Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ САНИТАРНО ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (УТВ. ДЕПАРТАМЕНТОМ ГОССАНЭПИДНАДЗОРА МИНЗДРАВА РФ 01.12.1997)

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


           МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                     ДЕПАРТАМЕНТ ГОССАНЭПИДНАДЗОРА
   
                                                          "УТВЕРЖДАЮ"
                                                            Начальник
                                       Департамента Госсанэпиднадзора
                                                          А.А.МОНИСОВ
                                                    1 декабря 1997 г.
   
                                                        "СОГЛАСОВАНО"
                                                            Начальник
                                           Управления охраны здоровья
                                                     матери и ребенка
                                                        Д.И.ЗЕЛИНСКАЯ
                                                    1 декабря 1997 г.
   
                       МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
   
                          ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ
              САНИТАРНО - ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
             ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
   
                 Методические рекомендации разработаны:
   
       Основное
       учреждение - разработчик: Областная стоматологическая
                                 поликлиника г. Ростов-на-Дону
   
       Учреждения - соисполнители: НИИ социальной гигиены, экономики
                                   и управления здравоохранением
                                   им. Н.А.Семашко РАМН г. Москва
   
       Авторы:                     Тишин А.С.,
                                   канд. мед. наук Соболева Н.П.
   
       В рамках первичной профилактики одно из ведущих мест  занимает
   формирование   здорового   образа  жизни  на  основе  санитарно  -
   гигиенических знаний и навыков,  определяющих в конечном  счете  и
   общий культурный уровень каждого члена общества.
       Следует особо подчеркнуть,  что роль гигиенического воспитания
   в  профилактике  основных  стоматологических заболеваний - кариеса
   зубов  и  болезней  пародонта  -   до   недавнего   времени   явно
   недооценивалась.   Это   внесло   немалый   вклад  в  рост  уровня
   заболеваемости    населения.    Последнее    явилось    следствием
   недостаточной  научной  разработки  организационно  - методических
   основ  санитарно  -  просветительной   работы   среди   населения,
   отставания в уровне подготовки медицинских и педагогических кадров
   в вопросах стоматологической профилактики, отсутствия материальной
   базы для ее реализации.
       Убедительным доказательством  низкого   уровня   санитарно   -
   просветительной    работы    являются    данные    социологических
   исследований,  показавшие,  что  только  40%  городских  детей   в
   возрасте 12 лет периодически пользуются зубной щеткой.
       Особую озабоченность вызывает тот факт, что у опрошенных детей
   показатели гигиены полости рта (гигиенический индекс) оказались на
   низком уровне (как у лиц,  не применяющих  гигиенических  средств,
   так  и  пользующихся  ими).  Это указывает,  во-первых,  на низкое
   качество чистки зубов,  во-вторых,  на настоятельную необходимость
   развертывания работы именно по конкретному обучению детей правилам
   ухода  за  полостью  рта.  Рациональная  гигиена  полости  рта   -
   действенный метод профилактики кариеса и заболеваний пародонта.
       Санитарно -   просветительная    работа    в    организованных
   коллективах  и  непосредственное  обучение детей правилам ухода за
   полостью рта - два основных взаимосвязанных раздела гигиенического
   воспитания подрастающего поколения. Без их эффективного и широкого
   внедрения  в  повседневную   практику   стоматологов,   педиатров,
   среднего медицинского персонала, педагогов и родителей практически
   не   приходится   ожидать   снижения   уровня    стоматологической
   заболеваемости  населения  на  популяционном уровне.  Отмечающийся
   рост заболеваемости кариесом и пародонтитом социально обусловлен и
   меры   по   его  предупреждению  также  должны  быть  социальными,
   направленными в первую очередь на повышение и  общего  культурного
   уровня  населения,  и  формирования стойких гигиенических навыков.
   Следует особо подчеркнуть,  что до настоящего времени  специальных
   методических  рекомендаций  по  проблеме  организации  и  методике
   гигиенического  воспитания  детей  в   области   стоматологической
   профилактики  практически  не  издавалось.  Настоящие рекомендации
   предназначены для организаторов стоматологической службы,  детских
   врачей   -   стоматологов,   студентов   медицинских   институтов,
   педагогов,    среднего    медицинского    персонала,    работников
   здравоохранения в "Центрах здоровья", "отделениях профилактики".
   
              Особенности гигиенического воспитания детей
                          различного возраста
   
       Практический опыт  по   внедрению   и   оценке   эффективности
   различных    профилактических    мероприятий,    направленных   на
   предупреждение основных стоматологических  заболеваний  -  кариеса
   зубов   и   болезней   пародонта   свидетельствует   о   их  малой
   результативности  без  достижения  высокого  уровня  гигиенических
   знаний  и  прочных навыков по уходу за полостью рта среди детского
   населения.
       Однако, в   отличие   от   специальных  методов  профилактики,
   реализация ее гигиенического  аспекта  имеет  ряд  особенностей  в
   зависимости   от   возрастного   состава   групп   детей.  Стойкие
   гигиенические навыки формируются у детей через  2-2,5  года  после
   начала их обучения. У взрослых они усваиваются значительно дольше.
       С педагогической  точки  зрения  наиболее   легко   и   стойко
   гигиенические навыки формируются у детей младших возрастных групп.
   В этой связи следует начинать  общее  гигиеническое  воспитание  в
   дошкольных   учреждениях   среди   детей   2-3-летнего   возраста.
   Стоматологический  аспект  гигиенического  воспитания   необходимо
   осуществлять, начиная с 3-летнего возраста. В этот период развития
   детей и вплоть до младших классов средней школы (1-3)  преобладает
   подражательная реакция на действия педагогов,  родителей,  старших
   членов семьи. Необходимым условием формирования у детей правильных
   действий по уходу за полостью рта является личный пример в семье и
   показ элементов гигиены полости рта воспитателем  и  медперсоналом
   дошкольных учреждений.
       В этом возрасте удобной и хорошо воспринимаемой формой  подачи
   информации является игра,  мультипликационные фильмы и другие виды
   словесной  и  визуальной  информации,  адаптированной  к  младшему
   детскому  возрасту.  Однако   следует  учитывать,  что  активность
   внимания  у   детей   младшей   возрастной   группы   удерживается
   максимально   15   минут,  в  связи  с  чем  занятия  должны  быть
   спланированы таким образом,  чтобы вводная или теоретическая часть
   не   превышала  указанного  времени.  В  последующей  части  урока
   полученные   знания   следует   закрепить   на   практике.   Такая
   последовательность    занятий   способствует   наиболее   прочному
   прививанию навыков по уходу за полостью рта.
       На первом  этапе (с 3 до 4 лет) гигиеническое воспитание детей
   не следует начинать с применения  зубных  порошков  и  паст.  Цель
   этого  периода  заключается  лишь  в  приобщении ребенка к основам
   личной гигиены,  закреплении  самых  простых  навыков  пользования
   зубной  щеткой,  формировании  привычки и потребности ухаживать за
   полостью рта перед сном и прополаскивать ее после  каждого  приема
   пищи.  И  только при достижении этой цели следует проводить чистку
   зубов с использованием детских зубных паст,  обладающих  приятными
   вкусовыми качествами, некоторые из них содержат фториды.
       При проведении  занятий  по  гигиеническому  воспитанию  среди
   школьников  средней  и старшей возрастных групп следует учитывать,
   что  для   детей   этого   возраста   характерна   скептически   -
   аналитическая  реакция  на  информацию  и  действия,  исходящие от
   взрослых.  В этой  связи  их  обучение  следует  проводить методом
   убеждения, обоснованного и доказательного рассказа с демонстрацией
   конкретных  приемов  по  уходу  за  полостью  рта  и   оценки   ее
   гигиенического состояния до и после чистки зубов.
       С возрастом (старшие школьники) отношение к личной гигиене,  в
   том  числе и к состоянию полости рта,  становится более серьезным.
   Подростки обращают внимание на цвет зубов и  форму  зубного  ряда,
   запах  из  полости рта.  Это должно находить широкую поддержку и с
   помощью  педагогов,  среднего  медперсонала  под  непосредственным
   началом  стоматологов  быть направлено на обеспечение правильного,
   осознанного и эффективного гигиенического ухода за полостью рта.
       Успешная реализация   гигиенического   воспитания  детей  всех
   возрастных  групп  предусматривает  выполнение  ряда   требований,
   предъявляемых к этой работе:
       1. Высокая  информированность  родителей  о  целях  и  задачах
   гигиенического  ухода  за  полостью  рта  и основных принципах его
   осуществления.
       2. Непосредственное   участие  среднего  медперсонала  детских
   учреждений и педагогов в гигиеническом обучении детей  и  контроль
   за качеством его проведения.
       3. Комплексность гигиенического  обучения,  предусматривающего
   санитарное  просвещение и непосредственное освоение правил гигиены
   полости рта с обязательной оценкой ее эффективности.
       4. Систематичность   и  непрерывность  проведения  занятий  до
   стойкого закрепления знаний и навыков по уходу за полостью рта.
       5. Для  достижения  выраженной  медицинской  эффективности  на
   популяционном уровне гигиеническое воспитание должно быть массовым
   и охватывать все детское население с 3 до 14 лет.
   
           Организация  гигиенического обучения детей в школе
   
       Организация и  проведение  работы по гигиеническому воспитанию
   детей  осуществляется  в  соответствии  с  планом,   разработанным
   курирующим   детский   коллектив   стоматологическим   учреждением
   совместно  с  администрацией  детского   учреждения   и   органами
   народного   образования   на  основании  соответствующих  приказов
   Минздрава РФ,  Министерства общего и профессионального образования
   РФ, других решений.
       Стоматологический аспект гигиенического обучения детей в школе
   предусматривает следующие мероприятия:
       1. Специальную   теоретическую   и   практическую   подготовку
   среднего   медицинского   персонала   школ   и   стоматологических
   поликлиник основам профилактики  стоматологических  заболеваний  и
   формам гигиенического обучения школьников.
       2. Создание и оборудование в школе класса или  уголка  гигиены
   полости рта.
       3. Согласование  с  администрацией  школы  расписания   уроков
   гигиены полости рта.
       4. Проведение тематических семинаров с педагогами и родителями
   по проблеме общей и стоматологической гигиены.
       В проведении гигиенического воспитания в  школе  ведущая  роль
   отводится   медицинской   сестре.   Однако   она   должна   широко
   использовать  помощь  специалистов  детского  отделения   районной
   стоматологической  поликлиники,  при  их  содействии  обеспечивать
   наличие  в  школах  средств  наглядной  агитации,  обращаться   за
   консультативной помощью по всем возникающим вопросам.
       Подготовка среднего медицинского персонала школ осуществляется
   врачами  стоматологической  поликлиники района.  Ежегодно в начале
   учебного года проводятся семинары с участием медсестер и педагогов
   школ курируемого района.  Эффективной формой привлечения родителей
   к участию в гигиеническом воспитании детей является  доведение  до
   их  сведения  на  совместных  (с учениками) родительских собраниях
   целей и задач этого раздела профилактической работы и  определение
   конкретных мер по его осуществлению в кругу семьи.
       На семинаре уделяется внимание следующим вопросам:
       1. Организация гигиенического воспитания детей в школе:
       а) цель и задачи гигиенического обучения  детей  по  уходу  за
   полостью рта;
       б) основные     факторы,     способствующие      возникновению
   стоматологических заболеваний;
       в) особенности  гигиенического   обучения   детей   различного
   возраста;
       г) общедоступные  по  восприятию  сведения   об   анатомии   и
   физиологии зубо - челюстной системы у детей.
       2. Роль гигиенического ухода за полостью рта  и  рационального
   питания в профилактике стоматологических заболеваний.
       3. Правила гигиенического ухода за полостью рта.
       4. Методы контроля качества чистки зубов.
       5. Средства гигиенического ухода и принципы ухода за ними.
   
                 Организация класса гигиены полости рта
   
       Класс гигиены должен стать центром  гигиенического  воспитания
   подростков  в  школе.  В  его  организации и в оборудовании должны
   принять активное участие  администрация  школы,  стоматологическая
   служба  района и соответствующие органы здравоохранения.  Директор
   школы  выделяет  необходимое  помещение  достаточной  площади,   в
   котором  могло бы разместиться 25-30 человек учащихся.  В одной из
   стен монтируются 5-8  раковин,  над  которыми  крепят  зеркала.  В
   классе  размещают  шкафы,  в  которых в штативах по номерам хранят
   зубные щетки каждого  класса  и  каждого  ученика  в  отдельности,
   размещают  стандартную  школьную  мебель,  стулья,  столы на 20-30
   человек  для  проведения   уроков   гигиены.   Класс   оборудуется
   средствами наглядной агитации:  плакаты,  муляжи, стенды и т.д., а
   также желательно предусмотреть размещение кинопроектора с  экраном
   для   демонстрации   фильмов   и   диапозитивов.   Для   активного
   использования площади класса гигиены в нем можно расположить (если
   в  этом  есть необходимость и если позволяют условия) аппараты для
   физиотерапевтического воздействия, стоматологическую установку.
       При невозможности   организации   в   школе  кабинета  гигиены
   необходимо обеспечить наличие уголка гигиены полости рта,  который
   организуется  на  одном  из  этажей  школ и оборудуется средствами
   наглядной агитации.  Возможно и  целесообразно  использование  для
   этих целей уголка в школьной столовой.
       Подобные кабинеты могут быть открыты и в "Центрах здоровья", в
   отделениях    профилактики    общелечебных   и   стоматологических
   поликлиник.
   
         Организация и общие принципы урока гигиены полости рта
   
       Уроки гигиены полости  рта  проводятся  медсестрами  школ  при
   непосредственном  содействии  педагогов,  они  включаются  в общую
   сетку занятий школьников.  В 1-3 классах школ занятия  проводят  2
   раза в месяц,  а в 4-10 классах - 1 раз в месяц, что соответствует
   16 и 8 занятиям в течение года.
       Урок гигиены  полости  рта  состоит  из 3 частей:  санитарно -
   просветительной,  обучения методам гигиены полости рта и  контроля
   качества полученных навыков.
       Санитарно -  просветительная  часть  занятий   предусматривает
   информирование  детей  в  виде  бесед о строении зубов и их роли в
   жизни человека, о роли зубного налета в возникновении заболеваний,
   о   роли   рационального  питания  в  укреплении  зубов,  о  вреде
   сладостей,  о гигиеническом уходе  за  полостью  рта  и  принципах
   выбора  и  хранения  зубных щеток.  Эта часть урока не должна быть
   более 10-15 мин.
       Следующая его  часть  - обучение методам гигиены полости рта -
   предусматривает подробный рассказ и показ на  муляжах  и  плакатах
   правил  чистки зубов.  Оценка эффективности усвоенного материала и
   закрепление полученных навыков осуществляется при  самостоятельной
   чистке   зубов   ребенком   под  контролем  медицинской  сестры  и
   исправлением  выявленных  ошибок.  Для  этой  цели  очень   важным
   является  использование  способов  контроля  качества чистки зубов
   (см.  приложение 1)  с  помощью  красителей  (индексы  Федорова  -
   Володкиной   или   Грин   -   Вермильона).   План  занятия  должен
   составляться заранее с учетом поэтапного освоения теоретического и
   практического материала по принципу от простого к сложному. Состав
   урока может изменяться в зависимости  от  наличия  или  отсутствия
   класса  гигиены  полости  рта,  наличие  которого  является важным
   фактором качества и успеха гигиенического воспитания подростков. В
   силу  этого  администрация школы и стоматологическая служба должны
   приложить максимум усилий для его организации.
       Если класс  гигиены  полости рта в школе есть,  то медсестра в
   обусловленное  время  приводит  в  него  школьников  и   все   три
   составляющие  урока  гигиены  проходят  там.  Сестра  рассказывает
   запланированную   тему   санитарно   -   просветительной   работы,
   показывает  на  макетах или моделях челюстей в окклюдаторе правила
   чистки зубов,  затем каждый или  определенная  группа  школьников,
   используя  свою  личную зубную щетку,  чистит зубы перед зеркалом,
   медсестра проводит контроль качества чистки и  исправляет  ошибки.
   Весь  этот  процесс  с комментариями демонстрируется перед другими
   детьми.
       В случае  отсутствия  класса  гигиены  полости рта медсестра в
   соответствии с запланированным расписанием уроков приходит в класс
   к  школьникам,  приносит  с  собой  необходимые средства наглядной
   агитации (муляжи,  модели,  плакаты и т.д.),  проводит санитарно -
   просветительную беседу,  обучение на моделях правилам чистки зубов
   и оценки ее эффективности (метод окрашивания зубов) у  одного  или
   нескольких учащихся.  Однако, даже при отсутствии приспособленного
   класса гигиены возможно проведение контролируемой чистки  зубов  в
   уголке  гигиены  при  школьных  столовых.  Следует обеспечить лишь
   установку зеркал над каждой из раковин и наличие у учащихся зубных
   щеток (лучше портативных складных).
   
               Организация гигиенического  обучения детей
                        в дошкольных учреждениях
   
       Особенности режима работы дошкольных учреждений и пребывание в
   них  детей  в  целом  создают  благоприятные условия для успешного
   обучения их основам гигиены полости рта.
       Реализация всей    профилактической    работы   в   дошкольных
   учреждениях,   в   том   числе   и   гигиенического   ее   раздела
   осуществляется   под   руководством  стоматологической  службы,  а
   ответственным  лицом  за  ее   выполнение   назначается   врач   -
   стоматолог,  лично участвующий в оказании стоматологической помощи
   детям в этом учреждении.
       В обязанность  врача  -  стоматолога  кроме работы по оказанию
   лечебной помощи  входит  проведение  специальных  профилактических
   мероприятий    по   показаниям   в   зависимости   от   конкретной
   эпидемиологической    ситуации,     проведение     санитарно     -
   просветительной   работы   с   педагогами,   средним   медицинским
   персоналом  детских  садов  и  комбинатов.  Этот   раздел   работы
   стоматолога  предусматривает  специальную подготовку лиц,  которые
   повседневно контактируют с детьми с одной  стороны  и,  с  другой,
   должны   информировать   родителей   о   необходимости  воспитания
   гигиенических навыков во время пребывания ребенка в  кругу  семьи.
   Учитывая   решающее   значение   уровня   специальной   подготовки
   работников  дошкольных  учреждений  в  обеспечении   эффективности
   гигиенического    обучения    детей    основам   стоматологической
   профилактики,   следует   в   качестве   ответственных   лиц    за
   профилактическую  работу  в каждом конкретном учреждении назначать
   наиболее компетентных в  специальных  вопросах  и  инициативных  в
   организаторском    плане    врачей    -    стоматологов    детских
   стоматологических поликлиник и отделений.
       Вся работа   по   стоматологическому   аспекту  гигиенического
   воспитания    в    дошкольных    учреждениях    проводится     при
   непосредственном  участии  воспитателей,  под контролем педагога -
   методиста  и  старшей  медсестры.  Общее  руководство,   как   уже
   отмечалось, осуществляет врач - стоматолог детский.
       При планировании занятий с детьми младшего возраста (начиная с
   3 лет) следует, как уже говорилось, соблюдать поэтапность освоения
   отдельных  гигиенических  навыков  по  принципу  от   простого   к
   сложному.
       Для школьников   особое   значение    в    привитии    стойких
   гигиенических   навыков   имеет   частая  повторяемость  элементов
   стоматологической гигиены.  В этой связи следует  ежедневно  после
   обеда  перед  дневным  сном  проводить  контролируемое  полоскание
   полости рта водопроводной водой. При закреплении этой привычки как
   обязательного  элемента личной гигиены можно приступить к обучению
   пользования зубной щеткой и т.д.  с постепенным увеличением объема
   технических   навыков  в  соответствии  с  общими  педагогическими
   принципами.
       Одним из   положительных  моментов  организационного  плана  в
   полноценном гигиеническом воспитании дошкольников является наличие
   в  каждой из групп санитарного блока.  Здесь следует предусмотреть
   размещение раковин с вмонтированными над  ними  зеркалами.  Зубные
   щетки  лучше  хранить  в  индивидуальных  пластмассовых  стаканах.
   Возможно  изготовление   для   этих   целей   клеенчатых   кассет,
   обеспечивающих хранение щеток в 2 ряда,  расположенных в шахматном
   порядке с целью предотвращения стекания влаги с верхних на нижние.
       Одним из   важнейших  критериев  эффективности  гигиенического
   воспитания в дошкольных учреждениях является  стойкое  закрепление
   основных  навыков  по уходу за полостью рта к 6-летнему возрасту с
   перерастанием  их  в  потребность.  Причем,  эти  элементы  личной
   гигиены  должны  формироваться  на прочно усвоенных знаниях о роли
   гигиенического ухода за  полостью  рта  в  обеспечении  сохранения
   зубов и здоровья в целом.
   
            Формы и методы гигиенического обучения детей
   
       Основной целью    гигиенического   обучения   детей   является
   воспитание правильных, систематичных и осознанных навыков по уходу
   за   полостью   рта,   основанных   на   твердой   убежденности  в
   действенности    рациональной     гигиены     в     предупреждении
   стоматологических заболеваний.
       Во многом достижение этой цели зависит от  правильного  выбора
   форм  и  методов  гигиенического обучения с учетом возраста детей,
   наличия или  отсутствия  класса  гигиены,  обеспечения  средствами
   наглядной  агитации  и  материально - технического обеспечения,  а
   также уровнем  специальной  подготовки  медицинского  персонала  и
   педагогов.
       Гигиеническое воспитание состоит из двух основных разделов:
       - санитарно   -   просветительной   работы,  предусматривающей
   доведение до  населения  информации  об  основных  факторах  риска
   возникновения  стоматологических  заболеваний,  об индивидуальных,
   семейных и коллективных мерах их предупреждения;
       - обучение   методу  гигиенического  ухода  за  полостью  рта,
   предусматривающее  привитие  правильных  и   эффективных   приемов
   удаления  зубного  налета  и  остатков  пищи с поверхности зубов и
   межзубных промежутков с помощью  средств  ухода  за  полостью  рта
   (зубные щетки, пасты, нити и зубочистки).
       Санитарно - просветительная работа проводится в виде двух форм
   - активной и пассивной.
       Активная ее  форма  заключается  в  непосредственном  контакте
   обучающего лица (педагога, медсестры, стоматолога) с контингентами
   детей.  Основными  методами  активной  санпросветработы   является
   беседа   с   группой   детей,  лекция  в  классе,  выступление  на
   родительском собрании. Эффективность данного вида работы во многом
   зависит  от  подготовки  и  уровня  гигиенических знаний и навыков
   специалиста,  проводящего занятия,  а  также  от  адаптированности
   излагаемого  материала непосредственно к той аудитории слушателей,
   с которой проводятся занятия, беседы, лекции.
       Пассивная форма    санитарного   просвещения   предусматривает
   ознакомление    различных    слоев    населения     с     основами
   стоматологической   профилактики   с   помощью  средств  наглядной
   агитации  (плакаты,  памятки,  стенды,  фильмы,  диапозитивы).  Ее
   проведение не требует постоянного участия педагогов и медицинского
   персонала,  что упрощает  воспитательный  процесс.  Правильное  ее
   оформление  и  размещение  играет  важную роль в привлечении к ней
   внимания и интереса детского коллектива.
       Примером конкретного  использования средств пассивной агитации
   может быть размещение плакатов о принципах  гигиены  полости  рта,
   рационального  питания  в  школьных столовых,  в коридоре рядом со
   стоматологическим кабинетом.  При этом лучше организовать не одну,
   а  две  выставки  средств наглядной агитации,  предназначенных для
   детей младших и старших классов,  а разместить их соответственно в
   местах наиболее частого пребывания детей каждого из возрастов.
       Деление санитарно  -  просветительной  работы  на  активную  и
   пассивную формы в известной степени условно,  т.к.  при проведении
   бесед,  практических занятий  в  классах  гигиены,  чтении  лекций
   старшим   школьникам,  родителям  для  обеспечения  наглядности  и
   доходчивости   излагаемого   материала   требуется   использование
   наглядных  пособий.  С  другой стороны,  эффективность санитарно -
   просветительной работы только путем оформления  стенной  наглядной
   агитации находится на относительно низком уровне.
       Во многом  это   обусловлено   тем,   что   без   комментариев
   специалиста  вложенная  информация  в  средства наглядной агитации
   практически не усваивается. Срабатывает механизм ее невосприятия в
   связи с практикуемой обильной стенной агитацией в школах и детских
   учреждениях,  касающейся  различных  аспектов  поведения   ребенка
   (правила    поведения    на   улице,   профилактика   инфекционных
   заболеваний,  в помощь родителям и т.д.). Особенно это относится к
   детям дошкольного возраста и ученикам младших классов.
       Вторая составляющая часть гигиенического воспитания - обучение
   методам  гигиены  полости  рта,  предусматривает  привитие стойких
   навыков грамотного,  осознанного и регулярного ухода  за  полостью
   рта.
       Основной формой  этого   раздела   гигиенического   воспитания
   является  обучение детей в классах или уголках гигиены полости рта
   правилам пользования зубной щеткой с применением зубной  пасты  из
   расчета  наиболее  эффективного  удаления  мягкого  налета со всех
   поверхностей зубов.
       Занятия в  школе  проводятся под непосредственным контролем со
   стороны медсестры и педагога в классе или уголке  гигиены  полости
   рта. Повторяемость таких занятий, обеспечение постоянного контроля
   за качеством гигиенического ухода,  высокая убежденность  детей  в
   эффективности  осуществляемых  мероприятий  способствует  стойкому
   закреплению рациональных методов ухода за полостью рта.
   
             Критерии эффективности гигиенического обучения
                                 детей
   
       С точки  зрения  диалектики  гигиенического воспитания,  навык
   ухода  за  полостью  рта  -  это  конечный  результат   адекватных
   представлений, знаний и конкретного умения. Однако представления и
   знания зачастую находятся в противоречии с  конкретным  умением  и
   навыками.  В  этой  связи  одним  из  важнейших условий устранения
   указанного противоречия является постоянный контроль уровня знаний
   и представлений,  их соответствия навыкам по уходу за полостью рта
   и  медицинской  эффективности   всего   комплекса   гигиенического
   воспитания.
       Ближайшими критериями  эффективности  гигиенического  обучения
   являются  изменения  значений гигиенического индекса в сторону его
   уменьшения по сравнению с исходным значением.  Достичь этого можно
   уже  в  первые 2-3 месяца работы по профилактике стоматологических
   заболеваний.  Одновременно с улучшением гигиенического индекса <*>
   уменьшается  распространенность гингивитов,  кровоточивости десен.
   Изменение уровня знаний о роли гигиены полости рта в  профилактике
   стоматологических  заболеваний  оценивается  с  помощью  анкетного
   опроса до и в процессе гигиенического обучения.  При анализе анкет
   следует   выявлять   наиболее  характерные  ошибки  в  ответах  на
   поставленные  вопросы  и  с  учетом  их  исправления   планировать
   проведение санитарно - просветительной работы.
       --------------------------------
       <*> Рассчитывается     по    интенсивности    окраски    зубов
   определенными растворами.
   
       Отдаленными критериями эффективности  гигиенического  обучения
   является изменение уровня заболеваемости зубов и тканей пародонта.
   Тенденция к снижению из года в год интенсивности  поражения  зубов
   кариесом  является  доказательством эффективности профилактических
   мероприятий.  Однако следует  учитывать,  что  объективно  оценить
   изменение уровня заболеваемости кариесом детей можно не ранее, чем
   через 5 лет.  С этой целью до  начала  внедрения  профилактических
   мероприятий   в  школах  проводят  стоматологическое  обследование
   12-летних детей (30-40 человек),  рассчитывают индекс  КПУ  и  его
   структуру,  проводят  определение и индексов гигиены полости рта и
   состояния тканей пародонта (CPIT N).
       Через 5  лет повторяют обследование 12-летних детей и проводят
   сравнение полученных данных с результатами 5-летней давности,  при
   необходимости    вносят   коррективы   в   план   профилактических
   мероприятий.
   
   
   
   
                                                       Приложение N 1
   
         ИНДЕКСЫ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА И МЕТОДИКА ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
   
       1. Индекс Федорова - Володкиной
       Вестибулярная поверхность  шести  нижних   фронтальных   зубов
   (резцы  и  клыки)  после  предварительного  высушивания  смазывают
   йодистокалиевым  раствором   Шиллера   -   Писарева,   включающего
   следующие компоненты:
       йод кристаллический - 1,0
       йодистый калий - 2,0
       дистиллированная вода - 40,0
       При отсутствии   данного   раствора   для   этой   цели  может
   использоваться 2-3% настойка йода.
       Через 1    минуту    после    прокрашивания    дается   оценка
   гигиенического состояния полости рта по пятибальной шкале:
       окрашивание всей поверхности коронки зуба -  5 баллов,
       окрашивание 3/4 коронки  - 4 балла,
       окрашивание 1/2 коронки  - 3 балла,
       окрашивание 1/4 коронки  - 2 балла,
       окрашивание отсутствует  - 1 балл.
       Гигиенический индекс рассчитывается по формуле:
   
                       сумма баллов 6 окрашенных зубов
                  ГИ = -------------------------------
                             6 (количество зубов)
   
       Пример расчета: 3 - 1 балл
                       2 - 2 балла
                       1 - 3 балла
                       1 - 4 балла
                       2 - 3 балла
                       3 - 2 балла
   
                      1 + 2 + 3 + 4 + 3 + 2   15
                 ГИ = --------------------- = -- = 2,5
                               6              6
   
       Оценка полученных результатов проводится следующим образом:
       1,1 - 1,4 - гигиеническое состояние полости рта хорошее;
       1,5 - 1,8 - удовлетворительное;
       1,9 - 2,5 - неудовлетворительное;
       2,6 - 2,8 - плохое;
       2,9 - 5,0 - очень плохое
   
       2. Индекс Грин - Вермильона
       Для определения  индекса Грин - Вермильона исследуют следующие
                                                           6 | 6
   поверхности   зубов:  щечную  и  язычную  поверхности  -------   и
                                                           6 | 6
   губную  поверхность  I _|_ I.  На   всех   поверхностях    сначала
   определяют зубной  налет,  а  затем  зубной   камень.   Используют
   следующую систему определения зубного налета:
       0 - отсутствие зубного налета;
       1 - зубной налет покрывает не более 1/3 поверхности зуба;
       2 -  зубной  налет  покрывает  более  1/3,  но  не  более  2/3
   поверхности зуба;
       3 - зубной налет покрывает более 2/3 поверхности зуба.

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz