Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПИСЬМО ГАК РФ ОТ 11.11.1997 N НФ/4853 ПО ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ СТАТЬИ 18 ЗАКОНА "О КОНКУРЕНЦИИ..."

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                                ПИСЬМО
                    от 11 ноября 1997 г. N НФ/4853
   
       В   связи  с  вопросами,  поступающими  в  ГАК  России,   и   в
   соответствии  с  правом давать разъяснения по  вопросам  применения
   антимонопольного  законодательства, предоставленным  Законом  РСФСР
   "О  конкуренции  и  ограничении монополистической  деятельности  на
   товарных  рынках" (далее - Закон), ГАК России дает  разъяснения  по
   применению ст. 18 Закона в порядке оказания методической помощи.
       1. О порядке применения п. 1 (абзац 4) ст. 18 Закона
       Если  хозяйствующий субъект - юридическое лицо,  индивидуальный
   предприниматель приобретает основные производственные средства  или
   нематериальные   активы   другого   хозяйствующего    субъекта    -
   юридического  лица, то такая сделка подпадает  под  действие  п.  1
   (абзац  4)  ст. 18 Закона (при условии соблюдения требований  п.  2
   ст. 18 Закона).
       Если  хозяйствующий субъект - юридическое лицо,  индивидуальный
   предприниматель приобретает основные производственные средства  или
   нематериальные   активы   другого   хозяйствующего    субъекта    -
   индивидуального предпринимателя, то такая сделка не  подпадает  под
   действие п. 1 (абзац 4) ст. 18 Закона.
       Пример:  3  физических лица (каждое в отдельности) приобрели  у
   одного  хозяйственного общества основные производственные средства,
   составляющие   более   10%   от   балансовой   стоимости   основных
   производственных средств и нематериальных активов  этого  общества.
   Данные сделки подпадают под действие п. 1 ст. 18 Закона.
       Далее,   физическое   лицо  -  индивидуальный   предприниматель
   приобретает  у  указанных физических лиц основные  производственные
   средства  хозяйственного общества. Данные сделки не  подпадают  под
   действие п. 1 ст. 18 Закона.
       2. Сделка приобретения акций
       Согласно  ст.  4  Закона  под  приобретением  акций  понимается
   получение  возможности  осуществления прав  голоса,  воплощенных  в
   этих  акциях.  Согласно ст. 29 Федерального закона "О рынке  ценных
   бумаг" приобретатель получает такую возможность только после:
       а)  внесения приходной записи по счету депо приобретателя  -  в
   случае учета прав на ценные бумаги у депозитария;
       б) внесения приходной записи по лицевому счету приобретателя  -
   в случае учета прав на ценные бумаги у реестродержателя.
       Поэтому  при  установлении нарушения ст.  18  Закона  требуется
   наличие    факта   заключения   договора   купли-продажи,   залога,
   доверительного  управления  и др. в совокупности  с  осуществлением
   операции по внесению в реестр акционеров.
       3. Механизм согласования с антимонопольными органами нескольких
   сделок приобретения акций одного хозяйственного общества
       Согласно   п.   3.1.1   Положения   о   порядке   представления
   антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в  соответствии  с
   требованиями  статей  17  и  18  Закона  РСФСР  "О  конкуренции..."
   предварительное согласие на осуществление сделок, указанных в п.  1
   (абзац  2)  ст. 18 Закона, требуется при каждом приобретении  акций
   (долей)   с   правом  голоса  в  уставном  капитале  хозяйственного
   общества,   если  приобретатель  (лицо,  группа  лиц)   получит   в
   совокупности   с   уже   имеющимися  в   его   распоряжении   право
   распоряжаться   более  чем  20%  акций  (долей)  с  правом   голоса
   указанного хозяйственного общества.
       Вместе   с   тем   приобретатель   может   запросить   согласие
   антимонопольного  органа  на любой пакет  акций.  Лицо,  получившее
   разрешение  антимонопольных органов на  приобретение  пакета  акций
   какого-либо   хозяйственного  общества,  не   обязано   приобретать
   указанные  акции  в  полном  объеме, а может  приобрести  указанные
   акции   поэтапно.   При   этом   согласования   каждой   сделки   с
   антимонопольными органами не требуется до тех пор,  пока  не  будет
   сформирован  пакет  акций,  указанный в разрешении  антимонопольных
   органов.
       4. О применении п. 5 ст. 18 Закона
       При   избрании   физического  лица  Генеральным  директором   -
   единоличным    исполнительным   органом    акционерного    общества
   предварительное согласие антимонопольных органов не требуется.
       Вместе  с  тем  согласно  п. 5 ст. 18 Закона  физическое  лицо,
   участвующее  в  советах директоров, исполнительных органах  двух  и
   более  хозяйствующих субъектов, при наличии условий,  установленных
   п.  5  ст.  18  Закона,  должно направить в антимонопольные  органы
   соответствующее уведомление.
       5.  Соотношение ходатайств по п. 1 ст. 17 Закона и п. 1 ст.  18
   Закона
       При  осуществлении  реорганизации в  виде  присоединения  одной
   коммерческой   организации   к  другой   коммерческой   организации
   ходатайство  в  соответствии с требованиями  п.  1  ст.  17  Закона
   подается коммерческой организацией, к которой присоединяются,  т.е.
   организацией, к которой в порядке правопреемства переходят  активы,
   имущество, акции, права присоединяемой организации.
       В   случаях,  когда  в  результате  присоединения  коммерческой
   организации  к  другой коммерческой организации к  последней  также
   переходят  права на акции (доли), превышающие 20%  акций  с  правом
   голоса  в  уставном  капитале какой-либо организации,  имевшиеся  у
   присоединяемой   организации,  лицо,  получающее  указанные   акции
   (доли),  обязано обратиться в антимонопольные органы с ходатайством
   в соответствии с требованиями п. 1 ст. 18 Закона.
       6.  Действия  антимонопольного органа при  неуплате  заявителем
   платы за рассмотрение ходатайства
       Антимонопольный   орган   вправе  отказать   в   удовлетворении
   ходатайства  о совершении сделок и действий, предусмотренных  п.  1
   ст.  17 и п. 1 ст. 18 Закона, только по основаниям, содержащимся  в
   п. 3 ст. 17 и п. 4 ст. 18 Закона.
       В  случае, если заявитель не оплатил рассмотрение ходатайства в
   соответствии     с     порядком,    установленным    Постановлением
   Правительства   Российской  Федерации   от   26.12.1995   N   1284,
   антимонопольный орган должен обратиться в арбитражный суд  с  иском
   о взыскании платы за рассмотрение ходатайства.
       7.  Подпадает  ли  под действие ст. 18 Закона  ситуация,  когда
   акционер   получает  более  20%  голосующих  акций   в   результате
   уменьшения  уставного капитала общества, и какова  в  таком  случае
   позиция антимонопольных органов?
       Указанная ситуация подпадает под действие ст. 18 Закона.
       Однако   в   данном  случае  Комитет  полагает,  что  акционер,
   получивший  более  20% голосующих акций хозяйственного  общества  в
   результате  уменьшения  уставного капитала этого  общества,  должен
   только  уведомить антимонопольный орган о приобретенных  акциях,  а
   антимонопольный  орган  должен  рассмотреть  указанную   сделку   с
   позиций п. 4 ст. 18 Закона.
       8.   О   приобретении   государственными   органами   субъектов
   Российской   Федерации   акций   (долей)   в   уставном    капитале
   хозяйственных обществ
       Государственные органы субъекта Российской Федерации не  вправе
   самостоятельно   выступать  стороной   в   сделках,   связанных   с
   приобретением  акций  (долей)  в  уставном  капитале  хозяйственных
   обществ,  поскольку  такие  сделки порождают  участие  в  названных
   обществах,  что прямо запрещено в п. 4 ст. 66 Гражданского  кодекса
   Российской     Федерации.     Исключение     составляют     случаи,
   предусмотренные   законодательными   актами   (Закон    РСФСР    "О
   приватизации   государственных  и   муниципальных   предприятий   в
   Российской  Федерации"  и  Федеральный закон  "Об  общих  принципах
   организации местного самоуправления").
       Государственные  органы  субъекта Российской  Федерации  вправе
   выступать  от имени соответствующего субъекта Российской  Федерации
   в  сделках,  связанных  с приобретением акций  (долей)  в  уставном
   капитале хозяйственных обществ. При этом необходимо иметь  в  виду,
   что  возможность  осуществления  такого  приобретения  должна  быть
   закреплена  в  соответствующих актах (п.  1  ст.  125  Гражданского
   кодекса Российской Федерации).
       Приобретение  от  имени  субъекта  Российской  Федерации  акций
   (долей)    хозяйственного   общества   должно   осуществляться    с
   предварительного  согласия  антимонопольного  органа  при   условии
   соблюдения требований п. 2 ст. 18 Закона.
       9.  Общие  требования к заключениям на ходатайства  по  ст.  18
   Закона
       Заключение должно содержать:
       - наименование документа - Заключение,
       -  юридические адреса приобретателя и хозяйственного  общества,
   акции (доли), имущество, права в отношении которого приобретаются,
       -  размер  пакета  акций (долей), приобретаемого  в  результате
   рассматриваемой сделки, и совокупный размер пакета  акций  (долей),
   т.е. суммированный с уже имеющимся у приобретателя,
       -  решение по ходатайству в соответствии с п. 8.1.2 Положения о
   порядке   представления  антимонопольным   органам   ходатайств   и
   уведомлений  в соответствии с требованиями статей 17 и  18  Закона,
   утвержденного Приказом ГКАП России от 13.11.1995 N 145.
   
                                                          Н.Е.ФОНАРЕВА
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz