Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 18.11.97 N ГКПИ 97-398/399 ПО ДЕЛУ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМИ АКТОВ ГОСКОМИМУЩЕСТВА РФ ОБ АННУЛИРОВАНИИ ЛЬГОТ ПО ПРИОБРЕТЕНИЮ АКЦИЙ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                РЕШЕНИЕ
                от 18 ноября 1997 г. N ГКПИ 97-398/399

       Именем Российской Федерации

       Верховный Суд в лице:

   председательствующего - судьи Верховного Суда        Редченко Ю.Д.
   при секретаре                                         Поповой Ю.В.
   с участием прокурора                                Федотовой А.В.

       рассмотрев  в открытом  судебном заседании гражданское дело по
   заявлению Харючи Галины Павловны и Ямру Евгения Ильича о признании
   незаконными  распоряжения  Государственного комитета по управлению
   государственным  имуществом  от  26  апреля 1995 г.  N 607-р и его
   писем  от  7 июля  1995  г.  N  АР-8/6126  и от  13  мая  1996  г.
   N АР-8/3572   в  части,    касающейся   аннулирования   льгот   по
   приобретению    акций    акционерных   обществ,    созданных   при
   преобразовании  предприятий и объединений по транспортировке нефти
   и нефтепродуктов, малочисленными народами Севера,

                              установил:

       Заявители Харючи Г.П.  и Ямру Е.И.  обратились в Верховный Суд
   Российской  Федерации  с вышеуказанным требованием,  сославшись на
   то,  что  изданные  Госкомимуществом  оспариваемые  распоряжение и
   письма  в части,  касающейся  фактического  аннулирования льгот по
   приобретению    акций    указанных    выше   акционерных   обществ
   малочисленными  народами  Севера,  противоречат  пп.  "в" пункта 5
   Указа  Президента  от  17  ноября 1992 г.  N 1403 "Об особенностях
   приватизации     и   преобразования    в   акционерные    общества
   государственных   предприятий,    производственных   и  научно   -
   производственных   объединений   нефтяной,   нефтеперерабатывающей
   промышленности   и нефтепродуктообеспечения",   предусматривающему
   такие льготы.
       В  заявлениях указывают также на то,  что на этапе перехода от
   чековой  к денежной  приватизации  произошло  лишь изменение формы
   оплаты  акций  приватизируемых  предприятий (приватизационные чеки
   были  заменены  денежными средствами).  Такой переход от чековой к
   денежной   приватизации  не  мог  повлечь  за  собой,   по  мнению
   заявителей,    лишение   малочисленных   народов   Севера   льгот,
   установленных Указом Президента от 17 ноября 1992 г. N 1403.
       Кроме того, оспариваемые распоряжение и письма Госкомимущества
   носят   нормативный   характер   и  в  связи   с  этим   подлежали
   государственной   регистрации   и  опубликованию   для   всеобщего
   сведения.  Однако  они  такой  регистрации  не  прошли  и не  были
   опубликованы,  а  поэтому,  как  принятые  с нарушением требований
   действующего законодательства, не должны применяться.
       В  судебном  заседании  представитель заявителей Просянко В.П.
   заявленные ими требования поддержал,  пояснив при этом о том,  что
   оспариваемые  распоряжение  и письма Госкомимущества взаимосвязаны
   между  собой,  они  нарушают права малочисленных народов Севера на
   установленные  им  льготы по приобретению акций,  а поэтому в этой
   части  они  являются  незаконными.  В  связи  с этим  он  и просил
   признать их таковыми в указанной части.
       Представитель    Министерства    государственного    имущества
   (правопреемника  Госкомимущества)  Мартьянова Е.А.  с требованиями
   заявителей   не   согласилась   и просила  об  оставлении  их  без
   удовлетворения,   сославшись  на  то,   что  установленные  Указом
   Президента  от  17 ноября 1992 г.  N 1403 льготы для малочисленных
   народов  Севера  по  приобретению  ими  акций действовали только в
   период чековой приватизации, а с ее окончанием 1 января 1995 г.  и
   переходом  к этапу  денежной  приватизации такие льготы фактически
   утратили  силу,  о  чем  и были  даны  соответствующие разъяснения
   Госкомимуществом.    Полагает,    что   оспариваемые   заявителями
   распоряжение  и письма не носят нормативного характера,  а поэтому
   не подлежали регистрации и публикации для всеобщего сведения.
       Выслушав  объяснения  представителя заявителей,  представителя
   Министерства государственного имущества, исследовав материалы дела
   и  заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Федотовой
   А.В., полагавшей заявление удовлетворить, Верховный Суд Российской
   Федерации находит требования заявителей подлежащими удовлетворению
   по следующим основаниям.
       В  соответствии  с пп.  "в"  пункта  5 Указа  Президента от 17
   ноября   1992   г.   N   1403   "Об  особенностях  приватизации  и
   преобразования     в    акционерные    общества    государственных
   предприятий..."  оставшиеся  акции акционерных обществ,  созданных
   при   преобразовании   предприятий   и объединений,   указанных  в
   приложениях N 1 и 2, после передачи и продажи на льготных условиях
   членам   трудовых   коллективов   и  приравненным  к ним  лицам  и
   распределения  в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 5,  а
   также   15   процентов  акций  нефтяных  компаний,   образуемых  в
   соответствии с подпунктом "б" пункта 4 настоящего Указа,  подлежат
   продаже  за  приватизационные  чеки.   При  этом  Государственному
   комитету   по  управлению  государственным  имуществом  обеспечить
   продажу  всех  оставшихся  (после  передачи  и продажи на льготных
   условиях  членам  трудовых коллективов и приравненным к ним лицам)
   привилегированных   акций   и  5  процентов   обыкновенных   акций
   акционерных   обществ   на   аукционах  за  приватизационные  чеки
   населению   регионов  нефтедобычи,   относящемуся  к малочисленным
   народам Севера, и членам трудовых коллективов акционерных обществ,
   созданных   при   преобразовании   предприятий  и объединений,  по
   транспортировке нефти и нефтепродуктов.
       Как установлено судом,  письмом Госкомимущества от 13 мая 1996
   г.    N    АР-8/3572,    принятого   на   основании   распоряжения
   Госкомимущества  от 26 апреля 1995 г. N 607-р и его же письма от 7
   июля  1995 г.  N АР-8/6126,  предусмотрена продажа акций указанных
   акционерных  обществ исключительно на специализированных аукционах
   по  продаже  акций  без ограничения состава участников,  т.е.  без
   учета  содержащихся в названном выше пункте Указа Президента льгот
   по продаже акций малочисленным народам Севера.
       Названные  распоряжение  и письма  Госкомимущества  по  своему
   содержанию  носят  нормативный  характер,  однако  в установленном
   порядке  они не были зарегистрированы и опубликованы для всеобщего
   сведения.
       Указанные выше обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле
   копиями    обжалуемых    писем    и  распоряжения,    объяснениями
   представителя заявителей Просянко В.П. и другими материалами дела.
       Не   оспаривала  по  существу  этих  обстоятельств  в судебном
   заседании,  за  исключением факта отнесения названных документов к
   числу  актов нормативного характера,  и представитель Министерства
   государственного имуществе Мартьянова Е.А.
       При  таких данных,  по мнению суда,  принятые Госкомимуществом
   указанные   выше   распоряжение   и  письма  в части,   касающейся
   аннулирования   льгот   для   малочисленных   народов   Севера  по
   приобретению акций названных акционерных обществ, противоречат пп.
   "в"  пункта  5 Указа  Президента  от  17  ноября 1992 г.  N 1403 и
   нарушают  права  граждан  из числа малочисленных народов Севера на
   установленные  данным Указом Президента льготы на приобретение ими
   акций.
       Утверждение в суде представителя Министерства государственного
   имущества  Мартьяновой  В.А.  о том,  что установленные упомянутым
   выше  Указом Президента льготы для малочисленных народов Севера на
   приобретение  ими  акций распространялись только на период чековой
   приватизации,  а  с его  прекращением и переходом к этапу денежной
   приватизации  утратили  свое  действие,  не  может  быть  признано
   убедительным,  поскольку  оно ни на чем не основано и противоречит
   содержанию пп.  "в" пункта 5 Указа Президента от 17 ноября 1992 г.
   N  1403,  установившему  эту льготу,  и который никем не отменен и
   продолжает действовать до настоящего времени.
       То  обстоятельство,  что  с переходом  от  чековой  к денежной
   приватизации     продолжали    действовать    установленные    для
   малочисленных   народов   Севера  льготы  по  приобретению  акций,
   свидетельствует и содержание ч. 1 подпункта 1.5 Основных положений
   Государственной    программы    приватизации   государственных   и
   муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994
   г.,  утвержденных Указом Президента от 22 июля 1994 г.  N 1535, из
   которого следует,  что продажа акций акционерных обществ открытого
   типа,  созданных путем преобразования государственных предприятий,
   планы  приватизации  которых  были  утверждены  до 1 июля 1994 г.,
   должна  быть  осуществлена  в соответствии с утвержденными планами
   приватизации и порядком оплаты, установленным Указом Президента от
   28 июня 1994 г. N 1374 (денежными средствами).
       Из  содержания  ч.  3  этого же подпункта следует,  что акции,
   подлежащие   в соответствии  с утвержденными  до  1 июля  1994  г.
   планами   приватизации   продаже   на  специализированных  чековых
   аукционах и не проданные до принятия Основных положений,  подлежат
   продаже на аукционах или по конкурсу за деньги.  План приватизации
   АООТ  "Моснефтепродукт",  на  акции которого претендуют заявители,
   предусматривал   продажу  акций  населению  регионов  нефтедобычи,
   относящемуся к малочисленным народам Севера, к которым относятся и
   заявители,   что  подтверждается  имеющейся  в деле  копией  плана
   приватизации  объединения  "Моснефтепродукт"  (л/д 29,  пп.  6.2).
   Следовательно,  переход от чековой к денежной приватизации  сам по
   себе  не мог повлечь за собой лишение малочисленных народов Севера
   установленных  для  них льгот на приобретение акций,  а каких-либо
   указаний  в последующих  указах  Президента по этому вопросу об их
   аннулировании не содержится.
       Суд   при  этом  учитывает  также  и то  обстоятельство,   что
   приватизация объединения "Моснефтепродукт"  проведена, в нарушение
   предусмотренных  сроков,  лишь  в 1996 г.,  т.е.  в период,  когда
   действовала  уже  денежная  приватизация,  в связи с чем граждане,
   относящиеся к малочисленным народам Севера,  не по своей вине были
   лишены  возможности  использовать  предоставленные  им  льготы  по
   приобретению акций.
       Не   может   суд   согласиться   и  с  доводом   представителя
   Министерства  государственного  имущества  о том,  что  обжалуемые
   распоряжение   и  письма   Госкомимущества   не   являются  актами
   нормативного характера,  поскольку из их содержания усматривается,
   что   они   рассчитаны   на  неоднократное  применение,   касаются
   неопределенного  круга  лиц  и устанавливают  обязательные правила
   поведения,  т.е.  обладают всеми признаками правового нормативного
   акта.
       С  учетом  этого  и в  соответствии  с Указом Президента от 21
   января  1993  г.  N  104  "О нормативных актах центральных органов
   государственного  управления  Российской Федерации" названные выше
   нормативные  акты  Госкомимущества,   как  затрагивающие  права  и
   свободы   граждан,   подлежали   государственной   регистрации   и
   опубликованию для всеобщего сведения.
       В  случае  нарушения  установленного  порядка  принятия  таких
   актов   они  не  порождали  правовых  последствий  и не  подлежали
   применению.
       Из содержания ст. 15 ч. 2 Конституции также следует, что любые
   нормативные   правовые  акты,   затрагивающие  права,   свободы  и
   обязанности человека и гражданина,  не могут применяться, если они
   не опубликованы официально для всеобщего сведения.
       Так,  факт,   что   оспариваемые   правовые   акты  не  прошли
   государственную регистрацию и не были опубликованы в установленном
   порядке,  не   оспаривала   в  суде  по  существу  и представитель
   Министерства государственного имущества.
       В связи с этим данные правовые акты не подлежали применению со
   дня их принятия.
       На  основании  изложенного  и руководствуясь  ст.  191 - 197 и
   239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

                                решил:

       заявление   Харючи   Галины  Павловны  и Ямру  Евгения  Ильича
   удовлетворить.
       Распоряжение    Государственного    комитета   по   управлению
   государственным имуществом от 26 апреля 1995 г.  N 607-р,  а также
   его  письма  от  7 июля  1995  г.  N АР-8/6126 и от 13 мая 1996 г.
   N АР-8/3572   (абзац   2  этого   письма)   в  части,   касающиеся
   аннулирования  льгот  по  приобретению  акций акционерных обществ,
   созданных   при   преобразовании   предприятий   и объединений  по
   транспортировке  нефти  и нефтепродуктов,  малочисленными народами
   Севера,  признать  незаконными  (недействующими)  и не подлежащими
   применению со дня их принятия.
       Взыскать  с Министерства государственного имущества Российской
   Федерации   в пользу  заявителей  Харючи  Галины  Павловны  и Ямру
   Евгения Ильича понесенные ими расходы по уплате госпошлины в сумме
   по 12524 (двенадцать тысяч пятьсот двадцать четыре) рубля каждому.
       Настоящее  решение обжалованию и опротестованию в кассационном
   порядке   не  подлежит  и вступает  в законную  силу  со  дня  его
   провозглашения.



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz