Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПИСЬМО ГТК РФ ОТ 17.12.97 N 11-01/6231 О РАЗРЕШЕНИИ МАТЕРИАЛОВ В ПОРЯДКЕ СТ. 109 УПК РСФСР

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


        ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                 ПИСЬМО
                   от 17 декабря 1997 г. N 11-01/6231

          О РАЗРЕШЕНИИ МАТЕРИАЛОВ В ПОРЯДКЕ СТ. 109 УПК РСФСР

       В результате проведенного УБТП ГТК России анализа  сложившейся
   в  таможенных  органах практики исполнения требований ст.  109 УПК
   РСФСР  ("Обязательность  рассмотрения  заявлений  и  сообщений   о
   преступлении")   обнаружено  непонимание  у  многих  руководителей
   таможен   сути   положений   вышеуказанной   нормы   уголовно    -
   процессуального  закона  применительно  к  деятельности таможенных
   органов как органов дознания.
       С одной  стороны,  в  отделах  дознания  таможенных  органов в
   порядке ст.  109 УПК РСФСР рассматриваются  материалы,  которые  в
   силу   положений   закона  не  подлежат  рассмотрению  на  предмет
   возбуждения или отказа в возбуждении уголовного дела,  а с  другой
   стороны,  в  отделы  дознания  не поступают документы и материалы,
   собранные в ходе таможенного контроля и таможенного  оформления  с
   явными признаками преступлений.
       В связи с изложенным  напоминаем,  что  таможенный  орган  как
   орган дознания обязан в силу требований уголовно - процессуального
   законодательства рассмотреть в порядке ст.  109 УПК РСФСР (то есть
   с   вынесением   соответствующего   постановления   о  возбуждении
   уголовного дела или об отказе в его возбуждении) все поступившие к
   нему  заявления  и  сообщения  о  совершенном  или  подготовляемом
   преступлении в сфере таможенного дела,  даже если  содержащаяся  в
   этих заявлениях и сообщениях информация была ошибочной.
       Это касается  не  только  заявлений   и   обращений   граждан,
   организаций   и   предприятий,  но  и  материалов,  поступающих  в
   таможенный орган от иных  правоохранительных  ведомств,  суда  или
   прокуратуры,  в  которых  содержатся  предложения  или  указания о
   рассмотрении  их  в  плане  определения  наличия  или   отсутствия
   признаков преступлений,  производство дознания по которым отнесено
   к компетенции таможенных органов,  то есть в порядке ст.  109  УПК
   РСФСР.
       В таком  же  процессуальном  порядке  должны   рассматриваться
   материалы,  собранные  самим  таможенным  органом,  указывающие  о
   наличии признаков объективной стороны  преступления,  производство
   дознания  по  которому  отнесено  к компетенции таможенных органов
   (размер контрабанды или уклонения от  уплаты  таможенных  платежей
   является     составляющей     объективной    стороны    упомянутых
   преступлений).
       При изложенных выше обстоятельствах вынесение постановления об
   отказе в возбуждении уголовного дела по п.  2 ст. 5 УПК РСФСР, при
   неустановлении   прямого   умысла  в  деяниях  правонарушителя  на
   совершение   преступления,   является   для   таможенных   органов
   обязательным.
       В порядке  ст.  109   УПК   РСФСР   необходимо   рассматривать
   материалы, собранные таможенным органом с признаками преступлений,
   предусмотренных ч.  1 ст.  188 и  ст.  194  УК  РФ,  и  в  случаях
   первоначальной неясности вопроса,  касающегося размера контрабанды
   или уклонения от уплаты таможенных платежей,  либо  когда  имеются
   сомнения  или  спор  о  размере последних,  если от его разрешения
   зависит установление объективной стороны  преступления  в  деяниях
   правонарушителя.
       Что касается    материалов    с    признаками    преступлений,
   предусмотренных ст.  162-6 УК РСФСР,  при условии совершения их до
   введения в действие УК РФ,  то есть до 1 января 1997 года, который
   их декриминализировал, то рассмотрение последних в порядке ст. 109
   УПК РСФСР является обязательным.
       Вместе с  тем  не  вытекает  из  требований  ст.  108 УПК и не
   вызывается необходимостью сложившаяся в  ряде  таможенных  органов
   практика   повального   направления   руководством   последних   в
   подчиненные им отделы дознания документов и материалов,  собранных
   иными   подразделениями   таможенных   органов   на   предмет   их
   рассмотрения в отделах дознания в порядке ст.  109 УПК РСФСР, если
   бесспорно  известно,  что  стоимость  незаконно перемещенных через
   таможенную  границу  товаров  или  размер  совершенных  в  период,
   начиная  с  1  января  1997  года,  уклонений от уплаты таможенных
   платежей не является крупным.
       При таких  обстоятельствах отсутствуют как повод к возбуждению
   уголовного дела (п.  6 ч.  1 ст. 108 УПК РСФСР), так и основания к
   возбуждению  уголовного  дела (ч.  2 ст.  108 УПК РСФСР) - то есть
   достаточные  данные,   указывающие   на   признаки   преступления.
   Следовательно,   отсутствует  факт  непосредственного  обнаружения
   таможенным органом преступления,  совершенного в сфере таможенного
   дела,  что  в  свою  очередь  не  влечет  для  таможенного  органа
   обязанностей, вытекающих из норм ст. 109 УПК РСФСР.
       В этой  связи  считаем необходимым напомнить,  что УБТП ГТК РФ
   неоднократно  указывало   руководителям   таможенных   органов   о
   недопустимости   случаев,   когда   отделы  дознания  искусственно
   устраняются от рассмотрения материалов с признаками  преступлений,
   которые  выявлены  иными  подразделениями таможенных органов,  что
   ведет к фактическому укрытию преступлений.
       Однако, как  было  указано  выше,  этим  нарушениям требований
   закона  сопутствует  имитация  активной  деятельности   таможенных
   органов   по   борьбе   с  преступностью  путем  искусственного  и
   необоснованного увеличения  количества  разрешенных  материалов  в
   порядке  ст.  109 УПК РСФСР (отказных материалов).  Иными словами,
   загружая  отделы   дознания   бессмысленной   работой,   отдельные
   руководители   таможенных   органов   одновременно  устраняют  эти
   подразделения от выполнения их прямых функциональных  обязанностей
   по  возбуждению уголовных дел и осуществлению дознания по реальным
   преступлениям.
       Так, в 1995 году таможенными органами  вынесено  постановлений
   об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием события или
   состава преступления (п.  п.  1 и 2 ст.  5 УПК РСФСР)  -  2894,  в
   1996 - 3966 (+ 37%),  за 9 месяцев 1997 - 3753, или на 32% больше,
   чем за 9 месяцев 1996.
       При этом  увеличение  количества  постановлений  об  отказе  в
   возбуждении  уголовного дела на основании п.  п.  1 и 2 ст.  5 УПК
   РСФСР  происходило   на   фоне   резкого   сокращения   количества
   возбужденных таможенным органом уголовных дел.
       Так, за  9  месяцев  1997  года  количество   уголовных   дел,
   возбужденных   таможенными   органами,  сократилось  на  21,5%  по
   сравнению с количеством дел за тот же период 1996 года.
       Не соответствуют     действительности     утверждения     ряда
   руководителей таможенных органов  о  том,  что  основной  причиной
   сокращения  количества  возбужденных  уголовных  дел  и увеличения
   постановлений  об  отказе  в  возбуждении  уголовных  дел  явилась
   декриминализация с 1 января 1997 года по новому Уголовному кодексу
   РФ тех случаев уклонений от  уплаты  таможенных  платежей,  размер
   которых  превышал  200,  но  не  достиг  1000 минимальных размеров
   оплаты труда.
       Большая часть  таких  материалов  была рассмотрена таможенными
   органами  именно  в  I  квартале  1997  года,  однако   количество
   постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела по п. п. 1 и
   2 ст.  5 УПК РСФСР во II и III кварталах не только не сократилось,
   но и значительно превышает данные I квартала.
       Так, из 3753 постановлений об отказе в возбуждении  уголовного
   дела по п.  п.  1 и 2 ст.  5 УПК РСФСР в первом квартале 1997 года
   вынесено 821,  во II квартале - 1164, а в III квартале - уже 1768,
   то есть на 115,3% больше, чем в I квартале.
       При этом таможенные органы на 1 января 1997  года  располагали
   информацией  о  20996  случаях  недоставки товаров по транзиту,  о
   59543 случаях недоставки  товара  по  импорту  и  о  9219  случаях
   недоставки   товара  по  экспорту,  то  есть  данными  о  реальных
   преступлениях,  подлежащих рассмотрению  в  порядке  ст.  109  УПК
   РСФСР, чего по большинству случаев не произошло.
       Просим ознакомить  с  настоящим  письмом  оперативный   состав
   таможенных   органов   и  в  дальнейшем  неукоснительно  соблюдать
   требования ст. ст. 108 и 109 УПК РСФСР.

                                                 Начальник Управления
                                              по борьбе с таможенными
                                                     правонарушениями
                                                            М.В.ВАНИН


   ------------------------------------------------------------------


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz