Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РАЙОНОВ (НЕ ГОРОДСКИХ) (УТВ. МИНПРИРОДЫ РФ 15.01.96)

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                                                            Утверждаю
                                            Министр охраны окружающей
                                           среды и природных ресурсов
                                                 Российской Федерации
                                                 В.И.ДАНИЛОВ-ДАНИЛЬЯН
                                                  15 января 1996 года

                       МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
                  ПО РАЗРАБОТКЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ
                        АДМИНИСТРАТИВНЫХ РАЙОНОВ
                             (НЕ ГОРОДСКИХ)

       Методические    рекомендации     составлены     на      основе
   научно-методических  разработок  НПП "Кадастр" Минприроды России в
   1994  -  1995  гг.  в  рамках  Государственной  научно-технической
   программы  "Экологическая  безопасность  России"  и по плану НИОКР
   Минприроды  России,  а  также   "Предложений   в   план   действий
   администрации     Большесельского    района    по    рациональному
   природопользованию  и  охране  окружающей   природной   среды"   и
   аналогичной работы по Варнавинскому району Нижегородской области.

                                Введение

       В последние  десятилетия  в  административных  районах  России
   составлялись различные  виды  территориальных  программ  в   сфере
   природопользования и     охраны     природы.    Наиболее    широко
   распространены природоохранные  разделы  в  планах  социального  и
   экономического развития  территорий  и городов,  а также разделы в
   схемах  районной  планировки.  Для некоторых территорий  в  начале
   80-х годов составлялись  ТерКСОПы  -  территориальные  комплексные
   схемы охраны природы.  Разрабатывались и иные документы, в большей
   или меньшей мере отражавшие  вопросы  охраны  окружающей  среды  и
   рационального     использования    природных    ресурсов.    Опыту
   территориального   планирования    природопользования    посвящена
   обширная отечественная литература.
       К настоящему    времени    большинство   разработанных   ранее
   территориальных программ утратили актуальность  в  силу  изменения
   экологической ситуации на местах,  социально-экономических условий
   и принципов взаимоотношений хозяйствующих субъектов. В то же время
   в большинстве  регионов  России медленно развертывается работа над
   новыми эффективными инвестиционными программами,  базирующимися на
   методах рыночного регулирования и являющимися реализацией принципа
   программно-целевого управления в сфере природопользования и охраны
   окружающей природной среды.
       "Методические рекомендации   по    разработке    экологических
   программ   административных  районов  (не городских)"  (далее   по
   тексту - Методические  рекомендации)  составлены с учетом порядка,
   установленного в Российской Федерации для разработки и  реализации
   федеральных    целевых   программ   (Постановление   Правительства
   Российской Федерации от 26.06.95  N 594) и включают  все  основные
   разделы,   им   предусмотренные.  Однако  последовательность  этих
   разделов   и   их   содержание   в   Методических    рекомендациях
   конкретизированы     исходя    из   целевой   ориентации   местных
   экологических   программ    негородских    территорий    (придание
   сложившемуся природопользованию большей экологической и социальной
   направленности,     повышение      экологической      безопасности
   природопользования), а также с учетом отечественного и зарубежного
   опыта составления подобного  рода  документов.  При  конкретизации
   содержания   основное   внимание  уделялось  удобству  пользования
   программным документом и каждой его отдельной  частью  в  практике
   управленческой деятельности.
       Данные Методические  рекомендации  разработаны  НПП  "Кадастр"
   Минприроды России  на  основе  предшествующих  научно-методических
   разработок и   результатов   их   практической  апробации  в  двух
   административных районах - Большесельском  Ярославской  области  и
   Варнавинском Нижегородской  области  (где  завершен  основной блок
   работ). Для  удобства  пользования  Методическими   рекомендациями
   разработано специальное справочно-методическое пособие.

                           1. Общие положения

       1.1. Программно-целевой метод управления в последние  тридцать
   лет широко   используется   в   мировой  практике  для  разработке
   территориальных программ по решению проблем  природопользования  и
   охраны окружающей природной среды.
       1.2. Выбор  подходов  к  разработке  программы  на  территории
   конкретного  местного  образования  производится  с учетом степени
   напряженности  эколого-социально-экономической  ситуации,   уровня
   изученности      территории      и      характера      сложившейся
   политико-психологической обстановки.
       1.3. В  условиях  переходного  характера  экономики,  нехватки
   инвестиций и   общественной   нестабильности    для    составления
   программных документов  по  решению  проблем  природопользования и
   охраны окружающей  природной  среды  на  местном  уровне  наиболее
   приемлемы такие   подходы  к  планированию,  которые  обеспечивают
   повышение гибкости управления, территориальную целевую координацию
   деятельности природно-ресурсных    организаций    и   предполагают
   продвижение к достижению поставленных целей путем последовательных
   действий, не требующих значительных инвестиций.
       Настоящие Методические  рекомендации  разработаны  с   позиций
   именно такого  подхода  к  планированию  и  наиболее приемлемы для
   случаев высокой    напряженности    эклого-социально-экономической
   ситуации на  территории  местного  образования  при  низком уровне
   изученности этой территории.
       1.4. Местная  экологическая  программа  негородской территории
   представляет собой систему планово-организационных документов и их
   обоснований, позволяющих   местному   самоуправлению   блокировать
   неблагоприятные тенденции   и    придавать    развитию    местного
   образования эколого-социальную направленность.
       1.5. Цель   разработки    местных    экологических    программ
   негородских территорий  заключается  в  создании  основ  механизма
   реализации Федерального закона  "Об  общих  принципах  организации
   местного самоуправления    в   Российской   Федерации"   в   сфере
   природопользования и  охраны окружающей природной среды.
       1.6. Настоящие   Методические   рекомендации   рассчитаны   на
   применение их  для  местных   образований,   территория    которых
   (полностью или  частично)  не  отнесена  в  установленном  законом
   порядке к    зонам    чрезвычайной     экологической     ситуации,
   экологического бедствия   и   экологического  кризиса.  Для  особо
   загрязненных территорий,  переход которых к  устойчивому  развитию
   возможен только  в  результате  значительных  внешних  инвестиций,
   необходима разработка    региональных    и    даже     федеральных
   соответствующих целевых программ.

            2. Структура и содержание местной экологической
                   программы административного района
                            (не городского)

       2.1. Типовая   структура   местной   экологической   программы
   предполагает  разработку трех основных блоков (рис. 1)
       2.1.1. Программа     местного     самоуправления    в    сфере
   природопользования и охраны окружающей природной  среды  (блок  1)
   представляет собой  организационно-политический  и  инвестиционный
   документ, определяющий   политику   местного   самоуправления    в
   указанной сфере, а также мероприятия, обеспечивающие ее реализацию
   (собственно программа).    Он     разрабатывается     в     рамках
   административных границ  местного образования и содержит:
       - краткую  характеристику   экологической,   экономической   и
   социальной обстановки,    сложившейся   на   территории   местного
   образования;
       - перечень  приоритетных  проблем  природопользования и охраны
   окружающей природной  среды,  выступающих  в  качестве  целей,  на
   достижение которых ориентирована местная экологическая программа;
       - краткое изложение основных  подходов,  раскрывающих  пути  и
   методы достижения поставленных целей;
       - долгосрочные и краткосрочные мероприятия, которые необходимы
   для решения   приоритетных  проблем  природопользования  и  охраны
   окружающей природной среды и реально осуществимы,  исходя из общих
   задач социально-экономического развития территории;
       - перечень   критериев   и   способов   оценки   эффективности
   реализации как  долгосрочных  и  краткосрочных мероприятий,  так и
   всей местной экологической программы в целом.

                     -----------------------------¬
                     ¦           БЛОК 1           ¦
                     ¦         Программа          ¦
                     ¦  местного самоуправления   ¦
                     ¦ в сфере природопользования ¦
                     ¦    и охраны окружающей     ¦
                     ¦      природной среды       ¦
                     L---T-------------------T-----
                         ¦                   ¦
                         ¦                   ¦
                         ¦                   ¦
   ----------------------+-¬               --+---------------------¬
   ¦        БЛОК 2         ¦               ¦          БЛОК 3       ¦
   ¦ Обоснование программы ¦               ¦   План формирования   ¦
   ¦местного самоуправления¦               ¦информационного обеспе-¦
   ¦в сфере природопользо- ¦               ¦чения системы террито- ¦
   ¦вания и охраны окружа- ¦               ¦ риального управления  ¦
   ¦ ющей природной среды  ¦               ¦ природопользованием и ¦
   L------------------------               ¦охраной окружающей при-¦
                                           ¦      родной среды     ¦
                                           L------------------------

       Рис. 1. Типовая      структура     экологической     программы
   административного района (не городского)

       2.1.2. Обоснование  предложений  в  программу органов местного
   самоуправления в  сфере  природопользования  и  охраны  окружающей
   природной среды (блок 2) включает:
       - краткую характеристику территории местного образования;
       - этноисторические  данные  о  традициях природопользования на
   территории местного образования;
       - обоснование  принятого  подхода  к  разработке  и реализации
   местной экологической программы;
       - определение  приоритетных проблем в сфере природопользования
   охраны  окружающей  природной   среды   на   территории   местного
   образования;
       - рекомендации  по  организации  работы  по  анализу и решению
   приоритетных проблем;
       - уточнение    характера    приоритетных   проблем   в   сфере
   природопользования и охраны окружающей природной среды;
       - основные    направления    деятельности   органов   местного
   самоуправления по преодолению  трудностей,  связанных  с  решением
   приоритетных проблем    (проблема   возрождения   духовного   мира
   населения, отсутствие    в     районе     эффективных     структур
   территориального управления природопользованием, неразработанность
   нормативно-правовой базы    природопользования,    недостаточность
   финансовых средств,       неприспособленность      информационного
   обеспечения для территориального  управления  природопользованием,
   неподготовленность специалистов  сферы  управления  для  работы  в
   современных условиях);
       - предложения  в  программу  по решению приоритетных проблем в
   сфере природопользования и охраны окружающей природной среды.
       2.1.3. План  формирования  информационного обеспечения системы
   территориального управления    природопользованием    и    охраной
   окружающей природной  среды  на  территории  местного  образования
   (блок 3) включает:
       - сжатую  характеристику сложившегося положения с обеспечением
   органов местного    самоуправления    комплексными    данными    о
   природно-ресурсных возможностях и их использовании;
       - краткое изложение основ предлагаемой системы сбора,  анализа
   обобщения и   представления   данных   о   наличии   и   характере
   использования природных ресурсов;
       - пример   реализации   этой  системы  для  одного  временного
   периода;
       - перечень мероприятий, необходимых и достаточных для создания
   такой системы сбора и обработки данных.
       В приложениях  к  нему  даются   учетно-ресурсные   ведомости,
   заполненные    в    соответствии    с   Временными   методическими
   рекомендациями  Минприроды  России  по  формированию   комплексных
   территориальных  кадастров  природных ресурсов,  и две специальные
   карты масштаба 1:100000 или 1:200000. На первой в укрупненном виде
   показаны природно-ресурсные возможности рассматриваемой территории
   и характер их использования,  на  второй  -  в  укрупненном  плане
   характер распределения на этой территории техногенных воздействий,
   а также расположение особо охраняемых природных территорий.
       2.2. Блок  1  -  Программа  местного  самоуправления  в  сфере
   природопользования и охраны окружающей природной среды  -  состоит
   из шести разделов и введения.
       2.2.1. Введение  должно  содержать  принципиальные  положения,
   взятые за   основу   при   разработке   программы,    исходя    из
   концептуальных установок  федеральных  органов  власти  и  местной
   специфики. Эти положения должны конкретизировать, в соответствии с
   местными особенностями,  реализацию пункта 1 статьи 2 Федерального
   закона "Об общих принципах организации местного  самоуправления  в
   Российской Федерации":   "Местное   самоуправление   в  Российской
   Федерации - признаваемая и гарантируемая  Конституцией  Российской
   Федерации самостоятельная и  под свою ответственность деятельность
   населения по решению непосредственно  или  через  органы  местного
   самоуправления вопросов  местного  значения,  исходя  из интересов
   населения, его исторических и иных местных традиций".
       2.2.2. Раздел   1  -  Основные  подходы  - является  ключевым,
   поскольку он определят принципы и методы работы по  составлению  и
   последующей реализации всей программы.
       В начале раздела должны быть сформулированы выводы  о  степени
   напряженности эколого-социально-экономической            ситуации,
   сложившейся на  территории   местного   образования,   об   уровне
   изученности территории      и      о     характере     сложившейся
   политико-психологической обстановки.
       В разделе   приводятся   также  основные  отличительные  черты
   планирования по принципу минимизации инвестиций и  ориентации  при
   выборе вариантов   использования   природно-ресурсного  потенциала
   территории преимущественно на  улучшение  жизни  малоимущих  слоев
   населения.
       Необходимо предусматривать использование методов,  позволяющих
   обеспечить наибольшее  привлечение  к работе специалистов  района,
   местного населения.
       Заключает раздел     перечисление     приоритетных     проблем
   природопользования и охраны окружающей природной среды, на решение
   которых направлена данная экологическая программа.
       2.2.3. Раздел 2 - Краткая    характеристика    рассматриваемой
   территории -   в   сжатом   виде   содержит   основные  природные,
   хозяйственные, демографические,  этноисторические  и экологические
   особенности территории.
       2.2.4. Раздел 3 - Приоритетные проблемы  -  содержит  перечень
   приоритетных проблем   природопользования   и   охраны  окружающей
   природной среды.
       2.2.5. Раздел 4 - Мероприятия   по   решению      приоритетных
   проблем - является основным в первом  блоке. Он  должен  содержать
   последовательное    изложение    предлагаемых    долгосрочных    и
   краткосрочных    мероприятий,    механизм    их    реализации    и
   финансирования.
       Долгосрочные мероприятия  обычно  формируются  в виде краткого
   обоснования  двух  -  трех  (не  более  5)  целевых   долгосрочных
   программ.
       Краткосрочные мероприятия  должны   быть   сформулированы   по
   основным  направлениям  организационно-управленческой деятельности
   органов местного самоуправления.  По ним  должны  быть  определены
   исполнители, затраты и сроки выполнения.
       Для обеспечения    реализации    предусмотренных   мероприятий
   программой должно  быть  предусмотрено   использование   различных
   инструментов территориального регулирования природопользования.
       Административно-контрольное регулирование  включает   в   себя
   комплекс разрешительно-запретительных     мер,     соответствующих
   механизмов контроля,   штрафных   санкций   и   других   процедур,
   направленных на   достижение   нормативов   качества    окружающей
   природной среды  и рационального использования природных ресурсов,
   а также  установленных  целевых  приоритетов,  придающих  развитию
   местного образования эколого-социальную направленность.
       Экономико-правовое регулирование должно являться  обязательным
   элементом в        системе       территориального       управления
   природопользованием и охраной окружающей природной среды.  В  него
   входят:
       - система  местных  налогов  и  льгот по их уплате  (Статья 39
   п. 1 Федерального закона  "Об общих принципах организации местного
   самоуправления в Российской Федерации");
       - платежи  за  пользование  природными  ресурсами,  а также за
   выбросы,  сбросы  и  размещение   твердых   отходов    (Статья  40
   Федерального  закона  "Об  общих  принципах  местного  организации
   самоуправления в Российской Федерации");
       - добровольные   взносы   жителей   (включая   дачников)   для
   финансирования решения местных  вопросов  обустройства  территории
   (Статья 39  п. 2  Федерального закона "Об общих принципах местного
   организации самоуправления в Российской Федерации");
       - формирование    внебюджетных   фондов   для   финансирования
   разработки и реализации местных целевых  природоохранных  программ
   (Статья  41  Федерального  закона  "Об  общих  принципах  местного
   организации самоуправления в Российской Федерации").
       Инвестиционная политика.  Хотя  в   настоящее   время   органы
   местного самоуправления     обладают    низкими    инвестиционными
   возможностями, но  программой  должны  быть  определены   основные
   возможные направления инвестирования.
       Создание новых рабочих мест на различного рода природоохранных
   работах (посадка   и  очистка  леса,  очистка  мелких  водоемов  и
   водотоков, посадка  деревьев  в  водоохранных  зонах,   ремонт   и
   строительство колодцев, оборудование свалок и т.п.).
       Кооперация совместной деятельности,  направленная  на  решение
   приоритетных проблем   природопользования   и   охраны  окружающей
   природной среды  и   заключающаяся   в   выявлении   потенциальных
   участников кооперации,  конкретизации их интересов, координации их
   совместной деятельности и  создании  для  них  режима  наибольшего
   благоприятствования.
       Стимулирование (непосредственно      не      связанное       с
   финансированием) органами   местного  самоуправления  деятельности
   природопользователей, направленной на  рациональное  использование
   природных ресурсов   и   охрану   окружающей  природной  среды  по
   приоритетным  направлениям.
       Создание эффективной    территориальной   системы   управления
   природопользованием и  охраной  окружающей   природной   среды   -
   необходимое условие реализации программы. Деятельность создаваемых
   структур должна быть ориентирована на решение приоритетных проблем
   путем реализации мер, намеченных в программе.
       К первоочередным   мерам   в   этом  направлении  должны  быть
   отнесены:
       - возложение     вопросов     территориального      управления
   природопользованием   и   охраной   окружающей   среды,   а  также
   организации работы по разработке и реализации программы, на одного
   из заместителей главы местного самоуправления;
       - назначение  в  составе   органов   местного   самоуправления
   специалиста    для   выполнения   оперативной   работы   по   этим
   направлениям;
       - назначение   в   каждом  органе  местного  самоуправления  и
   муниципальных службах   должностных    лиц,    ответственных    за
   природоохранную деятельность;
       - создание   при   органах   местного    самоуправления    для
   территориальной  координации  деятельности  организации природно -
   ресурсного блока  Совета  по  рациональному  природопользованию  и
   охране окружающей природной среды;
       - усиление   контроля  за  эффективностью  работы   природно -
   ресурсных природоохранных  ведомств и служб на территории местного
   образования;
       - повышение   эффективности   деятельности   (формирование   и
   использование) экологического фонда района.
       Создание информационной      базы      реализации    программы
   предусматривает, прежде всего, ведение учетно-ресурсных ведомостей
   и сопровождающих их специальных карт.
       В числе краткосрочных должны быть предусмотрены мероприятия по
   экологическому образованию и воспитанию населения.
       2.2.6. Раздел 5 - Ожидаемая эффективность программы  -  должен
   определять основные  позиций  при оценке программы.  Оценка должна
   осуществляться не только с позиции технико-экономического подхода,
   но и с позиций социальной и экологической целесообразности.
       Оценку целевых    программ,    намеченных    в    долгосрочных
   мероприятиях, следует проводить исходя из следующих критериев:
       - эффективность достижения приоритетных целей программы;
       - эффективность   затрат   на   создание   и  функционирование
   формируемого механизма реализации программы;
       - способность   обеспечить   соответствующие   государственные
   учреждения информацией,  необходимой   для   успешной   реализации
   программы;
       - стоимость  контроля  реализации  программы   и   обеспечения
   принятых нормативно-правовых актов;
       - гибкость    создаваемого    механизма    (его    способность
   адаптироваться к  меняющимся  условиям  экономической конъюнктуры,
   изменениям в области ресурсопользования,  охраны окружающей среды,
   технологий и т.д.);
       - способность  стимулировать   внедрение   прогрессивных   для
   условий района технологий;
       - приемлемость для широких слоев населения
       - приемлемость  для субъектов хозяйственной деятельности,  для
   органов местного  и  регионального   управления,   территориальных
   организаций федеральных министерств и ведомств.
       2.3. Блок 2 - Обоснование программы  местного самоуправления в
   сфере природопользования  и  охраны  окружающей  природной  среды.
   Обоснование должно  быть  подготовлено  при  анализе  и  обобщении
   данных о      природных,      хозяйственных,      демографических,
   этноисторических,  экологических     и     других     особенностях
   рассматриваемой территории.   Для   сбора   этих   данных   должны
   применяться как традиционные,  так и сравнительно  новые  активные
   методы работы,  которые должны быть применены для сбора, анализа и
   обобщения рассеянной   информации   <*>   о   местных    проблемах
   природопользования и охраны окружающей природной среды,  а также о
   путях и методах решения этих проблем.
       --------------------------------
       <*> Рассеянной принято считать  информацию,  не  формализуемую
   традиционными методами и поэтому,  как правило, выпадающую из поля
   зрения исследователей. В данном случае речь  идет,  в  основном, о
   знаниях и представлениях специалистов района и местных жителей.

       2.3.1. Раздел 1 - Характеристика     территории       местного
   образования. Источниками  для  составления  этого  раздела  должны
   служить:
       - проект районной планировки;
       - данные районного отдела статистики;
       - материалы лесоустройства;
       - ведомственная      информация      природно-ресурсных      и
   природоохранных организаций и т.д.
       При составлении   этого   раздела   необходимо  придерживаться
   следующих правил.  Текст  должен  быть  кратким  и  содержать   не
   описание территории,  а только тех ее особенностей,  которые важны
   для работы над экологической программой.  Особое  внимание  должно
   быть уделено  обоснованию  выбора подхода к планированию,  а также
   системы сбора и обобщения рассеянной информации.
       2.3.2. Раздел 2 - Этноисторические     данные    о   традициях
   природопользования на территории местного образования. Источниками
   данных для этого раздела служат:
       - материалы местных и центральных архивов;
       - публикации   в  местной  периодической  печати  (в  основном
   дореволюционной);
       - материалы земской статистики (важнейший источник);
       - географические   атласы   прежних   изданий   (в    основном
   дореволюционных).
       Анализ этих  материалов  должен  проводиться  с  точки  зрения
   выяснения традиций  природопользования,  позволявших  использовать
   природно-ресурсные возможности     территории     для     создания
   рентабельного  хозяйства      исходя     из     особенностей    ее
   географического положения.
       2.3.3. Раздел 3 - Обоснование  выбора  подхода к планированию.
   Это обоснование дается   исходя из местных условий,  на  основании
   выводов предшествующих разделов.
       2.3.4. Раздел 4 - Определение       приоритетных       проблем
   природопользования и охраны окружающей природной среды.
       Важнейшие критерии  для  определения   приоритетов   в   сфере
   природопользования и  охраны  окружающей  природной  среды  должны
   формироваться в результате оценки следующих факторов:
       - обеспокоенность местного населения;
       - первоочередность решения  проблем  по  оценкам  специалистов
   района и материалов экспертных оценок;
       - наличие  реальных  путей  достижения  целей  в   сложившихся
   условиях.
       Определение приоритетных проблем природопользования  и  охраны
   окружающей природной   среды   целесообразно   проводить раздельно
   местными специалистами  и  внешними экспертами - консультантами, с
   последующим сопоставлением и согласованием полученных результатов.
       2.3.5. Раздел 5 - Организация работы по  решению  приоритетных
   проблем. В  нем  дается  обоснование формирования рабочих групп по
   решению каждой приоритетной проблемы.
       Работу в каждой  группе организует координатор рабочей группы,
   кандидатура которого единодушно одобрена всеми ее членами.
       Помимо рабочих  групп  по приоритетным проблемам,  должна быть
   создана группа управления разработкой и  реализацией  программы  в
   целом. Эта группа управления должна обеспечивать:
       - единоначалие в разработке  и  осуществлении  запланированных
   мероприятий;
       - эффективное взаимодействие между рабочими группами;
       - квалифицированную помощь в работе каждой рабочей группы;
       - своевременное подключение к работе экспертов - консультантов
   соответствующего профиля и квалификации;
       - необходимое информационно-правовое обеспечение всей работы.
       Для обеспечения   деятельности    целевых    рабочих    групп,
   оперативной    координации   их   взаимодействия,   своевременного
   привлечения экспертов -  консультантов  и  других  организационных
   работ должен быть назначен координатор программы.
       Составы целевых  рабочих  групп  по  приоритетным  проблемам и
   группы управления,  кандидатуры   координаторов   рабочих   групп,
   руководителя и  координатора программы утверждаются постановлением
   главы местного самоуправления.
       2.3.6. Раздел 6 - Уточнение  характера  приоритетных  проблем.
   В нем приводятся  результаты  обсуждений  приоритетных   проблем в
   рабочих группах,  полученные  с  широким  использованием  активных
   методов. По каждой приоритетной проблеме уточняется первоначальная
   формулировка и выполняется анализ существа проблемы.
       2.3.7. Раздел 7 - Основные  направления  деятельности  органов
   местного самоуправления  по  преодолению  трудностей,  связанных с
   решением приоритетных проблем.  Разработка этого  раздела  требует
   особого внимания,  поскольку  приведенные  в  нем  материалы будут
   положены в основу разработки предложений в программу.
       Основные причины  появления проблем в сфере природопользования
   и охраны  окружающей  природной  среды  в   любой   местности    в
   большинстве своем   кроются  в  сложившемся  несоответствии  между
   природно-ресурсными возможностями территории местного образования,
   с одной    стороны,   и   структурой   размещения   и   характером
   производительных сил,  его  инфрастуктурой  -  с   другой.   Такое
   несоответствие возникло     исподволь,    из-за    незнания    или
   игнорирования местных природно-ресурсных особенностей.  Ликвидация
   этого несоответствия   и   его   последствий  - весьма  сложный  и
   длительный процесс  из-за  большой  инерционности   социальных   и
   экономических процессов.    Кроме    того,    действия    местного
   самоуправления осложняются   трудностями   сегодняшнего    периода
   (проблема возрождения духовных традиций,  отсутствие эффективности
   структур территориального     управления      природопользованием,
   неразработанность нормативно-правовой   базы   природопользования,
   недостаточность финансовых      средств,       неприспособленность
   информационного обеспечения    для   территориального   управления
   природопользованием, неподготовленность     специалистов     сферы
   управления для работы в современных условиях и т.д.).
       В данном  разделе  приводятся  результаты  анализа  объективно
   существующих трудностей, связанных с решением приоритетных проблем
   природопользования и охраны окружающей природной   среды именно на
   рассматриваемой территории  и  предусматриваются  меры поддержки в
   сфере экономики разрабатываемой программы.
       2.3.8. Раздел 8 - Предложения    в     программу      местного
   самоуправления по  рациональному   природопользованию   и   охране
   окружающей природной   среды - являются   обобщающим.  Они  должны
   обосновывать предлагаемую стратегию  природопользования  и  охраны
   окружающей природной   среды   на   рассматриваемой  территории  и
   наметить основные действий органов местного самоуправления  по  ее
   реализации. Одновременно  в  этом  разделе  необходимо  определить
   конкретные действия,  необходимые и реально выполнимые в ближайшие
   годы в условиях, сложившихся на территории местного образования. В
   связи с этим предложения данного раздела должны:
       - быть    направлены    на   решение   приоритетных   проблем,
   выработанных и   сформулированных   местными    специалистами    и
   экспертами - консультантами;
       - ориентироваться  на  применение   наиболее   эффективных   в
   современных условиях  инструментов  территориального регулирования
   природопользования;
       - учитывать особенности современной ситуации;
       - исходить   из   географических   особенностей   и   традиций
   природопользования конкретной   территории,   а   также  учитывать
   сложившуюся ситуацию    в    использовании     природно-ресурсного
   потенциала и   опыт   местных   специалистов   в  решении  проблем
   природопользования и охраны природы.
       В качестве  долгосрочных  мероприятий  определяются  несколько
   (не более 5) направлений разработки долгосрочных целевых программ,
   которые и  будут  определять стратегию природопользования и охраны
   окружающей природной среды на территории местного образования.
       При определении   краткосрочных   мероприятий   по  каждой  из
   приоритетных   проблем    формулируются    основные    направления
   деятельности  по  ее  решению,  оцениваются возможности применения
   различных     инструментов     территориального      регулирования
   природопользования    для    реализации   выбранных   направлений,
   вырабатываются предложения в программу по решению данной проблемы.
       2.4. Блок 3 - План  формирования  информационного  обеспечения
   системы  территориального управления природопользованием и охраной
   окружающей природной среды - должен содержать все необходимое  для
   создания системы информационного обеспечения реализации программы.
   Блок 3 состоит  из  трех  разделов,  сопровождаемых  текстовыми  и
   картографическими приложениями в виде специальных среднемасштабных
   карт территории местного образования.
       2.4.1. Раздел 1 - Анализ     существующего     положения     с
   информационным обеспечением    органов   местного   самоуправления
   данными о природно-ресурсных возможностях и  их  использовании  на
   подведомственной территории.  Особое внимание должно быть обращено
   на соответствие   порядка   использования    природных    ресурсов
   требованиям действующего законодательства.
       2.4.2. Раздел 2 - Основные   параметры   предлагаемой  системы
   сбора, анализа,     обобщения    и    представления    данных    о
   природно-ресурсных возможностях рассматриваемой  территории  и  их
   использовании.   Такая  система  должна  информационно  обеспечить
   реализацию   программы.   При   разработке   системы    необходимо
   руководствоваться  нормативно-методическими документами Минприроды
   России  (Временные  методические  рекомендации   по   формированию
   комплексных территориальных кадастров природных ресурсов,  1994 г.
   и  Временное  положение   о   порядке   формирования   комплексных
   территориальных кадастров природных ресурсов и объектов, 1995 г.).
       2.4.3. Раздел 3 - План мероприятий для реализации предлагаемой
   системы сбора,  анализа,  обобщения  и  представления   данных   о
   природно-ресурсных возможностях  рассматриваемой  территории  и их
   использовании. Эти мероприятия  включаются  отдельным  разделом  в
   программу и   должны   предусматривать   первоначальное  овладение
   приемами и  навыками   ведения   учетно-ресурсных   ведомостей   и
   сопровождающих их   специальных   карт  на  бумажных  носителях  и
   поэтапный план перехода  на  комплексные  технологии  их   ведения
   исходя из   задач   управления   природопользованием,  финансовых,
   материально-технических и кадровых возможностей района.
       2.4.4. Текстовые  приложения  включают в себя учетно-ресурсные
   ведомости,  заполненные в соответствии с Временными  методическими
   рекомендациями   Минприроды  России  по  формированию  комплексных
   территориальных  кадастров  природных ресурсов,  по  состоянию  на
   1 января   года   завершения    работ    над местной экологической
   программой.
       2.4.5. Картографические   приложения  представляют  собой  две
   специальные среднемасштабные карты,  составленные в соответствии с
   указанной  выше инструкцией.  Эти специальные карты при реализации
   экологической программы начнут выполнять роль  дежурных  карт.  На
   них  будут  фиксироваться все изменения в природно-ресурсной среде
   территории местного образования,  происходящие в  ходе  реализации
   программы.

                  3. Порядок разработки, рассмотрения,
                утверждения и начала реализации местной
                        экологической программы

       3.1. Заказчиком разработки и реализации местной  экологической
   программы выступают  органы  местного самоуправления.  До принятия
   решения о  разработке  местной  экологической  программы  заказчик
   должен получить  в  администрации (правительстве) соответствующего
   субъекта федерации официальное подтверждение о том, что территория
   данного местного  образования  полностью  или частично не охвачена
   федеральными или региональными целевыми программами. Такой  запрос
   необходим для  того,  чтобы  правильно  сформулировать  задание на
   разработку местной экологической программы.
       3.2. Решение  о  разработке  местной  экологической  программы
   оформляется постановлением главы местного самоуправления.  В  этом
   документе должны быть определены:
       - один из заместителей главы местного самоуправления,  который
   будет осуществлять  руководство  разработкой и реализацией местной
   экологической программы;
       - исполнитель (разработчик) местной экологической программы;
       - сроки выполнения работ, объем и источники финансирования.
       3.3. Требования   к   разработчику    местной    экологической
   программы:
       - в  составе  коллектива исполнителей должны быть специалисты,
   имеющие  опыт  практической  работы   в   сфере   территориального
   управления  природопользованием  и  охраной  окружающей  природной
   среды;  специалисты,  знакомые  с  действующим  законодательством,
   регулирующим  природопользование  и  охрану  окружающей  природной
   среды,  и  с  практикой  его  применения;   специалисты,   имеющие
   практические  навыки  работы с активными методами сбора рассеянной
   информации о  природопользовании  и  охране  окружающей  природной
   среды;   специалисты,   владеющие  традиционными  методами  сбора,
   анализа,  обобщения   и   представления   (в   том   числе   и   в
   картографической   форме)   данных   о   природных   ресурсах,  их
   использовании и  техногенных  воздействиях  на  природно-ресурсную
   среду; специалисты, владеющие методами и имеющие опыт практической
   работы  по  анализу  этноисторических  особенностей  территории  и
   традиций природопользования на ней;
       - организация  -  исполнитель  картографических  работ  должна
   иметь лицензию Федеральной службы геодезии и картографии на  право
   ведения следующих     видов    работ:    использование    исходных
   топографо-геодезических и картографических  материалов  и  данных,
   создание и  обновление   в  графическом  виде  кадастровых  карт и
   планов масштаба 1:100000 и 1:200000, размножение тематических карт
   (в количестве до 100 экземпляров).
       3.4. На    разработку    местной    экологической    программы
   составляется задание,   которое   утверждается   главой   местного
   самоуправления. На  основе  утвержденного   задания   составляется
   договор, к которому в соответствии с действующим законодательством
   прилагается протокол соглашения о договорной  цене  и  календарный
   план работы  над  местной  экологической программой,  утвержденный
   заказчиком. В календарном плане работы приводится детальный график
   совместной работы экспертов - консультантов исполнителя с местными
   специалистами, а также график поэтапной  передачи  материалов  для
   обсуждения со специалистами заказчика.
       3.5. Руководитель местной экологической программы  со  стороны
   заказчика:
       - организует  совместную   работу   экспертов -  консультантов
   исполнителя с    местными    специалистами    и    представителями
   общественности;
       - следит за выполнением календарного плана работ;
       - составляет по завершении работ заключение по  представленной
   местной экологической программе, в которой определяет соответствие
   выполненной работы утвержденному заданию;
       - организует  экологическую  экспертизу  местной экологической
   программы.
       3.6. Местная экологическая программа,  сопровождаемая отзывами
   специалистов,  заключением руководителя работ со стороны заказчика
   и  при   необходимости   заключением   экологической   экспертизы,
   выносится   на   обсуждение   представительных   органов  местного
   самоуправления   с    привлечением    местных    специалистов    и
   представителей    общественности.    По   результатам   обсуждения
   принимается постановление  об  утверждении  местной  экологической
   программы  и  о  начале  ее  реализации,  в  котором  для  каждого
   мероприятия  указывается  срок  выполнения  и   ответственный   за
   реализацию из числа работников местного самоуправления.
       3.7. При   реализации   программы   необходимо   предусмотреть
   заключение   дополнительного   соглашения   с   исполнителем   для
   консультативной помощи в ходе выполнения намеченных мероприятий.
       3.8. Контроль  за  ходом  реализации  программы осуществляется
   заказчиком.



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz