Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ NO. 4146/97 ОТ 09.12.97 О ВЗЫСКАНИИ С НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ФОНДА НЕДОИМКИ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

     ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 9 декабря 1997 г. No. 4146/97
   
       Президиум  Высшего  Арбитражного   Суда  Российской  Федерации
   рассмотрел протест заместителя Председателя  Высшего  Арбитражного
   Суда Российской  Федерации  на решение от 23.12.96,  постановление
   апелляционной инстанции  от  21.03.97  Арбитражного  суда   Омской
   области по   делу   No.   1К/У-89   и  постановление  Федерального
   арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.06.97 по тому же
   делу.
       Заслушав  и  обсудив   доклад   судьи,   Президиум   установил
   следующее.
       Негосударственный  пенсионный  фонд    гражданской   поддержки
   обратился  в  Арбитражный   суд   Омской   области   с   иском   к
   Государственной налоговой инспекции по Омской области о  признании
   недействительным решения от 11.09.96 No.  03-28/6-3034 о взыскании
   недоимки по налогу  на  прибыль,  заниженной  прибыли,  штрафов  и
   пеней, предусмотренных  статьей  13  Закона  Российской  Федерации
   "Об основах налоговой  системы в Российской Федерации".  Указанное
   решение вынесено  на  основании акта документальной проверки фонда
   за 1995 год.
       Решением  от  23.12.96   исковое  требование  удовлетворено  -
   решение налогового  органа  признано  недействительным   по   тому
   мотиву, что  поступившие  от  вкладчиков  взносы распределяются по
   именным   пенсионным    счетам    участников    фонда,    являются
   обязательствами фонда и носят возвратный характер.
       Постановлением апелляционной  инстанции  от  21.03.97  решение
   суда оставлено без изменения.
       Федеральный арбитражный    суд    Западно-Сибирского    округа
   постановлением от  02.06.97  отменил  указанные  судебные  акты  и
   отказал в иске со ссылкой на то,  что поступившие в фонд  денежные
   средства не  являются  исключаемыми  из  налогообложения  целевыми
   взносами, поскольку перечислявшие  их  вкладчики  -  физические  и
   юридические лица   -   не   заключили   с   фондом   договоров   о
   негосударственном пенсионном  обеспечении  в   пользу   участников
   фонда. Фактическое  поступление  на  расчетный счет фонда денежных
   средств свидетельствует,  что  фонд  является  собственником  этих
   средств. Квалификация  налоговой  инспекцией указанных поступлений
   как безвозмездно полученных,  а значит подлежащих налогообложению,
   обоснована.
       В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации предлагается названные судебные акты отменить
   и передать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
       Президиум считает,    что    протест    подлежит    частичному
   удовлетворению по следующим основаниям.
       Как видно  из  материалов  дела,  Негосударственный пенсионный
   фонд гражданской поддержки был утвержден в качестве некоммерческой
   организации в   1995  году  в  соответствии  с  Указом  Президента
   Российской Федерации от 16.09.92  No.  1077  "О  негосударственных
   пенсионных фондах".
       В соответствии  с  Положением  о  лицензировании  деятельности
   негосударственных пенсионных   фондов  и  компаний  по  управлению
   активами негосударственных   пенсионных    фондов,    утвержденным
   постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  07.08.95
   No. 792, под  деятельностью  негосударственного  пенсионного фонда
   понимается некоммерческая  деятельность  по  формированию  активов
   путем привлечения   добровольных    целевых    денежных    взносов
   юридических и  физических  лиц,  передачи этих средств компании по
   управлению активами    негосударственных    пенсионных     фондов,
   осуществлению пожизненно   или   в   течение  длительного  периода
   регулярных выплат гражданам  в  денежной  форме,  а  также  других
   действий по выполнению обязательств перед гражданами.
       Уставом   фонда,   зарегистрированным    26.02.95   Инспекцией
   негосударственных пенсионных   фондов   при  Минсоцзащите  России,
   предусмотрено,  что  его   вкладчиками   являются   физические   и
   юридические  лица,  осуществляющие   пенсионные  взносы  в  пользу
   участников фонда в соответствии с  договорами.  Фонд  осуществляет
   сбор и   аккумуляцию   средств,  предназначенных  для  пенсионного
   обеспечения граждан - участников фонда - на основании договоров  с
   физическими и юридическими лицами в пользу граждан.
       Проверкой установлено,  что  поступившие  в   1995   году   от
   вкладчиков -  юридических  и  физических  лиц  - 1649471800 рублей
   пенсионных взносов (в том числе спорная  сумма  206677600  рублей)
   отражены в учете как резервы будущих дополнительных пенсий.
       Денежные поступления  от  физических  лиц  в  сумме  205268600
   рублей и  от  юридических  лиц  в  сумме  1409000 рублей налоговая
   инспекция квалифицировала как доходы  фонда,  поскольку  указанные
   взносы не   являются  целевыми  -  в  отношении  них  договоры  на
   дополнительное пенсионное обеспечение между вкладчиками  и  фондом
   не заключены.
       Довод налоговой  инспекции   о   наличии   у   фонда   объекта
   налогообложения основан   на  содержании  пункта  2.12  инструкции
   Госналогслужбы России от 10.08.95 No.  37 "О порядке исчисления  и
   уплаты в  бюджет  налога  на  прибыль  предприятий и организаций",
   согласно которому в  составе  доходов  и  расходов  некоммерческих
   организаций не   учитываются  доходы,  образующиеся  в  результате
   целевых отчислений   на    содержание    указанных    организаций,
   поступившие от    других    предприятий    и   граждан,   членские
   вступительные взносы,  долевые (паевые и целевые вклады участников
   этих организаций) и расходы, производимые за счет этих средств.
       Из указанного сделан вывод,  что прочие  денежные  поступления
   подлежат налогообложению,  в  данном  случае  - нецелевые вложения
   физических лиц.
       Констатация факта   нецелевого   привлечения  и  использования
   денежных средств физических лиц не  свидетельствует  о  наличии  у
   некоммерческой организации дохода.
       Объект  налогообложения  может   возникнуть   как    результат
   осуществления  некоммерческой   организацией   предпринимательской
   деятельности.
       Считать предпринимательской   деятельностью  получение  фондом
   денежных средств от физических и юридических лиц только в связи  с
   отсутствием между сторонами соответствующих договоров оснований не
   имеется. При  рассмотрении   спора   факт   осуществления   фондом
   предпринимательской деятельности установлен не был.
       Налогообложение некоммерческих  организаций  осуществляется  в
   соответствии с  пунктом 10 статьи 2 Закона Российской Федерации "О
   налоге на прибыль предприятий и  организаций",  согласно  которому
   некоммерческие организации уплачивают налог с доходов,  полученных
   от предпринимательской деятельности,  а именно с суммы  превышения
   доходов над расходами.
       В соответствии с  пунктом  6  статьи  2  названного  Закона  к
   доходам юридического  лица от внереализационных операций относятся
   денежные   средства,  полученные   им   безвозмездно   от   других
   предприятий.
       Денежные средства,  полученные юридическим лицом от физических
   лиц безвозмездно либо с неопределенной целью,  не являются доходом
   юридического лица   и   в   соответствии   с   указанным   Законом
   налогообложению не подлежат.
       Обязанность фонда возвратить физическим лицам,  не заключившим
   с фондом  договор  о дополнительном пенсионном обеспечении,  ранее
   внесенные ими   пенсионные    взносы    предусмотрена    правилами
   дополнительного пенсионного       обеспечения,       утвержденными
   исполнительной дирекцией фонда 14.10.93,  и  дополнениями  к  этим
   правилам от   01.11.93.  Участники  фонда  осуществляли  частичное
   изъятие пенсионных сумм и их использование на собственные нужды.
       Спорная сумма, полученная фондом от юридических лиц, учтена им
   как пенсионные  накопления  и  распределена   на   именные   счета
   участников. Оснований считать эти взносы нецелевыми не имеется.
       Убедительных доказательств обратного налоговым органом суду не
   представлено.
       При указанных обстоятельствах вывод кассационной инстанции  об
   обоснованности квалификации налоговой инспекцией денежных средств,
   полученных фондом от вкладчиков - физических и юридических  лиц  -
   без заключения  с  ними  договоров  на  дополнительное  пенсионное
   обеспечение, в качестве дохода фонда ошибочен.
       Учитывая изложенное   и   руководствуясь   статьями    187-189
   Арбитражного процессуального    кодекса    Российской   Федерации,
   Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
   
                          п о с т а н о в и л:
   
       постановление   Федерального   арбитражного   суда   Западно -
   Сибирского округа от 02.06.97 по  делу  No.  1К/У-89  Арбитражного
   суда Омской области отменить.
       Решение от 23.12.96,  постановление апелляционной инстанции от
   21.03.97 Арбитражного суда Омской области по тому же делу оставить
   в силе.
   
                                                    И.о. Председателя
                                            Высшего Арбитражного Суда
                                                 Российской Федерации
                                                            М.К. ЮКОВ


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz