Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПРИНЯТ В Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 06.12.1997 ПОСТАНОВЛЕНИЕМ 10-12 НА 10-ОМ ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ ГОСУДАРСТВУЧАСТНИКОВ СНГ)

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                                                                Принят
                                        на десятом пленарном заседании
                                            Межпарламентской Ассамблеи
                                             государств-участников СНГ
                                                (Постановление N 10-12
                                               от 6 декабря 1997 года)
   
                            МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
                 ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
   
       Настоящий   Закон  определяет  содержание  оперативно-розыскной
   деятельности,   осуществляемой   на   территории   государства,   и
   закрепляет  систему гарантий законности при проведении  оперативно-
   розыскных мероприятий.
   



       ОГЛАВЛЕНИЕ

     Статья 1. Понятие и цели оперативно-розыскной деятельности
     Статья 2. Задачи оперативно-розыскной деятельности
     Статья 3. Принципы оперативно-розыскной деятельности
     Статья 4. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности
     Статья  5.  Гарантии  соблюдения  прав  и  свобод  граждан  при
   осуществлении оперативно-розыскной деятельности
     Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия
     Статья   7.   Основания   для  проведения  оперативно-розыскных
   мероприятий
     Статья 8. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
     Статья  9.  Основания  и  порядок  рассмотрения  материалов  об
   ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-
   розыскных мероприятий
     Статья   10.   Информационное  обеспечение  и  документирование
   оперативно-розыскной деятельности
     Статья   11.   Использование  результатов  оперативно-розыскной
   деятельности
     Статья  12.  Защита  сведений о проведении оперативно-розыскной
   деятельности
     Статья    13.   Органы,   осуществляющие   оперативно-розыскную
   деятельность
     Статья  14.  Обязанности  органов,  осуществляющих  оперативно-
   розыскную деятельность
     Статья  15.  Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную
   деятельность
     Статья  16.  Социальная  и  правовая  защита  должностных   лиц
   органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
     Статья   17.   Содействие   граждан   органам,   осуществляющим
   оперативно-розыскную деятельность
     Статья  18. Социальная и правовая защита граждан, содействующих
   органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность
     Статья   19.   Прокурорский   надзор  за   оперативно-розыскной
   деятельностью

______________________________________________________________________________


       Статья 1. Понятие и цели оперативно-розыскной деятельности
   
       Оперативно-розыскная   деятельность   -    это    деятельность,
   осуществляемая   гласно   или  негласно   уполномоченными   на   то
   национальным  законом  государственными органами  путем  проведения
   оперативно-розыскных  мероприятий в целях защиты  жизни,  здоровья,
   прав  и  свобод  человека  и  гражданина, обеспечения  безопасности
   общества и государства от преступных посягательств.
   
       Статья 2. Задачи оперативно-розыскной деятельности
   
       Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:
       -    выявление,   предупреждение,   пресечение   и    раскрытие
   преступлений,   а   также   выявление  и   установление   лиц,   их
   подготавливающих, совершающих или совершивших;
       -  осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания,
   следствия  и суда, уклоняющихся от органов уголовного наказания,  а
   также розыска без вести пропавших;
       -  добывание  информации  о событиях или  действиях,  создающих
   угрозу национальной безопасности государства.
   
       Статья 3. Принципы оперативно-розыскной деятельности
   
       Оперативно-розыскная  деятельность  основывается  на  принципах
   законности  и  гуманности,  соблюдения прав  и  свобод  человека  и
   гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания  гласных  и
   негласных методов и средств.
   
       Статья 4. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности
   
       Правовую  основу  оперативно-розыскной деятельности  составляют
   конституция,  национальные  законы и другие  законодательные  акты,
   регулирующие оперативно-розыскную деятельность.
       Органы,   осуществляющие   оперативно-розыскную   деятельность,
   издают    в   пределах   своих   полномочий   в   соответствии    с
   законодательством нормативные акты, регламентирующие организацию  и
   тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.
   
       Статья  5.  Гарантии  соблюдения  прав  и  свобод  граждан  при
   осуществлении оперативно-розыскной деятельности
   
       Не  допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности
   для достижения целей и решения задач, не предусмотренных законом.
       Лицо,   полагающее,   что   действия  органов,   осуществляющих
   оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его  прав  и
   свобод,  вправе  обжаловать эти действия в суд, прокуратуру  или  в
   вышестоящий      орган,     осуществляющий     оперативно-розыскную
   деятельность.
       Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана
   в  установленном  законом  порядке и  которое  располагает  фактами
   проведения  в  отношении  его  оперативно-розыскных  мероприятий  и
   полагает,  что при этом были нарушены его права, вправе истребовать
   от   органа,   осуществляющего  оперативно-розыскную  деятельность,
   сведения   о  полученной  об  этом  лице  информации  в   пределах,
   допускаемых  требованиями  конспирации  и  исключающих  возможность
   разглашения государственной тайны. В случае, если будет отказано  в
   предоставлении   запрошенных  сведений  или  если  указанное   лицо
   полагает,  что  сведения получены не в полном  объеме,  оно  вправе
   обжаловать это в судебном порядке. В процессе рассмотрения  дела  в
   суде  обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении
   этому  лицу  сведений, в том числе в полном объеме, возлагается  на
   соответствующий    орган,    осуществляющий    оперативно-розыскную
   деятельность.
       В  целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела
   орган,  осуществляющий  оперативно-розыскную  деятельность,  обязан
   предоставить   судье,   прокурору  по  их  требованию   оперативно-
   служебные   документы,  содержащие  информацию   о   сведениях,   в
   предоставлении  которых  было отказано  заявителю,  за  исключением
   сведений  о лицах, внедренных в организационные преступные  группы,
   о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-
   розыскную  деятельность, и о лицах, оказывающих  им  содействие  на
   конфиденциальной основе.
       В    случае    признания   необоснованным    решения    органа,
   осуществляющего  оперативно-розыскную  деятельность,  об  отказе  в
   предоставлении  необходимых сведений заявителю судья  или  прокурор
   может  обязать  указанный  орган предоставить  заявителю  сведения,
   предусмотренные частью третьей настоящей статьи.
       Полученные   в   результате   проведения   оперативно-розыскных
   мероприятий  материалы  в  отношении  лиц,  виновность  которых   в
   совершении   преступления  не  доказана  в  установленном   законом
   порядке,  хранятся один год, а затем уничтожаются,  если  служебные
   интересы  или  правосудие не требует иного. За три  месяца  до  дня
   уничтожения    материалов,   отражающих    результаты    проведения
   оперативно-розыскных   мероприятий,   проведенных   на    основании
   судебного   или   прокурорского  решения,  об   этом   уведомляется
   соответствующий судья или прокурор.
       Органам   (должностным   лицам),   осуществляющим   оперативно-
   розыскную деятельность, запрещается:
       - проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-
   либо    политической   партии,   общественного    и    религиозного
   объединения;
       -  принимать негласное участие в работе органов государственной
   власти,  а  также в деятельности зарегистрированных в установленном
   порядке    политических   партий,   общественных   и    религиозных
   объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;
       -  разглашать  сведения, которые затрагивают неприкосновенность
   частной  жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан
   и  которые  стали  известными  в  процессе  проведения  оперативно-
   розыскных мероприятий, без согласия граждан.
       При   нарушении  органом  (должностным  лицом),  осуществляющим
   оперативно-розыскную  деятельность, прав и интересов  физических  и
   юридических   лиц  вышестоящий  орган,  судья,  либо   прокурор   в
   соответствии с национальным законодательством обязаны принять  меры
   по  восстановлению  этих  прав  и  законных  интересов,  возмещению
   причиненного вреда.
       Должностные    лица,   допустившие   нарушение    закона    при
   осуществлении оперативно-розыскной деятельности, несут уголовную  и
   иную       ответственность,      предусмотренную       национальным
   законодательством.
   
       Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия
   
       При   осуществлении  оперативно-розыскной  деятельности   могут
   проводиться следующие оперативно-розыскные мероприятия:
       1) опрос граждан;
       2) наведение справок;
       3) отождествление личности;
       4) сбор образцов для сравнительного исследования;
       5) проверочная закупка;
       б) исследование предметов и документов;
       7) наблюдение;
       8)   обследование   помещений,  зданий,  сооружений,   участков
   местности и транспортных средств;
       9) контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
       10) прослушивание телефонных разговоров;
       11) слуховой контроль;
       12) снятие информации с технических каналов связи;
       13) оперативное внедрение;
       14) контролируемая поставка;
       15) образование юридического лица.
       Приведенный  перечень  оперативно-розыскных  мероприятий  может
   быть изменен или дополнен только законом.
       Порядок     проведения     оперативно-розыскных     мероприятий
   устанавливается национальным законом.
       В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются
   информационные системы, видео- и аудиозапись, кино-  и  фотосъемка,
   а  также  другие  технические и иные средства, не  наносящие  ущерб
   жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде.
       Оперативно-розыскные   мероприятия,   связанные   с   контролем
   почтовых  отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием
   телефонных  переговоров  с подключением к  стационарной  аппаратуре
   предприятий,   учреждений   и  организаций   независимо   от   форм
   собственности,   физических  и  юридических  лиц,   предоставляющих
   услуги  и  средства  связи,  со снятием  информации  с  технических
   каналов  связи,  проводятся с использованием оперативно-технических
   сил  и средств органов службы безопасности и органов внутренних дел
   в  порядке,  установленном принятыми в соответствии с  национальным
   законодательством    ведомственными   нормативными    актами    или
   соглашениями  между  органами, осуществляющими оперативно-розыскную
   деятельность.
       Должностные  лица  органов, осуществляющих оперативно-розыскную
   деятельность,  решают  ее  задачи  посредством  личного  участия  в
   организации    и   проведении   оперативно-розыскных   мероприятий,
   используя   помощь  должностных  лиц  и  специалистов,   обладающих
   научными,  техническими  и  иными специальными  знаниями,  а  также
   отдельных граждан с их согласия на гласной или негласной основе.
       Запрещается   проведение  оперативно-розыскных  мероприятий   и
   использование    специальных    и   иных    технических    средств,
   предназначенных           (разработанных,          приспособленных,
   запрограммированных)  для негласного получения  информации  лицами,
   не уполномоченными на то национальным законодательством.
       Разработка,  производство,  реализация,  приобретение  в  целях
   продажи,  ввоз  в  государство и вывоз за его  пределы  специальных
   технических  средств,  предназначенных  для  негласного   получения
   информации,   не   уполномоченными  на  осуществление   оперативно-
   розыскной  деятельности физическими и юридическими лицами  подлежат
   лицензированию    в    порядке,    устанавливаемом     национальным
   законодательством.
       Перечень видов специальных технических средств, предназначенных
   для   негласного  получения  информации  в  процессе  осуществления
   оперативно-розыскной деятельности, устанавливается правительством.
   
       Статья   7.   Основания   для  проведения  оперативно-розыскных
   мероприятий
   
       Основаниями  для  проведения  оперативно-розыскных  мероприятий
   являются:
       1) наличие возбужденного уголовного дела;
       2)   ставшие  известными  органам,  осуществляющим  оперативно-
   розыскную деятельность, сведения о:
       а)  признаках  подготавливаемого, совершаемого или совершенного
   преступления,  а  также о лицах, его подготавливающих,  совершающих
   или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса  о
   возбуждении уголовного дела;
       б)   событиях  или  действиях,  создающих  угрозу  национальной
   безопасности;
       в)  лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и  суда,
   уклоняющихся от уголовного наказания;
       г)  лицах,  без вести пропавших, и об обнаружении  неопознанных
   трупов;
       3)  поручения следователя, органа дознания, указания  прокурора
   или   определения  суда  по  уголовным  делам,  находящимся  в   их
   производстве;
       4)  запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную
   деятельность по основаниям, указанным в настоящей статье;
       5)  постановление  о  применении мер безопасности  в  отношении
   защищаемых    лиц,    осуществляемых    уполномоченными    на    то
   государственными  органами в порядке, предусмотренном  национальным
   законодательством;
       6)  поступившие  в  соответствии  с  международными  договорами
   запросы   межправительственных  организаций  и   правоохранительных
   органов иностранных государств.
   
       Статья 8. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
   
       Гражданство,    национальность,    пол,    место    жительства,
   имущественное,  должностное и социальное положение,  принадлежность
   к  общественным  объединениям, отношение к религии  и  политические
   убеждения  отдельных лиц не являются препятствием для проведения  в
   отношении   их   оперативно-розыскных  мероприятий  на   территории
   государства, если иное не предусмотрено национальным законом.
       Проведение     оперативно-розыскных    мероприятий,     которые
   ограничивают  конституционные права  граждан  на  тайну  переписки,
   телефонных  переговоров, почтовых, телеграфных  и  иных  сообщений,
   передаваемых  по  сетям  электрической и почтовой  связи,  а  также
   право   на  неприкосновенность  жилища,  допускается  на  основании
   судебного  решения или санкционированного прокурором  постановления
   руководителя     органа,    осуществляющего    оперативно-розыскную
   деятельность, при наличии информации:
       1) о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного
   противоправного  деяния, по которому производство  предварительного
   следствия обязательно;
       2)    о   лицах,   готовящих,   совершающих   или   совершивших
   противоправное  деяние,  по которому производство  предварительного
   следствия обязательно;
       3)   о  событиях  или  действиях,  которые  в  соответствии   с
   национальным     законом    представляют    угрозу     национальной
   безопасности.
       В  случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к
   совершению  тяжкого  преступления, а также  при  наличии  данных  о
   событиях  и  действиях, создающих угрозу национальной  безопасности
   государства, на основании мотивированного постановления  одного  из
   руководителей    органа,    осуществляющего    оперативно-розыскную
   деятельность,     допускается    проведение    оперативно-розыскных
   мероприятий,  предусмотренных частью  второй  настоящей  статьи,  с
   обязательным уведомлением суда (судьи) или прокурора в  течение  24
   часов.  В  течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-
   розыскного  мероприятия орган, его осуществляющий, обязан  получить
   судебное   решение  или  санкцию  прокурора  о  проведении   такого
   оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.
       В  случае  возникновения угрозы жизни, здоровью,  собственности
   отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной  форме
   разрешается  прослушивание переговоров, ведущихся с  их  телефонов,
   на  основании  постановления, утвержденного  руководителем  органа,
   осуществляющего  оперативно-розыскную деятельность  с  обязательным
   уведомлением соответствующего суда (судьи) или прокурора в  течение
   48 часов.
       Проверочная  закупка  или  контролируемая  поставка  предметов,
   веществ  и  продукции, свободная реализация которых  запрещена  или
   оборот   которых   ограничен,   а   также   оперативное   внедрение
   должностных   лиц   органов,  осуществляющих   оперативно-розыскную
   деятельность,  а  равно лиц, оказывающих им содействие,  проводятся
   на  основании  постановления, утвержденного  руководителем  органа,
   осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
       Образование  юридического  лица  допускается  только  в   целях
   выявления,   предупреждения,   пресечения   и   раскрытия   тяжкого
   преступления,  а  также в целях выявления и установления  лиц,  его
   подготавливающих, совершающих или совершивших.
       Оперативно-розыскные  мероприятия, обеспечивающие  безопасность
   органов,    осуществляющих    оперативно-розыскную    деятельность,
   проводятся  в  соответствии с настоящим Законом и  исключительно  в
   пределах   полномочий  этих  органов,  установленных   национальным
   законодательством.
       По  основаниям, предусмотренным пунктом 5 статьи  7  настоящего
   Закона, разрешается осуществлять действия, указанные в пунктах 8  -
   11  части первой статьи 6, без судебного или прокурорского  решения
   при наличии согласия гражданина в письменной форме.
   
       Статья  9.  Основания  и  порядок  рассмотрения  материалов  об
   ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-
   розыскных мероприятий
   
       Рассмотрение  материалов  об ограничении  конституционных  прав
   граждан  на  тайну  переписки,  телефонных  переговоров,  почтовых,
   телеграфных  и  иных сообщений, передаваемых по сетям электрической
   и  почтовой  связи,  на  неприкосновенность жилища  при  проведении
   оперативно-розыскных   мероприятий   осуществляется   судьей    или
   прокурором, как правило, по месту проведения таких мероприятий  или
   по  месту  нахождения органа, ходатайствующего  об  их  проведении.
   Указанные   материалы   рассматриваются   судьей   или   прокурором
   единолично  и  незамедлительно.  Судья  или  прокурор   не   вправе
   отказать   в   рассмотрении   таких   материалов   в   случае    их
   предоставления.
       Основанием  для  решения  судьей  или  прокурором   вопроса   о
   проведении   оперативно-розыскного   мероприятия,   ограничивающего
   конституционные  права граждан, указанные в части первой  настоящей
   статьи,    является   мотивированное   постановление   одного    из
   руководителей    органа,    осуществляющего    оперативно-розыскную
   деятельность.
       По  требованию  судьи  или прокурора им  могут  предоставляться
   также   иные   материалы,  касающиеся  оснований   для   проведения
   оперативно-розыскного мероприятия, за исключением данных  о  лицах,
   внедренных в организованные преступные группы, о штатных  негласных
   сотрудниках     органов,     осуществляющих    оперативно-розыскную
   деятельность,   и   о   лицах,   оказывающих   им   содействие   на
   конфиденциальной  основе, об организации  и  о  тактике  проведения
   оперативно-розыскных мероприятий.
       По  результатам  рассмотрения указанных  материалов  судья  или
   прокурор    разрешает   проведение   соответствующего   оперативно-
   розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные  права
   граждан,   указанные   в  части  первой  настоящей   статьи,   либо
   отказывает   в   его  проведении,  о  чем  выносит   мотивированное
   постановление.   Постановление,   заверенное   печатью,    выдается
   инициатору     проведения     оперативно-розыскного     мероприятия
   одновременно с возвращением представленных им материалов.
       Срок  действия  выданного  судьей или прокурором  постановления
   исчисляется  в сутках со дня его вынесения и не может  превышать  6
   месяцев,  если  иное  не  указано в самом постановлении.  При  этом
   течение  срока  не прерывается. При необходимости  продления  срока
   действия  постановления  судья  или  прокурор  выносит  решение  на
   основании вновь представленных материалов.
       В   случае,  если  судья  или  прокурор  отказал  в  проведении
   оперативно-розыскного  мероприятия, которое ограничивает  указанные
   в  части  первой  настоящей статьи конституционные  права  граждан,
   орган,  осуществляющий  оперативно-розыскную  деятельность,  вправе
   обратиться по этому же вопросу в вышестоящий суд или прокуратуру.
       Руководители  судебных и прокурорских органов создают  условия,
   обеспечивающие    защиту    сведений,    которые    содержатся    в
   представленных оперативно-служебных документах и несут уголовную  и
   иную ответственность за их утрату или разглашение.
   
       Статья   10.   Информационное  обеспечение  и  документирование
   оперативно-розыскной деятельности
   
       Для  решения задач, предусмотренных настоящим Законом,  органы,
   осуществляющие  оперативно-розыскную деятельность, могут  создавать
   и  использовать  информационные  системы,  а  также  заводить  дела
   оперативного учета.
       Дела   оперативного  учета  заводятся  при  наличии  оснований,
   предусмотренных пунктами 1 - 6 статьи 7 настоящего Закона, в  целях
   собирания  и систематизации сведений, проверки и оценки результатов
   оперативно-розыскной деятельности, а также принятия  на  их  основе
   соответствующих   решений  органами,  осуществлявшими   оперативно-
   розыскную деятельность.
       Факт  заведения дела оперативного учета не является  основанием
   для  ограничения  конституционных прав и свобод, а  также  законных
   интересов человека и гражданина.
       Дело   оперативного  учета  прекращается  в   случаях   решения
   конкретных       задач      оперативно-розыскной      деятельности,
   предусмотренных  статьей 2 настоящего Закона, а также  установления
   обстоятельств,   свидетельствующих  об  объективной   невозможности
   решения этих задач.
       Перечень   дел   оперативного  учета  и  порядок   их   ведения
   определяются    нормативными   актами    органов,    осуществляющих
   оперативно-розыскную деятельность.
   
       Статья   11.   Использование  результатов  оперативно-розыскной
   деятельности
   
       Результаты   оперативно-розыскной   деятельности   могут   быть
   использованы   для  подготовки  и  осуществления   следственных   и
   судебных  действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий  по
   выявлению,  предупреждению, пресечению  и  раскрытию  преступлений,
   выявлению  и  установлению  лиц,  их  готовящих,  совершающих   или
   совершивших,  а  также  для розыска лиц,  скрывавшихся  от  органов
   дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания  и
   без   вести   пропавших,   если  оперативно-розыскные   мероприятия
   проведены в точном соответствии с национальным законодательством.
       Результаты     оперативно-розыскной     деятельности      могут
   представляться в орган дознания, следователю, прокурору или в  суд,
   в  производстве которого находится уголовное дело, и использоваться
   в  доказывании  по  уголовным  делам в соответствии  с  положениями
   национального уголовно-процессуального законодательства.
       Предоставление  результатов  оперативно-розыскной  деятельности
   органу  дознания, следователю, прокурору или в суд производится  на
   основании   постановления   руководителя  органа,   осуществляющего
   оперативно-розыскную   деятельность,  в  порядке,   предусмотренном
   ведомственными нормативными актами.
       В   случае   использования   результатов   оперативно-розыскной
   деятельности  в  доказывании  по уголовным  делам  могут  подлежать
   допросу   об   их   подлинности,  происхождении  и  обстоятельствах
   получения   получившие   их  должностные  лица   органов,   которые
   осуществляли оперативно-розыскную деятельность.
       Органы,  осуществляющие  оперативно-розыскную  деятельность,  в
   соответствии   с  международными  договорами  и   с   учетом   норм
   национального     законодательства,    предоставляют     результаты
   оперативно-розыскной  деятельности государствам-участникам  СНГ  на
   безвозмездной основе.
       Оперативно-розыскные мероприятия, начатые на территории  одного
   государства  и  продолжающиеся  или заканчивающиеся  на  территории
   другого    государства,   входящего   в   Содружество,   признаются
   правомерными,  если  они  проведены  с  учетом  норм  национального
   законодательства.  Результаты  этой  деятельности  используются   с
   учетом норм национального законодательства.
   
       Статья  12.  Защита  сведений о проведении оперативно-розыскной
   деятельности
   
       Сведения  об  используемых  или использованных  при  проведении
   негласных   оперативно-розыскных  мероприятий   силах,   средствах,
   источниках,  методах,  планах  и  результатах  оперативно-розыскной
   деятельности,  о  лицах,  внедренных  в  организованные  преступные
   группы,  о  штатных  негласных сотрудниках органов,  осуществляющих
   оперативно-розыскную  деятельность,  и  о  лицах,  оказывающих   им
   содействие на конфиденциальной основе, а также об организации  и  о
   тактике   проведения  оперативно-розыскных  мероприятий  составляют
   государственную  тайну и подлежат защите в порядке, предусмотренном
   национальным законодательством.
       Предание    гласности   сведений   о   лицах,   внедренных    в
   организованные  преступные группы, о штатных негласных  сотрудниках
   органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а  также
   о  лицах,  оказывающих  им  содействие на конфиденциальной  основе,
   допускается  лишь  с их согласия в письменной форме  и  в  случаях,
   предусмотренных национальным законом.
       Судебное   или  прокурорское  разрешение  на  право  проведения
   оперативно-розыскного   мероприятия   и   материалы,    послужившие
   основанием   для  такого  решения,  хранятся  только   в   органах,
   осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
       Оперативно-служебные    документы,    отражающие     результаты
   оперативно-розыскной деятельности, могут быть  представлены  органу
   дознания,   следователю,  судье,  другим  органам,   осуществляющим
   оперативно-розыскную   деятельность,  в  порядке   и   в   случаях,
   установленных национальным законом.
   
       Статья    13.   Органы,   осуществляющие   оперативно-розыскную
   деятельность
   
       На   территории  государства  право  осуществлять   оперативно-
   розыскную деятельность предоставляется государственным органам.
       Перечень     органов,    осуществляющих    оперативно-розыскную
   деятельность,  устанавливается, изменяется или  дополняется  только
   национальным  законом.  Руководители указанных  органов  определяют
   перечень  оперативных подразделений и должностных лиц,  правомочных
   осуществлять   оперативно-розыскные  мероприятия,  их   полномочия,
   структуру и организацию работы.
       Органы,   осуществляющие   оперативно-розыскную   деятельность,
   решают  определенные  настоящим  Законом  задачи  исключительно   в
   пределах     своих    полномочий,    установленных     национальным
   законодательством.
   
       Статья  14.  Обязанности  органов,  осуществляющих  оперативно-
   розыскную деятельность
   
       При  решении  определенных настоящим Законом задач  оперативно-
   розыскной  деятельности  органы,  уполномоченные  ее  осуществлять,
   обязаны:
       1)  принимать в пределах своих полномочий все необходимые  меры
   по  защите  конституционных прав и свобод  человека  и  гражданина,
   собственности,  а  также  по обеспечению  безопасности  общества  и
   государства;
       2) исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной
   форме  органа дознания, следователя, указания прокурора  и  решения
   суда  о  проведении оперативно-розыскных мероприятий  по  уголовным
   делам, находящимся в производстве;
       3)   выполнять   на   основе   и  в  порядке,   предусмотренных
   международными  договорами,  запросы соответствующих  международных
   правоохранительных   организаций,  правоохранительных   органов   и
   специальных служб иностранных государств;
       4)  информировать  другие органы, осуществляющие  оперативно  -
   розыскную  деятельность  на территории государства,  о  ставших  им
   известными   фактах  противоправной  деятельности,  относящихся   к
   компетенции  этих  органов, и оказывать  этим  органам  необходимую
   помощь;
       5)  соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно-
   розыскной деятельности;
       6)   содействовать   обеспечению   в   порядке,   установленном
   законодательством   государства,   безопасности    и    сохранности
   имущества  своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие  органам,
   осуществляющим   оперативно-розыскную   деятельность,    участников
   уголовного  судопроизводства,  а  также  членов  семей  и   близких
   указанных лиц от преступных посягательств.
   
       Статья  15.  Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную
   деятельность
   
       При  решении  задач  оперативно-розыскной деятельности  органы,
   уполномоченные ее осуществлять, имеют право:
       1)    проводить    гласно   и   негласно   оперативно-розыскные
   мероприятия,   перечисленные   в  статье   6   настоящего   Закона,
   производить  при  их  проведении изъятие  предметов,  материалов  и
   сообщений,  а также приостанавливать предоставление услуг  связи  в
   случае  возникновения  непосредственной  угрозы  жизни  и  здоровью
   лица, а также угрозы национальной безопасности;
       2)   устанавливать  на  безвозмездной  либо  возмездной  основе
   отношения  сотрудничества с лицами, изъявившими согласие  оказывать
   содействие   на  конфиденциальной  основе  органам,  осуществляющим
   оперативно-розыскную деятельность;
       3)   использовать   в   ходе  проведения   оперативно-розыскных
   мероприятий   по   договору   или  устному   соглашению   служебные
   помещения,    имущество   предприятий,   учреждений,   организаций,
   воинских  частей,  а также жилые и нежилые помещения,  транспортные
   средства и иное имущество частных лиц;
       4)  использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие
   личность     должностных    лиц,    ведомственную    принадлежность
   предприятий,  учреждений, организаций, подразделений,  помещений  и
   транспортных  средств  органов, осуществляющих оперативно-розыскную
   деятельность,  а также личность граждан, оказывающих им  содействие
   на конфиденциальной основе;
       5)  создавать  в  установленном национальным  законодательством
   порядке   предприятия,  учреждения,  организации  и  подразделения,
   необходимые для решения задач, предусмотренных настоящим Законом.
       Органы,  осуществляющие  оперативно-розыскную  деятельность,  в
   пределах   своих   полномочий   вправе   также   собирать   данные,
   необходимые для принятия решений:
       1) о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;
       2)  о  допуске  к работам, связанным с эксплуатацией  объектов,
   представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья  людей,  а
   также для окружающей среды;
       3)  о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или
   о допуске к материалам, полученным в результате ее осуществления;
       4)   об  установлении  или  о  поддержании  с  лицом  отношений
   сотрудничества  при  подготовке  и проведении  оперативно-розыскных
   мероприятий;
       5)   по   обеспечению   безопасности  органов,   осуществляющих
   оперативно-розыскную деятельность;
       6)  о  выдаче  разрешений  на частную  детективную  и  охранную
   деятельность.
   
       Статья  16.  Социальная  и  правовая  защита  должностных   лиц
   органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
   
       На должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную
   деятельность,  распространяются  гарантии  социальной  и   правовой
   защиты  сотрудников  тех  органов, в штаты которых  указанные  лица
   входят.
       Никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц
   и  органов,  осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность,  за
   исключением лиц, прямо уполномоченных на то национальным законом.
       Должностное  лицо, уполномоченное на осуществление  оперативно-
   розыскной  деятельности,  в  ходе  проведения  оперативно-розыскных
   мероприятий   подчиняется   только  непосредственному   и   прямому
   начальнику.  При  получении  приказа или  указания,  противоречащих
   национальному   закону,   указанное   должностное   лицо    обязано
   руководствоваться этим законом.
       При защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав  и
   законных  интересов, а также для обеспечения безопасности  общества
   и  государства от преступных посягательств допускается  вынужденное
   причинение    вреда   правоохраняемым   интересам   личности    или
   государства  должностным лицом, осуществляющим оперативно-розыскную
   деятельность,  при  условии крайней необходимости  или  необходимой
   обороны,  а  также  правомерного выполнения  им  своего  служебного
   долга.
       Время  выполнения  должностными лицами органов,  осуществляющих
   оперативно-розыскную    деятельность,   специальных    заданий    в
   организованных  преступных  группах, а  также  время  их  службы  в
   должностях   штатных   негласных  сотрудников   указанных   органов
   подлежит  зачету  в  выслугу лет для назначения пенсии  в  льготном
   исчислении      в     порядке,     устанавливаемом     национальным
   законодательством.
   
       Статья   17.   Содействие   граждан   органам,   осуществляющим
   оперативно-розыскную деятельность
   
       Отдельные  лица могут с их согласия привлекаться  к  подготовке
   или  проведению  оперативно-розыскных мероприятий с сохранением  по
   их  желанию  конфиденциальности содействия органам,  осуществляющим
   оперативно-розыскную деятельность, в том числе  по  контракту.  Эти
   лица  обязаны  сохранять в тайне сведения, ставшие им известными  в
   ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий,  и
   не   вправе  предоставлять  заведомо  ложную  информацию  указанным
   органам.
       Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут
   заключать   контракты  с  совершеннолетними  дееспособными   лицами
   независимо    от    их    гражданства,    национальности,     пола,
   имущественного, должностного и социального положения,  образования,
   принадлежности к общественным объединениям, отношения к  религии  и
   политических убеждений.
       Органам,   осуществляющим  оперативно-розыскную   деятельность,
   запрещается  использовать  конфиденциальное  содействие  депутатов,
   судей,  прокуроров,  адвокатов,  священнослужителей  и  полномочных
   представителей     официально    зарегистрированных     религиозных
   объединений.
   
       Статья  18. Социальная и правовая защита граждан, содействующих
   органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность
   
       Лица,   содействующие   органам,   осуществляющим   оперативно-
   розыскную деятельность, находятся под защитой государства.
       Государство    гарантирует    лицам,    изъявившим     согласие
   содействовать  по  контракту  органам,  осуществляющим  оперативно-
   розыскную   деятельность,   выполнение   условий,   предусмотренных
   контрактом,  в том числе гарантирует правовую защиту,  связанную  с
   правомерным выполнением указанными лицами общественного  долга  или
   возложенных   обязанностей.   На  них   распространяются   условия,
   предусмотренные частью 4 статьи 16 настоящего Закона.
       При     возникновении    реальной    угрозы     противоправного
   посягательства  на жизнь, здоровье или имущество  отдельных  лиц  в
   связи   с   их   содействием  органам,  осуществляющим  оперативно-
   розыскную  деятельность, а равно членов  их  семей  и  близких  эти
   органы   обязаны   принять  необходимые  меры   по   предотвращению
   противоправных действий, установлению виновных и привлечению  их  к
   ответственности, предусмотренной национальным законодательством.
       Лицо   из   числа   членов   преступной   группы,   совершившее
   противоправное   деяние,  не  повлекшее   тяжких   последствий,   и
   привлеченное к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно-
   розыскную    деятельность,   активно   способствовавшее   раскрытию
   преступлений,  возместившее  нанесенный  ущерб  или  иным   образом
   загладившее   причиненный   вред,   освобождается   от    уголовной
   ответственности в соответствии с национальным законодательством.
       Лица,  сотрудничающие  с органами, осуществляющими  оперативно-
   розыскную   деятельность,  либо  оказавшие   помощь   в   раскрытии
   преступления  или установлении лиц, их совершивших, могут  получать
   вознаграждения  и  другие  выплаты.  Полученные  указанными  лицами
   суммы  вознаграждений и другие выплаты налогами не облагаются  и  в
   декларации о доходах не указываются.
       Период   сотрудничества  граждан  по  контракту   с   органами,
   осуществляющими  оперативно-розыскную  деятельность,   в   качестве
   основного   рода  занятий  включается  в  трудовой  стаж   граждан.
   Указанные   лица   имеют   право  на   пенсионное   обеспечение   в
   соответствии с национальным законодательством.
       В   целях   обеспечения  безопасности  лиц,  сотрудничающих   с
   органами,  осуществляющими  оперативно-розыскную  деятельность,   и
   членов  их семей допускается проведение специальных мероприятий  по
   их защите в порядке, определяемом национальными законодательными  и
   иными нормативными правовыми актами.
       В  случае гибели лица, сотрудничающего по контракту с органами,
   осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в  связи  с  его
   участием   в  проведении  оперативно-розыскных  мероприятий   семье
   пострадавшего  и  лицам, находящимся на его иждивении,  из  средств
   соответствующего  бюджета  выплачивается единовременное  пособие  в
   размере   десятилетнего   денежного  содержания   погибшего   и   в
   установленном  национальным законом порядке назначается  пенсия  по
   случаю потери кормильца.
       При  получении лицом, сотрудничающим по контракту  с  органами,
   осуществляющими    оперативно-розыскную    деятельность,    травмы,
   ранения,  контузии, увечья, наступивших в связи с  его  участием  в
   проведении  оперативно-розыскных  мероприятий  и  исключающих   для
   него,    по    заключению    медицинской    комиссии,    дальнейшее
   сотрудничество  с  органами,  осуществляющими  оперативно-розыскную
   деятельность,  указанному лицу из средств соответствующего  бюджета
   выплачивается   единовременное  пособие   в   размере   пятилетнего
   денежного   содержания  и  в  установленном  национальным   законом
   порядке назначается пенсия по инвалидности.
   
       Статья   19.   Прокурорский   надзор  за   оперативно-розыскной
   деятельностью
   
       Надзор   за   исполнением  законов  органами,   осуществляющими
   оперативно-розыскную    деятельность,   осуществляют    генеральный
   прокурор  и подчиненные ему прокуроры в соответствии с национальным
   законом.
       По  запросу  прокурора  в  связи с поступившими  в  прокуратуру
   материалами, информацией и обращениями граждан о нарушении  законов
   при   проведении  оперативно-розыскных  мероприятий,  а  также  при
   проверке  установленного  порядка  проведения  оперативно-розыскных
   мероприятий  и законности принимаемых при этом решений руководители
   органа,    осуществляющего    оперативно-розыскную    деятельность,
   предоставляют     прокурору     оперативно-служебные     документы,
   послужившие основанием для проведения этих мероприятий.
       Основанием  для  проведения  оперативно-розыскных  мероприятий,
   нарушающих  конституционные права граждан, является  мотивированное
   постановление на проведение мероприятия и соответствующее  судебное
   или   прокурорское   разрешение.  Для   иных   оперативно-розыскных
   мероприятий   -  это  оперативно-служебные  документы,   отражающие
   основания,  перечисленные  в  статье  7  настоящего  Закона  и   не
   содержащие   сведений   о   лицах,  внедренных   в   организованные
   преступные   группы,  о  штатных  негласных  сотрудниках   органов,
   осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о  лицах,
   оказывающих    или   оказавших   содействие   этим    органам    на
   конфиденциальной основе.
       Сведения   о  лицах,  внедренных  в  организованные  преступные
   группы,  и  о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих
   оперативно-розыскную  деятельность, а также  о  лицах,  оказывающих
   или  оказавших содействие этим органам на конфиденциальной  основе,
   представляются  прокурору только с письменного  согласия  указанных
   лиц,  за  исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной
   ответственности.  Сведения об организации,  о  тактике,  методах  и
   средствах   осуществления   оперативно-розыскной   деятельности   в
   предмет прокурорского надзора не входят.
       Прокурор,  выявив нарушение законности, обязан  отменить  своим
   постановлением  любое противоречащее настоящему  Закону  решение  о
   проведении оперативно-розыскного мероприятия.
       Руководители     органов    прокуратуры    создают     условия,
   обеспечивающие   защиту  сведений,  содержащихся  в  представляемых
   прокурору оперативно-розыскных документах.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz