Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПИСЬМО ЦБ РФ ОТ 27.11.97 N 22-Т ОБ УСИЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА ДОСТОВЕРНОСТЬЮ ОТЧЕТНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                        ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ
   
                                 ПИСЬМО
                      от 27 ноября 1997 г. N 22-Т
   
                 ОБ УСИЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА ДОСТОВЕРНОСТЬЮ
                    ОТЧЕТНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
   
       Банк России  рассмотрел  результаты  второго  этапа   проверок
   достоверности   отчетности   кредитных   организаций,  проведенных
   территориальными  учреждениями  в  соответствии  с  указаниями  от
   06.11.96   N  03-15-3/1229  и  последующими  письмами,  и  считает
   необходимым обратить внимание на следующее.
       1. Отдельные  территориальные учреждения не выполнили указания
   Банка России от 06.11.96 N 03-15-3/1229 в части:
       - соблюдения    сроков    представления    отчетности.    Так,
   Национальным  банком  Республики  Тыва  материалы  представлены  с
   задержкой  на  3  дня,  Главными  управлениями  по  Ростовской   и
   Волгоградской областям,  Национальным банком Республики Калмыкия -
   на 5 дней,  Главным управлением по Приморскому краю - на  7  дней,
   Главными  управлениями  по  Самарской  области  -  на  8 дней,  по
   Астраханской области - на 14 дней,  по Пермской  области  -  более
   месяца,  Национальным  банком  Республики  Саха (Якутия) данные по
   приложениям   N  1 и 2   к  письму   Банка  России   от   11.02.97
   N 03-15-3/261  представлены в электронном виде по системе РЕМАРТ с
   задержкой на 27 дней,  что  затруднило  свод  данных  в  целом  по
   России;
       - полноты   охвата   кредитных   организаций  проверками.  При
   количестве действующих поднадзорных банков до 50  не  все  из  них
   проверили   Главные   управления   по  Волгоградской,  Пензенской,
   Челябинской   и   Иркутской   областям,   по   Приморскому   краю,
   Национальные  банки Республик Саха (Якутия),  Бурятия и Татарстан.
   Главное  управление  по  городу   Москве   проверило   менее   30%
   поднадзорных банков,  при этом недостоверность отчетности выявлена
   в 74%  проверенных.  Это  вызывает  обеспокоенность  за  состояние
   работы по контролю за достоверностью отчетности.
       2. Несмотря на то, что в письме Банка России от 20.06.97 N 473
   "О   мерах  по  усилению  контроля  за  достоверностью  отчетности
   кредитных организаций" внимание  территориальных  учреждений  было
   обращено  на  вопросы  качества  проверок,  Главные  управления по
   Читинской,  Сахалинской,  Омской  и  Оренбургской   областям,   по
   Приморскому и Красноярскому краям,  Чукотскому автономному округу,
   Национальные банки Республик Саха (Якутия) и Калмыкия, ОПЕРУ-2 при
   ЦБ РФ представили недостаточно проработанные материалы,  в связи с
   чем в ряде случаев была затребована дополнительная информация.
       3. Принимая  во  внимание  невыполнение  отдельными кредитными
   организациями требований территориальных учреждений  Банка  России
   по   устранению   выявленных   недостатков   и  нарушений,  о  чем
   свидетельствуют материалы повторных  проверок,  а  также  отчетные
   данные,  Главным  управлениям по Амурской,  Магаданской,  Томской,
   Владимирской,  Орловской, Ярославской, Белгородской, Астраханской,
   Пензенской,  Саратовской,  Ульяновской и Калининградской областям,
   Еврейской  автономной   области,   Ставропольскому,   Приморскому,
   Хабаровскому   и   Краснодарскому   краям,  Ингушской  Республике,
   Национальным банкам Республик Татарстан  и  Хакасия  необходимо  в
   отношении таких кредитных организаций применить более жесткие меры
   воздействия.
       4. Территориальным учреждениям Банка России необходимо:
       - усилить меры надзорного реагирования,  вплоть до направления
   ходатайств об отзыве лицензий на осуществление банковских операций
   у  кредитных  организаций  и  постановки  вопросов  о   ликвидации
   филиалов,  у  которых  при  повторных  проверках вновь установлены
   факты ранее выявленных нарушений и которые не выполняют требования
   по их устранению;
       - принять меры к улучшению анализа отчетности,  представляемой
   кредитными   организациями  и  их  филиалами,  повышению  качества
   проверок на местах.
       В связи  с  введением  с  начала 1998 года нового плана счетов
   бухгалтерского  учета  необходимо  повышенное   внимание   уделить
   вопросам   оказания   помощи  кредитным  организациям  в  процессе
   перехода на ведение бухгалтерского учета и составления  отчетности
   в соответствии с требованиями нового плана счетов.
       5. Материалы о проведенных проверках за II полугодие 1997 года
   просим  представить  в порядке и в сроки,  определенные указаниями
   Банка  России  от   06.11.96   N   03-15-3/1229   и   последующими
   дополнениями к ним.  Одновременно территориальные учреждения Банка
   России   представляют   материалы    по    повторным    проверкам,
   произведенным  за указанный период.  При этом приложения к письмам
   от 11.02.97 N 03-15-3/261 и от 05.09.97 N 15-4/696  представляются
   раздельно по проверкам, осуществленным впервые и повторно, а также
   раздельно по кредитным организациям  (приложение  N  1),  филиалам
   кредитных  организаций  без  филиалов  Сбербанка (приложение N 2),
   филиалам Сбербанка (приложение N 2а).
       6. Указания  по  проведению  проверок достоверности отчетности
   кредитных организаций в 1998 году будут даны дополнительно.
   
                                             Заместитель Председателя
                                                          Д.А.КИСЕЛЕВ
   
   
   
   
   
   
                                                           Приложение
                                                к письму Банка России
                                          от 27 ноября 1997 г. N 22-Т
   
           О РЕЗУЛЬТАТАХ ВТОРОГО ЭТАПА ПРОВЕРОК ДОСТОВЕРНОСТИ
                    ОТЧЕТНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
   
       На втором    этапе    проверок    достоверности    отчетности,
   представляемой кредитными организациями в  Банк  России,  проверки
   проведены в 463 кредитных организациях, 233 филиалах (без филиалов
   Сбербанка РФ), находящихся вне территории расположения их головных
   банков, 46 филиалах Сбербанка РФ. Повторно проверена достоверность
   отчетности 41 кредитной организации в 15 регионах.
       Материалы второго  этапа  проверок,  так  же,  как  и первого,
   свидетельствуют  о  масштабности  и   множественности   нарушений,
   допускаемых кредитными организациями при составлении отчетности.
       Так, у 389,  или у 84%  проверенных кредитных  организаций,  и
   166,  или у 71%  проверенных филиалов (без филиалов Сбербанка РФ),
   выявлены  факты  недостоверности  отчетности   на   общую   сумму,
   соответственно,  11,9 трлн. рублей и 2,2 трлн. рублей. По филиалам
   Сбербанка РФ нарушения выявлены у 34,  или у 74%  проверенных,  на
   сумму 0,4 трлн. рублей.
       Из представленных территориальными учреждениями  Банка  России
   материалов   следует,   что   нарушения   допускались  в  связи  с
   неправомерными действиями кредитных  организаций,  в  основном,  в
   целях  сокрытия  негативных ситуаций и улучшения показателей своей
   деятельности   (завышения   финансовых   результатов,    занижения
   резервных   требований,  увеличения  размера  собственных  средств
   (капитала), улучшения значений экономических нормативов).
       По характеру и объему основные нарушения, выявленные на втором
   этапе   проверок   у   указанных   389   кредитных    организаций,
   классифицируются следующим образом.
       Наиболее распространенным нарушением  явилось  несвоевременное
   отнесение   на   соответствующие  счета  просроченных  кредитов  и
   процентов по ним - у 273 кредитных организаций ( у 70%  ) на общую
   сумму 1,8 трлн.  рублей, что привело к недоформированию резерва на
   возможные потери по ссудам и, как следствие, завышению результатов
   финансовой    деятельности,   капитала,   значений   экономических
   нормативов.
       Многочисленные нарушения    установлены    по   неправомерному
   использованию  счетов  действующего  Плана  счетов  бухгалтерского
   учета  -  у  219  кредитных организаций (у 56%) на сумму 9,9 трлн.
   рублей.
       Так, неоднократно   установлены   факты  использования  не  по
   назначению балансового счета N 904 "Прочие дебиторы и  кредиторы",
   а именно:
       - в качестве ссудного счета,  в том числе путем:  погашения  с
   него допущенного по расчетным счетам дебетового сальдо в целях его
   сокрытия;  выдачи наличных денежных средств юридическим лицам,  не
   имеющим  расчетных  счетов  в  банке;  выдачи  средств на оказание
   материальной помощи. Все это фактически приводило к предоставлению
   беспроцентных кредитов;
       - для  учета  расходов  по  содержанию  аппарата   управления,
   охране,  арендной  плате,  затрат  по программному обеспечению,  в
   результате чего занижались фактические расходы банка и  искажались
   (завышались) его финансовые результаты;
       - для  учета  полученных   штрафов,   пеней,   неустоек,   что
   фактически   приводило  к  занижению  доходов  и,  соответственно,
   финансовых результатов;
       - для учета собственных акций - вместо балансового счета N 034
   "Собственные акции, выкупленные у акционеров", что может приводить
   к завышению собственных средств (капитала);
       - для расчетов между филиалами  и  головным  банком  -  вместо
   открытых  для  этих  целей  балансовых счетов N 890 "Расчеты между
   учреждениями одного банка" и N  893  "Расчеты  между  учреждениями
   одного банка по перераспределению кредитных ресурсов".
       Многими кредитными организациями допускались нарушения в части
   неправомерного  использования  счетов при учете операций по ценным
   бумагам,  что приводило к  недосозданию  резерва  под  обесценение
   ценных бумаг и искажению отчетности:
       - вложения  в  акции   других   организаций   учитывались   на
   балансовом  счете  N  825  "Средства,  перечисленные предприятиям,
   организациям,  учреждениям,  кооперативам   для   участия   в   их
   хозяйственной  деятельности",  в  то время как эти операции должны
   были быть учтены на балансовом  счете  N  191  "Вложения  в  акции
   акционерных обществ";
       - векселя,  выпущенные местной администрацией,  учитывались на
   балансовом  счете  N  195  "Учтенные  банками  векселя  и портфеле
   банка",  а не на счете N 192 "Вложения  в  долговые  обязательства
   местных органов власти субъектов Российской Федерации";
       - просроченные векселя учитывались  на  балансовых  счетах  по
   учету  срочных  векселей,  а  не  на  счете N 197 "Учтенные банком
   векселя, не оплаченные в срок";
       - при продаже собственных векселей, в нарушение указаний Банка
   России от 23.02.95 N 26, сумма дисконта не относилась в конце года
   на расходы банка (балансовый счет N 970), а продолжала учитываться
   на балансовом счете N 941 "Расходы будущих периодов",  в  связи  с
   чем завышались финансовые результаты;
       - филиалы Сбербанка РФ  учитывали  облигации  государственного
   сберегательного  займа  на  балансовом  счете  N  194  "Вложения в
   государственные  долговые  обязательства"  по  номинальной   цене,
   вместо   цены  приобретения,  как  это  предусмотрено  действующим
   порядком в соответствии с письмом Госбанка СССР от 14.03.91 N 341;
   при   этом  разница  между  номинальной  стоимостью  и  стоимостью
   приобретения относилась на расходы банка,  что занижало финансовые
   результаты;  накопленный купонный доход в нарушение указаний Банка
   России от 06.12.95 N 136-95 в балансе на балансовом  счете  N  949
   "Полученный  и  уплаченный накопленный процентный (купонный) доход
   по процентным (купонным) долговым обязательствам" не отражался.
       При отсутствии   источников   финансирования,  учитываемых  на
   балансовых  счетах  N  172  "Собственные  средства  предприятий  и
   организаций местного подчинения для финансирования государственных
   капитальных вложений,  операционных и других  расходов"  и  N  173
   "Средства  государственного бюджета для финансирования капитальных
   вложений, операционных и других расходов", неправомерно отражались
   операции на балансовом счете N 182 "Финансирование государственных
   капитальных вложений,  операционных  и  других  расходов  за  счет
   средств  местных  бюджетов  и  средств  предприятий  и организаций
   местного  подчинения",  то   есть   фактически   с   этого   счета
   предоставлялись кредиты.
       При наличии у клиента картотеки по внебалансовому счету N 9929
   "Расчетные  документы,  не  оплаченные  в  срок" имели место факты
   неправомерного  погашения  просроченных  процентов  по  ссудам   с
   текущего  валютного  счета  клиента  через  балансовый  счет N 917
   "Дебиторы по конверсионным  сделкам  в  рублях",  минуя  расчетный
   счет.
       Неправомерно использовался и балансовый счет N  010  "Уставный
   фонд"  для  погашения  просроченных  кредитов и процентов по ним с
   последующим  восстановлением  погашенных   сумм.   Фактически   же
   получалось,   что  с  этого  счета  завуалировано  предоставлялись
   акционерам банка беспроцентные  ссуды  на  погашение  просроченной
   задолженности.
       Также имели  место  нарушения  установленных  правил   ведения
   бухгалтерского учета следующего характера.
       Несоответствие аналитического учета синтетическому выявлено  у
   49 кредитных организаций (у 12%) на сумму 0,2 трлн. рублей.
       Недостоверный учет (по балансовому счету N 915 и внебалансовым
   счетам  N 9919 и N 9920) не оплаченных в срок расчетных документов
   из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах установлен  у
   51 кредитной организации в сумме 0,3 трлн. рублей.
       Факты недостоверности, а именно завышения показателей качества
   кредитного  портфеля  установлены  у  198 кредитных организаций (у
   51%),  в связи с чем был занижен резерв  на  возможные  потери  по
   ссудам  на сумму 1,6 трлн.  рублей и имели место вытекающие отсюда
   негативные последствия.
       Недостоверность расшифровок  по  отдельным  балансовым счетам,
   используемых при расчете экономических нормативов в соответствии с
   инструкцией Банка России от 30.01.96 N 1, выявлена у 166 кредитных
   организаций  (у   43%).   Это   привело   к   искажению   значений
   экономических нормативов, а также сокрытию фактов их невыполнения.
       Неправильное отражение  по  балансу   полученных   доходов   и
   произведенных   расходов  привело  в  одних  случаях  к  завышению
   финансовых результатов - у 149 кредитных организаций  (у  38%)  на
   сумму  1,7  трлн.  рублей,  в  других  -  к  занижению  финансовых
   результатов - у 41 организации (у 11%) на сумму 0,1 трлн. рублей.
       Факты неправомерного формирования уставного капитала  выявлены
   у 63 кредитных организаций (у 16%) на сумму 0,2 трлн. рублей.
       В нарушение   установленного   порядка   отдельные   кредитные
   организации формирование уставного фонда производили за счет:
       - взносов   в   иностранной  валюте  предприятий,  не  имеющих
   лицензии на совершение валютных операций,  связанных  с  движением
   капитала;
       - бюджетных и заемных средств;
       - продажи учредителям 20%  акций (долей) кредитной организации
   без предварительного согласования с Банком России.
       Серьезным нарушением   явилось   неправомерное    формирование
   резервного  фонда  за  счет  предоставленных пайщикам (акционерам)
   кредитов путем перечисления их в  день  выдачи  в  резервный  фонд
   банка.  Указанная операция привела к завышению собственных средств
   (капитала) банка и улучшению значений экономических нормативов.
       Недопустимы факты     незаконного     формирования      фондов
   экономического   стимулирования  (балансовый  счет  N  016  "Фонды
   экономического стимулирования") за счет кредитных  ресурсов  путем
   увеличения ссудной задолженности.
       Имело место  перечисление  банком  средств   для   участия   в
   деятельности  сторонней организации и отражение перечисленных сумм
   на балансовом счете N 825 "Средства,  перечисленные  предприятиям,
   организациям,   учреждениям,   кооперативам   для   участия  в  их
   хозяйственной  деятельности"  без  подтверждения  данной  операции
   соответствующими документами об участии.
       Установлены факты нарушений порядка предоставления и погашения
   кредитов,   что   искажало   отчетность,  а  нередко  приводило  к
   затруднениям при взыскании ссуд в случаях их невозврата:
       - кредиты выдавались без заявления ссудозаемщиков, на цели, не
   предусмотренные договорами,  без установления срока возврата и без
   обеспечения;
       - ссуды  выдавались  со  счетов,  не  соответствующих  статусу
   ссудозаемщика.  Так,  отделению Пенсионного фонда был предоставлен
   кредит   со  счета  N  477  "Акционерные  общества  и  общества  с
   ограниченной ответственностью - ссудные счета" вместо  балансового
   счета N 806 "Кредиты Пенсионному фонду Российской Федерации";
       - пролонгация   ссуд   производилась    без    заключения    с
   ссудозаемщиком  дополнительного  соглашения к кредитному договору,
   без определения  срока погашения  или же  на  срок  по  усмотрению
   самого заемщика, то есть на неопределенный срок;
       - на  одном  лицевом  счете одновременно учитывалось несколько
   ссуд  с  разными  сроками  погашения  и   различными   процентными
   ставками;
       - сумма  принятых  срочных  обязательств  не   соответствовала
   остаткам   по   внебалансовому  счету  N  9921  "Обязательства  по
   кредитам";
       - в   обеспечение  кредита  принимался  залог  при  отсутствии
   документов,  подтверждающих   его   стоимость,   а   также   право
   собственности заемщика на предмет залога;
       - в обеспечение выданных ссуд  принимались  собственные  акции
   кредитной  организации,  то  есть  в  случае  невозврата заемщиком
   кредит должен быть "погашен" за  счет  собственных  средств  путем
   выкупа  своих же акций;  погашение ссуд производилось самим банком
   за счет увеличения расходов,  то есть также  за  счет  собственных
   средств;
       - учет  принятого  в  обеспечение  кредита  залога  велся   по
   внебалансовому  счету N 9922 "Принятый залог по выданным кредитам"
   общей суммой без отражения по отдельным лицевым счетам.
       Как выявлено  проверками,   не   все   кредитные   организации
   осуществляют надлежащий контроль за порядком ведения предприятиями
   кассовых  операций: в  нарушение указаний Банка России от 30.09.94
   N 113  имели  место  случаи,  когда  лимит  остатка  денег в кассе
   клиентам не устанавливался.
       Допускались нарушения  порядка  открытия  счетов   и   ведения
   юридических дел. Так, открывались счета и велись юридические дела:
       - при отсутствии свидетельства о регистрации организации;
       - без заявления клиентов на открытие счета;
       - при  отсутствии  устава  организации  или  его  ненадлежащем
   оформлении (не пронумерован, не прошнурован, не скреплен печатью);
       - при отсутствии справок из налоговой инспекции и из различных
   фондов   (пенсионного,   социального   страхования,  обязательного
   медицинского страхования);
       - с принятием карточек с  образцами  подписей,  не  заверенных
   нотариально;
       - без заключения договоров на обслуживание.
       Не единичны   случаи,   когда   номера    балансовых    счетов
   присваивались   организациям   неправильно:   без  учета  рода  их
   деятельности и статуса.
       Установлены факты нарушений при осуществлении внутрибанковских
   операций:
       - выдача   денежных   средств   под  отчет  производилась  без
   заявления подотчетного  лица,  без  представления  им  отчетов  об
   использовании ранее полученных сумм;
       - отчет  принимался  без  документов,  подтверждающих  целевое
   использование денежных средств;
       - подотчетные  суммы  числились  за  подотчетными лицами более
   года;
       - не  выписывались  приходные  кассовые ордера на полученные в
   РКЦ наличные денежные средства.
       По многим   банкам   выявлены    нарушения    организационного
   характера,   а  именно:  отсутствуют  положения,  регламентирующие
   деятельность  банка  (о  совете   банка,   ревизионной   комиссии,
   правлении,  структурных подразделениях );  ревизионными комиссиями
   не проводятся проверки  деятельности  банков;  отсутствует  служба
   внутреннего аудита, а также последующий внутрибанковский контроль.
       Недопустимы факты составления ежедневного сводного баланса без
   учета   данных  по  всем  филиалам  и  операциям  по  корсчетам  и
   субкорсчетам, что выявлено у 8 кредитных организаций (у 2%).
       По сообщению  территориальных учреждений Банка России,  в ходе
   проверок в 226 кредитных организациях нарушения были устранены,  в
   том числе внесены соответствующие изменения по балансовым счетам.
       В отношении   кредитных   организаций,  допускающих  нарушения
   достоверности отчетности, территориальные учреждения Банка России,
   в    соответствии    с   действующим   порядком,   применяют   как
   предупредительные,  так  и  принудительные  меры  воздействия.   С
   руководством  336 кредитных организаций проведены деловые встречи,
   где рассматривались выявленные недостатки и  пути  их  устранения.
   Кроме  того,  в  643  случаях  кредитным  организациям  направлены
   предписания о принятии мер  по  устранению  выявленных  нарушений.
   Предъявлены  требования:  об усилении внутрибанковского контроля -
   264  кредитным  организациям,  о  представлении  планов  санации -
   216 организациям.  По 49 кредитным организациям поставлен вопрос о
   замене руководителей и главных бухгалтеров.  Взыскано с  кредитных
   организаций     штрафов     в   размере   2,6  млрд.  рублей  (при
   3,8 млрд. рублей, предъявленных ко взысканию).
       В дополнение  к  ранее  действующим мерам по ограничению круга
   выполняемых  банковских  операций  (317  случаев)  вновь   введены
   дополнительные  ограничения в 59 случаях.  При ранее действующих в
   145  случаях  запретах  на  осуществление   отдельных   банковских
   операций дополнительно введены запреты в 25 случаях.
       По 44  кредитным  организациям,  допустившим  нарушения  и  не
   выполнившим  требования  по  их  устранению,  приняты  решения   о
   применении  крайних  мер  воздействия  и  в Банк России направлены
   ходатайства  об  отзыве  лицензий  на   осуществление   банковских
   операций.   Направлено  также  ходатайство  о  введении  временной
   администрации в 1 организации.
       По 195 кредитным  организациям  территориальными  учреждениями
   Банка России запланировано провести повторные проверки.
       В то  же  время,  как показывают материалы повторных проверок,
   существенного улучшения положения дел в этом плане не  происходит.
   Так,   из  повторно  проверенной  на  втором  этапе  41  кредитной
   организации у 35,  или у 85%, вновь установлены факты нарушений на
   сумму 0,3 трлн. рублей, аналогичных выявленным первоначально у 88%
   проверенных банков.
       У многих    кредитных    организаций   выявленные   недостатки
   отмечались и  ранее  предшествующими  проверками  Банка  России  и
   аудиторскими службами.
       Приведенные факты свидетельствуют  о  недостатках  надзора  за
   кредитными   организациями  и  непредъявлении  им  соответствующих
   требований,  а также о неадекватности применяемых  мер  надзорного
   реагирования   и  необходимости  их  усиления,  вплоть  до  отзыва
   лицензий у банков,  нарушающих пруденциальные нормы деятельности и
   не принимающих мер к устранению допущенных нарушений.
   
                                                Директор Департамента
                                                      пруденциального
                                                  банковского надзора
                                                      А.Ю.СИМАНОВСКИЙ
   
   
   ------------------------------------------------------------------


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz