     обслуживания:  санитарная каюта, амбулатория, стационар, изолятор
     и др.
          3.9.  Зона  отдыха  -  открытые  площадки  и проходы на всех
     ярусах   надстройки   и   другие   места   на  открытых  палубах,
     предусмотренные для отдыха плавсостава и пассажиров.
          3.10.  Эквивалентный (по энергии) уровень постоянного шума -
     условный  уровень,  создающий за период времени Т ту же дозу, что
     и  реальный  шум  с  неодинаковыми  уровнями воздействия на члена
     экипажа,  например,  при  нахождении  в  помещениях  или  зонах с
     разными  уровнями  постоянного шума во время рабочего периода или
     в периоды отдыха. Обозначение - Lэкв(Т), измеряется в дБ или дБА.
          3.11.  Доза шума - интегральная величина звуковой энергии за
     время  воздействия  шума;  единица  измерения  дозы  Д = Па2 x ч.
     Суточная доза - воздействие за 24 часа.
          3.12.  Средства  индивидуальной  защиты (СИЗ) органа слуха -
     противошумные   наушники   и   противошумные  вкладыши  по  ГОСТу
     12.4.051-87.
          3.13.  Индекс  изоляции  воздушного шума (Ja) - одночисловая
     характеристика звукоизоляции ограждающих конструкций в дБ.
          3.14.  Постоянный  шум  -  шум,  уровень которого меняется в
     течение  1 мин менее чем на 5 дБА при измерении на характеристике
     "медленно".
          3.15.     Энергетическое     отделение    с    периодическим
     обслуживанием  -  помещение,  в котором нахождение членов экипажа
     на   ходу   судна   не   более  1  часа  за  вахту  (при  наличии
     дистанционного  управления энергетической установкой из ЦПУ и/или
     ходового мостика).
          3.16.  Энергетическое отделение с безвахтенным обслуживанием
     -  помещение,  в  котором нахождение членов экипажа на ходу судна
     не  более 2 часов в неделю (при наличии комплексной автоматизации
     управления    энергетической    установкой    и   вспомогательным
     оборудованием).
     
        4. Нормируемые параметры и предельно допустимые уровни шума
     
          4.1.   Нормируемыми   параметрами   шума  на  морских  судах
     устанавливаются  уровни  звукового  давления  L,  дБ,  в октавных
     полосах  со  среднегеометрическими  частотами  31,  63, 125, 250,
     500,  1000,  2000, 4000, 8000 Гц и взвешенный по характеристике А
     уровень звука LA, дБА (А-уровень).
          Примечание:  На  эксплуатируемых  судах,  а также строящихся
     серийных,   допускается   в   качестве   основной   измеряемой  и
     нормируемой величины принимать уровень звука LA, дБА.
          4.2.  Воздействие  постоянного  шума  с разными уровнями LAi
     следует  оценивать  по эквивалентному уровню звука LАэкв(Т), дБА,
     определяемому с помощью дозиметра или расчетом по формуле:
     
                                        1    n
                      LАэкв(Т) = 101g (--- Сумма 10 x 0,1LAi) x ti),   (1)
                                        T   i=1
     
          где n - число промежутков времени,  в которые вахтенный подвергается
     воздействию уровня звука LAi;
          ti - продолжительность воздействия звука в часах с уровнем LAi;
          Т - период времени,  за который определяется  эквивалентный  уровень
     звука.
        4.3. Эквивалентный уровень звука,  определенный за непрерывный
    рабочий   период   Т=8   часов   в   машинном   отделении   или  в
    производственных помещениях, не должен превышать Lэкв(8)=80 дБА. В
    случае  превышения нормы,  время нахождения работающего в зоне или
    помещении с наибольшим  уровнем  шума  должно  быть  сокращено,  в
    соответствии   с   формулой   (1),   на  величину,  обеспечивающую
    выполнение Lэкв(8)=80 дБА.
          4.4.  Допустимые  уровни  шума устанавливаются в зависимости
     от  назначения  помещений, длительности воздействия шума, условий
     пребывания  экипажа на судне соответственно классификации судов в
     санитарных правилах для морских судов.
          4.5.   Предельные   величины   допускаемых  уровней  шума  в
     октавных  полосах  частот  и по А-уровню устанавливаются согласно
     таблице 1.
          Примечание:   Форма  предельных  спектров  (ПС)  в  октавных
     полосах  частот  принята  в  соответствии  с рекомендациями ИСО R
     1996,  за  исключением  ПС  в  ЭО  с периодическим и безвахтенным
     обслуживанием  в  октавах  31  и  63  Гц,  где допустимый уровень
     ограничен  115 дБ. Номер ПС оценивается по числу дБ в октаве 1000
     Гц.
          4.6.  Максимальный  уровень звука в ЭО и на рабочих местах в
     других   посещаемых  помещениях  не  должен  превышать  110  дБА.
     Запрещается  нахождение  людей  в зонах с уровнями шума 120 дБА и
     выше даже при использовании СИЗ.
          Примечание:  Эпизодическая  (случайная)  работа в помещениях
     (зонах)  с  уровнями  шума  110-119  дБА, например при устранении
     неполадок,  допускается  не более 4-х часов в сутки с применением
     одновременно противошумных наушников и противошумных вкладышей.
     
                   5. Дозная оценка шумового воздействия
     
          5.1.  Для оценки степени воздействия шума с разными уровнями
     следует   производить   расчет   энергетической   дозы  шума  или
     измерение  ее  с  помощью  дозиметров.  На практике целесообразно
     использовать  относительное  значение  дозы  шума - ДШ в долях от
     допустимой дозы - Д доп.
     
                                          Д
                                   ДШ = ------,
                                        Д доп.
     
          где Д - фактическое значение дозы.
          5.2.  Среднесуточная  доза  шума  - ДШ (24), определяется по
     трем   парциальным   дозам,  соответствующим  трем  восьмичасовым
     периодам   суток,   отражающим  основные  виды  жизнедеятельности
     плавсостава   -  труд,  внепроизводственное  время  и  сон.  (см.
     приложение 1).
          5.3.  Среднесуточная доза шума, которую получает та или иная
     категория    плавсостава,    с    учетом    применения    средств
     индивидуальной  защиты,  при  уровнях  свыше  80  дБА,  не должна
     превышать 1.
          При  ДШ  (24)  >  1 должны быть выполнены работы по снижению
     шума   или   изменен  режим  труда  за  счет  сокращения  времени
     воздействия   в   наиболее  шумных  помещениях,  устанавливаемого
     расчетом дозы.
     
                          6. Защита органа слуха
     
          6.1.  Индивидуальные  средства  защиты должны применяться на
     рабочих  местах  во всех случаях, когда член экипажа подвергается
     воздействию шума с уровнем более 80 дБА.
     
                                                             Таблица 1
     
       Предельные величины допустимых уровней шума на морских судах
     
     --------------------T--------------------------------------------T------¬
     ¦Наименование  поме-¦ Уровни звукового давления, дБ, в октавных  ¦Уро-  ¦
     ¦щений и мест работы¦             полосах частот, Гц             ¦вень  ¦
     ¦и отдыха           +----T----T----T----T----T----T----T----T----+звука,¦
     ¦                   ¦  31¦  63¦ 125¦ 250¦ 500¦1000¦2000¦4000¦8000¦ LA,  ¦
     ¦                   ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦ дБА  ¦
     +-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
     ¦                       Энергетическое отделение                        ¦
     +-------------------T----T----T----T----T----T----T----T----T----T------+
     ¦1. С     постоянной¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦      ¦
     ¦вахтой             ¦ 109¦  99¦  92¦  87¦  83¦  80¦  78¦  76¦  74¦  85* ¦
     +-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
     ¦2. С  периодическим¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦      ¦
     ¦обслуживанием      ¦ 115¦ 115¦ 111¦ 106¦ 103¦ 100¦  98¦  96¦  94¦ 105**¦
     +-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
     ¦3. С   безвахтенным¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦      ¦
     ¦обслуживанием      ¦ 115¦ 115¦ 114¦ 111¦ 108¦ 105¦ 103¦ 101¦  99¦ 110**¦
     +-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
     ¦4. Центральный пост¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦      ¦
     ¦управления  с энер-¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦      ¦
     ¦гетической установ-¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦      ¦
     ¦кой (ЦПУ)          ¦ 103¦  92¦  82¦  77¦  73¦  70¦  68¦  66¦  64¦  75  ¦
     +-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
     ¦              Производственные помещения и рабочие места               ¦
     +-------------------T----T----T----T----T----T----T----T----T----T------+
     ¦5. Расположенные  в¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦      ¦
     ¦энергетическом  от-¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦      ¦
     ¦делении            ¦ 109¦  99¦  92¦  87¦  83¦  80¦  78¦  76¦  74¦  80  ¦
     +-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
     ¦6.    Расположенные¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦      ¦
     ¦вне энергетического¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦      ¦
     ¦отделения          ¦ 103¦  92¦  82¦  77¦  73¦  70¦  68¦  66¦  64¦  75  ¦
     +-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
     ¦7. Производственные¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦      ¦
     ¦цеха и рабочие мес-¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦      ¦
     ¦та на  палубах  ры-¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦      ¦
     ¦бопромысловых судов¦ 106¦  95¦  87¦  82¦  78¦  75¦  73¦  71¦  69¦  80  ¦
     +-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
     ¦8. Рабочие места в ¦ 114¦ 104¦  97¦  92¦  88¦  85¦  83¦  81¦  79¦  90**¦
     ¦трюмах             ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦      ¦
     +-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
     ¦                          Служебные помещения                          ¦
     +-------------------T----T----T----T----T----T----T----T----T----T------+
     ¦9. Ходовой  мостик,¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦      ¦
     ¦штурманская  рубка,¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦      ¦
     ¦посты    управления¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦      ¦
     ¦вне энергетического¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦      ¦
     ¦отделения и др.    ¦  95¦  83¦  74¦  67¦  63¦  60¦  58¦  56¦  54¦  65  ¦
     +-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
     ¦10. Крылья ходового¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦      ¦
     ¦мостика   и  другие¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦      ¦
     ¦посты прослушивания¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦      ¦
     ¦звуковых сигналов  ¦  99¦  87¦  79¦  71¦  68¦  65¦  63¦  61¦  59¦  70  ¦
     +-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
     ¦11.      Радиорубка¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦      ¦
     ¦(операторная)     с¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦      ¦
     ¦включенным оборудо-¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦      ¦
     ¦ванием  не произво-¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦      ¦
     ¦дящим аудиосигналы ¦  92¦  79¦  70¦  63¦  58¦  55¦  53¦  51¦  49¦  60  ¦
     +-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
     ¦                        Общественные помещения                         ¦
     +-------------------T----T----T----T----T----T----T----T----T----T------+
     ¦12.  Кают-компания,¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦      ¦
     ¦столовая,   салоны,¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦      ¦
     ¦кабинеты  в  каютах¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦      ¦
     ¦комсостава,  клубы,¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦      ¦
     ¦библиотека         ¦  92¦  79¦  70¦  63¦  58¦  55¦  53¦  51¦  49¦  60  ¦
     +-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
     ¦13.    Пассажирские¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦      ¦
     ¦салоны,  рестораны,¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦      ¦
     ¦буфеты,   помещения¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦      ¦
     ¦для    любительских¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦      ¦
     ¦занятий  и  занятий¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦      ¦
     ¦спортом            ¦  95¦  83¦  74¦  67¦  63¦  60¦  58¦  56¦  54¦  65  ¦
     +-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
     ¦14. Зоны отдыха  на¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦      ¦
     ¦открытых палубах   ¦ 103¦  92¦  82¦  77¦  73¦  70¦  68¦  66¦  64¦  75  ¦
     +-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
     ¦    Жилые (спальные) помещения и помещения медицинского назначения     ¦
     +-------------------T----T----T----T----T----T----T----T----T----T------+
     ¦15. Для судов  I  и¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦      ¦
     ¦II категории       ¦  89¦  76¦  66¦  59¦  53¦  50¦  48¦  46¦  44¦   55 ¦
     +-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
     ¦16. Для судов III и¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦      ¦
     ¦IV категории       ¦  92¦  79¦  70¦  63¦  58¦  55¦  53¦  51¦  49¦   60 ¦
     L-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+-------
     
     
     ------------------------------
          *  Для  вахтенного  режима  (две  вахты  в сутки по 4 часа с
     отдыхом 8 часов между ними).
          ** Применение индивидуальных средств обязательно.
     
          Применение  средств  индивидуальной  защиты  органа слуха не
     должно  рассматриваться  при проектировании и строительстве судна
     как замена конструктивных мер по снижению шума.
          6.2.   Средства   индивидуальной   защиты   должны  отвечать
     требованиям  ГОСТа  12.4.051-87 и обеспечивать в судовых условиях
     ослабление звука не ниже СИЗ класса "А".
          6.3.  Члены  экипажа должны получить инструктаж относительно
     применения   средств   индивидуальной   защиты   органа  слуха  в
     соответствии с приложением 2.
     
                    7. Звукоизоляция между помещениями
     
          7.1.   Звукоизоляция  ограждений  между  помещениями  должна
     обеспечивать   возможность  отдыха  членов  экипажа  даже  в  том
     случае,  если  в соседних помещениях идет активная жизнь (музыка,
     разговоры, просмотр фильмов, телепередач и др.).
          7.2.  Индекс  изоляции  по воздушному шуму Ja, дБ, не должен
     быть ниже:
          между каютами Ja=30;
          между  медицинскими  помещениями  и  каютами,  а также между
     каютами   и  кают-компанией,  столовой,  спортзалом  или  другими
     шумными   помещениями,   в  которых  максимальный  уровень  может
     достигать 85 дБА, Ja=45;
          между каютой и коридором Ja=30.
          Примечание:   Метод   оценки  звукоизоляции  между  судовыми
     помещениями см. РД 5.3107-77.
     
       8. Условия измерений и требования к измерительной аппаратуре
     
          8.1.   Измерения  шума  должны  выполняться  по  возможности
     прецизионными  шумомерами  (1-го класса), отвечающими требованиям
     ГОСТа  17187-81,  и  октавными  электрическими фильтрами по ГОСТу
     17168-82.  Непостоянный  шум  измеряется интегрирующим шумомером.
     Эквивалентный  шум определяется индивидуальными дозиметрами или с
     помощью расчета.
          8.2.  Измерения  шума  выполняются  по программе, содержащей
     основные  характеристики  судна,  режимы  испытаний  на ходу и на
     стоянке,   схемы   расположения   точек  измерений,  методические
     указания   по   проведению   измерений   и   форму  представления
     результатов  в  соответствии  с ГОСТом 12.1.020-79 и/или Кодексом
     ИМО по контролю шума на судах, Резолюция А.468 (XII).
          8.3.  В  программе  испытаний  ледоколов  и  судов  ледового
     плавания  должны  быть  предусмотрены  измерения  шума на ходовых
     испытаниях  на  чистой воде (спецификационном режиме) и во льдах.
     При  испытаниях во льдах мощность энергетической установки должна
     быть  0,7-0,9 от номинальной мощности и скорость судна 0,4-0,6 от
     спецификационного   полного   хода   на  чистой  воде.  Во  время
     измерений  должна  работать  система  пневмообмыва,  если таковая
     имеется.  При  этом уровни шума в жилых, общественных и служебных
     помещениях  не  должны  повышаться  в  сравнении с испытаниями на
     чистой воде более чем на 5 дБА.
     
         9. Мероприятия по организации испытаний, предупреждению и
                                 снижению
                         вредного воздействия шума
     
          9.1.  На  стадии  проектирования  судов должны производиться
     расчет  ожидаемых  уровней  шума  и  среднесуточная дозная оценка
     шумового   воздействия,   подтверждающие   выполнение  требований
     настоящих  норм.  Точность  расчета  проверяется  по  результатам
     ходовых  испытаний  головного судна, результаты проверки вносятся
     в протокол ходовых испытаний.
          9.2.   Испытания   головных  судов  должны  организовываться
     верфью-строителем      судна,     производиться     компетентными
     специалистами      лабораторий     (центров),     аккредитованных
     Госстандартом,   Госсанэпиднадзором   и   другими  организациями,
     имеющими на это право.
          9.3.  Объем и сроки выполнения дополнительных мероприятий по
     снижению   шума  на  рабочих  местах  и  в  помещениях,  где  при
     испытаниях  головного  судна выявлено превышение санитарных норм,
     определяются    Верфью    совместно    с    Бюро-проектантом    и
     согласовываются   с  органами  Санэпиднадзора.  После  выполнения
     согласованных  дополнительных  мероприятий акустические испытания
     организовываются верфью повторно по согласованной программе.
          9.4.   В   случае  превышения  санитарных  норм  шума  после
     дополнительно  проведенных  мероприятий  по их снижению, вопрос о
     приемке  головного судна и строительства судов серии выносится на
     согласование в Госкомитет по Санэпиднадзору РФ.
          9.5.  Все  суда, находящиеся в эксплуатации, должны иметь на
     борту  копию  протокола  результатов  измерений  уровней  шума, с
     которыми  судовладелец должен периодически, не реже 1 раза в год,
     знакомить    экипаж   судна   и   инструктировать   о   возможных
     неблагоприятных  последствиях воздействия высоких уровней шума на
     организм  и  необходимости  пользования  и правильного применения
     средств защиты органов слуха, см. приложение 2.
          9.6.  Зоны  с уровнями звука выше 80 дБА должны обозначаться
     знаками   безопасности   в  соответствии  с  ГОСТом  12.4.026-76.
     Работающих   в   этих   зонах  судовладелец  обязан  обеспечивать
     средствами   индивидуальной   защиты   по   ГОСТу  12.4.051-87  и
     периодически их обновлять.
          9.7.    Судовладелец    и    администрация    судна    несут
     ответственность  за  обеспечение  судна средствами снижения шума,
     содержанием  их  в  исправности  и  проведение мер по организации
     снижения   вредного   воздействия   шума   таким  образом,  чтобы
     удовлетворялись требования санитарных норм, см. приложение 2.
     
                                                          Приложение 1
                                                          (справочное)
                                              к нормам СН 2.5.2.047-96
                                             от 21 февраля 1996 г. N 3
     
                      Расчет среднесуточной дозы шума
     
          В  связи  с  неодинаковыми  уровнями  шума  и  периодами его
     воздействия  в  различных местах рабочей зоны (например, машинное
     отделение  у  главных  и  вспомогательных двигателей, в котельном
     отделении,    мастерской,   сепараторной,   ЦПУ),   при   расчете
     парциальной  дозы  производственного шума за восемь часов следует
     исходить   из  полученных  измерением  или  расчетом  фактических
     значений   эквивалентного   уровня   звука.   В  расчете  следует
     принимать  во  внимание,  возможные  в  условиях  рейса изменения
     продолжительности  воздействия  шума  в  зависимости  от  текущих
     процессов  эксплуатации  энергетической  установки  или  судна  в
     целом.
          При  расчете  эквивалентного  уровня  звука за восьмичасовой
     рабочий  период,  а также периоды активного отдыха и сна, следует
     пользоваться  поправками  Li на время действия ti каждого уровня,
     представленными  в  таблице  1п,  или  рассчитываемыми по формуле
     Li=10 lg(ti/480), где ti время в минутах.
     
                                                            Таблица 1п
     
     -------T-----T----T----T----T----T----T----T----T----T-----T-----T------¬
     ¦Вре-  ¦час. ¦  8 ¦  7 ¦  6 ¦  5 ¦  4 ¦  3 ¦  2 ¦  1 ¦  0,5¦  15 ¦   5  ¦
     ¦мя ti ¦     ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦     ¦ мин ¦ мин  ¦
     ¦      +-----+----+----+----+----+----+----+----+----+-----+-----+------+
     ¦      ¦ %   ¦ 100¦ 88 ¦ 75 ¦ 62 ¦ 50 ¦ 38 ¦ 25 ¦ 12 ¦  6  ¦  3  ¦   1  ¦
     +------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+-----+-----+------+
     ¦Поп-  ¦     ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦      ¦
     ¦рав-  ¦     ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦      ¦
     ¦ка Li,¦     ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦      ¦
     ¦дБа   ¦     ¦  0 ¦-0,6¦-1,2¦ -2 ¦ -3 ¦-4,2¦ -6 ¦ -9 ¦ -12 ¦ -15 ¦  -20 ¦
     L------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+-----+-----+-------
          К  каждому  измеренному уровню необходимо прибавить поправку
     (с  учетом  знака)  по  таблице  1п,  соответствующей его времени
     действия.  Затем  полученные уровни складываются в соответствии с
     ГОСТом   12.1.050-86  по  правилам  энергетического  суммирования
     уровней, таблица 2п.
     
                                                            Таблица 2п
     
     -------T----T----T----T----T----T----T----T----T----T----T----T----T----¬
     ¦Раз-  ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
     ¦ность ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
     ¦двух  ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
     ¦скла- ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
     ¦дыва- ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
     ¦емых  ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
     ¦уров- ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
     ¦ней,  ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
     ¦дБА   ¦  0 ¦  1 ¦  2 ¦  3 ¦  4 ¦  5 ¦  6 ¦  7 ¦  8 ¦ 9  ¦ 10 ¦ 15 ¦ 20 ¦
     +------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
     ¦Добав-¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
     ¦ка   к¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
     ¦более ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
     ¦высо- ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
     ¦кому  ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
     ¦уров- ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
     ¦ню,   ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
     ¦дБА   ¦ 3,0¦ 2,5¦ 2,0¦ 1,8¦ 1,5¦ 1,2¦ 1,0¦ 0,8¦ 0,6¦ 0,5¦ 0,4¦ 0,2¦  0 ¦
     L------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+-----
          Энергетическое  суммирование  уровней  по таблице проводят в
     следующем порядке:
          1) вычисляют разность складываемых наибольших уровней;
          2) определяют добавку к более высокому уровню;
          3) прибавляют добавку к более высокому уровню;
          4)  аналогичные  действия  производят  с полученной суммой и
     третьим по величине уровнем и т.д.
     
                                                            Таблица 3п
     
       Соотношение между разностью уровней звука (фактический минус
                         допустимый) и дозами шума
     
     ------------------------------------T-----------------------------------¬
     ¦Разность фактического и допустимого¦    Доля для допустимой дозы шума, ¦
     ¦       уровней (дБА экв.)          ¦              к-во раз             ¦
     +-----------------------------------+-----------------------------------+
     ¦              -10                  ¦                0,1                ¦
     +-----------------------------------+-----------------------------------+
     ¦               -9                  ¦                0,13               ¦
     +-----------------------------------+-----------------------------------+
     ¦               -8                  ¦                0,16               ¦
     +-----------------------------------+-----------------------------------+
     ¦               -7                  ¦                0,2                ¦
     +-----------------------------------+-----------------------------------+
     ¦               -6                  ¦                0,25               ¦
     +-----------------------------------+-----------------------------------+
     ¦               -5                  ¦                0,32               ¦
     +-----------------------------------+-----------------------------------+
     ¦               -4                  ¦                0,4                ¦
     +-----------------------------------+-----------------------------------+
     ¦               -3                  ¦                0,5                ¦
     +-----------------------------------+-----------------------------------+
     ¦               -2                  ¦                0,63               ¦
     +-----------------------------------+-----------------------------------+
     ¦               -1                  ¦                0,8                ¦
     +-----------------------------------+-----------------------------------+
     ¦                0                  ¦                1,0                ¦
     +-----------------------------------+-----------------------------------+
     ¦                1                  ¦                1,3                ¦
     +-----------------------------------+-----------------------------------+
     ¦                2                  ¦                1,6                ¦
     +-----------------------------------+-----------------------------------+
     ¦                3                  ¦                2,0                ¦
     +-----------------------------------+-----------------------------------+
     ¦                4                  ¦                2,5                ¦
     +-----------------------------------+-----------------------------------+
     ¦                5                  ¦                3,2                ¦
     +-----------------------------------+-----------------------------------+
     ¦                6                  ¦                4,0                ¦
     +-----------------------------------+-----------------------------------+
     ¦                7                  ¦                5,0                ¦
     +-----------------------------------+-----------------------------------+
     ¦                8                  ¦                6,3                ¦
     +-----------------------------------+-----------------------------------+
     ¦                9                  ¦                8,0                ¦
     +-----------------------------------+-----------------------------------+
     ¦               10                  ¦                10                 ¦
     +-----------------------------------+-----------------------------------+
     ¦               11                  ¦                13                 ¦
     +-----------------------------------+-----------------------------------+
     ¦               12                  ¦                16                 ¦
     +-----------------------------------+-----------------------------------+
     ¦               13                  ¦                20                 ¦
     +-----------------------------------+-----------------------------------+
     ¦               14                  ¦                25                 ¦
     +-----------------------------------+-----------------------------------+
     ¦               15                  ¦                32                 ¦
     +-----------------------------------+-----------------------------------+
     ¦               16                  ¦                40                 ¦
     +-----------------------------------+-----------------------------------+
     ¦               17                  ¦                50                 ¦
     +-----------------------------------+-----------------------------------+
     ¦               18                  ¦                63                 ¦
     +-----------------------------------+-----------------------------------+
     ¦               19                  ¦                80                 ¦
     +-----------------------------------+-----------------------------------+
     ¦               20                  ¦               100                 ¦
     +-----------------------------------+-----------------------------------+
     ¦               21                  ¦               130                 ¦
     +-----------------------------------+-----------------------------------+
     ¦               22                  ¦               160                 ¦
     +-----------------------------------+-----------------------------------+
     ¦               23                  ¦               200                 ¦
     +-----------------------------------+-----------------------------------+
     ¦               24                  ¦               250                 ¦
     +-----------------------------------+-----------------------------------+
     ¦               25                  ¦               320                 ¦
     L-----------------------------------+------------------------------------
          Полученный   результат   и   представляет   собой  суммарный
     эквивалентный уровень звука.
          Расчет  парциальных  доз шума для 3-х восьмичасовых периодов
     жизнедеятельности    плавсостава   -   труд   (рабочий   период),
     внепроизводственное  время  (отдых)  и  сон, проводят по разности
     между   фактическими   и  соответствующими  допустимыми  уровнями
     эквивалентного  звука. Для этого находят три значения разностей и
     по  табл.3п  соответствующие им парциальные превышения допустимых
     доз  (количество  раз) для каждого периода. Если Д меньше Д доп.,
     то ДШ меньше 1.
          Среднесуточную  дозу  определяют  делением суммы парциальных
     доз на 3 (число отдельных периодов в течение суток):
     
                                  ДШрп. + ДШотд. + ДШсон
                       ДШ (24) = ------------------------
                                            3
     
        При среднесуточной дозе шума не более единицы (ДШ  (24)  <  1)
    обеспечиваются нормируемые акустические условия судовой среды.
     
                  Пример расчета среднесуточной дозы шума
     
          1.   В   течение   суток   время  3-го  вахтенного  механика
     распределяется следующим образом.
          1) Рабочий период - 8 часов;
          6 час. (75%) - в ЦПУ;
          2  час.  (25%)  - в энергетическом отделении, из них: 40 мин
     (8,5%)  у  главного  двигателя,  20  мин  (4%)  у вспомогательных
     дизель-генераторов, 60 мин (12,5%) - у сепараторов топлива.
          2) Активный отдых - 8 часов в общественных помещениях.
          3) Сон - 8 часов, в каюте.
          2. Предельно-допустимые эквивалентные уровни (табл.1).
          Для  рабочего периода - 80 дБА; для периода активного отдыха
     - 60 дБА; для периода сна, каюты - 55 дБА.
          3. Фактические средние измеренные уровни шума.
          Энергетическое отделение:
          у главного дизеля - 100 дБА;
          у вспомогательных дизель-генераторов - 103 дБА;
          в сепараторной - 90 дБА;
          в ЦПУ - 70 дБА;
          в общественных помещениях - 63 дБА;
          в каюте - 50 дБА.
          4. Эквивалентные уровни.
          По  таблице  1п  определяются  поправки для каждого уровня с
     учетом временного фактора.
          Для  рабочей  зоны  механика,  включающей  три точки в ЭО, а
     также  ЦПУ,  поправки  у главного дизеля - 10,7 дБА; у ВДГ - 13,8
     дБА;  в  сепараторной  -  9  дБА; в ЦПУ - 1,2 дБА (все поправки с
     минусом).
          После  суммирования  значений,  скорректированных уровней (с
     учетом знака поправки) определены следующие эквивалентные уровни:
          у главного двигателя - 89,3 дБА;
          у ВДГ - 89,2 дБА;
          в сепараторной - 81 дБА;
          в ЦПУ - 68,8 дБА.
          Энергетическое   суммирование  полученных  уровней  звука  в
     соответствии  с  таблицей  2п,  дает  эквивалентный  за  8  часов
     уровень шума, воздействующий на механика в рабочее время.
          Lэкв(8) = L(89,3; 89,2; 81; 68,8) = 93,5 дБА,
          при допустимой величине Lдоп(8) = 80 дБА.
     5. По разности уровней
          Lэкв(8)-Lдоп(8)  =  93,5-80,0  =  13,5  дБА  по  таблице  3п
     определяется  парциальная  доза  воздействия,  За  рабочий период
     ДШрп  =  20,0,  т.е.  воздействие  шума на механика за время двух
     вахт превышает допустимую дозу в 22 раза.
          6.  Парциальные дозы за внепроизводственный период (активный
     отдых) и период сна.
          Для   периодов   активного   отдыха  и  сна  в  общественных
     помещениях   и   в   каюте   поправки  за  8  часов  воздействия,
     определяемые  по  таблице  1п  равны  нулю. Поэтому эквивалентные
     уровни будут равны измеренным значениям:
          для периода активного отдыха - Lэкв(8) = 63 дБА;
          для периода сна - Lэкв(8) = 50 дБА.
          Разность между измеренными и допустимыми уровнями:
          для периода активного отдыха 63-60 = 3 дБ;
          для периода сна 50 - 55 = -5 дБА.
          Парциальные дозы шума, определяемые по таблице 3п равны:
          для периода активного отдыха (разность 3 дБА) - ДШотд - 2,0;
          для периода сна (разность - 5 дБА) - ДШ сон = 0,3.
          Среднесуточная   доза   шума   определяется  делением  суммы
     парциальных доз на 3 (число отдельных периодов в течение суток).
     
                    ДШрп + ДШотд + ДШсон    22 + 2,0 + 0,3
          ДШ(24) = --------------------- = ---------------- = 8,1
                             3                    3
     
          Среднесуточная    доза    шума    при   отсутствии   средств
     индивидуальной  защиты  органа  слуха  у механика, посещавшего во
     время  вахты  шумное  энергетическое  отделение,  превышена в 8,1
     раза.
     
     
                                                          Приложение 2
                                                        (обязательное)
                                              к нормам СН 2.5.2.047-96
                                             от 21 февраля 1996 г. N 3
     
     
                     1. Инструкции для членов экипажа.
     
          1.1.    Члены   экипажа   должны   быть   проинструктированы
     относительно  опасности  высоких  уровней шума, продолжительности
     их   воздействия  и  возможной  потери  слуха  в  связи  с  этим.
     Инструктаж  должен  проводиться вначале для всех членов команды и
     затем,  периодически,  не  реже  одного  раза в год, для тех, кто
     регулярно  работает в помещениях с уровнями шума, превышающими 80
     дБА. Инструктаж должен включать указания:
          -  о  пределах  воздействия  шума,  приведенных  в табл.1, и
     применяемых предупреждающих надписях и знаках безопасности;
          -  о  типах  средств индивидуальной защиты органов слуха, их
     приблизительной     эффективности,     правилах    использования,
     особенностях  подгонки  и  возможных осложнениях, возникающих при
     первоначальном применении;
          -   о  программе  по  защите  органа  слуха,  которая  может
     применяться при работе в помещениях с предупреждающими надписями;
          -   о  некоторых  возможных  признаках  потери  слуха,  как,
     например, звон в ушах, глухота, чувство заложенности в ушах.
          1.2.    Члены   экипажа   должны   быть   проинструктированы
     относительно   правильной   эксплуатации  и  ремонта  механизмов,
     глушителей  и  других  устройств,  снижающих шум, для того, чтобы
     исключить возможность возникновения дополнительного шума.
     
                     2. Ответственность судовладельца.
     
          2.1.   Судовладелец  несет  ответственность  за  обеспечение
     судна  средствами  снижения  шума, содержанием их в исправности и
     проведение  мер  по  ограничению  вредного воздействия шума таким
     образом, чтобы удовлетворялись требования Санитарных норм.
          2.2.   В   тех  случаях,  когда  уровни  шума  в  каких-либо
     помещениях   превосходят   предел  85  дБА,  судовладелец  должен
     убедиться в том, что:
          -   помещение   четко  обозначено  и  имеет  предупреждающие
     надписи   и   знаки   безопасности   в   соответствии  с  ГОСТ-ом
     12.4.026-76;
          -  капитан  и  старшие офицеры проинструктированы в важности
     контроля   за   посещением   шумных   помещений  и  использования
     соответствующих СИЗ;
          -  необходимые  средства  для  индивидуальной  защиты органа
     слуха  подготовлены  в  достаточном  количестве для снабжения ими
     каждого члена экипажа;
          -  передана инструкция капитану, старшим офицерам и офицеру,
     ответственному  за  технику безопасности на судне, в которой дана
     рекомендация  о  доведении  до  сведения членов экипажа указаний,
     приведенных в разделах 4, 5, 6 и 9.
     
                    3. Ответственность членов экипажа.
     
          3.1. Член экипажа должен отвечать за то, чтобы:
          -  применялись  предусмотренные  меры  по  снижению вредного
     воздействия шума;
          -  о  дефектах  противошумового  оборудования  было сообщено
     ответственному лицу;
          -   соответствующие   средства  индивидуальной  защиты,  как
     правило,   одевались   при   входе  в  помещения,  в  которых  их
     применение  оговорено  предупредительными  надписями, и чтобы они
     не снимались даже на короткие периоды;
          -   используемые  средства  индивидуальной  защиты  не  были
     повреждены, применялись правильно и содержались в чистом виде.
     
     
     


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz